ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 25

 

  Главная      ЗИЛ     АВТОМОБИЛЬ ЗИЛ-131 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТО (1980 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..

 

 

 

ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 25

 

 

всеми необходимыми приборами, инструментами и квалифи-
цированным персоналом. 

В процессе эксплуатации генератор смазывать не тре-

буется, Смазка  з а л о ж е н а в герметизированные подшипники 
на весь срок  с л у ж б ы до капитального ремонта. 

Порядок разборки генератора: 

1. Отвернуть  д в а винта крепления  щ е т к о д е р ж а т е л я , к крышке 

и снять  щ е т к о д е р ж а т е л ь со щетками. 

2. Отвернуть три винта крепления крышки шарикоподшипника. 
3. Отвернуть стяжные шпильки. 
4. Снять крышку со стороны контактных колец вместе со ста-

тором. При необходимости применить съемник. 

5. Отсоединить фазные обмотки статора от выводов на вы-

прямительном блоке в крышке со стороны контактных колец. 

6. Отвернуть гайку крепления шкива и при помощи съемника 

снять шкив. 

7. Снять вентилятор, дистанционную втулку и вынуть шпонку. 
8. Снять крышку со стороны привода вместе с подшипником 

с  в а л а при помощи съемника, используя два отверстия в торце 
крышки. ' 

9. Отвернуть четыре винта, снять  д е р ж а т е л ь подшипника и 

выпрессовать шарикоподшипник из гнезда крышки со стороны 
привода. 

Порядок операций при сборке генератора обратный. 

Проверка выпрямительного блока. Отказ в работе генера-

тора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного 

блока. 

Блок проверяют на разобранном генераторе при отсоединен-

ной обмотке статора при помощи  а к к у м у л я т о р н о й

1

 батареи, под-

ключаемой к выводам блока через контрольную лампу. При про-
верке плюсовых выводов диодов к плюсовой шине выпрямитель-

ного блока надо подсоединить один провод аккумуляторной бата-
реи, а другой провод через контрольную лампу поочередно под-
соединять к выводам диодов на выпрямительном блоке. 

При проверке минусовых выводов диодов к минусовой шине 

выпрямительного блока подсоединить провод аккумуляторной ба-
тареи, после чего выполнить такие же операции, как и при про-
верке плюсовых выводов диодов. 

Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только 

в одном направлении, следовательно, контрольная лампа  д о л ж н а 
гореть только при включении диодов в проводящем направлении 

к а ж д о г о типа диодов выпрямительного блока. Если контрольная 

л а м п а горит при включении ее в обоих направлениях, т.- е. в прово-

дящем и в непроводящем, то диод блока непригоден из-за нали-

чия в нем короткого замыкания. Если контрольная лампа не горит 

в проводящих направлениях, то диоды выпрямительного блока не-
исправны. 

При обнаружении неисправности диодов выпрямительный 

блок необходимо  з а м е н и т ь 

7* 

195 

З а п р е щ а е т с я  п р о в е р к а  в ы п р я м и т е л ь н о г о  б л о к а : 

1 .  О т  и с т о ч н и к а  п о с т о я н н о г о  т о к а  н а п р я ж е н и е м  б о л е е  1 2  В . 

2 .  О т  и с т о ч н и к а  п е р е м е н н о г о  т о к а . 
3 .  Б е з  к о н т р о л ь н о й  л а м п ы ,  в к л ю ч е н н о й  п о с л е д о в а т е л ь н о с вы-

п р я м и т е л ь н ы м  б л о к о м . 

ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА 

И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 

П р и ч и н а и  п р и з н а к  н е и с п р а в н о с т и 

С п о с о б  у с т р а н е н и я 

1. Пробуксовка приводного ремня 

2. Неисправность в проводке или 

контактных присоединениях к генера-

тору, регулятору и другим элемен-

там цепи. Плохой контакт корпуса 

генератора с корпусом регулятора 

3. Неисправен амперметр 

4\ Нет контакта между щетками и 

кольцами: 

а) заедание щетки в направляю-

щих 

б) загрязнены и замаслены кольца 

в) щетки изношены (высота менее 

9 мм) 

5. Неисправен регулятор напряже-

ния 

6. Отпайка концов от колец или 

обрыв обмотки катушки возбужде-

7. Неисправность (пробой или 

обрыв) выпрямительного блока 

8. Обрыв или короткое замыкание 

одной из фаз статора 

1. Натянуть ремень, убедиться в ис-

правности подшипников генератора 

2. Определить место неисправности в 

проводке или местах контактных при-

соединений и устранить неисправность 

3. Проверить и при необходимости 

заменить 

а) отвернуть винты щеткодержателей, 

снять и очистить щетки и щеткодержа-

тели 

б) протереть кольца тряпочкой, смо-

ченной в бензине; если загрязнения не 

удаляются, кольца зачистить мелкой 

стеклянной шкуркой 

в) заменить щетки 

5. Проверить и при необходимости 

заменить 

6. Снять щеткодержатель и проверить 

сопротивление цепи катушки возбуж-

дения .между контактными кольцами; 

при отпайке запаять их," при обрыве 

обмотки ротор заменить 

7. Заменить выпрямительный блок 

8. Разобрать генератор, снять статор 

и проверить сопротивление, фаз. При 

исправном статоре сопротивление всех 

фаз должно быть одинаковым '(раз-

ница не более 10%). При обрыве или 

коротком замыкании одной из фаз за* 

менить статор 

-196 

Окончание 

Причина и  п р и з н а к  н е и с п р а в н о с т и 

С п о с о б  у с т р а н е н и я 

1. Чрезмерное натяжение или пе-

рекос приводного ремня 

2.

 Изношены или разрушены ша-

рикоподшипники 

1. Устранить перекос и отрегулиро' 

вать натяжение приводного ремня 

2. Заменить подшипники 

Р Е Г У Л Я Т О Р  Н А П Р Я Ж Е Н И Я 

Бесконтактный регулятор напряжения  Р Р 1 3 2  с л у ж и т  д л я под-

держания постоянства напряжения в электрической сети и рабо-
тает совместно с генератором переменного тока Г250-П1 по одно-

проводной схеме электрооборудования автомобилей с присоедине-
нием «минуса» на корпус. 

Регулятор напряжения представляет собой электронный при-

бор на кремниевых полупроводниковых элементах. 

При  к а ж д о м техническом обслуживании автомобиля (ТО-2) 

необходимо проверить чистоту и  з а т я ж к у наконечников проводов 
к  з а ж и м а м регулятора, а  т а к ж е  з а ж и м о в фильтра ФР132. 

При очередном техническом обслуживании один раз в год 

(при сезонном обслуживании) надо дополнительно проверить ре-

гулируемое напряжение на автомобиле.  Д л я проверки регулируе-

мого напряжения подключить вольтметр класса точности не ниже 

1,0  м е ж д у выводом + и корпусом регулятора; включить в каче-

стве дополнительной нагрузки дальний свет фар.  Д в и г а т е л ь авто-

мобиля должен работать со средней частотой вращения  в а л а . 

Если регулируемое напряжение регуляторов выходит за пре-

делы технических характеристик более чем на  ± 0 , 3 В, то регуля-

тор следует снять и проверить в специализированной мастерской. 

Если при проверке на стенде регулируемое напряжение регу-

лятора  т а к ж е выходит за пределы технических характеристик 

более чем на 0,3 В, то регулятор напряжения следует заменить 
ввиду того, что ремонтировать его можно только в специальной 
мастерской, 

Техническая характеристика регулятора напряжения 

-197 

Категорически запрещается  з а м ы к а т ь выводы регуля-

тора  м е ж д у собой или на корпус. Это приводит к выводу т 
строя регулятора. 

