Характеристика генератора МПТ 99/47А тепловоза ТЭ3

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭ3 (Синенко Н. П., Заславский Е. Г.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Характеристика генератора МПТ 99/47А тепловоза ТЭ3

 

 

 

 Характеристики намагничивания и внешняя генератора МПТ 99/47А приведены на рис. 60. При продолжительном режиме работы генератор имеет напряжение 550 В, ток 2460 А, частоту вращения якоря 850 об/мин и мощность 1350 кВт; при кратковременном режиме — ток 4000 А и частоту вращения—850 об/мин.

Продолжительный режим определяется допустимым превышением температуры обмоток генератора. При расчетной температуре охлаждающего воздуха +35 °С температура не должна превышать 110 °С для обмоток с изоляцией класса В и 145 °С — для обмоток с кремнийорганической изоляцией. Генератор тепловоза ТЭЗ рассчитан для работы при температуре охлаждающего воздуха от —40 до + 40 °С.

Различные части генератора нагреваются по-разному. Коллектор, обмотки: якоря, компенсационная и добавочных полюсов имеют максимальный нагрев при режимах с большим током генератора. Номинальный продолжительный режим 2455 А соответствует максимально допустимому перегреву обмотки якоря. Листы якоря и обмотки независимого возбуждения имеют максимальный нагрев при работе с высоким напряжением и малым током генератора.

Максимальный кратковременный ток 4000 А при перегрузке генератора ограничивается условиями коммутации. На рис. 61 приведено превышение температуры различных частей генератора в зависимости от тока нагрузки при постоянной мощности 1350 кВт. Внешняя характеристика генератора обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при изменении тока в пределах рабочего диапазона скоростей движения. Графики магнитных потерь и потерь на трение и вентиляцию генератора представлены на рис. 62, а зависимость к.п.д. генератора от тока нагрузки при n = 850 об/мин — на рис. 63.

На тепловозах ТЭЗ выпуска до января 1959 г. применялись генераторы типа МПТ 99/47, которые затем были заменены генераторами МПТ 99/47А, описанными выше. Ге-нератор МПТ 99/47 имел компенсационную обмотку, а МПТ 99/47А такой обмотки не имеет. Полюсы и катушки главных и добавочных полюсов этого генератора не взаимозаменяемы с полюсами и катушками генератора МПТ 99/47. Изменена также конструкция воздухоподводящего патрубка. Это изменение введено в связи с поступлением воздуха для вентиляции генератора из кузова тепловоза, а не с крыши, как это было раньше.

Посадка коллектора на корпус якоря в генераторе МПТ 99/47А конструктивно более совершенна по сравнению с генераторами МПТ 99/47 первых выпусков. У этих генераторов посадочные места коллектора и корпуса якоря имели ребристую поверхность. Коллектор фиксировался от аксиального перемещения приваркой его ребер к ребрам корпуса якоря. При такой конструкции снять коллектор для ремонта генератора было невозможно.

В генераторах МПТ 99/47А посадочные места по ребрам как на коллекторе, так и на корпусе якоря выполнены цилиндрическими. Посадка выбрана прессовая. Фиксация от продольного перемещения осуществляется тремя приварными захватами. Такая конструкция обеспечивает надежную посадку и возможность снятия коллектора с корпуса якоря при ремонте.

Сердечники добавочных полюсов изготовлены из стального проката, а не собираются из отдельных листов, как это имело место на генераторах первых выпусков. Сердечники главных полюсов собираются из листов СтЗ толщиной 2 мм вместо стали Э320 толщиной 0,5 мм, применяемой ранее. Значительно усовершенствована и технологическая улитка, отводящая горячий воздух из генератора. Все ее детали выполнены штамповкой. Рамки катушек главных полюсов длительное время изготавливались путем вырезки из листового стеклотекстолита. Затем эти рамки начали прессовать из пластмассы марки АГ-4.
 

С января 1959 г. на генераторах МПТ 99/47А устанавливают новый бракет щеткодержателя (рис. 64), позволяющий увеличить расстояние между бракетом и щитом генератора, что было необходимо для исключения случаев переброса кругового огня по коллектору на корпус. В конце 1959 г. внедрено новое лабиринтное уплотнение подшипника.

Для пропитки якорей генераторов до 1959 г. применялся главным образом асфальтомасляный лак. Этот лак создает пленки с высокой электрической прочностью, но с низкой влагостойкостью. Пленка асфальтомасляного лака термопластична, обладает способностью размягчаться при нагреве. Это обстоятельство приводило к выбрасыванию лака из якоря, ослаблению обмотки и преждевременному выходу из строя машины. В 1959 г. завод «Электротяжмаш» начал применять для пропитки якорей термореактивный лак ФЛ-98, который хорошо просыхал и не создавал размягчающих пленок при повторном нагревании. Этот лак обеспечил необходимую цементацию обмотки в пазу, предотвращая перетирание изоляции. Это повысило надежность генератора.

 

 

 

 

Рис. 60. Характеристики генератора МПТ 99/47А: а — намагничивания; б — внешняя

 

 

 

 

Рис. 61. Превышение температуры обмоток генератора в зависимости от тока нагрузки:
1 — независимого возбуждения, 2 — добавочных полюсов; 3 — якоря

 

 

 

 

Рис. 64. Бракет щеткодержателей генератора: а — старое исполнение; б — новое исполнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..