Капитану о прочности корпуса судна (Максимаджи А.И.) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Капитану о прочности корпуса судна: справочник (Максимаджи А.И.) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14 

 

 

 

Капитану о прочности корпуса судна (Максимаджи А.И.) - часть 14

 

 

Продолжение приложения 1

Местный износ

Наименование связи

Общий

износ

α

1

α

3

β, %

60

2.

 

1.

 

3. Рамные балки поперечного на

бора: рамные бимсы, консольные бим-
сы, концевые люковые бимсы — в пре-
делах ±0,

 

2L по длине судна; рамные

шпангоуты борта и бортовые стрингеры
в районе 0,

 

25 длины судна от носового

перпендикуляра, в машинном отделении
(МО), в цистернах, в районе ледовых
усилений и усилений бортов судов,
швартующихся в море
Эти же связи в остальных районах
судна

0,

 

75

0,

 

70

0,

 

60

0,

 

60

60

2.

 

1.

 

4. Флоры непроницаемые, флоры

под главными механизмами МО, котла
ми, упорными подшипниками:
по длине судна

0,

 

75

0,

 

60

60

2.

 

1.

 

5. Рамные стойки водонепроницае

мых переборок, шельфы:

по длине судна

2.

 

1.

 6

. Пиллерсы:

по длине судна

0,

 

75

0,

 

80

0,

 

60

-

60

-

2 .

 

2 .   О с н о в н о й   н а б о р   с у д о в

г р у п п ы   1

2.

 

2.

 

1. Продольные подпалубные балки

расчетной палубы:

в средней части
вне средней части

0,

 

75

0,

 

60

0,

 

60

0,

 

50

-
-

2.

 

2.

 

2. Продольные подпалубные балки

палуб по п. 1.

 

1.

 

2 настоящей таблицы,

днищевые продольные балки:
в средней части
вне средней части

0,

 

70

0,

 

65

0,

 

60

0,

 

55

-
-

2.

 

2.

 

3. Продольные балки под настилом

второго дна:
по длине судна

0,

 

65

0,

 

60

2.

 

2.

 

4. Поперечный набор палуб, двой

ного дна (кроме указанных в п. 2.

 

1.

 

3),

днища, борта (в том числе и двойного); бимсы в
районе цистерн, форпика, ахтер-
пика; разрезные комингсы грузовых лю
ков; стойки водонепроницаемых перебо
рок:

по длине судна

2.

 

2.

 

5. Другие элементы набора, обес-

печивающие местную прочность

0,

 

70

0,

 

60

0,

 

60

0,

 

50

-

2 12

Продолжение приложения 1

Местный износ

Наименование связи

Общий

износ

α

1

α

3

β, %

2 .

 

3 .   Р а м н ы й   н а б о р   с у д о в

г р у п п ы   2

2.

 

3.

 

1. Продольные рамные связи рас

четной палубы днища (отбойный лист,
карлингсы, вертикальный лист, днище
вые стрингеры):

в средней части

0,

 

75

0,

 

60

60

вне средней части на длине грузо-

0,

 

70

0,

 

60

60

вых танков

2.

 

3.

 

2. Продольный рамный набор су

дов с двойным дном, двойными борта
ми; бортовые стрингеры:

по длине грузовых танков

0,

 

70

0,

 

60

60

2.

 

3.

 

3. Поперечный рамный набор (рам

ные бимсы, рамные шпангоуты, флоры);
рамные стойки и шельфы продольных
и поперечных переборок:

по длине грузовых танков

0,

 

70

0,

 

60

60

2 .

 

4 .   О с н о в н о й   н а б о р   с у д о в

г р у п п ы   2

2.

 

4.

 

1. Продольные балки палубы, бор

та, днища, верхних и нижних поясов
продольных переборок:

в средней части

0,

 

70

0,

 

60

вне средней части на длине грузо

0,

 

65

0,

 

55

вых танков

2.

 

4.

 

2. Продольные балки второго бор

та, под настилом второго дна, на про
дольных переборках между верхним и
нижним поясами:

на длине грузовых танков

0,

 

65

0,

 

55

2.

