Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 3

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  84  85  86   ..

 

 

Управление экономической деятельностью торгового предприятия

Управление экономической деятельностью торгового предприятия

Содержание

Рис. 1.2. Каналы реализации потребительских товаров


1.2. Основные формы реализации коммерческой деятельности в торговле

Рассмотрим основные варианты реализации коммерческой деятельности в тех формах, которые выработаны и успешно применяются на сегодняшний день.

Торговое посредничество. Торговое посредничество — довольно широкое понятие и включает в себя значительный круг услуг, которые могут оказываться как отдельно, так и все сразу. Это следующие услуги [20, с.66]:

Розничная торговля. Розничная торговля представляет собой деятельность по продаже товаров конечному потребителю для его личного использования [19, с.58].

1.3. Основные этапы и условия заключения коммерческих сделок

ГЛАВА 2. Организация коммерческой деятельности на предприятии ООО «Симферопольская конфетная фабрика». Характеристика внутренней торговли и внешнеторговых операций предприятия

Анализ собственных ресурсов ООО «СКФ»

Анализ привлеченных средств ООО «СКФ»

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Отклонение (+,-)

2006/

Уставный 24,0 24,0 24,0 0,0 100

Нераспределенная прибыль

(231,3) (2377,0) (5360,1) -5128,8 2317
Итого (207,3) (2353,0) (5606,1) -5398,8 2708

Основные направления использования средств предприятия

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Отклонение (+,-)

2006/

Сумма Уд. Вес., % Сумма Уд. Вес., % Сумма Уд. Вес., %
Привлеченные финансовые ресурсы
Краткосрочные кредиты банков 500 17,70 5838 65,25 11958,0 74,26 11458 2391,6
Кредиторская задолженность за товары и услуги 1978,2 70,02 2659,4 29,72 3362,6 20,88 1384,4 169,98
Текущие обязательства по расчетам 181,1 6,41 308,1 3,44 393,5 2,44 212,4 217,28

Прочие текущие

165,8 5,87 141,6 1,58 388,7 2,41 222,9 234,44
Итого 2825 100,0 8947,4 100,0 16102,8 100,0 13277,7 569,99
Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Отклонение (+,-)

2006/

Сумма Уд. вес., % Сумма Уд. вес., % Сумма Уд. вес., %
Необоротные активы
Нематериальные активы - - - - - - - -
Основные средства 31,5 100,0 214,2 85,9 422,2 99,0 390,7 1340,32%
Незавершенное строительство - - 35.5 14,0 2,8 1,0 2,8
Другие необоротные активы - - - - - - - -
Итого необоротных средств 31,5 100,0 249,7 100,0 426,0 100,0 394,5 1352,38%
Доля в имуществе 1,3 3,9 4,1 2,8 315,38%
Оборотные активы
Производственные запасы 607,2 23,50% 1126,2 17,76% 2883,2 28,63% 2276 474,84%
Товары 237,1 9,17% 1238,3 19,53% 1033,9 10,27% 796,8 436,06%
Дебиторская задолженность за товары 837,5 32,41% 2128,5 33,56% 4177,7 41,49% 3340,2 498,83%
Дебиторская задолженность по расчетам 783,6 30,32% 1788,2 28,20% 1918,7 19,05% 1135,1 244,86%
Денежные средства 114,5 4,43% 83,5 1,32% 74,4 0,74% -40,1 64,98%
Другие оборотные активы 4,4 0,17% 0,1 0,00% 3,9 0,04% -0,5 88,64%
Итого оборотные средства 2584,3 100,0 6342,1 100,0 10069,7 100,0 7485,4 389,65%
Доля в имуществе 98,7 96,1 95,9 -2,8 97,1
Все имущество, тыс.грн. 2617,8 6594,4 10496,7 7878,9 400,97%

Показатель

Годы

2005

2006 Год

2006 к

2006 к 2004
2004 г. 2005 г.
+,- Рост, % +,- Рост,% +,- Рост, %
Выручка от реализации 4263,4 13771,9 9508,5 323,03 16886,1 3114,2 122,61 12622,7 396,07
Валовая прибыль 328,5 794,5 466 241,86 895,9 101,4 112,76 567,4 272,72
Финансовый результат от операционной деятельности (убыток) (219,0) (1730,5) -1511,5 790,18 (1856,0) -125,5 107,25 -1637 847,49

Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения

(231,3) (2145,7) -1914,4 927,67 (1828,0) 317,7 85,19 -1596,7 790,32
Чистая прибыль (убыток) (231,3) (2145,7) -1914,4 927,67 (1828,0) 317,7 85,19 -1596,7 790,32
Итого общий объем реализации продукции, тыс.грн. Объем реализации продукции на внутреннем рынке, тыс.грн. Объем реализации продукции на внешнем рынке, тыс.грн
2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.
13771,9 16886,1 11779,1 14029,7 1992,8 2856,4
Итого общий объем реализации продукции, тыс.грн. Объем реализации продукции на внутреннем рынке, тыс.грн. Объем реализации продукции на внешнем рынке, тыс.грн
2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.
13771,9 16886,1 11779,1 14029,7 1992,8 2856,4
В зависимости от способа реализации (оптовая, розничная, дистрибьюция)
Оптовая Розничная Дистрибьюция Оптовая Розничная Дистрибьюция Оптовая Розничная Дистрибьюция Оптовая Розничная Дистрибьюция Оптовая Розничная Дистрибьюция Оптовая Розничная Дистрибьюция
7712,264 3651,522 2408,115 9791,415 4770,98 2324,587 6596,296 3651,521 1531,283 8277,523 4770,098 982,079 1115,968 - 873,32

1513,892

-

1342,508

Потребитель План поставки по договору, тыс.грн. Фактическ отгружено Недопоставка продукции Зачетный объем в пределах плана

ООО «Салют»

90

95

90

«Черкасы-торг»

90

85

-5

85

Продгруппа

60

70

60

ООО Инбура

50

50

50

Выставка (Одесса)

120

105

-15

105

Итого

410 405 -20 390
Месяцы Страны-контрагенты Итого
Россия Молдавия Грузия
тонн Тыс.грн. тонн Тыс.грн. тонн Тыс.грн. тонн Тыс.грн.
Январь - - 20 128 15 124,5 35 252,5
Февраль 20 170 20 128 20 166 60 464
Март - - 40 256 20 166 60 422
Апрель 20 170 20 128 20 166 60 464
Май - - 20 128 10 83 30 211
Июнь - - 20 128 - - 20 128
Июль - - 20 128 10 83 30 211
Август 20 170 20 128 10 83 50 381
Сентябрь 20 138 10 83 30 226
Октябрь 20 180 20 138 10 83 50 401
Ноябрь - - 20 138 20 176 40 314
Декабрь 20 180 20 138 20 176 60 494
Итого 100 870 260 1704 165 1394,5 525 3968,5
Мероприятия Страны-контрагенты Итого, грн.
Россия Молдавия Грузия
Оформление ГТД 3000 7800 8000 18800
Сертификат происхождения 1000 2600 3200 6800
Таможенные платежи 3500 9100 12800 25400
Фитосанитарный сертификат 225 585 720 1530
Транспортные расходы - - 12800 12800
Командировочные - - 800 800
Итого 7725 20085 38320 66130
Мероприятия Сумма Удельный вес в общей сумме расходов, %
Оформление ГТД 18800 18,69%
Сертификат происхождения 6800 6,76%
Таможенные платежи 25400 25,25%
Фитосанитарный сертификат 1530 1,52%
Транспортные расходы 12800 12,73%
Командировочные 800 0,80%
Переоформление учетной карточки 150 0,15%
Сертификация товара 3500 3,48%
ПРОДЭКСПО 2007 30000 29,83%
Членские взносы 800 0,80%
Итого 100580 100 %

Рис. 2.12. Сравнение объемов импорта и экспорта по плану

Общую структуру плановых расходов по осуществлению импортных поставок охарактеризуем данными таблицы 2.12.

Таблица 2.12.

Структура плановых расходов на осуществление ВЭД (импорт)

Месяцы Страны-контрагенты Итого
Россия Белоруссия Молдова
тонн

Тыс.

тонн

Тыс.

тонн

Тыс.

тонн

Тыс.

