Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  531  532  533   ..

 

 

Ценообразование в торговле

Ценообразование в торговле

Содержание

Регулирование цен с помощью скидок


Рис. 1. Организационная структура ООО «Восток»


В соответствии с Уставом основными видами деятельности Общества является:

– поставка продукции общественного питания;

– деятельность розничной торговли пищевыми продуктами.

Фактическим видом деятельности предприятия является реализация салатов и других блюд общественного питания в розницу.

Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1:

Таблица 2.1 Основные экономические показатели деятельности ООО «Восток»


Издержки (себестоимость) предприятия

Прибыль Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка (скидка) Торговая надбавка (скидка)
Издержки Прибыль Издержки Прибыль
Оптовая (отпускная) цена предприятия
Оптовая цена промышленности
Рыночная цена
Показатели Значение показателя Отклонения
2006 г. 2007 г. 2008 г. Абсолютное 2008–2006 (+,–) Относительное, 2008/ 2006 %
Выручка от продаж, тыс. руб. 4560 5830 6105 1545 133,88
Себестоимость продаж, тыс. руб. 2145 3201 4257 2112 198,46
Прибыль от продаж, тыс. руб. 1853 2026 1134 -719 61,20
Среднесписочная численность работников, чел. 16 18 20 4 125,00
Чистая прибыль, тыс. руб. 1442 1547 869 -573 60,22
Основные фонды, тыс. руб. 1358 1857 1920 562 141,38
Производительность труда, тыс. руб./чел. 285,00 323,89 305,25 20,25 107,11
Фондоотдача, тыс. руб. 3,36 3,14 3,18 -0,18 94,69
Фондоемкость, тыс. руб. 0,30 0,32 0,31 0,01 105,60
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. 84,88 103,17 96,00 11,12 113,11
Затраты на 1 руб. выручки, тыс. руб. 0,47 0,55 0,70 0,23 148,24
Рентабельность продаж, % 31,63 26,53 14,23 -17,40 44,98

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в 2008 году выручка от продаж относительно 2006 г. возросла на 33,88%, как и себестоимость, которая возросла в большей степени – на 98,46%. Темп роста себестоимости, превышающий темп роста выручки от продаж повлек снижение прибыли от продаж на конец 2008 г. относительно 2006 и 2007 гг.

Рост численности персонала незначителен – в течение периода исследования и составил 4 человека. Чистая прибыль предприятия за счет роста себестоимости и прочих расходов, не связанных с основной деятельностью снизилась в 2008 г. относительно 2006 г. до 60,22%.

За период 2006–2008 гг. стоимость основных фондов возросла на 41,38%, что является результатом приобретения новых основных фондов – в частности, нового кухонного оборудования.

Фондоотдача ОФ снизилась до 94,69%, а фондоемкость, как обратный показатель фондоотдачи увеличилась на 5,6%, что отрицательно характеризует деятельность предприятия. Фондовооруженность возросла за счет роста стоимости ОФ. Производительность труда возросла на 7,11%, что является положительным результатом деятельности предприятия.

Показатели затрат на 1 руб. выручки в период исследования возросли на 23 коп., что свидетельствует о росте расходов предприятия – нерационального планирования материальных затрат, общехозяйственных расходов, затрат на оплату труда.

В период 2006–2008 гг. наблюдается снижение рентабельности продаж с 31,63% до 14,23%, но показатель близок к желаемой норме (15–25%).

2.2 Система ценообразования в ООО «Восток»

Ценообразование является важнейшим качественным показателем работы ООО «Восток», осуществляющего розничную торговлю салатами и другими блюдами, в котором находят отражение все стороны его деятельности.

В ООО «Восток» в условиях работы на рынке общественного питания и получения всех исходных факторов производства, организована специальная системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемые предприятием блюда, так и на факторы производства, приобретаемые предприятием на рынке – средства производства, природные ресурсы, труд. Эту работу осуществляет заведующий производством под руководством коммерческого директора ООО «Восток».

Необходимо отметить, что стоимость готовой продукции ниже на 10% уровня цен за аналогичную продукцию других предприятий, при этом ООО «Восток» гарантирует высокое качество еды и напитков; качество и высокую скорость обслуживания, возможность выбора широкого ассортимента блюд и напитков.

Ценовая политика ООО «Восток» позиционируется в сегменте недорогой кухни с демократичными ценами. Цены на салаты и другие блюда варьируются от 11 до 75 руб. за 100 гр.

