Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  549  550  551   ..

 

 

Статистико-экономический анализ реализации продукции растениеводства

Статистико-экономический анализ реализации продукции растениеводства

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Анализ вариации основных статистических показателей. 4

1.2. Типологическая группировка хозяйств. 5

Глава 2. Анализ показателей по типическим группам. 9

2.1. Уровни результативных показателей сельскохозяйственного производства 9

2.2. Структуру реализованной продукции сельского хозяйства. 12

2.3. Размеры и уровень концентрации производства. 14

2.4. Уровень интенсификации производства. 15

2.5. Уровень экономической эффективности. 16

2.6. Уровень кредиторской и дебиторской задолженности предприятий. 20

2.8. Факторная комбинационная группировка хозяйств. 22

2.9. Корреляционно-регрессионный анализ. 24

2.10. Анализ тенденций развития в динамике. 28

Заключение. 30

Библиографический список. 31

Введение

Сельское хозяйство одно из важнейших направлений в экономики страны. Анализ производства и реализации продукции сельского хозяйства в настоящее время актуальная тема, так как сельское хозяйство в целом неэффективно используется, а в некоторых местах просто простаивает. От того как и сколько будут производить и реализовывать, зависит дальнейшая экономическая ситуация в стране.

Цель курсового проекта – дать наиболее полный статистико-экономический анализ уровня и эффективности реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий и дать рекомендации по его повышению.

По тридцати хозяйствам были получены исходные показатели результатов их производственной деятельности за два года. Также для оценки репрезентативности расчетных показателей по выборке были предоставлены сводные показатели результатов производственной деятельности предприятий. Для анализа тенденции изменения в динамике были получены данные за двенадцать лет по Тульской области (с 1989,1994 по 2004 года).

Глава 1. Анализ вариации основных статистических показателей

Для получения первичного представления об изучаемой совокупности, были рассчитаны по каждому хозяйству основные признаки деятельности, рассмотрим таблицу №1.

Таблица 1. Основные признаки деятельности организаций по производству продукции сельского хозяйства

№ по ран-жиру

№ хозяйс-тва в рабочей базе

В расчете на 100га с/х угодий тыс.руб.

