Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 2

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  295  296  297   ..

 

 

Оценка факторов, влияющих на производство и реализацию продукции

Оценка факторов, влияющих на производство и реализацию продукции

Содержание

Год

Объем

Индекс

Объем

Темпы роста

Объем

Темпы роста

базис

цеп

базис

цеп

2ххх хххх 1,0 хххх х х хххх х х
2ххх хххх 1,2 хххх х х хххх х х

2.2 Анализ факторов, влияющих на производство и реализацию продукции

Показатели Ед.изм 2009 год
Выпуск продукции тыс.руб. 19 829
Объем реализованной продукции тыс.руб. 19 829
Валовая прибыль тыс.руб. 5 144
Среднесписочная численность работающих чел. 190
Производительность труда % 70
Среднемесячная заработная плата руб. 5 939

Год

Объем

Темпы роста,%

Объем

Темпы роста,%

базис

цеп

базис

цеп

2004 10 164 100 100 10 348 100 100
2005 10 682 105,1 105,1 12 052 116,47 116,47
2006 11 289 111,07 105,68 12 334 119,19 102,34
2007 12 015 118,21 106,43 12 948 125,13 104,98
2008 12 420 122,2 103,37 13 015 125,77 100,52

Год

Объем

Темпы роста,%

Объем

Темпы роста,%

базис

цеп

базис

цеп

2004 8 400 100 100 8 231 100 100
2005 8 635 102,8 102,8 8 965 108,92 108,92
2006 9 269 110,35 107,34 9 456 114,88 105,48
2007 9 361 111,44 100,1 9 963 121,04 105,36
2008 10 142 120,74 108,34 10 587 128,62 106,26

Наименование

Объем выпуска

Цена за единицу

Структура

2006 2007 2006 2007 2006 2007

Глазированное

64 215 66 565 175,8 180,5 0,459 0,481
Конфеты 75 388 71 908 122,95 130,18 0,541 0,519
Итого 139 603 138 473 - - 1,00 1,00

Наименование

Изменения

общие

в том числе:
VВПд.ед цены структуры

глазированное

725 985,5 413 130 312 855,5 -
конфеты 92 028,84 - 427 866 519 894,34 -
всего 827 305,19 - 166 345,21 832 647,84 161 002,56

Наименование

Объем выпуска

Цена за единицу

Структура

2007 2008 2007 2008 2007 2008

Глазированное

66 565 67 869 180,5 183 0,481 0,475
Конфеты 71 908 74 959 130,18 135,31 0,519 0,525
Итого 138 473 142 828 - - 1,00 1,00

Наименование

Изменения

общие

в том числе:
VВПд.ед цены структуры

глазированное

405 044,5 235 372 169 672,5 -
конфеты 781 718,85 397 179,18 384 539,67 -
всего 1 183 499,10 672 341,97 554 279,76 - 43 122,63

Наименование

Объем реализации

Цена за единицу

Структура

2006 2007 2006 2007 2006 2007

Глазированное

70 159 71 734 175,8 180,5 0,477 0,484
Конфеты 76 909 76 532 122,95 130,18 0,523 0,516
Итого 147 068 148 266 - - 1,00 1,00

Наименование

Изменения

общие

в том числе:
VРПд.ед цены структуры

глазированное

614 034,8 276 885 337 149,8 -
конфеты 506 974,21 - 46 352,15 553 326,36 -
всего 1 122 754,52 177 495,02 890 408,50 54 851,00

Наименование

Объем реализации

Цена за единицу

Структура

2007 2008 2007 2008 2007 2008

Глазированное

71 734 71 120 180,5 183 0,484 0,476
Конфеты 76 532 78 243 130,18 135,31 0,516 0,524
Итого 148 266 149 363 - - 1,00 1,00

2.3 Оценка факторов, влияющих на безубыточность производства продукции

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточном объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес – планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

С целью оценки влияния факторов на изменение точки безубыточности и зоны безопасности составим таблицу исходных данных 2.12, используя данные из приложений А, Б, Г.