Планирование рыночной цены на продукцию ООО «Восток» осуществляется по следующим этапам:

1. Планирование оптовой цены. Оптовая цена на продукцию ООО «Восток» – цена, с которой товар выходит с кухонного блока. Она состоит из полной себестоимости и прибыли.

1. Планирование отпускной цены. Отпускная цена ООО «Восток» – это цена, которая включает в себя помимо полной себестоимости и прибыли налог на добавленную стоимость – 18%.

3. Планирование рыночной цены. Рыночная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Она отличается от отпускной цены предприятия 10% торговой наценки, необходимое для содержания работников и покрытия транспортных расходов в размере 5% на блюда ООО «Восток» (всего 15%).

Процесс планирования рыночной цены на продукцию ООО «Восток» представлен в прил. 1.

Во многом решения по установлению рыночной цены на продукцию ООО «Кыстау» определяется внешними причинами по отношению к предприятию. В одних случаях эти причины значительно уменьшают свободу предприятия в установлении цен, в других случаях – не оказывает заметного влияния на свободу ценообразования, в третьих – значительно расширяют эту свободу. Следовательно, конечным результатом первого этапа процесса планирования рыночной цены должно быть выявление границ предприятия в установлении рыночных цен на продукцию.

Специалисты ООО «Кыстау» при планировании рыночных цен своей продукции используют метод ценообразования «издержки + прибыль» потому, что во-первых, предприниматели всегда лучше знают свои издержки, чем спрос покупателей и цены конкурентов.

Во-вторых, этот метод уменьшает ценовую конкуренцию, когда все фирмы используют его в своей практике ценообразования. В данной ситуации их цены очень близки друг к другу.

В совокупности рыночная цена конкретного блюда ООО «Восток» определяется взаимным действием трёх групп факторов: издержек производства, состояния спроса и уровня конкуренции на рынке услуг общественного питания.

Рис. 2. Влияние каналов товародвижение на формирование рыночных цен в ООО «Восток»


Особенностью ценообразования на продукцию ООО «Восток» является то, что данная продукция реализуется населению и на нее формируются розничные цены, уровень которых складывается из стоимости сырья по розничным ценам и наценок, предназначенных наряду с торговыми наценками для возмещения совокупных издержек данных предприятий, уплаты налогов и неналоговых платежей согласно действующему законодательству, образования прибыли.

Особенность ценообразования в сфере общественного питания, представителем которой является ООО «Восток», состоит еще и в том, что в этой отрасли не определяется себестоимость единицы выпускаемой продукции. На каждое изделие собственного производства рассчитывается цена реализации.

Исчисление продажных цен на блюда и изделия в ООО «Восток» осуществляется в калькуляционных карточках, которые нумеруются и регистрируются в специальном журнале. В калькуляционных карточках указывают наименование блюда, номер рецептуры, название Сборника рецептур, дата составления калькуляции или ее изменения, выход блюда в готовом виде и цена порции. Расчет стоимости блюда производится исходя из стоимости сырья (с учетом наценки), расходуемого на 100 порций блюд или 10 кг изделий. Затем делением общей суммы стоимости набора сырья на 100 (или 10) определяется цена одной порции.

Основными документами при калькуляции блюд в ООО «ООО «Восток», регламентирующими нормы закладки сырья являются Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

В процессе планирования рыночной цены ООО «Восток» используется метод ориентации на издержки, который предполагает построение цены по принципу «издержки + ресторанная наценка)», а также через получение общего объема прибыли и безубыточности.

Динамика и структура издержек ООО «Восток» представлена в табл. 2.2.

Таблица 2.2 Динамика и структура издержек производства ООО «Восток» за 2006-2008 гг.

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.
сумма уд. вес, % В % к обороту
сумма

уд. вес,

%

сумма уд. вес, %

2007/

2006

2008/

2007

Материальные расходы 183,792 8,57 622,64 19,45 1246,12 29,27 678,01 200,13
Заработная плата 1420,8 66,24 1836 57,36 2088 49,05 146,96 113,73
Отчисления на социальные нужды 369,408 17,22 477,36 14,91 542,88 12,75 146,96 113,73
Амортизационные отчисления 46 2,14 54 1,69 68 1,60 147,83 125,93
Прочие расходы 125 5,83 211 6,59 312 7,33 249,60 147,87
Итого расходов 2145 100,00 3201 100,00 4257 100,00 198,46 132,99

Материальные расходы предприятия в общей структуре расходов составили в 2006 г. – 8,57%, в 2007 г. – 19,45%, в 2008 г. – 29,27%, что свидетельствует о росте материальных затрат предприятия к концу периода исследования, из-за повышения стоимости продукции для приготовления ресторанных блюд и напитков и ростом затрат на топливо и др. расходы.

