Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  511  512  513   ..

 

 

Учёт реализации продукции (работ, услуг), расчётов с покупателями и заказчиками

Учёт реализации продукции (работ, услуг), расчётов с покупателями и заказчиками

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Реализация выпущенной готовой продукции – конечная цель деятельности организации, заключительный этап кругооборота ее средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства.

Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Она в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри своего предприятия.

№ п/п Наименование вопросов курсовой работы Срок выполнения
1 Направления хозяйственной деятельности, производственная структура и структура управления. 10.09.2005

2

Краткое описание основных технологических процессов и применяемого оборудования.

15.09.2005

3 Основные технико-экономические показатели. 25.09.2005
4 Значение реализованной продукции (работ, услуг) в формировании конечных финансовых результатов и основные методы её оценки, задачи учёта реализованной продукции. 11.10.2005
5 Нормативно-законодательные документы, регулирующие совершение операций по реализации продукции (работ, услуг). 19.10.2005
6 Основные положения учётной политики предприятия. 22.10.2005
7 Учёт реализации продукции (работ, услуг). 28.10.2005
8 Учёт налогов, относимых на реализацию продукции (работ, услуг). 15.11.2005
9 Учёт расчётов с покупателями и заказчиками. 24.11.2005
10 Оценка организации учёта реализованной продукции (работ, услуг), расчётов с покупателями и заказчиками, и предложения по её совершенствованию. 27.11.2005
11 Оформление курсовой работы. 29.11.2005
Содержание операции Дебет Кредит
Оприходована готовая продукция по фактической себестоимости 43, 41 20
Отгружена покупателям продукция (работы, услуги) по договорным ценам 62 90
Списание фактической себестоимости продукции, товаров 90 43, 41
Поступление оплаты за отгруженную продукцию, товары по договорным ценам 50, 51, 52, 55 62
При поступлении на расчётный счёт предоплаты от покупателей (заказчиков) 50, 51, 52 62
Отгрузка продукции в счёт предоплаты (по фактической себестоимости) и одновременно на сумму по договорным ценам

90

43

Списание фактической себестоимости продукции, сданных заказчикам работ, услуг 90 20
Списание расходов на реализацию 90 44
Содержание операции Дебет Кредит
Списание отгруженных товаров, продукции по фактической себестоимости 45 43, 41
Поступление выручки за отгруженную продукцию, товары по договорным ценам 50, 51, 52, 55 90
Списание реализованных товаров и продукции со счёта 45 «Товары отгруженные» по фактической себестоимости 90 45
Списание фактической себестоимости отгруженной продукции, услуг, оказанных на сторону 45 20
Списание полуфабрикатов собственного производства 45 21
Списание услуг вспомогательного производства по фактической себестоимости, оказанных на сторону

45

23

Списание фактической себестоимости услуг обслуживающих производств и хозяйств на сторону (общежитий, парикмахерских и так далее) 45 29
Отнесение транспортных услуг за счёт покупателя продукции, услуг 45 60
Списание командировочных расходов лиц, сопровождавших груз в пути, которые возмещаются покупателями 45 71
Начисление налогов (акцизы, НДС, налог с продаж, налог на услуги) 90 68
Содержание операции Дебет Кредит
На склад оприходована готовая продукция согласно ТН-2 41.0 20
Списание реализованной продукции согласно ТТН-1 с учётом торговой скидки 90.2.1 41.0
Списание суммы торговой скидки за реализованную продукцию 42.2 41.0
Отражение суммы дебиторской задолженности по реализованной продукции согласно ТТН-1 с учётом торговой скидки 62.1 90.1.1
Поступление оплаты от покупателей за реализованную продукцию 51 62.1
Начислены налоги (единый налог, акциз, НДС) 90.3, 90.4, 90.5 68
Содержание операции Дебет Кредит
Начислен акциз по подакцизным товарам 90 68
Перечислен акциз по подакцизным товара 68 51

До наступления срока погашения вексель может быть передан векселедержателям третьему лицу, который может быть любое юридическое или финансовое лицо. Передача может осуществляться в порядке взаиморасчетов за полученную готовую продукцию, в качестве средств расчетов за кредиты и займы, оказания финансовой помощи или продаваться за деньги.

