Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  802  803  804   ..

 

 

Статистика финансов предприятий организаций

Статистика финансов предприятий организаций

тема 6. статистика финансов предприятий (организаций)

Таблица 13
Показатели млн. руб.
1. Средний годовой запас сырья на складе 756
2. Списано за год сырья на производство 4443
3. Всего затрат на производство 6677
4. Товарная продукция по себестоимости 6420
5. Отгружено за год по себестоимости 6161
6. Реализация продукции за год по себе­стоимости 6980
7. Реализация продукции за год по отпускным ценам 7700

СТАТИСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ

Себестоимость относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатка. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности.

Чтобы добиваться снижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы определяющие ее динамику.

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируется законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты хозяйствующего субъекта по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее, и возмещение из прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта после уплаты налогов и др. обязательных платежей).

В соответствии с принятой классификацией расходы группируются по экономическим элементам и статьям калькуляции.

При группировке затрат по экономическим элементам выделяют:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

В основу этой группировки кладется признак экономического содержания того или иного расхода затрат на сырье, топливо, оплату труда и другие. Расходы в этом случае рассматриваются не просто как слагаемые себестоимости, а как возмещение затрат овеществленного и живого труда, возмещение потребляемых предметов, средств труда и самого труда.

В элементе материальных затрат отражается стоимость:

1. Приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции.

2. Покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции, а также запасных частей для ремонта оборудования.

3. Покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии.

4. Работ и услуг производственного характера, выполненных другими предприятиями или производствами того же предприятия, не относящимся к основному виду деятельности.

5. Приобретаемых со стороны топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели.

Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.

Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей – полную себестоимость продукции.

Кроме поэлементной и постатейной классификации затраты классифицируются и по другим признакам (табл. 14):

Таблица 14

Классификация затрат на производстве продукции

Показатели Базисный год Отчетный год
1. Стоимость проданной продукции 6,0 8,0
2. Средняя годовая стоимость оборотных средств 2,0 3,5
№ п/п Признак классификации Деление затрат
1. По экономической роли в процессе производства Основные и накладные
2. По составу (однородности) Одноэлементные и комплексные
3. По способу включения в себестоимость продукции Прямые и косвенные
4. По отношению к объему производства

Условно-переменные и

условно-постоянные

5. По периодичности возникновения Текущие и единовременные
6. По участию в процессе производства Производственные и коммерческие
7. По эффективности Производственные и непроизводственные

В статистической практике различают следующие показатели себестоимости:

1. Себестоимость единицы каждого конкретного вида продукции. Ее обозначают через .

2. Себестоимость всего количества каждого отдельного вида продукции .

3. Себестоимость всего ассортимента разнородной продукции, которая обозначается .

Статистический анализ себестоимости осуществляется в следующих направлениях:

1. Наблюдение за динамикой себестоимости, т.к. главная задача в области себестоимости заключается в изыскании возможности для снижения себестоимости.

2. Оценка выполнения плановых заданий по себестоимости.

3. Анализ факторов, которые обусловили отклонение фактической себестоимости от запланированной или отчетной себестоимости от базисной.

Анализ динамики себестоимости зависит от специфики производства и круга объектов анализа. В самом общем виде можно выделить следующие направления подобного анализа:

I. Производится один вид продукции.

Анализ осуществляется:

а) в рамках одного предприятия;

б) по совокупности предприятия.

II. Производится ассортимент продукции, в составе которого преобладают сравнимые виды продукции.

Анализ осуществляется:

а) в рамках одного предприятия;

б) по совокупности предприятия.

III. Производится ассортимент продукции, в составе которого преобладают несравнимые виды продукции.

Анализ осуществляется:

а) в рамках одного предприятия;

б) по совокупности предприятия.

Первое направление анализа динамики себестоимости

Показатели динамики в разрезе отдельных продуктов строятся просто, в особенности применительно к одному предприятию. Здесь весь расчет сводится к отношению отчетной себестоимости к базисной .

