СИСТЕМА СМАЗКИ
ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Масляный насос дизельного двигателя
ЯМЗ-236
Масляный насос (рис. 23) шестеренчатого
шипа, установлен горизонтально на крышке переднего коренного
подшипника. Насос состоит из двух секций — основной, нагнетающей
масло в масляную магистраль, и радиаторной, направляющей часть
масла в воздушно-масляный радиатор.
Основная и радиаторная секции имеют по паре шестерен с прямыми
зубьями, размещенных в корпусах 3 и 16, которые разделены
проставкой 1 и соединены между собой четырьмя болтами. Зубья у
шестерен 7 и 4 основной секции широкие, а у шестерен 15 и 17
радиаторной секции узкие.
Ведущая шестерня основной секции посажена на ведущем валике на
шпонке, а ведущая шестерня радиаторной секции соединена с
валиком при помощи стопорного шарика. Ведущий валик 8 вращается
в двух бронзовых втулках, запрессованных в корпусы насоса.
Ведомая шестерня 4 основной секции напрессована на ось
2 ведомых шестерен, которая вращается в двух втулках, а ведомая
шестерня 17 радиаторной секции свободно посажена на эту ось.
Масло в обе секции насоса поступает по трубе, на конце которой
укреплен маслоприемник 23 неподвижного типа. Масло-приемник
имеет сетчатый фильтр, изготовленный из стальной проволоки.
Редукционный 5 и предохранительный 18 клапаны укреплены
непосредственно на корпусах основной и радиаторной секций.
Привод масляного насоса шестеренчатый и осуществляется от
шестерни коленчатого вала, которая находится в зацеплении с
промежуточной шестерней 11 привода насоса. Ось 10 промежуточной
шестерни прикреплена болтом к корпусу основной секции насоса.
Промежуточная шестерня находится в зацеплении с ведомой
шестерней 9, установленной на валике насоса на шпонке.
Ведомая шестерня вращается в 1,47 раза быстрее, чем ведущая
шестерня, установленная на коленчатом валу.
Для обеспечения правильного зацепления шестерен на привалочной
плоскости корпуса основной секции имеется три установочных
штифта, которые входят в отверстия в крышке переднего коренного
подшипника. Окружной зазор в зацеплении шестерни коленчатого
вала с промежуточной шестерней привода масляного насоса должен
находиться в пределах 0,25—0,37 мм. Этот зазор регулируют с
помощью регулировочных прокладок, устанавливаемых между корпусом
насоса и крышкой переднего коренного подшипника коленчатого
вала.
Производительность основной секции насоса равна 140 л/мин при
числе оборотов 3100 в минуту ведущего валика насоса, давление
масла на выходе из насоса 6,5±0,5 кПсм2, разрежение на
всасывании 100±10 мм рт. ст.
Производительность радиаторной секции при тех же условиях, что и
для основной секции насоса, равна 25 л/мин при давлении на
выходе из насоса 0,5±0,2 кГ/см2. |