Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  464  465  466   ..

 

 

Шпаргалка для экзамена по Маркетингу 4

Шпаргалка для экзамена по Маркетингу 4

Билет №1
потребности в самореализации потребности "высшего" уровня
потребность в одобрении
потребность в общении
потребность в принадлежности к группе низшая психологическая потребность
потребность в безопасности
физиологические потребности
Заявитель. Приводит собств.док-ва соотв-я в тех.файле. Принимает декларацию о соотв-ии A
Аккредитованная испыт.лаб-я. проводит испытания типового образца продукции.Заявитель принимает декларацию о соотв-ии. C

Орган по сертиф. Сертифицирует систему кач-ва на стадии пр-ва.

D
Орган по сертиф. Сертифицирует систему кач-ва на этапах контроля и испытаний. Аккр.испыт.лаб-я. проводит испытания типового образца продукции. Заявитель принимает декларацию о соотв-ии. Орган по сертиф. Осущ-ет инспекционный контроль за системой кач-ва. E
Аккр.испыт.лаб-я. Проводит выборочные испытания партии выпускаемой продукции. Заявитель. Принимает декларацию о соотв-ии. F
Аккр.испыт.лаб-я. Проводит испытания каждой единицы продукции. Заявитель. Принимает декларацию о соотв-ии. G
Орган по сертиф. Сертифицирует систему кач-ва на стадиях проектирования и пр-ва. Заявитель. Проводит испытания образца продукции. принимает декларацию о соотв-ии. Орган по сертиф. Осущ-ет инспекционный контроль за системой кач-ва. H
1

Анализ рыночных возможностей

2

Отбор целевых рынков

3

Разработка комплекса маркетинга

4

Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий

рынок существ. новый
товар
существ. 1 2
новый 3 4

Знак соответствия - знак РСТ для обязательной и добровольной сертификации

3. Закон о техническом регулировании

2. Закон убывания производительности фактора производства.

2. Методы ценообразования в маркетинге

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обознач. прежней схемы сертиф.
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. выдает заявителю сертификат соотв-я 1
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. проводит анализ состояния пр-ва. Выдает заявителю сертификат соотв-я
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. выдает заявителю сертификат соотв-я. Осущ-ет инспекционный контроль за сертифиц-ой продукцией (испытания образцов продукции). 2,3,4
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. проводит анализ состояния пр-ва. Выдает заявителю сертификат соотв-я. Осущ-ет инспекционный контроль за сертифиц-ой продукцией (испытания образцов продукции и анализ состояния пр-ва). 2а, 3а, 4а
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. проводит сертификацию системы кач-ва или пр-ва. Выдает заявителю сертификат соотв-я. Осущ-ет инспекц.контроль за сертифицированной продукцией (контроль системы кач-ва (пр-ва), испытания образцов продукции, взятых у изготовителя или продавца). 5
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания партии продукции. Аккр.орган по сертиф. выдает заявителю сертификат соотв-я 7
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания каждой единицы продукции. Аккр.орган по сертиф. выдает заявителю сертификат соотв-я 8

2. Методы стимулирования сбыта

3. Обязательная сертификация

Обязательная сертификация - это система сертификации продукции, сертификация которых в соответствии с законодательством является обязательным требованием. Следовательно, обязательная сертификация применяется для подтверждения качества и безопасности как импортных так и отечественных товаров, а итоговым документом является обязательный сертификат соответствия. Обязательная форма подтверждения качества применяется для продукции, которая, так или иначе может повлиять на безопасность людей, их имущество и окружающую среду. На такие группы товаров оформляется обязательный сертификат. Наличие сертификата соответствия проверяется контролирующими и таможенными органами, в том случае, если продукция или услуга подлежит обязательной сертификации.