Но почти любой вид продукции производится не одним предприятием, а более или менее значительной группой предприятий. При этом оказывается, что в силу различий в технике, в технологии, организации производства себестоимость одного и того же продукта у них оказывается разной.

Поэтому, чтобы определить среднее изменение себестоимости данного продукта по всей совокупности предприятий, приходится предварительно рассчитывать среднюю себестоимость этого продукта, как для отчетного, так и для базисного периода, тогда динамика себестоимости для всех предприятий будет определяться как отношение осредненных уровней.

себестоимость продукта сложившаяся у отдельного предприятия.

количество единиц этого продукта, которое произведено на каждом предприятии.

И, следовательно, отношение вида есть выражение удельного веса продукции каждого отдельного предприятия в общем выпуске продукции этого вида. Следовательно, индекс средней себестоимости сразу будет отражать влияние двух разных причин:

1. Изменение собственно самой себестоимости по каждому предприятию этой группы.

2. Изменение удельного веса продукции, произведенной на отдельных предприятиях с разным уровнем себестоимости.

Изменение этого удельного веса влияет так: если больше всего расширяется производство данного продукта на лучших предприятиях, где самая низкая себестоимость, то средняя себестоимость покажет более значительное снижение, чем ее снижение для отдельно взятых предприятий и наоборот. Снижение себестоимости каждого продукта можно достигнуть сразу двумя путями:

1) за счет уменьшения самих затрат на каждом предприятии;

2) за счет перемещения производства данного продукта с худших предприятий, где высокая себестоимость, на лучшие, где себестоимость низкая.

Для разграничения влияния этих факторов рассчитывают два частных индекса.

Первый показывает, на сколько существенно изменилась собственно сама себестоимость продукта на этих предприятиях.

Второй индекс должен показывать, как дополнительно повлияло на изменение средней себестоимости изменение удельного веса продукции, производимой на предприятиях с разным уровнем себестоимости. Такой индекс называется индексом структуры (структурных сдвигов).

Второе направление анализа динамики себестоимости:

Для отдельно взятого предприятия – среднее изменение себестоимости сразу по нескольким видам разнородной продукции измеряется агрегатным индексом

вся фактическая сумма затрат предприятия при отчетном ассортименте продукции.

условно рассчитываемые затраты, если бы этот же самый объем и состав продукции предприятия был произведен по базисной себестоимости.

Уже из самой формулы видно, что он охватывает только такие виды продукции, которые на данном предприятии производились на протяжении обоих периодов. Такую продукцию называют сравниваемой.

Наоборот, те виды продукции, которые предприятие производило в базисном периоде, но сняло с производства в отчетном, и наоборот, вновь освоенные этот индекс не охватывает, т.к. на такие виды не существует либо отчетной, либо базисной себестоимости. Поэтому такая продукция называется несравнимой.

Такой принцип ограничения сравнимой и несравнимой продукции с точки зрения одного предприятия называется фабрично-заводским методом.

Как только статистика переходит от отдельного взятого предприятия к совокупности предприятий, то принцип отграничения сравнимой продукции меняется. В этом случае все предприятия рассматриваются как одно укрупненное. В результате сравнимыми считаются и такие изделия, которые на каких то предприятиях производились в отчетном периоде при условии, что эти изделия производились в базисном периоде на других предприятиях. Такой принцип отграничения называется отраслевым методом отграничения. Для характеристики динамики себестоимости по совокупности предприятий, характерна еще одна особенность. Она связана со следующим: оказывается, некоторые виды продукции встречаются в ассортименте нескольких предприятий, но только каждое из этих предприятий в силу различия производственных условий производит тот или иной продукт по различной себестоимости.