Январь 10 60 27 81 25 125 62 266
Февраль - - 25 75 - - 25 75
Март 10 60 20 60 - - 30 120
Апрель 14 42 - - 14 42
Май 10 60 15 45 - - 25 105
Июнь - - 10 30 25 125 35 155
Июль 5 30 6 18 - - 11 48
Август 5 30 6 18 - - 11 48
Сентябрь 5 30 8 22 - - 13 52
Октябрь 10 60 12 24 - - 22 84
Ноябрь 10 60 14 28 25 125 49 193
Декабрь 10 60 20 50 - - 30 110
Итого 75 450 177 493 75 375 327 1298
Мероприятия Сумма Удельный вес в общей сумме расходов, %
Оформление ГТД 9952 11,87%
Таможенные платежи и пошлины 12326 14,71%
Транспортные расходы 58963 70,35%
Командировочные 2569 3,07%
Итого 83810 100,0

Общая сумма плановых расходов на осуществление импортных поставок составляет 83,81 тыс.грн. При этом в структуре данных расходов первое место занимают транспортные расходы 58.863 тыс.грн. (70,35%), на втором месте таможенные платежи и пошлины 12,326 грн. (14,71%), на третьем месте 9,952 тыс.грн. (11,87%) (рис.2.13.).

Рис. 2.13. Структура плановых расходов на осуществление импортных поставок, %

Сравнение затрат показывает, что сумма плановых затрат на экспортную деятельность 100580 грн., а на осуществление импортных поставок 83810 грн, то есть на экспортную деятельность в 1,2 раза затраты выше (рис.2.14.).

Рис.2.14. Соотношение общих плановых затрат на экспорт и импорт


Выводы по второму разделу

1. Исследуемое в работе предприятие «Симферопольская кондитерская фабрика», расположена по адресу ул. Севастопольская 39. По форме собственности данное предприятие частное, правовая форма общество с ограниченной ответственностью. В 2004 году ЗАО «Симферопольская конфетная фабрика» преобразована в ООО «Симферопольская кондитерская фабрика» (сокращенное название ООО «СКФ»). Согласно организационной структуре ООО «СКФ» имеет 18 различных служб, которые обслуживают производственную деятельность предприятия. В своей политике предприятие наращивает оборотные средства за счет привлеченных средств, из которых главными источниками пополнения служат краткосрочные кредиты банков и кредиторская задолженность за товары и услуги. Имеют место положительные значения выручки от реализации и валовой прибыли, остальные финансовые результаты предприятия классифицируются как убыток. Таким образом, мы имеет место отсутствие главного показателя экономического эффективности деятельности предприятия – рентабельности производственной деятельности.

2. На ООО «СКФ» осуществляется внешняя и внутренняя торговля продукцией собственного производства, причем разделение по данным видам коммерческой деятельности осуществляется в соотношении 1 к 5 в пользу реализации продукции предприятия на внутреннем рынке. В распределении реализации по формам торговли лидирующие позиции и высокий темп прироста имеет оптовая торговля, на втором месте розничная торговля, а на третьем дистрибьюторские отношения. Розничная торговля на внешнем рынке не осуществляется, а дистрибьюторские отношения приближаются по объемам к розничному обороту. За отчетный месяц март 2007 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 20 тыс.грн., или на 5 %.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятий, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций.

На каждый календарный год на исследуемом предприятии (помесячно) составляются план мероприятий по внешнеторговой деятельности, который утверждается Директором ООО «СКФ». Этот план содержит пять основных разделов, это отчетная дата (месяц), три базовых партнера (суммарное и натуральное выражение поставок), мероприятия по непосредственному осуществлению данной деятельности (затраты по отправке Груза в соответствующие страны). В осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятие ориентируется на партнеров из России, Молдовы и Грузии и Белоруссию.

Анализ плановых затрат предприятия в 2007 году показал, что наибольший удельный вес в общей плановой сумме расходов на экспортную деятельность занимают затраты на участие в ПРОДЭКСПО 2007 (29,83%), на втором месте сумма расходов, связанная с осуществлением таможенных платежей (25,25%), а на третьем месте расходы, связанные с сертификацией товаров для экспорта (18,69). Минимальные значения в структуре расходов занимают расходы, связанные с оформлением ГТД, или грузо-транспортных документов (0,15) и расходы, связанные с осуществлением командировок в страны-контрагенты (0,8%).