Когда необходима обязательная сертификация продукции

Для таможенного оформления продукции, подлежащей обязательной сертификации одновременно с таможенной декларацией заявителем представляются обязательный сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение. В том случае, если тот или иной товар не подлежит обязательной сертификации в качестве регламентирующего документа может быть оформлена декларация о соответствии.Чем же отличается обязательный сертификат от добровольного ? Ответ прост, практически ничем, так как и в том и в другом случае документально подтверждается качество товаров или услуг, а это самое главное. Различаются документы бланками, на которых выдаются данные сертификаты. В том случае, если та или иная продукция подлежит обязательной сертификации, то на такой продукт выдается сертификат соответствия на бланке желтого цвета. Теперь немного конкретики по поводу того, в отношении каких именно товарных групп предусмотрена обязательная сертификация товаров. Как уже говорилось выше, сертификации подлежат в основном те группы товаров, которые так или иначе могут повлиять на безопасность людей. Большая часть строительной продукции не подлежит сертификации, хотя конечно же качество строительных материалов является не маловажным аспектом. Но на практике, ни один продукт строительного назначения не принимается строительными компаниями без сертификата соответствия. Это обусловлено высокой долей ответственности за применение тех или иных стройматериалов в строительстве зданий и сооружений. Следовательно, если компания хочет поставлять продукцию, то должна будет провести сертификацию выпускаемой продукции.

4.Гистограмма

Гистограмма позволяет оценить состояние качества. Гистограмма представляет собой столбчатый график, построенный по полученным за определенный период (час, неделю, месяц) данным, которые разбиваются на несколько интервалов. Число данных, попавших в каждый из интервалов (частота), выражается высотой столбика. Гистограмма применяется главным образом для анализа значений измеренных параметров, но может использоваться и для расчетных значений. Благодаря простоте и наглядности гистограммы нашли применение в различных областях:

- для анализа сроков получения заказа (за контрольный норматив принимается срок поставки согласно договору);

- для анализа времени реагирования группы обслуживания от момента получения заявки от клиента, времени обработки рекламации от момента ее получения и т.д.;

- для анализа значений показателей качества, таких как размеры, масса, механические характеристики, химический состав, выход продукции и т.д. при контроле готовой продукции, при приемочном контроле, при контроле процесса в самых разных сферах деятельнотси;

- для анализа чистого времени операций, времени износа режущей поверхности и т.д.;

- для анализа числа бракованных изделий, числа дефектов, числа поломок и т.д.

Полученная в результате анализа гистограммы информация может быть легко использована для построения и исследования причинно-следственной диаграммы, что повысит обоснованность мер, намеченных для улучшения процесса.

Билет 20

1. Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: 1) наличие товаров-заменителей; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность; 4) качество товара; 5) степень необходимости товара; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

В зависимости от этих показателей различают:

Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).

Эластичный спрос (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.

Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.

Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит от:

· особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

· зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

Когда мы говорим о формировании кривой предложения, то рассматривали ее в трех периодах - краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном. Если мы изучаем предложение в краткосрочной перспективе, то оно будет совершенно неэластично (Esp = 0). Изменение спроса вызывает изменение (повышение или понижение) цен, но в краткосрочном периоде это никак не влияет на величину предложения. Производители просто не успевают отреагировать за короткий временной отрезок. В среднесрочной перспективе предложение будет более эластичным. В долгосрочной перспективе предложение наиболее эластично. Эластичность предложения по цене - это показатель, который позволяет определить степень реакции производителя на ситуацию на рынке.

2. Алгоритм анализа возможностей, открывающихся перед фирмой на рынке.

Проводить успешную стратегическую политику, обеспечивающую стабильное развитие предприятия и сведение к минимуму рисков возникновения кризисных ситуаций, позволяют специальные программы маркетинговой деятельности. Маркетинговая программа представляет собой разработанный на основе комплексных исследований рынка и собственных ресурсных возможностей план научно-технической и производственно-сбытовой деятельности предприятия на планируемый период времени, определяющий оптимальный вариант его развития.

Выполнение маркетинговой программы включает организацию и руководство ходом работ, контроль, учёт и анализ их выполнения, а также корректировку запланированных целей, стратегий и мероприятий программы. Фаза реализации продолжается до начала действия новой маркетинговой программы. Таким образом, соблюдаются основные принципы планирования: целевая направленность, непрерывность и перманентность плана, скользящий метод его составления, наличие оптимистического, пессимистического и усреднённого вариантов.

