Основными показателями, характеризующими эффективность и совершенство
тормозной системы, являются замедление и тормозной путь, измеренные при
резком так называемом аварийном торможении автомобиля.
В транспортном законодательстве разных стран приняты различные нормы,
регламентирующие замедление и тормозной путь для автомобилей разных
типов. Кроме того, существуют нормы на эффективность тормозных систем,
рекомендуемые автомобильным подкомитетом ЕЭК ООН.
В табл. 65 приведены нормы разных стран для грузовых автомобилей и
автопоездов (для класса автомобилей, к которому относятся семейство
автомобилей ЗИЛ-130). Эти нормы предписывают допускаемый минимум
эффективности тормозной системы. Практически все автомобили и
автопоезда, выпускаемые в этих странах, снабжены тормозными системами,
эффективность которых превышает приведенные нормы на 20—50%. Это
обстоятельство, а также возможное в дальнейшем ужесточение норм следует
учитывать при проектировании тормозной системы нового автомобиля.
Определить тормозной путь будущего автомобиля расчетным путем весьма
затруднительно. Зависимость же между тормозным моментом и замедлением
известна. Таким образом, задаваясь необходимой величиной замедления,
можно рассчитать тормозной момент, обеспечивающий такое замедление.
Из табл. 65 следует, что среднее замедление для рабочего тормоза
колеблется в пределах 4,0—4,5 м/с2. Ужесточив эту норму на 50%, получим
замедление 6,0—6,75 м/с2. Автомобиль с тормозами, обусловливающими такое
замедление, будет соответствовать любой из приведенных в табл. 65 норм и
сможет успешно конкурировать по эффективности тормозной системы с
зарубежными автомобилями.
Параметры автомобилей и автопоездов, необходимые для расчета
эффективности тормозной системы, приведены в табл. 66 и 67.
Принимая замедление, которое должны обеспечивать рабочие тормоза = 6
м/с2, можно определить требуемый для этого суммарный тормозной момент
всех колесных тормозов автомобиля или автопоезда (в кгс-м)
Наличие сжимающих сил в сцепке может нарушить
продольную устойчивость автопоезда и привести к его складыванию,
вследствие чего возможна авария. Силы растяжения в сцепке не вызывают
складывания автопоезда.
Ниже приведены определенные по формуле (14)
тормозные моменты, обусловливающие замедление 6 м/с2 для разных
модификаций автомобиля ЗИЛ-130, прицепов и автопоездов (в кгс-м):
Автомобиль ЗИЛ-130 ........................3210
Прицеп к автомобилю ЗИЛ-130 ..............2450
Автопоезд с тягачом ЗИЛ-130 ................5660
Автопоезд с седельным тягачом ЗИЛ-130В1 5690
Автомобиль ЗИЛ-130Г...........3310
Прицеп к автомобилю ЗИЛ-130Г............2450
Автопоезд с тягачом ЗИЛ-130Г..............5760
Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 ..........2850
Прицеп к автомобилю-самосвалу ЗИЛ-ММЗ-555 2300 Самосвальный
автопоезд...........5100
Рис. 98. Схема сил, действующих на автомобиль
при торможении:
Далее необходимо распределить суммарный тормозной
момент по осям автомобиля в зависимости от возможностей реализации его.
На рис. 98 показаны силы, действующие на автомобиль при торможении (без
учета сил сопротивления воздуха и сопротивления качению).
Расчетные параметры эффективности тормозной системы
семейства грузовых автомобилей ЗИЛ-130 приведены в табл. 72.
Как следует из табл. 72, замедления у автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г и
ЗИЛ-ММЗ-555 близки к заданному, а у тягачей ЗИЛ-130В1 несколько меньше,
однако в допустимой степени и не приведут к значительному увеличению
тормозного пути. Применение одинаковых тормозных механизмов и одинаковых
тормозных камер на автомобилях одного семейства очень важно для
унификации деталей как в производстве, так и в эксплуатации.