Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  142  143  144   ..

 

 

Методы оценки эффективности маркетинга на предприятии

Методы оценки эффективности маркетинга на предприятии

Оглавление

Введение

2.1. Общая характеристика предприятия «Урал»

2.2. Оценка маркетинга предприятия «Урал»

2.2.1. Маркетинговое исследование на предприятии

2.2.2. Основные параметры рынка и его целевых сегментов на примере косметической продукции

Оценочные перспективы Перспектива по времени
Текущие показатели Конечные показатели
Внутренние (в компании) Дефекты продуктов
Несвоевременные поставки
Ошибки в выставлении счетов
Дебиторская задолженность
Оборачиваемость запасов
Чистая прибыль/доход
Рентабельность продаж
Маржа на единицу продукции
Рентабельность активов
Оборачиваемость активов
Внешние (на рынке) Удовлетворенность потребителей
Сравнительное качество продукта
Сравнительное качество услуги
Намерения купить
Осведомленность о товаре
Доля рынка
Сохранение клиентов
Сравнительные продажи новых продуктов
Выручка на одного клиента
Темп роста рынка[17]
Целевой сегмент Вероятность приобретения товара Pi
15 – 30 лет 0,8 – 1,0
30 – 45 лет 0,3 – 0,5
45 – 60 лет 0,1 – 0,3
60 – 75 лет 0,5 – 0,8

2.2.3. Управление каналами сбыта косметической продукции

Наименование сегмента Доля сегмента
15 – 30 лет С1 = 21234*0,9 = 19111
30 – 45 лет С2 = 55842*0,4 = 22337
45 – 60 лет С3 = 42724*0,1 = 4272
60 – 75 лет С4 = 6668*0,6 = 4000
Каналы сбыта Средство для тела Средство для волос Духи
2008 2009 2007 2009 2008 20010
продажа работникам предприятия 15 17 7 9 1 1,2
продажа в рознице 276,9 315,4 154,3 170,2 33,7 40,2
частным посредникам 255 282,5 120,4 137,5 28,6 33,1
Каналы сбыта цена за единицу товара, руб. себестоимость единицы товара, руб. прибыль на единицу товара, руб. рентабельность, % объем реализации товара, т удельный вес реализации товара, %
продажа работникам предприятия 20 17 3 117,65 15 2,742732
продажа в розницу 20 17 3 117,65 276,9 50,63083
частным посредникам 22 17 5 129,41 255 46,62644
Сумма 546,9 100
Факторы Оценка руководителей и специалистов Сумма рангов Коэффициент значимости
1 2 3 4 5
Рентабельность 7 6 7 4 5 29 0,16
Объем продаж 8 7 6 5 8 34 0,18
Своевременность расчетов 4 5 5 4 2 20 0,11
Уровень конкуренции 6 7 5 7 5 30 0,16
Гарантия сбыта 4 2 6 6 3 21 0,11
Скорость продажи 6 4 2 4 3 19 0,10
Надежность партнеров 5 6 5 8 7 31 0,17
Сумма 184
Показатели Каналы сбыта Коэффициент значимости С учетом значимости
продажа работникам предприятия Продажа в розницу частным посредникам продажа работникам предприятия продажа в розницу частным посредникам
1 2 3 4 5 6=2*5 7=3*5 8=4*5
Уровень рентабельности 1 5 3 0,16 0,16 0,8 0,48
Объем продаж 1 5 4 0,18 0,18 0,9 0,72
Своевременность расчетов 2 4 3 0,11 0,22 0,44 0,33
Гарантия сбыта 1 3 3 0,11 0,11 0,33 0,33
Скорость продажи 2 4 4 0,10 0,20 0,4 0,4
Надежность партнеров 1 5 3 0,17 0,17 0,85 0,51
Итоговая оценка 8 26 24 0,81 2,25 3,72 2,77

2.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия «Урал»

Средство рекламы Расценка Период Всего, тыс. руб.

Газета

Модуль 4х5 = 1 тыс рублей

Ежемесячная реклама

40

Журнал Бесплатные объявления За год -
25 рекламных щитов Ежемесячная аренда 5.2тыс. руб. За год 1560
листовки 4 000 тыс

Тираж 100тыс.

На 4 промо-акцию 1280
реклама на транспорте 200 87тыс. руб.(на год) Х 1740
Всего 5060

2.4. Предложения по улучшению маркетинговой деятельности на предприятие «Урал»

№ вопроса Вариант ответа значение

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Б 1
2 Б 1
3 В 0

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА

А 0
5 А 0

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА

Б 1
7 Б 0
8 А 0
ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА 9 В 0
10 А 0
11 В 0