Структурно содержание плана маркетинга состоит из следующих разделов:

а) основные итоги деятельности за предыдущий период;

б) анализ и прогноз развития экономики и целевого рынка;

в) выдвигаемые цели преимущественно в количественном выражении с выделением главной цели;

г) стратегии поведения предприятия на рыночных сегментах;

д) мероприятия товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения.

3. Подтверждение соответствия.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

В соответствии с положениями закона "О техническом регулировании" подтверждение соответствия направлено на достижение следующих целей:

- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

-содействие приобретателей в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

- повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

- обеспечения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия.

Закон "О техническом регулировании" предусматривает два вида подтверждения соответствия продукции: обязательное; добровольное.

4. Диаграмма Парето

Диаграмму Парето часто используют для анализа причин брака. Она применяется, когда требуется наглядно представить относительную важность всех причин появления брака и выявить причины, имеющие наибольшую долю (наибольший процентный вклад), с тем, чтобы выработать меры по первоочередному устранению этих причин. Сравнивая диаграммы Парето, построенные по данным до и после улучшения процесса, оценивают эффективность принятых мер.

Диаграмма Парето строится в виде столбчатого графика, столбики которого соответствуют отдельным факторам, являющимся причинами возникновения проблемы. Высота столбика соответствует доле фактора в общей величине потерь (дефектов). Затем строится кривая кумулятивной суммы.

Диаграмму Парето следует строить в зависимости от конкретной задачи. Если, например, вся дефектная продукция одного типоразмера, то по вертикали лучше откладывать процент дефектных изделий. Если же в анализ входит несколько типов изделий, то по вертикали следует откладывать ущерб от дефектных изделий в процентном или денежном выражении. В противном случае полсотни дешевых мелких гаек приобретает большее значение, чем одна сложная дорогая деталь.

Билет 21

1.Оперативный маркетинг

Оперативный маркетинг -это менеджмент конкретных маркетинговых программ, акций, инициатив.

Оперативный (тактический) план маркетинга обычно является годовым и является более детализированным, чем стратегический. При оперативном планировании распределяют ресурсы, вносят текущие корректировки, планируют конкретные мероприятия из marketing mix. Для принятия правильных оперативных решений необходимо решать задачу оптимального распределения бюджета с помощью процедур многокритериальной оптимизации. Это возможно решить лишь с использованием программных продуктов, например известного ПП Marketing Expert.

Оперативный план маркетинга описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели деятельности на рынке, маркетинговые стратегии на текущий год. В его состав включается программа мероприятий, ресурсное, в том числе и финансовое обеспечение (рис. 7.2.).

3.
Преимущества Недостатки Возможности Угроза
наличие уникального обор-я; хорошо оснащенная производственно-техническая база; квалифицированный персонал; высокий имидж предприятия; деловые связи; наличие хороших идей Низкая загрузка произв-х мощностей; изношенный станочный парк; затраты на пр-во выше запланированных Завоевание опред-ой доли рынка; возм-ти для диверсификации пр-ва; значительные незадействованные произ-ые возм-ти Объемы продаж продукции ниже запланированных; рост платежей за недоставл. товары; рост цен на топливно-энергетич.ресурсы

2. Закон предложения

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.

Шкала предложения - это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения - это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

3. Порядок проведения подтверждения соответствия.

1. рассматривает заявку с комплектом документов, представленные заявителем, и принимает (не позднее 15 дней с момента поступления документов) решение по заявке;
2. проводит отбор, идентификацию образцов продукции, направляет образцы на испытания в испытательную лабораторию;
3. проводит оценку производства (если это предусмотрено выбранной заявителем и согласованной с органом по сертификации схемой сертификации);
4. проводит анализ полученных результатов и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
5. в случае, предусмотренном схемой сертификации, проводит инспекционный контроль (за сертифицированной продукцией); при этом при необходимости согласовывает с держателем сертификата корректирующие мероприятия;
6. представляет информацию о результатах сертификации в Ростехрегулирование РФ.

4. Построение диаграммы "причина-следствие".

