ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 14

 

  Главная      ЗИЛ     АВТОМОБИЛЬ ЗИЛ-131 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТО (1980 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

 

ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 14

 

 

Рис. 44.  Р а з д а т о ч н а я коробка 

/ —  к а р т е р  р а з д а т о ч н о й  к о р о б к и ;

 2 —

  м а с л о и а п р а в л я ю щ и й  л о т о к ; 3 —  в а л  п р и в о д а  п е р е д н е г о 

з а л и в н о г о  о т в е р с т и я ;

 8

 —  ф л а н е ц  п р и в о д а  п е р е д н е г о  м о с т а ;

 9

 —  п н е в м а т и ч е с к а я  д и а ф р а г м е н н а я 

в а л ;

 12 —

  с а л ь н и к ;

 13

 —  в е д у щ а я  ш е с т е р н я  п е р в и ч н о г о  в а л а ;

 14 —

  ш п о н к а ;

 15 —

  к а р е т к а 

р и ч н ы й  в а л с  ш е с т е р н е й ;

 19

 —  ч е р в я к  п р и в о д а  с п и д о м е т р а ;

 20

 —  б а р а б а н  с т о я н о ч н о г о  т о р -

24 —

  с л и в н а я  п р о б к а с  м а г н и т о м ;

 25 —

  ш т у ц е р  д л я  п о д с о е д и н е н и я  т р о с а  с п и д о м е т р а ;

 26 — 

ш е с т е р н я  п е р в о й  п е р е д а ч и ;

 30 —

  ш а р и к  ф и к с а т о р а ;

 31

 —  с т е р ж е н ь  в и л к и  в к л ю ч е н и я  в т о р о й 

ф и к с а т о р а ;

 35 —

  ш а р и к и  с т о п о р а ;

 зб

 —  с т е р ж е н ь  в и л к и  в к л ю ч е н и я  п е р в о й  п е р е д а ч и ;

 37 —

  в ы « 

м о с т а ;

 39

  д и а ф р а г м а  к а м е р ы ;

 40

 —  в о з в р а т н а я  п р у ж и н а ;

 41 —

  с т е р ж е н ь  к а м е р ы  в к л ю ч е н и я 

р а г м а ;

 45

 —  п о д в и ж н о й  к о н т а к т ;

 46 —

  з а ж и м ы ; 

1-98 

с ручным  т о р м о з о м ! 

м о с т а ;

 4 —

  с т о п о р н о е  к о л ь ц о ; 5 и

 22

 —  к р ы ш к и ;

 6 —

  м а с л о о т г о н н а я  ш а й б а ;

 7 —

  п р о б к а 

к а м е р а  в к л ю ч е н и я  п р и в о д а  п е р е д н е г о  м о с т а ; Ю —  ф л а н е ц  п е р в и ч н о г о  в а л а ;

 11 —

  п е р в и ч н ы й 

в к л ю ч е н и я  в т о р о й  п е р е д а ч и ;

 16 —

  к р ы ш к а  в е р х н е г о  л ю к а ; 17 —  к р ы ш к а  к а р т е р а ;

 18—

 вто-

м о з а ;

 21

 —  к а р е т к а  в к л ю ч е н и я  п р и в о д а  п е р е д н е г о  м о с т а ;

 23

 —  ш е с т е р н я  в т о р о й  п е р е д а ч и ; 

ш е с т е р н я  с п и д о м е т р а ;

 27

 —  р о л и к и - и г о л к и ;

 28

 —  к а р е т к а  в к л ю ч е н и я  п е р в о й  п е р е д а ч и ;

 29 — 

п е р е д а ч и ;

 32

 —  в ы к л ю ч а т е л ь  к о н т р о л ь н о й  л а м п ы  п е р е д н е г о  м о с т а ;

 33 —

  с а п у н ;

 34

 —  к о р п у с 

к л ю ч а т е л ь  в к л ю ч е н и я  п е р е д н е г о  м о с т а ;

  3 8 —

  к о р п у с  к а м е р ы  в к л ю ч е н и я  п р и в о д а  п е р е д н е г о 

п е р е д н е г о  м о с т а ;  « — р е г у л и р о в о ч н ы е  п р о к л а д к и ;

 43 —

  ш а р и к  в ы к л ю ч а т е л я ;

 44 —

  д и а ф -

47 —

  и з о л я т о р ;

 48 —

  к о р п у с  в ы к л ю ч а т е л я 

4* 

99 

Д л я  п р е д о т в р а щ е н и я вытекания  м а с л а из  р а з д а т о ч н о й короб-

ки места  в ы х о д а всех  в а л о в уплотнены  с а м о п о д ж и м н ы м и резино-

выми  с а л ь н и к а м и

 12.

 Сальник  в а л а привода переднего моста, на-

Рис. 46.