Таблица 2.12 – Исходные данные для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности глазированного печенья за 2006 – 2007 года

Наименование

Изменения

общие

в том числе:
VРПд.ед цены структуры

глазированное

66 973 -110 827 177 800 -
конфеты 624 124,57 222 737,98 401 386,59 -
всего 688 644,84 169 524,77 579 247,64 - 60 127,57
Показатели 2006 г 2007 г Отклонения
абсолютные

Относи

тельные,%

Объем реализации, кг 70 159 71 734 1 575 2,24
Цена за кг продукции, руб. 175,8 180,5 4,7 2,67
Выручка, руб. 12 333 952,2 12 947 987,00 614 034,8 4,98
Постоянные затраты на кг продукции, руб. 21,38 20,05 - 1,33 - 6,22
Постоянные затраты на весь объем, руб. 1 499 999,42 1 438 266,70 -61 732,72 - 4,12
Переменные затраты на кг продукции, руб. 53,42 51,52 - 1,9 - 3,56
Переменные затраты на весь объем, руб. 3 747 893,78 3 695 735,68 - 52 158,10 - 1,39
Прибыль от реализации продукции, руб. 7 086 059,00 7 813 984,62 727 925,62 10,27

На основании данных представленных в таблице 2.12 рассчитаем следующие показатели:

Рассчитаем величину маржинального дохода для глазированного печенья по следующей формуле:

МД = В – b, (47)

где В – выручка

b – переменные затраты.

- определим маржинальный доход в 2006 году:

МД2006 = В2006 – b2006 = 12 333 952,2 – 3 747 893,78 = 8 586 058,42 рублей.

- определим маржинальный доход в 2007 году:

МД2007 = В2007 – b2007 = 12 947 987 – 3 695 735,68 = 9 252 251,32 рублей.

Определим долю маржинального дохода в составе выручки по формуле:

Дмд = МД : В, (48)


где Дмд – доля маржинального дохода.

- определим долю маржинального дохода в составе выручки в 2006 году:

Дмд2006 = МД2006 : В2006 = 8 586 058,42 : 12 333 952,2 = 0,696

- определим долю маржинального дохода в составе выручки в 2007 году:

Дмд2007 = МД2007 : В2007 = 9 252 251,32 : 12 947 987 = 0,715.

Рассчитаем безубыточный объем реализации глазированного печенья в стоимостном выражении по формуле:

В кр = А : Дмд, (49)

где В кр – безубыточный объем продукции

А - постоянные затраты.

- определим безубыточный объем реализации глазированного печенья в 2006 году:

В кр2006 = А2006 : Дмд2006 = 1 499 999,42 : 0,696 = 2 155 171,58 рублей

- рассчитаем безубыточный объем реализации глазированного печенья в 2007 году:

В кр2007 = А2007 : Дмд2007 = 1 438 266,70 : 0,715 = 2 011 561,81 рублей.


Также определим точку безубыточности в условных единицах по формуле:

V кр = А : (Ц – b), (50)

где V кр – критический объем реализации

Ц – цена единицы продукции

b - переменные затраты на единицу продукции.

- определим критический объем печенья в 2006 году:

V кр2006 = А 2006 : (Ц2006 – b2006) = 1 499 999,42 : (175,8 – 53,42) =

= 12 256,90 кг

- рассчитаем критический объем реализации печенья в 2007 году:

V кр2007 = А 2007 : (Ц2007 – b2007) = 1 438 266,70 : (180,5 – 51,52) =

= 11 151,08 кг.

Рассчитаем показатель зоны безопасности в процентах по формуле:

ЗБ = ((V – Vкр) : V) * 100%, (51)

где ЗБ – зона безопасности,%

V – фактический объем реализованной продукции,усл.ед.

- определим зону безопасности глазированного печенья в 2006 году:

ЗБ2006 = (V2006 – Vкр2006) : V2006 = (70 159 – 12 256,90) : 70 159 =

= 0,8253 = 82,53 %

- рассчитаем зону безопасности глазированного печенья в 2007 году:

ЗБ2007 = (V2007 – Vкр2007) : V2007 = (71 734 – 11 151,08) : 71 734 =

= 0,8445 = 84,45 %.

Объединим полученные результаты в таблице 2.13.

Таблица 2.13 – Показатели безубыточного объема реализации глазированного печенья в 2006 и 2007 годах

Показатели 2006 год 2007 год Отклонения
абсолютные

Относи

тельные,%

Маржинальный доход 8 586 058,42 9 252 251,32 666 192,90 7,76
Доля маржинального дохода в составе выручки 0,696 0,715 0,019 2,73
Критический объем реализации продукции, руб. 2 155 171,58 2 011 561,81 - 143 609,77 - 6,66
Критический объем реализации продукции, кг 12 256,90 11 151,08 -1 105,82 -9,02
Зона безопасности, % 82,53 84,45 1,92 2,33

В дальнейшем необходимо рассчитать показатели безубыточного объема продаж и зоны безопасности конфет на предприятии. Данные для расчета представим в таблице 2.14, используя данные приложений А, Б, Д.

