Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  93  94  95   ..

 

 

Маркетинговое исследование конкуренции на рынке мороженого

Маркетинговое исследование конкуренции на рынке мороженого

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Понятие конкуренции и ее виды

Анализ конкуренции

Процесс изучения конкурентов

Методы изучения конкурентов

Рис. 1.

Показатели оценки

Лучшие

Средние

Худшие (в отрасли)

1

2

3

4

5

Финансы

1. Оценка структуры активов (по финансовым коэффициентам)

2. Инвестиционный рейтинг

3. Доход на активы

4. Норма прибыли

5. Доход на вложенный капитал

Производство

1. Использование оборудования

2. Производственные мощности

3. Численность занятых

4. Системы контроля качества

5. Совокупная факторная производительность

6. Возможности расширения производства

7. Возраст технологического оборудования

Организация и управление

1. Численность инженерно-технического и управленческого персонала

2. Скорость реакции управления на изменения во внешней среде

3. Четкость разделения полномочий и функций

4. Тип организационной структуры управления

5. Качество используемой в управлении информации

6. Степень гибкости оргструктуры управления

Маркетинг

1. Доля рынка

2. Репутация фирмы

3. Престиж торговой марки

4. Расходы по стимулированию сбыта

5. Численность сбытового персонала

6. Ценовая политика/уровень цен

7. Организационные и технические средства для сбыта

8. Уровень/качество обслуживания

9. Число клиентов

10. Качество поступающей информации о рынке.

Кадровый состав

1. Уровень квалификации производственного персонала

2. Расходы по подготовке и переподготовке персонала

3. Уровень подготовки сбытового персонала в технической области

Технология

1. Применяемые стандарты и степень их совместимости

2. Новые продукты

3. Расходы на НИОКР

Факторы конкурентоспособности

Ваша фирма

Конкуренты

А

Б

...

"1P" (продукт) - PRODUCT

надежность

срок службы

ремонтопригодность

технический уровень

престиж торговой марки

стиль

уровень ремонтного обслуживания

гарантийное обслуживание

уникальность дополнительных услуг

многовариантность набора изделий и услуг

широта ассортимента

"2P" (цена) - PRICE

отпускная

розничная

скидки с цены (за что?)

условия и порядок расчетов (предоплата, кредит, сроки оплаты)

"3P" (регион и каналы сбыта) - PLACE

стратегия сбыта

вид распределения продукта

число дилеров

число дистрибьюторов

степень охвата рынка

регионы сбыта

"4P" (продвижение на рынке) - PROMOTION

формы рекламы

где размещается реклама

бюджет рекламы

частота появления рекламы

участие в выставках

упоминание в средствах массовой информации

комиссионные

Систематический анализ конкурентов

Факторы конкурентоспособности (параметры продукта), виды запросов потребителей

Сегменты рынка: основные группы потребителей на конкретном рынке

Ваш продукт

Модели конкурентов

Показатели ранжирования выбранных факторов по каждому сегменту рынка и по каждой модели продукта

Рынок мороженого в наше время

Компания «Инмарко» и ее конкуренты

Заключение

Список используемой литературы

1. Годин А. М. Маркетинг: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2005.

2. Чистилин Ю. В. Маркетинг: Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.

3. Анохина Н. Н., Щербич Г. А. Маркетинг предприятия: Учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2007.

4. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Ващекин Н. П., Парамонова Т. Н., Зонов В. И. и др. Маркетинг: Учебник-практикум. - М.: Московский государственный университет коммерции, 1999.

6. Современное состояние рынка мороженого и замороженных продуктов. // Пищевая промышленность (Москва), 2002.

7. Егорова О. В., Маликов И. В. Проблемы оценки конкурентоспособности торговой организации// Маркетинг и маркетинговые исследования,2006, №4, с.326-331.

8. Котин Максим. «На Западе живут потешные люди»// Секрет фирмы, 2005, №43, с.25-32.

9. Мных Станислав. Мороженый зонтик// Секрет фирмы, 2005, №48, с.22.

10. Розенберг Ирина. Замороженный рынок// Компания, 2005, №35, с.34-37.

11. Захаров А. А, Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения// Бизнес и Банки, 2004, №1-2, с.1-5.

12. Муравьев Владимир, Климова Галина, Сафронова Татьяна. Рынок мороженого вступает в новую эру// Империя холода, апрель 2004.

Приложение 1

Тест по оценке хозяйственного профиля конкурентов

(на основе SWOT -анализа)

Поставьте * или + против строк с вариантами ответов, которые в наибольшей степени соответствуют деятельности вашей компании и ваших конкурентов. Последующие варианты ответов могут включать предыдущие.

