Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 2

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  469  470  471   ..

 

 

Развитие УП "Универсам "Сухаревский"

Развитие УП "Универсам "Сухаревский"

«Бизнес – план развития УП «Универсам «Сухаревский» на 2009 год»


Содержание

Введение

РЕЗЮМЕ

1.ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСАМА И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

2.Описание характера бизнеса

3.ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ

3.1Ситуация в отрасли

3.2 Сегментирование покупателей

3.3 Анализ конкуренции

4.СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

4.1 Прогноз структуры розничного товарооборота

4.2Рекламная кампания универсама в 2009 году

5.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПЛАН

5.1Материально-техническая база предприятия

5.2Товарные запасы

5.3 Издержки обращения

6.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

7.Финансовый плаН


ВВЕДЕНИЕ

Опыт экономического развития стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что товарное обращение — неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение. От эффективной деятельности торговых предприятий во многом зависит решение главной задачи общественного производства: удовлетворение разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя товары, связывает производство с потреблением и способствует установлению рационального соотношения между предложением и спросом.

Предприятия розничной торговли являются посредником между производителем и потребителем продукции и выполняют ряд важных функций: изучение потребительского спроса на реализуемую продукцию, сортировку товара, его фасовку, рекламу продукции в местах продажи, создают комфортные условия для организации покупок в магазине и т.д.

Тщательный и всесторонний анализ деятельности торгового предприятия поможет предупредить и решить многие неизбежные проблемы в его развитии, особенно в условиях мирового финансового кризиса, когда ресурсное обеспечение каждого субъекта рынка зависит от эффективности хозяйствования, повышение экономической эффективности торговой деятельности становится первостепенной задачей.

Таким образом, тема «Бизнес-план развития УП «Универсам «Сухаревский» актуальна не только для написания дипломной работы, но и в целом для эффективной работы любого предприятия в условиях формирующихся рыночных отношений. Только при написании бизнес-плана возможно грамотное обоснование предложений и мероприятий по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности. Обоснованный бизнес-план служит гарантией надежности предпринимательской деятельности, выступает как инструмент управления предприятием, обеспечивающий эффективность финансово-хозяйственной деятельности, достижение запланированной прибыли, уровня рентабельности, а также решения всех поставленных задач в рамках избранной предприятием стратегии. Кроме того, расчетные финансовые показатели бизнес-планов предприятий являются исходными данными для вышестоящих организаций, в данном случае Главного управления потребительского ранка Мингорисполкома и Министерства торговли, для оценки результатов деятельности отрасли в целом и планирования параметров ее развития на предстоящий период.

Для составления бизнес-плана необходим комплексный и всесторонний анализ всех сторон деятельности организации, для чего в данной дипломной работе будут решены следующие задачи:

1) характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия по состоянию на 01.01.2009, совершенствование кадровой политики предприятия и разработка делового расписания на 2009 год;

2) формирование ассортимента и ценовая политика магазина на 2009 год;

3) изучение спроса потребителей и конкурентной позиции универсама в настоящее время;

4) формирование структуры розничного товарооборота на планируемый период.

Системный подход к изучению всех функциональных стратегий развития торгового предприятия позволит определить основные направления деятельности организации на 2009 год для обеспечения ее устойчивого развития, ликвидности и платежеспособности.

Объектом исследования является УП «Универсам «Сухаревский».

Предмет исследования – основные показатели хозяйственной деятельности, изыскание путей достижения их положительной динамики для обеспечения долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности предприятия.

Запланированная динамика финансовых показателей позволит сохранить хороший социально-психологический климат в коллективе, снизить уровень текучести кадров и повысить заинтересованность работников в достижении плановой производительности труда, в качественном обслуживании покупателей и в развитии своей трудовой карьеры в рамках данного предприятия.

Данная написана в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы, регламентирующей разработку бизнес-планов развития в Республике Беларусь:

- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. №158 «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» (в редакции постановления от 07.12.2007 № 214);

- Приказа Министерства торговли №158 от 14.12.2006 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов государственных коммерческих организаций, подчиненных Министерству торговли Республики Беларусь, негосударственных коммерческих организаций, акции (доли) которых, принадлежащие Республике Беларусь, переданы в управление Министерства торговли Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства торговли (в редакции приказа Минторга от 29.11.2007 №224);

- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 № 186 «Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год (в редакции постановления Минэкономики от 30.10.2007 №190).

При написании работы были использованы следующие труды:

- Морошкин В.А., Буров В.Г. Бизнес-планирование: учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2007. (Профессиональное образование)

- Крум Э.В. Бизнес-планирование/ Э.В.Крум, Г.М.Важдаева, О.Э.Выскварко. – Минск: РИВШ, 2007.

- Ивуть Р.Б., Пилипук Н.Н. Бизнес-план предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2000.


РЕЗЮМЕ

Основные задачи УП «Универсам «Сухаревский» в 2009 году:

1. Расширение и обновление ассортимента товаров и сопутствующих услуг.

2. Обоснованная замена импортных товаров в ассортименте отечественными.

3. Повышение производительности труда и культуры обслуживания.

4. Первичная автоматизация административных и рабочих процессов.

5. Усиление ориентации на массового покупателя в организации работы.

6. Повышение оплаты труда работающих.на предприятии.

7. Достижение стабильной прибыльной работы предприятия.

Целями разработки настоящего бизнес-плана являются: установление целевых ориентиров развития предприятия в 2009 году за счет выработки критериев анализа, оценки и контроля работы универсама в планируемом периоде, предоставление вышестоящей организации обоснованных технико-экономических расчетов на перспективу развития предприятия в 2009 году для последующей выработки отраслевых управленческих решений.

Главной целью Универсама на 2009 год является сохранение и развитие своих позиций в максимальном удовлетворении спроса покупателей микрорайона. Это найдет выражение в росте товарооборота и других показателей эффективности нашей работы.

В работе УП «Универсам «Сухаревский» в 2009 году запланированы следующие оценочные показатели:

1. Рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах в размере 2%

2.Среднемесячная зарплата вырастет на 2,5% и составит 969,8 тыс. руб.

3.В техническое оснащение будет инвестировано 10,0 млн. руб.

4.Доля товаров отечественного производства в общей сумме розничного товарооборота составит 83,2%.

5.Все инвестиции в 2009 году планируется осуществлять без привлечения заемных средств

6.Разработаны мероприятия по энергосбережению. Планируемый целевой показатель экономии топливно-энергетических ресурсов составит 4,2%.

Эти результаты позволят сохранить хороший социально-психологический климат в коллективе, снизить уровень текучести кадров и повысить заинтересованность работников в достижении плановой производительности труда, в качественном обслуживании покупателей и в развитии своей трудовой карьеры в рамках данного предприятия.

