Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  777  778  779   ..

 

 

Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь

Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь

: 33с., 1 рис., 18 источников, 2 приложения

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ, РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОХОДОВ (индекс ДЖИНИ), кривая ЛОРЕНЦА, ИНДИКАТОРЫ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРЗИНА, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, УРОВЕНЬ ВВП, ИНФЛЯЦИЯ, БЕЗРАБОТИЦА

Задачи исследований уровня жизни -

Источники информации -

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы.

На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

- политические факторы;

- экономические факторы;

- социальные факторы;

- научно-технический прогресс,

- экологические факторы и др.

Именно более подробному рассмотрению этих факторов и будет посвящена работа.

Целью работы является детальное изучение понятий «уровень жизни» и «качество жизни», показателей для их оценки, анализа основных показателей уровня жизни в Республики Беларусь, а также изложение путей повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задач:

- определение понятия уровня жизни населения;

- характеристика показателей уровня жизни;

- анализ факторов, влияющих на динамику уровня жизни населения;

1.1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия

Уровень жизни – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни – это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состояние научно-технического прогресса, культурно-образовательный уровень населения, национальные особенности и др.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потредностей [1, c.115].

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

Рост уровня жизни создаст возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потребления товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:

1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;

2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;

3) анализ характера степени влияния различных социально- экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;

4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизио-логические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей [2, c.89].

1.2 Уровень жизни населения, как результат социально-экономического развития

Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных.

Социальные нормативы и потребности

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет. Минимальный потребительский бюджет - это сумма, необходимая для приобретения основного набора товаров и услуг [4, c. 92]. Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 8 социально-демографических групп населения.

Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

В настоящее время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июля 2010 г. № 112 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах июня 2010 г. на период с 1 августа 2010 г. по 31 октября 2010 г.:

- семьи из 4-х человек – 448520 руб.;

- молодой семьи с одним ребенком – 463860 руб.;

- трудоспособного населения – 565170 руб.;

- пенсионеров – 469300 руб.;

- студентов – 429670 руб.;

- детей в возрасте до 3-х лет – 352950 руб.;

- детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 433600 руб.;

- детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 502500 руб.

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах июня 2010 года по статьям расходов:

- продукты питания – 54,5 %;

- одежда, белье, обувь – 18,5 %;

- пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 9,8 %;

- бытовые услуги, транспорт, связь – 6,1 %;

- предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,0 %;

- культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,9 %;

- взносы и платежи – 0,3 %;

- предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,9 % [5].

К другим основным социальным нормативам относятся:

- бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий [6, c.218]. Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1134 от 29 июля 2010 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июля 2010 г. в расчете на один месяц на период с 1 августа 2010 г. по 31 октября 2010 г.:

в среднем на душу населения – 274510 руб.;

для трудоспособного населения – 293880 руб.;

для пенсионеров – 245310 руб.;

для детей-студентов – 294670 руб.;

для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 336860 руб.;

для детей в возрасте до 3 лет – 245860 руб.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2010 года по статьям расходов:

продукты питания – 54,2 %;

плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 16,1 %;

предметы гардероба – 17,0 %;

бытовые и транспортные услуги – 6,7 %;

товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3 %;

взносы и платежи – 0,4 %;

предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,2 % [5].

- минимальная заработная плата. Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников. В 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 258 600 руб.

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по безработице для трудоспособных лиц;

- минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов;

- минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. [7, c. 106].

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей

Задачи изучения уровня жизни. Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств [8, c. 415]. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня [9, c. 50].

Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др. [10, c. 504].

К общим показателям

К частным показателям

Экономические показатели

Социально-демографические показатели

Деление показателей на объективные и субъективные

К стоимостным

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели

Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения

Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.

Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН. Сюда включаются следующие группы показателей:

1) Обобщающие показатели ВНП и фонд потребления ВНП в расчете на душу населения: уровень стоимости жизни и его динамика, текущие трансферты и т.д.

2) Демографическая ситуация: ожидаемая продолжительность жизни (лет), смертность (на 100 человек), младенческая смертность (на 100 живорожденных), смертность населения от убийств и самоубийств.

