Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52   ..

 

 

Исследование потребительских мотиваций при выборе информации как товара

Исследование потребительских мотиваций при выборе информации как товара

ГОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет

Научно-исследовательская работа по дисциплине «Современные направления развития теории и практики товароведения»

Тема:

«Исследование потребительских мотиваций при выборе информации как товара»

Выполнила студентка

группы 07-И-ТЭ2

Потоцкая Екатерина

Под руководством

Щипановой А.А.

Краснодар 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1

1 Маркетинговые исследования потребительских мотиваций

1.1 Обоснование выбора информации как товара для исследования………….2

1.2 Анкетирование и анализ результатов………………………………………..3

2 Характеристика информации как товара……………………………………..5

3 Особенности производства информации как товара…………...……………9

Выводы…………………………………………………………………………...13

Использованная литература……………..…………..………………………….14

Приложение………………………………………………………………………15

Введение

Понятие информация” является одним из фундаментальных в современной науке. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем.

В простейшем бытовом понимании с термином “информация” обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.п. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. Примерами сообщений являются музыкальное произведение; телепередача; команды регулировщика на перекрестке; текст, распечатанный на принтере; данные, полученные в результате работы составленной вами программы и т.д. При этом предполагается, что имеются “источник информации” и “получатель информации”.

Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае “каналом связи” (рис. 1). Так, при передаче речевого сообщения в качестве такого канала связи можно рассматривать воздух, в котором распространяются звуковые волны, а в случае передачи письменного сообщения (например, текста, распечатанного на принтере) каналом сообщения можно считать лист бумаги, на котором напечатан текст.

Рис. 1. Схема передачи информации

1 Маркетинговые исследования потребительских мотиваций

1.1 Обоснование выбора информации как товара для исследования

Информация стала использоваться как товар совсем недавно, с конца ХХ века. Обладая уникальным свойством копируемости, т.е., переходя от источника к получателю, сохраняться у обеих сторон, она получила широкое распространение на рынке товаров и услуг. Более того, информация крайне разнообразна по виду, содержанию, применению и значимости, что обуславливает её постоянную востребованность. Информация может быть как совершенно бесплатной, так и стоить больших денег, если касается области бизнеса или является жизненно важной. Отмечу, что данный товар необходим для каждого сознательного человека, независимо от его пола, возраста, социального положения и национальной принадлежности.

Мой выбор информации как товара для исследования обусловлен её уникальностью, масштабностью распространения и использования. Кроме того, одной из главных потребностей человека является познавательная, а, соответственно, получение новой информации для нас не менее важно, чем питаться, спать и создавать свою безопасность.

Очень заинтересовало, каким образом в современном мире люди стали добывать знания, насколько это важно для них и какие области более всего востребованы, а также влияет ли уровень достатка на количество и качество потребляемой информации.

Выбранный товар крайне актуален, т.к. в ХХI веке, веке новых технологий, потребность в нём возрастает всё больше и больше. Без информационных технологий теперь не происходит практически ни одна деятельность.

1.2 Анкетирование и анализ результатов

Цели анкетирования:

• Выяснить зависимость потребляемой информации от пола, возраста и материального положения людей

• Выяснить, является ли Интернет первостепенным источником получения знаний в современном обществе

• Определить, насколько эффективен поиск нужной информации с помощью тех или иных способов

• Выявить уровень заинтересованности в получении новых знаний

• Выявить наиболее востребованные области знаний

Анализ результатов:

• Информация является на сегодняшний день одним из наиболее востребованных товаров. Большая часть опрошенных людей прибегает к поиску новых знаний достаточно часто.

• Главной причиной поиска информации является желание расширить свой кругозор и общие знания, но также во многом этого требуют задания на дом в ВУЗах и работа опрошенных.

• Наиболее востребованным источником информации оказался, естественно, Интернет. Достаточно большой процент опрошенных также предпочитают искать необходимую информацию в книгах и журналах.

• Важнейшими факторами в выборе способа получения информации оказались удобство и доступность.

• На приобретение новой информации уходят незначительные суммы, либо просто оплата Интернет-трафика.

• Примерно половина информации, из той, которая была приобретена, является действительно полезной для опрошенных.

• Люди готовы покупать информацию по разным причинам (бизнес, личный интерес, какая-то жизненноважная необходимость), и они имеют примерно одинаковую значимость.

• В зависимости от возраста меняется востребованность Интернета.

Люди в возрасте 21-35 лет пользуются услугами Интернета наиболее активно, с увеличением возраста наблюдается спад.

• Важно отметить, что для тех, кто предпочитает удобство и доступность источника информации, пользуются по большей части глобальной сетью Интернет, а также приобретают газеты и журналы. Но те, кому немаловажно доверять источнику информации и получать высокий уровень её качества, чаще всего предпочитают обращаться к знакомым специалистам в тех или иных областях или записываться на различного рода курсы. Книги также вызывают большее доверие.