При заключении договора между поставщиком и покупателем делается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик. Отсюда формируются следующие фактурные цены:

· франко-склад поставщика — все расходы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции возмещает покупатель (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе поставщика и на железной дороге, перевозки и железнодорожный тариф), а поставщик включает их в платежное требование-поручение;

· франко-станция отправления — расходы, связанные с погрузкой продукции в вагоны, и железнодорожный тариф производятся за счет покупателя и поставщиком включаются в расчетно-платежные документы;

· франко-вагон станция назначения означает, что все расходы по погрузке товаров в вагон и транспортные расходы до станции назначения несет продавец, а со станции назначения — покупатель;

· франко-склад покупателя — поставщик оплачивает все расходы до склада покупателя, включая и разгрузку на его складе (погрузочно-разгрузочные расходы, транспортные и другие).

В настоящее время в деловом обороте Республики Беларусь преобладают расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручение банку оплатить указанную сумму с расчетного счета плательщика и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа.

Расчёты платёжными поручениями — форма безналичных расчетов, при которой плательщик представляет в обслуживающий его предприятие банк расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя средств.

Платежные поручения по договоренности сторон могут быть срочными, досрочные и отсроченные. Срочные платежи совершаются в следующих вариантах: авансовый платеж, то есть платеж до отгрузки готовой продукции; платеж после отгрузки готовой продукции, то есть путем прямого акцепта готовой продукции; частичные платежи при крупных сделках.

Расчёты платёжными требованиями-поручениями — форма безналичных расчетов, предусматривающая расчетные операции с помощью платежного требования-поручения, оформленного договора между поставщиком и плательщиком.

Учёт расчетов платежными требованиями – поручениями возникли на базе акцептной формы расчетов и сводятся к следующему: поставщик, отгрузив готовую продукцию, заполняет первую часть (требование), выписывая платежное требование (приложение) на покупателя – плательщика, отзывает ему или доставляет нарочным, или передает в свой банк. Получив платежные требования – поручения, плательщик обязан заполнить вторую часть – платежное поручение, поручая банку списать с его расчетного счёта указанную сумму, так как обязательства поставщиком выполнены. Организация – плательщик сдает этот полностью заполненный документ в банк для оплаты. Банк после списание средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления на его расчетный счет.

Согласие на акцепт (оплату) плательщик обязан дать в течении 3 дней с момента получения платежного документа. При этом используется принцип: «молчание – знак согласия». В противном случае он имеет право отказаться от оплаты но в письменной форме. Плательщик имеет право полностью отказаться от оплаты, в случаи, если готовая продукция не заказана; продукция поставлена досрочно без согласия покупателя; документально установлена не доброкачественность или не комплектность продукции; несогласованна цена. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки на ряду с заказанными незаконной продукции или отгрузки в большем количестве, чем указано в счете.

При отказе от оплаты покупатель в том случаи, если право собственности на готовую продукцию к нему не перешло, принимает поступившую продукцию на ответственное хранение и по мере поступления распоряжения поставщика отгружает ее в указанный адрес.

Со счетов плательщика оплачивают без его согласия требования за коммунальные услуги, электроэнергию, абонентскую за телефон, проценты за кредит и другие платежи.

Характерная особенность данной формы в том, что она направлена на защиту интересов покупателя в части проверки объема и качества поступающего груза, его соответствия договорным обязательствам, возможности отказа от оплаты по мотивированным причинам. В бухгалтерском учете следует различать порядок учета операций у поставщика предъявившего требования, и плательщика, получающего материальные ценности, платящего за продукцию.

У поставщика учитывается факт реализации продукции: дебет счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», кредит счёта 46 «Выполненные этапы по незавершённым работам» в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании – поручении. По мере зачисления платежа – согласно выписке банка из расчетного счета: дебет счёта 51 «Расчётный счёт, кредит счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» в сумме договорной стоимости. У покупателя учитывается факт приобретения готовой продукции: дебет счёта 10 «Материалы», кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Расчёты платёжными требованиями (Приложение 7) — форма безналичных расчетов, при которой получатель средств представляет в обслуживающий его банк на инкассо расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате определенной суммы через банк. Применяются преимущественно в иногородних расчетах.


