Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  58  59  60   ..

 

 

Правовая природа договора оказания платных медицинских услуг

Правовая природа договора оказания платных медицинских услуг

Содержание



Введение

1.1. История становления и развития института платных медицинских услуг



Список использованных источников

Приложения

Приложение 1

ДОГОВОР

НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ № _____

"____" _______________ 200__ г.

Муниципальное учреждение здравоохранения

____________________________________, именуемое в дальнейшем "Исполнитель",

в лице главного врача __________________, действующего на основании Устава,

с одной стороны, и гражданин(ка),

____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

именуемый в дальнейшем "Пациент", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. "Пациент" поручает, а "Исполнитель" обязуется оказать "Пациенту"

платную медицинскую услугу:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

1.2. Срок оказания медицинской услуги _________________________________

2. Стоимость и порядок оплаты

2.1. Стоимость медицинской услуги согласно прейскуранту составляет _____________________ рублей.

2.3. При возникновении необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных договором, они выполняются с письменного согласия "Пациента" с оплатой по утвержденному прейскуранту с оформлением дополнительного соглашения к договору.

3. Права и обязанности сторон

3.1. "Исполнитель" обязан:

- предоставить "Пациенту" достоверную, доступную информацию о предоставляемой услуге;

- оказать "Пациенту" квалифицированную, качественную медицинскую помощь в установленные договором сроки.

3.2. Исполнитель имеет право в случае возникновения неотложных состояний самостоятельно определять объем исследований, манипуляций, оперативных вмешательств, необходимых для установления диагноза, обследования и оказания медицинской помощи, в том числе и не предусмотренной договором.

3.3. "Пациент" обязан:

- информировать врача до оказания медицинской услуги о перенесенных заболеваниях, известных ему аллергических реакциях, противопоказаниях;

- своевременно оплатить стоимость услуги;

- точно выполнять назначения врача.

3.4. "Пациент" имеет право:

- на предоставление ему достоверной, доступной информации о медицинской услуге;

- на возмещение вреда в случае ненадлежащего оказания услуги;

- отказаться от получения медицинской услуги и получить обратно оплаченную сумму с возмещением "Исполнителю" затрат, связанных с подготовкой оказания услуги.

4. Ответственность сторон

4.1. В случае ненадлежащего оказания услуги "Пациент" вправе по своему выбору:

- назначить новый срок оказания услуги;

- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

- потребовать исполнения услуги другим специалистом;

- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков в установленном порядке.

4.2. "Исполнитель" освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы, нарушения пациентом своих обязанностей или по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

4.3. "Пациент" возмещает медицинскому учреждению понесенные убытки, если оно не смогло оказать услугу или было вынуждено прекратить ее оказание по вине "Пациента".

4.4. Стороны несут ответственность за выполнение настоящего договора в соответствии с действующим законодательством.

5. Порядок расторжения договора

5.1. Договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

6. Прочие условия

6.1. Договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до момента исполнения обязательств.

6.2. Споры и разногласия решаются путем переговоров, независимой экспертизы и в судебном порядке.

7. Реквизиты сторон

"Исполнитель" "Пациент"

______________________________ ______________________________

(ЛПУ, почтовый адрес) (данные паспорта, Ф.И.О.)

Подписи сторон

"Исполнитель" "Пациент"

______________________________ ______________________________


Приложение 2

Главному врачу

________________________________

________________________________

________________________________

(полное наименование учреждения)

________________________________

________________________________

(Ф.И.О.)

от _____________________________

(Ф.И.О.)

________________________________

________________________________

________________________________

(паспортные данные)

________________________________

________________________________

________________________________

(адрес места жительства)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вашего разрешения на предоставление мне следующих медицинских услуг на платной основе:

ГК Гражданский кодекс Российской Федерации
ГАС Государственная Автоматизированная Система
КоАП Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
КС Конституционный Суд Российской Федерации
ЛПУ лечебно-профилактическое учреждение
ОМС обязательное медицинское страхование
РФ Российская Федерация
СК Семейный кодекс Российской Федерации
УК Уголовный кодекс Российской Федерации
N
п/п
Наименование платной медицинской
услуги
Стоимость услуги, руб.

С Положением о порядке предоставления платных услуг учреждениями

здравоохранения г. ознакомлен.

Оплата будет произведена (подчеркнуть):

а) наличными

б) по перечислению

________________________________

(подпись)

"___" ___________ 200__ г.


Приложение 3

В районный (городской) суд г. __________

Истец: _________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Адрес: _________________________________

Телефон: ________________________

Ответчик: ______________________________

(наименование мед. учреждения)

Адрес: _________________________________

Телефон: ________________________

Сумма иска: _____ (_____________) рублей

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина

"__"________ ____ года Истец обратился к Ответчику за оказанием платной

медицинской услуги: _____________________________________.

Указанное обстоятельство подтверждается медицинской картой больного

N ___________.

Факт заключения между Истцом и Ответчиком договора на оказание

медицинской услуги от "__"_________ ____ г. подтверждается квитанцией N ___

от "__"_______ ___ г. на сумму _____ (_____________) рублей.

"___"___________ ___ г. Истцу была проведена процедура ________________

__________________________________________________________________________,

(операция, иглоукалывание, магнитотерапия и т.п.)

которую выполнял работник Ответчика ______________________________________.

