ЭСУД автомобилей семейства LADA KALINA (М7.9.7 ЕВРО-3) - часть 2

 

  Главная      Автомобили - ВАЗ     

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

ЭСУД автомобилей семейства LADA KALINA (М7.9.7 ЕВРО-3) - часть 2

 

 

“ИТЦ АВТО”
3100.25100.12026
Лист 3
Дубликат
Взам.
Подп.
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
ТИ
7
1.1 КОНТРОЛЛЕР И ДАТЧИКИ
КОНТРОЛЛЕР
Контроллер (рис. 1.1±01) является цен±
тральным устройством системы управле±
ния двигателем. Он получает информа±
цию от датчиков и управляет исполни±
тельными механизмами, обеспечивая оп±
тимальную работу двигателя при задан±
ном уровне показателей автомобиля. Кон±
троллер расположен
под консолью панели
приборов и закреплен на кронштейне
(рис. 1.1±02, 1.1±03).
Контроллер управляет исполнитель±
ными механизмами, такими как топлив±
ные форсунки, катушка зажигания, регу±
лятор холостого хода, нагреватель датчи±
ка кислорода, клапан продувки адсорбера
и различными реле.
Контроллер управляет включением и
выключением главного реле, через которое
напряжение питания от аккумуляторной
батареи поступает на элементы системы
(кроме электробензонасоса, катушки за±
жигания, электровентилятора, блока уп±
равления и индикатора состояния АПС).
Контроллер включает главное реле при
включении зажигания. При выключении
зажигания контроллер задерживает вы±
ключение главного реле на время, необхо±
димое для подготовки к следующему вклю±
чению (завершение вычислений, установ±
ка регулятора холостого хода в положение,
предшествующее запуску двигателя).
При включении зажигания контрол±
лер, кроме выполнения упомянутых выше
функций, обменивается информацией с
АПС (если она установлена и функция им±
мобилизации включена, см. раздел 1.2).
Если в результате обмена определяется,
что доступ к автомобилю разрешен, то кон±
троллер продолжает выполнение функций
управления двигателем. В противном слу±
чае работа двигателя блокируется.
Контроллер выполняет также функ±
цию диагностики системы. Он определяет
наличие неисправностей элементов систе±
мы, включает сигнализатор и сохраняет в
своей памяти коды, обозначающие характер неисправности и помогающие механику осу±
ществить ремонт. Дополнительные сведения об использовании диагностической функции
контроллера см. в разделе 2 ”Диагностика”.
ВНИМАНИЕ.
Контроллер является сложным электронным прибором, ремонт которого дол±
жен производиться только на заводе±изготовителе. Во время эксплуатации и техни±
ческого обслуживания автомобиля разборка контроллера запрещается.
Несанкционированная модификация программного обеспечения контроллера мо±
жет привести к ухудшению эксплутационных характеристик двигателя и даже к
Рис. 1.1±01. Контроллер.
Рис. 1.1±02. Расположение контроллера в салоне
автомобиля ВАЗ±11183.
Рис. 1.1±03. Расположение контроллера в салоне
автомобилей семейства ВАЗ±2110.
“ИТЦ АВТО”
3100.25100.12026
Лист 4
Дубликат
Взам.
Подп.
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
ТИ
8
его поломке. При этом гарантийные обязательства завода±изготовителя автомобиля на
техническое обслуживание и ремонт двигателя и системы управления утрачиваются.
Контроллер подает на различные устройства напряжение питания 5 или 12 В. В неко±
торых случаях оно подается через резисторы контроллера, имеющие столь высокое номи±
нальное сопротивление, что при включении в цепь контрольной лампочки она не загора±
ется. В большинстве случаев обычный вольтметр с низким внутренним сопротивлением
не дает точных показаний.
Для контроля напряжения выходных сигналов контроллера необходим цифровой
вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.
Память контроллера
Контроллер имеет три типа памяти: программируемое постоянное запоминающее уст±
ройство (ПЗУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и электрически репрограм±
мируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).
Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)
В ПЗУ хранится программа управления, которая содержит последовательность рабо±
чих команд и калибровочную информацию. Калибровочная информация представляет со±