 Электромагнитный пневматический кла-

пан: 

1 —  э л е к т р о м а г н и т ;

 2 —

  ш т у ц е р  в ы п у с к а  в о з д у х а : 3 — 

к о р п у с  к л а п а н а  у п р а в л е н и я  р а з д а т о ч н о й  к о р о б к о й ;

 4

 и 

в  — ш т у ц е р а : 5 —  с е д л о  к л а п а н а ;

 6 —

  в п у с к н о й  к л а п а н ; 

7 — п р о б к а  к л а п а н а ;

 9 —

  р а с п о р н а я  в т у л к а ;

 10 —

  с т е р -

ж е н ь  к л а п а н а ;

 11

 —  в ы п у с к н о й  к л а п а н ;

 12

 —  у п л о т н и -

т е л ь н о е  к о л ь ц о ;

 13

 —  ш т о к ;

 14

 —  д и с к о в а я  п р у ж и н а ;

 15— 

к о р п у с ;

 16 —

  к р ы ш к а ;

 17

 —  с е р д е ч н и к 

х о д я щ и й с я  н и ж е  у р о в н я масляной ванны,  д о п о л н и т е л ь н о  з а щ и щ е н 

масл'оотгонной шайбой

 6. 

Все стыки  к а р т е р а  р а з д а т о ч н о й коробки, крышки подшипни-

ков и верхнего  л ю к а уплотнены специальной пастой. 

При всех  р а б о т а х ,  с в я з а н н ы х с  р а з б о р к о й  р а з д а т о ч н о й короб-

ки, все  д е т а л и  к а р т е р а  с л е д у е т  с т а в и т ь на место с применением 
у п о м я н у т о й пасты. 

З а в о д приступил к  п р о и з в о д с т в у новой подвески  р а з д а т о ч н о й 

коробки на  д о п о л н и т е л ь н ы х  р е з и н о в ы х  п о д у ш к а х

 15

 (см. рис.  4 5 ) 

и на новой продольной  б а л к е

 18.

 Новое  к р е п л е н и е  в з а и м о з а м е -

няемо со  с т а р ы м . 

-101 

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е  О Б С Л У Ж И В А Н И Е  Р А З Д А Т О Ч Н О Й  К О Р О Б К И 

При  э к с п л у а т а ц и и  н е о б х о д и м о проверять  н а д е ж н о с т ь крепле-

ния  р а з д а т о ч н о й коробки на  п р о д о л ь н ы х  б а л к а х  р а м ы и  н а д е ж -
ность крепления  с а м и х  б а л о к к поперечинам  р а м ы . 

Н е о б х о д и м о  т а к ж е  п р о м ы в а т ь и  п р о ч и щ а т ь  в о з д у ш н ы е  к а н а л ы 

сапуна,  у с т а н о в л е н н о г о на  к р ы ш к е  л ю к а  р а з д а т о ч н о й коробки, 
з а с о р е н и е которого  м о ж е т  в ы з в а т ь повышение  д а в л е н и я в  к а р т е р е 
р а з д а т о ч н о й коробки и  п о с л у ж и т ь причиной подтекания  м а с л а 
через сальник.  Н е о б х о д и м о  п о д д е р ж и в а т ь  н о р м а л ь н ы й  у р о в е н ь 

м а с л а в коробке и своевременно менять его согласно  к а р т е 
смазки. 

При  р а з б о р к е  р а з д а т о ч н о й коробки необходимо помнить о 

том, что концевые гайки  в а л о в  з а к о н т р е н ы тем же способом, что 
и на коробке передач. 

При  у с т а н о в к е  в о з д у ш н о й  к а м е р ы  к а р е т к и включения перед-

него моста необходимо при помощи  р е г у л и р о в о ч н ы х  п р о к л а д о к

 42 

о т р е г у л и р о в а т ь  р а з м е р  1 7 4 ± 0 , 1 мм от торца корпуса  к а м е р ы

 38 

до отверстия под стопорный  б о л т на  с т е р ж н е переключения в со-
ответствии с рис. 44. 

К А Р Д А Н Н А Я  П Е Р Е Д А Ч А 

У С Т Р О Й С Т В О  К А Р Д А Н Н О Й  П Е Р Е Д А Ч И 

К а р д а н н а я  п е р е д а ч а  а в т о м о б и л я состоит из четырех  к а р д а н -

ных  в а л о в : основного  м е ж д у коробкой  п е р е д а ч и  р а з д а т о ч н о й ко-

робкой, привода  п р о м е ж у т о ч н о г о моста  м е ж д у  р а з д а т о ч н о й ко-

робкой и  г л а в н о й  п е р е д а ч е й  п р о м е ж у т о ч н о г о моста, привода зад-
него моста  м е ж д у  г л а в н ы м и  п е р е д а ч а м и  п р о м е ж у т о ч н о г о и зад-
него мостов и  п р и в о д а переднего моста  м е ж д у  р а з д а т о ч н о й 
коробкой и  г л а в н о й  п е р е д а ч е й переднего моста (рис.  4 7 ) . 