(фамилия, имя, отчество)

Данное обстоятельство подтверждается справкой N от "___"______ ____ г.,

выданной ________________________________________________, о том, что Истцу

(наименование медицинского учреждения)

"__"_______ ___ г. была оказана медицинская помощь _______________________,

что подтверждается выпиской из медицинской карты амбулаторного больного

того же медицинского учреждения.

В результате проведенной процедуры здоровью Истца был причинен вред:

1) ___________________________________________________________;

(указать, в чем конкретно выражалась угроза здоровью)

2) _______________________________________________________;

3) ___________________________________________________________,

что подтверждается справкой N _________ от "___"________ _____ г., выданной_____________________________________________________________________.

(указать медицинское учреждение)

В результате некачественного оказания медицинской услуги Истец понес

следующие материальные издержки:

1) ____________________________________________________________;

(указать срок нетрудоспособности, расходы на лечение и лекарства)

2) ____________________________________________________________;

3) ____________________________________________________________.

Кроме того, Ответчиком Истцу были нанесены физические и нравственные

страдания.

(Далее Истец может описать свое самочувствие, упомянуть об

эмоциональном стрессе; перечислить все неудобства, которые Истец испытал в

результате некачественного оказания медицинской помощи.)

В соответствии с Методическими рекомендациями "Возмещение вреда

(ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи

в рамках программы обязательного медицинского страхования", утвержденными

ФФОМС 27.04.1998, N 1993/36.1-и, Истец направил Ответчику письменную

претензию с требованием денежной компенсации физического и морального

вреда, причиненного здоровью Истца.

"__"________ ___ г. Истец получил письменный ответ Ответчика, в котором

Истцу в возмещении вреда, причиненного здоровью, было отказано по причинам:

1) ____________________________________________________________;

2) _____________________________________________________________.

На основании изложенного и в соответствии со статьями 151, 1064,

статьями 7, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", Методическими

рекомендациями "Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания

некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного

медицинского страхования", утвержденными ФФОМС 27.04.1998,

руководствуясь ст. ст. 131, 132 ГПК РФ,

ПРОШУ:

Обязать Ответчика выплатить Истцу:

1) Денежную компенсацию за вред, причиненный здоровью, в размере

__________ (__________________________) рублей.

2) Денежную компенсацию за моральный вред в размере _____________

(_________________________) рублей.

Приложения:

1. Копия искового заявления для Ответчика.

2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины <*>.

3. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия

представителя Истца (если он имеется).

4. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Истец

основывает свои требования, копии этих документов для Ответчика, если копии

у него отсутствуют.

5. Копия претензии от "___"________ ____, направленной Ответчику.

"___"____________ _____ г. ________________________

(подпись)


Приложение 4

Правила

оказания платных медицинских услуг населению (проект)

I . Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и являются обязательными при оказании платныхмедицинских услуг населению.

2. Правила оказания платных медицинских услуг населению (далее – Правила) регулируют отношения в сфере охраны здоровья человека, возникающие между исполнителями и потребителями (заказчиками) при оказании платных медицинских услуг.

3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают:

«бесплатная медицинская помощь» - медицинские услуги (работы), а также условия их оказания, установленные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, и соответствующими территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Программа (территориальная программа) государственных гарантий), долгосрочными целевыми программами (подпрограммами), оказываемые населению бесплатно за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Исполнитель, участвующий в реализации Программы (территориальной программы) государственных гарантий, выполняет государственное (муниципальное ) задание;

«платные медицинские услуги (работы)» - медицинские услуги (работы), предоставляемые пациентам за счет личных средств, а также средств предприятий, учреждений и организаций, страховых взносов на добровольное медицинское страхование на основании договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда (выполнение работ по изготовлению медицинских протезов и т.п.), договоров по выполнению программ добровольного медицинского страхования (далее – Договор), заключаемых между исполнителем и потребителем или заказчиком.

«простая медицинская услуга» - элементарная, неделимая услуга, как один элемент профилактики, диагностики или лечения;

«сложная медицинская услуга» - набор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д.;

« комплексная медицинская услуга» - набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения набор сложных услуг.

На платной основе наряду с медицинскими пациентам дополнительно могут предоставляться и немедицинские услуги, включающие в том числе, размещение в палате повышенной комфортности, расширенное питание и прочие услуги (работы) по оказанию медико-социальной помощи, включая услуги по уходу за больными, в том числе на дому, медико-транспортные и иные услуги;

«потребитель» - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее или использующее медицинские услуги (работы) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

«пациент» - потребитель, лично пользующееся платной медицинской и (или) иной услугой;

«заказчик» – юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее или использующее платные медицинские и иные услуги для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

«исполнитель» – имеющие лицензию на медицинскую деятельность медицинские и иные организации, а так же индивидуальные предприниматели, оказывающие платные медицинские услуги пациентам.

4. Настоящие Правила распространяются на исполнителей как выполняющих, так и не выполняющих государственное (муниципальное) задание по оказанию бесплатной медицинской помощи.

5. Для осуществления исполнителем деятельности по оказанию пациентам платных медицинских услуг обязательным является внесение учредителем в устав, либо в учредительный договор и устав, либо только в учредительный договор записи о предоставлении платных медицинских.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда исполнитель действует на основании общего положения запись о предоставлении платных медицинских и иных услуг вносится в указанное положение.