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА

Б 1
13 Б 1
14 В 0
15 В 1
итого 6
Цели
Стратегические Специфические Разовые
Увеличить число потребителей Ускорить продажу наиболее выгодного товара Извлечь выгоду из ежегодных событий (Рождество, Новый год и т.д)
Увеличить количество товара, потребителем Повысить оборачиваемость какого-либо товара Воспользоваться отдельной благоприятной возможностью (годовщина создания фирмы, открытие нового филиала и т.д.)
Увеличить оборот до показателей, намеченных в плане маркетинга Избавиться от излишних запасов Поддержать рекламную компанию
Выполнить показатели плана продаж Придать регулярность сбыту сезонного товара
Оказать противодействие возникшим конкурентам
Оживить продажу товара, сбыт которого переживает застой
Виды простых рисков Веса Vi
Неустойчивость спроса 1/7 = 0,14
Снижение цен конкурентами
Рост налогов
Неплатежеспособность потребителей
Рост цен на сырье, материалы, перевозки
Непредвиденные затраты, в т.ч. и за инфляцию 1/5 = 0,2
Несвоевременная поставка
Угроза забастовки ¼ = 0,25
Недостаточный уровень заработной платы
Квалификация кадров

Заключение

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАШЕГО МАРКЕТИНГА»

Анкета эффективности Вашего маркетинга разработана, чтобы помочь Вам оценить насколько Ваше предприятие ориентировано на потребителя. Она подскажет, что нужно сделать, чтобы улучшить маркетинг и повысить эффективность Вашего бизнеса.

Основывайте ответы на собственной оценке эффективности Вашего маркетинга, а не на оценке, которую, как Вы надеетесь, дал бы Ваш потребитель. Отметьте ответ, который наиболее подходит Вашему предприятию.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопрос 1. Когда Вы в последний раз проводили исследования рынка, клиентов, их покупательной активности, Ваших конкурентов?

Ответы:

А. Несколько лет назад (до 5 лет) или никогда.

Б. Пару лет назад.

В. Недавно (в течение последних нескольких месяцев).

Вопрос 2. Как хорошо Вы знаете сбытовой и прибыльный потенциал различных сегментов рынка, клиентов, каналов сбыта, производимой продукции и др.?

Ответы:

А. Очень хорошо — мы проводим детальный анализ и исследования.

Б. Немного — есть информация по определенным вопросам.

В. Не знаем вообще.

Вопрос 3. Насколько эффективна Ваша маркетинговая информационная система в обеспечении высококачественными данными, помогающими быстро принимать решения, касающиеся маркетинга?

Ответы:

А. Очень эффективная информационная система, постоянно обновляемая и используемая. Создана электронная база данных.

Б. Довольно эффективная система — но иногда не достаточно быстрая, точная и полная для принятия решений. Информация в основном расположена на бумажных носителях.
В. Мы не имеем системы — собираем информацию нерегулярно и интуитивно. Отсутствует электронная база данных.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА

Вопрос 4. Вы разрабатываете различную продукцию и планы маркетинга для различных сегментов рынка?

Ответы:

А. Мы продаем продукцию любому, кто покупает. Сегменты четко не определены.

Б. Мы дифференцируем продукцию для различных сегментов рынка.

В. Мы создаем продукцию для целевых сегментов рынка и разрабатываем комплекс маркетинга для этих сегментов.

Вопрос 5. Определяете ли Вы стратегию позиционирования Ваших товаров на рынке?

Ответы:

А. Мы вообще не знаем, что это такое.

Б. Мы планируем позиционные преимущества и доводим их до целевых покупателей в рекламе, личной продаже и т.д.

В. Мы знаем наши позиционные преимущества.

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА

Вопрос 6. Насколько эффективен Ваш маркетинг по сравнению с маркетингом Ваших конкурентов?

Ответы:

А. Наша маркетинговая деятельность значительно активнее, чем у конкурентов.

Б. Почти такая же, как и у наших конкурентов.

В. Наш маркетинг слабее, чем у конкурентов.

Вопрос 7. Как организована маркетинговая деятельность на Вашем предприятии?

Ответы:

А. У нас есть отдел маркетинга, который занимается сбытом.

Б. У нас нет отдела маркетинга, имеется отдел сбыта.

В. Есть отдел маркетинга, в состав которого входят структурные подразделения (бюро, сектор или исполнители по исследованию рынков, организации рекламы, выставок и др.).

Вопрос 8. В какой степени используется интернет-маркетинг на Вашем предприятии?

Ответы:

А. Мы не используем никаких ресурсов Интернета в своей маркетинговой деятельности.

Б. Мы используем Интернет для проведения маркетинговых исследований и рекламы. У нас создан свой веб-сайт.

В. Мы проводим маркетинговые исследования в Интернете, рекламную кампанию с использованием различных интернет-ресурсов (реклама на собственном веб-сайте, каталоги, баннеры, службы обмена баннерами и др.), а также электронную торговлю.

ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА

Вопрос 9. Насколько широко применяется на Вашем предприятии стратегическое планирование?

Ответы:

А. Мы разрабатываем стратегический план маркетинга (по товарам — рынкам, по целевым сегментам), а также ежегодный план маркетинга.

Б. Мы разрабатываем ежегодный план маркетинга.