Поэтому при расчете сводного индекса по всем предприятиям приходится предварительно исчислять осредненную себестоимость на каждый продукт, который встречается в ассортименте нескольких предприятий. А в результате индекс себестоимости для целого объединения примет следующее выражение:

В результате осреднения себестоимости по отдельным видам продукции этот индекс приобретает новое свойство. Это свойство выражается в том, что индекс себестоимости для продукции, отграниченной по отраслевому методу, будет отражать влияние не одного, а сразу двух разных факторов: не только изменение самой себестоимости на разных предприятиях, но и изменение удельного веса одной и той же продукции, производимой разным предприятиям. Это означает, например, что, если в отчетном периоде по сравнению с базисным производство какой-то продукции больше всего возрастает на предприятии с самой низкой себестоимостью, то это даст объединению дополнительную экономию на затратах, а индекс себестоимости по отраслевому методу покажет более значительное снижение себестоимости, чем индекс, рассчитанный по фабрично-заводскому методу для этой группы предприятий.

Таблица 15

По двум предприятиям имеются следующие данные о продукции и ее себестоимости:

Предприятие Виды продукции Кол-во единиц продукции (тыс. шт.) Себестоимость единицы продукции (1 шт. в руб.)
базисный отчетный базисный отчетный
1

А

Б

В

100

40

20

120

-

80

10

30

15

9

-

14

2

В

Б

40

-

50

70

20

-

16

25

Определить, как в среднем изменилась себестоимость:

а) на каждом предприятии в отдельности;

б) по объединению в целом.

Чтобы определить изменение себестоимости на каждом отдельном предприятии надо отграничить для каждого из них круг сравнимой продукции. Здесь отграничение осуществляется по фабрично-заводскому методу:

1. Для предприятия 1 это А и В , тогда

2. Для предприятия 2 сравнимая продукция только В.

Оценивая динамику себестоимости для объединения в целом можно решить эту задачу двумя путями:

во-первых, рассматривая продукцию, сравнимую по фабрично-заводскому методу. В этом случае расчет сводного индекса сведется к простому суммированию затрат объединения.

Такой индекс, однако, не может считаться полной характеристикой изменения себестоимости по объединению по двум причинам:

1. Он охватывает не всю сравнимую продукцию объединения т.к. с точки зрения объединения сравнимой надо считать и продукцию Б.

2. Этот индекс не учитывает того, что в отчетном периоде по сравнению с базисным изменился удельный вес продукции вида В, которая одновременно выпускалась обоими предприятиями. В базисном периоде подавляющую часть (2/3) этой продукции выпускало второе предприятие. Здесь производство этой продукции обходится дорого: по 20 руб. вместо 15 на первом. В отчетном году были приняты меры для того, чтобы максимум этой продукции выпускалось на первом предприятии, где она обходится дешевле.

Все эти особенности может отразить только индекс себестоимости по отраслевому методу.

Для его расчета сначала надо отграничить сравнимую продукцию по отраслевому методу. Это – А, Б, В.

Для этого индекса надо определить средний уровень себестоимости для каждого вида продукции.

Вид продукции , руб. , руб.
А 10 9
Б 30 25
В

Второй индекс, показывающий снижение себестоимости на 16%, можно считать окончательной характеристикой изменения себестоимости. Предыдущий расчет по фабрично-заводскому методу показывает снижение только на 11,8%. Отраслевой индекс свидетельствует о большой экономии на затратах по двум причинам. В отраслевой индекс включена новая продукция Б , у которой изменение затрат очень резкое.

Вторая причина заключается в том, что изделие Б стало больше производится на втором предприятии, где затраты самые низкие.

Третье направление анализа динамики себестоимости

В экономике немало предприятий, которые интенсивно обновляют свой ассортимент и в результате этого у них нередко во всем объеме продукции преобладают новые несравнимые изделия. Такими предприятиями являются многие машиностроительные предприятия, снимающие с производства устаревшие типы машин, приборов и осваивающие производство новых машин.

На таких предприятиях для наблюдения за динамикой себестоимости применяется особый показатель: затраты на 1 рубль всей, сравнимой и несравнимой товарной продукции.Этот показатель выражается в коп. на
1 рубль стоимости товарной продукции.

