ГАЗ-66-11. Аккумуляторная батарея 6-СТ-75

  Главная      Автомобили - ГАЗ     Автомобиль ГАЗ-66-11: Устройство, техническое обслуживание и ремонт (А.М. Бутусов) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

ГАЗ-66-11. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ


На автомобиле ГАЗ-66-11 и его модификациях установлено электрооборудование постоянного тока номинальным напряжением в системе 12 В. Приборы электрооборудования соединены по однопроводной системе, вторым проводом служат металлические части автомобиля. С кузовом соединены все отрицательные клеммы приборов.

 


ГАЗ-66-11. Аккумуляторная батарея 6-СТ-75

Конструктивные особенности.
Для питания потребителей и пуска двигателя с помощью стартера на автомобиле установлена аккумуляторная батарея 6-СТ-75 (рис. 189), которая состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов). Эбонитовый моноблок 8

батареи разделен перегородками на шесть банок. Каждый аккумулятор помещен в банку и состоит из пяти положительных 3 и шести отрицательных пластин I. Между пластинами установлены сепараторы 2. Сверху каждая банка закрыта крышкой 11, которая имеет наливное отверстие, закрываемое пробкой 10. В пробке имеется вентиляционное отверстие, над пластинами — предохранительная решетка 4. Через крышку проходят полюсные штыри 6 от положительных и отрицательных пластин. Зазор между крышками и баком заполнен уплотнительной мастикой 9. Каждая банка батереи заполнена электролитом, который состоит из раствора серной кислоты и дистиллированной воды. В зависимости от климатической зоны, в которой работают автомобили, и от времени года плотность электролита батарей должна соответствовать табл. 20.

 

 

Рис. 189. Аккумуляторная батарея:
1—отрицательная пластина;
2—сепаратор; 3—положительная пластина; 4—предохранительная решетка; 5— баретка; 6—штырь; 7 —положительная клемма; 8— моноблок; 9—уплотнительная мастика; 10—пробка наливного отверстия; 11—крышка; 12—межэлементная перемычка; 13--отрицательная клемма

 

 

Меры безопасности. При проведении испытаний, обслуживании и эксплуатации батарей руководствуются Правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Госэнергонадзором. Батареи заряжают в помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, где запре-щается курить. Во время осмотра и обслуживания батарей запрещается пользоваться открытым пламенем во избежание взрыва гремучего газа.

Для приготовления электролита применяют стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, эбонитовую, свинцовую), в которую заливают сначала воду, а затем при непрерывном перемешивании серную кислоту. Вливать воду в концентрированную серную кислоту запрещается во избежание несчастного случая. При приготовлении электролита и заливке батарей надевают защитные очки, кислотостойкий костюм, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала. При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно до оказания медицинской помощи осторожно снимают кислоту ватой, промывают пораженные места обильной струей воды и затем 50 %-ным раствором кальцинированной соды.

 

 

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи. Батарею периодически осматривают и содержат в чистоте и заряженном состоянии. Загрязнение поверхности батареи приводит к повышенному саморазряду. Наличие окислов или грязи на клеммах значительно ухудшает пуск

двигателя стартером из-за значительного падения напряжения в соединениях. Если батарея часто и длительное время находится в разряженном или даже полуразряженном состоянии, возникает сульфатация пластин (покрытие пластин крупнокристаллическим сернокислым свинцом). Это приводит к снижению емкости и увеличению внутреннего сопротивления батареи. Длительное пребывание в разряженном состоянии — одна из причин выхода из строя батареи. Обнаженные вследствие понижения уровня электролита пластины также сульфатируются.

Электролит, попавший на поверхность батареи, выбирают сухой ветошью, смоченной в нашатырном спирте или 10 %-ном растворе кальцинированной соды. Окислившиеся клеммы батареи и наконечники проводов очищают. Если на поверхности мастики появились трещины, их устраняют оплавлением мастики электрическим паяльником.

Если батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась свыше допустимого предела, то ее снимают с автомобиля и сдают на зарядную станцию. Полностью раз-

ряженную батарею ставят на зарядку не позже чем через 24 ч после разряда. Пуск двигателя стартером производят коротким включением стартера. Движение автомобиля с помощью стартера не допускается.