3) Доходы населения: месячные (денежные и натуральные);

Денежные доходы (в среднем на душу населения) - включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения;

Реальные располагаемые денежные доходы - доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен.

4) Потребление и расходы населения: объем потребления материальных благ и услуг, денежные расходы населения, потребление основных продуктов питания на душу населения, покупательная способность средней заработной платы, пенсии, структура потребительских расходов населения.

5) Условия труда и занятости: динамика численности безработных (тысяч человек и в процентах к предыдущему периоду), доля безработных в общей численности экономически активного населения (чистая и с учетом скрытой), численность безработных зарегистрированных в службе занятости, процент безработных, получающих пособие по безработице, число незанятого населения в расчете на одну вакансию.

6) Санитарно-гигиенические условия жизни: обеспеченность населения больничными койками и количество врачей (на 10 тысяч человек), государственные расходы медицинских учреждений, в процентах ко всем государственным расходам.

7) Накопление имущества и жилище: стоимость накопленного личного, домашнего имущества, наличие предметов длительного пользования в собственности, жилищные условия.

8) Образование и культура: уровень образования населения, обеспеченность детей дошкольными учреждениями.

9) Социальная дифференциация населения: распределение населения по среднедушевому совокупному доходу, потребление основных продуктов питания, товаров и услуг в зависимости от дохода, структура потребительских расходов различных социальных групп, стоимость потребительской корзины различных слоев и изучение ее динамики, индекс концентрации доходов (Джини).

10) Малообеспеченные слои населения: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер заработной платы, пенсии, покупательная способность минимальной заработной платы, пенсии, коэффициент бедности, социальный портрет бедности, зона бедности [8, c.281].

Показатели могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся:

- статистические - основанные на отчётности;

- нормативные - разработанные на базе нормативных актов;

- аналитические - получаемые расчётным путём с помощью статистических и нормативных показателей.

При изучения уровня жизни используются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов.

В системах показателей уровня жизни большое значение имеют социальные стандарты, такие как минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительством Республики Беларусь.

Однако полная картина уровня жизни населения не может быть раскрыта только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Необходимо знать объемы и структуру потребления и доходов по различным социальным, профессиональным и демографическим группам населения (Приложение А). Например, важно знать, какова доля доходов в общем их объеме у 10% населения с максимальными доходами и у 10% — с минимальными доходами, какова средняя заработная плата у работников различных отраслей народного хозяйства, у работников, занимающих различные должности и т.д.

Реальные доходы населения (РД) - это количество товаров или услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода [11, c. 18]. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен

где РД – реальные доходы, руб.; НД- номинальные доходы, руб.; НП- налоги и обязательные платежи, руб.; I- индекс потребительских цен.

В зависимости от циклов жизнедеятельсти человека доходы делятся на получаемые:

· до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста);

Реальная заработная плата работников (ЗПр) – составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Рассчитывается по формуле:

где ЗПр- реальная заработная плата, руб.; ЗПн- номинальная (начисляемая) заработная плата, руб.; I- индекс потребительских цен на товары и услуги.

В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Заработная плата позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны [12, c. 214].

Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:

· распределение населения по уровню среднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

· распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения;

· коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов (Kg

· коэффициент дифференциации заработной платы – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).

К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов относятся также:

· коэффициент концентрации доходов (индекс Джини)

где Хi – доля населения, принадлежащая к (i=1) социальной группе в общей численности населения; Yi – доля доходов, сосредоточенная у i-той социальной группы населения; n – число социальных групп; cumyi – кумулятивная (исчисленная нарастающим итогом) доля дохода.

· кривая Лоренца

Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Кривая Лоренца

Примечание – Источник: [8, c.288]

Прямая ОА называется линией абсолютного равенства распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей имеют 20% доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАE. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.

Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному.

Показатели могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся:

- статистические - основанные на отчётности;

- нормативные - разработанные на базе нормативных актов;

- аналитические - получаемые расчётным путём с помощью статистических и нормативных показателей.