бой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т.п., которые в свою
очередь зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, от передаточных отно±
шений трансмиссии и других факторов.
Эта память является энергонезависимой, т.е. ее содержимое сохраняется при от±
ключении питания.
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ)
Оперативное запоминающее устройство используется микропроцессором для времен±
ного хранения измеряемых параметров, результатов вычислений, кодов неисправностей.
Микропроцессор может по мере необходимости вносить в ОЗУ данные или считывать их.
Эта память является энергозависимой. При прекращении подачи питания (отключе±
ние аккумуляторной батареи или отсоединение от контроллера жгута проводов) содержа±
щиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.
Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ)
ЭРПЗУ иcпользуется для хранения идентификаторов контроллера, двигателя и авто±
мобиля, а также кодов±паролей автомобильной противоугонной системы (АПС). Коды±па±
роли, принимаемые контроллером от блока управления АПС, сравниваются с хранимыми
в ЭРПЗУ, и меняются микропроцессором по определенному закону.
ЭРПЗУ является энергонезависимой памятью и может хранить информацию без пода±
чи питания на контроллер.
Замена контроллера на автомобиле ВАЗ±11183
(замена контроллера на автомобилях
семейства ВАЗ±2110 описана в ТИ 3100.25100.12025)
ВНИМАНИЕ. Для предотвращения повреждений контроллера при отсоединении
провода от клеммы “минус” аккумуляторной батареи или жгута проводов от кон±
троллера зажигание должно быть выключено.
Снятие контроллера
1. Выключить зажигание.
2. Отсоединить провод от клеммы “минус” аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10).
3. Отвернуть винты крепления и снять правый экран консоли панели приборов
(отвертка крестообразная).
4. Отсоединить колодку жгута проводов от контроллера.
5. Отвернуть винты крепления контроллера к кронштейну и снять контроллер
(отвертка крестообразная).
ВНИМАНИЕ. В случае неисправности контроллера для замены необходимо ис±
пользовать “чистый” контроллер (см. раздел 1.2. “Автомобильная противо±
угонная система”).
Установка контроллера
1. Установить контроллер на место и подключить к контроллеру колодку жгута прово±
дов (отвертка крестообразная).
“ИТЦ АВТО”
3100.25100.12026
Лист 5
Дубликат
Взам.
Подп.
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
ТИ
9
2. Установить экран консоли панели приборов на место (отвертка крестообразная).
3. Присоединить провод к клемме “минус” аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10).
Проверка работоспособности контроллера
1. Включить зажигание.
2. Провести диагностику (см. порядок в карте А “Проверка диагностической цепи”).
ВНИМАНИЕ. Для проведения диагностики впервые после снятия питания (отсо±
единения аккумуляторной батареи) необходимо запустить двигатель, затем заглу±
шить его, выключив зажигание, и, выждав 10±15 секунд, подключить диагностичес±
кий прибор.
ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА (ДМРВ)
ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА (ДТВ)
В системе управления двигателем используется датчик массового расхода воздуха
(рис. 1.1±04) термоанемометрического типа. Он расположен между воздушным фильтром
и шлангом впускной трубы (рис. 1.1±05).
Сигнал ДМРВ представляет собой напряжение постоянного тока, величина которого
зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик. При
прямом потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне
1...5 В. При обратном потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяет±
ся в диапазоне 0...1 В. Диагностический прибор
считывает показания датчика как расход
воздуха в килограммах в час.
При возникновении неисправности цепи ДМРВ контроллер заносит в свою память ее код
и включает сигнализатор. В этом случае контроллер рассчитывает значение массового рас±
хода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки.
Датчик массового расхода воздуха
имеет встроенный датчик температуры
воздуха. Чуствительным элементом яв±
ляется термистор (резистор, изменяю±
