Фильтр (рис. 32) установлен на кронштейне,
закрепленном на люке с правой стороны блока дизеля. Корпус стальной
сварной конструкции имеет вваренную на косынках опору оси ротора. В
опору ввернута на резьбе ось ротора 8, имеющая в нижней пустотелой
части отверстия и окна для подвода неочищенного масла в ротор.
Литой алюминиевый корпус 6 ротора закрыт крышкой 11. Две стальные трубки
7 ввернуты в днище корпуса. В верхней части ротора эти трубки проходят в
отверстия в крышке
11, откуда масло идет по трубам к соплам 5. Ось ротора вращается
в двух бронзовых втулках 4 и 10.
Действие центробежного масляного фильтра основано на том, что во
вращающейся с большой частотой жидкости (масла) вследствие возникающей
при этом центробежной силы содержащиеся в масле тяжелые посторонние
частицы отбрасываются к наружным стенкам ротора фильтра и откладываются
на них. Для вращения ротора фильтра используется реактивное действие
струй масла, вытекающих с большой скоростью из двух диаметрально
установленных в роторе сопловых наконечников. Для придания струям масла
необходимой скорости оно подводится специально насосом, создавая при
этом высокое давление—0,8—1,0 МПа (8—10 кгс/см2).
Масло под давлением подводится по трубе 2 к соплам и во внутреннюю
полость ротора. Вытекая из сопел, масло вращает ротор с большой
скоростью — до 6000 об/мин. Очищенное масло отбирается с мест, близких к
оси ротора, и вытекает через
сопловые отверстия и сливную трубу в картер двигателя. Диаметр нижнего
подшипника ротора выполнен больше верхнего, благодаря чему появляется
усилив, направленное вверх. Это усилие при давлении масла 0,5 МПа (5
кгс/см2) превосходит вес ротора и заставляет его всплыть. Поэтому во
время работы ротор прижимается к верхней крышке. Для ограничения
перемещения ротора вверх и уменьшения коэффициента трения в крышке
корпуса установлена втулка 12.