Расходы на заработную плату персонала составляют основную долю затрат ООО «Восток». В общей структуре затрат удельный вес заработной платы составляет 66,24%, 57,36%, 49,05% в 2006–2008 гг. соответственно. Расходы на оплату труда персонала составляют практически 50% всех расходов предприятия на конец 2008 г. Отчисления на социальные нужды составляют 17,22%, 14,91%, 12,75% в исследуемый период, т.е. эти показатели в структуре расходов ежегодно снижаются.

Амортизационные отчисления в общей структуре затрат составили в 2006 г. – 2,14%, в 2007 г. – 1,69%, в 2008 г. – 1,6% и являются незначительными в общей структуре затрат предприятия.

Прочие расходы составили в 2006 г. – 5,83%, в 2007 г. – 6,59%, в 2008 г. – 7,33%. К этой статье расходов относятся в основном расходы на доставку продуктов и напитков своим транспортном и арендуемым для осуществления производственной деятельности предприятия.

Установление цены в ООО «Восток» по формуле «издержки + наценка» основано на калькуляции полной себестоимости продукции (единицы) с добавлением наценки как процента сверх издержек, т.е. по уровню рентабельности кулинарной продукции, реализуемой предприятием.

При формировании наценки, ООО «Восток» руководствуется документацией о принадлежности к категории, которая является приложением к лицензии на торгово-производственную деятельность предприятия.

В полную себестоимость приготовленного блюда предприятия входят следующие компоненты: сырье и материалы, топливо и электроэнергия, фонд оплаты труда, начисление, амортизация, прочие расходы. На предприятии ведется учет расхода электроэнергии и топлива на каждый месяц. Все эти расходы включаются в калькуляцию цен по видам блюд. Отпускная цена ООО «Восток» включает в себя помимо полной себестоимости и прибыли налог на добавленную стоимость – 18%. Рыночная цена отличается от отпускной цены предприятия 10% торговой наценкой, необходимой для содержания торговых работников и покрытия транспортных расходов в размере 5% (всего 15%).

Методика формирования рыночной цены на салат из капусты белокочанной в ООО «Восток» представлена в калькуляционной карте (прил. 2).

Анализируя данные приложения, можно сделать вывод, что при формировании рыночной цены основные расходы связаны со стоимостью исходного продукта – капусты белокочанной и оплатой труда персонала. При этом при оптовой цене салата 21,15 руб. за 100 гр. розничная цена достигает уровня 28,96 руб. за 100 гр., при этом разница между оптовой и розничной ценой составляет: 28,96 – 21,15 = 7,81 руб., эта разница при наценке практически равна стоимости исходного продукта, что свидетельствует о том, что между оптовой и розничной ценой на продукт имеется большое отклонение.

Общая схема формирования рыночной цены в ООО «Восток» можно представлена в прил. 3.

Так как на предприятии используется всего лишь один метод ценообразования – затратный метод (метод ориентации на издержки), необходимо отметить его плюсы и минусы:

Плюсы затратного метода: ООО «Восток» имеет всегда больше информации о своих издержках, чем о потребительском спросе. Поэтому данный метод чрезвычайно прост для его использованием специалистами экономического отдела предприятия. Минусы затратного метода: Данный метод не связан с текущим спросом и недостаточно учитывает потребительские свойства производимой и реализуемой ресторанной продукции.

Метод планирования рыночных цен на среднесрочную перспективу (3 года) на предприятии базируется на расчете среднего коэффициента, который определяется исходя из среднего процента прироста или снижения производства определенной продукции за последние три года, который в дальнейшем перемножается на объемы реализации по этому виду продукции в предыдущий год.

Расчет плановой рыночной цены в 2008 г. на салат из белокочанной капусты представлено в табл. 2.3.


Таблица 2.3 Расчет плановой рыночной цены в 2008 г. на салат из белокочанной капусты

Вид продукции Рыночная цена, руб. Относительное изменение, %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2006/2005 2007/2006 2008/2007

Сред. коэф.