• Немаловажно и то, что процент получаемой полезной информации больше у тех, кто предпочитает пополнять знания из книг или от знакомых людей. Меньше – из Интернета (примерно половина). В журналах и газетах опрошенные люди находили не более трети полезной для них информации

2 Характеристика информации как товара

Свойства информации:

• запоминаемость;

• передаваемость;

• преобразуемость;

• воспроизводимость;

• стираемость.

Свойство запоминаемости – одно из самых важных.

Передаваемость. В данном случае имеется в виду несколько иной аспект – способность информации к копированию.

Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.

Фундаментальное свойство информации – преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования.

В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может. Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.

При анализе информации социального (в широком смысле) происхождения на первый план могут выступить такие ее свойства, как истинность, своевременность, ценность, полнота и т.д. Их невозможно оценить в терминах “уменьшение неопределенности” (вероятностный подход) или числа символов (объемный подход). Обращение к качественной стороне информации породило иные подходы к ее оценке. При аксиологическом подходе стремятся исходить из ценности, практической значимости информации, т.е. качественных характеристик, значимых в социальной системе. При семантическом подходе информация рассматривается с точки зрения как формы, так и содержания. При этом информацию связывают с тезаурусом, т.е. полнотой систематизированного набора данных о предмете информации. Отметим, что эти подходы не исключают количественного анализа, но он становится существенно сложнее и должен базироваться на современных методах математической статистики.

Понятие информации нельзя считать лишь техническим, междисциплинарным и даже наддисциплинарным термином. Информация – это фундаментальная философская категория. Дискуссии ученых о философских аспектах информации надежно показали несводимость информации ни к одной из этих категорий. Концепции и толкования, возникающие на пути догматических подходов, оказываются слишком частными, односторонними, не охватывающими всего объема этого понятия.

Попытки рассмотреть категорию информации с позиций основного вопроса философии привели к возникновению двух противостоящих концепций – так называемых, функциональной и атрибутивной. “Атрибутисты” квалифицируют информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи. “Функционалисты” связывают информацию лишь с функционированием сложных, самоорганизующихся систем. Оба подхода, скорее всего, неполны. Дело в том, что природа сознания, духа по сути своей является информационной, т.е. сознание суть менее общее понятие по отношению к категории “информация”. Нельзя признать корректными попытки сведения более общего понятия к менее общему. Таким образом, информация и информационные процессы, если иметь в виду решение основного вопроса философии, опосредуют материальное и духовное, т.е. вместо классической постановки этого вопроса получается два новых: о соотношении материи и информации и о соотношении информации и сознания (духа).

Можно попытаться дать философское определение информации с помощью указания на связь определяемого понятия с категориями отражения и активности. Информация есть содержание образа, формируемого в процессе отражения. Активность входит в это определение в виде представления о формировании некоего образа в процессе отражения некоторого субъект-объектного отношения. При этом не требуется указания на связь информации с материей, поскольку как субъект, так и объект процесса отражения могут принадлежать как к материальной, так и к духовной сфере социальной жизни. Однако существенно подчеркнуть, что материалистическое решение основного вопроса философии требует признания необходимости существования материальной среды – носителя информации в процессе такого отражения. Итак, информацию следует трактовать как имманентный (неотъемлемо присущий) атрибут материи, необходимый момент ее самодвижения и саморазвития. Эта категория приобретает особое значение применительно к высшим формам движения материи – биологической и социальной.

Данное выше определение схватывает важнейшие характеристики информации. Оно не противоречит тем знаниям, которые накоплены по этой проблематике, а наоборот, является выражением наиболее значимых.

Принципы продажи информации

• Нельзя продать то, что известно всем.
• Нельзя торговать ложью. Информация не обязана быть исчерпывающей, но она должна быть достоверной. Пробелы не стоит заполнять догадками.

• Цена информации пропорциональна ожиданию новизны и богатству тех, кто готов ее купить.
• Острый интерес и спрос обеспечивает не среднее качество продукта, а его отдельные выдающиеся особенности: для фильма — яркий или скандальный эпизод, для книги — актуальная тема и знаменитый автор, для компьютерной программы — принципиально новая функция.
• Информационный продукт должен быть достаточно большим и хорошо защищенным от несанкционированного доступа. Если это просто идея, которую легко понять и усвоить, за нее едва ли заплатят
• Спрос на информационный продукт тем выше, чем выше его согласованность с данным рынком. (Нужный продукт в нужном месте и в нужное время.)
• Люди готовы платить за обещание уникального свойства. Чтобы проверить, приходится покупать. Разочарование не является достаточным поводом для судебного преследования авторов и продавцов информационного продукта".

3 Особенности производства информации как товара

Никакая деятельность людей в обществе и общества в целом не свободна от информационного производства, с него она начинается и им заканчивается.

Информационное производство мало придумать, его нужно вырастить в условиях интенсивного использования в реальных условиях.