3.5 Оценка организации учёта реализованной продукции (работ, услуг), расчётов с покупателями и заказчиками и предложения по её совершенствованию

В данном вопросе будут отражены изменения, произошедшие в учете и налогообложении готовой продукции, что повлияло на совершенствования бухгалтерского учета в данной сфере.

Теперь для всех предприятий торговли действует общий порядок, согласно которому сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажи готовой продукции, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога полученными от покупателей за реализованную готовую продукцию, и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органом по поступившей готовой продукции, предназначенной для продажи.

Как следствие внесенных изменений в расчет НДС, на предприятиях упростился порядок движение готовой продукции из оптовой торговли в розничную и наоборот. Теперь передача товаров из оптовой торговли в розничную отражается лишь записями в аналитическом учете по счету 41 «Товары».

В результате совершенствования бухгалтерского учета при реализации готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками уточняется порядок ведения книги покупок и книги продаж в розничной торговле.

Розничные предприятия и предприятия общественного питания при реализации готовой продукции физическим лицам за наличный расчет счета-фактуры не выписывают. Для этих предприятий требования считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек, содержащий реквизиты: наименования организации – продавца; номер кассового аппарата; номер и дата выдачи чека; стоимость продаваемой готовой продукции с учетом НДС.

Основанием для записи в книги продаж для таких предприятий является лента контрольно-кассового аппарата.

В плане совершенствования бухгалтерского учета утверждён 30 мая 2003 года Министерством финансов Республики Беларусь Типовой план счетов бухгалтерского учёта, который ввёлся в действие с 01 января 2004 года. В связи с этим не только изменилась нумерация, но и содержания счетов.

При назначении в бухгалтерском учете выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается в дебет счета 90 «Реализация». Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45 «Товара отгруженные».

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогом и сбором, уплачиваемым организацией. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям к взносу в бюджеты. По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются, суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

В соответствии с новым планом счетов появляется счет 90 «Реализация», где отражается выручка и себестоимость по готовой продукции, полуфабрикатам собственного производства.

Счёт 90 «Реализация» корреспондирует:

Содержание операций Дебет Кредит
Отражена сумма НДС по приобретённым от поставщиков материальным ценностям и услугам 18 60
Отражена сумма НДС, начисленная при принятии на учёт в качестве основных средств и нематериальных активов объектов собственного производства, а также объектов завершённого капитального строительства, в том числе при ввозе товаров, работ, услуг на таможенную территорию Республики Беларусь и при оформлении налогового кредита 18 68
Отражена сумма НДС по приобретённым материальным ценностям и услугам сторонних организаций 18 76
Отражена сумма НДС при безвозмездном получении материальных ценностей

18

92

Списана сумма НДС по основным средствам и нематериальным активам, а также по товарам собственного производства, принятым на учёт в качестве основных средств и нематериальных активов и использованным при производстве товаров, работ, услуг, операции по реализации которых освобождены от налогообложения 01, 04 18
Списана сумма НДС, уплаченного при приобретении материальных ресурсов, освобождённых от налогообложения 20, 23, 25, 26, 29, 44 18
Списана сумма НДС по оплаченным материальным ценностям (подлежащая зачёту при расчётах с бюджетом) 68 18
Списана сумма НДС по товарам, работам, услугам, приобретённым (выполненным) за счёт средств целевого финансирования из бюджета Республики Беларусь либо из создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь и используемых по целевому назначению фондов