 

4.

 

3. Шпангоуты, стойки поперечных

водонепроницаемых переборок:

по длине грузовых танков

0,

 

65

0.

 

55

2.

 

4.

 

4. Набор переборок коффердамов

0,

 

65

0,

 

55

2.

 

4.

 

5. Прочие элементы набора внутри

0,

 

55

0,

 

55

грузовых танков и коффердамов

Примечания:  1.  Для  конструкций  судов  группы 2, расположенных  вне  района

грузовых  танков  и  коффердамов  (в  том  числе  для  конструкций  двойного  дна),
применяют нормативы, указанные для судов группы 1.

2. Коэффициенты α

и α

3

 используют для судов,  длина  которых  L≥ 80 м. 3. При

длине судов L ≥ 40 м указанные коэффициенты принимают одинаковыми по всей длине
судна  и  равными  значениям  а;  и  аз  вне  пределов  средней  части. 4. Если  длина  судна
промежуточная (40 м < L < 80 м) значения α

и α

3

 определяют линейной интерполяцией

между их значениями для средней части и вне ее. 5. Допускаемые остаточные толщины
в районе изменения нормативных значений α

и α

3

 должны уменьшаться постепенно по

длине судна.

213

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 Шкала ветра и морского волнения

Ветер

Морское волнение

Высота волн,

м

Период

волн, с

Ба

ллы

Харак-

тери-

стика

Скорость,

уз

Действие на судно и его оснастку

Ба

ллы

Харак-

тери-

стика

h

3 %

h

1/3

___

τ

τ

т

Описание поверхности моря, озера,

крупного водохранилища

0

Штиль

0

 (0-1)

0

Отсут-

ствует

0

0

0

0

Зеркально-гладкая поверхность

Движение воздуха совершенно

не ощущается, дым поднимается

отвесно или почти отвесно; вымпел

неподвижен

1

2,40

3,18

Рябь

Тихий

ветер

2

(1-3)

I

Слабое

0,25

0

 0,20

Ветер едва ощущается, как

легкое дуновение, и то лишь

временами. Дым поднимается

наклонно, указывая направление

ветра

2

II

»

2,40

3,18

5

 (4-6)

0—

 0,25

0—

0,20

Появляются небольшие гребни волн

Легкий

ветер

Ветер ощущается как

непрерывный легкий поток воздуха.

Слегка колеблются флаги и вымпелы

3

8

(7-10)

III

Уме-

ренное

0,25-

0,75

0,20-

0,55

3,27

4,25

Слабый

ветер

Ветер развевает флаги и

вымпелы. Дым вытягивается по

ветру почти горизонтально

Небольшие гребни волн начинают

опрокидываться, но пена не белая, а
стекловидная

Вытягивается вымпел

III

3,83

5,0

4

13

(11—16)

0,75—

1,25

0,55—

0,95

Значи-

тельное

Уме-

ренный

ветер

Хорошо заметны небольшие волны,

гребни некоторых из них опрокидываются,
образуя местами белую клубящуюся пену
— «барашки»

5

IV

То же

4,58

5,95

19

(17—21)

1,25—

2,0

0,95—

1,50

Свежий

ветер

Волны принимают хорошо

выраженную форму, повсюду образуются
«барашки»

Вытягиваются и полощутся

большие флаги. Ветер переносит

легкие предметы

6

V

5,87

7,62

25

(22—27)

Начинают гудеть провода и

снасти

Сильное

2,0-

3,5

1,50-

2,65

Силь-

ный

ветер

Появляются гребни большой высоты,

их пенящиеся вершины занимают большие
площади, ветер начинает срывать пену с
гребней волн

7

VI

То же

7,50

9,75

31

(28—33

3,5-6,0

2,65—

4,50

Креп-

кий

ветер

Слышится свист ветра около

всех снастей, палубных надстроек и

сооружений. Возникают затруднения

в ходьбе против ветра

Гребни очерчивают длинные валы

ветровых волн; пена, срываемая ветром с
гребней волн, начинает вытягиваться
полосами по склонам волн

