Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  531  532  533   ..

 

 

Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)

Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)

ПО ТЕМЕ «УЧЕТ И АНАЛИЗ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)»


ВВЕДЕНИЕ

Объем выручки от продажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг является важнейшим показателем, характеризующим производственную и финансовую деятельность коммерческой организации и промышленного предприятия. В результате продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг создается возможность из полученной выручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья и материалов, рассчитаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам. Продажа продукции, работ и услуг должна обеспечить не только возмещение расходов на производство и сбыт, но и получение прибыли - одного из важнейших источников расширения производства, обновления, модернизации и реконструкции основных средств, увеличения объема выпуска продукции.

Целью дипломной работы является:

· комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж сырой продукции в Комбинат;

· исследование методов экономического анализа показателей, характеризующих объемы реализации сырой продукции;

· оценка эффективности работы предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· изучить теоретические основы бухгалтерского учета продаж;

· изучить счета, применяемые для учета сырой продукции и отражения процесса ее реализации в Комбинат;

· рассмотреть правила документального оформления продаж, ознакомиться с формами первичных документов;

· рассмотреть особенности учета продажи сырой продукции через собственные торговые подразделения;

· выявить основную проблему учета в современных условиях;

· показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения учета;

· оценить показатели объёмов реализации, динамики, структуры продукции;

· выявить влияния отдельных факторов на финансовые результаты от реализации сырой продукции;

· разработать рекомендации (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.

Объектом исследования является хлебопекарное предприятие Комбинат.

Предметом исследования являются:

· система учета процесса продаж сырой продукции на предприятии Комбинат

· показатели объемов реализации сырой продукции, их динамика.

Нормативно - правовая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой группе отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). Ко второй отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к третьей отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Эмпирическую базу составила практическая информация касательно процессов продажи сырой продукции Комбинат.

При проведении исследования организации учета сбагривания продукции на предприятии, а также анализа основных показателей, характеризующих результаты продаж будут использованы следующие методы исследования:

· анализ существующей информационной базы по рассматриваемой теме;

· методы цепной подстановки,

· балансовый способ,

· метод абсолютных разниц;

· методы сравнения.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

1.1 Нормативно-правовая база по учету продаж продукции

Ведение бухгалтерского учета продаж сырой продукции осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы подразделяются на несколько уровней.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями на 03.11.2006 г.), устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Данный закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Основными целями Федерального закона «О бухгалтерском учете» являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Пункт 4 статьи 23 Федерального закона: «Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год».

К первому уровню системы относятся также:

Гражданский кодекс Российской Федерации, где, в частности, раскрыты такие понятия как сделка, договор купли-продажи, договор мены, ответственность и права сторон сделки и т.д.

В частности, при определении момента признания выручки от реализации продукции при осуществлении сделок по договорам мены, организация руководствуется статьей 570 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами, если законом или договором мены не предусмотрено иное».

В соответствии со статьей 224 Гражданского кодекса РФ передачей признается:

· вручение вещи приобретателю – вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица;

· сдача перевозчику для отправки приобретателю;

· сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ)

Ко второму уровню относятся: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (с изменениями на 26.03.2007г.). Данное Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н (с изменениями на 27.11.2006 г.). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации , некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности.

Согласно данному Положению доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований настоящего Положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н (изм. на 30.12.99). Является особенно важным, поскольку Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики - на организации, независимо от организационно - правовых форм;

в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

По сырой продукции и процессам ее продажи элементами учетной политики является:

· выбор учетной цены на готовую продукции;

· выбор способа учета выпуска продукции;

· определение порядка формирования резервов под снижение стоимости сырой продукции;

· выбор метода продажи продукции;

· выбор способа распределения расходов на продажу продукции;

· выбор способа подсчета себестоимости.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н (изм. на 26.03.2007 г). Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.

Согласно Положению к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

· используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

· предназначенные для продажи;

· используемые для управленческих нужд организации.

Сырая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Настоящее Положение не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (изм. на 27.11.2006г). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации , некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами организации выбытие активов:

в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы .

Согласно Положению расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

К следующему, третьему уровню, относятся:

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с изменениями на 18.09.2006 г.). Данный план счетов и инструкция применяются всеми организациями, являющимися юридическими лицами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (кроме банковских, страховых и бюджетных организаций).

Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации». В данном приказе приведены образцы форм, на основе которых организация самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности, соответствующие конкретно их сфере деятельности.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49. Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, сырая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств , производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н устанавливают, что «бухгалтерский учет движения сырой продукции в подразделениях, осуществляющих торговую деятельность, ведется по счету «Сырая продукция» на отдельном субсчете «Сырая продукция в неторговой организации». При этом «передача сырой продукции из основной деятельности в подразделение организации, осуществляющей торговую деятельность, учитывается по счету «Сырая продукция» как внутреннее перемещение».

Письмо Минфина Российской Федерации от 13.12.01 № 04-02-05/1/211 – поясняет вопросы, касающиеся бартерных операций, договора мены.

Общероссийский классификатор продукции. Утверждены постановлением Госстандарта России от 30.12.93 г.

Письмо Федеральной налоговой службы от 28.02.2006 г. № ММ-6-03/202@ «О применении пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ» говорит о том, что датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав в целях применения главы 21 НК «Налог на добавленную стоимость» НК РФ признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя (заказчика), перевозчика, организацию связи. Однако, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке. Датой отгрузки такого товара признается дата передачи права собственности, указанная в документе, подтверждающем передачу права собственности.

Инструкция по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Утверждена Госкомстатом России от 17.11.97 № 76 (в ред. от 25.05. и 08.12.98 г.).

Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Утверждены постановлением Минэкономики России 06.12.95 г. № СН-484/7-982.

Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 г. № 118.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета направлена на обеспечение ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по единым принципам.

Однако несмотря на принятие Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также ряда Положений по бухгалтерскому учету, продолжается критика системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также практики разработки и применения нормативных документов, определяющих организацию бухгалтерского учета в России.

1.2 Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции

В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет сырой продукции, ее отгрузки и реализации.

