Организация работы станций, служб и дистанций движения метрополитена
Основной эксплуатационной организацией метрополитена является служба
движения, которая осуществляет руководство работой дистанций движения и
станциями по обеспечению плана перевозок, безопасности движения поездов
и пассажиров.
Являясь хозрасчетным линейным предприятием, находящимся на
самостоятельном балансе, служба движения действует как социалистическое
государственное производственное предприятие, выполняющее следующие
основные задачи:
обеспечение выполнения плана перевозок пассажиров, высокой культуры
обслуживания, безопасного и беспрепятственного пропуска поездов;
внедрение научно-технических новшеств, постоянный поиск в научной
организации труда, совершенствовании технологических процессов,
автоматизации перевозочных процессов, использовании передовых достижений
предприятий и новаторов производства;
планирование и организацию работы всех подразделений, постоянную
разработку предложений по совершенствованию перевозок с учетом изменений
в городском развитии;
постоянное развитие и совершенствование различных видов информации,
повышение культуры обслуживания пассажиров и обеспечение чистоты и
порядка на станциях;
совершенствование контроля за расходом материально-технических средств,
снижение финансовых затрат, себестоимости перевозок и повышение уровня
услуг;
обеспечение правильных условий оплаты труда, стимулирующих инициативу
рабочих, служащих и ИТР, направленную на улучшение работы.
Службу возглавляет начальник, который руководит управлением службы,
дистанциями и другими предприятиями на основе принципов демократии и
единоначалия.
На небольших метрополитенах служба движения непосредственно руководит
работой станций и всей эксплуатационной работой. На Московском,
Ленинградском и некоторых других метрополитенах для руководства линиями
и станциями организуются дистанции службы движения. Дистанция, как
правило, руководит работой станций одного из направлений и осуществляет:
непосредственное руководство работой станций по выполнению
технико-экономических показателей, внедрению передовых методов труда и
новых технологических процессов;
организацию работы смен в соответствии с графиком дежурств, санитарное
содержание станций;
контроль за соблюдением работниками Правил технической эксплуатации,
инструкций и положений, обеспечивающих безопасную, бесперебойную работу;
непосредственное руководство технологическими
процессами на станциях, обслуживание пассажиров, контроль за соблюдением
работниками инструкций по технике безопасности и пожарной безопасности.
Начальником метрополитена на дистанции службы движения могут быть
возложены и другие обязанности.
Основной хозяйственной единицей, раздельным пунктом и предприятием,
непосредственно обеспечивающим отправление и высадку пассажиров,
является станция.
Станция организует свою работу в соответствии с утвержденным начальником
метрополитена технологическим процессом. Основным документом,
регламентирующим работу по обеспечению безопасности движения и техники
безопасности, является технико-распорядительный акт станций (ТРА),
которым определяется порядок действия работников станции в обычных и
экстремальных условиях. ТРА станции состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Общие сведения о станции. В этом разделе содержатся сведения о
прилегающих к станции перегонах и основных средствах сигнализации и
связи при движении как в четном, так и в нечетном направлении, о
примыканиях подъездных путей, границе станции, о видах и
месторасположениях средств связи, подробные сведения о путевом развитии.
Раздел 2. Сведения о приеме и отправлении поездов, которые устанавливают
порядок приема и отправления на станцию поездов при запрещающих
показаниях сигналов, порядок проверки сво-бодности пути и правильности
приготовления маршрутов при нормальных действиях устройств СЦБ и при
нарушениях нормального действия этих устройств. В этом разделе
регламентированы действия дежурных по станции при проезде внезапно
переключившегося на «красный» выходного светофора, при приеме
электропоезда и хозяйственного поезда на занятые пути, при наличии
поездов, следующих по неправильному пути, и др.
Раздел 3. Содержит сведения по организации маневровой работы, о порядке
руководства маневровой работой, производства маневров при исправных и
неисправных светофорах, о порядке продвижения поездов по маршрутам и др.
Раздел 4. Техника безопасности. Регламентирует действия работников при
производстве маневровой работы, которые обеспечивают личную
безопасность.
К техническо-распорядительному акту прикладываются схематический план
станций (путевое развитие, план, профиль); местная инструкция о порядке
пользования устройствами электрической централизации с таблицей
взаимозависимости стрелок, сигналов и маршрутов; схема расстановки
составов на ночной отстой; выкопировка их схемы питания и
секционирования контактного рельса.
Эксплуатационная работа станции организуется по технологическому
процессу (ТПРС), который определяет систему орга-
низационно-технических мероприятий по обеспечению
четкой работы станции по перевозкам пассажиров. При составлении
технологического процесса предусматриваются:
рациональная затрата времени на технологические операции, параллельность
операций по обработке поездов;
четкая регламентация работы обслуживающего персонала, взаимозаменяемость
работников;
высокая культура обслуживания пассажиров, максимальная механизация
производственных процессов;
рациональное размещение билетных касс, разменных автоматов,
информационных щитов, с тем чтобы обеспечить проход пассажиров без
встречных и пересекающихся потоков; организация работы средств связи и
информации.
В ТПРС содержатся также производственная и техническая характеристики
станции, данные по объему работы и техническому оснащению станции,
данные по коммерческой работе, организации обслуживания пассажиропотоков
и другие сведения. Производственная часть работы станции
характеризуется: динамикой перевозок по годам, кварталам и месяцам;
неравномерностью по дням недели, часам в течение суток, внутри каждого
часа;
распределением пассажиропотоков по вагонам и направлениям.
Техническая часть работы станции характеризуется: схематическими планами
путевого развития, расположением вестибюлей и эскалаторов,
корреспонденцией пассажиропотоков во взаимодействии с другими видами
транспорта;
техническим паспортом станции и наличием средств связи. График основных
видов работ на станции до начала движения поездов может включать
следующие операции:
передача сообщения дежурного по станции ДНЦ об окончании работ на
станции;
получение приказа о наличии и порядке выдачи предупреждений и выдачу
предупреждений машинистам; подготовка и выдача расписаний поездов;
подача предупредительных сигналов в тоннель и сигнала времени;
проверка записей в журналах об окончании работ и опробование стрелок и
сигналов;
отключение короткозамыкателей УКТП и закрытие торцевых дверей;
подача второго предупредительного сигнала в тоннель; пропуск
локомотивных бригад за поездами, отстаивающимися в тоннелях;
выключение дополнительного освещения на 3 мин; проверка готовности
технических средств, расстановка штата и доклад о готовности станции к
приему и отправлению поездов.
Перед началом движения поезда необходимо провести
следующие операции:
включить неполное рабочее освещение; дать команду на открытие станции;
выключить рабочее освещение в тоннеле после прохода первых поездов;
включить полное рабочее освещение станции.
Все эти операции осуществляются дежурным по станции.