Рентабель-ность реализации продукции сельского хозяйства, %

Удельный вес поголовье коров молочного стада

Удой на 1 корову

Устав-ной капитал

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства

Выручка от реализации продукции сельского хозяйства

Затраты на производст-во продукции сельского хозяйства

Среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве

1

121

0,0

0,0

0,0

0

-7242,7

1371,4

22,4

21162

2

59

0,0

0,0

0,0

0

-27,4

90,6

68,7

22

3

37

399,2

445,9

822,4

5

-51,5

89,7

28,3

23

4

53

742,2

566,3

1 418,9

4

-47,7

93,8

29,2

15

5

120

794,0

563,0

763,1

3

4,0

93,5

41,2

20000

6

15

842,6

546,8

854,3

3

-1,4

106,2

48,0

15

7

86

874,8

528,6

933,8

5

-6,3

95,2

21,0

25

8

32

1 148,9

556,7

1 381,2

3

-16,8

91,1

30,1

42746

9

64

1 230,1

1 120,4

1 178,3

4

4,4

107,1

44,5

43

10

26

1 770,7

1 386,3

1 838,2

8

-3,7

147,2

42,2

33

11

84

1 955,8

1 254,4

2 499,9

10

-21,8

89,7

46,3

45

12

81

2 248,0

1 546,8

1 908,9

7

17,8

74,1

57,6

32

13

35

2 270,8

1 260,4

2 082,1

5

9,1

144,5

47,6

15

14

61

2 273,8

1 654,3

2 055,3

5

10,6

140,3

54,5

41

15

132

2 311,8

1 107,8

2 274,8

10

1,6

152,1

43,0

10359

16

92

2 625,9

939,6

3 276,9

12

-19,9

123,9

46,5

93

17

80

2 860,3

2 474,7

2 424,5

7

17,6

856,7

68,2

100

18

48

2 999,4

2 327,6

2 629,4

7

14,1

98,2

66,9

60

19

111

3 200,9

2 055,7

3 345,2

6

-4,3

99,1

59,3

122

20

25

3 419,7

2 317,2

3 167,8

8

8,0

155,9

81,7

24

21

21

3 661,6

2 775,1

3 581,6

8

2,2

118,1

60,4

17

22

60

3 721,1

5 690,0

3 328,9

13

11,8

0,0

0,0

150

23

5

5 156,7

3 690,5

4 197,0

10

22,9

99,4

65,6

91

24

18

6 988,1

5 136,5

6 017,9

11

16,1

114,9

75,1

32

25

9

7 661,7

4 385,5

9 467,3

11

-19,1

93,9

58,2

1387

26

65

9 023,1

7 078,1

9 132,8

29

-1,2

107,0

66,1

52

27

51

14 138,1

14 194,2

10 893,5

31

29,8

0,0

0,0

122

28

69

18 154,6

17 957,5

29 211,7

79

-37,9

113,7

62,2

38

29

115

23 968,9

21 256,1

14 178,0

30

69,1

0,0

0,0

81

30

95

31 802,8

29 800,0

39 975,5

170

-20,4

0,0

0,0

64

Из таблицы видно, что по основным признакам различие большое. Например стоимость валовой продукции 30-ого хозяйство в 1,3 % больше чем 3-е хозяйство, это связано с большой разницей нескольких признаков, таких как: выручка, затраты, прибыль, субсидии.

Так, в исследуемой совокупности уровень рентабельности в ряду хозяйств убыточен, это связано в первую очередь уровнем интенсификации.

Для оценки однородности совокупности и обоснования проведения типологической группировки рассчитаем показатели вариации по признаку, наиболее точно характеризующим уровень реализации продукции растениеводства: стоимость валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га.

1.2. Типологическая группировка хозяйств

По выбранному группировочному признаку проведем типологическую группировку для выявления качественного отличия между выделенными группами.

Построим по ранжированному ряду огиву распределения хозяйств (рис. 1).

На основании огивы Гальтона разобьем совокупность на группы, рассчитав шаг интервала, так как возрастание выручки от хозяйства к хозяйству происходит равномерно, лишь в последних семи - скачок и можно довольно точно выделить отдельную группу хозяйств. В результате получим интервальный ряд распределения (таблица 2).

Таблица 2 Интервальный ряд распределения стоимость валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 100га с/х угодий тыс.руб.

№ группы

Интервал, от…до…,тыс.руб.

Число хозяйств

1

399,22-5633,15

21

2

5633,15-10867,07

3

3

10868,07-16100,99

1

4

16100,99-21334,92

1

5

21334,92-26568,84

1

6

Свыше 26568,84

1

Итого

x

28

По интервальному ряду распределения построим гистограмму распределения (рис. 2).

По выделенным интервалам рассчитаем средние значения основных признаков, характеризующих уровень реализации продукции растениеводства (таблица 2).

Таблица 2. Аналитическая промежуточная группировка

№ по ран-жиру

№ хозяйс-тва в рабочей базе

В расчете на 100га с/х угодий тыс.руб.

Рентабель-ность реализации продукции сельского хозяйства, %

Удельный вес поголовье коров молочного стада

Удой на 1 корову

Устав-ной капитал

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства

Выручка от реализации продукции сельского хозяйства

Затраты на производст-во продукции сельского хозяйства

Среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве

1

21

46508,4

34808,2

45962,5

143

-49,2

2975,9

982,1

74049

2

3

23672,9

16600,1

24617,9

51

-4,2

315,8

199,4

1471

3

1

14138,1

14194,2

10893,5

31

29,8

0,0

0,0

122

4

1

17957,5

17957,5

29211,7

79

-37,9

113,7

62,2

38

5

1

21256,1

21256,1

14178,0

30

69,1

0,0

0,0

81

6

1

31802,8

29800,0

39975,5

170

-20,4

0,0

0,0

64

Итого

28

155335,6

134616,0

164839,1

504

-12,8

3405,4

1243,7

75825

По результатам анализа показателей данной таблицы проведем укрупнение групп.

В высшую типической группу входят 4, 5 и 6 аналитические группы – всего 3 хозяйства, так как по многим показателям они существенно отличаются от остальных групп.

В средней типической группе будет 2 и 3 аналитические группы – 4 хозяйств.

В низшей типической группе будет первая аналитическая группа – 21 хозяйство.

Рассчитаем аналогичные показатели в типических группах (таблица 3).

Таблица 3. Экономическая характеристика типов хозяйств

№ по ран-жиру

№ хозяйс-тва в рабочей базе

В расчете на 100га с/х угодий тыс.руб.

Рентабель-ность реализации продукции сельского хозяйства, %

Удельный вес поголовье коров молочного стада

Удой на 1 корову

Устав-ной капитал

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства

Выручка от реализации продукции сельского хозяйства

Затраты на производст-во продукции сельского хозяйства

Среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве

1

21

46508,4

34808,2

45962,5

143

-49,2

2975,9

982,1

74049

2

4

37810,9

30794

35511,4

82

25,6

315,8

199,4

1593

3

3

71016,3

69013,6

83365,2

279

10,8

113,7

62,2

183

Итого

28

155335,6

134616,0

164839,1

504

-12,8

3405,4

1243,7

75825

После выделения типических групп по рассчитанным показателям видны качественные изменения признаков, и между группами есть большие отличия в размере признаков.