6. Платными медицинскими услугами (работами) могут быть любые услуги на основании информированного согласия пациента или его законного представителя, за исключением услуг по:

а) скорой медицинской помощи, оказываемой безотлагательно при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях);

б) судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизе, за исключением экспертиз, произведенных по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях в порядке, определенном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские и иные организации;

в) патологической анатомии в части патологоанатомического вскрытия трупов пациентов, умерших в стационаре, машине скорой помощи, либо умерших на дому и направленных медицинской или иной организацией, индивидуальным предпринимателем на вскрытие, а также в части цитологического и патогистологического исследования биологического материала, взятого у пациентов, получающих бесплатную медицинскую помощь;

г) военно-врачебной экспертизе.

Кроме того, не подлежит оплате за счет средств потребителя и (или) заказчика:

а)назначение и применение по медицинским показаниям (в случаях непереносимости, отторжения и т.п.) лекарственных средств, не входящих в федеральный и территориальный перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также расходных материалов, изделий медицинского назначения, отдельных медицинских технологий, не входящих в стандарты медицинской помощи, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

б) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и/или эпидемиологическим показаниям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения;

в) пребывание одного из родителей или иного члена семьи по усмотрению родителей в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения;

г) медико-транспортные услуги в целях выполнения стандарта медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской и иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

д) транспортировка, хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, утилизация биологического материала;

е) медицинские услуги (работы), оказываемые в рамках апробации новых медицинских технологий, альтернативных лечебно-диагностических и реабилитационных методов (методик), иных клинических испытаний, проводимых в целях получения разрешения к их применению.

7. Оказание платных медицинских услуг исполнителями, выполняющими государственное и (или) муниципальное задание по предоставлению бесплатной медицинской помощи, осуществляется:

а) сверх видов и объемов медицинских услуг, установленных Программой (территориальными программами) государственных гарантий, а так же на основании стандартов и порядков, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации на их основе медико-экономических стандартов, а также оплачиваемых в рамках долгосрочных целевых программ и (или) государственного (муниципального) задания;

б) на иных условиях, в том числе по срокам ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, чем установленные Программой (территориальными программами) государственных гарантий, целевыми программами;

в) при предоставлении медицинских услуг анонимно (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

г) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением официально получивших в Российской Федерации статус «беженца» или застрахованных работодателем по обязательному медицинскому страхованию, а также лицам, имеющим гражданство Российской Федерации (гражданство двух и более стран), но не проживающим постоянно на ее территории (соотечественники за рубежом), если иное не предусмотрено действующими международными соглашениями;

8. Платные медицинские услуги, их виды, объемы и условия оказания должны соответствовать лицензионным требованиям, условиям Договора, стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, иным нормативным документам (требованиям), установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

9. Требования к оказанию платных медицинских услуг, в том числе к содержанию стандартов, порядков и условий оказания медицинской помощи, определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено стандартами, порядками и иными нормативными документами (требованиями), утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также стандартами, порядками и условиями, установленными на их основании иными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. При оказании бесплатной медицинской помощиплатные медицинские услуги не могут быть оказаны исполнителем взамен медицинских услуг, выполняемых в рамках государственного (муниципального) задания.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно.

11.Порядок организации деятельности по оказанию платных медицинских услуг для государственных и муниципальных медицинских и иных организаций устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и, на его основании, иными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок оказания платных медицинских услуг индивидуальными предпринимателями устанавливается ими самостоятельно в соответствии с нормативными документами (требованиями), утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации

12. Отношения между исполнителем, потребителем (заказчиком) и пациентом (законным представителем), в части, неурегулированной настоящими Правилами, регламентируются законодательством Российской Федерации.

II . Условия предоставления платных медицинских и иных услуг

13. Основанием для оказания платных медицинских услуг является добровольное волеизъявление потребителя (пациента или законного представителя) и (или) согласие заказчика получить медицинскую помощь (медицинскую услугу, работу) на возмездной основе за счет личных средств потребителя, а также за счет страховых взносов на добровольное медицинское страхование по программам добровольного медицинского страхования, средств предприятий, учреждений и организаций и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, при условии предоставления в доступной форме необходимой информации о возможности получения бесплатной медицинской помощи (медицинской услуги, работы) в рамках Программы (территориальных программ) государственных гарантий, а также целевых программ.

14. Обязательным условием для предоставления платныхмедицинских услуг является наличие у исполнителя лицензии на медицинскую деятельность по видам услуг (работ), перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, а также сертификата соответствия на иные услуги (работы) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

15. Исполнитель, участвующий в реализации Программы (территориальных программ) государственных гарантий, обязан соблюдать приоритетность выполнения государственного (муниципального) задания, а также мероприятий долгосрочных целевых программ.

16. Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю (заказчику, пациенту) перед другим в отношении заключения договора на оказание платных медицинских услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами.

17. Прейскурант цен (тарифы) на оказываемые исполнителем платные медицинские и иные услуги (работы), порядок и форму их оплаты может устанавливать руководитель медицинской или иной организации, либо ее учредитель, в уставных документах которого есть соответствующая запись.

Индивидуальные предприниматели устанавливают цены (тарифы) на оказываемые платные медицинские и иные услуги, порядок и форму их оплаты самостоятельно.