Для одного вида продукции это отношение себестоимости единицы этой продукции к оптовой цене за единицу этой продукции

Показатель затрат выступает как выражение себестоимости единицы продукции, но только не конкретного вида, а уже обезличенной продукции, когда за единицу продукта берется ее любой объем стоимостью в 1 рубль. Затраты на рубль товарной продукции одновременно могут служить и характеристикой рентабельности продукции, т.к. разность знаменателя и числителя выражает прибыль, которую предприятие может выручить от реализации этого продукта.

Затраты на рубль по всему ассортименту продукции исчисляются как средние величины в виде отношения полной себестоимости всего выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукциик ее стоимости по оптовым ценам предприятия.

На средний показатель затрат оказывает влияние три фактора:

1. Изменение собственно самой себестоимости по отдельным видам продукции;

2. Изменение ассортимента продукции. Различные виды продукции, как правило, имеют различный уровень затрат на рубль и обладают неодинаковой рентабельностью. Следовательно, с точки зрения средней величины затрат будет далеко не безразличным тот удельный вес, который будет занимать в общем выпуске продукция с высокой рентабельностью и с низкими затратами на рубль товарной продукции и удельный вес продукции невыгодной, с малой рентабельностью. Если предприятие увеличит главным образом производство рентабельной продукции, то это благоприятно отразится на показателе затрат, понизит его, и наоборот, средние затраты могут возрасти, если предприятие увеличит производство малорентабельной продукции.

3. Изменение уровня цен ( ). Изменяться могут цены: во-первых, на ту продукцию, которую выпускает предприятие. В этом случае изменяется знаменатель затрат. Например, если на какие-то виды продукции снизятся цены, то при прочих неизменных условиях, средняя величина затрат предприятия повысится. Наоборот, когда на какие-то виды продукции повысятся цены, то средние затраты на рубль понизятся, однако это понижение нельзя расценивать как характеристику положительных изменений в работе предприятия.

Во-вторых, цены могут изменяться на потребляемое сырье, топливо и т.д., из которых складываются затраты в числителе. Здесь влияние изменения цен сказывается по-другому. Если цены на элементы материальных затрат будут повышены, то у предприятия возникает перерасход средств по сравнению с прошлым периодом в результате средние затраты повысятся, хотя это повышение произойдет не по вине предприятия. Противоположный результат – экономию на затратах предприятие получит из-за снижения цен на какие-то виды сырья и материалов. Средние затраты снизятся, хотя предприятие может и не приложить никаких усилий к этому.

Учитывая эти обстоятельства статистика строит два динамических показателя затрат на 1 рубль товарной продукции. Первый показывает, как изменяется средние затраты на 1 рубль под влиянием всех возможных факторов:

Второй индекс покажет изменение затрат на рубль товарной продукции только за счет изменения себестоимости.

цена единицы каждого продукта в базисном году.

стоимость выпуска отчетного периода в базисных ценах.

поправка к затратам предприятия, вызванная изменением цен на сырье, материалы, топливо и др. элементы материальных затрат.

+ , если цены на сырье и материалы были снижены и предприятие получило «даровую» экономию, т.к. эта экономия не отражает достижения самого предприятия, то она должна быть добавлена к сумме фактических затрат на товарную продукцию.

- , в том случае, если цены на сырье и материалы были наоборот повышены и предприятие вынуждено идти на переплату по сравнению с прошлым периодом, т.к. этот перерасход не зависит от качества работы предприятия, его надо вычесть из фактических затрат предприятия. В результате индекс затрат на 1 рубль товарной продукции будет в основном отражать влияние факторов, зависящих от самого предприятия.

Методы оценки выполнения плана по себестоимости зависят от того, в каком виде устанавливается плановое задание по себестоимости. А по форме выражения планового задания все предприятия оказываются неоднородными и поэтому делятся на три группы:

К первой относятся предприятия, специализированные на производстве только одного основного продукта (предприятия угольной промышленности, нефтяной, сахарной и т.п.)

Ко второй – относятся предприятия, которые выпускают разнообразный ассортимент продукции, но при условии, что в этом ассортименте преобладают сравнимые виды продукции.