Импортные поставки позволяют предприятию закупать сырье и комплектующие для осуществления производственной деятельности. В качестве стран – партнеров предприятия по данному направлению реализации ВЭД выступают Россия, Белоруссия и Молдова. Общая сумма плановых расходов на осуществление импортных поставок в 2007 году составляет 83,81 тыс.грн. При этом в структуре данных расходов первое место занимают транспортные расходы 58.863 тыс.грн. (70,35%), на втором месте таможенные платежи и пошлины 12,326 грн. (14,71%), на третьем месте 9,952 тыс.грн. (11,87%). Сумма плановых затрат на экспортную деятельность 100580 грн., а на осуществление импортных поставок 83810 грн, то есть на экспортную деятельность в 1,2 раза затраты выше.

Планирование внешнеторговой деятельности позволяет предприятию определить размер портфеля заказов для организации производства на экспорт и рассчитать суммы расходов по данной деятельности в целом.


Заключение

Согласно основным структурным разделам работы мной сделаны следующие выводы и обобщения, внесены предложения.

1. В процессе исследования теоретико-методологических основ организации и управления коммерческой деятельностью определены следующие особенности данного процесса.

Коммерция — это инициативная, самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осуществлению купли-продажи товаров народного потребления в целях получения прибыли. В свою очередь под "торговлей" понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений. В экономическом обороте торговля выполняет посредническую роль. Однако ее функции не ограничиваются лишь материальным распространением продукции. В конечном счете, торговля стимулирует производство и задает ему определенное направление. Коммерсанты расширяют возможности производства по удовлетворению запросов потребителей. Они создают условия для того, чтобы материальные блага, произведенные в массовом порядке множеством предприятий, разбросанных ни обширной территории, стали доступными потребителям и гаком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которые удобны для последних. Различают внешнюю и внутреннюю торговлю. Для реализации товаров производитель может сделать выбор из пяти систем каналов сбыта.

Основные варианты реализации коммерческой деятельности в тех формах, которые выработаны и успешно применяются на сегодняшний день это: торговое посредничество, оптовая торговля (одним из способов организации оптовой торговли является проведение торговых ярмарок и выставок), розничная торговля (деятельность по продаже товаров конечному потребителю для его личного использования). В настоящее время широкое распространение получили методы внемагазинной торговли, к которым относятся отправка товаров по почте (посылочная торговля), личная продажа, выездная и выносная торговля, торговля на рынках.

Коммерческие сделки совершаются на основе Гражданского кодекса Украины, Положений "О поставках продукции производственно-технического назначения" и "О поставках товаров народного потребления ", Соглашения об общих условиях поставок товаров между организациями государств— участников Содружества Независимых Государств от 20марта 1992 г., Закона "О внешнеэкономической деятельности", Международных правил толкования торговых терминов — ИНКОТЕРМС, иных законодательных актов, действующих сегодня в Украине.

Процесс совершения коммерческих сделок состоит из следующих этапов: 1) поиск товара (оферты, заказы и т.д.); 2) заключение договора (преддоговорные переговоры, подписание договора, дополнительные соглашения и тд.); 3) осуществление расчетов; транспортировка (в том числе экспедиторские услуги); 4) хранение (при необходимости); 5) сдача-приемка.

Основой коммерческих правовых отношений служит договор (купли-продажи, поставки, мены и др.). Коммерческий договор — это соглашение двух или более сторон об установлении обязанности продавца передать определенный товар в собственность покупателя и обязательства покупателя принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму, или взаимные обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки.

В последние годы торговля невозможна без сертификата качества, это наиболее распространенный сопроводительный документ, удостоверяющий качество поставляемого товара.

2. Аналитическая часть работы позволила сделать следующие выводы относительно объекта исследования.

Исследуемое в работе предприятие «Симферопольская кондитерская фабрика», расположена по адресу ул. Севастопольская 39. По форме собственности данное предприятие частное, правовая форма общество с ограниченной ответственностью. В 2004 году ЗАО «Симферопольская конфетная фабрика» преобразована в ООО «Симферопольская кондитерская фабрика» (сокращенное название ООО «СКФ»). Имеют место положительные значения выручки от реализации и валовой прибыли, остальные финансовые результаты предприятия классифицируются как убыток. Таким образом, мы имеет место отсутствие главного показателя экономического эффективности деятельности предприятия – рентабельности производственной деятельности.