Результатами производственного процесса предприятия являются сырая продукция, выполненные работы и оказанные услуги.

Процесс сбагривания завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия и т. п. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятий ее получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия.

Кроме того, от объема реализации зависит и величина прибыли предприятия – одного из важнейших показателей его деятельности.

Поэтому задачами учета процесса сбагривания являются:

· постоянный контроль за выпуском сырой продукции (работ, услуг) по объему, ассортименту и качеству;

· полный и достоверный учет сырой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;

· своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;

· контроль за выполнением плана по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг в соответствии с заключенными договорами;

· учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);

· своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет [21, с. 452].

Для успешного выполнения этих задач необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций.

Важное значение для правильной организации учета наличия и движения сырой продукции (работ, услуг) имеет разработка ее номенклатуры, т.е. перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (марка, сорт и т.п.). Номенклатурные номера строятся по-разному, исходя из конкретных условий производства.

Номенклатура продукции необходима для контроля за выполнением графика выпуска изделий в ассортиментном разрезе, графика договорных поставок, составления сводок и отчетов.

C бухгалтерским учетом тесно связан экономический анализ. Эта связь имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. Не зная методики бухгалтерского учета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтерскому учету. Чтобы более качественно обеспечить анализ информацией, сделать ее более оперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется. Для большей своей аналитичности бухгалтерский учет изменяет формы и содержание регистров, порядок документооборота и т.д.

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ хозяйственной деятельности изучает экономические процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений [26, с. 284].

Показатели объема реализации продукции взаимосвязаны с показателями объема производства. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основными задачами являются:

· оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

· определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Важным источником информации для анализа выступают данные бухгалтерской и статистической отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Годовые, квартальные, месячные отчеты, бухгалтерские балансы, периодическая отчетность по отдельным показателям деятельности содержат объективную количественную характеристику многообразных хозяйственных операций и средств предприятия. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие корректирующих мер, направленных на успешное выполнение планов, достижения лучших результатов хозяйствования.

1.3 Организация бухгалтерского учета продаж продукции

Порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций по продаже сырой продукции зависит от норм гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства. Предписания гражданского законодательства в значительной степени влияют как на бухгалтерскую, так и налоговую их трактовку.

Определение продаж в гражданском законодательстве. В Гражданском Кодексе Российской Федерации налоговому понятию «реализация товаров» и бухгалтерскому «продажа товаров» соответствуют сделки, предполагающие факт перехода права собственности или иное имущество от одной стороны договора к другой. Наиболее характерными примерами таких хозяйственных операций выступает купля-продажа и мена.

Условием данных гражданско-правовых договоров является установление момента перехода права собственности на предмет сделки. В соответствии с ГК РФ «передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей».

Специальной нормой ГК РФ относительно операций мены устанавливается, что «право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами». Вместе с тем данные описания действуют по отношению к условиям конкретной сделки только в случае, когда иное условие о моменте перехода права собственности на товар не определено в договоре. Это относится как к договорам купли-продажи, так и к договорам мены.

Определение продаж в бухгалтерском законодательстве. Специального определения понятия «продажи» бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Инструкций к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, где сказано, что продажу нужно трактовать как момент отчуждения продукта основной деятельности с передачей прав собственности на него.

Комплекс операций, определяемый в бухгалтерском учете как продажи, в налоговом законодательстве обозначается термином «реализация».

Отгрузкой и отпуском продукции занимается отдел сбыта организации. Работники этой службы заключают договоры с покупателями, оформляют документы на отгружаемую продукцию, ведут оперативный учет движения продукции на складе, контролируют выполнение договорных обязательств, полноту и своевременность поступления средств от покупателей [9, с. 145].

Отгрузка продукции осуществляется в соответствии с договором купли - продажи (поставки), заключаемым между продавцом и покупателем. По договору поставки продавец обязуется передать продукцию в собственность покупателю, а покупатель - принять и оплатить ее. В договоре указываются наименование, количество, ассортимент, качество, комплектность поставляемой продукции, цена, порядок расчетов, почтовые и платежные реквизиты поставщика и покупателя, отгрузочные документы, последствия нарушения условий договора, а также за счет какой из сторон сделки будет произведена оплата расходов по доставке продукции в адрес покупателя и т.д. Согласно условиям договора оплата продукции может производиться предварительно в виде аванса до отгрузки или после ее передачи покупателю. При предварительной оплате в договоре указывается размер предварительной оплаты (её размер составляет всю стоимость продукции (работ, услуг) и перечисляется накануне отгрузки продукции, выполнения работ, предоставления услуг), перечисляемого аванса (может перечисляться в любой сумме, в том числе в размере стопроцентной оплаты, и в любые установленные договором сроки) [21, с. 454].

Отпуск сырой продукции и ее отгрузка оформляется накладной на отпуск материалов на сторону - форма № М-15.

В Комбинат, в соответствии с Методическими рекомендациями по учету МПЗ, установлен следующий порядок учета отпуска сырой продукции.

Накладные формы М-15 выписываются в отделе сбыта предприятия в четырех экземплярах, и все они передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск сырой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.

Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта. Один экземпляр передается кладовщику, второй служит основанием для выписки счет-фактуры, третий и четвертый – передаются получателю сырой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.

Поскольку вывоз продукции осуществляется через пропускной пункт, один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает накладные по описи в бухгалтерию, где на их основе делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) сырой продукции.

На продукцию, отправляемую специализированными транспортными организациями, выписывается товарно-транспортная накладная. У поставщика она заменяет приказ - накладную, а у покупателя - приходный ордер.

Все первичные документы на отгруженную продукцию передаются в бухгалтерию для выписки расчетных документов (платежных требований, счетов).

На основании накладных на отпуск сырой продукции организация выписывает счета-фактуры в двух экземплярах (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), первый из которых не позднее пяти дней со дня отгрузки продукции передается покупателю, а второй остается в организации.

Счет-фактура регистрируется в книге продаж. После чего счет-фактура подшивается в журнал учета выданных счетов-фактур и хранится в течение полных пяти лет с даты его выдачи.