Таблица 2.14 – Исходные данные для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности конфет за 2006 – 2007 года

Показатели 2006 г 2007 г Отклонения
абсолютные

Относи

тельные,%

Объем реализации, кг 76 909 76 532 - 377 - 0,49
Цена за кг продукции, руб. 122,95 130,18 7,23 5,88
Выручка,руб. 9 455 961,55 9 962 935,76 506 974,24 5,36
Постоянные затраты на весь объем, руб. 1 313 605,72 1 242 879,68 - 70 726,04 -5,38
Постоянные затраты на кг продукции, руб. 17,08 16,24 - 0,84 - 4,92
Переменные затраты на весь объем, руб. 6 318 074,35 6 390 422,00 72 347,65 1,15
Переменные затраты на кг продукции, руб. 82,15 83,50 1,35 1,64
Прибыль от реализации продукции, руб. 1 824 281,48 2 329 634,08 505 352,6 27,70

На основании данных представленных в таблице 2.14 рассчитаем следующие показатели:

- определим маржинальный доход конфет в 2007 году по формуле 47:

МД2006 = В2006 – b2006 = 9 455 961,55 – 6 318 074,35 = 3 137 887,20 рублей

- определим маржинальный доход в 2008 году по формуле 47:

МД2007 = В2007 – b2007 = 9 962 935,76 – 6 390 422 = 3 572 513,76 рублей

- определим долю маржинального дохода в составе выручки в 2006 году по формуле 48:

Дмд2006 = МД2006 : В2006 = 3 137 887,20 : 9 455 961,55 = 0,332

- определим долю маржинального дохода в составе выручки в 2008 году по формуле 48:

Дмд2007 = МД2007 : В2007 = 3 572 513,76 : 9 962 935,76 = 0,359

- определим безубыточный объем реализации конфет в 2006 году по формуле 49:

В кр2006 = А2006 : Дмд2006 = 1 313 605,72 : 0,332 = 3 956 643,73 рублей

- рассчитаем безубыточный объем реализации конфет в 2007 году по формуле 49:


В кр2007 = А2007 : Дмд2007 = 1 242 879,68 : 0,359 = 3 462 060,39 рублей

- определим критический объем реализации в кг в 2006 году по формуле 50:

V кр2006 = А 2006 : (Ц2006 – b2006) = 1 313 605,72 : (122,95 – 82,15) =

= 32 196,22 кг

- рассчитаем критический объем реализации продукции в кг в 2007 году по формуле 50:

V кр2007 = А 2007 : (Ц2007 – b2007) = 1 242 879,68 : (130,18 – 83,50) =

= 26 740,10 кг

- определим зону безопасности конфет в 2006 году по формуле 51:

ЗБ2006 = (V2006 – Vкр2006) : V2006 = (76 909 – 32 196,22) : 76 909 =

= 0,5814 = 58,14 %

- рассчитаем зону безопасности конфет в 2007 году по формуле 51:

ЗБ2007 = (V2007 – Vкр2007) : V2007 = (76 532 – 26 740,10) : 76 532 =

= 0,6506 = 65,06 %

Объединим полученные результаты в таблице 2.15.

Также необходимо проанализировать влияние факторов на изменение безубыточного объема реализации и зоны безопасности по глазированному печенью и конфетам предприятия ООО «Заинский крекер» за 2006 – 2007 года.

Способом цепной подстановки определим влияние факторов на изменение безубыточного объема реализации продукции за 2006 – 2007 года.

Таблица 2.15 – Показатели безубыточного объема реализации конфет в 2006 и 2007 годах

Показатели 2006 год 2007 год Отклонения
абсолютные

Относи

тельные,%

Маржинальный доход 3 137 887,20 3 572 513,76 434 626,56 13,85
Доля маржинального дохода в составе выручки 0,332 0,359 0,027 8,13
Критический объем реализации продукции, руб. 3 956 643,73 3 462 060,39 - 494 583,34 - 12,5
Критический объем реализации продукции, кг 32 196,22 26 740,10 - 5 456,12 - 16,95
Зона безопасности, % 58,14 65,06 6,92 11,90

Проанализируем влияние факторов на изменение критического объема глазированного печенья предприятия:

- определим критический объем глазированного печенья в кг в 2006 году по формуле 50:

V кр2006 = А 2006 : (Ц2006 – b2006) = 1 499 999,42 : (175,8 – 53,42) =

= 12 256,90 кг

- определим критический объем глазированного печенья в кг при условии абсолютной суммы постоянных затрат 2007 года:

Vкр v = А 2007 : (Ц2006 – b2006) = 1 438 266,70 : (175,8 – 53,42) =

= 11 752,46 кг

- определим критический объем в кг при абсолютной сумме постоянных затрат и цене глазированного печенья 2007 года:

Vкр ц = А 2007 : (Ц2007 – b2006) = 1 438 266,70 : (180,5 – 53,42) =

= 11 317,81 кг

- определим критический объем в кг реализации глазированного печенья в 2007 году:

V кр2007 = А 2007 : (Ц2007 – b2007) = 1 438 266,70 : (180,5 – 51,52) =

= 11 151,08 кг.

Определение точки безубыточности по глазированному печенью за 2006, 2007 года изображены на графиках 1,3 в приложениях Е, И соответственно.

На основании произведенных расчетов показателей безубыточного объема реализации глазированного печенья, определим изменения параметра за счет следующих факторов:

- изменения абсолютной суммы постоянных затрат:

∆ V кр А = Vкр v - V кр2006 = 11 752,46 – 12 256,90 = - 504,44 кг

- изменения цены продукции:

∆ V кр ц = Vкр ц - Vкр v = 11 317,81 – 11 752,46 = - 434,65 кг

- изменения переменных затрат на единицу продукции:

∆ Vкр b = V кр2007 - Vкр ц = 11 151,08 – 11 317,81 = - 166,73 кг

- определим общее изменение безубыточного объема реализации глазированного печенья:

∆ V кр общ = ∆ V кр А +∆ V кр ц +∆ Vкр b = - 504,44 – 434,65 – 166,73 = - 1 105,82 кг.

Влияние факторов на изменение критического объема реализации глазированного печенья отразим на рисунке 2.5.

На основе полученных результатов анализа влияния факторов на изменение безубыточного объема реализации глазированного печенья, проведем анализ влияния факторов на изменение зоны безопасности данной продукции за 2006 – 2007 года.

Для этого преобразуем формулу (51) в :

Рисунок 2.5 – Влияние факторов на изменение критического объема реализации глазированного печенья за счет факторов за 2006 – 2007 года

ЗБ = (52)

- определим фактическую зону безопасности глазированного печенья в 2006 году:

ЗБ 2006 = [V2006 – (А2006 : (Ц2006 –b2006)] : V2006 * 100 % = [70 159 - (1 499 999,42 : (175,8 – 53,42)) ] : 70 159* 100 % = 82,53 %

- рассчитаем зону безопасности продукции при объеме реализации 2007 года:

ЗБ v = [V2007 – (А2006 : (Ц2006 –b2006)] : V2007 * 100 % = [71 734 –

- (1 499 999,42 : (175,8 – 53,42)) ] : 71 734* 100 % = 82,91 %

- рассчитаем зону безопасности глазированного печенья при условии постоянных затрат 2007 года:

ЗБ А = [V2007 – (А2007 : (Ц2006 –b2006)] : V2007 * 100% = [71 734 –

- (1 438 266,70 : (175,8 – 53,42)) ] : 71 734* 100 % = 83,62 %

- определим зону безопасности при цене продукции 2007 года:

ЗБ ц = [V2007 – (А2007 : (Ц2007 –b2006)] : V2007 * 100 % = [71 734 –

- (1 438 266,70 : (180,5– 53,42)) ] : 71 734* 100% = 84,22 %

- рассчитаем зону безопасности глазированного печенья в 2007 году:

ЗБ 2007 = [V2007 – (А2007 : (Ц2007 –b2007)] : V2007 * 100 % = [71 734 - (1 438 266,70 : (180,5– 51,52)) ] : 71 734* 100 % = 84,45 %.

На основании проведенных расчетов показателей зоны безопасности глазированного печенья на предприятии, определим изменения за счет следующих факторов:

- изменение зоны безопасности при изменении объема производства:

∆ ЗБ v = ЗБ v – ЗБ 2006 = 82,91 – 82,53 = 0,38 %

- изменения зоны безопасности за счет изменения общих постоянных затрат:

∆ ЗБ А = ЗБ А - ЗБ ц = 83,62 – 84,22 = - 0,60 %

- изменения зоны безопасности при изменении цены продукции:

∆ ЗБ ц = ЗБ ц - ЗБ А = 84,22 – 83,62 = 0,60 %

- изменения зоны безопасности при изменении переменных затрат на единицу продукции:

∆ ЗБ b = ЗБ 2007 – ЗБ ц = 84,45 – 84,22 = 0,23 %.

