ПАО «ВымпелКом». Годовой отчет за 2022 год - часть 1

 

  Главная      Книги - Разные     ПАО «ВымпелКом». Годовой отчет за 2022 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

 

ПАО «ВымпелКом». Годовой отчет за 2022 год - часть 1

 

 

 

Утвержден 

Годовым Общим собранием акционеров 

Публичного акционерного общества 

 «Вымпел-Коммуникации» 

«30» июня 2023 года 

Протокол №

 

88 от «30» июня 2023 года

 

 

Предварительно утвержден 

Советом директоров 

Публичного акционерного общества 

 «Вымпел-Коммуникации» 

«25» мая 2023 года 

Протокол № 4 от «26» мая 2023 года 

 
 

 
 

 

 
 
 
 

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ  

Публичного акционерного общества 

«Вымпел-Коммуникации» 

за 2022 год 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

г. Москва, 2023 

 

Оглавление 

1.  Сведения о положении Общества в отрасли. 

2.  Приоритетные направления деятельности Общества. 

3.  Отчет  Совета  директоров  Общества  о  результатах  развития  Общества  по  приоритетным 

направлениям его деятельности. 

4. Сведения о реализации антикоррупционных мер. 

5. ESG-отчет, стратегия Общества в области устойчивого развития. 

6. Перспективы развития Общества. 

19 

7. Отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям Общества. 

21 

8. Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества. 

21 

9.  Перечень  совершенных  Обществом  в  отчетном  году  сделок,  признаваемых  в  соответствии  с 

Федеральным  законом  «Об  акционерных  обществах»  крупными  сделками,  с  указанием  по 
каждой сделке ее существенных условий и органа управления Общества, принявшего решение 
о согласии на ее совершение или ее последующем одобрении. 

31 

10.  Отчет  о  заключенных  Обществом  в  отчетном  году  сделках,  в  совершении  которых  имеется 

заинтересованность 

32 

11.  Состав  Совета  директоров  Общества,  включая  информацию  об  изменениях  в  составе  Совета 

директоров Общества, имевших место в отчетном году, и сведения о членах Совета директоров 
Общества, в том числе их краткие биографические данные, доля их участия в уставном капитале 
Общества и доля принадлежащих им обыкновенных акций Общества, сведения о совершенных 
в  течение  отчетного  года  членами  Совета  директоров  сделках  по  приобретению  или 
отчуждению акций Общества. 

32 

12. Комитет по аудиту Совета директоров Общества. 

32 

13.  Сведения  о  лице,  занимающем  должность  (осуществляющем  функции)  единоличного 

исполнительного органа Общества и членах коллегиального исполнительного органа Общества, 
в  том  числе  их  краткие  биографические  данные  (год  рождения,  сведения  об  образовании, 
сведения  об  основном  месте  работы),  доля  их  участия  в  уставном  капитале  Общества  и  доля 
принадлежащих  им  обыкновенных  акций  Общества,  сведения  о  совершенных  в  течение 
отчетного  года  лицом,  занимающем  должность  (осуществляющем  функции)  единоличного 
исполнительного органа,  и  (или)  членами  коллегиального  исполнительного органа  сделках  по 
приобретению или отчуждению акций Общества. 

33 

14.  Основные  положения  политики  Общества  в  области  вознаграждения  и  (или)  компенсации 

расходов, а также сведения по каждому из органов управления Общества с указанием размера 
всех  видов  вознаграждений  и  компенсаций,  которые  были  выплачены  Обществом  в  течение 
отчетного года. 

34 

15. Сведения (отчет) о соблюдении Обществом принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного 

управления, рекомендованного к применению Банком России. 

35 

16.  Сведения  об  утверждении  Годового  отчета  Общим  собранием  акционеров  или  Советом 

директоров Общества, если вопрос об утверждении Годового отчета отнесен Уставом Общества 
к  его  компетенции,  а  также  иная  информация,  предусмотренная  Уставом  или  внутренним 
документом Общества. 

68 

 
 
 
 
 
 

 

1.

 

Сведения о положении Общества в отрасли. 

 
Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (далее по тексту — «ВымпелКом» или 
«Общество»,  или  ПАО  «ВымпелКом»,  или  «Компания»,  или  «Эмитент»)  специализируется  на 
предоставлении услуг связи. 
 
ПАО  «ВымпелКом»  является  одним  из  ведущих  поставщиков  услуг  связи  в  России  и  осуществляет 
деятельность  под  брендом  «билайн».  «билайн»  –  один  из  наиболее  известных  брендов  в  России. 
ПАО «ВымпелКом» предоставляет интегрированные услуги мобильной и фиксированной (местной, 
внутризоновой,  международной  и  междугородной)  телефонной  связи,  телематики  и  передачи 
данных, в т.ч. доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии 
оптоволоконного  доступа,  Wi-Fi  и  сети  третьего  и  четвертого  поколений.  Среди  клиентов  и 
партнеров  ПАО  «ВымпелКом»  —  частные  лица,  малые,  средние  и  крупные  предприятия, 
транснациональные корпорации, операторы связи.  
 
По  состоянию  на  31.12.2022  ПАО  «ВымпелКом»  входит  в  Группу  компаний  VEON  Ltd. 
международной 

телекоммуникационной 

компании 

со 

штаб-квартирой 

в 

Амстердаме, 

предлагающей  своим  клиентам  услуги  связи  и  интернет-услуги.  Работая  на  самых  динамично 
развивающихся  рынках  мира,  VEON  Ltd.  обеспечивает  голосовой  связью,  передачей  данных, 
фиксированным широкополосным интернетом, цифровыми и data-сервисами более 217 миллионов 
абонентов подвижной связи и более 4,6 млн клиентов фиксированной связи. Компании, входящие в 
Группу  компаний  VEON  Ltd.  предоставляют  услуги  клиентам  в  9  странах  мира,  включая  Россию, 
Украину,  Казахстан,  Узбекистан,  Грузию,  Кыргызстан,  Алжир,  Бангладеш  и  Пакистан.  Компании 
группы  VEON  Ltd.  предоставляют  услуги  под  брендами  «Билайн»,  «Kyivstar»,  «Jazz»,  «banglalink»  и 
«Djezzy».  
 
ПАО  «ВымпелКом»  было  первым  российским  акционерным  обществом,  включенным  в  листинг 
Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE), акции которого котировались под символом VIP с 1996 года. 
Таким образом, ПАО «ВымпелКом» стало первым, кто начал внедрять в России мировые стандарты 
прозрачности,  корпоративного  управления  и защиты  прав  инвесторов.  Успех  ПАО  «ВымпелКом» 
проложил  путь  на  международные  фондовые  биржи  многим  другим  российским  юридическим 
лицам.  После  образования  в  апреле  2010  года  холдинговой  компании  VimpelCom  Ltd., 
переименованной  в  VEON  Ltd.  30  марта  2017  года,  консолидировавшей  пакеты  акций 
ПАО «ВымпелКом» и ЗАО «Киевстар Дж.Эс.Эм.», символ VIP был перерегистрирован на VimpelCom 
Ltd.  Акции  VimpelCom  Ltd.  котировались  на  Нью-Йоркской  фондовой  бирже  (NYSE)  под  символом 
VIP.  С  10  сентября  2013  года  акции  компании  VimpelCom  Ltd.  (переименованной  в  VEON  Ltd.  30 
марта  2017  года)  котируются  под  символом  VIP  ана  NASDAQ  Global  Select  Market  (NASDAQ). 
С момента  своего  создания  NASDAQ  делает  ставки,  прежде  всего,  на  высокотехнологичные 
компании, такие как Microsoft Corporation, Intel Corporation и Google Inc. C 4 апреля 2017 года акции 
VEON Ltd. также котируются на бирже Амстердама – Euronext. Сегодня акции VEON Ltd. котируются 
на NASDAQ и бирже Амстердама – Euronext под символом VEON.  
 
