ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ -130, 131
Техническое обслуживание после 35-40 тыс. км
пробега автомобилей ЗИЛ-130, 131
После 35 — 40 тыс. км пробега при очередном
ТО-2 проводят следующие работы. При повышенном расходе масла и дымлении
двигателя проверяют состояние поршневых колец и, если нужно, заменяют
их, одновременно проверяют состояние шатунных вкладышей и при
необходимости также заменяют их; проверяют подтяжку коренных подшипников
и состояние подшипников шкворней передних колес и регулируют их. Очищают
систему охлаждения от накипи. Разбирают генератор и реле-регулятор и
проверяют их состояние. Разбирают амортизаторы, проверяют их состояние и
заменяют жидкость. Регулируют рулевое управление и заменяют жидкость в
системе гидравлического усилителя рулевого привода. Проверяют и
регулируют зацепление шестерен и затяжку подшипников главной передачи
ведущих мостов. Очищают и промывают топливные баки.
Снимают тормозной кран, осматривают и протирают его детали, смазывают
трущиеся сопрягаемые детали, затем его проверяют и регулируют.
На автомобилях ЗИЛ-131 снимают цапфы колес, проверяют уплотнители
головок подвода воздуха к шинам колес и состояние сальников полуосей.
Затем регулируют подшипники. Проверяют и при необходимости регулируют
зацепление червячной пары лебедки.
Весной дополнительно к ТО-2 выполняют следующие работы: снимают головки
цилиндров, удаляют нагар и отложения свинца (если двигатель работал на
этилированном топливе) с поршней, клапанов и камер сгорания; притирают
клапаны;
снимают головку компрессора и очищают днища поршней и головку, а также
очищают трубопровод, отводящий воздух от компрессора;
проверяют и регулируют регулятор давления; промывают и продувают водяной
и масляный радиаторы, отсоединяют систему отопления кабины и проверяют
исправность системы вентиляции;
очищают и промывают карбюратор; меняют масло в системе гидравлического
усилителя рулевого управления и в редукторе лебедки.
Осенью дополнительно к ТО-2 выполняют следующие работы:
промывают систему охлаждения двигателя и топливные баки; проверяют
систему зажигания и систему питания; проверяют пропускную способность
жиклеров карбюратора, а также термостат системы охлаждения;
проверяют и регулируют уровень топлива в поплавковой камере карбюратора;
проверяют и регулируют ограничитель максимального числа оборотов
коленчатого вала двигателя;
проверяют аккумуляторную батарею и заполняют ее
электролитом необходимой для зимних условий плотности;
проверяют и очищают каналы впускных клапанов и систему вентиляции
картера;
проверяют систему отопления кабины и работу стеклоподъемников дверей;
проверяют исправность пускового подогревателя; при сильных морозах (ниже
25°С) меняют масло в системе гидроусилителя рулевого управления в
соответствии со схемой смазки.
Надежность работы автомобиля зависит от внимательного ухода и хорошо
организованного технического обслуживания.
Необходимо постоянно наблюдать за исправностью работы всех механизмов и
агрегатов автомобиля. При выявлении какой-либо неисправности в работе
механизмов, при появлении посторонних шумов, стуков или вибраций, а
также при нарушении регулировок надо немедленно принимать меры к их
устранению, не дожидаясь срока очередного технического обслуживания.
Наиболее ответственными и сложными работами по техническому обслуживанию
являются регулировочные работы. Они требуют от исполнителей специальной
подготовки и практических навыков.
При техническом обслуживании регулировочные работы следует выполнять
только в том случае, когда предварительной проверкой выявлена
действительная потребность в них, в противном случае повреждаются
крепежные детали, нарушаются уплотнения и сопрягаемые поверхности
деталей, а в целом ускоряется износ механизма.
Если проверяют агрегаты или устройства, регулировка которых не
предусмотрена конструкцией или качественное выполнение ее не может быть
обеспечено при пользовании только комплектами инструментов водителя и
автомеханика, то такие агрегаты или устройства направляют для
регулировочных и ремонтных работ в цехи с соответствующим оборудованием.