Таким образом, исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности в 2008 году и факторов, влияющих на эффективность работы организации, определены основные направления деятельность организации на 2009 год. Прогнозные показатели по росту товарооборота, средней заработной плате и другие приняты ниже уровня заданий, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год, так как открытие во второй половине 2008 года двух крупных торговых центров «Праздник» и «Магнит» и Гипердискаунтера «Евроопт» в непосредственной близости от предприятия резко снизило темпы роста товарооборота в 2008 году и также продолжит оказывать негативное влияние на темпы роста товарооборота в 2009 году. Выполнение принятых показателей по росту товарооборота на 2 процента, повышение средней заработной платы на одного работника до 968,9 тысяч рублей, получение прибыли от реализации в размере 295 миллионов рублей позволят обеспечить устойчивое развитие организации.


1. ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСАМА И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Вид организации – предприятие,

Форма собственности – коммунальная,

Вид деятельности - розничная торговля,

Отраслевая принадлежность (ОКОНХ) – 71211.

Государственное предприятие «Универсам «Сухаревский» создано по решению Мингорисполкома в 1998 году для обеспечения минчан, преимущественно жителей микрорайона «Сухарево» продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса и получения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в этой сфере. Дата государственной регистрации: 04.11.1998 г., решение №1157, реестровый номер – 23895. Решением Мингорисполкома от 22 июня 2000 г. предприятие перерегистрировано и переименовано в Торговое коммунальное унитарное предприятие «Универсам «Сухаревский», Свидетельство о регистрации предприятия представлено в Приложении 1. УП «Универсам «Сухаревский» функционирует в сфере розничной торговли, на что имеет специальное разрешение. Лицензия на право розничной торговли – Приложение 2.

Со дня открытия предприятия оно фактически являлось единственным крупным предприятием в стремительно строящемся микрорайоне Сухарево. Поблизости находился только один небольшой магазин с площадью торгового зала 90 м.кв. «Диакония». До сегодняшнего дня продолжается застройка района «Сухарево», открыт выезд на Минскую кольцевую автодорогу (на данный момент универсам расположен в одном километре от нее), что является благоприятными факторами для развития предприятия и роста его товарооборота. В 2008 году в районе открылось еще несколько крупных торговых предприятий: ТЦ «Праздник», ТЦ «Магнит», гипердискаунтер ООО «Евроопт», что объясняет спад чистой прибыли до 30 млн.руб.

Предприятие не имеет обособленных структурных звеньев (филиалов).

Универсам имеет расчетный счет 3012903320013 в отделении № 522 ОАО Белинвестбанк.

Просроченных обязательств перед бюджетом, поставщиками и подрядчиками, кредитными учреждениями и по оплате труда персоналу не имеется.

Директор предприятия - Адарич Нина Ильинична.

Главный бухгалтер – Добровольская Регина Брониславовна.

Торговля осуществляется методом самообслуживания (при 65% торговой площади он обеспечивает 81,34% товарооборота). В отделах, где это целесообразно, применяется смешанная форма – традиционный метод «через прилавок» в сочетании с самообслуживанием.

Деятельность предприятия обеспечена современным, хорошо подобранным торгово-технологическим и холодильным оборудованием, имеющим современный дизайн, большую площадь выкладки и удобным для пользования работниками и покупателями. Холодильное оборудование, размещенное в торговом зале магазина, произведено в Германии и Италии. Оно высоконадежно, имеет воздушное охлаждение и низкое потребление электроэнергии, возможность перепрограммирования холодопроизводительности в широком диапазоне, а также оснащено встроенной защитой от некомпетентного пользователя.

До нынешнего года работа с насыщением магазина товарами велась под лозунгом: «Расширение ассортимента!» - ассортимент только продовольственных товаров составлял порядка 14000 позиций. В 2008 году при сотрудничестве фирмы «Ритейл Маркетинг» для специалистов предприятия были проведены семинары по мерчендайзингу, после чего опять же при сотрудничестве вышеуказанной фирмы была полностью переделана ассортиментная матрица. Актуальный для универсама лозунг: «Только брендовый и «ходовой» товар!».

Кроме того, в УП «Универсам «Сухаревский» была принята программа поддержки отечественных производителей. Основными принципами данной программы являются:

1. Предпочтение предприятиям-резидентам РБ;

2. Предпочтение предложению отечественных товаров перед импортом;

3. Предпочтение фирмам с хорошей репутацией;

4. Предпочтение предприятиям-производителям;

5. Предпочтение фирмам, готовым на разумную отсрочку платежа.

В 2005 году в соответствии с подпунктом 2.1. Постановления Совета Министров РБ и Национального банка РБ от 9.01.2002г. №18/1 (в редакции от 07.02.2007) «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» предприятием были заключены договора на изготовление проектно-сметной документации, осуществлен монтаж локальной числительной сети, приобретены копии программного обеспечения «СуперМаг 2000». В январе 2006 года по договору финансового лизинга заключенного сроком на 2 года в размере 176,6 млн. руб. приобретены и установлены системные аппараты, обеспечивающие учет принятых наличных денежных средств и расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, а так же дифференцированный учет данных о товарах. Осуществленные в 2008 году инвестиции позволили предприятию улучшить и ускорить технологические режимы изготовления собственной продукции, которая уже нашла постоянного покупателя и удачно дополнила основной товарный ассортимент универсама, сократить потери товара при реализации, улучшить культуру обслуживания покупателей.

Предприятие использует свою производственную мощность на 100% по состоянию на 01.01.2009. В целом торгово-технологическое оборудование, торговая мебель и производственно-хозяйственный инвентарь предприятия достаточно современны, производительны и способствуют решению задач предприятия.

Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2006 – 2008 годы отражены в таблице 1.

Таблица 1 Основные показатели хозяйственной деятельности УП «Универсам «Сухаревский» за 2006-2008 годы.

Наименование показателей 2006г. 2007г. 2008г. 2008г.в % к 2007г.в действ.ценах
1 2 3 4 5
1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг всего, млн. руб. 17454 20545 25200 122,7
1.1. выручка от оказания услуг без НДС, млн. руб. 24 29 120,8
1.2. товарооборот, млн. руб. 17454 20517 25197 122,8
1.2.1. налог с продаж и на услуги, млн. руб. 306 457 503 110,1
1.2.2 НДС по реализованным товарам, млн. руб. 2021 2185 2899 132,7
2. Выручка без налогов с продаж, на услуги, НДС 15127 17899 21824 121,9
млн.руб.
3. Валовой доход – всего, млн. руб.: 2833 3367 4141 123
в % к выручке без налогов 18,73 18,81 18,97 100,9
3.1. от оказания услуг, млн. руб. 28 34 121,4
3.2. от реализации товаров, млн. руб. 2833 3344 4107 122,8
4. Налоги из валового дохода всего, млн. руб.: 85 101 88 87,1
5. Издержки обращения всего, млн. руб.: 2540 3055 3680 120,5
в % к товарообороту 16,79 17,07 16,86 98,8
6. Прибыль от реализации, млн. руб. 208 211 373 176,8
в % к выручке без налогов 1,38 1,18 1,71 144,9
7. Операционные доходы, млн. руб. 29 24 20 83,3
8.Внереализационные доходы, млн. руб. 18 7 11 157,1
9. Операционные и внереализационные расходы, млн. руб. 127 123 170 138,2
10. Прибыль за отчетный период 128 119 234 196,6
в % к выручке без налогов 0,85 0,66 1,07 162,1
11.Начисленные налоги и сборы из прибыли, платежи и расходы из прибыли, млн. руб.: 85 96 146 152,1
- налог на недвижимость, млн. руб. 25 29 32 110,3
- налог на прибыль, млн. руб. 49 52 96 184,6
- местные налоги и сборы, млн. руб. 6 9 10 111,1
- платежи и расходы из прибыли (санкции в бюджет) , млн. руб. 5 6 8 133,3
12.Чистая прибыль (убыток) 43 23 88 382,6
в % к выручке без налогов

13. Распределение и использование чистой прибыли, млн. руб.