- рассчитаем общее изменение зоны безопасности:

∆ ЗБ общ = ∆ ЗБ v + ∆ ЗБ А + ∆ ЗБ ц + ∆ ЗБ b = 0,38 – 0,60 + 0,60 + 0,23 = 0,61 %

Графически изобразим влияние четырех факторов на изменение зоны безопасности глазированного печенья на рисунке 2.6.

Так же способом цепной подстановки определим влияние факторов на изменение безубыточного объема реализации конфет предприятия за 2006 – 2007 года.

- определим критический объем конфет в кг в 2006 году по формуле 50:

V кр2006 = А 2006 : (Ц2006 – b2006) = 1 313 605,72 : (122,95 – 82,15) =

= 32 196,22 кг

- определим критический объем конфет в кг при условии абсолютной суммы постоянных затрат 2007 года:

Vкр v = А 2007 : (Ц2006 – b2006) = 1 242 879,68 : (122,95 – 82,15) =

= 30 462,74 кг

Рисунок 2.6 – Влияние факторов на изменение зоны безопасности глазированного печенья за 2006 – 2007 года

- определим критический объем в кг при абсолютной сумме постоянных затрат и цене конфет 2007 года:

Vкр ц = А 2007 : (Ц2007 – b2006) = 1 242 879,68: (130,18 – 82,15) =

= 25 877,15 кг

- определим критический объем в кг реализации конфет в 2007 году:

V кр2007 = А 2007 : (Ц2007 – b2007) = 1 242 879,68 : (130,18 – 83,50) =

= 26 740,10 кг.

Определение точки безубыточночти по конфетам за 2006, 2007 года отражены на графиках 2,4 в приложениях Ж, К соответственно.

На основании произведенных расчетов показателей безубыточного объема реализации конфет за 2006 – 2007 года, определим изменения параметра за счет следующих факторов:

- изменения абсолютной суммы постоянных затрат:

∆ V кр А = Vкр v - V кр2006 = 30 462,74 – 32 196,22 = - 1 733,48 кг

- изменения цены продукции:

∆ V кр ц = Vкр ц - Vкр v = 25 877,15 – 30 462,74 = - 4 585,59 кг

- изменения переменных затрат на единицу продукции:

∆ Vкр b = V кр2007 - Vкр ц = 26 740,10 – 25 877,15 = 862,95 кг

- определим общее изменение безубыточного объема реализации конфет за 2006 – 2007 года:

V кр общ = ∆ V кр А +∆ V кр ц +∆ Vкр b = - 1 733,48 – 4 585,59 + 862,95 = - 5 456,12 кг.

Влияние абсолютной суммы постоянных затрат, цены и переменных затрат на единицу продукции на изменение критического объема реализации конфет отразим на рисунке 2.7.


Рисунок 2.7 – Изменение критического объема реализации конфет за счет факторов за 2006 – 2007 года

На основе полученных результатов анализа влияния факторов на изменение безубыточного объема реализации конфет, проведем анализ влияния факторов на изменение зоны безопасности данной продукции по формуле (52):

- определим фактическую зону безопасности конфет в 2006 году:

ЗБ 2006 = [V2006 – (А2006 : (Ц2006 –b2006)] : V2006 * 100% = [76 909 - (1 313 605,72 : (122,95 – 82,15)) ] : 76 909 * 100 % = 58,14 %

- рассчитаем зону безопасности продукции при объеме реализации 2007 года:

ЗБ v = [V2007 – (А2006 : (Ц2006 –b2006)] : V2007 * 100 % = [76 532 –

- (1 313 605,72 : (122,95 – 82,15)) ] : 76 532 * 100 % = 57,93 %

- рассчитаем зону безопасности конфет при условии постоянных затрат 2007 года:

ЗБ А = [V2007 – (А2007 : (Ц2006 –b2006)] : V2007 * 100 % = [76 532–

- (1 242 879,68 : (122,95 – 82,15)) ] : 76 532 * 100 % = 60,20 %

- определим зону безопасности при цене за единицу конфет 2007 года:

ЗБ ц = [V2007 – (А2007 : (Ц2007 –b2006)] : V2007 * 100 % = [76 532 –

- (1 242 879,68 : (130,18 – 82,15)) ] : 76 532 * 100 % = 66,19 %

- рассчитаем зону безопасности реализации конфет в 2007 году:

ЗБ 2007 = [V2007 – (А2007 : (Ц2007 –b2007)] : V2007 * 100 % = [76 532 - (1 242 879,68 : (130,18 – 83,50)) ] : 76 532 * 100 % = 65,06 %.