Диаграмма причина-следствие - предсталяет собой графическую методику определения и организации причин события, проблемы или результата. Диаграмма графически иллюстрирует иерархическое отношение между причинами согласно их уровню важности, детализации или результату. Порядок построения диаграммы «п-с» можно представить в виде следующего алгоритма:

- определение и формулировка проблемы, которая подлежит изучению и анализу;

- определение главных причин, влияющих на проблему;

- определение дополнительных причин, влияющих на проблему;

- оценка и анализ главных и дополнительных причин, влияющих на проблему при помощи - сбора дополнительных данных для более полного исследования;

- анализ технологического процесса.

При построении диаграммы Исикавы откладывается центральная ось, которая носит название показателя качества. Затем строятся большие оси, которые называют как группы факторов, влияющих на качество показателя. Далее строят оси, на которых раскрываются факторы по каждой группе и их причины. Количество уровней рассмотрения причин дефекта зависит от сложности первоначального показателя

Билет 22

1.Статический маркетинг

Стратеги́ческий маркетинг — активный маркетинговый процесс с долгосрочным горизонтом плана, направленный на превышение среднерыночных показателей путём систематического проведения политики создания товаров и услуг, обеспечивающих потребителей товарами более высокой потребительской ценности, чем у конкурентов. Задачей стратегического маркетинга является уточнение миссии фирмы разработка целей формирование стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля фирмы. В связи с глобализацией конкуренции требуется разработка маркетинговых стратегий. Маркетинговая стратегия опр-ся:

1) положением компании на рынке:

- лидер рынка (лидер стремится к расширению рынка в целом, лишить возм-ти конкурентов, т.е. выступить против них)

- претендент, следующий за лидером

- последователь, т.е. предприятие не из самых сильных (тихо выжидает)

- компания, оперирующая в нише (конкуренты не проявили себя никак)

2) динамика отношений с рынком (диверсификация

2. Закон спроса

Спрос — отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе.

2. Размеры рынка.

3. Мода, сезонность.

4. Наличие товаров-субститутов (заменителей)

5. Инфляционные ожидания

3.Схемы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия продукции требованиям ТР в рамках установленной формы обязательного подтверждения соответствия осуществляется в соответствии со схемами обязательного подтверждения соответствия.

Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным нормам, а именно:

- испытания (типовых образцов, партий и единиц продукции);

- сертификацию системы качества (на стадиях проектирования и производства, только производства или при окончательном контроле и испытаниях);

- инспекционный контроль.

Форма подтверждения соответствия определяет порядок документального удостоверения продукции или иных объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

— принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);

— обязательной сертификации.

Приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое по требованиям технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях. Обязательное подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя по договору между заявителем и органом по сертификации, который проводит добровольную сертификацию. Она осуществляется для установления соответствия ОТР национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации или условиям договоров.

Схемы сертификации и декларирования соответствия даны в табл. 2,3.

Таблица 3

Схемы декларации

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обозначение европейского модуля, близкого к схеме

Заявитель

Приводит собственные доказательства соответствия в техническом файле.

Принимает декларацию о соответствии

A

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

C

Орган по сертификации

Сертифицирует систему качества на стадии производства

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

Орган по сертификации

Осуществляет инспекционный контроль за системой качества

D

Орган по сертификации

Сертифицирует систему качества на этапах контроля и испытаний

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

Орган по сертификации

Осуществляет инспекционный контроль за системой качества

E

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит выборочные испытания партии выпускаемой продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

F

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания каждой единицы продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

G

Орган по сертификации

Сертифицирует систему качества на стадиях проектирования и производства

Заявитель

Проводит испытания образца продукции.