Конструкция всех  к а р д а н н ы х  в а л о в  о д и н а к о в а (рис.  4 8 ) ; кар-

д а н н ы й  в а л  п р и в о д а  п р о м е ж у т о ч н о г о моста имеет  б о л ь ш и е раз-

меры, чем все остальные. 

К а ж д ы й  к а р д а н н ы й  в а л состоит из тонкостенной  т р у б ы , к од-

ному концу которой  п р и в а р е н а  н е п о д в и ж н а я вилка  ш а р н и р а , а к 
д р у г о м у —  ш л и ц е в а я  в т у л к а 7, соединенная со  с к о л ь з я щ е й вилкой 
ш а р н и р а . 

Все восемь  ш а р н и р о в  к а р д а н н о й  п е р е д а ч и  о д и н а к о в ы по уст-

р о й с т в у и состоят  к а ж д ы й из неподвижной или  с к о л ь з я щ е й вил-

ки, фланца-вилки

 16

 и крестовины

 2,

  у с т а н о в л е н н о й в  у ш к а х ви-

лок на  и г о л ь ч а т ы х подшипниках

 14. 

Ш а р н и р ы  к а р д а н н о й  п е р е д а ч и не  т р е б у ю т пополнения смазки 

в процессе  э к с п л у а т а ц и и .  Ш а р н и р ы при сборке  з а п о л н я ю т на за-
в о д е консистентной смазкой 158 (ТУ 38  1 0 1 3 2 0 — 7 7 ) . 

-102 

Д л я  у д е р ж а н и я  с м а з к и и  п р е д о х р а н е н и я от  з а г р я з н е н и я под-

шипники  с н а б ж е н ы уплотнением, состоящим из  с а л ь н и к а ра-

д и а л ь н о г о уплотнения,  в м о н т и р о в а н н о г о в  о б о й м у подшипника, 

и из торцового уплотнения 1, напрессованного на шипы крестовин. 

Рис. 47.

 Схема  р а с п о л о ж е н и я  к а р д а н н ы х валов:' 

1

 —  п е р е д н и й  м о с т ;

 2 —

  к о р о б к а  п е р е д а ч ;

 3

 —  к а р д а н н ы й  в а л  п е р е д н е г о  м о с т а ;

 4

 — ос-

н о в н о й  к а р д а н н ы й  в а л ; 5 —  р а з д а т о ч н а я  к о р о б к а ;

 6

 —  к а р д а н н ы й  в а л  с р е д н е г о  м о с т а ; 

7 —  п р о м е ж у т о ч н ы й  м о с т ;

 8—

  к а р д а н н ы й  в а л  з а д н е г о  м о с т а ;

 9 —

  з а д н и й  м о с т 

В связи с применением  т о р ц о в ы х уплотнений крестовина кар-

данного  в а л а не имеет сквозных отверстий  д л я  п о д в о д а смазки, 
но в  с б о р е с подшипниками крестовина полностью  в з а и м о з а м е -
няема с крестовиной старой конструкции. 

К а р д а н н ы е  в а л ы имеют герметичное  ш л и ц е в о е соединение. 

С м а з к а во внутренней полости  в т у л к и  у д е р ж и в а е т с я от вытекания 
з а г л у ш к о й

 6,

  з а в а л ь ц о в а н н о й в шлицевой  в т у л к е 7, а  т а к ж е рези-

новым

 9

 и войлочным

 11

  к о л ь ц а м и .  О б а  к о л ь ц а  п р е д о т в р а щ а ю т 

з а г р я з н е н и е  ш л и ц е в о г о соединения. 

К а р д а н н ы е  в а л ы  д и н а м и ч е с к и  с б а л а н с и р о в а н ы .  Б а л а н с и р о в к а 

всех  к а р д а н н ы х  в а л о в ,  к р о м е основного, и  в а л а  з а д н е г о моста 
о с у щ е с т в л е н а  п р и в а р к о й  б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин

 5

 на обоих 

к о н ц а х  т р у б ы .  Б а л а н с и р о в к а  к а р д а н н о г о  в а л а  з а д н е г о моста иГ 
основного  к а р д а н н о г о  в а л а со стороны  г л у х о й вилки  д о с т и г а е т с я 

приваркой  б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин на  т р у б е , а со стороны 

с к о л ь з я щ е й вилки —  п р и в е р т ы в а н и е м  б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин 
к  т о р ц а м  у ш к о в вилки, 

-103 

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е  О Б С Л У Ж И В А Н И Е  К А Р Д А Н Н О Й  П Е Р Е Д А Ч И 

Д л я нормальной  р а б о т ы  в а л о в  н е о б х о д и м о : 

1.  П р о в е р я т ь крепления стланцев  к а р д а н н ы х  в а л о в . Все  б о л т ы 

крепления  д о л ж н ы быть  з а т я н у т ы полностью. 