прироста

Салат из капусты белокочанной (100 гр.) 27,7 30,12 34,20 37,96 +8,7 +13,54 +10,79 11,01

Средний коэффициент рыночных цен на салат из белокочанной капусты в 2005–2007 гг. рассчитывается следующим образом:

(8,7 + 13,54+10,79): 3 = 11,01% – планируемый прирост рыночной цены в 2008 г.

Соответственно плановая рыночная цена 100 гр. салата в 2008 г. составит: 34,20 + (34,20 х 11,01%) = 34,2 + 3,76 = 37,96 руб.

Другие методы планирования рыночных цен на среднесрочную перспективу на предприятии не используются.

Динамика рыночных цен на произведенную и реализованную продукцию ООО «Восток» в 2006–2007 гг. представлена в табл. 2.4.

Таблица 2.4 Динамика рыночных цен на продукцию ООО «Восток» в 2006–2008 гг.

Ассортимент реализуемой продукции Рыночная цена, руб. на 1 порцию. Изменение 2007 к 2005
2005 2006 г. 2007 г. (+,–) %
Салат «Свежесть» 130,12 131,11 134,20 +4,08 +13,55
Салат «Нежный» 170,59 174,20 179,38 +8,79 +12,45
Колбаски «Шашлычные» 210,5 213,56 218,07 +7,57 +3,60
Отбивная «По царски» 225,4 233,70 237,83 +12,43 +5,51
Мясо «Радость гурмана» 230,15 234,51 244,45 +14,3 +6,21
Шашлык из баранины 225,3 225,6 227,78 +2,48 +9,80
Салат «Восток» 126,14 126,78 128,69 +2,55 +9,76
Салат «Лагуна» 111,25 112,30 115,36 +4,11 +36,53
Салат «Полет» 125,10 125,7 126,11 +1,01 +4,02
Салат «Мясной» 130,17 130,4 131,51 +1,34 +4,44
Манты 156,7 157,2 161,77 +5,07 +8,94
Котлета «Московская» 127,82 128,1 129,30 +1,48 +5,32
Курица в кляре 170,10 172,3 176,15 +6,05 +8,63
Котлета «Оригинальная» 131,10 132,66 134,18 +3,08 +9,90
Рыба в сухарях 135,8 135,9 136,23 +0,43 +1,20

На основании данных таблицы, наибольшее отклонение в рыночных ценах за период 2006–2008 гг. наблюдается по следующим видам продукции: отбивной «По царски» и мяса «Радость гурмана», что связано с ростом стоимости первичного сырья – мяса, а так же затрат на топливо и электроэнергию. Анализ отклонений фактических от плановых рыночных цен на продукцию ООО «Восток» в 2008 г. представлен в табл. 2.5:

Таблица 2.5 Анализ отклонений фактической от плановой рыночной цены на продукцию ООО «Восток» в 2008 г.

Ассортимент выпускаемой продукции Рыночная цена, руб. Изменение
План Факт (+,–) %
Салат «Свежесть» 133,1 134,20 +1,1 0,83
Салат «Нежный» 183,00 179,38 -3,62 -1,98
Колбаски «Шашлычные» 230,41 218,07 -12,34 -5,36
Отбивная «По царски» 238,2 237,83 -0,37 -0,16
Мясо «Радость гурмана» 250,0 244,45 -5,55 -2,22
Шашлык из баранины 226,1 227,78 +1,68 0,74
Салат «Восток» 125,14 128,69 +3,55 2,84
Салат «Лагуна» 114,2 115,36 +1,16 1,02
Салат «Полет» 126,3 126,11 -0,19 -0,15
Салат «Мясной» 130,01 131,51 +1,5 1,15
Котлета «Московская» 128,15 129,30 +1,15 0,90
Курица в кляре 179,12 176,15 -2,97 -1,66
Котлета «Оригинальная» 132,1 134,18 +2,08 1,57
Рыба в сухарях 35,19 36,23 1,04 0,77

По данным таблицы можно сделать вывод, что отклонения плановых рыночных цен от фактических наблюдаются по всем видам продукции в пределах 20% (от -5,36% до 14,12%).

Эти результаты свидетельствуют о том, что необходимо более тщательно планировать рыночные цены предприятия, а используемый метод планирования рыночных цен недостаточно эффективен, т. к. существующее калькулирование издержек ведет к снижение прибыли от продаж.