По  состоянию  на  31  декабря  2022  года,  GSM  лицензии  ПАО  «ВымпелКом»  позволяют  оказывать 
услуги связи практически на всей территории России, включая лицензионную территорию г. Москвы 
и  Московской  области.  Кроме  этого,  на  территории  83  субъектов  Российской  Федерации  (РФ) 
ПАО «ВымпелКом» имеет  следующие  лицензии: 3G  (UMTS),  лицензии  на услуги  междугородной  и 
международной  телефонной  связи  на  территории  РФ,  внутризоновой  телефонной  связи,  на 
оказание  услуг  местной  телефонной  связи,  за  исключением  услуг  местной  телефонной  связи  с 
использованием  таксофонов  и  средств  коллективного  доступа,  лицензии  на  услуги  передачи 
данных,  телематические  услуги  связи,  услуги  связи  для  целей  кабельного  вещания,  и  ряд  других 
лицензий в ряде субъектов РФ. 
 
 

 

ПАО  «ВымпелКом»  также  имеет  лицензии  на  оказание  услуг  связи  с  использованием 
радиоэлектронных  средств  стандарта  LTE  и  последующих  его  модификаций  с  использованием 
полосы радиочастот 2570-2595 МГц в 32 субъектах России. Срок действия данных лицензий истекает 
15 апреля 2026 года. 
 
По 

данным 

независимого 

исследовательского 

агентства 

GSMA 

Intelligence 

(https://www.gsmaintelligence.com/markets/2901/data/),  доля  абонентской  базы  ПАО  «ВымпелКом» 
на  российском  рынке  мобильной  связи  оценивалась  на  уровне  19,87%  по  состоянию  на  конец 
декабря  2022  года  (показатель  Market  share  of  total  mobile  connections,  Beeline).  Всего  в 
сетях российских 

операторов 

связи было 

зарегистрировано примерно 

266,5 миллион SIM-

карт (показатель Connections,  Total,  including  licensed  cellular  IoT,  Russia  Federation),  ПАО 
«ВымпелКом»  в  4-м  квартале  2022  года  обслуживало  44,8  млн  активных  абонентов  мобильной 
связи в России. 
 

2.

 

Приоритетные направления деятельности Общества. 

 
Приоритетные  направления  деятельности  Общества  отражены  в  его  стратегии,  цели  которой 
заключаются  в  увеличении  дохода  от  клиентов,  росте  эффективности  бизнеса  и  формировании 
образа  предпочитаемого  работодателя.  При  реализации  своей  стратегии  Общество  уделяет 
основное внимание следующим аспектам: 
 
- Сохранение и увеличение дохода от клиентов. Действия ПАО «ВымпелКом» сконцентрированы на 
поддержании  качественных  продаж  и  поддержании  долгосрочных  отношений  с  клиентами, 
снижении  оттока  за  счёт  качества  обслуживания,  использования  всех  накопленных  данных  о 
клиентах,  формирования  персонализированных  предложений  и  индивидуального  подхода  к 
каждому  клиенту.  С  другой  стороны,  ПАО  «ВымпелКом»  нацелено  на  поиск  новых  направлений 
выручки и внимательно следит за развитием рынков, смежных с рынком услуг связи, включая, но не 
ограничиваясь, рынками финансовых услуг, информационно-аналитических продуктов и рекламных 
технологий,  облачных  технологий,  межмашинного  взаимодействия.  ПАО  «ВымпелКом»  оценивает 
перспективы  монетизации  данных  рынков  с  последующим  предоставлением  услуг  в  наиболее 
перспективных направлениях. 
 
-  Поддержка отказоустойчивости  инфраструктуры и  качества работы  сети. Компания инвестирует в 
защиту  критической  инфраструктуры  от  киберугроз,  поиск  и  адаптацию  альтернативных 
программно-аппаратных  решений  отечественных  или  зарубежных  вендоров  взамен  тех,  которые 
прекратили работу на территории России. ПАО «ВымпелКом» планирует и дальше оптимизировать 
использование радиочастотного спектра и настройки оборудования обеспечения высокого качества 
услуг.  
  
-  Рост  эффективности  бизнеса.  ПАО  «ВымпелКом»  сосредоточено  на  системном  анализе 
эффективности  всех  линий  бизнеса,  оптимизации  доходов  и  расходов  по  всем  направлениям 
деятельности  Общества,  использовании  современных  подходов  к  управлению  и  активном 
использовании цифровых технологий для принятия решений и оптимизации процессов.  
 
-  Формирование  образа  предпочитаемого  работодателя.  Общество  уделяет  большое  внимание 
привлечению  и  удержанию  специалистов  в  области  техники,  информационных  технологий  и 
анализа  данных.  Для  этого  ПАО  «ВымпелКом»  активно  участвует  в  формировании  экспертных 
сообществ, стажировке и обучении молодых специалистов, предлагает конкурентные современные 
условия  работы  и  пакет  компенсаций  и  льгот,  а  также  прилагает  усилия  в  формировании 
комфортной атмосферы и продуктивной производственной культуры. 
 
ПАО  «ВымпелКом»  планирует  развивать  свою  деятельность,  уделяя  большое  внимание  развитию 
перспективных  технологий  сотовой  связи,  а  также  через  внедрение  единых  бизнес-решений  в 
области информационных  технологий,  маркетинга, системы дистрибуции, обслуживания клиентов. 

 

В  своей  деятельности  Общество  также  уделяет  значимое  внимание  социальным  и  экологическим 
аспектам деятельности, считая их важными факторами обеспечения устойчивости бизнеса. 
 

3.

 

Отчет Совета директоров Общества о результатах развития Общества по приоритетным 

направлениям его деятельности. 

 
В 2022 году телекоммуникационный рынок в России столкнулся с беспрецедентными трудностями. 
Санкции,  экспортный  контроль,  уход  значительной  части  вендоров,  кибератаки,  снижение 
покупательской активности привели к тому, что многие первоначальные планы были пересмотрены. 
Запрет на поставку пользовательских устройств (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и т.п.) 
и  массовая  релокация  абонентов  из  страны  привели  к  снижению  общей  выручки  Компании  год  к 
году.  Несмотря  на  это,  благодаря  планомерным  усилиям  менеджмента по  управлению  структурой 
затрат, показатель EBITDA год к году вырос. 
 
В  2020–2021  годах  Компания  интенсивно  инвестировала  в  построение  сети  радиодоступа.  В  2022 
году  основные  инвестиции  ПАО  «ВымпелКом»  пришлись  не  на  организацию  новых  сайтов,  а  на 
рефарминг  частот  в  LTE,  что  привело  к  росту  скорости  в  34  регионах.  Количество  новых  базовых 
станций, введенных в эксплуатацию, превысило значения предыдущего года на 17,5%. В 2022 году 
Компания  продолжила  активацию  технологий  VoLTE  и  VoWiFi  в  филиалах,  благодаря  чему 
улучшилось качество голосовой  связи. Технология  VoLTE  стала доступна абонентам в 50 филиалах, 
общее  количество  пользователей  технологии  достигло  11,1  млн.  Компания  обеспечила  связью 
новую  ветку  Московского  метрополитена,  БКЛ.  Кроме  мобильной  сети,  ПАО  «ВымпелКом» 
продолжило развитие федеральной сети передачи  данных, организовало дополнительные стыки с 
другими  магистральными  операторами,  а  также  увеличило  количество  кэширующих  серверов  для 
ускорения  загрузки  мультимедийного  контента  для  конечных  пользователей.  В  связи с  введением 
экспортного  контроля  и  отказом  многих  вендоров  продолжать  работу  на  территории  Российской 
Федерации,  ранее  налаженные  цепочки  поставок  оказались  нарушены.  Менеджмент  Компании 
успешно  заменил  поставщиков  для  части  оборудования,  необходимого  для  работы,  а  также 
адаптировал процессы поддержки, настройки и восстановления инфраструктуры. 
 