8

VII

8,69

11,3

37

 (34—40)

6,0-

8,5

4,50-

6,40

Всякое движение против ветра

заметно затруднительно

Очень

сильное

Очень

креп-

кий

ветер

Длинные полосы пены, срываемой

ветром, покрывают склоны волн и, места-
ми сливаясь, достигают их подошв

Ветер

Морское волнение

Высота волн,

м

Период волн, с

Ба

ллы

Харак-

теристика

Ско-

рость,

уз

Действие на судно и его оснастку

Ба

ллы

Характери-

стика

h

3 %

h

1/3

___

τ

τ

т

Описание поверхности моря,

озера, крупного водохранилища

9

Шторм

VIII

То же

9, 60 12,50

44

(41-47)

8,5-
11,0

6,40—
8,30

Возможны небольшие

повреждения в палубных
надстройках и сооружениях,
сдвигаются с места
неукрепленные предметы

10

51

(48-45)

VIII

8,5-
11,0

6,40—
8,30

Сильный

шторм

Возможны более значи-

тельные повреждения в
оснастке судна и надстройках

11

То же

IX

Исклю-

чительное

Более
11,0

Более
8,30

Жесто-

кий

шторм

59

(56-63)

12

Ураган

64 и

более

Более
11,0

Более
8,30

Ветер производит

опустошительные разрушения)
(р = 980 Н/м

2

)

Пена широкими,

плотными, сливающимися
полосами покрывает склоны
волн, отчего поверхность
становится белой; только
местами в ложбинах волн
видны свободные от пены
участки

Поверхность моря

покрыта пеной, воздух
наполнен водяной пылью и
брызгами; видимость
значительно уменьшена

Поверхность моря

покрыта плотным слоем
пены. Горизонтальная
видимость ничтожна

То же

П р и м е ч а н и е . Средняя скорость ветра и высота волн даны округленно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Среднегодовое уменьшение толщины элементов в

конструкциях корпуса

u, мм/год

 п

.п

.

Элемент в конструкции корпуса

Группа 1 Группа 2

О б ш и в к а   и   н а с т и л ы

1

Палуба:

верхняя
нижняя
в жилых и производственных помещениях

0,

 

10

0,

 

11

0,

 

14

0,

 

25

1


0,

 

14

2 Борт при отсутствии второго борта:

надводный
район переменных ватерлиний ниже района
переменных ватерлиний

0,

 

10

0,

 

17

0,

 

14

0,

 

13 

2

0,

 

19

2

0,

 

16

3 Борт при наличии второго борта (отсеки двойного

борта не заполняются):

надводный борт
район переменных ватерлиний
ниже района переменных ватерлиний

0,10
0,17
0,14

0,10
0,17
0,14

4 Борт при наличии второго борта (от

секи двойного борта предназначены для
груза топлива или балласта):

надводный
район переменных ватерлиний
 ниже района переменных ватерлиний

0,

 

13

0,19
0,16

0,

 

13

0,19
0,16

5 Днище при отсутствии второго дна:

обшивка включая скулу
район грузовых танков

» топливных цистерн
» балластных отсеков
горизонтальный киль

0,

 

14

-

0.

 

15

0,

 

20

0,

 

25

-

0,

 

17

0,

 

15

0,

 

20

0,

 

25

6 Днище при наличии второго дна:

обшивка включая скулу
район льял и сточных колодцев

» топливных цистерн
» балластных отсеков
горизонтальный киль

0,

 

14

0,

 

20

0,

 

15

0,

 

20

0,

 

25

0,

 

14

0,

 

20

0,

 

15

0,

 

20

0,

 

25

7 Второе дно:

район топливных цистерн

» балластных отсеков
» котельного отделения
» машинного отделения

трюмы без деревянного настила, в
которых предусматриваются грузо
вые операции грейферами

0,

 

12

0,

 

15

0,

 

30

0,

 

20

0,

 

30

0,

 

17

0,

 

20

0,

 

30

0,

 

20

0,

 

30

Продолжение приложения 3

и, мм/год

 п

.п

.