- фонд накопления, млн. руб.

- отчисление 5% в фонд развития , млн. руб.

- нераспределенная прибыль, млн. руб.

30

1

12

16

1

6

40

8

40

250

800

666,7

14.Среднесписочная численность работников, чел. 173 179 182 101,7
15.Среднегодовая сумма оборотных средств, млн. руб. 1073 1126 1356 120,4
16.Выработка на 1 работника, млн. руб. 101 115 138 120

Примечание. Источник: первичная учетная документация предприятия

Согласно данным таблицы 1 в УП «Универсам «Сухаревский» за последние годы наметилась устойчивая тенденция роста товарооборота, который в 2008 году по сравнению с 2007 увеличился на 22,8% и, как следствие, увеличение чистой прибыли в 3,8 раза. Однако, наблюдается также и рост издержек обращения на 20,5% в 2008 году. Динамика изменения чистой прибыли УП «Универсам «Сухаревский» за 2005 – 2008 годы представлена «на рисунке 1».


Рисунок 1. Чистая прибыль УП «Универсам «Сухаревский в 2005 – 2008гг.(Источник: данные таблицы 1)

Используемое предприятием имущество находится в коммунальной собственности г. Минска и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения; реестровый № 735 МнК. Соответствующее свидетельство за № 735 выдано 12.07.1999, переоформлено – 22.12.2001.

Деятельность предприятия неоднократно отмечалась почетными грамотами и наградами Мингорисполкома и Главного Управления потребительского рынка Мингорисполкома, наиболее значимыми из них являются: «Почетная грамота за санитарное состояние и обслуживание покупателей» в 2000 году и «Бронзовый Меркурий» в 2001. В 2003 году УП «Универсам «Сухаревский» занял первое место в городе по росту товарооборота за год (143%).

В настоящее время, не смотря на жесткую конкуренцию в районе, наличие и создание многочисленных объектов торговли в микрорайоне Сухарево, предприятие развивается и совершенствуется и по праву считается одним из лучших предприятий розничной торговли в Фрунзенском районе города Минска.

Финансовое состояние предприятия на конец 2008 года удовлетворительное: коэффициент текущей ликвидности – 0,97, что незначительно ниже норматива; коэффициент обеспеченности собственными средствами – 0,02 (норматив – 0,1), но дефицита средств для работы нет, более того, отрицательное значение данного показателя указывает на исключительно высокую интенсивность использования оборотных средств организации. За счет грамотного управления товарными и денежными потоками удалось профинансировать все плановые инвестиционные расходы по модернизации технической базы.

УП «Универсам «Сухаревский» не имеет просроченной кредиторской задолженности, за энергоносители, с персоналом по заработной плате, по налогам и платежам в бюджет. Показатели платежеспособности УП «Универсам «Сухаревский» представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели платежеспособности организации в 2007-2008 годах

Наименование показателя Норматив Фактически
по состоянию на 01.01.2008 по состоянию на 01.01.2009
1 2 3 4
1. Коэффициент текущей ликвидности 1 0,91 0,95
2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,1 -0,1 -0,05
3. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами не более 0,85 0,48 0,5

Примечание. Источник: Отраслевое сопоставление показателей финансового положения предприятия, расположенное в Приложении 5.

Из таблицы 2 видно, что коэффициент ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами УП «Универсам «Сухаревский» ниже норматива, однако, если сравнивать данные показатели с показателями по отрасли по республике в целом (исходя из отраслевого сопоставления показателей финансового положения предприятий, представленного в Приложении 5), можно сделать заключение о том, финансовое состояние предприятия достаточно устойчиво. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами не превышает норму.


2. ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА БИЗНЕСА

Основной вид деятельности УП «Универсам «Сухаревский» - розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Данный вид деятельности предприятия обеспечен необходимой лицензией на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание № 50000/0317737, зарегистрирована в реестре лицензий Минского горисполкома за № 2437, действительна до 26.02.2009 г.

Предприятие имеет следующую торгово-производственную структуру:

- торговый зал с основным ассортиментом продовольственных товаров (площадь 450 м. кв.). Планировка торгового зала представлена в Приложении 4;

- три цеха для изготовления собственной продукции: цех по производству кулинарных изделий, цех по производству булочно-кондитерских изделий и цех по производству мясных полуфабрикатов;

- отдел строительных товаров «СтройДом»;

- отдел промышленных товаров;

- детский кафетерий «Сказочный мир»;

- винно-водочный отдел;

- с сентября 2006 года на балансе предприятия находится магазин по улице Маневича,9 с торговой площадью 55,7 м.кв.

Основной доход предприятие получает от торговли продовольственными товарами. Однако торговля непродовольственными товарами также имеет ряд преимуществ, основным из которых является то, что по непродовольственным товарам торговая наценка составляет 30%, тогда как на социально значимые продовольственные товары наценки регулируются государством, устанавливаются предельные розничные цены. За последние годы наблюдается совсем незначительное изменение структуры товарооборота магазина, представленное в Таблице 3. В 2009 году планируется увеличить долю непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота – представлено «рисунке 2».Кроме того, УП «Универсам «Сухаревский» в 2008 году оказывал населению ряд дополнительных услуг:

- гостевая автостоянка,

- прием предварительных заказов на продукцию собственного производства,

- продажа цветов и цветочной продукции,

- продажа книжной продукции,

- приемный пункт химчистки,

- банкомат,

- пункт страхования транспортных средств,

- аптечный киоск,

- пункт обмена валют,

- радиоинформирование покупателей в торговом зале,

- отдел здорового питания,

- доставка товаров и подарков на дом покупателям (по предварительным заявкам),

- регулярно организуются выставки-продажи с возможностью дегустации продуктов и акции с призами для покупателей,

- в период новогодних праздников комплектуются подарки по заказам населения,

- работает пункт по продаже средств мобильной связи и аксессуаров к ним, заключению договоров и предоставлению услуг мобильной связи,

- прокат и продажа аудио- видеопродукции.

В 2009 году вносить изменения в данные услуги не планируется.На предприятии внедрена система безналичного банковского расчета на основе пластиковых карт системы Белкарт и международной платежной системы VISA.