Т.о. исследование системы ценообразования в ООО «Восток» позволило выявить следующие недостатки:

– на предприятии за счет высоких издержек установленные цены на блюда не дают достаточно прибыли предприятия для высокого уровня рентабельности, а рост цен не будет эффективным за счет снижения конкурентоспособности продукции предприятия;

– работа по регулированию рыночных цен на предприятии не ведется;

– резервы снижения реализационных цен не выявляются, калькулировании себестоимости при определении цен реализации осуществляется неэффективно.


3. Направления регулирования цен в ООО «Восток»

Оптимизация калькуляционных затрат при приготовлении блюд для снижения цен реализации.

По установленным данным, наибольшие издержки предприятие несет при изготовлении следующих блюд, представленных в таблице:

Таблица 3.1 Расчет влияния уровня рыночных цен на результат от реализации в ООО «Восток» в 2008 г.

Наименование товарных групп Объем продаж, порций Рыночная цена за ед. продукции, руб. Выручка от реализации, тыс. руб. Издержки обращения, тыс. руб. Результат от реализации, тыс. руб.
Колбаски «Шашлычные» 723 218,07 157,66 98 59,66
Отбивная «По царски» 654 237,83 155,54 75 80,54
Мясо «Радость гурмана» 693 244,45 169,40 56 113,40

Сравнительно с другими блюдами, объем реализации которых проанализирован во второй части работы, можно сделать вывод, что по представленным в таблице блюдам выявлены наибольшие издержки при их изготовлении; «Колбаски шашлычные» – 62%, отбивная «По царски» – 48%, мясо «Радость гурмана» – 33%, за счет чего объемы продаж этих блюд ниже чем многих других, соответственно прибыль от продаж так же невысокая.

В связи с чем, предлагается проанализировать калькуляционные карты на эти виды блюд, представленные в прил. 4.

Анализируя данные приложения, можно сделать вывод, что основной расход осуществляется на мясо при приготовлении блюда, которое заменить нельзя, так же и основные ингредиенты блюда, поэтому следует рассмотреть другие затраты: основные из них это электроэнергия, масло для жарки, а так же оплата труда, но так как снизить заработную плату работникам невозможно, то можно снизить расходы при приготовлении данных блюд, цены на которые достаточно высоки, за счет чего объемы продаж их низкие, по такой статье калькуляции, как растительное масло.

В настоящий момент предприятие пользуется для приготовления блюд маслом «Олейна», которое имеет достаточно высокую стоимость, предлагается заменить данное масло при приготовлении блюд на масло «Золотая семечка», расчеты эффективности использования этого вида масла представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2 Оценка качества подсолнечного масла «Олейна» используемого в ООО «Восток» для приготовления блюд

Показатели качества Баллы Количество баллов
5 4 3 2 1
Цвет (в проходящем и отраженном свете на белом фоне при температуре 40С) 4 Соломенно-желтый Интенсивно желтый Интенсивно желтый с коричневым оттенком Светло-коричневый Коричневый или темно-коричневый
Вкус (при температуре 40C) 5 Без постороннего привкуса Хороший, но с посторонним привкусом Слабо выраженный, горьковатый Горький, с ярко выраженным посторонним привкусом Очень горький, вызывающий неприятное ощущение першения
Запах (при температуре не ниже 50 С) 4 Без постороннего запаха Отсутствует свойственный подсолнечному маслу, без постороннего запаха Слабо выраженный, неприятный продуктов термического распада масла Выраженный, неприятный, продуктов термического распада масла Резкий, неприятный термического распада масла
Всего баллов 13

Таблица 3.3 Оценка качества подсолнечного масла «Золотая семечка» предлагаемого для использования

Показатели качества Баллы Количество баллов
5 4 3 2 1
Цвет (в проходящем и отраженном свете на белом фоне при температуре 40 С) 5 Соломенно-желтый Интенсивно желтый Интенсивно желтый с коричневым оттенком Светло-коричневый Коричневый или темно-коричневый
Вкус (при температуре 40 C) 5 Без постороннего привкуса Хороший, но с посторонним привкусом Слабо выраженный, горьковатый Горький, с ярко выраженным посторонним привкусом Очень горький, вызывающий ощущение першения
Запах (при температуре не ниже 50 С) 5 Без постороннего запаха Отсутствует свойственный подсолнечному маслу, без постороннего запаха Слабо выраженный, неприятный продуктов термического распада масла Выраженный, неприятный, продуктов термического распада масла Резкий, неприятный термического распада масла
Всего баллов 15

По данным таблиц можно сделать вывод, что используемое растительное масло «Олейна» для приготовления блюд в ООО «Восток» хорошее, но предлагаемое к использованию масло «Золотая семечка», обладает лучшим качественными характеристиками.