В июле Компания запустила новый тариф “UP” в замену основной линейки тарифов оператора для 
новых  продаж  и  переключения  с  архивных  тарифов  на  новые.  Тариф  является  продолжением 
тарифа-конструктора  «Твоё  решение».  Особые  настройки  тарифа  связаны  с  персонажами  – 
«Апперами» – призванными улучшить лояльность. ПАО «ВымпелКом» приняло решение отказаться 
от тарифов с безлимитным пакетом доступа в интернет для новых клиентов, и проводит работу по 
переводу  абонентов  с  архивными  «безлимитами»  на  другие  тарифы.  Общество  продолжает 
развивать финансовые услуги и сервисы. В связи с уходом международных платежных систем, спрос 
на оплату услуг некоторых интернет-сервисов (магазины приложений, игры) вырос, так как оплата с 
баланса мобильного телефона осталась единственным способом совершить платеж. 
 
Менеджмент  Компании  продолжил  оптимизацию  системы  продаж.  Компания  выявляет 
мошеннические  продажи,  используя  алгоритмы  машинного  обучения.  С  начала  2022  года  доля 
мошеннических  продаж  сократилась  почти  в  2  раза  за  счёт  изменений  в  подходах  к  работе  с 
партнёрами,  процессах  и  системе  мотивации  продавцов.  ПАО  «ВымпелКом»  также  оптимизирует 
футпринт  собственных  офисов  продаж  и  обслуживания.  В  течение  2022  года  часть  офисов  была 
закрыта для обеспечения оптимального присутствия. 
 
Корпоративный  бизнес  Компании  показал  рост  год  к  году.  Особенно  значимо  выросла  выручка  от 
облачных сервисов и сервисов на базе рекламных технологий.  
 
Компания  продолжила  инвестировать  в  имидж  работодателя.  В  прошедшем  году  Компания 
получила  несколько  престижных  наград  за  лучшие  программы  благополучия,  включая  «Employee 
Wellbeing  Awards  2022»,  «HR  EXPO  2022»,  «People  Investor»  и  другие.  Доля  сотрудников,  готовых 
рекомендовать ПАО «ВымпелКом» как работодателя, выросла в 2 раза по сравнению с 2021 годом.  

 

 
24  ноября  2022  группа  VEON  объявила  о  планируемой  сделке  по  продаже  ПАО  «ВымпелКом» 
менеджменту  компании.  Сделка  требует  соблюдения  определенных  условий  закрытия,  включая 
получение  необходимых  разрешений  регулирующих  органов,  лицензий  от  соответствующих 
государственных  органов  и  согласия  кредиторов  VEON.  На  момент  выпуска  настоящего  Отчета 
сделка  находится  в  продвинутой  стадии  реализации,  получены  все  необходимые  регуляторные 
разрешения на уровне российской юрисдикции. Ожидается, что сделка будет завершена не позднее 
1 июня 2023 года с правом сторон на продление данного срока в случае, если к этому сроку не будут 
получены  необходимые  лицензии  и  разрешения  регулирующих  органов.  Совершение  сделки 
позволит Компании получить статус отечественного ИТ-разработчика, даст возможность принимать 
участие  в  тендерных  процедурах  с  участием  государственных  структур  и  снимет  различные 
ограничения, связанные со структурой владения. 
 

4.

 

Сведения о реализации антикоррупционных мер. 

 
ПАО  «ВымпелКом»  уделяет  первостепенное  внимание  этике  ведения  бизнеса,  которая 
подразумевает  соответствие  деятельности  Общества  как  требованиям  законодательства,  так  и 
ожиданиям бизнес-сообщества и общественности, а также недопущение неправомерных действий. 
Задачей Общества является создание общего понимания необходимости этичного ведения бизнеса 
среди всех бизнес-партнеров ПАО «ВымпелКом».  
 
Ответственным структурным подразделением за внедрение и транслирование принципов этичного 
ведения  бизнеса  и  необходимости  соблюдения  антикоррупционного  законодательства  является 
Дирекция  по  деловой  этике  и  комплаенсу,  возглавляемая  Директором  по  деловой  этике  и 
комплаенсу.  Стратегической  задачей  Дирекции  является  формирование  и  поддержание 
эффективной корпоративной программы по деловой этике и комплаенсу, направленной на развитие 
этической  культуры  и  защиту  Общества  от  рисков,  связанных  со  взяточничеством  и  коррупцией,  а 
также от иных существенных правовых и репутационных рисков, которые могут возникнуть в связи с 
коммерческими  инициативами  или  деятельностью  Общества,  либо  регуляторной  средой  и 
правоприменительной практикой. В Обществе внедрена и постоянно поддерживается на должном 
уровне Программа деловой этики и комплаенса, включающая в себя следующие направления: 
 
1)  Поддержка  руководством  Общества  эффективной  программы  деловой  этики  и  комплаенса. 
Генеральный  директор  и  члены  высшего  руководства  задают  «тон  сверху»,  обеспечивают 
административную  поддержку  внедрения  всех  элементов  комплаенс-программы,  показывают 
ясный  и  однозначный  пример  нетерпимости  к  коррупционным  и  этическим  нарушениям. 
Руководство Общества ориентировано на личное взаимодействие с работниками и открытый диалог 
на  тему  деловой  этики  и  комплаенса.  Общество  обеспечивает  открытое  общение  высшего 
руководства с работниками в различных форматах. 
 
В  2022  году  в  рамках  программы  «тон  сверху»  Дирекция  по  деловой  этике  и  комплаенсу  при 
поддержке высшего руководства провела следующие мероприятия:  

 

Извлеченные  уроки  –  обсуждение  высшим  руководством  Общества  проблем  и  рисковых  зон 

ведения деятельности; 

 

Этические  дилеммы  –  ежеквартальное  обсуждение  этических  дилемм  высшим  руководством 

Общества  с  последующим  каскадированием  всем  руководителям  для  обсуждения  со  своими 
командами; 
– Ежеквартальное проведение комплаенс-интервью с высшим руководством Общества – в интервью 
подчеркивается  важность  этичного  ведения  бизнеса,  напоминаются  основные  положения 
комплаенс-политик и процедур.  
 
2)  Разработка  и  внедрение  политик  и  процедур  в  области  деловой  этики  и  комплаенса, 
антикоррупционная  экспертиза  и  согласование  проектов  внутренних  нормативных  документов.  На 
основании  анализа  рисков  Общество  разрабатывает  и  вводит  в  действие  политики  и  процедуры, 

 

направленные  на  предотвращение  коррупционных  нарушений  в  таких  областях  как:  подарки  и 
деловое  гостеприимство,  конфликты  интересов,  коммерческое  спонсорство,  корпоративная 
благотворительность,  отношения  с  третьими  лицами,  в  том  числе  с  государственными  органами  и 
некоммерческими организациями, социальные инвестиции и иных. 
 
Дирекция  по  деловой  этике  и  комплаенсу  является  обязательным  участником  процесса 
согласования  при  рассмотрении  проектов  кодексов,  корпоративных  стандартов  или  внутренних 
документов, принимаемых в соответствии с системой корпоративного управления.  
 