Таблица 3. Удельный вес товаров и товарных групп в товарообороте предприятия

№ п/п Наименование товарных групп и товаров Удельный вес в товарообороте Изменение (+/-)
2007 год 2008 год
1 2 3 4 5
1 Мясо и птица 10 10,2 0,2
2 Колбасные изделия и копчености 12,3 11,4 -0,9
3 Рыба и морепродукты пищевые 2,5 2,6 0,1
4 Сельди 0,2 0,1 -0,1
5 Масло животное 1,3 1,3 0
6 Масло растительное 0,5 0,6 0,1
7 Маргариновая продукция 0,1 0,1 0
Продолжение таблицы 3
1 2 3 4 5
8 Майонезная продукция 0,9 0,9 0
9 Молоко и молочная продукция 9,8 10,1 0,3
10 Сыр 2,5 2,6 0,1
11 Консервы мясные 0,3 0,4 0,1
12 Консервы рыбные 1,2 1,1 -0,1
13 Консервы овощные 1,2 0,9 -0,3
14 Консервы фруктово-ягодные 2,2 2,4 0,2
15 Яйца и яйцепродукты 1,9 1,6 -0,3
16 Сахар 1,4 1,1 -0,3
17 Кондитерские изделия 6,6 6,8 0,2
18 Варенья, джемы, повидло, мед 0,1 0,1 0
19 Чай и кофе 1 1,1 0,1
20 Мука 0,5 0,5 0
21 Хлеб и хлебобулочные изделия 4,5 4,5 0
22 Крупа и бобовые 0,7 0,8 0,1
23 Макаронные изделия 0,3 0,4 0,1
24 Картофель 1 0,9 -0,1
25 Овощи 2,5 2,5 0
26 Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни 3 3,7 0,7
27 Водка и ликероводочные изделия 5,5 6 0,5
28 Вино 3,1 2,5 -0,6
29 Коньяк 0,4 0,4 0
30 Шампанское 0,8 1 0,2
31 Пиво 2,4 2,8 0,4
32 Безалкогольные напитки 2,5 2,6 0,1
33 Мороженое 4,4 4,4 0
34 Другие прод. товары 1,8 1,3 -0,5
35 Итого прод. товаров 86,4 86,6 0,2
36 Итого непрод. товаров 13,6 13,4 -0,2
37 Всего 100 100

Примечание. Источник: Отчет о розничной торговле УП «Универсам «Сухаревский»

Рисунок 2. Удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров в товарообороте УП «Универсам «Сухаревский»(Источник: данные таблицы 3)

Главной целью функционирования предприятия в 2009 году является сохранение и развитие своих позиций в максимальном удовлетворении спроса покупателей микрорайона. Это найдет выражение в росте розничного товарооборота и других показателей эффективности работы в 2009 году.

Основные задачи, для этого, запланированные в 2009 году:

- расширение и обновление ассортимента товаров и сопутствующих услуг;

- обоснованная замена импортных товаров в ассортименте отечественными;

- повышение производительности труда и культуры обслуживания;

- автоматизация административных и рабочих процессов;

- усиление ориентации на массового покупателя в организации работы;

- продвижение и реклама новых видов продукции, выпускаемых отечественными предприятиями путем проведения акций, дегустаций, рекламных акций, проведение распродаж и других промо-акций;

- организация в зале самообслуживания дополнительной зоны реализации колбасных изделий посредством установки холодильного оборудования с целью увеличения реализации колбасных изделий и, соответственно товарооборота;

- активное применение скидок на товары с долевым участием в скидке как производителя, поставщика, так и универсама;

- планируется вино-водочный отдел преобразовать в обособленный отдел по реализации продовольственных товаров с изменением графика его работы 7.30 до 22.30 с тем, чтобы жители района могли приобрести необходимые товары, что также будет способствовать росту товарооборота;

-организация новой услуги «Доставка товаров на дом покупателям в микрорайонах Сухарево, Красный бор, Запад посредством предоставления предлагаемых товаров на сайте универсама при заказе по телефону»;

- организация нового формата мелкорозничной торговли с расширенным ассортиментом продовольственных товаров, в том числе продукции собственного производства, реализация шашлыков, барбекю, охлаждаемых соков и напитков, мороженого и других товаров;

- установка на предприятии камеры шоковой заморозки, что позволит предложить покупателям широкий ассортимент свежезамороженной продукции собственного производства: чебуреков, вареников, блинов в ассортименте, круассанов, слоеного теста, основы для пиццы, что привлечет покупателей;

- согласование медиа-плана на радиостанции FM и в других СМИ с целью позиционирования универсама на рынке и для привлечения новых покупателей;

- достижение стабильной прибыльной работы универсама.

Стоящие перед предприятием задачи требуют работы с большим количеством поставщиков. В 2008 году численность контрагентов универсама устойчиво сохранялась в пределах 580-ти компаний, предприятий и фирм Договор УП «Универсам «Сухаревский» с одним из контрагентов представлен в Приложении 5, спецификация к договору в Приложении 6. За десять лет работы ненадежные поставщики товаров практически были отсеяны (так, в 2006 – 2007 годах предприятие работало более чем с 800 предприятиями). Жесткие требования, предъявляемые к контрагентам, будут сохранены и в планируемом периоде:

- своевременная поставка товаров;

- наличие всех сопроводительных документов, в том числе сертификатов качества, удостоверений о гигиенической регистрации, таможенных деклараций, ветеринарных свидетельств и пр.;

- поставка товаров надлежащего качества с хорошими сроками реализации;

- осуществление расчетов за поставленную продукцию не раньше чем через 30 календарных дней либо по факту реализации, за исключением мясомолочной продукции и продукции сельского хозяйства.

Договорной работе в УП «Универсам «Сухаревский» уделяется большое внимание, к договорам, не удовлетворяющим требованиям предприятия, заключаются протоколы разногласий либо дополнительные соглашения, образец которого представлен в Приложении 7. С поставщиками, отказавшимися подписать вышеуказанные документы, договора не заключаются.

В настоящее время численность контрагентов универсама устойчиво сохраняется в пределах 580 компаний и фирм.

УП «Универсам «Сухаревский» является аккуратным плательщиком по обязательствам. Это обстоятельство позволило добиться у многих крупных, значимых во всех отношениях для предприятия поставщиков отсрочки платежа в 30 – 40 дней. А это, в свою очередь, - позволило оптимизировать денежный оборот и, в частности, не расширять существенно кредитования в коммерческом банке.

Ожидается усиление прямой конкуренции для магазина со стороны новых торгово-розничных структур, открывшихся в непосредственной близости и превышающих по потенциальной мощности УП «Универсам «Сухаревский». Этот фактор учтен в данном бизнес-плане путем прогнозирования темпов роста розничного товарооборота, а также планированием повышенных по сравнению с настоящим временем величин текущих расходов на маркетинг.


3. ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ

3.1 Ситуация в отрасли

Учитывая итоги развития торговли, можно констатировать, что в целом обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка страны преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Однако, по результатам мониторинга за 2008 год, представленном в Приложении 8 в торговле еще имеет место убыточность, отдельные торговые организации испытывают недостаток собственных оборотных средств.

Высокие темпы развития розничного товарооборота в предыдущие годы в немалой степени достигнуты вследствие благоприятной экономической ситуации, сложившейся в республике, и в первую очередь за счет роста реальных денежных доходов населения, обеспечения своевременной выплаты заработной платы, а также наращивания объемов производства товаров отечественного производства.