На основании проведенных расчетов показателей зоны безопасности конфет за 2006 – 2007 года, определим изменения за счет следующих факторов:

- изменение зоны безопасности за счет изменения объема производства:

∆ ЗБ v = ЗБ v – ЗБ 2006 = 57,93 – 58,14 = - 0,21 %

- изменения зоны безопасности за счет изменения общих постоянных затрат:

∆ ЗБ А = ЗБ А - ЗБ ц = 60,20 – 66,19 = - 5,99 %

- изменения зоны безопасности за счет изменения цены продукции:

∆ ЗБ ц = ЗБ ц - ЗБ А = 66,19 – 60,20 = 5,99 %


- изменения зоны безопасности за счет изменения переменных затрат на единицу продукции:

∆ ЗБ b = ЗБ 2007 – ЗБ ц = 65,06 – 66,19 = - 1,13 %

- определим общее изменение зоны безопасности:

∆ ЗБ общ = ∆ ЗБ v + ∆ ЗБ А + ∆ ЗБ ц + ∆ ЗБ b = - 0,21 – 5,99 + 5,99 – 1,13 = - 1,34 %.

Влияние факторов на изменение критического объема реализации конфет за 2006 – 2007 года отразим на рисунке 2.8.

Результаты изменения безубыточного объема и зоны безопасности по двум видам продукции за 2006 – 2007 года отразим в таблицах 2.16, 2.17 соответственно.

Рисунок 2.8 – Изменение безубыточного объема реализации конфет за 2006 – 2007 года


Таблица 2.16 – Результаты изменения безубыточного объема реализации по двум видам продукции за 2006 – 2007 года

Наименование продукции Изменения

общие

в том числе:
∆ V кр А ∆ V кр ц ∆ Vкр b
глазированное печенье - 1 105,82 - 504,44 - 434,65 - 166,73
конфеты - 5 456,12 - 1 733,48 - 4 585,59 862,95

Проведенный факторный анализ изменения безубыточного объема реализации по глазированному печенью за 2006 – 2007 года показал, что в 2007 году он уменьшился на 1 105,82 кг. На данное снижение положительно повлияли все факторы:

- уменьшение абсолютной суммы постоянных затрат на сумму 61 732,72 рублей по печенью снизило безубыточный объем на 504,44 кг;

- рост цены за единицу продукции на 4,70 рубля уменьшило объем на 434,65 кг;

- снижение переменных затрат на кг продукции на 1,9 рубль также уменьшило безубыточный объем продаж на 166,73 кг.

Аналогичная ситуация наблюдается также и по безубыточному объему конфет. Их критический объем снизился на 5 456,12 кг. Положительное влияние оказали:

- снижение абсолютной суммы постоянных затрат на сумму 70 726,04 рублей уменьшили критический объем на 1 733,48 кг;

- рост цены на единицу продукции на 7,23 рублей снизило безубыточный объем продаж на 4 585,59 кг.

Увеличение переменных затрат на кг продукции на 1,35 рубль повлекло за собой повышение критического объема на 862,95 кг.


Таблица 2.17 – Результаты изменения зоны безопасности по двум видам продукции за 2006 – 2007 года

Наименование продукции Изменения

общие

в том числе:
∆ ЗБ v ∆ ЗБ А ∆ ЗБ ц ∆ ЗБ b
глазированное печенье 0,61 0,38 - 0,60 0,60 0,23
конфеты - 1,34 - 0,21 - 5,99 5,99 - 1,13

Проведенный факторный анализ изменения зоны безопасности глазированного печенья за 2006 – 2007 года показал, что в целом на предприятии зона безопасности в 2007 году повысилась на 0,61 %. На данное повышение отрицательно повлияло снижение абсолютной суммы постоянных затрат на сумму 61 732,72 рубля, которое повлекло за собой снижение зоны безопасности на 0,60 %.