Сравним низшую и высшую группы. Результативный показатель стоимости валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га. в высшей группе по сравнению с низшей больше на 24507,9 тыс. руб. или в 1,5 раза. Это происходит в результате того, что выручка и затраты в высшей группе по сравнению с низшей больше на 34205,4 и 37402,7 тыс. руб. или 1,8 раза; численность работников на 100 га с/х угодий – на 136 человек (в 1,9 раза). Следствием этого является различие в рентабельности между высшей и низшей группами: 10,8% и -49,2% соответственно, т.о. рентабельность в высшей группе больше на 38,4%. А уставной капитал в высшей группе на 73866 тыс. руб. меньше по сравнению с низшей группой, это связано с количеством хозяйств в группе.

Также средние значения признаков в средней типической группе довольно близки к средним значениям по всей совокупности, что говорит о правильности выделения типических групп.

Глава 2. Анализ показателей по типическим группам

2.1. Уровни результативных показателей сельскохозяйственного производства

Для оценки уровня результативных показателей сельскохозяйственного производства рассмотрим следующие таблицы.

Таблица 4. Выход валовой продукции и основных видов продукции

Показатели

Типические группы

Всего

В среднем по совокупности

низшая

средняя

высшая

Число предприятий

21

4

3

28

х

В расчете на 100 га сельхозугодий

Выход валовой продукции

46508,38

37810,95

73926,25

158245,6

56516

в том числе

х

х

х

х

х

в растениеводстве

20687,68

11335,5

48247,8

57701,63

20608

в животноводстве

25820,7

26475,45

25678,45

100544

35909

В натуральном виде, ц.

х

х

х

х

х

скота и птицы

105,57

89,91

50,32

245,8

88

овощи

297,59

1291,77

5577,71

7167,07

2560

молоко

1490,2

2739,29

772,09

5001,58

1786

картофель

203,8

1669,74

2985,88

4859,42

1736

мясо

17,68

41,16

3,87

62,71

22

В стоимостном выражении, млн. руб.

х

х

х

х

х

скота и птицы

20,7

2,06

0,38

23,14

8

овощи

25,05

54,18

951,49

1030,72

368

молоко

887,01

532,8

22,4

1442,21

515

картофель

8,17

164,36

237,45

409,98

146

мясо

0,34

0,44

0,0043

0,7843

0,28

Из таблицы видно, что доля выхода валовой продукции растениеводство больше на 2296 тыс. руб. чем животноводство. Если смотреть по группам то в низшей (1,2 раза) и средней группе (2,3 раза) преобладает отрасль животноводства, а в высшей растениеводство (1,9 раза).

Оценим валовую продукцию в средних ценах реализации единицы продукции в целом по совокупности (приложение 1).

Для того, чтобы установить общее изменение в выходе валовой продукции рассмотрим изменение в одном из его показателя. Это изменение в выручке от реализации продукции сельского хозяйства в низшей группе по сравнению с высшей группой, проведем индексный метод анализа.

Таблица 5. Объем и цены реализации сельскохозяйственной продукции

Вид продукции

Исходные данные

Расчетные данные

Объем реализованной продукции , тыс. ц

Цена реализации 1ц, руб.

Стоимость продукции (выручка), тыс. руб.

низшая (1группа)

высшая (3группа)

низшая (1группа)

высшая (3группа)

низшая (1группа)

высшая (3группа)

Условная

q0

q1

p0

p1

p0 q0

p1 q1

q0 p1

скота и птицы

50965

2551

3,85

2,98

196115

7614

152115,84

овощи

143658

282790

0,59

0,60

84180

170587

86658,61

молоко

719377

39145

0,83

0,74

595232

29013

533178,82

картофель

98381

151384

0,41

0,53

40109

79525

51681,48

мясо

8538

196

2,27

0,56

19365

110

4791,73

Итого

х

х

х

х

935001

286849

828426,48




Индексы показывают, что общее снижение выручки от реализации основных видов продукции на 30,7% произошло в результате снижение объема реализации – на 53,4% и снижение структуры реализации на 38,1%. При снижение в данном случае цены.

На основании таблице 5 построим график (рис. 3)

Из графика видна, что выручка от реализации скота и птицы, молока в низшей группе и условной возрастают это говорит о том, что эта группа хозяйств специализируется на производстве мясо молочной продукции. А высшая группа по овощам, картофелю (растениеводству).

