Карданная передача (рис. 41) автомобиля состоит из двух карданных валов,
промежуточной опоры и трех шарниров.
В карданной передаче автомобиля применено герметичное шлицевое
соединение. Смазочный материал во внутренней полости втулки 25
удерживается от вытекания заглушкой 26, а также сальниками. Оба сальника
предотвращают загрязнение шлицевого соединения.
Устройство всех шарниров карданной передачи одинаково. Каждый шарнир
состоит из приваренной или скользящей вилки, фланца-вилки 1 и крестовины
14, установленной в ушках вилок на подшипниках 13. Шарниры не требуют
пополнения смазочного материала в процессе эксплуатации. На заводе
шарниры смазывают пластичной смазкой № 158.
Для удержания смазочного материала и предохранения от загрязнения
подшипники снабжены комбинированным уплотнением, которое состоит из
однокромочного сальника 11, вмонтированного в обойму подшипника, и
торцового уплотнения 10, напрессованного на шипы крестовины (с
посадочным пояском).
Подшипник промежуточной опоры смазывают через масленку 19, ввернутую в
крышку подшипника. Сальники подшипника опоры имеют отражатели,
защищающие их от грязи. Задний отражатель служит одновременно стопорной
шайбой гайки подшипника опоры.
Следует периодически проверять посадку крестовин в подшипниках и
подшипников в вилках. При ослаблении болтов, крепящих крышки
подшипников, надо подтянуть их. Момент затяжки должен быть равен 14—18 Н
• м (1,4—1,8 кгс • м). При значительном радиальном и торцовом зазорах в
подшипниках крестовин нужно заменить карданный вал в сборе.
Необходимо строго соблюдать периодичность выполнения смазочных операций
и соответствие применяемого для карданной передачи (подшипника опоры,
шлицевого соединения) смазочного материала требованиям карты смазывания.
Для смазывания шлицевые соединения необходимо разобрать, промыть шлицы
скользящей вилки и внутреннюю полость шлицевой втулки и заложить в эту
полость свежий смазочный материал.
При снятии карданного вала с автомобиля или при
установке его на автомобиль нельзя пользоваться монтажной лопаткой или
другими предметами, вставляемыми в шарнир для прокручивания карданного
вала. Это приведет к повреждению торцового уплотнения и преждевременному
выходу из строя карданных шарниров.
Разбирать шарнир рекомендуется только в случае выхода из строя его
деталей. Для разборки шарнира следует пользоваться специаль* ным
съемником. Использовать молоток для разборки шарнира нельзя, так как при
этом нарушается соосность отверстий в вилках шарниров под подшипники и
резко снижается долговечность шарнира. При разборке шарнира необходимо
спрессовать торцовые уплотнения с двух смежных шипов. Во время разборки
надо следить за тем, чтобы не были повреждены торцовые уплотнения.
Повторная установка поврежденных торцовых уплотнений в шарнир
недопустима, так как при этом нельзя обеспечить требуемый натяг
торцового уплотнения на посадочном пояске шипа. Собирать шарнир с
комбинированным (радиальным и торцовым) резиновым уплотнением
подшипников можно, применив один из двух следующих способов.
1. Торцовое уплотнение предварительно напрессовывают на два смежных шипа
крестовины, после этого крестовину устанавливают в вилку. Остальные
торцовые уплотнения устанавливают на шипы через отверстия под подшипники
в вилках и напрессовывают на посадочные пояски шипа.
2. Крестовину без торцовых уплотнений устанавливают в вилку, после этого
на шипы крестовины через отверстия под подшипники в вилках
напрессовывают торцовые уплотнения. Для напрессовки торцового уплотнения
на посадочный поясок шипа необходимо пользоваться специальным
приспособлением — оправкой. В случае отсутствия в комплекте запасных
частей торцового уплотнения допускается установка подшипников без него,
ио долговечность всего уплотнения при этом понижается.
При сборке шарниров в каждый подшипник крестовины закладывают 4—4,2 г
смазочного материала, а в каждое глухое отверстие шипа 1,1—1,3 г смазки
№ 158.