Бомбы фашистских самолетов сильно повредили
нефтена
ливные баржи «Лозьва» и «Судогда». У «Лозьвы» разворотило всю
носовую часть, а у «Судогды» — кормовую. Ремонтировать суда не
было никакого смысла. Выгоднее новые построить! Но для этого
потребовалось бы много времени и стали. А сталь, как и другие
материалы, шла для фронта: на орудия, танки, боевые корабли.
Между тем страна настойчиво требовала: «Везите фронту больше
нефти!»
Что делать? И советские судостроители нашли выход. Они решили из
двух негодных судов сделать одно годное. Как это можно? А очень
просто: от обоих судов отрезали разрушенные половинки и затем
соединили вместе носовую часть «Судогды» с кормовой частью «Лозьвы».
И все это было сделано на плаву. Так через десять дней вступило
в строй новое нефтеналивное судно. По размерам оно было даже
больше, чем «Лозьва» или «Судогда» по отдельности.
Но все же удивительно, — почему половинки пароходов не потонули,
да еще много дней плавали по бушующему морю?
Дело в том, что каждый пароход разгорожен стальными
непроницаемыми стенками, идущими поперек, от днища до палубы.
Эти стенки называются поперечными переборками. Они делят пароход
на несколько отделений — отсеков.
Чем крупнее пароход, тем больше у него поперечных переборок.
Бывают и такие пароходы, где для большей прочности и уменьшения
величины отсеков ставят еще и продольные переборки. Эти
переборки идут вдоль судна, на некотором расстоянии от бортов.
Если пробоина образуется в одном месте,
вода заполнит только один отсек. В других же отсеках, отделенных
поперечными переборками от поврежденного, будет сухо.
С одним затопленным отсеком пароход не потонет. Так уж все
рассчитано.
Что же получилось у пароходов «Харьков» и «Либерти»? А
получилось то, что они лопнули в одном месте, и отсек исчез. Ну
и что же из этого? Остальные-то отсеки обеих половинок парохода
остались целы! И вода в них не попала. На ее пути встали
поперечные переборки, отделявшие исчезнувший отсек от соседних.
У обеих половинок сохранилось равенство между их весом и силой
поддержания, и они плавали, как целые суда.
У пароходов «Харьков» и «Либерти» характер аварии один и тот же.
Но причина ее разная. Пароход «Харьков» подвели бобы. А в случае
с «Либерти» виноваты не бобы и не столько шторм, сколько плохое
качество постройки корпуса. Напомним историю постройки судов
этого типа.
Шла вторая мировая война. Соединенные Штаты Америки обязались
поставлять своим союзникам в Европу оружие, различное
оборудование и продовольствие. А для перевозки всего этого
потребовались тысячи новых пароходов океанского плавания.
Построить их взялись многие фирмы США. Они как будто справились
с заданием, дав в намеченный срок свыше двух с половиной тысяч
таких судов.
Но вот первые пароходы типа «Либерти» вышли с грузом в Европу. И
вскоре от них с моря стали поступать тревожные сигналы об
авариях. Причиной этих аварий было то, что пароходы не обладали
достаточной прочностью. В палубах во многих местах образовались
трещины. Пароходы ломались.
Аварии пароходов «Либерти» стали такими частыми, что пришлось
назначить специальную комиссию для расследования причин аварий.
В 1944 году комиссия осмотрела множество таких пароходов.
Результаты осмотра оказались потрясающими: четыреста тридцать
два парохода выпускать в плавание было нельзя. Нужны были
большие переделки. В том же году на двадцати пароходах
полопались палубы, а пять разломились пополам. Пароходы
«Либерти» строили наспех, в погоне за огромными прибылями, мало
обращая внимания на качество постройки.
В нашей стране пароходы строят особенно прочными, годными для
любых условий плавания.
В годы Великой Отечественной войны были случаи, когда наши
пароходы получали большие повреждения от фашистских бомб и
торпед, но не тонули, а благополучно добирались до места
назначения.
Героический рейс совершил теплоход Черноморского пароходства
«Кубань», построенный в годы первой пятилетки ленинградцами.
В зимний шторм, под обстрелом врага советские моряки «Кубани»
бесстрашно выполняли свой долг. Не растерялись они и тогда,
когда на теплоход накинулись сразу восемь вражеских
бомбардировщиков. Самолеты сбросили на судно двадцать бомб, и
часть из них вызвала очень тяжелые повреждения корпуса.
И все же теплоход выполнил ответственное задание.
Подлинный героизм проявили моряки теплохода «Старый большевик»
под командованием капитана Афанасьева.
«Старый большевик» плавал в начале войны в Атлантическом океане.
Он перевозил грузы, нужные для фронта, для победы над
гитлеровскими захватчиками. Однажды теплоход,
в караване с другими судами, совершал под
охраной военных кораблей свой обычный рейс из Америки в Мурманск
с грузом боеприпасов.
В пути на них налетела целая стая фашистских бомбардировщиков и
торпедоносцев. А потом караван окружили вражеские подводные
лодки. Шесть суток подряд суда подвергались ожесточенным атакам
с воздуха и моря. Особенно тяжело пришлось теплоходу «Старый
большевик»: на судно было сброшено около пятидесяти бомб.
Капитан дни и ночи проводил на мостике. «Проскочим, — уверенно
говорил он морякам, — мы должны прорваться!»
Вражеские бомбы рвались у борта, за кормой, прямо по носу, а
капитан Афанасьев, точно маневрируя, умело выводил теплоход
из-под ударов. Но вот одна из бомб все-таки разорвалась в
носовой части судна, пробила верхнюю палубу. Вспыхнул пожар. У
каждого моряка мелькнула одна и та же мысль: «Если огонь
проникнет в трюм, — конец теплоходу — взорвемся!»
К теплоходу помчался один из английских эсминцев конвоя.
Командир его предложил экипажу как можно скорее оставить горящий
теплоход и перейти на борт его корабля. Но моряки теплохода
ответили отказом.
Рискуя жизнью, они потушили пожар и спасли свое судно. Теплоход,
еле держась на воде от повреждений, все же добрался до Мурманска
и довез ценный груз.
|