Третью группу составляют предприятия, выпускающие разнообразную продукцию и в ассортименте которых преобладает несравнимая продукция.

Для каждой из этих групп предприятий плановое задание по себестоимости устанавливается по-разному. Поэтому разными у них оказываются и приемы оценки выполнения плана.

Для предприятий первой группы плановое задание устанавливается в виде только одного показателя: себестоимости единицы того основного продукта, на производстве которого специализируется предприятие.

В соответствии с этим просто оценивается и выполнение плана. Для этого рассчитывается процент сверхпланового снижения или внепланового перерасхода по себестоимости:

Плановое задание по себестоимости для предприятий второй группы содержит целую систему показателей.

1. Прежде всего, по важнейшим видам продукции планируется себестоимость единиц каждого из важнейших видов - плановая.

2. Устанавливается плановый процент снижения себестоимости по сравнению с себестоимостью прошлого базисного периода. Этот процент рассчитывается только для сравнимой продукции.

сумма затрат на выпуск сравнимой товарной продукции по плану.

условные затраты, которые потребовались бы на запланированный объем и состав продукции, если бы ее пришлось производить в условиях прошлого периода.

Запланированная абсолютная экономия на затратах:

3. Предприятиям этой группы планируется общая сумма затрат на всю сравнимую и несравнимую продукцию

Из трех показателей плана основным считается процент снижения себестоимости. Поэтому, как только заканчивается отчетный период, статистика рассчитывает процент фактического снижения себестоимости сравнимой продукции. В расчет этого процента закладывается фактический объем и состав продукции и фактическую себестоимость единицы продукции, но база сравнения остается той же, что и в плане, т.е. в виде прошлого года.

Фактический процент снижения себестоимости рассчитывается в виде:

Одновременно рассчитывается и абсолютная экономия от снижения .

Таким образом, имеем запланированный процент и процент фактического снижения себестоимости. Сравнивая их можно судить, выполняется или нет предприятием план по себестоимости.

Однако, производя такое сравнение, всегда надо помнить, что оно будет объективно оценивать выполнение плана только при одном условии, если предприятие не нарушило запланированной пропорции между разными видами продукции. Если это условие не соблюдено и оказывается, что каких-то видов продукции предприятие выпустило больше, чем планировалось, а каких-то меньше, то это сравнение может исказить оценку выполнения плана по себестоимости. По этой причине оба процента необходимо привести к одному и тому же объему и составу продукции.

Для этого первоначально запланированный процент снижения себестоимости пересчитывают на фактический объем и состав продукции. Тогда процент выполнения плана будет иметь вид:

,

где показатель фактических затрат на всю сравниваемую продукцию.

затраты, допустимые на ту же фактическую продукцию по плановой калькуляции.

По второй группе предприятий план по себестоимости считается выполненным полностью, еще при одном условии, если предприятие не превысит запланированной суммы затрат на всю товарную продукцию.

Поэтому кроме выполнения плана по проценту снижения себестоимости сравнимой продукции статистика рассчитывает и процент выполнения плана по затратам на всю товарную продукцию.

Последний оценивает выполнение плана по себестоимости сравнимой и несравнимой, т.е. всей продукции. Эта формула совпадает с предыдущей формулой, на самом деле каждая из них дает ответ на свой вопрос.

Первая оценивает выполнение плана по сравнимой товарной продукции, а последняя оценивает выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции, включая и несравнимую продукцию.

Поскольку на предприятиях третьей группы преобладает новая несравнимая продукция, то они планируют только затраты, приходящиеся на рубль товарной продукции

полная себестоимость сравнимой и несравнимой товарной продукции по плану.

стоимость того же выпуска в оптовых ценах по плану.

По окончанию отчетного периода определяется фактический уровень затрат на 1 рубль товарной продукции:

После этого фактические затраты сравниваются с плановыми:

Делая это сравнение, приходится считаться с тем, что фактические затраты могут отклоняться от запланированных под влиянием трех разных причин:

1) под влиянием отклонения фактической себестоимости единицы продукции от запланированной.