III . Информация об исполнителе и оказываемых медицинских и иных услугах

18. Исполнитель обязан до заключения Договора предоставить потребителю (пациенту, его законному представителю) и (или) заказчику достоверную информацию о медицинской и иной организации, индивидуальном предпринимателе и оказываемых ими платных медицинских и иных услугах (работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

19. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя (пациента или его законного представителя) и (или) заказчика наименование организации (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество), место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанная информация размещается на вывеске.

Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение исполнителя предоставляет потребителю (пациенту, его законному представителю) и (или) заказчику также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий исполнителя (медицинской или иной организации).

20. Исполнитель обязан также довести до потребителя (пациента или его законного представителя) и (или) заказчика, в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте, в наглядной и доступной форме, информацию, содержащую сведения:

а) о наличии лицензии на право ведения медицинской деятельности с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименование, адрес и телефон выдавшего ее органа;

индивидуальный предприниматель обязан также предоставить информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа;

б) Программу (территориальную программу) государственных гарантий и целевые долгосрочные программы, реализуемые исполнителем, включая перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения, отдельных медицинских технологий, предоставляемых гражданам бесплатно;

в) информацию о доступности оказания бесплатной медицинской помощи, в том числе в рамках базовой (территориальной) программы обязательного медицинского страхования при наличии у пациента полиса обязательного медицинского страхования;

г) сведения о порядке оказания дополнительной медицинской помощи лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и иных льготах, предусмотренных для отдельных категорий пациентов (инвалидов, участников Великой Отечественной войны и т.д.) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) перечень оказываемых платных медицинских и иных услуг, порядок, формы и условия их предоставления;

е) прейскурант с указанием наименования и цены услуг, оказываемых на платной основе, и сведения о порядке и форме их оплаты;

ж) сведения о сроках и условиях оказания платных медицинских и иных услуг;

з) правила и условия эффективного и безопасного использования медицинских услуг (работ);

и) график приема специалистов, работы диагностических и лечебных кабинетов (отделений), оказывающих платные медицинские и иные услуги (работы).

21. Исполнитель обязан также предоставить для ознакомления по требованию потребителя (пациента или его законного представителя) и (или) заказчика:

а) копию устава, положения или иного учредительного документа медицинской и иной организации, положения об ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), либо копиюсвидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

б) лицензию на осуществление медицинской деятельности, сертификаты соответствия на иные услуги (работы), подлежащие сертификации, другие нормативные правовые документы, регламентирующие его деятельность;

в) адрес и телефон учредителя (учредителей), территориального органа управления здравоохранением, территориальных органов федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере здравоохранения и федерального органаисполнительной власти по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека; (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития);

г) сведения о квалификационных категориях специалистов, оказывающих платные медицинские и иные услуги, наличии у них документов установленного образца, подтверждающих профессиональную подготовку и переподготовку, и сроках их действия;

г) образцы Договоров, квитанций, расписок, талонов и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату медицинских и иных услуг (работ);

д) настоящие Правила.

Исполнитель обязан сообщать потребителю (пациенту, его законному представителю) и (или) заказчику по его просьбе другие относящиеся к Договору и соответствующей медицинской и/или иной услуге (работе) сведения.

22. Информация о медицинских и иных услугах, предоставляемая при заключении Договора потребителю (пациенту, его законному представителю) и (или) заказчику, должна содержать следующие сведения, обеспечивающие возможность их правильного выбора:

а) требования (в том числе стандарты и порядки оказания медицинской помощи, установленные Министерством здравоохранения и социального развития), предъявляемые к методам диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, разрешенным на территории Российской Федерации, которым должны соответствовать медицинские услуги (работы);

б) указание и информацию о конкретном лице, оказывающем медицинскую и (или) иную услугу;

в) информацию о возможных осложнениях и противопоказаниях, характерных для конкретной медицинской услуги (работы);

г) информацию о гарантийных сроках на результат медицинских работ (услуг), если они установлены исполнителем.

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к Договору и соответствующей услуге (работе) сведения.

23. Информация должна доводиться до потребителя (пациента или его законного представителя) и (или) заказчика на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

24. Режим работы медицинской и иной организации устанавливается учредителем (если иное не определено уставными документами, положением об организации), режим работы ее филиала (отделения, другого территориально обособленного структурного подразделения) - руководителем соответствующей организации.

Режим работы индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.

Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителя (пациента или его законного представителя) и (или) заказчика и должен соответствовать установленному.

25. В случае временного приостановления деятельности исполнителем для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий, исполнитель обязан информировать потребителя (пациента или его законного представителя) и (или) заказчика о дате приостановления и сроках, в течение которых не будет осуществляться оказание платных медицинских и иных услуг.

26. Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя (пациента или его законного представителя) и (или) заказчика о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя и иные обстоятельства, зависящие от пациента, могут снизить качество оказываемой платной медицинской или иной услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок, или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента.

27. Если потребитель или заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе, сроках и других условиях оказания платной медицинской или иной услуги, либо не устранит обстоятельств, которые могут снизить качество и безопасность оказываемой услуги, исполнитель вправе расторгнуть Договор о выполнении платных медицинских и иных услуг.

