Гаситель крутильных колебаний сцепления автомобиля ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Гаситель крутильных колебаний сцепления автомобиля ЗИЛ-130

Контроль за состоянием гасителя крутильных колебаний производится по его характеристике, позволяющей определить момент трения и степень износа деталей, жесткость пружин и угловое перемещение, при котором гаситель колебаний выключается. Типичная характеристика гасителя крутильных колебаний показана на рис. 5.

Испытания первых образцов однодисковых сцеплений на автомобилях выявили недостаточную прочность и долговечность деталей гасителя крутильных колебаний ведомого диска. Разрушались диски, пружины и их опорные пластины.

После замены дисков, изготовленных из стали 35 и циани-руемых на глубину 0,05—0,20 мм (твердость сердцевины HRC 30,5—48, поверхности HJRC 56—62), на диски из стали 50 с закалкой до твердости HRC 44—50 разрушение их прекратилось.

Количество разрушений опорных пластин было резко сокращено путем устранения надсечек (надрубов), образующихся при штамповке установочных выступов.

Для устранения поломок пружин в них были уменьшены напряжения в момент соприкосновения витков (т. е. при выключении гасителя крутильных колебаний) и ликвидированы концентраторы напряжений. Для стали К65А, из которой изготовлялись пружины, допускаемые напряжения опытным путем были установлены не более 60-—63 кгс/мм2. Кроме того, было введено дробеструйное упрочнение поверхности пружин.

 

 

 

Рис. 5. Характеристика гасителя колебаний ведомого диска сцепления

 

 

 

После внедрения указанных выше мероприятий пружины не разрушались через 10 млн. циклов нагружения до соприкосновения витков.

Другим недостатком, с которым пришлось столкнуться при доводке гасителя крутильных колебаний, был нестабильный момент трения. Заданная конфигурация диска гасителя крутильных колебаний (в виде усеченного конуса с очень малым углом наклона образующей) не позволяла получить необходимый момент трения. Конфигурация диска была изменена таким образом, чтобы обеспечить гарантированный прижим дисков

к фрикционным накладкам гасителя крутильных колебаний, приклепанным к ведомому диску. Заданный момент трения равен 1—5 кгс-м.

Проверка влияния гасителя крутильных колебаний на величину динамических нагрузок в трансмиссии показала, что максимальные значения динамического крутящего момента как с гасителем, так и без него одинаковы, причем в первом случае они смещаются в сторону более высокой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Эффективность гашения крутильных колебаний гасителем наиболее высокая на высших передачах (третьей, четвертой, пятой). Размах крутящего момента на первичном валу коробки

передач при наличии гасителя крутильных колебаний уменьшается на 43—77%. Размахи крутящего момента без гасителя могут достигать величины, превосходящей максимальный крутящий момент двигателя более чем в 1,3 раза. Момент трения гасителя заметно влияет на эффективность гашения крутильных колебаний только на прямой передаче (табл. 13).

 

 

13. Характеристика эффективности работы гасителя крутильных колебаний

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..