Системы электрооборудования мощных тракторов
К-701 Кировец
Система электрооборудования рассматриваемых тракторов однопроводная;
минусовые клеммы источников электроэнергии и потребителей соединены с
«массой» трактора. У тракторов К-701 напряжение в сети смешанное: 12 и
24 В; 24-вольтовые цепи у трактора К-701 имеют стартер и
электродвигатель маслозакачивающего агрегата. Источниками электроэнергии
служат генераторы переменного тока со
встроенным в крышку кремниевым выпрямителем,
работающий совместно с реле-регулятором, и аккумуляторные батареи (две
12-воль-товые 6СТ-182ЭМС или 6СТ-182ЭРС); каждая батарея состоит из
шести 2-вольтовых элементов, соединенных последовательно. При работе
трактора батареи соединяются параллельно, а при пуске — последовательно.
Основными потребителями электроэнергии являются электродвигатели привода
маслозакачивающего агрегата, отопителя вентилятора кабины, нагнетателя
системы обогрева, вентилятора водителя; свеча накаливания;
контрольно-измерительные приборы; стартер; система освещения и
сигнализации; спираль подогрева топлива.
Рассмотрим наиболее важные элементы системы электрооборудования. В
частности, реле-регулятор РР385-Б служит для автоматического поддержания
напряжения в электросети в пределах 13,5—14,7 В летом и 14,2—15,5 В
зимой, независимо от частоты вращения генератора. Указанные значения
напряжений необходимы для обеспечения нормального зарядного режима
аккумуляторов и нормальной работы потребителей.
Реле-регулятор, схема которого приведена на рис.
2.60, имеет реле защиты транзистора РЗ и регулятор напряжения PH.
Последний состоит из транзистора Т, резисторов R1—R6, электромагнитного
реле PH, диодов Д1 и Д2.
Электромагнитное реле PH, как показано на схеме рис. 2.61, имеет
переключающие контакты РН1 и РН2. Регулирование тока возбуждения
генератора осуществляется транзистором, режимом которого управляет реле
PH. В средней части Ш-образного корпуса реле PH имеется обмотка, которая
вместе с противодействующей пружиной является чувствительным элементом
регулятора напряжения. Нормально разомкнутые контакты РН1, включенные
между плюсовой клеммой реле-регулятора (клемма В) и базой, управляют
транзистором. Напряжение на контактах РН1 и реле составляет 1,5—2,5 В,
что исключает их износ и подгорание. Реле защиты РЗ, установленное в
цепи обмотки возбуждения генератора, защищает транзистор от коротких
замыканий. Оно представляет собой электромагнитное реле с одной обмоткой
реле РЗ и парой нормально раломкнутых контактов, параллельных контактам
РН1. Устройство посезонной регулировки реле-регулятора состоит из
резистора и переключателя ППР. С помощью последнего производится
подлючение и отключение резистора R6 в цепи обмотки реле PH. Он имеет
два положения: Л — «лето» и 3 — «зима» (указанные обозначения нанесены
на корпусе реле-регулятора рядом с переключателем ППР). В положении Л
величина регулируемого напряжения на 0,7—1,2 В ниже, чем в положении 3.
При малой частоте вращения коленчатого вала дизеля (а значит, и
генератора) обмотка реле PH питается от аккумулятора и создает
электромагнитное усилие, недостаточное для преодоления противодействия
пружины; якорь регулятора напряжения не притянут. Контакты РН1
разомкнуты, а контакты PH2 замкнуты. При этом транзистор Т открыт, так
как его база соединена с «массой» (с «минусом» аккумуляторных батарей)
через резистор R2. Следовательно, через обмотку возбуждения генератора
будет протекать ток по цепи: клемма В — диод Д1 — транзистор Т — клемма
Ш — обмотка возбуждения генератора — «масса» реле-регулятора. Поскольку
обмотка реле РЗ с обмоткой возбуждения генератора соединена
последовательно, контакты реле защиты транзистора остаются разомкнутыми.
При установлении на клемме В регулируемого напряжения под действием
возросшего в обмотке реле PH тока его якорь притягивается к сердечнику;
контакты РН1 замыкаются, а контакты РН2 размыкаются. В этом случае
транзистор Т закрывается, так как база его соединяется контактами РН1 с
«плюсом». Ток возбуждения генератора пойдет по цепи: клемма В — диод Д1
— резисторы R3 и R4 — клемма Ш — обмотка возбуждения генератора —
«масса». Ток возбуждения и напряжение генератора резко уменьшатся, якорь
снова отойдет от сердечника, контакты РН1 разомкнутся, транзистор вновь
откроется, и описанный выше процесс повторится снова. При этом контакты
РН2 регулятора напряжения остаются разомкнутыми.
Таким образом, при нормальной работе регулятора напряжения цепь обмотки
реле защиты разомкнута. Включенный в цепь возбуждения
генератора гасящий диод Д2 предотвращает пробой
транзистора. Генератор не будет работать при замыкании на «массу» клеммы
111 реле-регулятора или провода, соединяющего эту клемму с клеммой
обмотки его возбуждения. Якорь реле-регулятора напряжения PH отходит от
сердечника, и контактыРН2 размыкаются, так как обмотка его в этот момент
будет питаться от аккумуляторной батареи, у которой напряжение ниже.
