|
3.3 Проект рекомендуемой системы планирования новой продукции на предприятии «УПАКМАШ»
В результате проведенного анализа действующей на предприятии системы планирования новой продукции, были выявлены ее недостатки и определены пути совершенствования. Кроме того, было предложено учреждение нового отдела (отдел планирования и подготовки производства новой продукции), с помощью которого полномочия по созданию новой продукции будут распределены наиболее рационально.
Недостатками существующей системы являются:
– отсутствие методик планирования и разработки нового продукта;
– недостаточный контакт с потребителем во время создания новой модели товара;
– неполная проработка маркетингового анализа идеи;
– отсутствие испытательных мероприятий типа бета-тестирования;
– проведение испытаний на рынке в неполном объеме;
В целях устранения данных недостатков, рекомендуется внедрить следующий проект усовершенствования действующей системы планировании новой продукции: (табл. 3)
Таблица 3. Проект рекомендуемой системы планирования новой продукции на предприятии
Этап
|
Исполнитель
|
Сроки
|
Методика исполнения
|
Результат
|
1. Генерация идей
|
Отдел маркетинга (ОМ)
Отдел планирования и подготовки новой продукции
(ОППО)
|
1 месяц
|
1. поиск материалов о новых технологиях
2. анализ рынка
3. интенсивное исследование мнений потребителей
4. проведение «мозгового штурма
5. проведение «итеративных» сеансов на заводе
|
Ряд проектов «новых продуктов»
|
2. Отбор идей
|
Комитет по новым товарам (из специалистов отдела маркетинга, отдела главного технолога, главного конструктора)
|
1,5 месяца
|
1. анализ производственных возможностей
2. оценка перспективности продукции на рынке
3. отбор идей с помощью рейтинговой системы оценок
4. оценка законности предложенной идеи
5. предоставление работникам отделов дополнительного времени на оценку идей
|
Выдвижение на дальнейшую проработку наиболее успешных проектов «новой продукции»
|
3. Бизнес-анализ идей
|
Отдел финансов (ОФ)
Отдел планово-экономический (ПЭО)
Внешнеторговая фирма
|
0,5 месяца
|
1. Составление бизнес-планов реализации проекта
2. Инвестиционный анализ реализации проекта
3. финансовый анализ реализации проекта
|
Бизнес-план и финансовый план реализации наиболее перспективного проекта
|
4. Испытания: проверка концепции, потребительские тесты
|
Отдел главного конструктора
Отдел главного технолога
Отдел технической документации
|
2 месяца
|
1. Создание прототипа
2. Альфа-испытания
3. Бета-испытания
|
Прототип, удовлетворяющий потребительским требованиям
|
5. Создание образцов товара
|
Производственно-диспетчерский отдел
Отдел главного конструктора
Отдел главного-технолога
Отдел снабжения
|
1 месяц
|
1. Техническая подготовка производства и выпуск опытного образца
2. Испытания опытного образца
|
Опытный образец
|
6. Разработка маркетинг-микса
|
Отдел маркетинга
Планово-экономический
Отдел снабжения
Отдел монтажных и пуско-наладочных работ
Внешнеторговая фирма
|
1 месяц
|
1. Разработка маркетинговой программы по выводу нового продукта на – рынок (товар-цена-продвижение-распределение):
· Определение конкурентоспособности товара
· Разработка ценовой политики
· Разработка продвижения товара на рынке
· Проработка каналов товарораспределения нового продукта
|
Маркетинговая программа выведения нового продукта на рынок
|
7. Испытание на рынке, пробные продажи
|
Отдел маркетинга
Отдел монтажа и пуско-наладочных работ
|
2 месяца
|
1. Приглашение заказчиков в свои выставочные залы
2. Демонстрация продукции на выставках
|
Готовый к запуску в серию продукт
|
8. Выход на рынок
|
Отдел маркетинга
Производственно-диспетчерский отдел
Отдел главного конструктора
|
2 месяца
|
1. Окончательная корректировка недостатков продукта
2. Согласование запуска серии продукта с графиком действующего производства
|
Запуск серии продукта
|
Отличительной чертой предлагаемой системы планирования и разработки новой продукции предприятия является то, что в ней ключевую роль играет отдел маркетинга. Это позволит наиболее верно спланировать появление нового продукта в нужное время, а также в необходимый срок адаптировать его к условиям рынка. В данном проекте применяются методики, одобренные мировой практикой (в компаниях 3М, Dow, Boeing).