Цели, задачи и пути развития розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров, расширения и совершенствования инфраструктуры розничной и оптовой торговли, общественного питания, совершенствования научной, технической и технологической политики, финансово-кредитного обеспечения торговых организаций, включая совершенствование принципов государственного регулирования и кадрового обеспечения в сфере торговли определены в Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.

Согласно данной Программе в 2006 – 2010 гг. развитие розничной торговой сети будет осуществляться по двум основным направлениям:

- укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров;

- формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости.

По мере становления и развития отечественных торговых сетей рассматриваются предложения о возможности вхождения на белорусский рынок иностранных сетевых компаний.

География рынка сбыта продукции предприятия в 2008 году преимущественно ограничена рынком микрорайона «Сухарево». Согласно данным статистики на 01.01.2009 в микрорайоне «Сухарево» находится 18,5 тысяч квартир (семей). Микрорайон постоянно строится, что обуславливает высокий уровень платежеспособного спроса, а это влечет за собой присутствие в микрорайоне большого количества торговых организаций.

Универсам расположен достаточно удачно: плотная застройка «Высотками» в жилом районе, на оживленной дороге, ведущей к МКАД. Большинство квартир в микрорайоне куплены, а не выделены государством. Затруднений с подъездом не возникает, есть парковка, однако ее явно не хватает из-за постоянного использования порядка 20 парковочных мест жильцами близлежащих домов как «личной» стоянки в наиболее оживленные часы работы предприятия – с 19.00, что приводит к ежедневной потере потенциальных покупателей, и, как следствие, товарооборота ежемесячно до 15 млн. руб., в год – порядка 150 млн. руб.

3.2 Сегментирование покупателей

Покупатель представлен самым широким кругом лиц, различным по полу, возрасту, социальному и экономическому положению. Для более полного анализа потребителей рассмотрим следующие данные. Изучение покупателей УП «Универсам «Сухаревский» проводится на основании данных, представленных в Приложении 9. Результаты изучения покупателей универсама были получены путем анкетирования в декабре 2008 года силами торгового отдела.

Таким образом, среднестатистический покупатель УП «Универсам «Сухаревский» - это женщина, возраст которой 35 – 44 года, с составом семьи 3 – 4 человека, работающая, посещающая магазин 1 – 2 раза в неделю, со средним доходом на одного члена семьи 300 – 600 тысяч рублей. По наличию машины в семье респонденты выборочной совокупности разделились практически одинаково с незначительным перевесом в пользу респондентов, имеющих машину. Наиболее частая причина посещения УП «Универсам «Сухаревский» его расположение ближе других объектов розничной торговли к дому потенциального покупателя, о чем свидетельствуют данные таблицы 4. Именно на такого покупателя будет ориентироваться предприятие в выборе стратегии своего развития в 2009 году, изучая его потребности и предпочтения, а также проводя дальнейшие исследования потенциальных покупателей для более полного удовлетворения их спроса, а значит увеличения прибыли магазина и сохранения и увеличения доли рынка в микрорайоне Сухарево.

Таблица 4. Рейтинг причин наиболее частого посещения УП «Универсам «Сухаревский»

Причина Количество респондентов
1 2
Ближе к дому 66
Широкий выбор 53
Нравится оформление магазина 10
Нравится обслуживание 17
Рядом почта, где дают пенсию 1
По пути 1
Свежие продукты 1
Цены ниже, чем в других магазинах 1
Дешевые сыры 1
Работаю в этом магазине 2
Удобная организация магазина 1
Чисто 1
Рядом есть хозяйственный магазин 1

Примечание. Источник: результаты исследований, проведенных силами торгового отдела УП «Универсам «Сухаревский»

Данные таблицы 5 характеризую динамику изменения количества чеков, то есть количества покупателей, суммы приобретения товаров в УП «Универсам «Сухаревский» за 2008 год. Следует отметить, что показатели декабря месяца значительно больше данных остальных месяцев, но связано это с большим количеством праздничных дней (Новый год, Рождество). Поэтому для более тщательного исследования данных показателей необходимо рассчитать среднее количество чеков, что составит 143181 и среднюю сумму одного чека – 13040 рублей.

Таблица 5. Динамика количества чеков и средней суммы чека за 2008 год

Период Средняя сумма чека по продовольственному магазину Количество чеков
Январь 15030 140308
Февраль 13030 137080
Март 13040 142508
Апрель 13040 143492
Май 15040 149440
Июнь 13040 137840
Июль 9050 133110
Август 9020 138880
Сентябрь 9030 144504
Октябрь 13060 146208
Ноябрь 13060 146004
Декабрь 21030 158800

Примечание. Источник: отчет ПО СуперМаг 2000 УП «Универсам «Сухаревский» за 2008 год

Данные, указанные в таблице 5 в совокупности с первичной учетной документацией предприятия и изучением экономической ситуации являются исходными данными для планирования товарооборота в 2009 году. Для устойчивого развития универсама и выполнения показателя по росту товарооборота, указанного в данном бизнес-плане необходимо чтобы сумма одного чека не опускалась ниже границы в 16000 рублей, принимая во внимание, что количество чеков значительно прогрессировать не может, так как значительного роста количества жителей близлежащих домов не предвидится, а из таблицы 8 сделан вывод, что наиболее веская причина посещения УП «Универсам «Сухаревский» его близость к дому покупателя. Динамика изменения количества суммы покупки по месяцам представлена «на рисунке 3». В 2009 году предприятием планируется сохранить намеченную положительную динамику путем сохранения «старых» покупателей и привлечения новых.

Рисунок 3. Динамика изменения средней суммы покупки по месяцам 2008 года(Источник: данные таблицы 11)

Динамика изменения среднего количества чеков по месяцам 2008 года представлена «на рисунке 4». Все эти данные учитываются при определении объемов поставок товаров а универсам для того, чтобы избежать отсутствия какой-либо продукции в наличии в продаже, в тоже время не допустить затаваривания и снижения эффективности использования оборотных средств.

Рисунок 4. Динамика изменения среднего количества чеков по месяцам 2008 года(Источник: данные таблицы 11)

3.3 Анализ конкуренции

Конкуренция относится к одному из неконтролируемых факторов микросреды универсама. Наличие конкуренции заставляет предприятие выявлять реальные потребности конкретных покупателей и формировать ассортимент товаров, наиболее полно их удовлетворяющих.

Универсам находится в плотном окружении торговых предприятий: крупный ТЦ «MAXIMUS», гастрономы Блеск, Блискавица, SL-маркет, открывшийся летом 2008 ТЦ «Праздник» (Вестер), ТЦ «Магнит», Гипердискаунтер ООО «Евроопт» и некоторых менее крупных структур – всего 18 торговых предприятий. Удельный вес наиболее крупных торговых предприятий микрорайона Сухарево в общем товарообороте района представлен «на рисунке 5».