В то же время увеличение объема реализации глазированного печенья на 1 575 кг увеличило зону безопасности на 0,38 %. Рост цены на 4,7 рубля повлек за собой увеличение зоны безопасности на 0,60 %. Также положительное влияние оказало и уменьшение переменных затрат на кг продукции на 1,9 рубль, что увеличило зону безопасности на 0,23 %.

По конфетам наблюдается уменьшение зоны безопасности на 1,34 %. Отрицательное влияние оказали: уменьшение объема реализации, снижение абсолютной суммы постоянных затрат на сумму 70 726,04 рублей, увеличение переменных затрат на кг продукции на 1,35 рубль, из – за которых зона безопасности снизилась на 0,21 %, 5,99 %, 1,13% соответственно.

Однако рост цены за кг конфет на 7,23 рублей повлек за собой повышение зоны безопасности на 5,99 %.

Полученные результаты показывают, что наиболее благоприятная ситуация на предприятии с точки зрения критического объема наблюдается по второму виду продукции – конфетам, так как его безубыточный объем продаж ниже. А с точки зрения безопасности складывается по первому виду продукции – глазированному печенью, поскольку процентное соотношение зоны безопасности реализации печенья наиболее высокое.

С целью оценки влияния факторов на изменение точки безубыточности и зоны безопасности составим таблицу исходных данных 2.18, используя данные приложений Б, В, Г.

На основании данных представленных в таблице 2.18 рассчитаем следующие показатели:

- определим маржинальный доход в 2007 году по формуле 47:

МД2007 = В2007 – b2007 = 12 947 987 – 3 695 735,68 = 9 252 251,32 рублей.

- определим маржинальный доход в 2008 году по формуле 47:

МД2008 = В2008 – b2008 = 13 014 960 – 3 943 604 = 9 071 356 рублей.

- определим долю маржинального дохода в составе выручки в 2007 году по формуле 48:

Дмд2007 = МД2007 : В2007 = 9 252 251,32 : 12 947 987 = 0,715

Таблица 2.18 – Исходные данные для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности глазированного печенья за 200 –2008 года

Показатели 2007 г 2008 г Отклонения
абсолютные

Относи

тельные,%

Объем реализации, кг 71 734 71 120 - 614 - 0,86
Цена за кг продукции, руб. 180,5 183 2,5 1,39
Выручка,руб. 12947 987,00 13 014 960,00 66 973 0,52
Постоянные затраты на кг продукции, руб. 20,05 22,24 2,19 10,92
Постоянные затраты на весь объем, руб. 1 438 266,70 1 581 708,80 143 442,1 9,97
Переменные затраты на кг продукции, руб. 51,52 55,45 3,93 7,63
Переменные затраты на весь объем, руб. 3 695 735,68 3 943 604,00 247 868,32 6,71
Прибыль от реализации продукции, руб. 7 813 984,62 7 489 647,2 - 324 337,42 - 4,15

- определим долю маржинального дохода в составе выручки в 2008 году по формуле 48:

Дмд2008 = МД2008 : В2008 = 9 071 356 : 13 014 960 = 0,697.

- определим безубыточный объем реализации глазированного печенья в 2007 году по формуле 49:

В кр2007 = А2007 : Дмд2007 = 1 438 266,70 : 0,715 = 2 011 561,81 рублей

- рассчитаем безубыточный объем реализации глазированного печенья в 2008 году по формуле 49:

В кр2008 = А2008 : Дмд2008 = 1 581 708,80 : 0,697 = 2 269 309,61 рублей.

- определим критический объем в 2007 году по формуле 50:

V кр2007 = А 2007 : (Ц2007 – b2007) = 1 438 266,70 : (180,5 – 51,52) =

= 11 151,08 кг

- рассчитаем критический объем реализации продукции в 2008 году по формуле 50:

V кр2008 = А 2008 : (Ц2008 – b2008) = 1 581 708,80 : (183 – 55,45) =

= 12 400,70 кг.

Определение точки безубыточности по глазированному печенью за 2008 год отражен на графике 5 в приложение Л.

Далее:

- определим зону безопасности глазированного печенья в 2007 году по формуле 51:

ЗБ2007 = (V2007 – Vкр2007) : V2007 = (71 734 – 11 151,08) : 71 734 =

= 0,8445 = 84,45%.

- рассчитаем зону безопасности глазированного печенья в 2008 году по формуле 51:

ЗБ2008 = (V2008 – Vкр2008) : V2008 = (71 120 – 12 400,70) : 71 120 =

= 0,8256 = 82,56%.

