Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  63  64  65   ..

 

 

Маркетинговые коммуникации 11

Маркетинговые коммуникации 11

Годы

Вид медиа

1450

Книгопечатание

1609

Газета

1682

Журнал

1829

Фотография

1840

Электрический телеграф

1875

Телефон

1895

Кинематография

1897

Беспроводной телеграф

1920

Радио

1954

Телевидение

1971

Спутниковое телевидение

1978

Видео

1981

Персональный компьютер

1983

Компакт-диски, CD-плейер

1990

Цифровая мобильная связь

2000

Мультимедиа, гипермедиа

Мероприятия

Задачи

Стимулирование потребителя

Создание и улучшение процесса взаимодействия между товаром, фирмой и потребителем

Стимулирование торговых посредников

Информирование, советы, стимулирование и мотивация торговых посредников для улучшения производственного потенциала торговли с целью поставки товаров

Стимулирование фирмы-производителя

Улучшение потенциала внутренней и внешней служб с помощью информирования, советов, обучения, стимулирования и мотивации

Инструмент

Достоинства

Недостатки

Премии

Способствует росту объема продаж

Кратковременность эффективного воздействия на потребителей вследствие ответных действий конкурентов – недостаточно сильный стимул для постоянных потребителей

Скидки с цены

Увеличивают объем сбыта

Недостаточная избирательность к потенциальным группам потребителей. Возможно отрицательное воздействие на престиж товарной марки

Гарантии возврата денег

Повышение престижа фирмы

Незначительное влияние на рост объема продаж

Купоны

Хорошая восприимчивость потребителей

Высокие затраты

Продажа в кредит

Стимулирует сбыт дорогостоящих товаров

Зависимость от уровня социального обеспечения потребителей

Предоставление бесплатных образцов

Расширяет представление покупателя о товаре

Значительные расходы

Личность, группы, организации

Представления, мероприятия

Реклама

Надписи на одежде

Надписи на лентах

Стимулирование сбыта

Часы представления автографов

Праздники для очень важных персон

Паблик рилейшнз

Встречи с известными спонсируемыми лицами

Конгрессы, заседания

Личная продажа

Спонсируемые личности как представители предприятий

Беседы о продажах во время спонсируемых представлений

Направление спонсоринга

Задачи маркетинговых коммуникаций

Спонсоринг на целевых клиентурных рынках

Формирование осведомленности о фирме-спонсоре

Спонсоринг в сфере формирования общественного мнения

Создание положительного имиджа фирмы-спонсора у «широкой публики»

Спонсоринг (внутренний) по мотивации труда сотрудников фирмы-спонсора

Мотивация труда сотрудников

Категория сравнения

Бренд

Торговая марка

Основные составляющие

Комплекс ассоциаций, впечатлений, имидж

Название, изображение, звуковые символы

Объективность

Зависит от восприятия конкретного потребителя, субъективен

Является эксклюзивным, отличительным обозначением, объективна

Взаимоотношение

Бренд включает в себя торговую марку

Не каждая торговая марка может стать брендом

Развитие (динамичность)

Требует постоянного контроля и управления, учитывая изменяющиеся требования рынка и предпочтения покупателей

Единожды разработанная, закрепляется за владельцем юридически на определенный срок

Принадлежность

Может быть присвоен как целой компании, так и отдельным ее товарам/услугам

В международной практике часто присваивается определенному предприятию, а не отдельным выпущенным им товарам

Момент прекращения существования

Бренд существует до тех пор, пока он выполняет данное потребителю обещание

Прекращает свое существование в законодательном порядке

Компоненты бренда

Характеристика компонентов

Выгоды

Материальные

Сама продукция (ядро товара, ее качество – запах, вкус, цвет, удобство упаковки)

Физические атрибуты товара, его потребительские качества, рациональные потребности, переанализированность товара

Нематериальные

Доверие, надежность

Социальны и эмоциональные выгоды: статус, реализация мечты, религия, мораль, личная удовлетворенность, триумф, групповая идентичность, общение, интеллектуальное лидерство, духовное лидерство и т.д.

Розничная торговля как процесс и как отрасль

Традиционно люди сравнивают ритейл с продажей товаров потребителям. Но розничные торговцы могут также продавать услуги. Фактически компания типа MC Donald’s действует как сервисные ритейлоры.

Измерение выпуска отрасли.

Экономическое и социальное значение ритейла как отрасли может измеряться различными способами. Один из них – оценка ее доли в национальном выпуске. Стандартной мерой выпуска в стране является валовый внутренний продукт (ВВП). В соответствии с системой Стандартной отраслевой классификации (СОК) национальная экономика подразделяется на различные отрасли одна из которых – розничная торговля. Фирма относится к данной отрасли в том случае, если важнейшей ее деятельностью является розничная торговля, измеряемая в терминах продаж. Например, основной вид деятельности компании Tesco – розничная торговля бакалейными продуктами, одеждой и другими товарами. В ее торговых центрах работают рестораны, компания занимается организацией общественного питания на предприятиях. Но Tesco классифицируется как компания – ритейлор, т.к. наибольшую выручку она получает от розничной торговли товарами. В то же время, весь ее выпуск, включая организацию общественного питания, принадлежит розничной торговле как отрасли.

