ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105 

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Общая программа доводки автомобиля ЗИЛ-130 предусматривала исследование возможности увеличения периодичности и изменения объема технического обслуживания вследствие: изменения конструкции автомобиля ЗИЛ-130 по сравнению с предшествующей моделью; применения новых смазочных и лакокрасочных материалов; дальнейшего совершенствования конструкции агрегатов в направлении создания узлов трения с постоянным запасом смазки, с меньшим числом точек смазки, с лучшей доступностью к местам регулировок и креплений; создания специальных стендов, съемников и приспособлений, а также комплекта шоферского инструмента, способствующих сокращению трудоемкости технического обслуживания; уточнения режимов технического обслуживания, а также методик их установления.

В основу исследования были положены общие и частные методики установления рациональных режимов технического обслуживания, разработанные НИИАТ и согласованные с заводом и НАМИ.

Опыт доводки автомобиля ЗИЛ-130 показал, что периодичность и объем технического обслуживания при данных условиях эксплуатации зависят от усовершенствования конструкции автомобиля, повышения качества его изготовления и т. п.

Поэтому с начала выпуска установочной партии автомобилей ЗИЛ-130 и до настоящего времени интервалы пробега между техническими обслуживаниями имеют тенденцию к увеличению (табл. 119).

Одновременно с изменением периодичности технического обслуживания уточнялся перечень необходимых операций; операции, признанные на основании обобщения опыта эксплуатации

необязательными, исключались; часть операций переносилась из ежедневного обслуживания в ТО-1 и из ТО-1 в ТО-2.

Задача проводимых испытаний — выяснить, как увеличение периодичности проведения ТО-1 и ТО-2 отразится на техникоэксплуатационных показателях работы автомобилей и на общей экономической эффективности нх использования. Предварительно такая задача решалась на небольшом количестве автомобилей при заводских испытаниях, а затем уточнялась при эксплуатации нескольких десятков и сотен автомобилей в конкретном крупном автохозяйстве.

Для возможности сопоставления автомобили разбивались на условные группы с различными интервалами пробега между техническими обслуживаниями. В связи с тем, что изменение периодичности проведения ТО-1 и ТО-2 могло отразиться на сроке службы автомобиля и его элементов до первого капитального ремонта, а также на потерях, связанных с простоями автомобилей из-за отказов, по каждой группе учитывались следующие показатели: коэффициент использования рабочего времени; коэффициент, учитывающий потери линейного времени; затраты на запасные части, отнесенные к одному автомобилю.

Если в результате работы оказывалось, что увеличение периодичности технического обслуживания автомобилей приводило к снижению расходов на эксплуатацию автомобилей ЗИЛ-130 и не снижало их эксплуатационной надежности, делался вывод о возможности утверждения этой периодичности для данной категории условий эксплуатации.

Изменению периодичности технического обслуживания в ряде случаев предшествовала работа по подбору новых сортов масел и смазок. В течение ряда лет для системы гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 применялись разные сорта масел (летом турбинное 22, ГОСТ 32—53 или индустриальное 20, ГОСТ 1707—51 и зимой — веретенное АУ, ГОСТ 1642—50), которые необходимо было менять в зависимости от сезона.

В настоящее время во всех климатических зонах страны применяется всесезонное масло Р по ТУ 38-1-110—67, разработанное заводом. В масле содержатся присадки, обеспечивающие хорошие противоизносные свойства, а также устойчивость по-

верхностей деталей против окисления. В связи с этим менять масло до ремонта агрегатов рулевого управления не требуется.

Значительным изменениям подверглось трансмиссионное масло автомобиля ЗИЛ-130. До создания нового сорта применялось трансмиссионное масло ТАп-15, смену которого производили при втором ТО-2 (после пробега 10—18 тыс. км). В настоящее время для агрегатов трансмиссии применяется новое трансмиссионное масло ТАп-15В, разработанное заводом; его смену производят при шестом ТО-2 (после пробега 30—54 тыс. км). Это стало возможным потому, что масло ТАп-15В изготовляется из сырья, очищенного от асфальтосмолистых веществ, и имеет высокую стабильность против окисления. Введенные в масло присадки обусловливают его хорошие противоизносные и противозадирные свойства.

Если периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 зависит от условий эксплуатации автомобилей, то объем и трудоемкость операций этих обслуживаний определяется главным образом конструкцией автомобиля и его элементов.

Уже первые испытания опытных образцов автомобилей ЗИЛ-130 показали, что объем работ ТО-1 и ТО-2 по ним значительно уменьшен по сравнению с объемом работ но автомобилю ЗИЛ-164. Это объясняется сокращением числа точек смазки, объема и номенклатуры крепежных и регулировочных работ, а также усовершенствованием конструкции ряда узлов и деталей, повысившим их надежность. К числу этих мероприятий относятся: применение подшипников с постоянным запасом смазки (в узлах сцепления, коробки передач, водяного насоса, карданного вала автомобиля и рулевого управления и др.), увеличение периодичности смазки некоторых узлов и деталей (подшипника промежуточной опоры карданного вала, шлицев карданного вала трансмиссии, валика распределителя, валика водяного насоса и др.), увеличение периодичности крепежных работ (крепление рулевого колеса на валу, картера рулевого механизма и рулевой колонки, крепление коробки передач к картеру сцепления, крыльев н кабины к раме, крепление платформы и др.).

Сокращению трудоемкости технического обслуживания и ремонта способствовало применение эмалей горячей сушки, повысивших долговечность окраски кабины и существенно снизивших затраты на периодическую подкраску автомобилей в эксплуатации.

Косвенно сокращению трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобиля ЗИЛ-130 способствует разработанные заводом специальные стенды, съемники и приспособления, часть из которых выпускается объединением Росавтоспецобору-дование Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Если трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта в начале массового производства автомобилей ЗИЛ-130 принять за 100%, то в результате совершенствования конструк-цип автомобилей, улучшения условий их эксплуатации, обеспечения более совершенными эксплуатационными материалами, уточнения режимов технического обслуживания трудоемкость технического обслуживания снизилась на 28%, а текущего ремонта — на 20—25 % -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105