IV . Порядок заключения Договора и оплаты услуг

28. Договоры заключаются между исполнителем и потребителем (заказчиком), имеющим намерение приобрести, либо приобретающим или использующим платные медицинские услуги в интересах пациента или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности:

а) в письменной форме, определяющей условия и сроки получения платных медицинских и иных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон - в случаях предоставления услуг, исполнение которых носит пролонгированный во времени характер;

б) в устной форме с подтверждением предоставления платной медицинской и (или) иной услуги на бумажном носителе (медицинские карты амбулаторного и (или) стационарного больного, содержащие заключение о результатах врачебного осмотра и/или записи с перечнем оказанных услуг, проведенных лабораторных и инструментальных исследований, иных лечебно-диагностических процедур; а также контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца) об оплате услуг, сумма в котором соответствует утвержденным ценам (тарифам) на услуги) - в случаях исполнения услуг немедленно при самом заключении (совершении) Договора.

Форма заключения Договора с физическим лицом определяется видом услуги (простая, сложная, комплексная), а также объемом оказываемых услуг.

Простые и сложные медицинские услуги могут оказываться по устному Договору.

Комплексные платные медицинские услуги предоставляются по Договору, заключенному в письменной форме.

Договоры на оказание платных медицинских и иных услуг с юридическими лицами (организациями, предприятиями, в том числе страховыми организациями, работающими в системе добровольного медицинского страхования), заключаются только в письменной форме.

29. Договор должен содержать следующие сведения:

а) наименование и место нахождения (юридический адрес) исполнителя, свидетельство о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации), сведения о лицензии на осуществляемые виды медицинской деятельности с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименование, адрес и телефон выдавшего ее органа; аналогичные сведения о сертификате соответствия на иные услуги в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя (заказчика) и пациента (или законного представителя);

в) предмет Договора - наименование и перечень медицинских и иных оказываемых услуг;

г) стоимость услуг, сроки и порядок оплаты;

д) сроки и условия (амбулаторные, в том числе дневные стационары всех типов, в условиях стационара больницы ) оказания услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, заключающего Договор от имени исполнителя, его подпись, подпись потребителя (заказчика), а также, в случаях риска развития у пациента осложнений в ходе оказания услуги, либо после ее оказания в период нахождения в медицинской или иной организации (в круглосуточном или дневном стационаре) - подпись пациента или его законного представителя;

ж) ответственность сторон за выполнение условий Договора;

з) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг;

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у заказчика.

30. На оказание медицинских услуг, предусмотренных Договором, может быть составлена твердая или приблизительная (планируемая) смета расходов с учетом вида услуги (работы).

Случаи и порядок изменения сметы регулируются законодательством о защите прав потребителей.

Составление такой сметы по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя обязательно, в этом случае смета становится частью Договора.

31. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель (заказчик) - ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения Договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих оказанию медицинских и иных услуг, или необходимых для этогорасходных материалов, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, отдельных медицинских технологий.

Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании по независящим от исполнителя причинам стоимости лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения, отдельных медицинских технологий и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении Договора. При отказе потребителя (заказчика) выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть Договор в судебном порядке.

32. Если при оказании платной медицинской или иной услуги возникла необходимость оказания дополнительных услуг и существенного превышения по этой причине приблизительной сметы расходов, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе оказывать дополнительные услуги на возмездной основе, а также обусловливать оказание одних услуг обязательным исполнением других.

Если потребитель (заказчик) не дал согласие на превышение приблизительной сметы расходов, исполнитель вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать от потребителя (заказчика) оплаты за уже оказанные медицинские или иные услуги.

33. Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя (заказчика) о необходимости превышения приблизительной сметы расходов, обязан исполнить Договор, сохраняя право потребителя (заказчика) на оплату оказанных медицинских или иных услуг в пределах приблизительной сметы расходов.

34. Потребитель (заказчик) вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия медицинских или иных услуг, а если они уже оплачены, - потребовать возврата уплаченных за них сумм.

35. Потребитель (заказчик) вправе в любое время отказаться от исполнения Договора об оказании платных медицинских или иных услуг, оплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении Договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения Договора, если они не входят в указанную часть цены услуги.

36. Потребитель (заказчик) обязан оплатить оказанную исполнителем медицинскую или иную услугу в сроки и в порядке, определенном Договором путем безналичных расчетов через учреждения банков или путем внесения наличных денег непосредственно в кассу медицинской или иной организации, индивидуального предпринимателя.

Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ: контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца), подтверждающий произведенную оплату оказанных медицинских или иных услуг.

По требованию потребителя (заказчика), оплатившего услуги, исполнитель обязан выдать «Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации» установленной формы.

37. Стоимость оказываемых медицинских и иных услуг в Договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем (заказчиком), если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок ее установления.

V . Порядок предоставления платных медицинских услуг

38. Исполнитель обязан оказать платную медицинскую или иную услугу, качество которой должно соответствовать условиям Договора, а при отсутствии и неполноте условий Договора - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода.

Если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству услуг, качество оказываемых услуг должно соответствовать этим требованиям.

39. При оказании медицинских услуг (работ) должны применяться:

- лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, иные расходные материалы, изделия медицинского назначения, зарегистрированные в Российской Федерации,

- методы профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, медицинские технологии, разрешенные к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

40. Не разрешенные к применению, но находящиеся в установленном порядке на рассмотрении и клинической апробации методы диагностики, лечения и реабилитации, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, иные расходные материалы, изделия медицинского назначениямогут использоваться в интересах пациента в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

41. Исполнитель обязан оказать платную медицинскую услугу, определенную Договором, с использованием собственных лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования, если иное не предусмотрено Договором.