Значение ритейла может измеряться и таким показателем, как уровень занятости в отрасли относительно полной занятости (таблица 1).

Таблица 1. Занятость в розничной и оптовой торговле Великобритании, млн. человек

Достоинства

Недостатки

Реклама

Охват территориально распределенного рынка

Отсутствие или слабая обратная связь с покупателем

Личная продажа

Широкие возможности личных коммуникаций, диалога с покупателями

Высокие удельные затраты, приходящиеся на одного потенциального покупателя

Паблик рилейшнз

Обеспечение покупателей достоверной, представительной информацией

Эпизодичный характер коммуникаций

Стимулирование сбыта

Обеспечение маневренности роста сбыта товара

Краткосрочность, непостоянство продолжительности применения

Занятость

2000 г.

В Великобритании

23,69

В розничной торговле

2,37

В оптовой торговле

1,09

Измерение монетарного вклада розничной торговли предполагает исчисление чистого выпуска или добавленной стоимости всех фирм отрасли. Данный показатель представляет собой выплаченную заработную плату и прибыль, заработанную в процессе коммерческой деятельности, и равен общему объему продаж или валовому выпуску компаний розничной торговли за вычетом налогов (типа НДС) и расходов на приобретаемые товары или услуги.

Наибольшее же распространение для описания розничной торговли получил показатель уровня торговой деятельности, или объем валовых продаж (товарооборот) компаний (еще один индикатор экономической и социальной роли отрасли) (таблица 2).

Таблица 2. Объем продаж британской розничной торговли в текущих целях

£ млн.

Изменение, %

1993

146 303

1997

178 303

21,9

Увеличение покупательских расходов в 1993-1997 гг. отражает стоимость розничных продаж в текущих ценах (фактически уплаченных потребителями ценах). Определенная часть изменений в объеме продаж связана с увеличением цен на приобретаемые потребителями товары. Следовательно, показатели объема продаж в рассматриваемый период несколько преувеличивают размеры бизнеса компаний отрасли. Для того чтобы получить более точную меру изменений объема продаж товаров или количества реализованной продукции, органы статистики повторно исчисляют гипотетические (в случае, если бы цены остались на уровне 1993 г) потребительские расходы (таблица 3).

£ млн.

Изменение, %

1993

146 303

1997

159 484

9,0

В соответствии с данными таблицы увеличение объема продаж британских компаний розничной торговли в 1993-1997гг. составило 9%. Различие в 13% в объемах продаж товаров в текущих и базисных ценах отражает среднее увеличение цен на товары за рассматриваемый период.

Структура розничной торговли как отрасли

Отрасль розничной торговли включает разнообразные формы бизнеса, классификация которых используется для идентификации тенденций и анализа конкуренции. Бюро национальной статистики Великобритании использует описательную классификацию, основанную на различных типах современного ритейла.

Магазины с преобладанием продовольственных товаров. Компании розничной торговли, на предприятиях которых объем реализации продовольствия, спиртных напитков и табачных продуктов составляет более половины совокупного объема продаж (в денежном выражении). Они подразделяются на:

Неспециализированные продовольственные магазины: супермаркеты, кооперативные магазины и «удобные» магазины (магазины у дома), в которых представлен широкий ассортимент продовольственных товаров, а также непродовольственные линии.

Специализированные магазины продовольственных товаров: булочные, мясные и рыбные магазины, молочные и овощные магазины, магазины здоровой пищи, деликатесов, магазины, имеющие патент на продажу спиртных напитков на вынос, и магазины табачных продуктов.

Магазины с преобладанием непродовольственных товаров: компании розничной торговли, на предприятиях которых 50% и более объема реализации приходится на непродовольственные товары. Они подразделяются на:

Неспециализированные непродовольственные магазины: смешанные розничные торговые предприятия, предлагающие широкий ассортимент товаров.

Текстиль, одежда и кожаная обувь: магазины, торгующие модными товарами и обувью, галантереей и швейными изделиями бытового назначения.

Магазины хозяйственных товаров: магазины фарфора и стекла, магазины «Сделай сам» и магазины скобяных товаров, домашних электроприборов, музыкальной, радио- и телевизионной аппаратуры.

Другие магазины: антикварные, книжные и магазины канцелярских товаров, ковров и напольных покрытий, розничная торговля по каталогам, компьютерные магазины, офисные поставщики, цветочные магазины, центры садоводства, товары для фотографии и фотооптика, магазины спортивных товаров и товаров для досуга, магазины подержанных вещей, магазины игрушек и игр, магазины обоев.

Внемагазинная розничная торговля и ремонт, включая:

Компании, торгующие товарами по каталогам (почтовые заказы).

