СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателей ЯМЗ-238ПМ и
ЯМЗ-238ФМ
Устройство
Система охлаждения двигателя (рис. 19) жидкостная, закрытого типа, с
принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Она состоит из
следующих основных элементов; радиатора, расширительного бачка, водяного
насоса
7, вентилятора, термостатов 2 и дистанционного термометра.
При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе
охлаждения создается центробежным насосом. Насос забирает жидкость из
нижнего бачка радиатора и нагнетает ее через каналы в крышке шестеро!
распределения в правую и левую водяные рубашки блока цилиндров. Здесь
жидкость омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло,
нагревается, затем из блока цилиндров поступает в водяные рубашки
головок цилиндров и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам —
выпускным клала нам и стаканам форсунок. Из рубашки охлаждения головок
цилиндров жидкость поступает в водосборные трубопроводы, а из них через
проходы в термостатах в радиатор, где отдает тепло потоку воздуха,
создаваемому вентилятором. Охлажденная в радиаторе жидкость вновь
поступает к водяному насосу.
Водяной насос (рис. 20). Лопастный, центробежного типа. Для
предотвращения попадании жидкости в полость со смазкой устанавливают
манжету 8 из маслобензостойкой резины, которая обоймами прижимается к
валу, а пружиной к текстолитовому упорному кольцу 6.
Радиатор. Трубчато-ленточный (змейковый) с трубками овального сечения,
трехрядный, устанавливается на раму через резиновые подушки. На
расширительном бачке установлена пробка с паровоздушным клапаном.
Выпускной клапан пробки открывается при избыточном давлении 0,5 кгс/см2,
что соответствует закипанию воды около 119°С. Впускной клапан пробки
открывается при падении давления в системе до 0,01 0,13 кгс/см2.
Термостаты. Служат для ускорения прогрева холодного двигателя и
предохранения его от переохлаждения в пути. Когда температура жидкости
системы охлаждения снижается до 70 3С, термостаты автоматически
направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу по так
называемому малому кругу циркуляции, минуя радиатор, и тем самым создают
благоприятные условия для ее быстрого прогрева.
Шторка радиатора может фиксироваться в любом промежуточном положении и
управляется из кабины водителя.
Вентилятор. Шестилопастный, с шестеренным приводом, вращается в кожухе
радиатора.
Рис. 19. Схема системы охлаждения
1 — выпуск воздуха при заполнении системы охлаждения во время прогрева
пусковым подогревателем;
2 — термостат; 3 — отвод охлаждающей жидкости в 7 радиатор; 4 — трубка
перепускная; 5 — подвод жидкости к компрессору пневмотормозов; 6 —
подвод охлаждающей жидкости из радиатора; 7 — водяной насос; 8
-отверстие для установки датчика термометра; 9 — отвод горячей воды к
отопителю кабины