В. Мы мало или вообще не занимаемся планированием маркетинга.

Вопрос 10. Каково качество Вашей стратегии маркетинга?

Ответы:

А. Стратегия маркетинга ясно не определена.
Б. Стратегия просто дополняет нашу прошлую стратегию.
В. Стратегия ясно определена и хорошо аргументирована, с новыми идеями.

Вопрос 11. Каковы основные цели маркетинга?

Ответы:

А. Достичь краткосрочной прибыли и поддерживать наше текущее положение.

Б. Доминировать на рынке путем значительного увеличения нашей доли рынка и агрессивного роста.

В. Нет реальных стратегических долгосрочных целей — просто выживание.

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА

Вопрос 12. Какова Ваша ценовая политика и насколько она эффективна?

Ответы:

А. Мы назначаем цены на основе своих затрат и средней прибыли.

б. Мы устанавливаем цены на основе затрат, ориентируемся на цены конкурентов, но гибкой системы скидок не используем.

В. Мы определяем стратегию ценообразования, а также применяем гибкую систему ценообразования с использованием системы скидок, уровня цен для соответствующего сегмента, дополняющих товаров и др.

Вопрос 13. Насколько эффективна Ваша реклама?

Ответы:

А. Очень эффективна — после рекламной кампании возрастает объем продаж.

Б. Есть некоторый прогресс, но не достаточный.

В. Не эффективна. Никто эффективность рекламы не оценивает.

Вопрос 14. Насколько опытны и эффективны Ваши сбытовики?

Ответы:

А. Очень опытны, осваивают новые рынки сбыта.

Б. Достаточно опытные, работают с существующими клиентами, но не заинтересованы в нахождении новых.

В. Неопытные, работают не эффективно.

Вопрос 15. Какова Ваша товарная политика и насколько она эффективна?

Ответы:

А. Мы формируем товарный ассортимент на основе изучения потребностей покупателей, оценки внутренних ресурсов и внешних факторов (конкурентов, поставщиков).

Б. Мы планируем производственную программу на основе имеющихся производственных мощностей и закупленного сырья.

В. Мы стараемся обновлять ассортимент за счет внедрения товаров-новинок.

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!


[1] Г. М. Шаповалов «Антикризисная стратегия предпринимательства». С.-Петербург, 1997.

[2] М. Туган-Барановский. «Русская фабрика в прошлом и настоящем», С.-Петербург, 1898.

[3] «Неделя», № 2, 1993.

[4] В. О. Ключевский. «Курс русской истории», М., «Мысль», 1989, соч. т. IV.

[5] Д. Смирнов «Картинки нижегородской быта XIX века», ИГИЗ, 1948.

[6] Сочинения Ивана Посошкова, М., 1842, т. 1.

[7] Ф. И. Шаляпин «Маски и души», М., 1989.

[8] В. О. Ключевский. «Курс русской истории», М., «Мысль», 1989, соч. т. IV.

[9] Предприниматели России. Российские меценаты. М., «Терра», 1996.

[10] Н.С. Перекалина, Исторические корни Российской модели маркетинга. / Маркетинг в России и за рубежом" 1998.

[11] Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг. Менеджмент. — 12-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

[12] Ларреше Ж.К. Система оценки эффективности маркетинговой деятельности [Электронный ресурс]. / http://www.elitarium.ru/2006/03/17/sistema_ocenki_jeffektivnosti_marketingovojj_dejatelnosti.html.

[13] Е.С. Ведров, Д.В. Петухов, А.Н. Алексеев Маркетинговые исследования. Часть 1. / Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010. /www.e-college.ru

[14] Yuxin Chen, James Hess, Ronald Wilcox, and Z. John Zhang, «Accounting Profits Versus Marketing Profits: A Relevant Metric for Category Management», Marketing Science , 18, no. 3 (1999): 208–229.

[15] Robert Kaplan and David Norton, «The Balanced Scorecard — Measures That Drive Performance», Harvard Business Review (January-February 1992): 71–79; and Robert Eccles, «The Performance Measurement Manifesto», Harvard Business Review (January-February 1991): 131–137.

[16] George Cressman, «Choosing the Right Metric», Drive Marketing Excellence (November 1994), New York: Institute for International Research.

[17] Роджер Бест « Маркетинг от потребителя »

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  142  143  144   ..

 

Простые риски Эксперты Wi средняя вероятность Балл Wi
1 2 3
Неустойчивость спроса 30 50 30 37 5,1
Снижение цен конкурентами 30 50 80 53 7,5
Рост налогов 50 30 50 43 6,1
Неплатежеспособность потребителей 0 0 30 10 1,4
Рост цен на сырье, материалы, перевозки 80 100 80 87 12
Непредвиденные затраты, в т.ч. и за инфляцию 100 80 50 77 15
Несвоевременная поставка 30 50 80 53 11
Угроза забастовки 0 0 30 10 2,5
Недостаточный уровень заработной платы 0 30 50 27 6,7
Квалификация кадров 50 0 0 17 4,2