Общаясь друг с другом, люди работают в режиме вопрос - ответ, причем в битах можно измерить только длину, передаваемых друг другу сообщений. С позиций движения информации нас больше интересует число вопросов и ответов произведенных в процессе общения. Сложность вопросов и ответов только косвенно можно измерить битами. В зависимости от субъектов и темы общения сложность может измеряться в более крупных, чем бит или символ (буква, байт и пр.), единицах.

В сложных информационных производствах одновременно общаются друг с другом много пар: человек-человек, человек - машина, машина – машина.

В каждом информационном производстве информация перемещается в процессе ее использования или создания от одной технологической позиции к другой порциями, имеющими некоторое законченное содержание в виде формальных записей на бумажных, магнитных, электронных, акустических и других носителях, воспринимаемых получающей стороной, в том числе и памятью людей.

Мы будем различать следующие порции (единицы) информации, принятые во многих информационных производствах: символ, поле, запись, документ, текст, файл или другие массивы информации.

Символ является одним из знаков принятого в производстве языка общения. Несколько символов составляют поле, имеющее в языке общения смысл некоторого указателя - слова или числа.

Несколько полей составляют запись, в которой содержится информация об одном или нескольких взаимосвязанных событиях и/или фактах, используемых или получаемых в процессе информационного производства. Документ содержит несколько записей.

Из документов и записей составляются массивы информации краткосрочного или долговременного хранения. Наличие таких массивов предполагает использование в информационном производстве технологических позиций, обеспечивающих формирование и хранение массивов, поиск в массиве требуемых документов и/или записей и ознакомление с ними заинтересованных лиц - смежников по технологической цепочке производства. Поиск задается некоторой записью или документом, называемыми запросом.

Наблюдая процессы передачи информации можно заметить, что между отдельными субъектами общественного информационного производства идет интенсивный обмен информацией, в то время как между другими его практически нет. В этом случае мы говорим о наличии или отсутствии взаимного интереса. Очевидно, что предложить общую меру интереса, применимую для каждого конкретного случая, очень трудно. Этот показатель зависит от многих факторов или, по терминологии математики, он является функцией многих аргументов. Перечислить все эти факторы или аргументы не представляется возможным. Для наших целей достаточно рассмотреть зависимость показателя интереса от трех обобщенных факторов - информационного расстояния R, информационной сложности S и старения T.

закон информационного тяготения:

Интерес субъектов информационного производства друг к другу обратно пропорционален квадрату информационного расстояния между ними.

закон информационной сложности:

Интерес к документу обратно пропорционален его сложности .

закон старения информации:

Интерес к информации обратно пропорционален времени, прошедшему с момента ее последнего проявления.

Под моментом последнего проявления понимается момент последнего использования информации в каком либо акте общения в информационном производстве. Старый документ может быть интересен бесконечно долго, если к содержащейся в нем информации люди обращаются достаточно часто.

Частичное присутствие предмета труда в продукте информационного производства вместе с комментариями, не смотря на потери, приводит к обогащению.

первый закон информационной динамики:

Только полное копирование информационных продуктов сохраняет информацию.

второй закон информационной динамики:

Никакой информационный продукт не гарантирован от случайных искажений при своем движении в общественном информационном производстве.

третьим законом информационной динамики:

Намеренные искажения информации обнаруживаются только по их последствиям.

В процессе общественного информационного производство происходит не просто обмен копиями некоторой информации, а сложное преобразование этих копий в принципиально новую информацию, новый информационный продукт.

Продукты одного информационного производства используются в качестве предмета труда в другом информационном производстве, чем обеспечивается самодостаточность информационного производства, его слабая зависимость от продуктов материального производства. Полной независимости информационного производства от продуктов материального производства не будет никогда, ибо без материальных средств труда нет ни одного информационного производства.

Замеченная особенность информационного производства может быть названа законом самодостаточности информационного производства:

Информационное производство может развиваться за счет использования в качестве предметов труда собственные продукты, а в материальном производстве информация никогда не может использоваться в качестве предмета труда.

Выводы

По результатам проведённого исследования можно сделать вывод, что информация как товар является очень востребованной для людей разного пола, возраста и специализации.

Каждый может преподнести этот товар по-своему, внести что-то новое, т.к. информация – один из уникальных и необычных видов товаров.

Важно, что в абсолютно любых сферах этот товар будет востребован, как для школьника или студента, которые долгое время проводят в Интернете, так и для человека, ведущего бизнес и нуждающегося в пополнении своих знаний относительно своего дела.

Данный товар не утратит своей необходимости, если будут соблюдаться все принципы продажи информации, упомянутые ранее.

Использованная литература:

http://sdo.uspi.ru/mathem&inform/lek7/lek_7.htm

Кизевич Г.В., Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день, М., "Вильямс", 2004 г., с. 85-86.

“СТАТЬИ И МОНОГРАФИИ ВЕДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ВНИИПВТИ"

(Артамонов Г.Т., доктор технических наук)

http://www.pvti.ru/stat/st8.htm

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52   ..