Внедрение данной системы на предприятие позволит улучшить процесс планирования, освоения и вывода новой продукции на рынок
3.4 Пример сокращенной маркетинговой программы внедрения «нового продукта» на рынок, предлагаемой для ОАО «УПАКМАШ»
Разработка маркетинговой программы по внедрению новой продукции на рынок осуществляется перед этапом сборки опытного образца, а затем корректируется перед коммерческой реализацией всего проекта. Сокращенная маркетинговая программа ОАО «УПАКМАШ» включает разделы: [10]
1. Задачи маркетинговой программы
2. Обзор целевого рынка
3. Товарная стратегия и стратегия продвижения
4. Ценовая стратегия
1.
Задачи маркетинговой программы:
Обеспечение успеха нового товара, увеличение объема продаж, расширение доли на рынке и повышение доходности.
2. Обзор целевого рынка:
Фирма работает на рынке производства упаковочного оборудования. Данный рынок имеет высокую степень фрагментации (состоит из 22 сегментов). Компания имеет продажи на 5 сегментах рынка
:
1)
Дозаторы
2)
Укупорочное оборудование
3)
Упаковочно-фасовочное оборудование. Линии розлива
4)
Устройства для ручной упаковки
5)
Мельницы
На рынке действуют 63 фирмы, производящие и реализующие свою продукцию. Среди них представлены производители из Италии, Великобритании, Японии, Китая, США, Германии, России. Основными конкурентами ОАО «УПАКМАШ» являются:
DIGI Россия Широкий спектр весового, упаковочного и этикетировочного оборудования: электронные весы с печатью для супер- и гипермаркетов, торговые весы для магазинов, рынков, уличной и передвижной торговли; весовые платформы для складов; машины для упаковки и этикетировки; компактные упаковщики-этикетировщики; конвейерные системы этикетирования и взвешивания для пищевых производств и крупных торговых сетей. Россия, г. Москва, (495) 780–55–66,
info@digi.ru
,
http://www.digi.ru/
|
Фруктонад Групп, ООО Оборудование для виноделия, комплектные заводы первичного и вторичного виноделия «под ключ». Оборудование переработки плодов, овощей, ягод; производства пектина. Оборудование для утилизации барды. Холодильное оборудование. Производство емкостей. Производство конвейерных систем, укладчиков в короба, паллетизаторов. Проект, поставка, гарантия, сервис. Россия, г. Москва, (495) 252–95–00,
rozliv@fructonad.ru
,
http://www.fructonad.ru
|
ECI Limited (USA) Крупнейший поставщик упаковочного и технологического оборудования на рынке СНГ Россия, г. Москва, (495) 657–86–51,
gen_mail@eciltdusa.com
,
www.eciltdpack.ru
|
VTC group Оборудование для производства и упаковки косметики, парфюмерии и бытовой химии разной производительности: этикетировочное оборудование, фасовочное, процессинговое и емкостное оборудование, картонажное упаковочное оборудование, наполнительное, укупорочное и упаковочное оборудование Россия, г. Москва, +7 (495) 518–93–99, 518–91–21,
sales@vtcgroup.ru
,
http://www.vtcgroup.ru
|
Буман, ТПП ТПП «Буман» предлагает вакуум-формовочные машины для производства блистерной упаковки, скин-упаковки, прокатно-вырубные станки, аппараты для приварки блистера, аппараты для загибки краев блистера, формы для вакуумной формовки. Россия, г. Москва, (495) 764–18–64, 765–59–25,
leks70@mail.ru
,
www.buman.ru
|
Вакуум-упаковочные системы, ООО Вакуумные упаковщики импортного производства Webomatic, Vama, Henkelman, Nedvac, Reepack и Henkovac для упаковки пищевых (мясо, колбасные изделия, птица, рыба, морепродукты, сыр, овощи, орехи и т.д.) и непищевых продуктов. Вакуумные упаковщики: от маленьких магазинов до крупных пищевых производств. Продажа, ремонт, обслуживание, консультации. Россия, г. Москва, (495) 502–22–03 многоканальный,
info@vacuum.msk.ru
,
http://vacuum.msk.ru
|
Лидер Новых Технологий (ЛНТ) Поставки пищевого, упаковочного, весового, маркировочного, фасовочного и производственного оборудования. Пельменные аппараты, вакуумупаковщики, сварщики, фасовочно-упаковочные автоматы; линии производства упаковки, одноразовой посуды, пакетов, тары. Россия, г. Москва, (495) 101–38–90, 956–34–91, 235–57–29, 956–35–31,