В зависимости от условий договора с покупателями могут производиться как безналичные расчеты через обслуживающие банки, так и наличные, когда деньги вносятся в кассу организации.

При наличных расчетах, когда деньги вносятся в кассу, выписывается приходный кассовый ордер и квитанция к нему. В кассовом ордере и квитанции указываются наименование получателя и плательщика, основание, по которому получены средства, и сумма.

При безналичных расчетах между предприятиями используются следующие документы: платежные требования, платежные поручения.

В связи производством и продажей продукции с малым сроком реализации Комбинат в договорах поставки такой продукции предусматривает возможность покупателя вернуть нереализованный товар с истекающим сроком годности.

Возврат продукции может осуществляться в виде:

1) обратной покупки по закупочной стоимости товара с истекающим сроком годности;

2) предоставления компенсационной скидки, соответствующей закупочной стоимости товара, поставленного по договору поставки, который не был реализован покупателем по причине истечения срока годности [5, с. 24].

В случае обратной покупки организация по договоренности с покупателем принимает товар с истекшим сроком годности обратно, такая операция классифицируется как реализация товара. То есть организация (первоначальный продавец) становится покупателем, а первоначальный покупатель – продавцом.

Возвращенная продукция принимается бывшим поставщиком к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение. Сумма НДС, предъявленного бывшим покупателем, может быть принята к вычету.

При списании поставщиком возвращенной ему продукции с истекшим сроком годности ее стоимость подлежит списанию в прочие расходы в соответствии с принятым способом оценки, установленным п. 16 ПБУ 5/01.

Однако право на принятие поставщиком предъявленной бывшим покупателем суммы НДС к вычету, а также уменьшение им налоговой базы по налогу на прибыль на затраты по выкупу продукции сохраняются при документальном подтверждении того, что:

· поставщик вправе в соответствии с подп. 49 п.1 ст. 264 НК РФ учесть в расходах, связанных с производством и реализацией, стоимость товаров с истекшим сроком годности;

· условие об обязанности поставщика выкупить у покупателя продукцию с истекшим или истекающим сроком годности предусмотрено договором (дополнительным соглашением) и является обязательным для поставщика;

· обязанность выкупа продукции с истекшим или истекающим сроком годности направлена на сохранение дальнейших партнерских отношений с покупателями, с сохранением и расширением рынка сбыта продукции, а, а следовательно, расходы, связанные с реализацией данной обязанности, непосредственно связаны с деятельностью, приносящей доход (реализация продукции);

· поставщик получает экономический эффект от выкупа продукции. Он связан с охранением количества покупателей (рынка сбыта). Данный эффект может быть просчитан поставщиком (в объемах закупки) в абсолютных величинах (в рублях);

· процент расходов на выкуп продукции с истекшим сроком годности от общей выручки реализации продукции с маленьким сроком хранения незначителен (не более 1%);

· право на учет в расходах, связанных с производством и реализацией, стоимости товаров с истекшим сроком годности возникает у налогоплательщика, у которого такой товар имеется в наличии: у поставщика (в случае выкупа продукции, расторжения договора или при продаже через посредника) или у покупателя (в случае, если выкуп не производится). Цель использования рассматриваемого варианта помимо сохранения и расширения рынка сбыта – простота в оформлении первичной документации.

Для обобщения информации о наличии и движении сырой продукции, расходах, связанных с продажей продукции, о расчетах с покупателями и заказчиками, информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения конечного финансового результата по ним Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие счета:

43 «Сырая продукция» - счет активный, по дебету которого отражается поступление сырой продукции из производства по данным ведомости выпуска сырой продукции, составленной на основе первичных документов по учетной стоимости. По кредиту счета 43 отражается фактическая себестоимость сырой продукции, а также отклонение фактической себестоимости сырой продукции от ее учетной стоимости.

45 «Товары отгруженный» - счет активный – используется в случае, если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. При этом такая продукция отражается в бухгалтерском учете у покупателя на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», а у поставщика - на балансовом счете как товары отгруженные счет 45 «Товары отгруженные. На нем отражаются готовые изделия, переданные транспортным, почтовым организациям или отправленные собственным транспортом в адрес покупателя. По дебету счета отражается стоимость отправленной покупателям продукции, а по кредиту происходит ее списание после получения средств.

44 «Расходы на продажу» - счет активный – используется для учета расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

По дебету счета 44 отражаются фактические расходы на продажу организации за отчетный период.

По кредиту - списание фактических расходов на продажу за отчетный период.

Начальное (конечное) сальдо отражает сумму расходов на продажу, относящуюся к остатку продукции на начало (конец) периода.

Коммерческие расходы Комбинат включают:

· затраты, связанные со сбытом продукции;

· затаривание и упаковка хлебобулочных, кондитерских изделий (полиэтиленовые обертки, пакеты, картонные упаковки для тортов);

· погрузкой хлеба и хлебобулочных, а также кондитерских изделий в автомобильный транспорт (в том числе заработная плата грузчиков сырой продукции с начислениями единого социального налога);

· выгрузка возвратной тары (лотков и контейнеров) в экспедиции хлебокомбината;

· затраты на приобретение и ремонт тары;

· стоимость износа тары (лотков и контейнеров);

· оплата услуг транспортных и посреднических организаций по доставке сырой продукции в торговые сети, а также покупателям;

· расходы по доставке продукции собственным транспортом;

· расходы на рекламу, включая расходы на участие в выставках, ярмарках и др.

А также расходы, связанные с функционированием торговых подразделений Комбинат - издержки обращения:

· содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

· содержание инвентаря, хозяйственные и канцелярские расходы;

· заработная плата продавцов в торговых подразделениях Комбинат; оплата единого социального налога.

Регистр синтетического учета – журнал-ордер №11.

Регистр аналитического учета – ведомость № 15, в которой аналитические счета открываются по видам и статьям расходов.

Порядок списания расходов зависит от принятого в учетной политике организации варианта: полностью или частично.