Рисунок 5. Удельный вес предприятий розничной торговли микрорайона Сухарево в общем товарообороте района

(Источник: статистические данные Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома)

Данные рисунка 5 свидетельствуют о довольно сильной позиции универсама в районе по отношению к главным конкурентам, принимая во внимание тот факт, что площадь торгового зала УП «Универсам «Сухаревский» 450 квадратных метров, а площади торговых залов основных конкурентов: ТЦ «Праздник», ТЦ «Магнит», Гипердискаунтер ООО «Евроопт», ТЦ «MAXIMUS» более тысячи пятисот квадратных метров. Более того, Гипердискаунтер ООО «Евроопт» является импортером, что позволяет ему предложить покупателю цены на порядок ниже других предприятий розничной торговли. Сравнительный анализ розничных цен на некоторые товары представлен в Приложении 10.

Строительство в непосредственной близости от универсама (в радиусе 0,6-1 км.) и открытие в 4-ом квартале 2008 года крупного гипермаркета существенно обострило и без того напряженную конкурентную обстановку в микрорайоне, а для предприятия грозит потерей части постоянных покупателей.

Размеры предприятия и стоящие перед ним задачи наиболее полного удовлетворения растущего покупательского спроса требуют работать в 2009 году с большим количеством поставщиков.


4. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

4.1 Прогноз структуры розничного товарооборота

Основной акцент в товарной политике сделан на товары повседневного спроса, в первую очередь – продовольственной группы (непродовольственные товары занимают лишь 14% в общем объеме продаж).

Политика формирования цен универсамом, продвижения и коммуникаций в 2009 году останутся неизменными. Формирование цен будет осуществляться в соответствии с инструкцией «О порядке формирования цен и тарифов», утвержденной Постановлением Министерства экономики РБ от 10.09.2008 №183. Торговый зал предприятия в 450 м. кв. не позволяет организовать реализацию всех групп товаров, что на сегодняшний день готовы предложить производители и импортеры, поэтому после тщательного анализа, было решено в 2009 году оставить только тот товар, который пользуется стабильным и растущим спросом у потребителя. Однако ассортимент постоянно изучается и обновляется, товары с падающим или низким спросом покидают полки универсама – ассортимент снизился до 8000 наименований.

Немного иным образом складывается ситуация с товарами отечественного производства. В виду того, что предприятие государственное, ему ежегодно и ежеквартально доводятся квоты на выборку фондов некоторых групп товаров отечественного производства (плодоовощная консервация, фруктовая и плодоовощная консервация для детского питания, сигареты, шампанское, пиво, макаронные изделия «Барымак», рыба живая внутренних водоемов и т.д.). Кроме того, на каждый год Главным управлением потребительского рынка Мингорисполкома и Мингорисполкомом утверждается ассортиментный перечень, в котором четко указывается количество наименований по определенным группам товаров отечественного производства, которые предприятие просто обязано иметь в наличии. Ответственность за выборку фондов и поддержание обязательного ассортиментного перечня несет руководитель. Продукции отечественного производства уделяется большое внимание для увеличения спроса на нее и наращивания объемов продаж: выкладка на приоритетных местах по всем правилам мерчендайзинга: правило «золотой полки», правило «вытянутой руки», проведение акций, дегустаций, распродаж, реклама в торговом зале по телевизорам и радио.

На предприятии уделяется особое внимание культуре работы с посетителями магазина, а также индивидуальной дисциплине персонала универсама, напрямую связанной с поддержанием общего технологического порядка в работе и росту комфорта покупателей. Много усилий руководства и сотрудников отведено улучшению выкладки товара как одному из важнейших факторов удовлетворения покупателей, роста товарооборота и конкурентоспособности предприятия.

В сложившихся условиях конкурентной борьбы руководством предприятия выработаны следующие принципы стратегии маркетинга на 2009 год:

1. Формирование своей индивидуальности, думая об интересах только конкретного потребительского окружения, которому эта специфика всерьез и надолго станет неоспоримо ценной при расходовании денег.

2. Наиболее полное изучение покупателей и рынка, определение оптимального ассортимента и разработка наиболее эффективной сбытовой политики.

3. Системно выстраивать весь набор рабочих инструментов (логистики, маркетинга, учета, планирования, экономики, финансов) под свою стратегию для адекватного ее поддержания.

4. Увеличить долю рынка, объемы продаж путем сохранения «старых» покупателей и привлечение новых, стимулирование продаж, увеличения спектра оказываемых услуг.

Годовой план предприятия предполагает развитие его в рамках сложившейся и хорошо освоенной им товарной и географической среды. Конкурентная позиция магазина в 2009 году будет отстаиваться и укрепляться испытанным в прежние годы способом: развитием ассортимента, повышением качества обслуживания. Не будут радикально модифицироваться каналы товародвижения и способы коммуникаций с покупателями. Ценовая стратегия останется в рамках, задаваемых нормативными документами Республики Беларусь. Правильным является развитие конкурентоспособности на пути предложения жителям микрорайона продуктов собственного производства, выпущенной из белорусских – в основном – продуктов, но с помощью внедряемых современных европейских технологий, обеспечивающих потребителям высокое качество.

Важной задачей, стоящей перед предприятием в 2009 году станет обеспечение поддержки отечественных производителей, недопущение фактов получения товаров от фирм-посредников по необоснованным ценам, при выборе поставщиков – учет уровня цен по данным отдела финансов и цен Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома согласно проводимому мониторингу ценообразования.

Заслуживает быть отмеченным социально-ориентированное стремление предприятия преобразовать детский кафетерий в сторону кафетерия семейного досуга, со специальными мероприятиями для детей разного возраста. В микрорайоне Сухарево в настоящее время очевиден дефицит подобных заведений.

Данные таблицы 6 характеризуют динамику розничного товарооборота предприятия в разрезе товарных групп за 2008-2009 годы


Таблица 6. Анализ и прогноз структуры розничного товарооборота и товарных запасов УП «Универсам «Сухаревский»