3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь на современном этапе

Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира, между регионами и цивилизациями в целом. Изменяется не только мировая социально-экономическая и экологическая среда, ее элементы, взаимосвязи между ними, но и подходы к осмыслению их роли и места в мировом развитии, о чем свидетельствует появление новых доктрин, теорий, отраслей знаний.

С учетом современных тенденций мирового экономического развития в Республике Беларусь разработана стратегия устойчивого социально-экономического развития, в основу которой положена модель социально ориентированной рыночной экономики, основными принципами которой являются:

- многоукладность национальной экономики, устойчивое функционирование производственного сектора;

- эффективное государственное регулирование с сохранением социальной направленности в приоритетах;

- гарантии прав, свобод и личных интересов граждан;

- свобода предпринимательства, равенство всех форм собственности;

- обеспечение зависимости благосостояния работника от результатов его труда;

- социальная защита нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения.

- низкий уровень реальных денежных доходов населения;

- низкий уровень реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников;

- необоснованная дифференциация населения по уровню доходов;

8)Основной целью развития системы образования является приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить переход на инновационный путь развития экономики.

Приоритетными направлениями развития образования должны стать: развитие новых форм дошкольного образования, прежде всего на селе; расширение использования здоровьесберегающих технологий обучения, повышение качества образования в сельской школе, создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями–заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.

9) Главной целью здравоохранения является сохранение и улучшение здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

10) Национальная культура относится к числу стратегических ресурсов страны, которые в значительной степени определяют все аспекты развития общества. Основными целями государственной политики ее развития являются сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие национальной культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, превращение культуры в главную движущую силу нового постиндустриального общества.

Наряду с традиционными направлениями развития услуг культуры должны получить развитие сегменты, связанные с новейшими способами накопления, обработки, передачи и использования аудиовизуальной информации – компьютерные игры, интернет-кафе, кабельное и спутниковое телевидение, электронные СМИ и др.

11) Физическая культура, спорт и туризм являются мощным оздоровительным фактором, важнейшим средством повышения физических возможностей человека. Основная цель их развития – физическое совершенствование личности, восстановление и пополнение физических и духовных сил человека, продление периода его трудовой деятельности. Для ее реализации необходимы:

- совершенствование системы массового физкультурно-оздоровительного движения в стране и привлечение наибольшего количества населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

- модернизация материально-технической базы физкультурно-оздорови­тельных и спортивных сооружений;

- формирование социально ориентированного рынка платных физкультурно-оздоровительных услуг в соответствии со спросом населения, повышение их качества и доступности;

- формирование эффективной системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, обеспечение достойного выступления сборных команд Республики Беларусь на международных соревнованиях.

12) Для развития туризма в Беларуси необходимо создание конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных туристов в разнообразных и качественных услугах и способного повысить вклад отрасли в экономику Беларуси.

Основные направления развития туризма, механизмы их реализации определены в Национальной программе развития туризма Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Приоритетным станет въездной туризм. Получат дальнейшее развитие познавательный, транзитный и трансграничный, деловой, агроэкотуризм, рекреационный, оздоровительный и другие виды туризма.

13) Для удовлетворения потребностей населения и экономики в перевозках и других услугах необходимо обеспечить устойчивое сбалансированное развитие транспорта и связи по следующим основным направлениям:

- выработка стандартов безопасности транспортных процессов, воздействия транспорта на окружающую среду и обеспечение контроля за их выполнением;

- повышение доступности транспортных услуг, обеспечение минимальных социальных стандартов транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны;

- обеспечение соответствия базовой транспортной инфраструктуры развитию производительных сил;

- проведение структурных преобразований на транспорте в части его перевооружения и совершенствования структуры управления;

- развитие конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозкам пассажиров и грузов и ремонту подвижного состава;

- создание условий для привлечения инвестиций на развитие транспорта, реализация инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры.

14) Главными задачами в области телевидения и радиовещания являются увеличение территории приема сигналов государственного теле- и радиовещания, улучшение качества приема этих сигналов, расширение вещания на приграничные территории, создание опытной зоны цифрового телевидения и ее последующее расширение.

Проблема уровня жизни населения является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня.

Анализ показал, что понятие уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы. Различаются социальные нормативы: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, денежных доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, состояния и охраны окружающей среды, и др.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.