2) под влиянием отклонения фактического состава продукции от запланированного.

3) под влиянием отклонений фактически действовавших цен, от цен плана.

Влияние этих факторов на выполнение плана можно оценить с помощью следующей системы индексов:

1.

2.

3.

Эти индексы связаны в систему:

В общем показателе изменения себестоимости скажется влияние самых разнообразных факторов зависящих и независящих от предприятия факторов, имеющих положительные и отрицательные характеристики. Перерасход средств, допущенный по некоторым статьям себестоимости, может оказаться перекрытым более значительной экономией по каким-то другим статьям. И в результате в общем показателе динамики себестоимости этот перерасход останется незамеченным. По всем этим причинам необходим дополнительный анализ факторов, обусловивших те или иные конечные изменения себестоимости.

Этот анализ проводится через расчет индексов изменения затрат по каждой отдельной статье. Они рассчитываются подобно индексам общей себестоимости. Только в них вместо изменения затрат по всем статьям в расчет берутся затраты по отдельным статьям.

Поэтому схему этих индексов можно выразить таким образом:

,

где денежное выражение затрат по отдельным статьям себестоимости в расчете на единицу каждого вида продукции.

Рассчитав такие индексы по каждой статье, можно видеть по каким статьям обеспечена экономия и где допущен перерасход и насколько, на какие статьи затрат в дальнейшем предстоит обратить особое внимание.

Каждая статья влияет на формирование себестоимости и ее изменение пропорционально своему удельному весу в этой себестоимости.

Поэтому вслед за индексами рассчитывается удельный вес затрат по каждой статье во всей себестоимости:

Числитель удельного веса показывает затраты, образовавшиеся по данной статье, а знаменатель – суммарные затраты по всем статьям вместе.

Затем рассчитывают, на сколько процентов изменится вся себестоимость в целом под влиянием того или иного изменения затрат по каждой отдельной статье себестоимости:

.

Этот же самый результат можно получить по формуле:

.

В числителе ее имеем абсолютную экономию или перерасход по той или иной статье, в знаменателе суммарные затраты по всем статьям.

Денежные затраты по отдельной статье, взятые в расчете на единицу продукции, разлагаются на два частных показателя. Первый из них – это удельный расход того или иного элемента затрат, взятого непосредственно в натуральном выражении в расчете на единицу продукции. Например: по статье сырье и материалы этот показатель будет выражать сколько сырья или материалов расходуется на единицу продукции непосредственно в граммах, кг, м, м2 и т.д. Этот показатель принято обозначать через .

Второй показатель – это уровень цен, по которым предприятие оплачивает поставщикам те или иные элементы затрат. Этот показатель обозначается через .

Все эти показатели связаны между собой и эта связь выражается следующим произведением: .

Таким образом, изменение затрат по каждой отдельной статье зависит от:

1) количества произведенной продукции;

2) удельного расхода данного элемента затрат;

3) цены единицы данного элемента затрат.

;

; ; .

Несколько своеобразно производится такое разложение затрат по статье заработная плата. Анализируя динамику затрат на заработную плату в расчете на единицу продукции статистика исходит из того, что эти затраты в конечном счете тоже изменяются за счет двух разных факторов:

Первый – это изменение трудоемкости единицы каждого вида продукции. Чем больше эта трудоемкость, тем больше расходы на заработную плату и наоборот. Так как трудоемкость изменяется обратно пропорционально производительности труда, то в анализе по этой статье пользуются индексами производительности труда, а именно, обратной величиной этого индекса .

Второй фактор – это изменение среднего уровня оплаты труда рабочих. Повышается уровень оплаты при прочих неизменных условиях возрастают и расходы по статье заработная плата и наоборот. Учитывая эту взаимосвязь по статье заработная плата, ее изменение в процессе анализа выражают следующим образом: .

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

На каждое задание предлагается 4 ответа, и лишь один из них правильный.