СИСТЕМА  З А Ж И Г А Н И Я 

Устройство и техническое обслуживание системы зажигания» 

На двигателе установлена экранированная, герметизированная, 
бесконтактно-транзисторная • система батарейного зажигания, со-
стоящая из катушки зажигания, распределителя зажигания, тран-
зисторного коммутатора, свечей зажигания и проводов высокого 

напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а  т а к ж е вы-

ключателя зажигания. 

Последовательно с катушкой зажигания включается добавоч-

ный резистор СЭ326, который автоматически закорачивается при 
пуске двигателя  д л я компенсации связанного с включением стар-
тера снижения напряжения аккумуляторной батареи. Добавоч-
ный резистор не герметичен, и поэтому его крепят выше уровня 

брода. Схема включения аппаратов зажигания показана на 
рис. 88; а принципиальная схема на рис. 89. 

Распределитель Р351 (рис. 90) герметизированный, экраниро-

ванный, восьмиискровой, с центробежным регулятором опереже-

ния зажигания, бесконтактный. Распределитель предназначен для 
управления работой коммутатора и распределения импульсов вы-
сокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой по-
следовательности. 

Д л я плавной.регулировки  у г л а опережения зажигания в зави-

симости от сорта применяемого топлива  с л у ж и т октан-корректор, 
состоящий из двух пластин, одна из которых прикреплена болтом 
к корпусу распределителя, а  д р у г а я  — д в у м я болтами к корпусу 
привода (на блоке цилиндров). Вращением регулировочных гаек 
октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и со-

ответственно поворот корпуса распределителя. 

Д л я доступа к гнездам высокого напряжения на крышке рас-

пределителя крышка экранирующего колпака сделана съемной, 

и ее крепят тремя болтами.  Д л я доступа к ротору и статору гене-

ратора напряжения снимают весь экранирующий колпак, кре-
пящийся  т а к ж е тремя болтами к корпусу распределителя. При 

разборке экрана следует обращать внимание на сохранность уп-

лотнительных прокладок. Вводы проводов низкого и высокого на-
пряжения от катушки зажигания уплотнены резиновыми коль-
цами.  Д л я уплотнения посадочного хвостовика корпуса распреде-
лителя на нем сделана канавка, в которую заложено уплотнитель-
ное резиновое кольцо. 

Распределитель герметизирован,-так как он предназначен для 

р а б о т ы под водой (при преодолении  б р о д а ) . Во избежание порчи 
высоковольтных пластмассовых деталей и коррозии внутренних 
металлических деталей под влиянием озона, образующегося в ре-
з у л ь т а т е искрения при работе распределителя, внутренняя полость 

-198 

Л 

его принудительно вентилируется.  Д л я этого в корпусе распреде-
лителя предусмотрено  д в а отверстия с конической резьбой для 

Рис. 89.

 Принципиальная электрическая схема бесконтактной си-

стемы  з а ж и г а н и я : 

1

 —  т р а н з и с т о р н ы й  к о м м у т а т о р ТК-200;

 2

 —  ф и л ь т р ;

 3

 —  д о б а в о ч н ы й  р е з и с т о р ; 

4

 —  к а т у ш к а  з а ж и г а н и я ;

 5 —

  с т а р т е р ; б  — а в а р и й н ы й  в и б р а т о р ; 7 —  д а т ч и к -

р а с п р е д е л и т е л ь ;

 8 —

  в ы к л ю ч а т е л и  з а ж и г а н и я ;

 9 —

  а к к у м у л я т о р н а я  б а т а р е я 

подсоединения штуцеров гибких вентиляционных шлангов. Венти-
ляция распределителя осуществляется воздухом, очищенным воз-
душным фильтром (см. рис. 28). 

Катушка зажигания Б118 предназначена для получения им-* 

пульсов высокого напряжения, обеспечивающих пробивание ис-
крового промежутка в свечах зажигания. 

Катушка герметичная, экранированная, прикреплена к щиту 

кабины под распределителем. 