Статистические данные свидетельствуют о том, что, во-первых, происходит постоянное увеличение доли потребительских расходов в структуре использования денежных доходов населения; во-вторых, на протяжении всего периода 2001-2008 гг. стабильно увеличивается сберегательный потенциал населения.

Введение…………………………………………………………………… 5
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения…… 6
1.1 Уровень жизни: сущность, основные понятия………………………….. 6
1.2 Уровень жизни населения, как результат социально- экономического развития…………………………………………………

8

2 Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……… 13
2.1 Показатели уровня жизни населения и их характеристика…………… 13
2.2 Индикаторы уровня жизни населения………………………………….. 15
3 Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь………………………………………………………

21

3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………

21

3.2 Проблемы и пути повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь……………………………………………………………………

24

Заключение………………………………………………………………… 29
Список использованных источников……………………………………. 30
Приложение А Показатели уровня жизни населения…………………… 32
Приложение Б Социальные индикаторы……………………………….. 33

Рисунок А.1 – Показатели уровня жизни населения

Примечание - Источник: [9, с.40]

Таблица Б.1- Социальные индикаторы

1 Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. / Е.Ф. Борисов – М.: Юрайт–М, 2008.– 635 с.
2 Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. Пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с.
3 Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь: Сб. науч. тр. - Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2009.
4 Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: Учебник. / С.Н. Ивашковский – М.: Дело, 2001.– 470 с.
5 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа 7.10.2010.
6 Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред.: проф. М.Н. Чепурина М. Н., проф. Е. А.Киселёвой – Киров: АСА, 2000.–624 с.
7 Лига, М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / М.Б. Лига – М.: Гардарики, 2006. – 223 с.
8 Москвин, Д. Д. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник –М: Эдиториал УРСС, 2003.–528 с.
9 Левашо, В.И. Социальная политика доходов и заработной платы - М: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 360 с.
10 Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
11 Михеев, Д. Реальные доходы: условия роста // Общество и экономика. - 2008. - №3-4. – С.18, с.18
12 Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник.– М.: ИНФА–М, 2000.– 928 с.
13 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа 8.10.2010.
14 Зайченко Н.П.,Полоник С.С.,Богданович А.В.,Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. Минск -2009 г.
15 Статистический ежегодник Республики Беларусь – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2008. - 70 с.
16 Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статистический сборник – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. - 358 с.
17 Денежные доходы и расходы населения Республики Беларусь: Статистический сборник – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. - 58 с.
18 Ефременко, Н.В., Прокофьева, Н.Г. Национальная стратегия как инструмент борьбы с бедностью // Белорусский экономический журнал. - 2004г.- №1. - С.49-57.
Социальная проблема Показатель
Здоровье
Продолжительность жизни

- Продолжительность предстоящей жизни

- Уровень материнской смертности

Состояние здоровья

- Временная нетрудоспособность

- Длительная нетрудоспособность

Образование и обучение
Использование возможностей системы образования

- Непрерывное образование

- Обучение взрослых

Обучение - Уровень грамотности
Занятость и качество трудовой жизни
Доступность занятости

- Уровень безработицы

- Вынужденная неполная занятость

- Отчаявшиеся искать работу

Качество трудовой жизни

- Средняя продолжительность рабочего времени

- время на дорогу на работу

- Оплаченный ежегодный отпуск

- Гибкий рабочий график

- Распределение заработков

- Смертность на рабочем месте

- Нарушение нормальных условий труда

Время и отдых
Использование времени

- Свободное время

- Использование свободного времени

Доступность товаров и услуг
Доход

- Распределение дохода

- Низкий доход

- Материальная необеспеченность

Богатство - Распределение богатства
Физическое окружение
Жилищные условия

- Внутренняя жилая площадь

- Владение прилегающей территорией

- Основные удобства

Доступность услуг - Доступность определенных видов услуг
Нарушения в окружающей среде

- Воздействие загрязнения атмосферы

- Воздействие шума

Социальная среда
Социальные связи - Уровень самоубийств
Личная безопасность
Подверженность риску

- Смертельные случаи

- Серьезные травмы

Явная угроза - Страх за личную безопасность

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  777  778  779   ..