Наименование товарных групп Розничный товарооборот за 2008г. Планируемый розничный товарооборот на 2009г. Отклонение
млн.руб. в % к итогу млн.руб. в % к итогу Сумма, млн. руб.
1 2 3 4 5 6
Все товары 25092 100 27641 100 2549
1.Продовольственные товары 21581 86 23771 86 2190
Мясо и птица 2310 9,2 2570 9,3 260
Колбасные изделия и копчености 2828 11,3 3150 11,4 322
Рыба и морепродукты 583 2,3 660 2,4 77
Сельди 43 0,2 55 0,2 12
Масло животное 324 1,3 360 1,3 36
Масло растительное 194 0,8 220 0,8 26
Маргариновая продукция 43 0,2 55 0,2 12
Майонезная продукция 237 1 275 1 38
Молоко и молочная продукция 2482 9,9 2760 10 278
Сыр 670 27 745 2,7 75
Консервы мясные 108 0,4 110 0,4 2
Консервы рыбные 237 0,9 220 0,8 -17
Консервы овощные 260 1 300 1,1 40
Консервы фруктово-ягодные 560 2,2 660 2,4 100
Яйца и яйцепродукты 388 1,5 415 1,5 27
Сахар 260 1 280 1 20
Кондитерские изделия 1640 6,5 1770 6,4 130
Варенья, джем, повидло, мед 20 0,1 25 0,1 5
Чай и кофе 324 4,3 360 1,3 36
Соль 22 0,1 27 0,1 5
Мука 130 0,5 140 0,5 10
Хлеб и хлебобулочные изделия 1057 4,2 1190 4,3 133
Крупа и бобовые 237 0,9 250 0,9 13
Макаронные изделия 108 0,4 110 0,4 2
Картофель 194 0,8 250 0,9 56
Овощи 625 2,5 690 2,5 65
Плоды, ягоды, виноград, арбузы 1057 4,2 1105 4 48
Водка и ликероводочные изделия 1575 6,3 1660 6 85
Вино 540 2,2 610 2,2 70
Коньяк 150 0,6 165 0,6 15
Шампанское 260 1 276 1 16
Пиво 820 3,3 860 3,1 40
Безалкогольные напитки 580 2,3 635 2,3 55
Мороженое 325 1,3 380 1,4 55
Другие прод. товары 390 1,6 433 1,5 43
Х/б ткани 25 0,1 28 0,1 3
Одежда и белье 11 0,1 20 0,1 9
Верхний трикотаж 110 0,4 110 0,4 0
Бельевой трикотаж 129 0,5 140 0,5 11
Чулочно-ночные изделия 165 0,6 200 0,7 35
Мыло хозяйственное 20 0,1 25 0,4 5
Мыло туалетное 25 0,1 25 0,1 0
Синтетические моющие средства 183 0,7 190 0,7 7
Парфюмерно-косметические товары 276 1,1 304 1,1 29
Галантерея 175 0,7 195 0,7 20
Табачные изделия 500 2 550 2 50
Спички 2 2 0
Мебель 65 0,3 83 0,3 18
Металлическая посуда 30 0,1 35 0,1 5
Стеклянная посуда 41 0,2 20 0,1 21
Фарфорофаянсовая и керамическая посуда 36 0,1 25 0,1 -11
Электротовары 260 4 360 1,3 100
Инструменты 50 0,2 55 0,2 0
Бумажно-беловые товары 150 0,6 165 0,6 0
Школьно-письменные и канцелярские принадлежности 50 0,2 50 0,2 0
Печатные издания 70 0,3 85 0,3 15
Теле- и радиотовары 142 0,6 165 0,6 23
Игрушки 75 0,3 85 0,3 10
Сельскохозяйственный и садово-огородный инструмент 10 12 0,4 2
Хозяйственные товары 141 0,6 100 1,7 -41
Строительные товары 375 1,5 470 1 95
Товары бытовой химии 240 1 280 1 40
Другие непродовольственные товары 147 0,6 80 -14 -67
Итого непродовольственных товаров 3511 14 3870 14 359

Планируется, что в структуре продажи продовольственных товаров в 2009 году будет наблюдаться тенденция повышения доли более ценных в питательном отношении продуктов питания, таких как овощи, фрукты, мясо, молоко, яйца, рыба и рыбопродукты, при одновременном замедлении темпов продажи кондитерских изделий, рыбных консервов, водки и ликероводочных изделий, плодов, ягод и винограда, ввозимых из-за рубежа.

Проведение выставок-продаж, дегустаций, гибкая ценовая политика будут способствовать росту продаж товаров отечественных производителей.

УП «Универсам «Сухаревский» в структуре продаж непродовольственных товаров запланировало рост реализации строительных и электротоваров, сложной бытовой техники. Немаловажным остается тот факт, что покупка бытовой техники, не смотря на сложную экономическую ситуацию, может осуществляться в кредит, а крупногабаритные товары доставляются потребителю бесплатно.

Задачи, стоящие перед предприятием в 2009 году – обеспечивать поддержку отечественных производителей, не допуская фактов получения товаров от фирм-посредников по необоснованно высоким ценам, при выборе поставщиков учитывать уровень цен по данным отдела финансов и цен Главного Управления Потребительского Рынка Мингорисполкома согласно проводимому мониторингу ценообразования.

4.2Рекламная кампания универсама в 2009 году

Система формирования спроса и стимулирования сбыта для УП «Универсам «Сухаревский», как и для других предприятий, имеет важное значение в достижении основной цели: получения прибыли и удовлетворения спроса покупателей. Универсам, подобно любому другому розничному предприятию прилагает усилия для максимального увеличения устойчивой прибыли, при этом сохранив лояльность покупателей в долгосрочной перспективе. Поэтому в 2009 году администрацией магазина запланировано поддержание и развитие уже наработанных в процессе функционирования задач стимулирования сбыта:

- универсам пользуется хорошей репутацией в районе (изучив покупателей магазина можно сделать вывод о том, что им нравится внимание к собственной персоне, нравится возможность в чем-то разобраться, что-то обсудить, посоветовать; поэтому здесь безукоризненно работает фактор слухов или, говоря по-научному, средство рекламного информирования под названием «межличностное общение»;

- дизайн торгового зала спланирован для максимального удобства покупателей (удобные стеллажи, холодильники и другая торговая мебель, доступная выкладка товаров, широкие проходы между рядами и другие);

- музыка в торговом зале универсама;

- высокая культура обслуживания покупателей;

- постоянная работа с качеством товара;

- высокая пропускная способность магазина (в зале самообслуживания размером 450 квадратных метров размещено 7 узлов расчета с квалифицированными кассирами, что позволяет избежать больших очередей даже в часы «пик»);

- товары размещены по товарным группам и очень компактно, что позволяет покупателям быстро найти необходимый им товар;

- и другие.

Не менее серьезная работа ведется и для стимулирования сбыта:

- проведение рекламных акций, дегустаций;

- предоставление скидок на товары;

- продажа товаров в кредит (в отделе «СтройДом»);

- радиореклама в торговом зале и отделах;

- трансляция рекламных роликов на жидкокристаллических экранах, установленных над узлами расчета.

Важным является тот факт, что УП «Универсам «Сухаревский» у многих контрагентов входит в список Vip клиентов, в связи с чем вышеперечисленные мероприятия по стимулированию сбыта оплачиваются самими контрагентами, что исключает необходимость магазина выделять дополнительные средства на маркетинг.

Таким образом, в 2009 году реклама и маркетинг станут ведущими направлениями деятельности УП «Универсам «Сухаревский», ведь если реклама сделана профессионально, то ей удается наладить эффективные коммуникативные отношения с потребителями, а это в свою очередь, обязательно сказывается на товарообороте.[24, с.21] Предприятием планируется установка еще одного жидкокристаллического монитора в отделе колбасных изделий (наиболее часто посещаемый отдел) и запись собственных рекламных роликов об отделах магазина, о продукции собственного производства, а также запись компакт-диска с радио-рекламой, так как реклама читается усилиями торгового отдела универсама, рабочий день которых с 9.00 до 18.00, необходимо чтобы реклама звучала и в их отсутствие (выходные дни, время после 18.00, которое характеризуется самым большим покупательским потоком.