Необходимо определить стоимость используемого и предлагаемого масла к использованию:


Таблица 3.4 Ценовая характеристика растительного масла

Наименование Цена, руб.
Растительное масло «Олейна», 1 литр 89
Растительное масло «Золотая семечка», 1 литр 72
Расход растительного масла на приготовление блюд за год «Олейна» 923 л. х 89 =82147
Расход растительного масла на приготовление блюд за год «Олейна» 923 х 72 = 66456
Экономический эффект 15691

Таким образом, при использовании масла «Золотая семечка» снижение затрат по статье калькуляции «масло растительное составит 19,11% (100 – (72 / 89х100)) как по самым дорогим мясным блюдам, так и по всем остальным, в которых используется масло растительное.

Следующим направлением совершенствования ценообразования предлагается оптимизация прочих расходов, в которые в большем объеме входят затраты на воду.

Нормы расхода воды на приготовление полуфабрикатов и блюд из них по данным ОАО «Водоканал», который взимает плату за воду в ООО «Восток» представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5 Нормы расхода воды на приготовление полуфабрикатов и блюд из них по начислению по данным ОАО «Водоканал»

Полуфабрикаты Нормы расхода воды на 1 порцию, в литрах
Мясные 2,50
Овощные 2,80
Кулинарные 2,00

Объемы расхода воды на каждый вид полуфабриката при приготовлении блюда определяется исходя из количества на предприятии моечных производственных раковин, посудомоечной машины, варочных котлов, а так же процессов помывки продуктов после разделывания, очистки, тепловой обработки водой, паром и др.

Средний расход воды по нормативам ОАО «Водоканал» является очень высоким, поэтому предлагается установить счетчики на воду, что позволит точно учитывать расход на воду предприятием, по практическим данным установлено, что использование эле4ктронных счетчиков воды снижает затраты на воду в среднем на 42% при затратах на 1 литр воды в размере 4,8 руб. для предприятий общественного питания (табл. 3.6)

Таблица 3.6 Расчет изменения расходов воды при использовании счетчика на воду ООО «Восток» в 2007 г.

Наименование товарных групп Объем продаж, порций Затраты на воду по расчетам ОАО «Водоканал» на 1 порцию Общий расход воды по расчетам ОАО «Водоканал» (гр2 х гр. 3)

Расходы воды по счетчику электронного учета расхода воды

(гр. 4–42%)

Экономический эффект (гр. 4 – гр. 5) х0,0048 тыс. руб.
1 2 3 4 5 6
Салат «Свежесть» 2950 2,8 8260 4790,8 16,65
Салат «Нежный» 1359 2,8 3805,2 2207,016 7,67
Колбаски «Шашлычные» 723 2,5 1807,5 1048,35 3,64
Отбивная «По царски» 654 2,5 1635 948,3 3,29
Мясо «Радость гурмана» 693 2,5 1732,5 1004,85 3,49
Шашлык из баранины 2350 2,5 5875 3407,5 11,8
Салат «Восток» 1763 2,5 4407,5 2556,35 8,88
Салат «Лагуна» 1048 2 2096 1215,68 4,2
Салат «Полет» 452 2,5 1130 655,4 2,27
Салат «Мясной» 256 2,5 640 371,2 1,29
Манты 605 2,5 1512,5 877,25 3,04
Котлета «Московская» 650 2 1300 754 2,62
Курица в кляре 450 2,5 1125 652,5 2,26
Котлета «Оригинальная» 320 2,8 896 519,68 1,80
Рыба в сухарях 1100 2 2200 1276 4,43
Итого 15373 38422,2 22284,87 77,45

По данным таблицы, получен положительный результат от продаж по всей номенклатуре блюд, что свидетельствует о совершенствовании стратегии ценообразования и эффективности планирования издержек в калькуляционных картах блюд, но при этом наблюдается значительный рост издержек, что так же снижает конкурентоспособность продукции ООО «Восток», за счет чего результат от продаж к концу 2008 г. в сравнении с 2006 г. снизился, т. к. высокая рыночная цена ведет к снижению объемов продаж и соответственно, прибыли от продаж.