Обмотка реле защиты при замкнутых контактах РН2 оказывается под полным
напряжением аккумуляторных батарей. Реле защиты срабатывает, его
контакты замыкаются, и от аккумуляторных батарей на базу транзистора
попадает положительный потенциал. Транзистор «запирается», и ток
прекращается. После устранения короткого замыкания обмотка реле защиты
транзистора вновь соединяется последовательно с обмоткой возбуждения
генератора.
Переключатель ВКЗО-Б, изображенный на рис. 2.62, служит для переключения
аккумуляторных батарей с параллельного (12 В) на последовательное (24 В)
питание стартера и электродвигателя привода маслозакачивающего насоса.
Он имеет контактную коробку 2 с выводными клеммами 1 для присоединения
проводов, электромагнит 6 с подвижным сердечником 7, контакты 9,
подвижные контакты дисков (главного 4 и дополнительного 5), главные
контакты 3 и дополнительные 8, клемму 10, реле включения стартера PC,
клеммы 11 (+Б2 и —М). К клеммам +Б1, +Б2, —Б2, PC, —М на торце
переключателя подключаются соответственно следующие провода: от плюсовой
клеммы левой аккумуляторной батареи и от клеммы «минус» указателя тока;
от клеммы стартера, которая в свою очередь соединена с клеммой «плюс»
правой аккумуляторной батареи; от минусовой клеммы правой аккумуляторной
батареи; от обмотки электродвигателя маслозакачивающего агрегата и
клеммы реле включения стартера; от клеммы выключателя «массы». На
боковой поверхности переключателя имеются две клеммы обмотки
электромагнита, к которым подводятся провода от трактора и кнопки
включения переключателя ВКЗО-Б.
Электрическая схема включения стартера представлена на рис. 2.63.
Включатель «массы» К2, срабатывая при нажатии кнопки S1, соединяет
минусовые клеммы аккумуляторных батарей с корпусом трактора, о чем
сигнализирует лампочка Н. При нажатии кнопки S2 для запуска дизеля
питание подается на обмотку переключателя аккумуляторных двигателей Kl.
Батареи GB1 и GB2 с параллельного соединения переключаются на
последовательное; одновременно с клеммы PC через замкнутые контакты
переключателя 1(1 питание подается на электродвигатель М2
маслозакачивающего агрегата. При достижении в системе смазки дизеля
давления 0,15 МПа запускают стартер Ml, для чего, не снимая усилия с
кнопки S2, переключают включатель В1, имеющий фиксированное включенное
положение. Через замкнутые контакты В1 питается обмотка реле КЗ.
Контакты последнего замыкаются, и питание подается на втягивающие и
удерживающие обмотки электромзгнитного реле стартера. При втягивании
сердечника этого реле шестерня стартера входит в зацепление с венцом
маховика дизеля, а контакты замыкаются, соединяя плюсовую клемму правой
аккумуляторной батареи (напряжение 24 В) с обмот-ками электродвигателя
стартера. Таким образом, осуществляется запуск дизеля при выключенном
режиме. При включенном режиме его запуск предотвращает имеющаяся в схеме
включения стартера блокировка в виде выключателя S3. Для гашения э. д.
с. самоиндукции обмотки тягового реле служит диод V. В схеме
предусмотрены предохранители FI, F2 и F3, а также указатель тока РА с
выводом 1, соединяемый с плюсовой клеммой генератора.
Для отключения аккумуляторных батарей от «массы» служит выключатель
массы ВК861 с дистанционным управлением (рис. 2.64), который работает от
установленной на щитке приборов кнопки. В верхней части его корпуса
установлен электромагнит 7, сердечник которого вместе со штоком 6
отводится пружиной 5 в верхнее крайнее положение. В нижней части корпуса
на основании 3 установлен запорный механизм, состоящий из нажимной
пластины 9, стержня 2, упора 8 и пружины 4. Жестко соединенное со
стержнем 2 подвижное контактное устройство приводится в движение с
помощью штока 6 электромагнита 7. При подаче тока на электромагнит
сердечник, преодолевая усилие пружины, через нажимную пластину 9 давит
на стержень 2, передвигая его вниз. При переходе через перемычку 10
основания 3 упор 8 под воздействием пружины 4 выдвигается и контакты 11
и 12 фиксируются во включенном состоянии. Первыми замыкаются
дополнительные контакты 12, а при дальнейшем нажатии сердечника
электромагнита 7 на стержень 2 входят в соединение с неподвижными и
основные подвижные контакты 11. При этом минусовые клеммы батарей
соединяются с «массой» трактора, так как к одной из клемм 13 подходит
провод 0 от «минуса» батарей, а другая сое-динена медной перемычкой
«массой» трактора. При выключении вторично запитывают током обмотку
электромагнита 7. При этом шток 6 будет давить на нажимную пластину 9,
последняя своей закругленной частью нажмет на упор 8 и освободит его.
По; воздействием пружин стержень 2 вместе с подвижным контактным
устройством займет крайнее верхнее положение. В этом случае контакта
включателя будут разомкну ты (сначала основные 11, затем дополнительные
искрогасящие 12). Выключатель массы имеет подвижный шток 1.
На тракторе К-701 установлен звуковой электрический сигнал С311
постоянного тока (на облицовке слева под капотом).
Все узлы электрооборудования соединяются проводкой марки ПГВА сечением
от 1 до 2,5 мм2. На концах каждого провода предусмотрены
поли-хлорвиниловые трубки с номерами, соответствующими номерам данного
провода по схеме.