42. Пациенту (законному представителю) по его требованию и в доступной для него форме, с соблюдением норм медицинской этики должна быть предоставлена информация о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства,последствиях и ожидаемых результатах проведенного лечения.

Если оказание платных медицинских услуг пациенту требует производства и (или) применения диагностических и лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования, исполнитель по требованию пациента обязан предоставить ему необходимые сведения в доступной для него форме, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

43. Пациент (законный представитель) имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации у других специалистов, если это определено условиями Договора. По требованию пациента (законного представителя) ему предоставляются бесплатно копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, виды и объемы оказанных платных медицинских и иных услуг, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских документах пациента (о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении), составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия пациента (законного представителя) только по основаниям, предусмотренным ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

44. Пациент обязан соблюдать правомерные указания и рекомендации и выполнять правомерные требования исполнителя, обеспечивающие качественное оказание платных медицинских и иных услуг, включая сообщение пациентом (законным представителем) необходимых для этого сведений.

VI . Ответственность исполнителя платных медицинских услуг (работ)

45. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по Договорам, исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

46. В отдельных случаях (ортопедия, ортодонтия и т.п.) исполнитель вправе устанавливать гарантийный срок на медицинские услуги (работы), а также на произведенное в ходе их выполнения изделие, при соблюдении всех требований и рекомендаций исполнителя и условий эксплуатации изделия.

47. Потребитель (заказчик) имеет право при обнаружении недостатков оказанной платной медицинской или иной услуги, других отступлений от условий Договора требовать от исполнителя по своему выбору:

а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги в разумный срок, назначенный потребителем (заказчиком);

б) соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

в) безвозмездного повторного оказания услуги;

г) возмещения понесенных потребителем (заказчиком) расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими средствами или третьими лицами.

Требования, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть предъявлены, если это не противоречит особенностям предмета Договора, а наличие недостатков подтверждено результатами независимой медицинской экспертизы или решением суда.

48. Потребитель (заказчик) имеет право расторгнуть Договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный Договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель (заказчик) также вправе расторгнуть Договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги, подтвержденные результатами независимой медицинской экспертизы или решением суда, или иные существенные отступления от условий Договора.

49. Потребитель (заказчик) вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему (пациенту) в связи с недостатками оказанной медицинской или иной услуги, подтвержденными результатами независимой медицинской экспертизы или решением суда.

Требования, связанные с выявленными и подтвержденными результатами независимой медицинской экспертизы или решением суда недостатками оказанной медицинской или иной услуги, могут быть предъявлены по окончании оказания услуги, в ходе ее оказания, либо, если невозможно обнаружить недостатки по окончании оказания услуги, в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации.

50. Потребитель (заказчик) имеет право в случае нарушения исполнителем установленных сроков начала и окончания оказания платной медицинской или иной услуги по своему выбору:

назначить исполнителю новый срок;

поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

потребовать уменьшения цены оказанной услуги;

расторгнуть Договор.

Потребитель (заказчик) вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания медицинской или иной услуги.

51. Вред, причиненный жизни, здоровью пациента в результате некачественного оказания платной медицинской или иной услуги подлежит возмещению исполнителем в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

52. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, несоблюдения пациентом правомерных указаний и требований исполнителя платных медицинских и иных услуг, обеспечивающих их своевременное и качественное оказание, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

53. Порядок и сроки удовлетворения исполнителем требований потребителя (заказчика), ответственность за нарушение этих сроков, ответственность за непредставление или предоставление недостоверной информации об оказываемых платных медицинских и иных услугах, а также за причинение морального вреда регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

VII . Контроль оказания платных медицинских и иных услуг (работ)

54. Контроль организации и качества оказания платных медицинских и иных услуг населению, а также правильностью взимания платы за них осуществляют в пределах своей компетенции органы государственной власти и организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены эти функции.

55. В случае выявления нарушений настоящих Правил исполнителем, в том числе выразившегося в сокращении видов, объемов и доступности гарантированной законодательствомРоссийской Федерации бесплатной медицинской помощи, несвоевременного оформления финансовых документов и документов государственного статистического наблюдения, к лицам, допустившим нарушения, а также к руководителям медицинских и иных организаций могут применяться дисциплинарные, административные и иные меры воздействия, установленные законодательствомРоссийской Федерации.


[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - ст. 445.

[2] Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного суда РФ от 06 июня 2002 года № 115-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2003. - № 1.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - ст. 410.

[4] Лебедев, А. А. Частной медицине - зеленый свет?: [необходимо законодательно урегулировать вопрос участия частных медицинских структур в реализации нацпроекта "Здоровье"] / А. А. Лебедев, И. В. Лебедева / / Национальные проекты. - 2007. - № 11. - С. 44-48.

[5] Золоев, А. Причины неблагоприятных результатов (исходов) медицинских мероприятий / А. Золоев / / Законность. - 2008. - № 2. - С. 14.

[6] Толковый словарь русского языка. Т IV / Под. ред. Н.Д. Ушакова. - М.,1993. - С. 992; Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - С. 870.

[7] Брагинский, М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. - М.: Статут, 2008. - С. 228.

