Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61   ..

 

 

Формирование Советского государства в Российской Федерации

Формирование Советского государства в Российской Федерации

Введение.


1.Конституционно-правовой статус светского государства.

Светский (обладающий чертами светскости, качеством светскости):не церковный, мирской, гражданский.[3] Применительно к государственно-правовой сфере, светскость – характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.

Отделение религиозных объединений от государства это один из главных признаков светскости государства, который отражает независимость государства от религиозного вмешательства или давления, от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям, устройства и деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов. Церковь полностью отделена от государства, однако она не отделена от жизни общества, от тех проблем, которые волнуют как верующих, так и неверующих.[4]

Разделения религиозных организаций и государства можно раскрыть через следующие признаки:

1. Независимость государства от религиозных объединений и независимость религиозных объединений от вмешательства государства, кроме случаев основанного на законе.

2. Недопустимость смешения компетенции государства и религиозных объединений: запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений, а также одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений.

3. Недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве, нормы религиозных установлений не могут являются источниками права в государстве, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве.

4. Запрет преследования религиозными объединениями политических целей через запрещение участия религиозных объединений в политической жизни общества, вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности. Не исключая прав граждан членами религиозной организации.

Принцип недопустимости установления общеобязательной религии основывается на следующих положениях:

1. свобода вероисповеданий означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать какой-либо религии , церкви, конфессии

2. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии.

3. запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной

Светскость легитимности государства. В конституционном праве под легитимностью понимается признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. Это социальная и правовая независимость государства от религиозных институтов и норм, недопустимость правового обоснования суверенитета и прав государства каким-либо высшим порядком или авторитетом, имеющим религиозную природу.


2.Возникновение светского государства в Российской Федерации.

До 1917 года союз церкви и государства называли симфонией государственно-церковных отношений и оставался почти не тронутым. Эта модель была унаследована от Византии где главенствовал православный монарх, а Церьков получала от него право контроля над сердцами и верой подданных. Только 1905-1907 годах напуганное первой революцией самодержавие «даровало» своим подданным свободу вероисповедания.

Февральская революция не только упразднила монархию в России, но и провозгласила её светским государство. После 3 марта 1917 года взяв в свои руки власть, временное правительство выступило с декларацией, разъяснявшей его политический курс и те задачи которые оно намеревалось разрешить немедленно. Среди прочего обещались и религиозные свободы .

Общественные процессы, направленные на освобождение личности от навязывания государством или иными общественными институтами общеобязательной религии, освобождение человека от жесткой опеки и диктата государства в сфере духовной жизни, на установление и обеспечение свободы вероисповедания человека. Этот фактор инициировался «снизу», как мыслителями (философами, теологами и др.), так и религиозными меньшинствами, был ориентирован на изменение законодательства в интересах личности и был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и вмешательства государства, побуждая его к уходу с позиций жесткой опеки и диктата в духовной сфере жизни общества. Конечной целью данного фактора было закрепление правового запрета на установление общеобязательной религии в государстве.

Элементы существенных признаков светскости государства являются, в свою очередь, существенными признаками принципа отделения религиозных объединений от государства и принципа недопустимости установления общеобязательной религии, а также связаны с существенными признаками производных светскости государства – светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений. Эти элементы тесно взаимосвязаны между собой и образуют единую систему, выступая одновременно в качестве гарантий друг друга и взаимно обеспечивая направленность и содержание структурных частей системы.

Конституционно-правовой институт светскости государства в Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных различных по юридической силе норм – конституционных норм более высокой юридической силы по отношению к нормам других статей Конституции, а также норм федеральных законов. Общественная значимость светскости государства в Российской Федерации отражена в особой защите принципа светскости государства и признании фундаментального конституционного значения этого принципа как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Равенство религиозных объединений перед законом означает их юридическое равенство, то есть равенство их основных прав и обязанностей, правовых критериев и правовых условий, регулирующих их деятельность, равенство подходов государства ко всем религиозным объединениям, наличие единого для всех религиозных объединений законодательства, регулирующего их правовой статус.


3.Светское государство в Российской Федерации.

В российском законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации светскость государства закреплена как напрямую, так и через закрепление обеспечивающих ее гарантии (существенных признаков светскости государства), а также через закрепление требований, являющихся элементами существенных признаков светскости государства, светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Как светское государство Российской Федерации характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно, содержание этого положения раскрывает ст 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года « О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.[5]

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.[6]

Светскость государственной службы – характеристика государственной службы, отражающая или закрепляющая религиозную нейтральность и независимость государственной службы от религиозного санкционирования или давления, от подчинения религиозным объединениям и от их вмешательства.