Катушка имеет  д в а вывода низкого напряжения, из которых 

ВК подсоединяется к одному из  д в у х  з а ж и м о в ВК-12 коммутатора 
ТК-200, второй Р — к  з а ж и м у КЗ коммутатора. Катушка  з а ж и г а -
ния Б118 предназначена  д л я работы только с транзисторным ком-

мутатором ТК-200. Применение катушек других типов недопустимо. 

Коммутатор транзисторный ТК-200 предназначен  д л я необхо-

димого усиления и коммутации электрического тока в первичной 

обмотке катушки зажигания. 

Вибратор аварийный РС331 включается в работу только в ава-

рийном режиме при неисправном коммутаторе.  Д л я этого присо-

единяют провод от  р а з ъ е м а КЗ коммутатора «а разъем вибратора, 
а заглушку с  р а з ъ е м а вибратора ставят на разъем КЗ комму-

татора. 

Свечи зажигания СН307-В (рис. 91) экранированные, гермети-

зированные, имеют резьбу  М 1 4 Х 1 , 2 5 на ввертной части корпуса 
и резьбу в верхней части экрана  М 1 8 Х 1 (под накидную гайку 
ш л а н г а ) . В комплект свечи входят уплотнительная резиновая 
в т у л к а I, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая 
изоляционная втулка

 2

 экрана и керамический  в к л а д ы ш 3 со 

-200 

встроенным в него демпфирующим сопротивлением от 1000 до 

7000 Ом. Это сопротивление предназначено  д л я снижения уровня 
радиопомех .от системы зажигания и уменьшения выгорания элек-
тродов свечи. 

Контакт провода с электродом  в к л а д ы ш а осуществлен при по-

мощи контактного устройства КУ-20А1. Как это изображено на 
рисунке, на конец провода высокого напряжения, выходящий из 
экранирующего шланга, надевают резиновую уплотнительную 

втулку свечи и затем провод вводят в контактное устройство. 
Ж и л у провода, оголенную на длине 8 мм, вставляют в отверстие 

втулки, развальцованной в донышке керамического стаканчика 

контактного устройства, и распушают так, чтобы контактное 
устройство было  з а ж а т о на проводе. 

Зазор  м е ж д у электродами свечи должен быть в пределах 

0,5—0,65 мм. 

Свеча является одним из наиболее ответственных узлов си-

стемы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере за-
висит надежность работы всей системы. При образовании на свече 

нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вто-
ричного напряжения. Подгорание электродов вызывает увеличе-
ние пробойного напряжения искрового промежутка свечи. Пробой-

ное напряжение в некоторых случаях может  д а ж е превышать мак-

симальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в ре-
з у л ь т а т е чего возникают перебои зажигания. 

При появлении перебоев в работе зажигания  п р е ж д е всего 

надо проверить зазор  м е ж д у электродами и в случае необходимо-

сти отрегулировать его. 

Провода высокого напряжения марки ПВС-7 имеют двухслой-

ную изоляцию и  ж и л у из семи стальных нержавеющих проволочек, 
Провода заключены в экранирующие герметичные шланги с внут^ 
ренним диаметром 8 мм на участке от свечей до сборных коллек-
торов и с внутренним диаметром 22 мм от коллекторов до . рас-
пределителя. 

Комбинированный выключатель зажигания и стартера пред-

назначен для включения и выключения цепей зажигания и стар-

тера. Установлен он на переднем щите кабины. 

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксиро-

ванных. В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется 
в замок и вынимается из него. 

Положение / — включен  з а ж и м КЗ (зажигание) поворотом 

ключа по ходу часовой стрелки (см. рис. 85). 

Положение // — включены  з а ж и м ы КЗ (зажигание), и СТ 

(стартер) поворотом ключа по ходу часовой стрелки. Положе-

ние

 II

 не фиксированное, возврат в положение / осуществляется 

пружиной после снятия усилия с ключа. 

Правильная установка провода высокого напряжения в гнездо 

крышки катушки зажигания имеет  в а ж н о е значение для обеспе-

чения нормальной работы системы зажигания. В случае длитель-
ной работы двигателя с проводом, введенным в гнездо катушки 

-202 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..