щий сопротивление в зависимости от
температуры), установленный в потоке
воздуха (см. табл. 1.1±01). Выходной
сигнал, подключенного к контроллеру
ДТВ, представляет собой напряжение
постоянного тока в диапазоне 0...5 В, ве±
личина которого зависит от температу±
ры воздуха, проходящего через датчик.
При возникновении неисправности
цепи ДТВ контроллер заносит в свою
память ее код и включает сигнали±
затор. В этом случае контроллер заме±
няет показания датчика фиксирован±
ным значением температуры воздуха
(33
О
С).
Снятие ДМРВ
1. Выключить зажигание.
2. Отсоединить от датчика колодку
жгута проводов.
3. Отсоединить от датчика шланг впуск±
ной трубы (отвертка крестообразная).
4. Снять датчик, отвернув болты
крепления
датчика
к
воздушному
фильтру (ключ гаечный 10).
Рис. 1.1±04. Датчик массового расхода воздуха.
прямой
поток
воздуха
Рис. 1.1±05. Расположение датчика массового расхода
воздуха в подкапотном пространстве автомобилей
семейства ВАЗ±2110 и ВАЗ±11183.
“ИТЦ АВТО”
3100.25100.12026
Лист 6
Дубликат
Взам.
Подп.
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
ТИ
10
Установка ДМРВ
1. Установить на датчик уплотнительную втулку.
2. Прикрепить датчик к воздушному фильтру двумя болтами (ключ гаечный 10).
3. Присоединить к датчику шланг впускной трубы, закрепив его хомутом (отвертка
крестообразная).
4. Присоединить к датчику колодку жгута проводов.
ВНИМАНИЕ. Отсутствие уплотнительной втулки может привести к наруше±
нию работы двигателя. При работе с датчиком соблюдать осторожность. Не допу±
скать попадания внутрь датчика посторонних предметов. Повреждение датчика
приведет к нарушению нормальной работы системы управления двигателем. Запре±
щается вынимать чувствительный элемент из корпуса датчика, так как это
может привести к изменению его характеристики.
ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ (ДПДЗ)
Датчик положения дроссельной заслонки (рис. 1.1±06) установлен сбоку на дроссель±
ном патрубке напротив рычага управления дроссельной заслонкой (рис. 1.1±07).
ДПДЗ представляет собой резистор потенциометрического типа, на один из выводов
которого подается опорное напряжение (5 В) с контроллера, а на второй масса с контрол±
лера. С вывода, соединенного с подвижным контактом потенциометра, подается выхо±
дной сигнал ДПДЗ на контроллер.
При движении педали акселератора ось дроссельной заслонки передает свое враща±
тельное движение на ДПДЗ, вызывая изменение напряжения выходного сигнала ДПДЗ.
При закрытом положении дроссельной заслонки выходной сигнал ДПДЗ должен быть
в пределах 0,3...0,7 В. При открытии дроссельной заслонки выходной сигнал возрастает,
и при открытой дроссельной заслонке (на 76...81 % по диагностическому прибору) выход±
ное напряжение должно быть 4,05...4,75 В.
Измеряя выходное напряжение сигнала ДПДЗ, контроллер определяет текущее поло±
жение дроссельной заслонки. Данные о
положении дроссельной заслонки необ±
ходимы контроллеру для расчета угла
опережения зажигания, длительности
импульсов впрыска и состояния регу±
лятора холостого хода.
Отслеживая изменение напряже±
ния, контроллер определяет, открыва±
ется дроссельная заслонка или закры±
вается. Контроллер воспринимает быс±
Рис. 1.1±06. Датчик положения дроссельной заслонки
Таблица 1.1±01
Таблица зависимости сопротивления ДТВ от температуры всасываемого воздуха (²10%)
Температура воздуха,
О
С
Сопротивление, кОм
Температура воздуха,
О
С
Сопротивление, кОм
±40
39,2
+50
0,84
±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±
±30
23
+60
0,6
±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±
±20
13,9
+70
0,45
±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±
±10
8,6
+80
0,34
±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±
0
5,5
+90
0,26
±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±
+10
3,6
+100
0,2
±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±
+20
2,4
+110
0,16
±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±
+30
1,7
+120
0,13
±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±±
+40
1,2

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..