Существенные признаки светскости государственной службы:

1) Светскость функционирования государственной службы:

·недопустимость установления в системе государственной службы общеобязательной религии;

·независимость формирования и функционирования государственной службы от религиозного давления, независимость деятельности государственных служащих от подчинения религиозным объединениям, что не исключает осуществления общественного контроля выполнения государством своих функций в соответствии с законодательством;

·независимость действий или решений государственных служащих от контроля религиозными объединениями.

2) Светскость комплектования государственной службы:

·гарантии равенства прав каждого на доступ к государственной службе независимо от убеждений или отношения к религии;

·недопустимость установления религиозных испытаний, цензов или ограничений при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении.

3) Религиозная нейтральность государственных служащих в их деятельности:

·недопустимость использования государственными служащими своего служебного положения для формирования того или иного отношения к религии;

·недопустимость дискриминации и нарушения государственными служащими в их деятельности равноправия граждан в зависимости от убеждений или отношения к религии;

·недопустимость сопровождения служебной деятельности государственных служащих публичными религиозными обрядами и ритуалами;

·запрет открытого ношения знаков религиозной принадлежности государственными служащими, за исключением ношения нательных знаков религиозной принадлежности в той мере, в какой это обосновано свободой совести и выражения религиозных убеждений;

·светскость профессиональной этики государственных служащих. Светскость государственной службы налагает определенные правовые ограничения и на идеологическое давление на государственную службу, а также на способы распространения государственными служащими идеологии, в том числе посредством установления требования внепартийности государственной службы. Отсутствие в российском законодательстве прямого развернутого закрепления норм о светскости государственной службы и их должной конкретизации через закрепление соответствующих гарантий несет угрозу нарушения этого важнейшего принципа организации государственной службы.

Светскость образования – характеристика образования, отражающая независимость образования от религиозного давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, ненаправленность образования на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение. Соответственно, светское образование – образование, независимое от религиозного давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии либо осуществление аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение.

В обобщенном смысле, светская школа – совокупность образовательных учреждений, реализующих в соответствии с государственными образовательными стандартами образование различного уровня, независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо, а также совокупность соответствующих преемственных образовательных программ и научно-методического обеспечения.

Существенные признаки светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений:

1. Гарантии свободы мировоззренческого выбора:

·недопустимость установления в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общеобязательной религии;

·равенство прав каждого на поступление в образовательные учреждения и получение образования независимо от убеждений или отношения к религии;

·обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу убеждений; обеспечение добровольности при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также при вступлении в какое-либо объединение или пребывании в нем; недопустимость принуждения к определению своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в религиозных обрядах и праздниках, участию в деятельности и мероприятиях религиозных объединений.

2. Светскость внутреннего устройства и деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием: независимость управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями от религиозного санкционирования или давления, от вмешательства религиозных объединений, недопустимость передачи им полномочий администрации указанных образовательных учреждений;

·недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов в рамках образовательных программ, реализуемых в соответствии с государственными стандартами;

·недопустимость профессиональной религиозной (духовной) подготовки служителей религиозного культа государственными или муниципальными образовательными учреждениями;

·недопустимость создания и деятельности в государственных и муниципальных органах управления образованием и образовательных учреждениях подразделений религиозных объединений, что не исключает осуществления ими образовательной, культурно-просветительской и благотворительной деятельности в соответствии с законодательством.

3. Требования светскости к выполнению служебных обязанностей работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием:

·запрет открытого ношения элементов религиозной одежды и знаков религиозной принадлежности преподавательским и административным составом государственных и муниципальных образовательных учреждений, что не исключает ношения нательных знаков религиозной принадлежности в той мере, в какой это обосновано свободой совести и выражения религиозных убеждений;

·светскость профессиональной этики.

4. Религиозная нейтральность используемых учебных программ и учебной литературы:

·светскость государственных образовательных стандартов;

·ненаправленность преподавания образовательными учреждениями знаний о религии на вовлечение учащихся в религиозное объединение;

·осуществление государственного контроля за недопущением в используемых учебных программах и учебной литературе положений, возбуждающих ненависть либо вражду, унижающих достоинство или пропагандирующих неполноценность человека либо группы лиц по признаку отношения к религии.


4.Проблемы и тенденции.

Представления о том, каким должно быть светское государство, изменялись со временем и отличались в зависимости от исторического периода и страны, где происходили события. Поэтому без изучения динамики изменения правового содержания и понимания светскости государства, то есть светскости как процесса, невозможно дать полную картину светскости как характеристики современного государства. Понимание светскости государства – это обусловленная особенностями состояния политико-правового развития общества игосударства, историческими и национально-культурными традициями, распределением национально-культурной и религиозной идентичностиобщества система представлений о содержании светскости государства и обусловленных светскостью государства правах, обязанностях и ограничениях во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями.

В развитии правового содержания и понимания светскости государства в европейских странах отмечаются совпадения и аналогичные тенденции, этапы, проанализировав которые, можно вывести определенные закономерности этого развития.