 

 

Таблица 20 / Техническая характеристика

 

Уровень электролита должен быть на 10...15 мм выше предохранительной решетки, установленной над сепараторами, что соответствует касанию уровня электролита за нижние края наливного отверстия. Более точно уровень электролита измеряют стеклянной трубкой (внутренний диаметр 3... 5 мм), имеющей соответствующую отметку.

 

 

Плотность электролита зависит от степени заряженности батареи (табл. 21). Измеряют плотность специальным денсиметром. Для измерения плотности электролита после доливки в него воды или после пуска двигателя стартером батарею подвергают непродолжительной зарядке небольшим током или дают ей постоять 1...2 ч (без зарядки) для того, чтобы выровнялась плотность электролита.

Если температура электролита выше или ниже 15°С, вводят соответствующую поправку (табл. 22), т. е. приводят плотность электролита к 15 °С. При повышении температуры на каждые 15 °С плотность уменьшается приблизительно на 0,01 г/см3, а при понижении температуры на каждые 15 °С плотность увеличивается на 0,01 г/см3.

Если плотность электролита в аккумуляторах неодинакова и разница получается более 0,01 г/см3, то ее выравнивают, доливая электролит плотностью 1,40 г/см3 или дистиллированную воду. Доливают электролит плотностью 1,40 г/см3 в аккумуляторы только в том случае, когда батарея полностью заряжена, т. е. когда плотность электролита достигла постоянства и благодаря «кипению» обеспечивается быстрое и надежное перемешивание электролита. Степень разряженности батарей определяют по плотности электролита. Перед проверкой плотности, если производилась доливка аккумуляторов батареи, пускают двигатель и дают ему поработать, чтобы при подзарядке батареи электролит перемещался.

При определении степени разряженности батареи руководствуются табл. 21, внося соответствующие поправки на температуру, так как в таблице указана плотность электролита при температуре 15 °С. Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на 50 % летом и на 25 % зимой, ее ставят на зарядку.

 

 

 

 

Проверка батареи нагрузочной вилкой. Дополнительно к проверке плотности электролита проверяют состояние каждого аккумулятора батареи под нагрузкой. Для чего пользуются нагрузочной вилкой Э108, снабженной резистором и вольтметром. При проверке этой вилкой, имеющей нагрузочное сопротивление 0,012 Ом, которое рассчитано на силу тока 100 А, напряжение каждого аккумулятора заряженной батареи должно быть
1,7...1,8 В и устойчивым в течение 5 с.
При испытании батареи нагрузочной вилкой наливные отверстия в крышках элементов должны быть закрыты пробками.

Батареи или отдельные аккумуляторы нельзя проверять замыканием клемм металлическими предметами или проводами, так как короткие замыкания разрушают пластины. Элементы, плотность электролита в которых ниже 1,20 кг/см3, нагрузочной вилкой не проверяют.

Если напряжение равно 1,5 В или снижается во время проверки, то это значит, что батарея разряжена более чем на 50 % или неисправна. Если напряжение отдельных аккумуляторов неодинаково и отличается более чем на 0,2 В, батарею определяют на зарядную станцию для зарядки и проверки ее неисправности.

Заряд аккумуляторной батареи. Электролит готовят из серной кислоты ГОСТ 667—73 и дистиллированной воды ГОСТ 6709—72, а в крайнем случае из снеговой или дождевой воды. Для получения электролита соответствующей плотности руководствуются табл. 23.

 

 

Таблица 21

 

Батарея

полностью

заряжена,

г/см3

Батарея раз­ряжена, г/ см3

Бата рея полно­стью заряже­на, г/см'1

Батарея раз­ряжена, г/см3

на

25%

на

50%

на

25%

на

50%

1,30

1,26

1,22

1,24

1,20

1,16

1,28

1,24

1,20

1,22

1,18

1,10

1,26

1,22

1,18

 

 

 

Примечание. Завод выпускает автомобили с плотностью электролита в батарее 1,26 г/см3.

Таблица 22

Температура

электролита,

°С

Поправка к показа­нию ден­симетра, г/см3

Температура

электролита,

°С

Поправка к показа­нию ден­симетра, г/см3

+45

+0,02

—15

—0,02

+30

+0,01

—30

—0,03

+ 15

0

—45

—0,04

0

—0,01

 

 

Таблица 23

Требуемая плотность электролита при

25 °С. г/см

Кол-во воды и серной кис­лоты плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 °С для получения 1 л электро­лита, л

вода

кислота

1,20

0,859

0,200

1,22

0,839

0,221

1,24

0,819

0,242

1,26

0,800

0,263

1,28

0,781

0,285

1,40

0,650

0,423

 

 

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть в пределах 15...25 °С. В аккумуляторных батареях, не бывших в употреблении, предварительно открывают вентиляционные отверстия в пробке, для чего срезают прилив, закрывающий отверстие, который находится сверху пробки. Затем заливают электролит до уровня нижнего края наливного отверстия. Батареи ставят на заряд после 1...3-ча-совой выдержки с электролитом.