5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПЛАН

5.1 Материально-техническая база предприятия

Торгово-технологическое оборудование предприятия изготовлено фирмами «Арлекс», «Смук-Р», «Командор». Оно практически ничем не уступает западноевропейским аналогам. Некоторые предприятия-поставщики сами предлагают и размещают в универсаме свои охлаждаемые витрины, горки, шкафы, другое оборудование и торговую мебель современного дизайна для экспозиции поставляемого ими товара.

Планировка УП «Универсам «Сухаревский», размещенная в Приложении 4, обеспечивает легкость и простоту совершения покупок, создает максимальную видимость выложенных товаров и обеспечивает обозримость ассортимента, стимулирует совершение импульсивных покупок, минимизирует время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все необходимые продукты.

Основные принципы организации технологической планировки магазинаследующие:

- обеспечение в торговом зале гибкого и свободного передвижения людей, товаров и оборудования;

- создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;

- создание привлекательного интерьера магазина за счет использования соответствующей мебели и торгового оборудования, инвентаря, подбор цветового решения, освещения. Схема планировки торгового зала представлена в Приложении 4.

В целом, торгово-технологическое оборудование, торговая мебель и производственно-хозяйственный инвентарь предприятия достаточно современны, производительны и способствуют решению задач настоящего бизнес-плана. Состав основного оборудования УП «Универсам «Сухаревский» представлен в таблице 7. Отчет о наличии и движении основных средств и других Внеоборотных активов УП «Универсам «Сухаревский» за 2008 размещен в Приложении 12.

Таблица 7. Состав основного оборудования предприятия

Наименование Кол-во Мощность Время
п/п оборудования шт. кВт работы
час/год
Вентиляционные системы
1 П-1 1 5,500 480
2 В-0 1 1,500 900
3 В-3 1 1,100 730
4 В-4 1 0,550 730
5 В-5 1 0,370 730
6 В-6 1 1,100 730
7 В-7 1 1,500 730
8 В-8 1 0,550 730
9 В-9 (строймат.) 1 0,400 2190
10 Кондиционер 2 0,700 1860
11 Кондиционер 7 2,000 1200
12 Кондиционер 3 5,000 1200
Холодильное оборудование
1 SPH 054Е 012 1 1,663 8760
2 SPL 024 Z012 1 1,980 8760
3 SPL 024 Z012 1 3,330 8760
4 SPH 022 E012 2 1,160 8760
5 SPM 054 Y012 1 2,180 8760
6 EXPO-98 1 0,600 8760
7 EK-51 2 0,210 8760
8 EK-40 1 0,200 8760
9 ITALIA-150 1 0,400 8760
10 ITALIA-200 1 0,490 8760
11 ШХ-0.56 1 0,600 8760
12 МХМ-268 1 8760
13 МХМ-161-50 1 8760
14 МХМ-162-50 1 8760
15 МХ-365 1 8760
16 ШВУ-0.4-1.3 5 8760
17 Хол.агр.ВОСК H6Х3/325 1 8 8760
618 Хол.агр.ВОСК H6Х4/425 1 10 8760
19 Хол.витр.Cold C14G 2 0,66 8760
20 Муром-190 1 1,57 8760
21 Муром-130 1 1,24 8760
22 Днепр-140 Р 1 0,51 8760
23 АНТ 2 0,2 8760
24 Хол.агрег.TFH24802В2 1 3,58 8760
25 CAPRI-200 1 0,73 8760
26 Хол.агр.Copeland 1 8,2 8760
27 Хол.витр.Неман-300 4 3,2 8760
28 Хол.витр.Неман-120 1 1,2 8760
29 Хол.агр.ВОСК HG4/385 1 10 8760
30 Хол.витр.Lion 125 2 0,9 8760
31 Хол.витр.Lion 188 2 1,37 8760
32 Хол.витр.Lion угол 2 0,4 8760
33 ROYAL-200 1 0,8 8760
Тепловое и технологическое оборудование
1 Кофеварка 1 2,5 1095
2 Упаков.пищ.продукт. 2 0,3 2190
3 ЭВПЗ-15 2 15 240
4 Кипятильник КНЭ-100 1 8 240
5 Шкаф ШПЭСМ-3 2 12 2190
6 Эл.плита ЭП-4ЖШ 1 12 2190
7 Эл. Гриль 1 3 3650
8 Шкаф жарочн.ШЖЭ-04 1 15 2190
9 Мясомассажер 1 1,75 2190
10 Электросковорода 1 6 2190
11 Эл.плита ПЭМ-4-01 2 17 1460
12 Печь СВЧ 4 1,2 730
13 Эл.сушитель"Веялис" 5 1 730
14 Маш.взбив.RE-24 1 1,5 2920
15 Мясорубка МИМ-300 1 1,5 1095
16 Мясорубка МИМ-600 1 2,2 1095
17 Картоф.МОК-350 1 0,55 1095
18 Изм.овощей ГАММА-5 1 0,62 1095
19 Миксер 2 0,24 2190
20 Тестом.машина 1 2,2 1460
21 Вибросито 1 0,9 2190
22 Маш.взбив. МВ-60 1 2,2 2190
23 Кассов.аппарат 5 0,025 4380
24 Весы электр. 8 0,017 4380
25 Маш.счета денег 2 0,09 1095
26 Эл.двиг.циркул.насоса 2 0,4 4380
27 Перфор.BOSCH 2 0,62 350
28 Машина сверлил. 1 0,45 350
29 Эл.чайник 4 1,8 1095
30 Тепловая завеса 1 12 1240
31 Компьютер 17 0,075 1800
32 Упаковщик BEFOR 1 0,45 2190
33 Упаковщик SL-44 2 1,7 2920
34 Тестораскат.машина 1 0,55 2920
35 Компрессор 1 1,5 350
36 Пароконвектомат 1 17,1 4380
37 Пароконвектомат 1 10 4380
38 Витрина тепловая 1 2,3 2920
39 Ксерокс 2 1,4 1800
40 Комбин.усилитель 1 0,5 4380
41 Телевизор 5 0,15 2190
42 Видеомагнитофон 1 0,15 1000
43 Кофемолка 1 2,1 400
44 Углошлиф.машин.DWT 1 2,2 350
45 Лифт грузовой 1 3,5 2920
46 POS-терм. 13 0,3 5110
47 Весы электр.с чекопеч. 12 0,03 4380
48 Сканер многопл. 8 0,009 5110
49 Ручной сканер 11 0,001 5110
50 Принтер печ.этк. 2 0,05 4380
51 Сервер 1 0,35 8760
52 Станок сверл. 1 0,35 350
53 Аппарат сварочный 1 100
54 Электрорубанок 1 0,6 200
55 Овощерез.RobotCupe 1 0,55 1095
56 Мясорубка Filmar 1 1,1 1095
57 Витрина тепловая WDL 1 0,65 2920
58 Принтер 7 0,5 1800

Оценка материально технической базы магазина на 01.01.2009 представлена в таблице 8.


Таблица 8. Оценка состояния материально-технической базы на 01.01.2009г.(млн. руб.)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  469  470  471   ..

 

Восстановительная стоимость Остаточная стоимость % износа Дополнительная потребность
1