В большинстве стран Европы государство в определенные периоды своего развития стремилось поставить Церковь и духовенство в полное подчинение государственной власти. Государственная церковь должна была прежде всего главным образом исполнять те обязанности, которые на нее возлагало государство (период царствования Иоанна Грозного, реформы Петра I, Екатерины II и последующие в Российской Империи; галликанство во Франции; иосифизм в Австрии)[7] . С другой стороны, та светскость государства, которая является сегодня конституционной характеристикой многих государств мира, зародилась в Европе как реакция правящих элит на вмешательство Римскойкатолической церкви в суверенные дела европейских государств. Подход к определению светскости постепенно претерпевал трансформацию по мере научного и социально-политического развития общества. Практически одновременно (в одно–два десятилетия: с середины 70- х. годов по середину–конец 80- х. годов XIX века) сразу в нескольких государствах Европы происходили события связанные с отделением религиозных объединений от государства и утверждением светскости государства (Пруссия, Франция, и др.). В целом, в Европе, в том числе в России, эти события происходили с 70-х годов XIX века по 1905–1907 гг.

Многообразие современных светских государств определяется различиями в содержании и понимании светскости, обусловленными особенностями правового, социально-политического и культурного развития конкретных государств. Существующие сегодня в мире разнообразные типы светских государств – это продукт длительных и сложных социальных процессов, на которые оказывают значительное влияние конкретные исторические, культурные, социально-политические и иныеособенности развития каждого общества, а также международные процессы глобального характера. Процесс формирования в каждой конкретной стране светского государства определенного типа в значительной степени зависит от понимания руководителями государства значения и содержания принципа светскости государства, от воплощенных в решениях органов государственной власти представлений о должном взаимодействии государства с религиозными объединениями.

Влияющий на развитие светскости государства процесс десекуляризации мира происходит не по пути деградации светскости государства или отказа от нее, а по пути усложнения процессов взаимодействия светскости государства и идентичности личности, социальных групп, общества в целом, и является сложным, многоплановым и несет в себе как позитивные последствия ( национально-культурное и духовное возрождение, расширение сотрудничества государства с религиозными объединениями), так и угрозы, в том числе светскому государству ( дискриминация по признаку убеждений или отношения к религии, национальности или расе; многочисленные нарушения прав женщин во многих странах мира, обусловленные религиозными требованиями; усиление угрозы экстремизма и международного терроризма, обострение межрелигиозных конфликтов и др.).

В условиях мировой глобализации в развитии светскости государства существуют две взаимодействующие тенденции – конвергенции и диверсификации. Такое взаимодействие является разноплановым, вплоть до противодействия и прямого антагонизма.

Тенденция конвергенции в развитии светскости государства заключается в появлении общих черт в правовом содержании светскости государства различных стран, сближении разнотипных светских государств по своим характеристикам и содержанию конституционно-правовых институтов, обеспечивающих светскость государства. Наиболее яркими примерами тенденции конвергенции в развитии светскости государства является стремление США навязать всему миру свое понимание светскости государства, а также добровольное сближение правовых систем государств Европейского Союза на основе принятия законодательства Европейского Союза и унификации национальных законодательств.

Тенденция диверсификации в развитии светскости государства проявляется в стремлении сохранить уникальные особенности конкретного типа светского государства, реализованного в определенной стране в настоящее время и обусловленного состоянием правового, социально- политического и культурного развития общества и государства. Примером тенденции диверсификации в развитии светскости государства является осознанное и принципиальное сохранение самобытных типов светского государства в Германии, Франции и многих других странах мира. Вышесказанное дает основания для авторского вывода о том, что светскость государства как конституционно-правовая характеристика обладает полисемичностью. Отмечая, что термин «полисемия», традиционно используемый для характеристики многозначности слова, а в социологии ( Николас Аберкромби) используемый также для характеристики наличия в тексте нескольких неравнозначных по предпочтительности и значимости смыслов, что применительно светскости государства характеристика «полисемичность» использована для отражения множественности типов светского государства.

Полисемичность светскости государства проявляется в том, что правовое содержание и понимание светскости государства изменяются во времени и в пространстве, закономерно не являются одинаковыми для разных демократических государств, выбор конкретного типа и особенностей светского государства находится в компетенции государства и зависит от состояния правового и социально- политического развития, а также исторических и национально-культурных традиций государства. Вместе с тем, полисемичность светскости государства как конституционно-правовой характеристики ограничена жесткой привязкой ее содержания к ядру в системной структуре института светскости государства – двум системаобразующим элементам (отделение религиозных объединений от государства; недопустимость установления общеобязательной религии).


Заключение.