Рассмотрим более подробно молоко и картофель в натуральном выражении на 100 га; проведем разложение составного показателя выхода продукции, рассмотреть связи показателей выхода продукции с урожайностью культур, продуктивностью и плотностью животных в расчете на 100 га.

Таблица 6. Уровень и факторы производства по группам хозяйств

Показатели

Обозна-чение

Низшая (1группа)

Средняя (2 группа)

Высшая (3группа)

3 группа по отношениию к 1 группе, %

Исходные данные

Надоено молока, ц.

a

777095

226739

40350

5,19

Собрано картофеля, ц.

b

153852

174570

195073

126,79

Затраты на продукцию, тыс. руб.

молока

c

581788

247615

24068

4,14

картофеля

d

41416

67875

60451

145,96

Посевная площадь картофеля, га.

s

676

730

660

97,63

Среднегодовое поголовье коров, гол.

e

13752

3564

907

6,60

Вся посевная площадь, га.

S

48274

7707

5070

10,50

Расчетные показатели

Выход молочной продукции на 1ц

a/c

1,34

0,92

1,68

125,51

Выход картофеля на 1ц

b/d

3,71

2,57

3,23

86,87

Урожайность картофеля

b/s

227,59

239,14

295,57

129,87

Продуктивность

a/e

56,51

63,62

44,49

78,73

Плотность животных на 100 га

e/S

28

46

18

63

Из таблицы видно, что выход молочной продукции в 3 группе по отношению к 1 группе больше на 25,5 % при меньшей плотностью коров на 27%, и с меньшей продуктивности молока на 11,3 %. Такая разница в связи с большими затратами производства продукции молока в 1 группе (95,9%). А выход картофеля в 3 группе меньше на 13,1%, чем в 1 группе при большей урожайности на 29,87%, в связи с большими затратами (45,96%).

2.2. Структуру реализованной продукции сельского хозяйства

Отрасль может быть главной и дополнительной, иметь различное значение для хозяйства, поэтому более точно специализация оценивается по выручки. Соответственно показатели рассчитываются по агрегированным отраслям растениеводства и животноводства, по группам культур и животных, а так же по отдельным продуктам.

Данные об уровне и динамики специализации хозяйств, приведены в таблице 7.

Таблица 7. Структура произведенной продукции сельского хозяйства

Показатели

Группы

В среднем

Низшая

Средняя

Высшая

Удельный вес в выручке от реализации продукции сельского хозяйства:

-выручки от реализации скота и птицы, %

0,5947

0,0669

0,0055

0,22

-выручки от реализации овощей, %

8,5494

41,9484

80,8205

43,77

-выручки от реализации молока, %

42,8118

88,9545

11,1875

47,65

-выручки от реализации картофеля, %

5,8549

54,2224

43,2651

34,45

-выручки от реализации мясо, %

0,5079

1,3366

0,0561

0,63

Удельный вес в выручке от реализации продукции животноводства:

выручки от реализации скота и птицы, %

0,8017

0,0778

0,0148

0,30

выручки от реализации молока, %

34,3527

20,1243

0,8723

18,45

выручки от реализации мясо, %

0,0132

0,0166

0,0002

0,01

Удельный вес в выручке от реализации продукции растениеводства:

выручки от реализации овощей, %

1,2109

4,7797

19,7209

8,57

выручки от реализации картофеля, %

0,3949

14,4996

4,9215

6,61

В целом по совокупности четко прослеживается специализация предприятий (хозяйств) в сельском хозяйстве по производству и реализации продукции молока (47,65%). На втором месте, наибольший удельный вес занимает в выручке, овощи 43,77%, на третьем месте картофель 34,45%. Остальные виды продукции влияют незначительно.

Отдельно в отросли животноводства, продукция молока занимает 18,45% от выручки. Наибольший удельный вес продукция занимает в низшей группе (34,35%), наименьший в высшей (0,87%).

Из продукции растениеводства и животноводства видно, что практически во всех группах хозяйств не прослеживается специализация. Наибольшая специализация прослеживается в низшей группе, они (хозяйства) направлены на производство молока (42,81%).

2.3. Размеры и уровень концентрации производства

Концентрация производства – это есть сосредоточение средств производства, рабочей силы и получение продукции на одном предприятии, в одной отрасли или территории.

Определим, как изменяется концентрация производства от низшей группе к высшей.

Таблица 8. Концентрация производства

Показатели

Группы предприятий

Всего

В среднем по группам

Низшая

Средняя

Высшая

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  549  550  551   ..