sales@htl.com.ru
,
http://www.russianpack.com
|
Макиз-Урал, ООО Компания предлагает упаковочное оборудование и фасовочное оборудование для сыпучих, пылящих и других продуктов. Макаронное оборудование с вакуумированием, матрицы, запчасти. Оборудование для жарки семечек и упаковки семечек. Новое и восстановленное оборудование Россия, Челябинская обл., (351) 792–69–71, 796–79–79,
makiz@chel.surnet.ru
,
http://www.makizural.ru
|
Нотис, ЗАО ЗАО «Нотис» предлагает широкий спектр фасовочно-упаковочного оборудования, горизонтальных упаковочных автоматов, полуавтоматов, дозаторов с уникальными алгоритмами самонастройки, с высоким уровнем программного обеспечения, электронное оборудование для различных весовых систем и систем многокомпонентного дозирования. Россия, Новосибирская обл., (38341) 5–32–24, 5–02–99,
market@notis.ru
,
http://www.notis.ru
|
Остпак, Восточная упаковочная компания Основное направление деятельности компании – разработка индивидуальных проектов и поставка в Россию высокачественного упаковочного оборудования ведущих европейских производителей. Россия, г. Москва, (495) 259–4593, 259–5168, 253–2166, 256–6612,
info@ostpack.ru
,
http://www.ostpack.ru
|
Таурас-Феникс, ЗАО Российский производитель оборудования европейского уровня. Более 40 видов автоматических и полуавтоматических машин для фасовки и упаковки различной продукции, линии по производству глазированных сырков, печенья и пряников, формовочное оборудование. Сервисное обслуживание. Сертификаты ISO 9001:2000, ГОСТ-Р ИСО 9001–2001 и IQNet Россия, г. Санкт-Петербург, (812) 329–49–10, 320–42–05,
tplant@taurasfenix.com
,
www.taurasfenix.com
|
Упаковочные Системы, ЗАО Поставки различных видов оборудования для формирования и заклейки гофрокороба, упаковки в гофрокороб и на поддоне, розлива, укупорки и этикетировки, маркировки, для печати этикеток и ярлыков. Транспортёры и конвейеры, стреппинг-машины, оборудование для ручной упаковки и др. Россия, г. Москва, (495) 502–15–40, 502–15–41 (многоканальные),
grig@packsyst.ru, info@packsyst.ru
,
http://www.packsyst.ru
|
Pack Line Ltd. – Индустрия упаковочных машин Ведущая компания по производству оборудования для упаковки различных продуктов в разнообразные виды тары. Расфасовка молочных продуктов (вкл. десерты, аэрированные продукты), майонезов, жиров, соусов, многокомп. продуктов, готовых супов, мясных и рыбных полуфабрикатов, напитков, косметич. Средств и др. Расфасовка продуктов с повышен. сроками хранения. Сервис на территории СНГ. Израиль, +972–54–4844415 (моб.), 8–916–4786686 (моб. в Москве),
greg@packline.com, info@packline.com
,
http://www.packline.com
|
К потребителям данного вида оборудования являются предприятия пищевой промышленности (заводы по производству соков, газ. вод, спиртных напитков, производители круп, хлебо-булочных изделий, замороженных продуктов, расфасовка овощей фруктов в магазинах). [4], [5]
3.
Товарная стратегия и стратегия продвижения
Новым товарным предложением является усовершенствованный станок модели
АРЖ – 21. Автомат АРЖ-21 предназначен для фасования и упаковывания жидких продуктов (молоко, сметана, вино и т.п.) в пакеты из термосвариваемых материалов.
Его основные технические характеристики (производительность, интервал объемов доз продукта и упаковочного материала, скорость сваривания материала) улучшены на 70% по сравнению с предыдущей моделью АРЖ-2.0. Сравнительная характеристика двух моделей производства ОАО «УПАКМАШ» и продукции фирм-конкурентов представлена в приложении Г (сравнительная характеристика). [6], [5].
Оценка конкурентоспособности автоматического упаковочного оборудования произведена с помощью расчета интегрального показателя (Кинт).
Расчет конкурентоспособности:
К1/2
= Итп1
/ Итп2
Итп
= ∑ qi
× ai
Где Итп – интегральный показатель конкурентоспособности товара;
qi – значение i-го фактора;
ai – вес i-го фактора.
qi
= pi
/ P100
где Р100
– значение фактора – эталона;
рi
– значение параметра конкретного изделия.