Расчет экономического эффекта мероприятия представлен в табл. 3.7.

Таблица 3.7 Расчет экономического эффекта регулирования цен путем снижения затрат на жиры и водоснабжение для приготовления блюд

Наименование Показатель, тыс. руб.
Экономия от замены растительного масла «Олейна» на растительное масло «Золотая семечка» 15,69
Экономия затрат на водоснабжениие при использовании электронного счетчика воды 77,45
Приобретение электронного счетчика воды 0,43
Установка и подключение электронного счетчика воды 1,1
Эффект мероприятия 91,61

Общий экономический эффект для предприятия при внедрении мероприятия составит 91,631 тыс. руб.

В табл. 3.8 представлено, как изменятся цены на блюда ООО «Восток» при совершенствовании ценообразования по предложенным направлениям:


Таблица 3.8 Изменение цен на блюда ООО «Восток» при совершенствовании ценообразования

Наименование товарных групп Объем продаж, порций, шт. Рыночная цена 1 порции, руб. до мероприятия Рыночная цена 1 порции, руб. до мероприятия Изменение рыночной цены (+,–) Изменение рыночной цены (%)
Салат «Свежесть» 2950 134,2 126,9 7,3 -5,44
Салат «Нежный» 1359 179,38 172,08 7,3 -4,07
Колбаски «Шашлычные» 723 218,07 210,77 7,3 -3,35
Отбивная «По царски» 654 237,83 230,53 7,3 -3,07
Мясо «Радость гурмана» 693 244,45 237,15 7,3 -2,99
Шашлык из баранины 2350 227,78 220,48 7,3 -3,20
Салат «Восток» 1763 128,69 121,39 7,3 -5,67
Салат «Лагуна» 1048 115,36 108,06 7,3 -6,33
Салат «Полет» 452 126,11 118,81 7,3 -5,79
Салат «Мясной» 256 131,51 124,21 7,3 -5,55
Манты 605 161,77 154,47 7,3 -4,51
Котлета «Московская» 650 129,3 122 7,3 -5,65
Курица в кляре 450 176,15 170,24 5,91 -3,36
Котлета «Оригинальная» 320 134,18 128,27 5,91 -4,40
Рыба в сухарях 110 136,23 130,32 5,91 -4,34

При внедрении мероприятия цены на блюда ООО «Восток» изменятся следующим образом: на сумму снижения затрат по маслу растительному последующим видам блюд, исходя из числа порций: салаты, мясные блюда, супы (расход масла на зажарку). Т.е. в среднем цена на перечисленные группы блюд снизится на 1,39 руб. (15690/11251). При установке счетчика на воду, цены на все блюда изменятся, т.к. вода используется при приготовлении всего ассортимента блюд на 5,91 руб. (77450/13096) Т.о. при внедрении мероприятия цены на весь ассортимент блюд снизятся от 3,17 до 5,71%.


Таблица 3.9 Динамика основных экономических показателей деятельности ООО «Восток» при совершенствовании ценообразования

Показатели до мероприятий после мероприятий (+,–) %
Выручка от продаж, тыс. руб. 6105 6013,39 -91,61 -1,50
Себестоимость продаж, тыс. руб. 4257 4165,39 -91,61 -2,15
Прибыль от продаж, тыс. руб. 1134 1134 0 0,00
Чистая прибыль, тыс. руб. 869 869 0 0,00
Затраты на 1 руб. выручки, коп. 0,70 0,69 -0,01 -1,04
Рентабельность продаж, % 14,23 18,86 4,63 -

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что при внедрении всех мероприятий выручка от продаж снизится на 1,5%, как и себестоимость, которая снизится на 2,15%. Прибыль от продаж останется без изменений, затраты на 1 руб. выручки сократятся 1,04%, рентабельность продаж возрастет на 4,63%.


Заключение

На предприятии торговли в условиях работы на рынок и получения всех исходных факторов производства с рынка должна быть организованна специальная, системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемую предприятием продукцию, услуги, работы, так и на факторы производства, покупаемые предприятием на рынке (в рыночных условиях): средства производства, природные ресурсы, труд.Правильно проводимая ценовая политика может значительно повысить эффективность деятельности фирмы. Ошибки в определении уровня цены часто приводят к отрицательным последствиям. Всё это делает ценообразование важной частью маркетинговой стратегии фирмы.