Если организация определяет расходы на продажу постоянными и в бухгалтерском учете признает выручку от продажи продукции, то расходы на продажу полностью списываются со счета 44 на счет 90. Если организация производит частичное списание расходов на продажу, то распределению подлежат расходы на упаковку и транспортировку сырой продукции. Эти расходы прямо включаются в себестоимость соответствующих видов продукции. При невозможности такого отнесения они могут распределяться между отдельными видами проданной продукции пропорционально весу, объему, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям. Все остальные коммерческие расходы (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции.

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», по дебету которого отражается дебиторская задолженность покупателей (заказчиков) по цене продажи продукции. По кредиту – сумма погашенной дебиторской задолженности, а также суммы полученных авансов и предварительной оплаты.

90 «Продажи» - операционный активно – пассивный оценочно - результатный счет. По дебету указанного счета показывается фактическая себестоимость проданной продукции (включает в себя производственную себестоимость и расходы по продаже), а по кредиту - выручка от продажи или поступивший от покупателей платеж. При этом если текущий учет движения продукции, работ, услуг ведется по учетным ценам (плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена), то по дебету счета 90 "Продажи" отражается их стоимость по учетным ценам и разница между фактической себестоимостью и учетной стоимостью.

На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

· сырой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

· работам и услугам промышленного характера;

· работам и услугам непромышленного характера;

· покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

· строительным, монтажным, проектно-исследовательским и тому подобным работам;

· товарам;

· услугам по перевозке грузов и пассажиров;

· транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

· услугам связи;

· предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

· предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

· участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п. [12, с. 314]

Таким образом, на организацию бухгалтерского учета процесса продаж влияет следующее:

· момент реализации для целей налогообложения;

· схема расчетов за продукцию, работы, услуги;

· момент перехода права собственности в договоре.

Их сочетание определяет порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета процесса продаж.


2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СБАГРИВАНИЯ ПРОДУКЦИИ В КОМБИНАТ

2.1 Экономическая характеристика условий и результатов производственной деятельности Комбинат

Комбинат является средним по размеру промышленным предприятием и одним из ведущих производителей хлебобулочной продукции в г.Ульяновске.

Дата основания комбината – 1970 год. Предприятие является Комбинат.

Основными видами деятельности являются:

· Производство и реализация хлеба и хлебобулочных изделий (82%);

· Производство и реализация кондитерских (17%);

· Прочее (1%).

Основную выручку и прибыль предприятие получает от реализации продукции хлебопекарного производства.

· Цели в области продаж:

· доведение доли общего рынка продаж хлебопекарной продукции в городе Ульяновске до 25%.

· обновлять ассортимент хлебопекарного производства не менее чем 5% за год.

· обеспечить представленность продукции во всех сетях и крупных магазинах.

Продукция хлебокомбината выпускается из двух основных цехов. Это цех производства хлеба и хлебобулочной изделий, цех производства кондитерских изделий.

Продукция Комбинат распространяется через магазины фирменной торговли (сеть магазинов «Хлебушко»), площади торговых залов которых составляют от 150 кв.м до 160 кв.м; посредством участия и выигрыша на конкурсных торгах по линии государственного заказа муниципальным учреждениям (детские дошкольные (20 учреждений) и образовательные учреждения (18 средних школ), ЦГКБ и другие учреждения здравоохранения Заволжского района(5 больниц)), а также предприятиями торговли разной формы собственности («Пятерочка», «Гулливер», «Магнит», ЧП Давыдов и другие).

В 2008 году Комбинат были получены следующие результаты (табл. 1, 2):

Таблица 1

Результаты деятельности Комбинат за период 2006-2008 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменение относительно прошлого года, %

1.Объем произведенной продукции, тыс. руб.

в действующих ценах

196005

255560

321282

125,72

в сопоставимых ценах

239126

286227

321282

112,25

2. Номенклатура, тонны

Хлеб и хлебобулочные изделия

15322,69

15192,33

15616,41

102,79

Сухари, прочая продукция

83,70

83,76

66,56

79,46

Мучные кондитерские изделия

788,72

803,74

705,77

87,81

3. Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.

279907

361581

459695

127,13

в том числе:

Хлебобулочные изделия

220007

289265

376950

130,31

Мучные кондитерские изделия

57661

68700

78148

113,75

Прочая продукция

2239

3616

4597

127,13

4. Дебиторская задолженность – всего, тыс. руб.

14197

35640

40530

113,72

в том числе покупатели и заказчики

9551

12688

20158

158,87

5. Кредиторская задолженность – всего, тыс. руб.

20272

23478

73065

311,21

в том числе поставщики и подрядчики

7567

9918

19102

192,60

5. Задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, тыс. руб.

5962

4667

4072

87,25

6. Займы и кредиты, тыс. руб.

28003

42000

31154

74,18

7. Среднесписочная численность, чел.

670

670

650

97,01

8. Среднесписочная численность ППП, чел.

650

650

630

96,92

9. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

63998

69192

82235

118,85

10. Среднемесячная зарплата, руб.

7960

8606

10543

122,51

11. Выработка на 1 работающего, тыс. руб.

367,89

440,35

509,97

115,81

Таблица 2

Ликвидность предприятия, достаточность капитала и оборотных средств

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменение относительно прошлого года

(+, -)

%

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

-15524

-5255

-27862

- 22607

530,20

Индекс постоянного актива

2,98

1,11

1,39

+ 0,28

125,22

Коэффициент текущей ликвидности

1,62

2,59

1,01

-1,58

39,00

Коэффициент быстрой ликвидности

0,72

1,65

0,60

-1,05

36,36

Коэффициент автономии собственных средств

0,82

0,42

0,40

-0,02

95,70

Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность хлебокомбината за отчетный 2008 год приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты финансово – хозяйственной деятельности Комбинат

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменение относительно 2007 г., %

Валовая прибыль, тыс. руб.

72928

83481

111158

133,15

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток), тыс. руб.

20900

21918

21831

99,60

Рентабельность собственного капитала, %

83,72

44,58

30,75

Х

Рентабельность активов, %

30,00

18,99

12,36

Х

Коэффициент чистой прибыльности, %

8,08

6,06

4,75

Х

Рентабельность продукции (продаж), %

13,37

12,38

13,43

Х

Оборачиваемость капитала

5

4

5

125


2.2 Анализ показателей сбагривания продукции в Комбинат

Анализ процесса сбагривания проводится в следующей последовательности:

1) анализ продажи продукции;

2) анализ финансовых результатов [14, с. 404].