Элемент в конструкции корпуса

Группа 1 Группа 2

8

Обшивка скуловых цистерн и трапецеидальных
опор:

 нижний пояс
прочие поясья

0, 25
0, 12

0, 30
0, 17

9

Междудонный лист в трюмах:

наклонный
горизонтальный

0, 20
0, 15

0, 22
0, 20

10 Междудонный лист в котельном отделении:

наклонный
горизонтальный

0, 28
0, 23

0, 30
0, 28

11 Водонепроницаемые переборки. Пояс:

верхний
средний
нижний

0, 10
0, 12
0, 13



12 Переборки между грузовыми трюмами для

навалочных грузов:

верхний пояс (0,1D от верхней палубы)

0, 13

0, 13

прочие поясья

0, 18

0, 18

13 Переборки между грузовыми трюмами для

комбинированных грузов:

верхний пояс (0,1D от верхней палу-
бы)

0, 16

прочие поясья

0, 18

14 Переборки между грузовыми танками.

Пояс:

верхний (0,1D от верхней палубы)
средний
нижний



0, 20 

2

0, 13 

2

0, 18

15 Переборки между грузовыми и балластными

отсеками. Пояс:

верхний (0,1D от верхней палубы)
средний
нижний

0, 13
0, 15
0, 16

0, 30
0, 25
0, 20

16 Подпалубные цистерны

0, 12

0,  20

П р о д о л ь н ы е   и   п о п е р е ч н ы е

б а л к и   н а б о р а

17 Продольные подпалубные балки и бимсы палуб и

платформ, разделяющих по-
мещения:

трюмы для генерального груза
»        » навалочного груза
»        » комбинированного груза
грузовые танки
топливные цистерны
балластные отсеки

0, 12



0, 15
0, 18

0, 15
0, 18

0, 25 

2

0, 17
0, 20

218

Продолжение приложения З

u, мм/год

 п

.п

.

Элемент в конструкции корпуса

Группа 1 Группа 2

18 Карлингсы, рамные бимсы палуб и платформ,

разделяющих помещения:

трюмы для генерального груза

»       » навалочного груза

            »      » комбинированного груза

грузовые танки
топливные цистерны
балластные отсеки

0.12
0,15
0,18


0,13
 0,15
0,20 

2

0,17
0,20

19 Комингсы грузовых люков

   0,10

0,12

20 Продольные балки, основные и рамные

шпангоуты, вертикальные стойки бортов и
переборок, разделяющих помещения:
трюмы для генерального груза
            »      » навалочных грузов

»       » комбинированных грузов

грузовые танки
топливные цистерны
балластные отсеки

0,10



0,15
0,20


0,13
0,15
0,20 

3

0,20 

4

0,25

21 Вертикальный киль, днищевые стрингеры, флоры

и продольные балки днища при отсутствии второго
дна. Помещения:

отсеки для генерального груза
грузовые танки
балластные отсеки
котельное отделение

0,14

0,20
0,28


0,20
0,20
0,28

22 Вертикальный киль, днищевые стрингеры, флоры,

продольные балки днища и второго дна при
наличии второго дна. Помещения:

отсеки не заполняемые
топливные цистерны
балластные цистерны
котельное отделение

0,14
0,15
0,20
0,25

0,14
0,15
0,20
0,25 

6

1

 Для комбинированных судов и судов для навалочных грузов и =  0,

 

15 мм/год. При

заполнении отсеков инертным газом ц увеличивается на 10 %.

При заполнении отсека инертным газом а увеличивается на 10 %.

Для горизонтальных балок, расположенных на верхнем участке шириной

  0,

 

1 высоты отсека u=0,

 

25 мм/год. При заполнении отсеков инертным газом и

увеличивается на 10 %.

4

 Для горизонтальных балок, расположенных на верхнем участке шириной

  0,

 

1 высоты отсека и=0,

 

25 мм/год.

5

 Для флоров, расположенных непосредственно под котлами, u = 0,35мм/год.

219

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14