Ценообразование является важным элементом системы управленческого учета. Оно подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами предприятия торговли в различных рыночных ситуациях.

Практическое исследование темы работы осуществлялось на примере ООО «Восток», основным видом деятельности предприятия является реализация салатов и других блюд общественного питания в розницу.

Ценообразование является важнейшим качественным показателем работы ООО «Восток», осуществляющего розничную торговлю салатами и другими блюдами, в котором находят отражение все стороны его деятельности.

В ООО «Восток» в условиях работы на рынке общественного питания и получения всех исходных факторов производства, организована специальная системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемые предприятием блюда, так и на факторы производства, приобретаемые предприятием на рынке – средства производства, природные ресурсы, труд. Эту работу осуществляет заведующий производством под руководством коммерческого директора ООО «Восток».

Необходимо отметить, что стоимость готовой продукции ниже на 10% уровня цен за аналогичную продукцию других предприятий, при этом ООО «Восток» гарантирует высокое качество еды и напитков; качество и высокую скорость обслуживания, возможность выбора широкого ассортимента блюд и напитков.

Ценовая политика ООО «Восток» позиционируется в сегменте недорогой кухни с демократичными ценами. Цены на салаты и другие блюда варьируются от 11 до 75 руб. за 100 гр.

Т.о. исследование системы ценообразования в ООО «Восток» позволило выявить следующие недостатки:

– на предприятии за счет высоких издержек установленные цены на блюда не дают достаточно прибыли предприятия для высокого уровня рентабельности, а рост цен не будет эффективным за счет снижения конкурентоспособности продукции предприятия;

– работа по регулированию рыночных цен на предприятии не ведется;

– резервы снижения реализационных цен не выявляются, калькулировании себестоимости при определении цен реализации осуществляется неэффективно.

На основании выявленных недостатков предложены направления регулирования цен в ООО «Восток», которые позволят изменить цены предприятия для повышения конкурентоспособности.


Список использованных источников

1. Алклычев А.М. Ценообразование в современной экономике – М.: ИПЦ ДГУ, 2005. – 160 с.

2. Васильев Н.Э. Формирование цены в рыночных условиях. М.: Слово, 2005. – 690 с.

3. Воронов Ю.П. Умение назначить цену (пособие по практическому ценообразованию) // ЭКО, 2008, №2. – 24 с.

4. Воронов Ю.П. Умение назначать цену. // ЭКО, 2007, №11. – с. 211.

5. Влияние ценообразования на выручку, получаемую от реализации продукции. – Налоговый вестник, 2004, №4. – 69 с.

6. Определение цен по сделкам. // Налоги и налогообложение, 2005, №3. – 45 с.

7. Кюте Е. Цены в розничной торговле. – М.: Дело, 2006. – 221 с.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2005. – 210 с.

9. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с.

10. Методика влияния внешних и внутренних факторов на экономические процессы. – Экономический анализ: теория и практика, 2007, №7. – 22 с.

11. Осин Г.П. Цены и ценообразование. – М.: Экономистъ, 2006. – 258 с.

12. Солнцев В.Р. Государственное регулирование цен и контроль за их применением. // Экономист, 2006, №9. – 26 с.

13. Рише К. Экономика предприятия. – М.: Аристей, 2005. – 152 с.

14. Табачный Е.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия – М.: Инфра – М, 2005. – 441 с.

15. Уровень и динамика потребительских цен на товары и услуги // Экономист, 2005, №11. – с. 64.

16. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Альянс, 2007. – 512 с.

17. Ценообразование /Под ред. проф. Салимжанова И.К. – М.: Финстатинформ, 2006. – 422 с.

18. Ценовая стратегия предприятия. // Консультант директора. 2006, №4. – 19 с.

19. Ценовая политика организации. – Финансовая газета, 2007, №11. – 35 с.

20. Ценовая политика организации. – Финансы, 2006, №8. – 32 с.

21. Ценообразование как часть финансовой стратегии. – Консультант, 2007, №5. – 41 с.

22. Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. – М.: Филинъ, 2006. – 300 с.

23. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. – М.: Инфра‑М, 2006. – 219 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  531  532  533   ..