Принимает декларацию о соответствии

Орган по сертификации

Осуществляет инспекционный контроль за системой качества

H

Таблица 4 Схемы сертификации

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обозначение прежней схемы сертификации
1c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Выдает заявителю сертификат соответствия

1

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Проводит анализ состояния производства

Выдает заявителю сертификат соответствия

1a
3c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Выдает заявителю сертификат соответствия

Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (испытания образцов продукции

2, 3, 4
4c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Проводит анализ состояния производства

Выдает заявителю сертификат соответствия

Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (испытания образцов продукции и анализ состояния производства)

2а, 3а, 4а

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Проводит сертификацию системы качества или производства

Выдает заявителю сертификат соответствия

Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (контроль системы качества (производства), испытания образцов продукции, взятых у изготовителя или продавца)

5
6c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания партии продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Выдает заявителю сертификат соответствия

7
7c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания каждой единицы продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Выдает заявителю сертификат соответствия

8

4. Контрольный листок, их виды.

Метод контрольных листков применяется в производстве и на различных стадиях жизненного цикла продукции как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам. Контрольный листок - это:

- средство регистрации данных, как правило, в виде бумажного бланка с заранее внесенными в него контролируемыми параметрами, соответственно которым можно заносить необходимые данные с помощью пометок или каких-либо символов;

- инструмент, позволяющий облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

Все статистические методы базируются на достоверной информации. Какая бы задача ни стояла перед системой, объединяющей последовательность применения статистических методов, всегда начинают со сбора исходных данных, на базе которых затем применяют тот или иной инструмент. Для сбора исходных данных используют контрольные листки (КЛ).Достоинства метода - наглядность, простота освоения и применения. Недостатки метода - большое разнообразие форм и размеров контрольных листков.

Применяются следующие виды контрольных листков:

- КЛ для регистрации измеряемого параметра в ходе производственного процесса;

- для регистрации видов несоответствий;

- для оценки воспроизводимости и работоспособности технологического процесса и т. п.

Билет 23

1. Конкурентоспособность товара

Конкурентоспосо́бность това́ра — способность продукции быть более привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Общая эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет вид:

конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание

Конкурентоспособность товара — понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

Критерии конкурентоспособности товара:

1) товарные.(уровень кач-ва может опр-ся новизной, имиджом, системой менеджмента кач-ва, показателями кач-ва)

2) сбытовые (удобство для потребителей системы сбыта)

3)сервисные (удобство и надежность систем технического, торгового, гарантийного и постгарантийного обслуживания)

4)рыночные (эффективность системы связи с общественностью, эф-ть рекламной компании и методов стимулирования).

2. Эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

В зависимости от этих показателей различают:

Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).

Эластичный спрос (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.

Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.

Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов: значимость товара для бюджета семьи, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, консерватизм во вкусах. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).

Перекрёстная эластичность спроса - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)

3. Основные понятия, вводимые законом РФ "О техническом регулировании".

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;

знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;

национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

продукци я - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессами проектирование, включая изыскания П(И), производство (П), строительство (С), монтажа (М), наладки (Н), эксплуатации (Э), хранения (Х), перевозку, реализацию и утилизацию. П(И) ПСМН ЭХПРУ, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессов, работ и оказания услуг и правового регулирования отношений в области оценки соответствиятехнический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;

свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов;

региональная организация по стандартизации - организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции;

стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;

региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;

свод правил иностранного государства - свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства;

региональный свод правил - свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации.

4.Диаграмма Исикавы пример

Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма, «рыбий скелет») – инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами.Также используется для первоначального ранжирования (определения значимости, силы влияния) факторов, воздействующих на исследуемый объект и выбора приоритетов для устранения проблемы или улучшения показателя.

Порядок построения диаграммы «п-с» можно представить в виде следующего алгоритма:

- определение и формулировка проблемы, которая подлежит изучению и анализу;

- определение главных причин, влияющих на проблему;

- определение дополнительных причин, влияющих на проблему;

- оценка и анализ главных и дополнительных причин, влияющих на проблему при помощи - сбора дополнительных данных для более полного исследования;

- анализ технологического процесса.

При построении диаграммы Исикавы откладывается центральная ось, которая носит название показателя качества. Затем строятся большие оси, которые называют как группы факторов, влияющих на качество показателя. Далее строят оси, на которых раскрываются факторы по каждой группе и их причины. Количество уровней рассмотрения причин дефекта зависит от сложности первоначального показателя

Билет 24

1.Конкуренотоспособность фирмы

Конкурентоспособность предприятия - это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность зависит от различных факторов, в т.ч. таких как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны. Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.