Анализ продажи продукции позволяет более глубоко понять наметившиеся тенденции спада или роста продаж. Кроме продаж позволяет выявить перспективные и бесперспективные виды продукции (товаров), а также выявить такие товары, для продвижения на рынок которых следует приложить определенные усилия. Проведение такого анализа позволяет формировать более конкретные и целенаправленные управленческие решения в части продажи продукции.

· Информационной базой для анализа объемов реализации продукции могут служить:

· плановые и оперативные графики;

· данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции);

· форма № 1 «Баланс предприятия» (ПРИЛОЖЕНИЕ 8);

· форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9);

· данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», карточки складского учета сырой продукции и другие) (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).

Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС [10,с.69].

При анализе объема сбагривания продукции используются следующие показатели:

Абсолютные: натуральные; стоимостные.

Относительные: проценты; коэффициенты; сотые доли и другие.

Для получения достоверных данных показатели объёма продаж должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или стоимостного фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. За основу сопоставимых цен принимаются цены базисного периода [2, с.8]. Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему.

Анализ сбагривания продукции осуществляется в несколько этапов:

Первое, с чего начинают анализ объемов сбагривания продукции, это изучение динамики её реализации, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста. В ходе этого этапа анализа проводится оценка динамики сбагривания продукции в целом по предприятию, а также оценка структуры продаж и структурной динамики.

Задачами, которые должен решить на данном этапе анализа бухгалтер – аналитик, являются:

· отслеживание тенденции, складывающиеся в отношении сбагривания продукции (рост, стабильность, спад);

· определение темпов выручки от продаж; оценивается уровень изменения оборота в среднем за анализируемый период;

· анализируется удельный вес продукции, реализованной на условиях последующей оплаты, в общей выручке от продаж.

При отрицательной динамике выручки действия руководства должны быть направлены на изучение причин, вызвавших спад объемов производства. Среди основных причин выделяют следующие:

· жизненный цикл товара приближается к спаду. Отделу маркетинга совместно с производственными отделами нужно разработать новый вид продукции;

· усиливается конкуренция. Необходимо оценить конкурентоспособность предлагаемой продукции, а также конкурентоспособность предприятия в целом; определить сильные и слабые направления деятельности, последние – сократить, а сильные – развивать;

· рынок перенасыщен. Отдел маркетинга должен рассмотреть возможности выхода на новые рынки сбыта.

Данное исследование следует проводить в целом по предприятию, а также по отдельным группам товаров.

На основании данных табл. 4 определим, сколько процентов составляет оборот (выручка от продаж) отчетного периода в отношении к предшествующему периоду.

Таблица 4.

Динамика реализации продукции Комбинат в сопоставимых ценах

Год

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

2006

341 486

100,0

100,0

2007

404 970

118,6

118,6

2008

459 695

134,6

113,5

Из таблицы видно, что за последние 3 года объем реализации продукции вырос на 34,6% (134,6% - 100%).

Представим данную таблицу графически (рис. 1).

Рис. 1. Динамика реализации продукции за период 2006-2008 гг.

Рассчитаем среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции методом среднегеометрической взвешенной [32, с. 243]:

(1)

(2)

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

;

Также стоит рассмотреть объемы продаж по отдельным видам продукции (табл. 5). Это позволяет проследить изменение динамики реализации каждого конкретного вида произведенного изделия, и выявить, как изменение объемов продаж каждого из них влияет на общий показатель реализации продукции.

Таблица 5.

Объем продаж по видам продукции за период 2006-2008 гг.

Группа изделий

Реализация продукции

2006 г.

2007 г.

2008 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Хлебобулочные изделия

268 606

78,6

323 687

79,9

376 950

82,0

Кондитерские изделия

3 687

1,1

4 050

1,0

4 597

1,0

Прочая продукция

69 193

20,3

76 655

19,1

78 148

17,0

Итого:

341 486

100,0

404 970

100,0

459 695

100,0

Для наглядности представим процентное соотношение объемов продаж Комбинат по отдельным группам продукции на графике (рис. 2).


Рис. 2. Процентное соотношение продаж отдельных групп продукции к общему объему за период 2006-2008 гг.

Очевидно, что объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении за 3 последних года увеличился с 341 486 тыс. руб. до 459 695 тыс. руб., соответственно увеличился и объем производства продукции. Причем наблюдается тенденция увеличения объемов продаж хлебобулочных изделий, одновременно доля кондитерских изделий сократилась на 2,1 % в результате снижения спроса.

В процессе анализа необходимо сравнить плановый и фактический объёмы продажи продукции по наименованиям, выявить отклонения фактического показателя от ранее запланированного. Тем самым оценить уровень выполнения плана по реализации продукции за отчетный период (табл.6).

Таблица 6.

Анализ выполнения плана по реализации продукции за 2008 год

Группа изделий

Реализация продукции, тыс. руб.

План

Факт

+, -

% к плану

Хлебобулочные изделия

375 000

376 950

+ 1 950

100,5

Кондитерские изделия

79 500

78 148

- 1 352

98,2

Прочая продукция

4 300

4 597

+297

106,9

Итого:

461 800

459 695

-2 105

99,5


Из таблицы видно, что фактический объем сбагривания продукции в 2008году меньше планового на 0,5 %. Не выполнен план реализации кондитерских изделий (на 1,8%), а объем продаж хлебных изделий и прочей продукции наоборот – превышает плановые показатели. Это связано с тем, что спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения (а именно это и наблюдалось в период сентябрь – декабрь 2008 года) потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается.

Анализ реализации продукции необходимо проводить во взаимосвязи с анализом выполнения договорных обязательств в разрезе покупателей и заказчиков, а также заключенных договоров (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2). Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции [32, с. 246]. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:

(3)

где - искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;

- плановый объем продукции по заключенным договорам;

- недопоставка продукции по договорам.

Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства


Таблица 7

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции в 2008 году, тыс. руб.

Вид изделия

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Хлебобулочные изделия

Образовательные учреждения

18 990

19 300

18 990

Учреждения здравоохранения

7 130

7 237

7 130

ООО «Гулливер»

30 950

31 362

30 950

ЗАО «Пятерочка»

20 803

21 712

20 803

ООО «Магнит»

27 239

26 537

-702

26 537

ИП Макарова

14 480

14 475

-5

14 475

ИП Давыдов

19 300

19 299

19 299

Прочие

12 000

12 062

-62

12 000

Кондитерские изделия

Образовательные учреждения

2 650

2 344

-306

2 344

ООО «Гулливер»

14 100

14 067

-33

14 067

ЗАО «Пятерочка»

9 350

9 378

9 350

ООО «Магнит»

16 400

16 411

16 400

ИП Макарова

7 100

7 033

-67

7 033

ИП Давыдов

8 600

8 596

-4

8 596

Прочие

4 600

4 689

4 600

Прочая продукция

ООО «Гулливер»

55 100

55 164

55 100

ЗАО «Пятерочка»

82 700

82 746

82 700

ООО «Магнит»

64 500

64 358

-142

64 358

ИП Макарова

18 000

18 388

18 000

ИП Давыдов

26 998

27 582

26 998

Прочие

59 462

59 761

59 462

Итого:

520 452

522 501

-1897

519 992

В данную таблицу не включена сумма реализации продукции через магазины «Хлебушко».

Процент выполнения договорных обязательств равен 99,6 %.

, или 99,6 %

Из таблицы видно, что за отчетный год по договорам недопоставлено продукции на сумму 1 897 тыс. рублей, или на 0,4 %. Если проводить анализ по видам продукции, то можно увидеть, что по кондитерским изделиям недопоставка составляет 409 тыс. рублей, по прочей продукции – 142 тыс. рублей.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную её оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

На основе данных, полученных при анализе обеспеченности продукции контрактами, оценивается риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку [32, с. 253].

Одним из важнейших условий повышения эффективности хозяйственной деятельности относится экономически рациональная структура ассортимента выпускаемой продукции, поскольку для обеспечения более полного удовлетворения потребностей необходимо выполнение плана не только по общему объему, но и по номенклатуре и в ассортименте.

Широкий ассортимент позволяет организации удовлетворить различные требования покупателей и, соответственно, увеличивать объем производства и продаж.

К примеру, в последнее время спрос на традиционные ржаные и ржано-пшеничные сорта хлеба падает, потребители все больше внимания уделяют здоровому питанию и делают выбор в пользу хлебобулочных изделий премиум – класса с добавками злаков, морской капусты, специй и т.д. В связи с этим, Комбинат в 2008 году приступил к освоению производства хлебобулочной продукции с витаминными добавками.

Обоснованность продуктовой программы с точки зрения экономической эффективности планируемых продаж должна быть оценена еще на стадии её формирования.[11, с.39]

Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается.

Таким образом, в процессе проведения первого этапа анализа продаж получены следующие результаты:

· выявлены тенденции, складывающиеся в отношении сбагривания продукции – за три последних года наблюдается увеличение темпов роста выручки на 34,6 %;

· по прежнему лидирующие позиции в выручке от реализации сырой продукции занимают хлебобулочные (82 %) и кондитерские изделия (17 %).

В рамках второго этапа анализа сбагривания продукции осуществляется оценка равномерности продаж. Определяется коэффициент вариации, ритмичности, и делаются выводы относительно причин, вызывающих неравномерность продаж, а также разрабатываются мероприятия по их устранению и повышению ритмичности.

Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. [7, 124] Анализ ритмичности производства и реализации продукции очень важен, поскольку ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Важной составляющей анализа является оценка равномерности продаж. В случае снижения ритмичности продаж, а также если ритмичность продаж остается на низком уровне, необходимо оценить причины, вызывающие снижение ритмичности. Для нейтрализации подобных причин рекомендуется:

оценить качество работы отдела маркетинга;

если снижение ритмичности обусловлено невыполнением производственной программы, то необходимо выяснить конкретные причины, вызвавшие данное снижение (ремонт оборудования, прогулы работников, недопоставки материальных ресурсов и т.д.), и устранить их;

если снижение ритмичности продаж вызвано увеличением удельного веса продукции, имеющей сезонный характер продаж, то при расчете показателей ритмичности руководителю следует сделать корректировку: расчет проводить не по средним, а по плановым значениям продаж и оценить соответствие фактических значений продаж плановым;

снижение ритмичности может явиться следствием сокращения объема продаж в целом [7, с. 125].

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Рассчитаем прямые показатели, характеризующие ритмичность работы Комбинат.

Таблица 8

Ритмичность реализации продукции в 2008 г.

Месяцы

Реализация продукции, тыс. рублей

Удельный вес, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

Январь

39 030

38 907

8,45

8,46

0,996849

8,45

Февраль

38 300

39 695

8,29

8,64

1,036423

8,29

Март

39 883

38 003

8,64

8,27

0,952862

8,27

Апрель

38 483

38 000

8,33

8,27

0,987449

8,27

Май

46 104

38 100

9,98

8,29

0,826393

8,29

Июнь

39 000

37 805

8,45

8,22

0,969359

8,22

Июль

38 907

37 800

8,43

8,22

0,971548

8,22

Август

38 400

38 060

8,32

8,28

0,991146

8,28

Сентябрь

39 070

38 040

8,46

8,28

0,973637

8,28

Октябрь

38 000

37 600

8,23

8,18

0,989474

8,18

Ноябрь

32 603

37 085

7,06

8,07

1,137472

8,07

Декабрь

34 020

40 600

7,37

8,83

1,193416

7,37

Итого

461 800

459 695

100,00

100,00

12,02603

98,19

Из таблицы видно, что в течение года удельный вес фактически реализованной продукции незначительно расходится с плановым показателем. Наибольшее отклонение фактического удельного веса от ранее запланированного наблюдается в мае (на 1,69%), что является допустимым. В остальном же отклонения настолько незначительны, что при оценке равномерности продаж ими можно пренебречь.