3)  Проведение  периодической  оценки  рисков.  Общество  проводит  периодическую  оценку  рисков, 
исходя  из  конкретных  обстоятельств,  таких  как,  например,  взаимодействие  с  третьими  лицами,  в 
том  числе,  с  должностными  лицами  государственных  органов  разных  уровней,  в  особенности 
сектора экономики, в котором действует Общество, участие Общества в совместных предприятиях, 
необходимость получения лицензий и разрешений для осуществления деятельности.  
 
4)  Организация  комплаенс-функции  и  независимость.  Дирекция  по  деловой  этике  и  комплаенсу 
наделена достаточными ресурсами и полномочиями для обеспечения автономии от менеджмента 
Общества. 
 
5)  Эффективные  комплаенс-тренинги  и  коммуникации,  обучение  работников.  В  течение  2022  года 
Дирекция  по  деловой  этике  и  комплаенсу  провела  для  работников  Общества  обучение  по 
следующим политикам и процедурам: 

 

обучение  новых  сотрудников  (вводное):  Кодекс  поведения  Группы  VEON,  конфликты  интересов, 

предоставление  /  получение  подарков  и  знаков  делового  гостеприимства,  противодействие 
взяточничеству  и  коррупции.  Также  для  всех  новых  работников  высшего  звена  проводилось 
ознакомление с ключевыми элементами комплаенс-программы Общества; 

 

ежегодное  обучение  (текущее):  Кодекс  поведения  Группы  VEON,  конфликты  интересов, 

предоставление  /  получение  подарков  и  знаков  делового  гостеприимства,  противодействие 
взяточничеству  и  коррупции.  В  2022  году  ежегодное  обучение  прошло  99,5%  всех  сотрудников 
ПАО «ВымпелКом»; 

  тренинги  для  сотрудников  (периодическое  обучение):  предоставление  /  получение  подарков  и 

знаков  делового  гостеприимства,  конфликты  интересов,  спонсорство  и  благотворительность, 
бесплатные/дисконтированные  товары  и  услуги,  горячая  линия  Speak  Up,  антимонопольное 
регулирование.  
Кроме  того,  велась  активная  работа  по  продвижению  и  укреплению  культуры  деловой  этики  в 
Обществе.   
 
6)  Организация  каналов  для  сообщений  о  нарушениях  и  проведения  расследований.  Обществом 
организована  эффективная  работа  горячей  линии  Speak  Up,  которая  предназначена  для 
информирования  о  возможных  или  известных  нарушениях  Кодекса  поведения  Компании,  иных 
внутренних  нормативных  документов  и  российского  законодательства.  Горячая  линия  SpeakUp 
поддерживается независимой третьей стороной, что обеспечивает анонимность обращений.  
 
ПАО «ВымпелКом» обеспечивает надлежащую защиту заявителей от преследования, устанавливает 
и  поддерживает  систему  регистрации  сообщений  о  нарушениях  и  управления  внутренними 
расследованиями,  а  также  мер  по  устранению  недостатков  в  бизнес-процессах,  обнаруженных  в 
ходе внутренних расследований. 
 
7)  Мотивационные  инструменты  и  дисциплинарные  меры.  Общество  внедряет  механизмы 
надлежащего  обеспечения  выполнения  требований  политик  и  процедур  в  области  комплаенса, 
включая меры поощрения и дисциплинарного воздействия.  
 
В  ПАО  «ВымпелКом»  учреждена  специальная  награда  –  Платиновая  пчела,  которая  ежегодно 
присуждается  сотрудникам,  проявившим  себя  в  поддержке  комплаенс-культуры  и  проектов. 

 

Победитель  определяется  комиссией,  состоящей  из  представителей  нескольких  департаментов. 
Премия вручается Генеральным директором и Директором по деловой этике и комплаенсу в ходе 
торжественной церемонии вручения корпоративных наград. 
 
В  целях  принятия  мер  дисциплинарного  воздействия  к  нарушителям  в  Обществе  функционирует 
Комитет по расследованиям и дисциплинарным мерам.  
 
В  случае  непрохождения  обязательных  комплаенс-курсов,  а  также  невыполнения  рекомендаций 
Дирекции  по  деловой  этике  и  комплаенсу  и/или  нарушений  трудовой  дисциплины,  правил 
внутреннего  трудового  распорядка,  иных  внутренних  документов  Общества,  невыполнение  или 
ненадлежащее выполнение должностных обязанностей и др., размер ежегодного бонуса работника 
может быть снижен.  
 
8)  Управление  отношениями  с  бизнес-партнерами.  В  ПАО  «ВымпелКом»  осуществляется 
тщательный отбор бизнес-партнеров в соответствии с Процедурой «Надлежащая проверка Бизнес-
партнеров». В ПАО «ВымпелКом» разработан и применяется Кодекс поведения бизнес-партнеров. В 
документе  предусмотрены  требования,  которым  должны  соответствовать  бизнес-партнеры, 
включая,  например,  соблюдение  требований  законодательства,  этичное  ведение  бизнеса, 
управление  конфликтами  интересов,  соблюдение  запрета  на  отмывание  денежных  средств  и 
использование  детского  труда.  В  зависимости  от  категории  риска  бизнес-партнёры  проходят 
тренинг по антикоррупционным требованиям. 
 
9)  Интеграция  комплаенс-программы  в  совместных  предприятиях,  дочерних  и  зависимых 
обществах.  ПАО  «ВымпелКом»  обеспечивает  внедрение  антикоррупционных  комплаенс-политик  и 
процедур  в  совместных  предприятиях,  дочерних  и  зависимых  обществах.  В  совместных 
предприятиях назначены лица, ответственные за внедрение комплаенс-программы, сформированы 
и выполняются планы интеграции всех направлений комплаенс-программы.  
 
10)  Тестирование  и  мониторинг  в  целях  улучшения  программы  комплаенса  и  деловой  этики. 
Общество проводит периодический обзор и тестирование применения Политики «Противодействие 
коррупции»,  Кодекса  поведения,  политик  и  процедур  в  области  комплаенса  в  целях  их  оценки  и 
повышения эффективности применения. 
 
В 2022 году представители Общества были приглашенными спикерами по вопросам деловой этики 
и комплаенса на различных конференциях. 
 

5.

 

ESG-отчет, стратегия Общества в области устойчивого развития. 

 

5.1.

 

Устойчивое развитие, управление ESG-аспектами деятельности. 

Сегодня  телекоммуникационная  отрасль,  как  и  другие  сферы  экономики,  сталкивается  с 
беспрецедентными  вызовами.  В  текущих  условиях  связь  остается  одним  из  наиболее 
востребованных  социальных  сервисов,  серьезнейшим  образом  влияющих  на  безопасность  и 
качество жизни людей. 
 
Внимание  к  социальной  и  экологической  составляющей  деятельности,  а  также  стандартам 
корпоративного  управления  и  деловой  этики  являются  важными  элементами  процесса  принятия 
управленческих решений ПАО «ВымпелКом».  
 
Общество  ежегодно  публикует  Отчет  об  устойчивом  развитии,  в  котором  раскрывает  показатели 
устойчивости  бизнес-процессов,  влияния  на  социально-экономический  прогресс  и  управления 
рисками  в  области  социального  и  экологического  воздействия  (ESG-аспекты).  Отчет  готовится  в 
соответствии  с  международными  стандартами  отчетности  Global  Reporting  Initiative  и  Sustainability 
Accounting  Standards  Board,  проходит  независимое  аудиторское  заверение  со  стороны  ФБК  «Грант 
Торнтон»  и  общественное  заверение  на  площадке  Российского  союза  промышленников  и 

 

предпринимателей.  При  подготовке  Отчета  учитываются  рекомендации  Центрального  Банка 
Российской  Федерации  по  раскрытию  Обществами  нефинансовой  информации  и  требования  SASB 
(Sustainability 

Accounting 

Standards 

Board) 

по 

раскрытию 

ключевых 

метрик 

для 

телекоммуникационной отрасли. 
 