Параметр

Содержание,

Критерии оценки

Сильные стороны

Объективная оценка

- Качество продаваемого товара;

Субъективная оценка

- Внешний вид товара;

Слабые стороны

Объективная оценка

Отсутствие тех параметров, которые указаны в графе «Сильные стороны» (соотношение сильных и слабых сторон определяет конкурентную силу анализируемой компании)

Субъективная оценка

Отсутствие тех параметров, которые указаны в графе «Сильные стороны» (соотношение сильных и слабых сторон определяет конкурентную силу анализируемой компании)

Профиль

Профиль организации

- Производитель;

Ассортимент

Предлагаемый ассортимент

Основная специализация компании

Сегмент

Конкурирующий сегмент

Сегмент продукции, конкурирующей с продукцией компании

Географический охват

Территория деловой активности организации

- Местоположение:

Сотрудничество

Фирмы-производители, дочерние организации, деловые партнеры, с которыми ведется сотрудничество

Имеющие значение в конкурирующем сегменте (конкурирующий производитель) или в отдельном регионе (госучреждение)

Контакты

Адрес, телефон, Интернет-сайт, имена ключевых сотрудников

Генеральные директора, менеджеры по продажам, директора по маркетингу

Система скидок

Накопительная/прогрессивная/индивидуальная

В конкурирующем сегменте

Источник информации

Источник и дата получения информации

Выставка, интервью

Показатели/переменные анализа

Баллы ответов

Конкуренты

Ваша фирма

А

Б

РЫНОК

Размеры (доля) и степень охвата рынка

1). Какова доля рынка у вашей фирмы и ваших конкурентов?

а) самая маленькая (стабильная или уменьшающаяся)

1

+

б) самая большая (стабильная или уменьшающаяся)

2

+

+

в) примерно одинаковые и стабильные

3

2) на каких сегментах рынка оперируете вы и конкуренты?

а) на одних и тех же

1

+

+

+

б) на различных сегментах

2

3). В каких регионах оперируете вы и конкуренты?

а) в одном и том же регионе

1

б) в нескольких совпадающих регионах

2

+

в) в масштабе страны (во всех регионах)

3

+

г) на внутреннем и внешнем рынках

4

+

Особенности внедрения на рынок

1). Как вы и конкуренты обычно внедряетесь на рынок? Какой рыночной стратегии при этом следуют?

а) стремятся привлечь к себе внимание всех потребителей на рынке

1

+

+

б) стремитесь стать лидерами отрасли

2

+_

в) нацелены на получение максимально широкого круга постоянных клиентов

3

2). Какой стратегии сбыта вы и конкуренты следуете? За счет чего стремитесь опередить друг друга?

а) опережение по части нововведений

1

+

б) предложение более низкой цены

2

+

в) предложение более широкого ассортимента и качества изделий и услуг

3

+

+

Степень проникновения на уже сформировавшийся и поделенный рынок

1). Как расставлены ваши приоритеты и конкурентов на рынке данного региона?

а) стремление удержать рынок

1

+

б) стремление диверсифицировать свою деятельность

2

+

+

в) попытка переориентироваться на новые рынки

3

2). Каковы размеры ресурсов, выделяемых для работы на таком рынке (величина затрат на рекламу, комиссионные и выплаты посредникам и сбытовому персоналу)?

а) растущие

1

+

б) стабильные

2

+

+

в) снижающиеся

3

ПРОДУКТ

Освоение новых видов изделий и услуг

1). Насколько эффективно вы и конкуренты действуете при осуществлении контроля за нуждами и запросами потребителей, отслеживаете их изменения?

а) отслеживаете текущие нужды и запросы, стремитесь им соот

Продолжение приложения 1

ветствовать

1

б) стремитесь закрепить положительный имидж своей продукции и фирмы на рынке

2

+

+

в) стремитесь прогнозировать будущие нужды и запросы, оценивая восприятия и стимулы поведения потребителей на рынке

3

+

2). Как вы и конкуренты действуете при заполнении ниш рынка?

а) запускаете один вид продукции

1

б) запускаете несколько видов

2

+

+

в) модифицируете все виды изделий и услуг, предлагаемых для данной ниши

3

+

Жизненный цикл продукта

1). Насколько эффективно вы и конкуренты действуете для продления жизненного цикла товаров и услуг?

а) модифицируете изделия и услуги путем улучшения их технических и функциональных параметров

1

б) модифицируете те изделия и услуги, которые пользуются наибольшим спросом у потребителей

2

+

в) модифицируете те технические и функциональные параметры в том направлении, которое в наибольшей степени соответствует будущим нуждам и запросам потребителей

3

+

+

2). Какой вариант делового поведения чаще всего встречается у вас и конкурентов?

а) содействие более частому использованию потребителями уже предлагаемых изделий и услуг

1

+

б) поиск новых потребителей (расширение емкости сегмента)

2

+

в) поиск новых сфер применения (освоение новых сегментов)

3

+

+

г) поиск новых сфер при одновременной модернизации всего ассортимента изделий и услуг

4

+

Степень конкуренции и сравнительные преимущества в конкурентной борьбе изделий и услуг

1). За счет чего вы и конкуренты пытаетесь увеличить/удержать свою долю рынка?

а) конкуренция торговых марок производителей/поставщиков продукта

1

+

+

б) конкуренции торговых марок сбытовых посредников (дилеров, оптовых фирм, операторов)

2

+