Значения веса (аi):
1 Производительность – 0,42
2 Стоимость – 0,05
3 Эргономичность – 0,17
4 Диапазон дозирования – 0,15
5 Потребление Эл.энергии – 0,03
6 Расход сжатого воздуха – 0,03
7 Диапазон размеров упаковки – 0,15
Расчет параметров для всех товаров ведется по формулам:
q1 = p1
/ P100
p2 = P100
/ p2
p3 = ∑P100
/ p3
p4 = Δ p4
/ Δ P100
p5 = P100
/ p5
p6 = p6
/ P100
p7
= ∑ Δp7
/ ΔP100
Расчет параметров для модели АРЖ – 2.1:
q
1 = 0,448
q
2 = 4.278
q
3 = 3.008
q
4 = 0,42
q
5 = 0,706
q
6 = 0,541
q
7 = 0,09
Итп = 1,136
Расчет параметров для модели АРЖ – 2.0:
q
1 = 0,341
q
2 = 4.278
q
3 = 3.008
q
4 = 0,39
q
5 = 0,70
q
6 = 0,521
q
7 = 0,09
Итп = 1,024
Расчет параметров для модели ТФ-УМ-24:
q
1 = 0,748
q
2 = 3.256
q
3 = 5.018
q
4 = 1,45
q
5 = 0,806
q
6 = 0,534
q
7 = 0,11
Итп = 1,53
Вывод: модель АРЖ-2.1 имеет конкурентоспособность выше, чем ее базовая модификация (устаревшая) (Итп АРЖ2.1
> Итп АРЖ2.0)
, но намного уступает конкуренту на рынке (Итп ТФ-УМ-24
> Итп АРЖ2.1
).
Предприятие Таурас-Феникс предлагает большее количество и видов сервисного обслуживания: помимо базовых позиций (гарантийное и послегарантийное обслуживание) и имеющихся у предприятия «УПАКМАШ» осуществляется:
- оперативное реагирование в любой точке России на возникающие в процессе эксплуатации техники проблемы,
- широкая сеть региональных сервисных центров,
- доставка запасных частей экспресс-почтой,
- оперативное проведение ремонтных работ,
- модернизация оборудования,
- предоставление дополнительной технической документации,
- бесплатная информационная поддержка в течение всего срока эксплуатации оборудования,
Вывод: модернизированная продукция является более конкурентоспособной на рынке Центрально-Черноземного региона, так как она имеет улучшенные технические характеристики и доступную цену. Но конкурентоспособность на Российском рынке слабая. Лидирующее положение на нем занимают заводы производители г. Санкт-Петербурга, вследствие своей близости к экономически развитыми странами. [4], [5], [6]
4.
Ценовая стратегия
Выбор ценовой стратегии при внедрении на рынок нового продукта производится отделом маркетинга предприятия. Он зависит от ситуации на рынке и поставленных целей (завоевание доли в короткие сроки, увеличение объема продаж, удержание позиций, создание имиджа фирмы-новатора). Набор применяемых ценовых стратегий при выходе на рынок ограничен. Порядок их применения при конкретной ситуации и цели показан в приложении Г (выбор ценовой стратегии). [11]
Заключение
В данной работе были рассмотрены теоретические основы планирования новой продукции, пример из практики воронежского предприятия ОАО «УПАКМАШ» и даны рекомендации для данного предприятия по совершенствования организации процесса планирования и разработки новой продукции в соответствии с научными требованиями.
В результате анализа экономической литературы по маркетингу произведено ознакомление с базовыми методиками разработки продукции и ее связи с товарной политикой. Результатом исследования организации работ по планированию и производству новой продукции на реально действующем предприятии является выявление соответствия достигнутых результатов с возможными, а также причины неудач. Выявлены организационные приемы используемые на практике. Частично изучен рынок упаковочного оборудования. В ходе подготовки рекомендаций по совершенствованию организации процесса разработки новой продукции были выявлены недостатки на предприятии и произведено ознакомление со специализированной литературой в области маркетинговых и производственных инноваций.
Список литературы
1. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков – М.: Экономика, 1993.-222 с.
2. Воронин С.И. Маркетинг: Учеб. пособие / С.И. Воронин 2-е изд., пер. и доп. Воронеж: ВГТУ, 2004.-154 с.
3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Финпресс», 2003. – 688 с.
4. Отраслевой журнал «Тара и упаковка»
5. Отраслевой сайт http //www.unipack.ru, www.upakprom.ru
6. Сайты фирм-производителей оборудования, в частности «ОАО «УПАКМАШ»
7. Багиев Г.А. Основы современного маркетинга: уч.-нагл. пособие / Г.А. Багиев. – СПб.: СПбУЭФ, 1995.
8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, пер. с англ. – СПб: Питер, 2002.
9. Дж. О’Шоннеси. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Дж. О’Шоннеси, пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.
10. Энциклопедия малого бизнеса: расширение ассортимента товаров и услуг / пер. с англ. – М.: Инжиниринго-консалтинговая компания «Дека», 1994.
11. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.
12. Гунин Б.А. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.
13. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.
14. Анисимов Ю.П. Освоение продуктовых инноваций: Монография / Ю.П. Анисимов и др. – Воронеж: ВГТА, 2003. – 413 с.
содержание ..
623
624
625 ..
|
|