Соответствие  стандартам  управления  повесткой  устойчивого  развития  подтверждают  данные 
независимых  рейтингов.  Общество  второй  год  подряд  было  удостоено  1-го  места  в  номинации 
«Социальная  эффективность  бизнеса»  в  категории  «Связь»  рейтинга  AK&M.  Рейтинговое  агентство 
AK&M  повысило  ПАО  «ВымпелКом»  в  рейтинге  отчетности  по  ESG  до  уровня  RESG  1  -  это 
соответствует  высшему  уровню  раскрытия  информации  об  устойчивом  развитии  в  публичных 
отчетах  организации.  ПАО  «ВымпелКом»  прошло  оценку  качества  управления  в  области 
социального  влияния  и  трудовых  стандартов,  экологической  эффективности  и  корпоративного 
управления  на  специальной  платформе  для  поставщиков  Bidzaar,  получив  «серебряный  статус». 
Общество  сохранило  свои  позиции  в  рэнкинге  устойчивых  компаний  Лиги  зеленых  брендов, 
получила  оценку  B+  индекса  «Устойчивость  и  открытость»  и  С  индекса  «Вектор  устойчивого 
развития» РСПП.  
С  точки  зрения  содействия  реализации  стратегических  задач  государства  в  области  социально-
экономического развития ПАО «ВымпелКом» удостоилось звания партнера Национальных проектов 
«Образование» и «Демография». 
 
5.2.

 

ESG-регулирование, актуальные вызовы 2022 года. 

В  отчетном  периоде  экономика  и  социальный  сектор  во  многом  смогли  преодолеть  вызовы 
пандемии  COVID-19,  но  геополитические  вызовы  поставили  новые  вопросы  обеспечения 
непрерывности  бизнеса,  в  том  числе  необходимость  сохранения  рабочих  мест,  перестройки 
цепочки поставок и их адаптацию к текущим реалиям. На новый уровень значимости вышли аспекты 
кибербезопасности  и  защиты  персональных  данных,  в  особом  фокусе  внимания  государства  и 
общества  стали  находиться  вопросы  внедрения  инноваций  в  социально-значимые  сферы,  в  том 
числе  обеспечение  доступа  к  медицинским  услугам  и  сервисам,  цифровизация  городской 
инфраструктуры, аграрного сектора и промышленности.  
При выстраивании стратегии устойчивого развития Общество принимает во внимание локальные и 
международные стандарты и соглашения, где на первый план выходят Национальные проекты РФ, 
Стратегия долгосрочного развития Российской  Федерации  с низким уровнем выбросов парниковых 
газов до 2050 года  и  рекомендации  Банка  России  по  нефинансовой  отчетности  и  управлению 
социальными  и  экологическими  рисками  для  обеспечения  финансовой  устойчивости  бизнеса  и 
выстраивания отношений с ключевыми стейкхолдерами. 
 
5.3.

 

Стратегия устойчивого развития ПАО «ВымпелКом»

В  2022  году  Общество  продолжило  реализацию  обновленной  стратегии  устойчивого  развития. 
Включив  в  нее  полноценное  направление  экологического  менеджмента  и  актуализировав  Кодекс 
поставщика  с  точки  зрения  требования  в  области  экологии  и  прав  человека,  ПАО  «ВымпелКом» 
перешел  к  комплексному  управлению  ESG-повесткой,  продолжая  внедрять  аспекты  устойчивого 
развития  в  повседневные  бизнес-процессы.  Фокус  усилий  в  области  устойчивого  развития  -    в 
создании  и  развитии  инновационных  технологий  для  обеспечения  непрерывности  бизнеса, 
содействия  Национальным  приоритетам  государства,  во  вкладе  в  социально-экономический 
прогресс и решение актуальных социальных и климатических проблем.  
 
Стратегия  устойчивого  развития  ПАО  «ВымпелКом»  базируется  на  трех  ключевых  аспектах, 
являющихся существенными для операторов телекоммуникационного сектора:  
 

 

 Устойчивые  бизнес-процессы,  включающие  корпоративное  управление  и  систему 

обеспечения непрерывности бизнеса и доступа к социально-значимым услугам и сервисам, заботу о 
персонале,  добросовестную  деловую  практику,  построение  ответственной  цепочки  поставок, 
управление  социальными  и  экологическими  рисками,  обеспечение  прав  человека  в  контексте 
основной деятельности и т.д. 

 

10 

 

 

Технологии  для  социального  прогресса  и  повышения  качества  жизни  людей  - 

инфраструктурная база для развития экономики и социального сектора, в том числе цифровизации 
промышленности  и  сельского  хозяйства,  развития инновационных  продуктов  и  услуг,  обеспечения 
равного  доступа  к  ключевым  благам  социально-экономического  развития,  включая  образование, 
медицину, возможности удаленной занятости и т.д. 
 

 

Экологический  менеджмент  -    управление  экологическими  и  климатическими  рисками, 

внедрение  «зеленых»  решений  для  минимизации  углеродного  следа,  оценка  экологического 
воздействия  в  контексте  деятельности  Компании,  мониторинг  и  предотвращение  экологических 
катастроф,  энергоэффективность  собственных  объектов  инфраструктуры,  внедрение  релевантных 
цифровых  решений  для  агропромышленного  сектора,  экономного  использования  ресурсов  и 
поддержания биоразнообразия.  
Релевантные  Цели  устойчивого  развития  ООН  и  Национальные  проекты  РФ,  в  реализацию 
которых Общество вносит свой вклад: 
  

  

 

 

Принципы устойчивого развития ПАО «ВымпелКом»: 
 

Принцип 

Описание 

Ответственность 

Понимание  степени  своего  влияния  на  экономическую, 
социальную и экологическую сферы и  стремление сделать это 
влияние  максимально  позитивным,  используя  технологии, 
экспертизу и силу влияния бренда. 

Социальная релевантность 

Выбор  проектов  и  направлений  фокусного  внимания  и 
инвестиций компании при наличии трех факторов:  
- связь с основным бизнесом; 
-  концентрация  на  технологиях  и  разработке  инноваций,  а  не 
на масштабных финансовых вложениях; 
- значимый и системный социальный эффект. 

Инклюзивность 

и 

права 

человека 

Поддержка  руководящих  принципов  ООН  по  правам  человека 
в  аспекте  предпринимательской  деятельности:  создание 
условий,  практики  и  норм  справедливого  и  равного  ко  всем 
отношения  вне  зависимости  от  состояния  здоровья,  пола, 
возраста, национальной и религиозной принадлежности и т.д. 

Информационная прозрачность 

Полная  открытость  в  намерениях  и  принципах  принятия 
решений  в  вопросах,  которые  могут  оказать  существенное 
влияние  на  общество,  экономику  и  окружающую  среду: 
обязательство  сообщать  о  них  в  ясной  и  точной, 
своевременной и полной форме. 

Добросовестная 

деловая  Поведение,  которое  соответствует  общепринятым  нормам 

 

11 

практика 

делового  поведения,  в  том  числе  международным.  Нулевая 
толерантность к коррупции и нарушениям норм деловой этики. 

 
Оперативное  управление  вопросами  устойчивого  развития  находится  в  ведении  Комитета  по 
социальным  инвестициям.  В  отчетном  периоде  принято  решение  о  переименовании  Комитета  по 
социальным  инвестициям  в  Комитет  по  устойчивому  развитию  и  ESG  для  синхронизации  с 
рассматриваемыми вопросами. В задачи Комитета входит: 
• одобрение стратегии устойчивого развития Общества;  
• рассмотрение перспективного плана социальных и экологических инициатив; 
• рассмотрение ESG-рисков, в том числе рисков переходного периода;  
•  одобрение плана инициатив по обеспечению непрерывности  бизнеса в контексте  социального и 
экологического влияния;  
• принятие иных значимых решений в области повестки устойчивого развития 
 
5.4.