Определим коэффициент ритмичности путем суммирования доли продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности: Критм = 98,19 %.

Ритмичность работы предприятия составляет 98,19 %. Это связано с недовыполнением договорных обязательств на 0,4 %, а это в свою очередь связано с возникновением в отчетном году дефицита одного из сырьевых ресурсов – муки пшеничной. Коэффициент вариации (Квар ) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за отчетный период к среднему плановому объему сбагривания продукции:

, (4)

где n – число суммируемых отклонений от планового задания;

- средний объем продаж за период;

- фактический объем продаж в отчетном периоде;

- плановый объем продаж в отчетном периоде.

Итак, коэффициент вариации продаж будет равен:

По завершению второго этапа получены результаты:

Продажа продукции по месяцам в среднем отклоняется от плана –графика на 1,57%, что является допустимым.

недовыполнение договорных обязательств на 0,4 % оказало влияние на ритмичность продаж, которая составила 98,19%.

Третьим этапом анализа сбагривания продукции является определение критического объема продаж (РПБ ) и оценка запаса прочности (ЗП)

(5)

где Зпост – постоянные затраты на производство и сбыт продукции;

Умд – уровень маржинального дохода.

Уровень маржинального дохода определяется отношением маржинального дохода к общему объему выручки. Маржинальный доход представляет собой прибыль за минусом переменных издержек за отчетный период [6, с. 260]. Определим, при каком объеме сбагривания продукции, Комбинат не понесет убытков, но и не получит прибыли (табл. 9).

Таблица 9.

Расчет критического объема продаж

Год

Затраты, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб.

Маржинальный доход

Уровень маржинального дохода в сумме выручки

Уровень безубыточности

Постоянные

Переменные

2006

70 322

172 170

341 486

169 316

0,49

141 830

2007

95 045

221 772

404 970

183 198

0,45

210 104

2008

117 165

316 778

459 695

142 917

0,31

376 870

Маржинальный доход (2006) = 341 486 – 172 170 = 169 316;

Маржинальный доход (2007) = 404 970 – 221 772 = 183 198;

Маржинальный доход (2008) = 459 695 – 316 778 = 142 917.

Умд (2006) = ;

Умд (2007) = ;

Умд (2008) = .

За 3 последних года уровень объема продаж, при котором предприятие не будет иметь убытков, значительно вырос, что связано с тем, что темп роста постоянных расходов выше темпов роста объемов производства продукции. Руководству необходимо обратить внимание на данный факт – выявить структуру постоянных расходов, выяснить, насколько они оправданы и целесообразны, и разработать мероприятия, позволяющие сократить постоянные расходы.

Рост постоянных расходов негативно влияет также на показатель доходности продаж. Соответственно увеличение уровня безубыточности влечет за собой сокращение запаса прочности (ЗП), который представляет собой разницу между фактическим объемом реализации и критическим объемом продаж.

ЗП(2006) = 341 486 – 141 830 = 199 656;

ЗП(2007) = 404 970 – 210 104 = 194 866;

ЗП(2008) = 459 695 - 376 870 = 82 825.

На четвертом этапе анализа в целях оценки эффективности функционирования предприятия определим доходность продаж (ДП) по формуле 6, т.е. выясним, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от продаж.

ДП = , (6)

где Ппр – прибыль от продаж.

Снижение доходности (рентабельности) продаж может быть обусловлено двумя основными причинами:

· неправильной ценовой политикой;

· значительным увеличением (перерасходом) затрат.

Неправильно выбранная ценовая политика (занижение цен) ведет к непропорциональному увеличению себестоимости по отношению к продажным ценам.

Ппр(2006) = = 0,1315;

Ппр(2007) = = 0,1238

Ппр(2008) = = 0,1343

Рассчитав показатель доходности продаж, мы видим, что наименьший уровень доходности наблюдается в 2007 году. Это связано с тем, что в начале этого года между Правительством области и Комбинат было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве в сфере регулирования цен на хлебобулочную продукцию, согласно которому предприятие обязалось до конца 2007 года не повышать отпускные цены на хлеб. Безусловно, данное решение оказало влияние на доходность продаж в 2007 году.

В заключение подведем итоги. Анализ объемов продаж начинается с оценки выполнения плана по реализации продукции за отчетный период путем сравнения плановых и фактических объемов выпуска и реализации по наименованиям продукции. План по реализации продукции в 2008 году выполнен на 99,5 %. Анализ реализации необходимо производить во взаимосвязи с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Эффективность деятельности предприятия зависит от обоснованности продуктовой программы. Предприятие должно стремиться выполнить план не только по общему объему производства и продаж, но и по номенклатуре и в ассортименте. Одним из важнейших показателей конкурентоспособности продукции является качество продукции. При анализе качества дают оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции. Основным условием своевременного выпуска и реализации является ритмичная работа предприятия. По результатам проведенных расчетов работу Комбинат в целом можно признать ритмичной. Чем более ритмично оно работает, тем ниже сумма чисел аритмичности.

2.3 Анализ финансовых результатов от реализации сырой продукции

Анализ финансовых результатов от реализации продукции проводится в следующей последовательности:

На первом этапе анализируется уровень прибыли и ее динамика. Проведем анализ в разрезе различных прибылей. В данном случае это прибыль от продаж и валовая прибыль.

Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи сырой продукции и себестоимостью проданной продукции.

При определении прибыли от продаж помимо себестоимости проданной продукции, учитываются коммерческие и общехозяйственные расходы.

Валовая прибыль по итогам деятельности в 2008 году составила 111 158 тыс. рублей. Прибыль от продаж в 2008 году составила 61 752 тыс. руб., что меньше планового показателя на 3048 тыс. руб.

Рассчитаем влияние факторов на прибыль от продаж в 2008 году.

Прибыль от сбагривания продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (РПобщ ); ее структуры (Удi ); себестоимости (Сi ) и уровня среднереализационных цен (Цi ).

П = (7)

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости; при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот [6, с. 274].

Выясним, как вышеперечисленные факторы влияют на сумму прибыли, используя данные табл. 10.


Таблица 10

Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2008 году, тыс. руб.