[8] Основы предпринимательской деятельности / Под. ред. В.М.Власовой. М.: Финансы и статистика, 2008. - С. 38.

[9] Гражданское право. В 4 т. Т. 2. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права : учебник для вузов / И. А. Зенин ; [и др.] ; отв. ред. Е. А. Суханов . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : Волтерс Клувер , 2008. - С. 117.

[10] Кротов, М.В.Обязательства по оказанию услуг в гражданском праве. - СПб., 2008. - С. 76.

[11] Кабатов, В.А. Возмездное оказание услуг // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст. Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. - М., 2008. - С. 392.

[12] Гражданское право. В 4 т. Т. 2. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права : учебник для вузов / И. А. Зенин ; [и др.] ; отв. ред. Е. А. Суханов . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : Волтерс Клувер , 2008. - С. 200.

[13] Лебедев, А. А. Аутсорсинг на рынке медицинских услуг / А. А. Лебедев, М. В. Гончарова / / Национальные проекты. - 2008. - № 5. - С. 42-45.

[14] Тихомиров А. В. Обязательства из причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг / А. В. Тихомиров // Адвокат. - 2008. - № 5. - С. 93.

[15] Тихомиров, А.В.Медицинское право. Практическое пособие. - М.: Статут, 2008. - С. 114; Тихомиров, А.В. Медицинская услуга: Правовые аспекты. - М.: ФилинЪ, 2008. - С. 97.

[16] Лебедев А. А. Аутсорсинг … С. 44.

[17] Еникеев, О. А. Конституционное право на медицинскую помощь: аспекты медицинского страхования / О. А. Еникеев // Право и государство. - 2008. - № 4. - С. 39.

[18] Савицкая, А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. - Львов, 2008. - С.44.

[19] Суховерхий, В.Л. Гражданско-правовое регулирование отношений по здравоохранению / В.Л. Суховерхий // Государство и право. - 2008. - № 6. - С.108.

[20] Малеина, М.Н. Человек и медицина в современном праве: Учебное и практическое пособие.- М., 2008. - С.32.

[21] Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями: Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 года № 27 // СЗ РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 194.

[22] Петрова, Н.Г. Особенности спроса на платные медицинские услуги / Н.Г. Петрова, С.А. Балохина, А.В. Бичилова // Маркетинг. - 2006. - № 3. - С. 112.

[23] О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): Федеральный Закон от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 14. - Ст. 1212.

[24] О донорстве крови и ее компонентов: Закон РФ от 9 июня 1993 года № 5142-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993.- № 28. - Ст. 1064.

[25] Иоффе, О.С Обязательственное право. - М., 2008. - С. 14-15.

[26] О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный Закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.

[27] О некоторых вопросах, связанных с применением закона РФ «О защите прав потребителей»: Приказ МАП РФ от 20 мая 1998 года № 160 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 2.

[28] Соловьев, В.Н. Гражданско–правовое регулирование отношений, возникающих при реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь. – Красноярск, 2008. – С. 95.

[29] О правовом положении иностранных граждан в РФ: Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30.- Ст. 3032.

[30] Малеина, М.Н. Указ. соч. С.33-34.

[31] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Утв. ВС РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - ст. 1318.

[32] Попеску ,С. С. Стандарты оказания медицинской помощи как критерии допустимости уголовной ответственности медицинских работников / С. С. Попеску / / Закон и право. - 2008. - № 12. - С. 96.

[33] Соловьев, В.Н. Указ. соч. С.103.

[34] Попеску ,С. С. Указ. соч. С. 97.

[35] Маркешптейн, Л.Ф. Кодификация законодательства о правах пациентов в Нидерландах / Л.Ф. Маркешптейн // Государство и право. - 2008. - № 2. - С. 148.

[36] О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства: Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 423 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 23. - ст. 2713.

[37] О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон РФ от 08 августа 2001г. №128-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2001. - №33 (ч.1). – Ст.3430.

[38] О лицензировании медицинской деятельности: Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 5. – Ст. 656.

[39] Еникеев, О. А. Указ. соч. С. 39.

[40] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - ст. 16.

[41] Савицкая, А.Н. Указ. соч. С.44.

[42] Малеина М.Н. Указ. соч. С.32.

[43] Голухов Г.Н., Шиленко Ю.В., Леонтьев В.К. Система гарантий качества в здравоохранении // Экономика здравоохранения.- 2008. - № 2.- С.35.

[44] Овчаров, В.К.; Тишук, Е.Н. Опыт обоснования некоторых направлений изучения здоровья населения в условиях медицинского страхования / В.К. Овчаров, Е.Н. Тишук // Проблемы социальной гигиены и история медицины. – 2008. - № З. - С. З.

[45] Голухов, Г.Н. Указ. Соч. С.35.

[46] Тихомиров, А.В. Указ. соч. С.97.

[47] Тихомиров, А. В. Обязательства из причинения вреда …- С. 94.

[48] Тихомиров, А.В. Договор об оплате медицинских услуг / А.В. Тихомиров // Здравоохранение. – 2008. - № 5. – С. 155 – 168.

[49] Петрова, Н. Г. Указ. соч. С. 113.

[50] Петров, В.С. Правовая конструкция альтернативного обязательства / В.С. Петров // Вестник гражданского права. - 2007. - № 3. – С. 18.