 

Ключевые проекты и их результаты. 

 
5.4.1.

 

 Ответ на вызовы геополитической дестабилизации 

Непрерывность бизнеса:  
Под  влиянием  внешних  санкций  и  в  условиях  ограничения  доступа  к  некоторым  инновационным 
технологиям  отечественная  цифровая  инфраструктура  подвергается  серьезным  испытаниям.  В 
сложившейся  конъюнктуре  непрерывность  бизнеса  и  предоставление  качественных  услуг 
мобильной  и  фиксированной  связи  и  цифрового  сервиса  требуют  дополнительных  усилий  со 
стороны российской телекоммуникационной отрасли. Высокая надежность деятельности Общества 
основана 

на 

четкой 

методологии 

и 

внутренних 

системах 

управления 

процессами. 

ПАО «ВымпелКом»  реализует  процесс  управления  непрерывностью  бизнеса,  основанный  на 
стандарте ISO 22301. Сотрудники Общества регулярно повышают свои компетенции по управлению 
непрерывностью  бизнеса,  участвуют  в  тестированиях  для  проверки  работоспособности  планов 
аварийного  восстановления  (Disaster  Recovery  Plans)  и  готовности  персонала  к  форс-мажорным 
ситуациям. 
 
Реализации этих задач способствует ряд мер, предпринятых ПАО «ВымпелКом» в 2021-2022 годах – 
это возвращение стратегических функций обеспечения непрерывности бизнеса и контроля за сетью 
из-под  управления  компаний  Nokia  и  Huawei  во  внутренние  центры  компетенций  компании, 
усиление  ИТ-экспертизы  в  рамках  создания  Общества  с  ограниченной  ответственностью 
«ВымпеКом-Информационные  технологии»  (ООО  «ВК-ИТ»),  приобретение  активов  IBS  DataFort  и 
запуск  крупнейшего  в  Сибири  центра  обработки  данных  для  устойчивого  развития  систем 
информационной  безопасности  и  облачных  сервисов  в  национальном  периметре.  Помимо  этого, 
внедрение  инструмента  цифровой  идентификации  Mobile ID  позволило  повысить  автономность 
функционирования информационных систем в национальном периметре. 
 
Общество  разработало  процедуры,  ориентированные  на  обеспечение  безопасности  персонала  и 
восстановление  функционирования  сервисов  в  кратчайшие  сроки  в  случае  возникновения 
чрезвычайных ситуаций. Процедуры содержат подробные инструкции и порядок действий, которые 
охватывают  все  уровни  управления  от  руководства  Общества  до  администраторов  приложений. 
Внедрены  и  регулярно  обновляются  следующие  нормативные  документы  по  управлению 
непрерывностью бизнеса:  

 

Политика управления непрерывностью бизнеса;  

 

Стратегия управления непрерывностью бизнеса;  

 

Планы по обеспечению непрерывности бизнеса (BCP);  

 

Стратегия тестирования критичных приложений;  

 

Регламент  управления  процессом  решения  инцидентов  и  устранения  причин  их 

возникновения, связанных с предоставлением услуг клиентам;  

 

Правила обработки критических инцидентов, возникающих в зоне ответственности Блока по 

информационным технологиям;  

 

12 

Процедура  действий  при  возникновении  критичных  аварий  в  зоне  ответственности  Технического 
блока.  Для  критичных  систем  существуют  резервные  решения  (Disaster  Recovery),  регулярно 
проверяется  их  работоспособность  и  навыки  персонала  по  их  использованию.  Дата-центры 
Компании  имеют  уровень  Tier  III  Gold  Certification  of  Operational  Sustainability,  что обеспечивает  их 
высокую  надежность  и  отказоустойчивость  при  случайном  выходе  из  строя  или  сбое  отдельных 
компонентов. 
 
Импортонезависимость и адаптация цепочек поставок. В связи с санкциями и уходом с рынка ряда 
производителей, российская телекоммуникационная отрасль столкнулась с вызовами, связанными с 
поставками  и  обслуживанием  высокотехнологичного  оборудования.    В  2022  году  Общество  не 
только  эффективно  справляется  с  угрозами,  оперативно  включив  в  пул  поставщиков  новых 
производителей  и  переориентировав  логистические  цепочки,  но  и  использует  пул  возможностей, 
которые  появляются  на  рынке  в  связи  с  уходом  или  приостановлением  активной  деятельности 
ведущих  мировых  игроков:  разработан  и  выведен  на  рынок  ряд  новых  технологий  и  сервисов, 
призванных  наилучшим  образом  заместить  иностранные  аналоги  и  в  новых  реалиях  максимально 
полно  отвечать  потребностям  как  частных,  так  и  корпоративных  клиентов.  Более  98%  всех 
поставщиков Общества являются российскими юридическими лицами. 
 
Соответствие ESG-требованиям крупных корпоративных клиентов является важной составляющей 
устойчивости бизнес-операций Общества. Несмотря на текущие изменения рынка для ряда крупных 
b2b-клиентов  и  в  случае  участия  в  государственных  тендерах  на  поставку  телекоммуникационных 
решений,  наличие  соответствующей  сертификации,  подтверждающей  высокий  уровень 
корпоративного  управления,  а  также  управления  экологическими  и  социальными  аспектами 
деятельности  продолжает  оставаться  необходимым  условием  закупочных  процедур.  Так,  35% 
компаний из списка крупных b2b-клиентов Общества требуют предоставления таких данных у своих 
поставщиков, 53% - учитывают наличие системы управления экологической и социальной повесткой 
в  своих  закупочных  процедурах.  Существующая  отчетность  Общества  в  области  устойчивого 
развития  и  постоянное  совершенствование  качества  управления  ESG-аспектами  деятельности 
полностью  соответствуют  текущим  требованиям,  оказывая  позитивное  влияние  как  на  репутацию, 
так и на бизнес-показатели. 
 
5.4.2.

 

Сохранение кадрового потенциала 

ПАО  «ВымпелКом»  вошло  в  список  компаний  непрерывного  цикла,  сотрудники  которого 
обеспечивают непрерывность работы критической инфраструктуры, а потому подлежат отсрочке от 
частичной мобилизации, объявленной в сентябре 2022 года. При этом для тех сотрудников, которые 
были  мобилизованы,  Общество  обеспечило  комплексные  меры  поддержки:  выплата  призванным 
сотрудникам  80%  от  суммы  оклада  (или  среднего  заработка  –  сотрудникам  с  «короткими» 
премиями),  обеспечение  ДМС  семьям  мобилизованного  сотрудника,  сохранение  корпоративной 
связи.  
 
В ситуации геополитических вызовов психологическая, организационная и юридическая поддержка 
сотрудников  вышли  на  первый  план:  переформатированы  основные  коммуникации,  введена 
практика  регулярных  рассылок  от  генерального  директора  компании  с  разъяснением  положения, 
введенного  в  стране,  для  целей  получения  обратной  связи  была  организована  горячая  линия 
общего центра обслуживания (ОЦО) компании, организована работа с корпоративным психологом. 
 
Общество  внесло  изменения  в  программу  благополучия  сотрудников  BeeWINNER:  в  рамках 
направления  BeeMIND  проводились  вебинары  по  управлению  стрессом,  предоставлялась 
организационная  и  информационная  поддержка  со  стороны  HR-департамента  и  юридического 
блока.  В  2022  году  было  создано  новое  направление  программы  благополучия  сотрудников 
BeeSOCIAL для реализации запроса по оказанию волонтерской помощи тем, кто в этом нуждается. В 
рамках  этого  направления  проводились  регулярные  вебинары  с  экспертами  некоммерческого 
сектора, рассказывалось об инструментах помощи. 
 