На ООО «СКФ» осуществляется внешняя и внутренняя торговля продукцией собственного производства, причем разделение по данным видам коммерческой деятельности осуществляется в соотношении 1 к 5 в пользу реализации продукции предприятия на внутреннем рынке. В распределении реализации по формам торговли лидирующие позиции и высокий темп прироста имеет оптовая торговля, на втором месте розничная торговля, а на третьем дистрибьюторские отношения. Розничная торговля на внешнем рынке не осуществляется, а дистрибьюторские отношения приближаются по объемам к розничному обороту. За отчетный месяц март 2007 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 20 тыс.грн., или на 5 %.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятий, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций.

На каждый календарный год на исследуемом предприятии (помесячно) составляются план мероприятий по внешнеторговой деятельности, который утверждается Директором ООО «СКФ». Этот план содержит пять основных разделов, это отчетная дата (месяц), три базовых партнера (суммарное и натуральное выражение поставок), мероприятия по непосредственному осуществлению данной деятельности (затраты по отправке Груза в соответствующие страны). В осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятие ориентируется на партнеров из России, Молдовы и Грузии и Белоруссию.

Планирование внешнеторговой деятельности позволяет предприятию определить размер портфеля заказов для организации производства на экспорт и рассчитать суммы расходов по данной деятельности в целом.


Список использованных источников

1. Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" № 959-ХΙΙ от 16.04.91. с изменениями и дополнениями.

2. Положение о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований: Утв. Постановлением КМУ от 22.02.95 г. № 135// Зібрання постанов Уряду України.-1995.-№5.-С.115-117.

3. Положение об индикативных ценах на товары при осуществлении субъектами внешнеэкономической деятельности Украины экспортно-импортных операций: Утв. Указом Президента Украины от 18 ноября 1994 г. N° 691/94//Бизнес-1994.-№ 47 (102).-29 ноября.

4. Бланк И А Торговый менеджмент. — К.: УФИМБ, 1997. — 408с.

5. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996

6. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практич. курс: Пер. с англ. — СПб.: Нева-Ладога, 1993. - 430 с.

7. Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Дело, 1998. — 784с.;

8. Джоунс Г. Торговый бизнес: Как организовать и управлять: Пер. с-англ. — М.: Инфра-М, 1996. — 304 с.

9. Ермолович Л.Л., Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: БГЭУ, 2001, 402 с.

10. Ильин А.И. Управление предприятием. - Минск: Вышейшая школа, 1997.- 275 с.

11. Крие А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля: Пер. с фр. — М Издательская группа "Прогресс", 1993. — 192 с.

12. Кройтор В.А. Защита прав потребителя. — Харьков: Биз-йес-информ, 1996. — 320 с.

13. Костоглодов Д.Д. Распределительная логистика.- М.: Экспертное бюро, 1997.- 315 с.

14. Коммерческий договор: От заключения до исполнения / Сост. Л.П. Дашков — М.: Маркетинг, 1997. — 324 с.

15. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник.- М.:Издательство БЁК, 1997.- 353 с.

16. Морган Р. Искусство продавать: Как стать профессионалом: Пер. с англ. — М.: Консэко, 1994. — 146 с.

17. Николаева М А Сертификация потребительских товаров. — М.: Экономика, 1995. — 224 с.

18. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. — 2-е изд. — М.: Маркетинг, 1998.-320

19. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. -М.: Прогресс, 1996.- 286 с.

20. Порядинский В.Н., Велик М.Д. Предпринимательство в торговле или как вести торговое дело. - К.: Укринформ, 1993.-168 с.

21. Правила торговли: Сб-к норматив, документов/ Сост. В.А. Кройтор. — Харьков: Бизнес-информ, 1996. — 172 с.

22. Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства (опыт зарубежных корпораций).- М.: Финансы и статистика, 1993.- 96 с.

23. Садеков А.А., Полонский А.Н. Экономика торгового предприятия.- Донецк, 1997.

24. Селезнев В.В., Основы рыночной экономики Украины, - К: АСК,2002.

25. Томашпольский С. Ценообразование в торговле -Х.: Фактор, 1999.-62с.

26. Ушакова Н.Н., Кукурудза Л.А., Головачук Т.И., Олейник СИ. Экономическая стратегия деятельности торгового предприятия в условиях рыночной экономики.- К.: УкрИНТЭИ, 1993.-44 с.

27. Хавронюк Н.И., Мельник Н.И. Законодательство о торговле. Настольная книга продавца и покупателя: В 3-х частях. — К.: Блиц-информ, 1997. - 4.1 - 752 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  84  85  86   ..