Объединим полученные результаты в таблице 2.19.

Таблица 2.19 – Показатели безубыточного объема реализации глазированного печенья в 2007 и 2008 годах

Показатели 2007 год 2008 год Отклонения
абсолютные

Относи

тельные,%

Маржинальный доход 9 252 251,32 9 071 356 - 180 895,32 - 1,96
Доля маржинального дохода в составе выручки 0,715 0,697 - 0,018 - 2,52
Критический объем реализации продукции, руб. 2 011 561,81 2 269 309,61 257 747,8 12,81
Критический объем реализации продукции, кг 11 151,08 12 400,70 1 249,62 11,21
Зона безопасности, % 84,45 82,56 - 1,89 -2,24

Таблица 2.20 – Исходные данные для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности конфет за 2007 – 2008 года

Показатели 2007 г 2008 г Отклонения
абсолютные

Относи

тельные,%

Объем реализации, кг 76 532 78 243 1 711 2,24
Цена за кг продукции, руб. 130,18 135,31 5,13 3,94
Выручка,руб. 9 962 935,76 10 587 060,33 624 124,57 6,26
Постоянные затраты на весь объем, руб. 1 242 879,68 1 246 410,99 3 531,31 0,28
Постоянные затраты на кг продукции, руб. 16,24 15,93 - 0,31 - 1,91
Переменные затраты на весь объем, руб. 6 390 422,00 4 774 387,86 -1616034,14 - 25,2
Переменные затраты на кг продукции, руб. 83,50 61,02 - 22,48 - 26,92
Прибыль от реализации продукции, руб. 2 329 634,08 4 566 261,48 2 236 627,4 96

На основании данных представленных в таблице 2.20 рассчитаем следующие показатели:

- определим маржинальный доход конфет в 2007 году по формуле 47:

МД2007 = В2007 – b2007 = 9 962 935,76 – 6 390 422 = 3 572 513,76 рублей.

- определим маржинальный доход в 2008 году по формуле 47:

МД2008 = В2008 – b2008 = 10 587 060,33 – 4 774 387,86 = 5 812 672,47 рублей.

- определим долю маржинального дохода в составе выручки в 2007 году по формуле 48:

Дмд2007 = МД2007 : В2007 = 3 572 513,76 : 9 962 935,76 = 0,359

- определим долю маржинального дохода в составе выручки в 2008 году по формуле 48:

Дмд2008 = МД2008 : В2008 = 5 812 672,47 : 10 587 060,33 = 0,549.

- определим безубыточный объем реализации конфет в 2007 году по формуле 49:

В кр2007 = А2007 : Дмд2007 = 1 242 879,68 : 0,359 = 3 462 060,39 рублей

- рассчитаем безубыточный объем реализации конфет в 2008 году по формуле 49:

В кр2008 = А2008 : Дмд2008 = 1 246 410,99 : 0,549 = 2 270 329,67 рублей.

- определим критический объем реализации в кг в 2007 году по формуле 50:

V кр2007 = А 2007 : (Ц2007 – b2007) = 1 242 879,68 : (130,18 – 83,50) =

= 26 740,10 кг

- рассчитаем критический объем реализации продукции в кг в 2008 году по формуле 50:

V кр2008 = А 2008 : (Ц2008 – b2008) = 1 246 410,99 : (135,31 – 61,02) =

= 16 777,64 кг

Определение точки безубыточности по конфетам за 2008 год изображен на графике 6 в приложении М.

Затем:

- определим зону безопасности конфет в 2007 году по формуле 51:

ЗБ2007 = (V2007 – Vкр2007) : V2007 = (76 532 – 26 740,10) : 76 532 =

= 0,6506 = 65,06%.

- рассчитаем зону безопасности конфет в 2008 году по формуле 51:

ЗБ2008 = (V2008 – Vкр2008) : V2008 = (78 243 – 16 777,64) : 78 243 =

= 0,7856 = 78,56%.

Объединим полученные результаты в таблице 2.21.

Также необходимо проанализировать влияние факторов на изменение безубыточного объема реализации и зоны безопасности по глазированному печенью и конфетам предприятия ООО «Заинский крекер» за 2007 – 2008 года.

Таблица 2.21 – Показатели безубыточного объема реализации конфет в 2007 и 2008 годах

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  295  296  297   ..

 

Показатели 2007 год 2008 год Отклонения
абсолютные