Показатели

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

Выручка от реализации (В)

461800

468 345

459695

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

397000

401 988

397943

Прибыль от реализации продукции (П)

64 800

66 357

61 752

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году недовыполнен на 3048 тыс. руб. (61 752 – 64 800), или на 4,7 %.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, то при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

П(РП,Уд) = 66 357 – 64 800 = +1557 тыс. руб.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально – условном исчислении.

ПРП = 64 800 ( - 100) = - 32 390 тыс. руб.

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата вычесть второй):

ПУд = 1557 – (-32 390) = + 33 947 тыс. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

ПС = 401 988 – 397 943 = + 4 045 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации при плановых ценах:

ПЦ = 459 695 – 468 345 = - 8 650 тыс. руб.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину факторного показателя фактической (табл. 11).

Таблица 11

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.

Объем реализации

Структура товарной продукции

Цена

Себестоимость

План

План

План

План

План

Впл - Зпл

64 800

Усл. 1

Факт

План

План

План

Ппл - КРП

64 476

Усл. 2

Факт

Факт

План

План

Вусл – Зусл

66 357

Усл. 3

Факт

Факт

Факт

План

Вф – Зусл

57 707

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Вф - Зф

61 752

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (КРП), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.

Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым стоимостном выражении, для чего используется базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.

Итак, выполнение плана по реализации на Комбинат составляет:

КРП = = = 0,9950

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшится на 0,5 % и составить 64 476 тыс. руб. (64 800 х 0,9950). Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого вычтем от условной выручки условную сумму затрат:

468 345 – 401 988 = 66 357 тыс. руб.

Нужно также подсчитать, сколько прибыли хлебокомбинат мог бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого вычтем из фактической сумы выручки условную сумму затрат:

459 695 – 401 988 = 57 707 тыс. руб.

По данным табл. 11 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции:

ПРП = Пусл1 – Ппл = 64 476 – 64 800 = - 324 тыс. руб.;

структуры товарной продукции:

ПУд = Пусл2 – Пусл1 = 66 357 - 64 476 = + 1 881 тыс. руб.;

средних цен реализации:

ПЦ = Пусл3 – Пусл2 = 57 707 – 66 357 = - 8 650 тыс. руб.;

себестоимости реализованной продукции:

ПС = Пф – Пусл3 = 61 752 – 57 707 = + 4 045 тыс. руб.

В итоге суммарное изменение суммы прибыли составило - 3048 тыс. руб. (- 324+1 881 – 8650 + 4045).

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

На хлебокомбинате сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения объемов реализации.

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию Комбинат ниже темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции. Индекс цен на продукцию составляет 0,9815 (459 695/468 345), а на ресурсы – 0,9899 (397 943/401 988). Это способствовало уменьшению прибыли на 4 605 тыс. руб. (-8650+4045). Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (РПi ), себестоимости (Сi ) и среднереализационных цен (Цi ). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Пi = РПi х (Цi – Сi ) (8)

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем способом цепной подстановки.

Хлебобулочные изделия (в табл. 13 обозначим «А»)

Ппл = РПпл х (Цпл – Спл ) = 18125 х (20,69-17,79) = 52 562 тыс. руб.

Пусл1 = РПф х (Цпл – Спл ) = 17697 х (20,69-17,49) = 56 630 тыс. руб.

Пусл2 = РПф х (Цф – Спл ) = 17697 х (21,30 – 17,49) = 67 426 тыс. руб.

Пф = РПф х (Цф – Сф ) = 17697 х (21,30 – 18,63) = 47 251 тыс. руб.

Побщ = Пф – Ппл = 47 251 – 52 562 = - 5 311 тыс. руб.

ПРП = Пусл1 – Ппл = 56 630 – 52 562 = + 4 068 тыс. руб.

ПЦ = Пусл2 – Пусл1 = 67 426 – 56 630 = + 10 796 тыс. руб.

ПС = Пф – Пусл2 = 47 251 – 67 426 = - 20 175тыс. руб.

Кондитерские изделия (в табл. 13 обозначим «Б»):

Ппл = РПпл х (Цпл – Спл ) = 1458 х (54,50 - 47,56) = 10 118 тыс. руб.

Пусл1 = РПф х (Цпл – Спл ) = 1439 х (54,50-47,56) = 9 987 тыс. руб.

Пусл2 = РПф х (Цф – Спл ) = 1439 х (54,30 –47,56) = 9 699 тыс. руб.

Пф = РПф х (Цф – Сф ) = 1439 х (54,30 – 48,18) = 8 807 тыс. руб.

Побщ = Пф – Ппл = 8 807 – 10 118 = - 1311 тыс. руб.

ПРП = Пусл1 – Ппл = 9987 – 10118 = - 131 тыс. руб.

ПЦ = Пусл2 – Пусл1 = 9699 – 9987 = -300 тыс. руб.

ПС = Пф – Пусл2 = 8807 – 9699 = - 892 тыс. руб.

По прочей продукции (в табл. 13 обозначим «В»):

Ппл = РПпл х (Цпл – Спл ) = 365 х (11,80-9,30) = 912 тыс. руб.

Пусл1 = РПф х (Цпл – Спл ) = 368 х (11,80-9,30) = 920 тыс. руб.

Пусл2 = РПф х (Цф – Спл ) = 368 х (12,50 – 9,30) =1177 тыс. руб.

Пф = РПф х (Цф – Сф ) = 368 х (12,50 – 9,50) = 1104 тыс. руб.

Побщ = Пф – Ппл = 1104 – 912 = +192 тыс. руб.

ПРП = Пусл1 – Ппл = 920 – 912 = + 8 тыс. руб.

ПЦ = Пусл2 – Пусл1 = 1177 – 920 = + 257 тыс. руб.

ПС = Пф – Пусл2 = 1104 – 1177 = - 73 тыс. руб.

Полученные результаты сведем в табл. 13

Таблица 13

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  531  532  533   ..

 

Вид продукции

Количество реализованной продукции, т

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость 1 кг, руб.

Сумма прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Отклонение от плановой прибыли, тыс. руб.

общее