Основным принципом и главной гарантией светскости государства является законодательное закрепление правового режима отделения церкви (религиозных организаций) от государства. Это означает, что государство не вмешивается в каноническую деятельность религиозных организаций и не возлагает на них каких-либо государственных функций. В то же время оно принимает на себя обязанность по охране законной деятельности религиозных организаций и прав верующих и осуществляет контроль как за соблюдением ими законодательства о свободе совести, так и национального законодательства вообще. Религиозные организации, со своей стороны, не вмешиваются в сферу деятельности государства и его органов, в его политическую жизнь - не создают политических партий и не участвуют в их деятельности, а так же в выборах органов государственной власти, не выдвигают кандидатов в депутаты, не финансируют выборы. Отдельные же члены религиозных организаций имеют полное право на участие в политической жизни (участие в выборах, членство в политических партиях и т. п.) на равне с остальными гражданами. В светском государстве правовое положение граждан не зависит от их отношения к религии и приверженности к тому или иному вероисповеданию. Необходимое условие светскости государства – отделение школы от церкви, или светское образование. Религиозное обучение и религиозное воспитание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается, кроме как в факультативном порядке.

Светское государство свободное от какого либо влияния религий, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни.

Конституция РФ 1993 впервые в истории российского законодательства провозгласила, что Россия является светским государством.

Представление о том каким должно быть светское государство меняется со временем и отличается в зависимости от исторического периода, по этому изучается динамика изменения правового содержания и понимания светскости государства.

В развитии светскости государства в условиях мировой глобализации существуют две взаимодействующие тенденции – конвергенция и деверсификация . Такое взаимодействие является разноплановым, вплоть до противодействия и прямого антагонизма. Светскость государства как конституционно- правовая характеристика обладает полисемичностью - отражает множественность типов светского государства.


Список использованных источников:

1. Авакьян С.А. « Конституционное право России ». В 2 т. Т 1 « Учебный курс ». Москва. « Юристъ » 2007 г.

2. Аман И.В. « Государство и церковь ». Континент № 86 Москва. 1991 г.

3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. « Конституционное право РФ » Москва. 1996 г.

4. Века А.В. « История России с Древнейших времён до наших дней ». Москва 2003 г.

5. Главацкий М.Е. « История России ». Москва 1994 г.

6. Козлов Ю.Ф. « Союз короны и креста ». Саранск. 1995 г.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. « Конституционное право России ». Москва. « Юристъ ». 1999 г.

8. Куницын И.А . « Юридические проблемы социальной адаптации религиозных объединений в России » Москва . « ЮНИТИ-ДАНА » 2000 г.

9. Кутафин О.Е. « Юридический энциклопедический словарь ». Москва 2003 г.

10.Ловинюков А.С. « К вопросу о взаимодействие государства и гражданского общества в РФ ». Административное и муниципальное право. №1 Москва. 2008 г.

11. Лупарёв Г.П. « Социальное назначение религиозных организаций – как основа их правового статуса ». Государство и право. Москва. Наука . № 11 1995 г.

12.Морозова А.А. « Государство и церковь – особенности взаимоотношений». Государство и право Москва. 1995 г.

13. Николин А. « Церковь и государство. История правовых отношений » Основа государства и права . № 5. Москва 2003 г.

14. Никольский Н.М. « История Русской Церкви ». Москва. 1983 г.

15. Ожегов С.Н. « Словарь русского языка ». Москва. 1972 г.

16. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. « Свобода совести и вероисповедания ». Москва. Юриспруденция. 2001 г.

17. Салыгин Е.Н. « Основы правовых знаний ». Основы государства и права. №5. 2003 г.

18. Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. « Обществознание: Человек в обществе. » Экспериментальный учебник . Изд. 2-е, испр. Москва . Вентана – Граф . 2004 г.

19. Смоленский М.Б. « Конституция РФ с комментариями ».Ростов – на – Дону . 2007 г.

20. Сорокин П.А. « Социальная динамика и религия. Кризис нашего времени ». Человек. Цивилизация. Общество. Москва 1992 г.

21. Стецковвский Ю.И. « Адвокатура и государство ». Москва. Юристъ. 2007 г.

22. Сухов А.Д. « Религия как общественный феномен ». Москва. 1973 г.

23. Федеральный закон « О свободе совести и религиозных объединениях » от 26.09.1997 г. Москва . Российская газета , 1 октября 1997 г.

24. Шаргунов А. « Церковь и власть ». Москва № 1 . Москва 1996 г.


[1] Конституция Российской Федерации

[2] Кутафин О.Е. Юридический энциклопедический словарь Москва . 2003 г. с.458

[3] Ожегов С.Н. Словарь русского языка . Москва.1972 г. с.647

[4] Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. Саранск 1995 г.с 272

[5] Собрание законодательства РФ. №39 Ст 4465. Москва. 1997 г.

[6] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. .Конституционное право России. Москва.1999 г.с.149

[7]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61   ..