2. При  о с л а б л е н и и болтов,  к р е п я щ и х опорные  п л а с т и н ы под-

шипников крестовины,  п о д т я н у т ь их (момент  з а т я ж к и  д о л ж е н 
быть равен 1,4—1,7  к г с - м ) . 

3.  П р о в е р я т ь  з а з о р шлицевого соединения. При  б о л ь ш о м за-

з о р е  в с л е д с т в и е износа шлицев  н а д о  з а м е н и т ь  в а л . 

4. При  р а з б о р к е  ш а р н и р а  к а р д а н н о г о  в а л а  з а д н е г о моста и 

основного  к а р д а н н о г о  в а л а  с л е д у е т пометить  б а л а н с и р о в о ч н ы е 

пластины,  п р и в е р н у т ы е к  т о р ц а м  у ш е к вилки,  ч т о б ы при сборке 
п о с т а в и т ь их на  п р е ж н е е место. -

После сборки  к а р д а н н о г о  в а л а необходимо, чтобы стрелки, 

в ы б и т ы е на  т р у б ч а т о м  в а л у и  с к о л ь з я щ е й вилке, были располо-
ж е н ы одна против  д р у г о й .  Б о л т ы крепления опорных пластин 
и г о л ь ч а т ы х подшипников-  д о л ж н ы быть  з а т я н у т ы и  з а к о н т р е н ы 
з а г и б а н и е м одного  у ш к а замочной  п л а с т и н ы к грани головки  к а ж -
д о г о  б о л т а .  П о с л е  з а м е н ы  о т д е л ь н ы х  д е т а л е й  к а р д а н н ы й  в а л дол-
жен быть  д и н а м и ч е с к и  с б а л а н с и р о в а н приваркой пластин

 5

 или 

у с т а н о в к о й  с ъ е м н ы х пластин под головки болтов крепления опор-

ных пластин подшипников крестовины.  Д л я всех  в а л о в , кроме 
в а л а  п р о м е ж у т о ч н о г о моста,  д о п у с т и м ы й  д и с б а л а н с не  б о л е е 
70  г с - с м , а  д л я  в а л а  п р о м е ж у т о ч н о г о моста 100  г с - с м . 

О б щ а я толщина  с ъ е м н ы х  б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин  д о л ж н а 

быть не более 3 мм. 

5. Строго  с о б л ю д а т ь сроки  с м а з к и  ш л и ц е в  к а р д а н н о й  п е р е д а ч и 

согласно  к а р т е смазки. 

Д л я  с м а з к и  ш л и ц е в ы е соединения  н е о б х о д и м о  р а з о б р а т ь , про-

мыть  ш л и ц ы  с к о л ь з я щ е й вилки и  в н у т р е н н ю ю полость шлицевой 
в т у л к и ,  з а л о ж и т ь в эту полость  с в е ж у ю  с м а з к у и снова  с о б р а т ь 
в а л . 

При  с м а з ы в а н и и шлицевого соединения  н е о б х о д и м о исполь-

з о в а т ь определенное  к о л и ч е с т в о смазки,  у к а з а н н о е в  к а р т е 
смазки. 

При  с б о р к е  ш л и ц е в о г о соединения  н е о б х о д и м о  с л е д и т ь за тем, 

чтобы  р а з р е з н ы е  ш а й б ы

 12

 войлочного кольца

 11

 были установ-

лены  р а з р е з о м в  р а з н ы е стороны. 

В  с л у ч а е возникновения  з а т р у д н е н и й при  с м а з к е  к а р д а н н ы х 

в а л о в без пробки в  ш л и ц е в о м соединении необходимо  с д е л а т ь 
с л е д у ю щ е е : 

—  о т в е р н у т ь  г а й к у

 10

  с а л ь н и к а ; 

—  у д а л и т ь лишний  в о з д у х из  ш л и ц е в о г о соединения,  д л я чего 

т р и - ч е т ы р е  р а з а переместить  с к о л ь з я щ у ю  в и л к у в шлицевой 

в т у л к е и  з а т е м  з а т я н у т ь  г а й к у

 10. 

При снятии  к а р д а н н о г о  в а л а с  а в т о м о б и л я или при  у с т а н о в к е 

его на  а в т о м о б и л ь нельзя  в с т а в л я т ь в  ш а р н и р  м о н т а ж н у ю  л о п а т к у 
или  д р у г и е  п р е д м е т ы  д л я  п р о в е р т ы в а н и я  к а р д а н н о г о  в а л а ,  т а к 

-105 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..