КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Глава III.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

 


ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ



Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 была спроектирована взамен устаревшей коробки передач модели 150В, которая устанавливалась на автомобиль ЗИЛ-164.

К моменту проектирования новой коробки передач наибольшее распространение на грузовых автомобилях получили механические ступенчатые трехвальные коробки передач с шестернями постоянного зацепления и ручным управлением. Эти коробки передач отличаются относительной простотой конструкции и малой стоимостью изготовления. Для бесшумного включения передач широкое применение получили синхронизаторы инерционного типа.

В коробках передач автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 пятая передача повышающая (ее передаточное число равно 0,81). При разработке этих коробок передач предполагалось, что основной рабочей передачей будет четвертая (прямая). Пятая передача предназначалась для холостых пробегов автомобиля. Однако в эксплуатации пятая передача стала применяться в качестве основной, рабочей передачи.

Динамические и экономические качества автомобиля оцениваются суммарным передаточным числом трансмиссии от двигателя к колесам. Следовательно, если основная, рабочая передача выполнена прямой (вместо повышающей), то уменьшается передаточное число главной передачи заднего моста, что позволяет спроектировать ее более надежной. В то же время снижается угловая скорость вращения карданного вала, вследствие чего увеличивается его коэффициент запаса по критической угловой скорости. Поэтому в коробке передач автомобиля ЗИЛ-130 диапазон передач был сдвинут в сторону увеличения общего передаточного числа, а пятая передача сделана прямой. Устройство коробки передач показано на рис. 6.

Так как проектируемая коробка передач предназначалась для массового производства, то это отразилось на конструкции как отдельных деталей, так и всей коробки передач. Каждая деталь должна быть простой, удобной для обработки и контроля, а также иметь минимальную массу.

Сборка коробки передач должна состоять из простейших операций и при этом не должны требоваться добавочные регулировки.

 

 

Рис. 6. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ

Расчетные напряжения в зубьях шестерен коробки передач 3IIJ1-130 достаточно высоки (см. табл. 16), поэтому для изготовления ее шестерен и валов выбраны стали 25ХГТ и 25ХГМ. Сталь 25ХГМ имеет несколько большую статическую прочность, чем сталь 25ХГТ, и, кроме того, обеспечивает высокую твердость поверхности отверстий. Эту сталь применяют для изготовления наиболее нагруженных деталей: первичного вала, имеющего отверстие, поверхность которого служит беговой дорожкой для роликов подшипника вторичного вала, и шестерен вторичного вала, поверхности отверстий ступиц которых «работают» по стальному валу.

Каретки синхронизаторов и шестерен промежуточного вала изготавливают из стали 25ХГТ, так как твердость поверхностей отверстий этих шестерен и кареток может быть несколько ниже.

Материал конусных колец синхронизаторов должен обладать достаточным коэффициентом трения и большой износостойкостью. Этим требованиям наиболее полно отвечает латунь ЛМцКА 58-2-1-1 (коэффициент трения со смазкой равен 0,012). При твердости колец НВ 180 после закалки с использованием штамповочного тепла они обладают достаточной износостойкостью.

Основные данные о материалах и термической обработке деталей коробки передач приведены в табл. 19.

 

 

19. Краткая характеристика основных деталей коробки передач

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..