1. При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции:

а) увеличивается; б) снижается;

в) остается без изменения; в) предсказать изменение невозможно.

2. Имеются следующие данные по предприятию:

Виды продукции Ед. изме-рения Объем продукции, тыс. ед. Цена 1 продукции. руб. Себестоимость ед. продукции, руб.
базисный период отчетный период базисный период отчетный период базисный период отчетный период
А кг 2 3 100 110 80 75
Б м2 10 12 20 22 16 16

Определите абсолютный прирост прибыли в результате изменения:
а) средних цен реализации; б) себестоимости продукции; в) объема реализации; в) состава реализованной продукции.

а) 15; 54; 0; 28; б) 54; 15; 28; 0;

в) 28; 0; 54; 15; г) 0; 28; 15; 54.

3. По одному из предприятий отрасли имеются следующие данные:

Показатель Сумма (млн. руб.)
1. Стоимость товарной продукции в базисном периоде 92
2. Себестоимость товарной продукции в базисном периоде 80

3. Стоимость произведенной в отчетном периоде товарной продукции:

в ценах базисного периода

в ценах отчетного периода

93

94

4. Себестоимость выпущенной в отчетном периоде товарной продукции:

при базисных уровнях себестоимости

при фактических уровнях себестоимости

78

79

Определить прирост затрат на рубль товарной продукции (коп.) за счет изменения: а) цен на произведенную продукцию; б) уровня себестоимости единицы продукции; в) ассортимента произведенной продукции.

а) + 1,0; - 1,1; + 3,1; б) + 3,1; - 1,1; + 1,0;

в) – 3,1; + 1,1; - 1,0; г) – 1,0; + 1,1; - 3,1.

4. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции увеличился в 1,2 раза. Определите процент изменения себестоимости (%), если известно, что материальные затраты не изменились.

а) + 20,0%; б) – 16,7%; в) – 20,0%; г) не изменилась.

5. Средняя себестоимость 1ц привеса свинины в одном фермерском хо­зяйстве составила 7,7 руб., а в другом - 12,4 руб. В течение года себе­стоимость привеса в каждом хозяйстве не изменилась, а удельный вес 1-го хозяйства в общем объеме производства свинины повысился. В этих условиях средняя себестоимость:

а) повысилась; б) не изменилась;

в) снизилась; г) предсказать изменение средней нельзя.

6. При анализе себестоимости единицы продукции получили =25 руб.; 2 = 640. Определите коэффициент вариации себестоимости.

а) 16%; б) 64%; в) 0,99%; г) 4%.

7. Затраты на 1 рубль товарной продукции составили а среднем 0,75 руб. при ; уровень рентабельности в среднем по всем видам продукции 7% при . Вариация затрат на 1 рубль товарной про­дукции:

а) больше вариации рентабельности;

б) меньше вариации рентабельности;

в) вариации равны;

г) нельзя сравнить вариацию рента­бельности и затрат на 1 рубль товарной продукции.

8. Ряд динамики, характеризующий изменение себестоимости товара А на предприятии, аналитически можно представить уравнением:

у = 120 — 1,2t. Это значит, что себестоимость товара А уменьшается ежегодно в среднем на:

а) 1,2%; б) 118,8 руб.; в) 101,2%; г) 1,2 руб.

9. Имеются следующие данные о затратах на сырье для производства 2-х видов продукции:

Виды продукции Произведено продукции, тыс. шт. Расход сырья на единицу продукции (м2 ) Цена единицы сырья, руб.
базисный отчетный базисный отчетный базисный отчетный
А 2,0 2,1 4,0 4,2 3 4
Б 3,1 3,5 6,0 5,6 4 6

Определить в какой мере (в абсолютном выражении) изменение за­трат на сырье в отчетном периоде по сравнению с базисным связано с: а) ростом объема производства; б) изменением удельного расхода сы­рья;
в) изменением цен на сырье.

а) а= +11; б= -4; в= +48; б) а= +48; б= -4; в= +11;

в)а= -48; б= +4; в= -11; г) а= -11; б= +4; в= -48.