2.Эластичность предложения

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит от:

· особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

· зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

Когда мы говорим о формировании кривой предложения, то рассматривали ее в трех периодах - краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном.

Если мы изучаем предложение в краткосрочной перспективе, то оно будет совершенно неэластично (Esp = 0). Изменение спроса вызывает изменение (повышение или понижение) цен, но в краткосрочном периоде это никак не влияет на величину предложения. Производители просто не успевают отреагировать за короткий временной отрезок.

В среднесрочной перспективе предложение будет более эластичным. Повышение спроса при среднесрочном периоде вызовет не только рост цен, но и увеличение объема производства. Производители при среднесрочной перспективе успеют отреагировать на изменение спроса, а значит, успевают изменить количество предлагаемого товара, и кривая предложения имеет совсем другой вид.

В долгосрочной перспективе предложение наиболее эластично. Увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен. При длительном периоде на рынке производитель успевает отреагировать на любые изменения рыночного спроса.

Эластичность предложения по цене - это показатель, который позволяет определить степень реакции производителя на ситуацию на рынке.

3. Схемы декларирования соответствия.

Декларирование соответствия:

1) на основе собственных доказательств. Обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях, установленных тех.регламентом и исключительно на соответствие требованиям тех.регламента. Объектом обяз.подтв.соотв-я м/б только продукция, выпускаемая в обращение только для России. Доказательные материалы включают в себя техническую документацию, рез-ты собственных исследований, испытаний и измерений и др.документы, кот-е предусмотрены тех.регламентом.

2) при декларировании с участием третьего лица + док-ва органов сертификации в доказательную базу вкл-ся: протоколы исследований, испытаний, измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, снртификат системы качества, в отношении кот-го производится контроль органов по сертификации, выдавшего этот сертификат.

Декларация о соот-ии оформляется на русском языке и содержит: наименование и место нахождения заявителя; наименование и место нахождения изготовителя; информацию об объекте подтв.соотв-я; наименование тех.регламента; указания на схемах декларирования заявителя о без-ти продукции при ее использовании; сведения о проведенных исследованиях. Срок действия декларации устанавливается в тех.регламенте. Оформленная заявителем декларация регистрируется в реестре в ФОИВ в течение 3х дней.

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обозначение европейского модуля, близкого к схеме
Заявитель. Приводит собств.док-ва соотв-я в тех.файле. Принимает декларацию о соотв-ии A

Аккредитованная испытательная лаборатория. Проводит испытания типового образца продукции.

Заявитель. Принимает декларацию о соотв-ии.

C

Орган по сертиф. Сертифицирует систему кач-ва на стадии пр-ва.

Аккр.испыт.лаб. Проводит испытания типового образца продукции.

Заявитель. Принимает декларацию о соотв-ии

Орган по сертиф. Осущ-ет инспекционный контроль за системой кач-ва.

D

Орган по сертиф. Сертифицирует систему кач-ва на этапах контроля и испытаний.

Аккр.испыт.лаб-я. Проводит испытания типового образца продукции.

Заявитель. Принимает декларацию о соотв-ии

Орган по сертиф. Осущ-ет инспекционный контроль за системой кач-ва.

E

Аккр.испыт.лаб-я. Проводит выборочные испытания партии выпускаемой продукции.

Заявитель. Принимает декларацию о соотв-ии.

F
Аккр.испыт.лаб-я. Проводит испытания каждой единицы продукции. Заявитель. Принимает декларацию о соотв-ии. G

Орган по сертиф. Сертифицирует систему кач-ва на стадиях проектирования и пр-ва.

Заявитель. Проводит испытания образца продукции. принимает декларацию о соотв-ии.

Орган по сертиф. Осущ-ет инспекционный контроль за системой кач-ва.

H

4. Диаграмма рассеивания.