Положительную клемму аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательную — к отрицательному. Величина силы тока заряда должна быть 7,5 А. Допускается в случае необходимости ускоренный заряд батарей двухступенчатым режимом. При I ступени заряда применяют силу тока, в 1,5 раза большую по величине, т. е. 11 А. Заряд 1 ступени ведут до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах не достигнет 2,4 В. Далее переходят на заряд II ступени. Силу тока снижают до 7,5 А.

Батарею включают на заряд, если температура электролита в аккумуляторах не выше 30 °С. Заряд ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение — «кипение» во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 3 ч подряд, что служит признаком конца заряда. Во время заряда периодически проверяют температуру электролита и следят, чтобы она не поднималась выше 45 °С. В случае, если температура достигнет 45 °С, уменьшают силу зарядного тока наполовину или прерывают заряд на время, необходимое для снижения температуры до
30 °С.

Продолжительность заряда 1 ступени может колебаться от 5 до 8 ч. В процессе заряда плотность электролита может несколько повыситься в конце заряда, и если конечная плотность электролита отличается от нормы, указанной в табл. 23, доливают дистиллированную воду в случаях, когда плотность выше, и доливают электролит плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы. Перед доливкой воды или электролита плотностью 1,40 г/см3 часть электролита из аккумулятора отбирают с помощью резиновой груши. Промежуток между доливками воды или электролита должен быть не менее
30...40 мин.

Доведение плотности электролита до нормы производят обязательно в конце заряда, когда плотность электролита достигает постоянства и благодаря «кипению» обеспечивается быстрое и полное перемешивание электролита. В особых случаях при необходимости срочного ввода в эксплуатацию допускается установка на автомобили батарей без подзаряда при условии, что плотность электролита после 3-часовой выдержки с момента их заливки понизилась не более чем на 0,04 г/см3.

Хранение аккумуляторных батарей. Заряженные батареи с электролитом хранят в прохладном помещении по возможности при постоянной температуре не ниже —30 °С и не выше 0 °С во избежание саморазряда и преждевременного отказа батареи из-за коррозии положительных пластин. Батареи, снятые с автомобиля после небольшого времени эксплуатации, а также батареи, приведенные в действие, но не бывшие в эксплуатации, устанавливают на хранение после их полного
 

заряда. Батареи, снятые с автомобиля после длительного периода эксплуатации, перед постановкой на хранение полностью заряжают, проверяют плотность электролита, соответствует ли она плотности, устанав-ленной нормами для данного района эксплуатации, и проверяют правильность уровня электролита. Затем батареи подвергают контрольно-тренировочному разряду, чтобы убедиться в удовлетворительности их технического состояния. После разряда батареи вновь заряжают, насухо протирают и завертывают пробки, после чего они готовы для постановки на хранение.

В батарее с электролитом плотностью 1,3, принятой для зимнего времени в районах с очень холодным климатом, проводят доводку электролита до плотности 1,28, так как хранение с электролитом большой плотности ускоряет разрушение пластин и сепараторов.

Батареи, поставленные на хранение в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, поддерживают в состоянии полной заря-женности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, 1 раз в месяц подзаряжают батареи током 7,5 А.

На батареях, поставленных на хранение при температуре О °С и ниже, ограничиваются ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжают их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита (отнесенной к 15 °С) ниже 1,23 г/см3.

При временном бездействии автомобиля ежемесячно контролируют плотность электролита батареи. Заряжают эти батареи после хранения непосредственно перед пуском в эксплуатацию за исключением тех случаев, когда выявлено падение плотности электролита (отнесенной к 15 °С) ниже 1,23 во время хранения при температуре ниже О °С или падение плотности электролита ниже 1,21
во время хранения при положительной температуре.

Максимальный срок хранения батарей с электролитом при температуре не выше О °С не более 1,5 лет, а при положительной температуре не более 9 мес. Неисправности батареи и способы их устранения даны в табл. 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..