10. Имеются следующие данные о производстве товарной продукций предприятия:

Виды продукции Выпуск продукции, тыс. шт. Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп. Учетная цена 1 штуки, руб.
базисный отчетный базисный отчетный базисный отчетный
А 2 3 17 15 1,5 2,0
Б 8 10 4 5 4,0 5,0

Определить в какой мере (в абсолютном выражении) изменение за­трат на всю продукцию в отчетном периоде по сравнению с базисным связано с: а) ростом физического объема производства, б) изменением учетных цен 1продукции, в) изменением уровня затрат на 1 рубль про­дукции.

а) а=+380; б=+655; в=+575; б) а=+575, б=+655; в=+380;

в) а=+380; б=+.575; в=+655; г) а=+575; б=+380, в=+655.

11. Себестоимость единицы продукции снизилась в сентябре по сравнению с августом на 2% при неизменном уровне издержек производства. Определите как изменились затраты рабочего времени на производство продукции, если производительность труда возросла на 1,8%.

а) увеличилась на 3,6%; б) увеличилась на 1,1%;

в) уменьшилась на 10%; г) увеличилась на 3,9%.

12. Себестоимость единицы продукции А больше себестоимости продукции Б на 10%. На сколько процентов себестоимость продукции Б меньше себестоимости продукции А.

а) на 10%; б) на 9%; в) на 11%; г) на 12%.

13. Имеются следующие данные о затратах на производство:

Вид продукции Общие затраты на производство, тыс. руб. Изменение себестоимости в отчетном периоде по сравнению с базисным %
базисный период отчетный период
А 95 90 -10
Б 90 100 -2

Определить изменение себестоимости в целом по выпускаемой продукции:

а) уменьшилась на 12%; б) уменьшилась на 5%;

в) уменьшилась на 6%; г) уменьшилась на 7,1%.

14. Общие затраты на производство продукции увеличились в отчетном периоде по сравнению с базисным на 5% при увеличении численности рабочих на 2% и повышении их производительности труда на 10%. Как изменилась себестоимость единицы продукции при этом?

а) увеличилась на 11,8%; б) уменьшилась на 3,6%;

в) увеличилась на 17,8%; г) уменьшилась на 6,4%.

15. В отчетном году материальные затраты при производстве продукции возросли на 9,2%, а их доля в общей сумме затрат увеличилась в 1,03 раза. Кроме того, известно, что объем товарной продукции увеличился на 16%. Определить на сколько процентов изменились затраты на 1 рубль товарной продукции.

а) сократились на 4,0%; б) увеличились на 3,1%;

в) сократились на 8,6%;г) увеличились на 30,5%.

16. Работа 3х автоколонн за месяц характеризуется следующими данными:

Автоколонна Общие затраты на перевозку грузов, т.р. Средний грузооборот автомашины, т. км. Себестоимость одного т. км., руб.
№ 1228 20286 4600 63
№ 1060 47628 5400 98
№ 1136 17820 4400 81

Определите среднее число машин и средний грузооборот автомашины в целом по автоколоннам.

а) 230; 4900 т.км.; б) 342; 4800 т. км.;

в) 70; 4895 т.км.; г) 142; 5500 т.км.

Система показателей финансовых результатов хозяйствующего субъекта.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятий выражается в достигнутых финансовых результатах, которые характеризуются системой показателей прибылей и доходов.

Доход – чрезвычайно распространенное, широко применяемое и в то же время крайне многозначное понятие, употребляемое в разнообразных значениях. В широком смысле слова, обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью.

Валовой доход – исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход хозяйствующего субъекта, полученный в результате производства и продажи продукции, товаров и услуг. Валовой доход определяется как разность между денежной выручкой от продажи и материальными затратами на производство и, таким образом, равен сумме затрат на оплату труда и чистого дохода.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход созданный в процессе предпринимательской деятельности. Экономическое содержание категорий «прибавочная стоимость» и «прибыль» практически адекватно.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  802  803  804   ..