Диаграмма рассеивания (разброса, поле корреляции) – инструмент позволяющий выявить вид и степень зависимости (корреляцию) между парами переменных x , y , которые могут представлять:

· характеристику качества и воздействующий на нее фактор;

· две характеристики качества;

· два фактора, воздействующие на одну и ту же характеристику качества.

Сама диаграмма представляет собой множество (совокупность) точек, координаты которых равны значениям параметров x и y .

Методика построения:

13. Сведите полученные значения пар данных x , y в таблицу для удобства дальнейшего использования.

14. Постройте горизонтальную и вертикальную оси.

15. Нанесите точки полученных пар значений x, y на график.

16. Вычислите коэффициент корреляции (он позволяет количественно определить силу линейной связи между x и y ) по формуле:

где

n – количество пар данных,

– среднее арифметическое значение параметра x,

– среднее арифметическое значение параметра y.

5. Определите вид связи между x и y, проведя анализ формы построенного графика и вычисленного коэффициента корреляции.

Билет 25

1.Факторы, определяющие конкурентоспособность товара, фирмы.

рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Конкурентоспособность предприятия - это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность зависит от различных факторов, в т.ч. таких как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны. Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.

Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:

· Качество товаров и услуг;

· Цена товаров и услуг;

· Уровень квалификации персонала и менеджмента;

· Технологический уровень производства;

· Доступность источников финансирования;

2.Факторы, влияющие на рыночное равновесие

Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ.

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения. Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

. 3.Схемы обязательной сертификации

В системе сертификации ГОСТ Р схемы сертификации — это определенный порядок действий по сертификации продукции в зависимости от вида продукции, целей сертификации и объема продукции (товара), который определяется органом по сертификации.

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обознач. прежней схемы сертиф.
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. выдает заявителю сертификат соотв-я 1
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. проводит анализ состояния пр-ва. Выдает заявителю сертификат соотв-я
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. выдает заявителю сертификат соотв-я. Осущ-ет инспекционный контроль за сертифиц-ой продукцией (испытания образцов продукции). 2,3,4
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. проводит анализ состояния пр-ва. Выдает заявителю сертификат соотв-я. Осущ-ет инспекционный контроль за сертифиц-ой продукцией (испытания образцов продукции и анализ состояния пр-ва). 2а, 3а, 4а
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания типового образца продукции. Аккр.орган по сертиф. проводит сертификацию системы кач-ва или пр-ва. Выдает заявителю сертификат соотв-я. Осущ-ет инспекц.контроль за сертифицированной продукцией (контроль системы кач-ва (пр-ва), испытания образцов продукции, взятых у изготовителя или продавца). 5
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания партии продукции. Аккр.орган по сертиф. выдает заявителю сертификат соотв-я 7
Аккр.испыт.лаб. проводит испытания каждой единицы продукции. Аккр.орган по сертиф. выдает заявителю сертификат соотв-я 8

4.Гистограмма

Гистограмма позволяет оценить состояние качества. Гистограмма представляет собой столбчатый график, построенный по полученным за определенный период (час, неделю, месяц) данным, которые разбиваются на несколько интервалов. Число данных, попавших в каждый из интервалов (частота), выражается высотой столбика. Гистограмма применяется главным образом для анализа значений измеренных параметров, но может использоваться и для расчетных значений. Благодаря простоте и наглядности гистограммы нашли применение в различных областях:

- для анализа сроков получения заказа (за контрольный норматив принимается срок поставки согласно договору);

- для анализа времени реагирования группы обслуживания от момента получения заявки от клиента, времени обработки рекламации от момента ее получения и т.д.;

- для анализа значений показателей качества, таких как размеры, масса, механические характеристики, химический состав, выход продукции и т.д. при контроле готовой продукции, при приемочном контроле, при контроле процесса в самых разных сферах деятельнотси;

- для анализа чистого времени операций, времени износа режущей поверхности и т.д.;

- для анализа числа бракованных изделий, числа дефектов, числа поломок и т.д.

Полученная в результате анализа гистограммы информация может быть легко использована для построения и исследования причинно-следственной диаграммы, что повысит обоснованность мер, намеченных для улучшения процесса.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  464  465  466   ..