[51] Тихомиров, А.В. Права пациента / А.В. Тихомиров // Здравоохранение. – 2008. - № 2. – С.159 – 168.

[52] Кушербаев, С.К. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников в Российской Федерации / С.К. Кушербаев // Медицинское право. - 2009. - № 3. – С. 56.

[53] Волкова, Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений / Н.С. Волкова // Журнал российского права. - 2006. - № 4. – С. 28.

[54] Стеценко, С.Г. Актуальные проблемы регулирования медицинской деятельности. – М., 2008. – С. 112.

[55] Колоколов, Г.Р. Медицинские услуги: как пациенту отстоять свои интересы / Г.Р. Колоколов. – М.: Омега-Л, 2009.

[56] Попеску ,С. С. Указ. соч. С. 98.

[57] Сергеев, Ю.Д. Канунникова, Л.В. Ненадлежащее оказание медицинских услуг и факторы риска его возникновения / Ю.Д. Сергеев, Л.В. Канунникова // Медицинское право. - 2007. - № 4. – С. 85.

[58] Кузин, А. А. Гражданско-правовая ответственность Российской Федерации, наступающая в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств / А.А. Кузин // Государство и право. - 2008. - № 7. - С. 93.

[59] Колоколов, Г.Р. Указ. Соч. С. 52.

[60] Попеску, С.С. Указ. соч. С. 96.

[61] Шлотгауэр, Л.Л. О проблемах индексации возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан / Л.Л. Шлотгауэр // Цивилист. - 2008. - № 1. – С. 47.

[62] Попеску ,С. С. Указ. соч. С. 98.

[63] Дроздова, М.Е. Оказание платных медицинских услуг населению. Учет и налогообложение / М.Е. Дроздова // Главбух. – 2008. - № 6. - С. 27.

[64] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 2008 г. № 64-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 25. - Ст. 2954.

[65] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2008 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

[66] Мохов, А.А.; Мохова, И.Н. Еще раз к вопросу о врачебной ошибке как медицинском и социально-правовом феномене / А.А. Мохов, И.Н. Мохова // Юрист. - 2008. - № 2. - С. 52.

[67] Акопов, В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. - М.: «Издательство ПРИОР», 2008. - С. 174-175.

[68] Стеценко, С.Г. Врачебные ошибки и несчастные случаи в практике работ учреждений здравоохранения: правовые аспекты / С.Г. Стеценко // Юрист. - 2008 . - № 2. - С. 46.

[69] Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2002 г. № КАС 02-373 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант Максимум» // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12128223.htm

[70] Термин Тихомирова А.В. См.: Тихомиров, А.В. Вред от врачебных действий (ятрогенный деликт) / А.В. Тихомиров // Здравоохранение. - 2008. - № 11. - С. 149-164.

[71] Лопатенков, Г.Я. Пособие для пациентов и их родственников. П. 1.5.8. // Серия «Человек и здравоохранение: правила игры» // [Электронный ресурс] URL: http://www.defender.spb.ru/lgbookl.html (дата обращения 20 января 2010 г.)

[72] Тихомиров, А.В. Там же.

[73] Акопов, В.И. Указ. соч. С. 176.

[74] Стеценко, С.Г. Врачебные ошибки и несчастные случаи в практике работ учреждений здравоохранения: правовые аспекты / С.Г. Стеценко // Юрист. - 2008. - № 2. - С. 45.

[75] Стеценко С.Г. Врачебные ошибки … С. 45-46.

[76] Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда по делу № 33-1743/08 о компенсации морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинских услуг // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант Максимум» // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12224223.htm(дата обращения 04 февраля 2010 г.)

[77] Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2002 г. № КАС 02-360 // // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант Максимум» // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12428723.htm

[78] Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2002 г. № КАС 02-373 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант Максимум» // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12128223.htm

[79] О доходах бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: Письмо Минфина РФ от 10 ноября 2022 г. № 03-01/12-403 // Официальные документы в образовании. - № 10. - 2003; О средствах, полученных от арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом: Письмо Минфина РФ от 28 ноября 2002 г. № 03-01-01/03-432 // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - № 2. - 2003.

[80] Пищита, А.Н. Защита прав пациентов как экономический фактор регулирования оказания медицинской помощи / А.Н. Пищита // Законодательство и экономика. - 2006. - № 1. – С. 47.

[81] Сахаутдинова, Э.Ф. К вопросу о предоставлении платных медицинских услуг населению (социально-правовой аспект) / Э.Ф. Сахаутдинова // Социальное и пенсионное право. - 2007. - № 2. – С. 18-19.

[82] Пищита, А.Н. Указ. соч. С. 50.

[83] Матиящук, С.В. Система финансирования лечебно-профилактических учреждений в рамках программы ОМС: проблемы и возможные пути их решения / С.В. Матиящук // Медицинское право. - 2009. - № 2. – С. 74.

[84] Морозова, О.В. Конституционная природа платных медицинских услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения / О.В. Морозова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 18. – С. 47.

[85] Кушербаев, С.К. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников в Российской Федерации / С.К. Кушербаев // Медицинское право. - 2009. - № 3. – С. 41.

[86] Романовская О.В. Профессиональные медицинские ассоциации в системе субъектов публичных правоотношений / О.В. Романовская // Медицинское право. - 2009. - № 4. – С. 35.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  58  59  60   ..