 

13 

Наряду  с  мерами  по  обеспечению  условий  для  эффективной  работы  сотрудников  и  сохранения 
здорового климата внутри коллективов, Общество продолжало реализовывать ранее утвержденные 
принципы кадровой политики:  
 

 

недопущение дискриминации и обеспечение равных возможностей на достойные условия и 

оплату труда, карьерный рост и профессиональное развитие; 

 

обучение и социальная поддержка, программы профессиональной переподготовки, дающие 

устойчивость в быстро меняющемся мире; 

 

система  охраны  труда  ПАО  «ВымпелКом»,  которая  полностью  отвечает  требованиям 

законодательства  и  охватывает  деятельность  всех  работников  Общества.  За  2022  год  в 
ПАО «ВымпелКом»  не  произошло  ни  одного  нечастного  случая  со  смертельным  исходом,  а  также 
отсутствовали случаи тяжелого травматизма.  
 
В  отчетном  периоде  Общество  получило  «Платину»  в  рейтинге  Forbes  «Лучший  работодатель»  по 
совокупности  внедрения  ESG-практик  и  программ  заботы  о  сотрудниках,  повысив  свой  статус  в 
сравнении с 2021 годом («Золото»). 
Результаты  ежегодного  опроса  по  удовлетворенности  сотрудников  подтверждают  правомерность 
получения такого статуса – по всем показателям получена позитивная динамика: 
 

Показатели удовлетворенности сотрудников 
 

2021 год 

2022 год 

Вовлеченность, % 

89,1 

90,4  

Лояльность, % 

70,8 

75,5 

eNPS, % 

18,8 

30,4 

Удовлетворенность, % 

89,1 

90,4  

 
5.4.3.

 

Ответственная деловая практика, этика и права человека.  

ПАО  «ВымпелКом»  в  своей  деятельности  демонстрирует  нулевую  терпимость  к  коррупции  и 
поддерживает  международные  и  национальные  стандарты  в  области  прав  и  свобод  человека, 
которые  закреплены  в  Конституции  Российской  Федерации,  Трудовом  кодексе  Российской 
Федерации,  Всеобщей  декларации  прав  человека,  Руководящих  принципах  предпринимательской 
деятельности в аспекте прав человека, разработанных ООН, и иных документах.  
 
Общество  не  допускает  любые  формы  дискриминации  и  обеспечивает  работникам  гарантию 
защиты человеческого достоинства и неприкосновенность частной жизни, право на свободу мысли, 
совести  и  слова,  предоставляет  безопасные  условия  труда,  достойную  оплату  труда  и  наилучшее 
социальное  обеспечение.  Кроме  того,  Общество  придерживается  принципа  нулевой  терпимости  к 
использованию детского и/или принудительного труда, распространяя это правило, в том числе, на 
цепочку поставок.  
 
Компания  развивает  практики  инклюзивного  трудоустройства,  считая  право  на  работу, 
самореализацию  и  повышение  качества  жизни  неотъемлемыми  правом  человека,  имеющим  все 
возможности для реализации в условиях цифровой экономики. 
 
ПАО  «ВымпелКом»  нетерпимо  относится  к  преследованию  и  принимает  меры  по  сохранению 
конфиденциальности  и  анонимности,  а  также  уважает  право  человека  считаться  невиновным  при 
отсутствии доказательств, гарантирует справедливое расследование каждого случая. 
 
Тренинги  по  Кодексу  Поведения,  Противодействию  взяточничеству  и  коррупции,  Конфликтам 
интересов  и  регулированию  предоставления/получения  подарков  и  знаков  делового 
гостеприимства были пройдены в 99,5% от всех назначений курса.  
 
 
 

 

14 

5.5.

 

Экологические аспекты деятельности.  

Переход  к  циркулярной  экономике  или  экономике  замкнутого  цикла  -  одна  из  важнейших  задач 
сегодняшнего дня и один из драйверов бизнес-трансформаций во всем мире. В условиях цифровой 
экономики компании IT и телекоммуникационного сектора становятся важными участниками этого 
процесса: так, в поддержку решений COP27 в ноябре 2022 года Глобальная Ассоциация операторов 
связи и производителей оборудования GSMA опубликовала заявление о разработке долгосрочного 
стратегического  видения  по  вопросу  влияния  мобильной  индустрии  на  развитие  экономики 
замкнутого 

цикла 

(https://www.gsma.com/newsroom/press-release/gsma-publishes-vision-for-a-

circular-economy-of-mobile-devices/).   Оно  предполагает  повышение  внимания  к  экологически 
нейтральным  технологиям,  росту  инвестиций  в  «зеленые»  решения,  а  также  необходимости 
адаптации цепочки поставок с точки зрения учета экологических аспектов и характеристик. 
 
Общий  углеродный  след  жизненного  цикла  сектора  информационно-коммуникационных 
технологий  (ИКТ)  составляет  примерно  700  млн  т  СО2-экв.  в  год  —  это  эквивалентно  1,4% 
глобальных  выбросов  углерода  и  примерно  4%  глобального  потребления  электроэнергии. 
Углеродный след сектора ИКТ включает в себя выбросы от: 
• производства  сетевого  оборудования,  строительства  сетевых  сайтов  и  мобильных  мачт, 
эксплуатации и технического обслуживания сетей; 
• производства и использования пользовательских устройств; 
• строительства и эксплуатации центров обработки данных;  

 

логистических цепочек; 

С  целью  снижения  рисков  глобального  потепления  компаниям  телекоммуникационного  сектора 
необходимо реализовывать ряд инициатив для сдерживания роста температур:  
• переход на возобновляемые источники энергии;  
• внедрение энергоэффективных технологий; 
•  оценка  производственно-сбытовой  цепочки  поставок  для  установления  цели  по  сокращению 
выбросов; 
•  внедрение  принципов  бережливого  потребления  и  производства,  восстановление  и  ремонт 
оборудования;  
•  распространение  интеллектуальных  экологически  нейтральных  или  позитивных  технологий  в 
цепочке поставок и в качестве решений для b2b-клиентов. 
 
В своей деятельности Общество применяет ответственный подход к вопросам экологии и прилагает 
максимальные усилия по снижению нагрузки на окружающую среду путем постоянного повышения 
эффективности используемых технологий и продвижения среди сотрудников и партнеров культуры 
осознанного  производства  и  потребления.  Разработана  и  принята  экологическая  политика,  в 
которой  зафиксированы  основные  обязательства,  цели  и  задачи  Общества  в  области 
энергоэффективности,  борьбы  с  изменением  климата,  рационального  использования  ресурсов, 
обращения  с  отходами,  управления  выбросами,  а  также  механизмы  управления  экологическими 
рисками. 
 
ПАО  «ВымпелКом»  продолжает  вести  системную  работу  в  области  учета  экологических  аспектов 
деятельности,  связанных  с  развитием  российского  законодательства,  отраслевых  стандартов  и 
требований стейкхолдеров. Так Российская Федерация присоединилась к Парижскому соглашению 
по  Климату  в  2016  году,  взяв  на  себя  обязательство  достичь  к  2030  году  уровня  выбросов 
парниковых  газов  не  более  70  %  от  уровня  1990  года.    В  2021  году  была  принята  «Стратегия 
социально-экономического  развития  Российской  Федерации  с  низким  уровнем  выбросов 
парниковых  газов  до 2050  года»,  что  повлекло  активное  внедрение  законодательных инициатив  в 
сфере энергопотребления, обращения с отходами, учета выбросов загрязняющих веществ и т.д. 
 