86

18

Списана сумма НДС по товарам, работам, услугам, переданным (выполненным) в порядке благотворительности, безвозмездной передаче (если указанные обороты не являются объектом обложения НДС) – на дату передачи 92 18
Списана сумма НДС по товарам, работам, услугам, кредиторская задолженность за которые списывается на внереализационные доходы 92 18
Списана сумма НДС в сумме расчётной величины от выручки, полученной от реализации экспортируемых товаров, работ, услуг, облагаемых налогом по нулевой ставке 92 18
Списана сумма НДС по обнаруженным недостачам товаров (если указанные обороты не являются объектом обложения НДС) 94 18
По дебету с кредитом счетов По кредиту с дебетом счетов
02 Амортизация основных средств 46 Выполненные этапы по незавершённым работам
05 Амортизация нематериальных активов 50 Касса
20 Основное производство 51 Расчётный счёт
21 Полуфабрикаты собственного производства 52 Валютные счета
23 Вспомогательные производства 55 Специальные счета в банках
25 Общепроизводственные расходы 57 Переводы в пути
26 Общехозяйственные расходы 60 Расчёты с поставщиками и подрядчиками
29 Обслуживающие производства и хозяйства 62 Расчёты с покупателями и заказчиками
40 Выпуск продукции, работ, услуг 70 Расчёты с персоналом по оплате труда
41 Товары 73 Расчёты с персоналом по прочим операциям
42 Торговая наценка 75 Расчёты с учредителями
43 Готовая продукция 76 Расчёты с разными дебиторами и кредиторами
44 Расходы на реализацию 79 Внутрихозяйственные расчёты
45 Товары отгруженные 98 Доходы будущих периодов
58 Финансовые вложения 99 Прибыли и убытки
68 Расчёты по налогам и сборам
79 Внутрихозяйственные расчёты
99 Прибыли и убытки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой в данной организации, прошедшие проверку на соответствия утвержденным стандартом и оформленные приема – сдаточной документацией.

В процессе работы над курсовой были рассмотрены такие цели, как правильный и своевременный учет за своевременной оплатой реализованной продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.

На всех стадиях производства и реализации готовая продукция оформляется накладными, приемными актами и другими первичными и свободными документами.

Обороты по реализации готовой продукции на территории Республики Беларусь, а так же внутри предприятия, затраты по которым не относятся на издержки обращения, являются объектами налогообложения. Сведения о прибыли, ставках, суммах и налога на прибыль организация отражает в налоговой декларации, которую предоставляет в налоговые органы по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Учетная политика у торгового предприятия принимается на длительный период с учетом условий хозяйствования и информационного содержания заключенных с покупателями договоров. Согласно выбранной учетной политике на предприятии устанавливается метод учета реализации продукции (товаров), то есть момент, когда готовая продукция считается проданной. Моментом реализации товаров может быть признана оплата товаров (поступление денежных средств на счета и в кассу торгового предприятия) или их отгрузка и предъявление покупателю расчетных документов к оплате.

Можно сделать выводы, что существует достаточно много вариантов учёта расчётов с покупателями и заказчиками, каждый из которых имеет свою определённую специфику и методы для реализации в системе бухгалтерского учёта.

Хочется отметить, что в современных условиях, применительно к состоянию экономики Республики Беларусь от бухгалтера требуется знание всех нюансов ведения расчётов с покупателями и заказчиками, умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации и выбирать наиболее верное решение, которое благоприятно повлияет на экономическое положение фирмы.


Список использованных источников информации

1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности»

2. Инструкция о порядке продажи товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

3. Методические рекомендации по разработке учётной политики предприятия торговли и общественного питания

4. Нормативно-технологические документы на продукцию общественного питания: порядок разработки и утверждения (Журнал «Торговля», 2002, №3, с.74)

5. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации»»

6. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению»

7. Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания

8. Корреспонденция счетов бухгалтерского учёта по Типовому плану счетов / Под редакцией В.Е.Ванкевича. – Мн.: Фонд «Редакция журнала «Финансы, учёт, аудита», 2004. – 256 с.

9. Типовой план счетов бухгалтерского учёта. Инструкция по его применению. Типовые бухгалтерские записи по основным операциям хозяйственной деятельности / В.Е.Ванкевич, Е.Н.Шибеко, А.Н.Сушкевич. – Мн.: Фонд «Редакция журнала «Финансы, учёт, аудит», 2003. – 264 с.

10. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учёт: Учебно-методическое пособие, 10-е издание.- Мн.: Книжный дом, 2004.-432с.

11. Филиппенко Л.Н. Бухгалтерский учёт в условиях нового Типового плана счетов в 3-х частях.- Мн.: 2004.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Товарная накладная (форма ТН-2)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Факторы, которые определяют учётную политику предприятия
Факторы, определяющие учётную политику предприятия


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Товарный отчёт по складу готовой продукции предприятия общественного питания «БАССинвест»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Платёжное поручение


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Платёжное требование

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  511  512  513   ..