Внемагазинная розничная торговля, включая рыночные палатки, розничную торговлю «от двери до двери», торговые автоматы и мобильные магазины (автолавки).

Неспециализированные ритейлоры доминируют в розничной торговле продовольствием, тогда как «специалисты» - в непродовольственной торговле. Доля специализированных ритейлоров продовольствия снижается, поскольку в последнее время крупные супермаркеты развивают собственные отделы продуктов питания. В наихудшем положении находятся местные мясные магазины (обеспокоенность потребителей по поводу качества мяса и различные фобии, растущая популярность кафе и ресторанов, а также широко представленных в супермаркетах полуфабрикатов). Специализированные непродовольственные розничные торговцы извлекают выгоду из увеличивающийся сложности потребительских продуктов и возрастания потребительского спроса на большее разнообразие и выбор. Традиционный универмаг продолжает переживать снижение популярности перед лицом большего количества специализированных магазинов, которые имеют больший диапазон продуктов.

Формы розничной торговли

Многие ритейлоры представляют свои услуги потребителям традиционными способами, которые требуют розничной торговой точки или магазина для того, чтобы быть ближе к своим потребителям, и используют традиционные методы обслуживания с прямым взаимодействием потребителя и продавца при осуществлении продажи. Однако развитие современных технологий увеличивает использование других форм розничной торговли, полностью или частично замещающих магазин и продавца, приводя к другим, косвенным формам взаимодействия (таблица 4).

Рядом

Далеко

От человека к человеку

Магазин

Телефон/Телевизор

Не от человека к человеку

Торговый автомат

Заказы по почте, э - почте, Интернету

Социальная роль розничной торговли

Успешные розничные торговцы признают, что люди хотели бы с течением времени быть свидетелями повышения общего уровня потребления и социальной сплоченности. Ритейлоры, участвующие в жизни местного или национального сообщества, получают политическую поддержку, которая позволяет им увеличить свой вклад в «общее дело». Повышению воспринимаемой ценности ритейла для сообщества способствует его центральное положение в социальной жизни, эффективные связи с общественностью и кампании по продвижению, включая оказание финансовой поддержки.

Успешная розничная торговля

Дорога к успеху

Для того чтобы оставаться в бизнесе, различным торговцам, как и другим предпринимателям, необходимо создавать прибыль. Но генерирование прибыли сегодня не должно ставить под сомнение ее получение завтра. Достижение долгосрочного успеха предполагает планирование розничной торговли. Успех в ритейле, как и в бизнесе вообще, основывается на продвижении вперед по различным направлениям. К его факторам относятся, например:

Установление розничным торговцем рыночной позиции, позволяющей удовлетворять потребности четко определенной группы или групп потребителей:

- Рынок определяется так, чтобы фирма имела некие предлагаемые потребителем преимущества. Небольшие удобные магазины, дислоцированные в непосредственной близости к потребителям, сводят на нет преимущества по издержкам крупных супермаркетов своим продленым рабочим днем и сфокусированными товарными линиями.

- Ритейлор предоставляет соответствующие требованиям его потребителей товары.

- Он адаптирует товары и услуги к происходящим на рынке изменениям.

Поддерживание розничным торговцем своих рыночных позиций:

- Назначая цены, обеспечивающие повышение, в сравнении с конкурентами, воспринимаемой ценности за деньги.

- Используя соответствующие размещения оборудования и выкладку товара «пробуждая» скрытые и явные потребности потребителей, что способствует увеличению объемов покупок.

- Эффективно продвигая товары на протяжении определенного периода, что позволяет достичь плановых показателей продаж.

Эффективное управление розничным торговцем деятельностью магазина, торговлей по каталогам или системами телевизионных или интернет – продаж:

- Предсказывает продажи на определенный период с тем, чтобы оптимизировать товарные запасы.

- Обеспечивает высокий уровень потребительского сервиса, обращаясь с покупателями, как с личностями и удовлетворяя их требования относительно обслуживания.

- Обеспечивает безопасность потребителей и служащих, защищая магазин от воровства и хищений.

Эффективное управление ритейлом осуществляемыми «за сценой» операциями:

- Имеет соответствующую администрацию и процедуры управления персоналом, обеспечивающие эффективную поддержку торговой деятельности.

- Имеет надлежащее финансовое управление и процедуры контроля.

- Пользуется преимуществами новых разработок в физическом распределении и в информационных технологиях для планирования эффективной дистрибуции (доставка товаров в магазины и потребителям в пределах ожидаемого времени).

Поддерживание розничным торговцем своего бизнеса и положения сообщества:

- Использует соответствующие рекламные инструменты для формирования позитивного имиджа.

- Крупные торговые фирмы чаще других обращают внимание на проблемы охраны окружающей среды и вносят вклад в общественную жизнь, что способствует деловым отношениям с местными и центральными властями.


Список литературы

1. Э. Ньюмэн, П. Каллен, «Розничная торговля. Организация и управление», 2005.

2. Виктория Снегирева, «Розничный магазин», «Питер», 2005

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  63  64  65   ..