Несмотря  на  то,  что  вклад  ПАО  "ВымпелКом"  в  общий  объем  выбросов  парниковых  газов  РФ 
составляет  менее 0,001%,  что  определяет  несущественное  воздействие  Компании  на  окружающую 
среду и отсутствие необходимости раскрытия в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 
N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов», Общество уже сейчас принимает меры по 

 

15 

совершенствованию  методологии  и  качества  раскрытия  данных  о  выбросах  парниковых  газов 
согласно 

Рекомендациям 

Банка 

России 

от 

19.07.2021 

года 

(https://www.cbr.ru/press/event/?id=11063). 
 
Так,  в  2022  году  был  проведен  расчет  выбросов  парниковых  газов  за  2021  год  по  прямым  и 
косвенным  выбросам.  С  опубликованным  материалом  по  объему  углеродного  следа  от 
деятельности Общества можно ознакомиться по ссылке: 
https://static.beeline.ru/upload/images/b2c/doc/5781_uglerodnyj_sled_deyatelnosti_PAO_vympelKom_z
a_2021_god.pdf 
 
 
Основные мероприятия, реализуемые Обществом в отчетном периоде с точки зрения приоритетов 
экологической политики: 

 

в рамках Восточного Экономического форума (ВЭФ-2022) было подписано соглашение с ППК 

«Российский  экологический  оператор»  о  совместной  реализации  проектов  в  рамках  развития 
экономики замкнутого цикла и содействия реализации национального проекта «Экология»; 

 

Общество продолжило внедрение и  развитие «зеленых технологий»  на основных объектах 

инфраструктуры, в том числе в Центре обработки данных в Ярославле и других технических центрах; 
Общество  продолжает  работать  с  партнерами  по  системному  восстановлению  абонентского 
телекоммуникационного  оборудования  (IPTV-приставки  и  роутеры),  внедряя  в  свои  бизнес-
процессы  технологии  бережливого  производства,  благодаря  чему  удается  увеличить  срок  службы 
оборудования,  а  значит  сократить  потребление  природных  ресурсов.  Так,  за  2022  год  удалось 
восстановить  94%  от  общего  объема,  переданного  на  восстановление  оборудования,  и 
предотвратить 3,3 тыс. т выбросов СО2-экв., сэкономить 45 145 ГДж энергии и 32 млн литров воды; 

 

продолжилась реализация программы BEEGreen, направленная на вовлечение сотрудников 

в экологизацию бизнес-процессов внутри компании. 
 
В течение 2022 года ПАО «ВымпелКом» использовало следующие виды энергетических ресурсов: 

Вид энергетического ресурса 

Объем 

в 

натуральном 

выражении 

Объем 

в 

денежном 

выражении 

Атомная энергия 

Тепловая энергия 

6 459,22 Гкал 

11 324 827,21 рублей* 

Электрическая  энергия  собственных 
офисов 

19 744 994,12 кВт час 

132 883 810,44 рублей* 

Электрическая  энергия  арендованных 
офисов 

10 412 478,84 кВт час 

70 075 982,62 рублей* 

Электрическая энергия прочее 

81 402 895,11 кВт час 

547 841 484,10 рублей* 

Электромагнитная энергия 

Нефть 

Бензин автомобильный 

1 179 750,33 литров 

48 919 669,51 рублей * 

Топливо дизельное 

328 444,75 литров 

3 739 594,02 рублей* 

Мазут топочный 

Газ естественный (природный) 

Уголь 

Горючие сланцы 

Торф 

Другие виды энергетических ресурсов 

* Сумма указана без учета НДС 

 

Общество оценивает климатические риски и принимает меры по их митигации: 

 

внедрение  передовых  энергоэффективных  технологий,  позволяющих  снижать  объемы 

энергопотребления для функционирования и охлаждения оборудования; 

 

мониторинг 

изменений 

в 

национальном 

и 

международном 

экологическом 

законодательстве и применение проактивного подхода к соответствию ведущим стандартам; 

 

16 

 

поддержание  процесса  непрерывности  бизнеса  и  системы  контролей,  направленных  на 

избежание прерывания сервиса для абонентов в случае катастрофических событий; 

 

применение  Принципа  предосторожности:  оценка  экологических  рисков  при  принятии 

решений  о  реализации  инфраструктурных  и  иных  проектов,  в  рамках  которых  происходит 
взаимодействие с окружающей средой.   
Общество  осуществляет  регулярный  мониторинг  возможных  физических  климатических  рисков: 
специалистами  ПАО  «ВымпелКом»  отслеживается  воздействие  на  инфраструктуру  чрезвычайных 
ситуаций  из-за  плохих  погодных  условий  –  снегопадов,  наводнений,  ураганов  и  иных  стихийных 
бедствий. Устойчивая инфраструктура Компании позволяет обеспечивать непрерывность ее бизнес-
процессов и доступность услуг, несмотря на возникновение стихийных погодных явлений.  
 
С  2018  года  Технический  блок  ПАО  «ВымпелКом»  фиксировал  только  локальные  инциденты, 
связанные  с  погодными  условиями, которые  не  затрагивали  регион  в  целом  и,  как  правило,  были 
следствием  временных  перебоев  в  предоставлении  сервиса.  Крупных  аварий,  связанных  с 
чрезвычайными  ситуациями  и  стихийными  бедствиями,  в  отчетном  периоде  зарегистрировано  не 
было. 
 
В  будущем  Общество  планирует  разработать  систему  требований  к  стресс-тестированию 
оборудования  и  логистическим  цепочкам  с  точки  зрения  устойчивости  к  вызовам  повышения 
температуры  окружающей  среды  в  диапазоне  до  2

о

C  согласно  методологии  TCFD  (Task  Force  on 

Climate-related Financial Disclosures). 
 
5.6.

 

Социальные инвестиции  

Обеспечение равного доступа к преимуществам цифровой экономики и социальным сервисам для 
максимального количества людей – основные направления усилий операторов связи во всем мире. 
Стратегия социальных инвестиций Общества базируется на уверенности, что технологии и сервисы, 
предоставляемые  операторами,  -  базовое  условие  для  развития  и  поддержания  экономики  как  в 
условиях  поступательного  прогресса,  так  и  в  ситуациях  усиленных  вызовов,  с  которыми 
человечество сталкивается последние годы. 
 
Подход Общества к поддержке и развитию социального сектора основан на разработке и внедрении 
цифровых  проектов  и  платформ,  которые  ставят  своей  целью  решение  важных  социальных 
проблем.  Разнообразные  проекты,  реализуемые  Обществом  в  этой  области,  объединяет  принцип 
приоритетного  применения  экспертизы  телеком-оператора  (услуги  связи  и  интернет-сервисы, 
технологии  big  data,  AI,  цифровые  платформы  и  пр.).  При  выборе  проектов  для  инвестиций 
Общество  отдает  предпочтение  тем  проблемам,  решение  которых  имеет  значимый  социальный 
эффект и которые без данной экспертизы не могли бы быть реализованы, либо их реализация была 
бы менее эффективной. 
 
5.6.1.

 

Основное 

социальное 

воздействие 

и 

соответствующие 

инвестиции 

Общества 

сосредоточены в следующих направлениях: 
ВНУТРЕННИЙ КОНТУР.  

 

Взаимодействие с сотрудниками;  

 

Кадровая политика и корпоративная культура;  

 

Соблюдение прав сотрудников;  

 

Социальные программы для персонала;  

 

Проекты благополучия и повышения качества жизни сотрудников; 

 

Развитие и обучение персонала; 

 

Охрана труда.  

ВНЕШНИЙ КОНТУР.  

 

Цифровые решения. Универсальный дизайн;  

 

Цифровые каналы коммуникации;  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

//////////////////////////