Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 2

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  275  276  277   ..

 

 

Отчёт по практике - Отчет прохождения производственной практики на ОАО САНТИЗ

Отчёт по практике - Отчет прохождения производственной практики на ОАО САНТИЗ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

2. Характеристика системы управления предприятием 10


Утверждаю

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Управление в ОАО «Сантиз» осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, директор.

Высшим органом управления в ОАО «Сантиз» является общее собрание акционеров. К его компетенции относятся вопросы: изменение устава общества, изменение размера уставного фонда; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов; решение о реорганизации или ликвидации Общества; определение основных направлений деятельности Общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении; и пр.

Собрание вправе отменить решение наблюдательного совета, дирекции, директора, если оно противоречит законодательству, уставу Общества и решениям собрания. Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 50% голосов.

Наблюдательный совет является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров. К его компетенции относятся вопросы: созыва собрания, организации выполнения его решений; назначение на должность и освобождение от должности директора; утверждение сметы расходов на содержание органов управления и контроля Общества, и пр. Директор и члены дирекции не могут быть членами наблюдательного совета.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет дирекция и директор. Дирекция и директор подотчетны по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров. К компетенции дирекции и директора относятся вопросы: списание имущества Общества; совершение сделок, связанных с отчуждением либо возможностью отчуждения имущества; повышение тарифной ставки 1 разряда в Обществе.

Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях. Директор осуществляет текущее руководство деятельностью Общества, действует без доверенности от имени Общества, представляет его интересы, заключает договора, принимает на работу и увольняет с работы и занимается прочими вопросами, относящимися к его компетенции.

Организационная структура предприятия – совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих систему как нечто целое. Ее можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение функций управления для достижения целей предприятия.

В организационной структуре управления выделяют три главных элемента: звенья, уровни, связи. Все эти элементы связаны между собой.

Структура объединяет человеческие и материальные ресурсы, упорядочивая связи между ними. Все структуры, независимо от их размера имеют еще одно общее свойство – они формируются для достижения целей фирмы. Однако каждая управленческая структура носит свои специфические особенности.

Структуры бываю двух видов: формальные и неформальные.

Формальная структура – это структура, выбранная и установленная высшим менеджментом путем соответствия организационных мероприятий, приказов, распоряжений, распределения полномочий, правовых норм.

Неформальная структура – это структура, которая неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений и взглядов, интересов, целей и личных связей.

Организационная структура управления в ОАО «Сантиз» является формальной.

Формальные структуры бывают механические и органические. Механическая (бюрократическая) характеризуется большой сложностью, особенно большим числом подразделений по горизонтали (высокой степенью горизонтальной дифференциации), жесткими иерархическими связями, высокой степенью формализации, высокой организацией мероприятий, органически - информационной сетью, централизованным принятием управленческих решений, регламентированными обязанностями, подвластна приказам, распоряжениям, правовым нормам, формализационными каналами коммуникации.

Органические структуры более простые, имеют широкую информационную сеть, менее формализована в управлении, управление в ней децентрализованное.

Большинство структур являются механическими. И для ОАО «Сантиз» она также присуща.

Механические структуры бывают функциональные и дивизиональные. Функциональная структура – традиционная или классическая. Она характеризуется результатом департаментации – разделения управления на элементы, отделы, каждый из которых имеет определенную функцию в управлении. Дивизиональная структура различается трех видов: по продукту, ориентирована на покупателя, региональная организационная.

Организация взаимодействий на предприятии осуществляется с помощью полномочий, делегирования ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на определенное число подчинённых.

Механические структуры управления по типу полномочий выделяют линейные, линейно-плоские и линейно-штабные.

На ОАО «Сантиз» полномочия построены по линейному типу (внутри аппарата). Принцип соответствия: полномочия и власть соответствуют уровню ответственности за выполнение задач.

Система оперативного управления производством ОАО «Сантиз» строится на следующих принципах:

- выбора технологических процессов, расстановка кадров и техники по процессу с целью повышения эффективности производства;

- выбор методов осуществления работ;

- управление закупкой материалов;

- управление запасами на складах;

- контроль качества.

Диспетчерская служба на предприятии представлена диспетчером, который подчиняется начальнику ОГМ, и его основные функции связаны с выполнением предприятием иных работ (автоуслуг): ведет заполнение и выдачу путевых листов и других документов, отражающих выполненную водителем работу; ведет диспетчерскую документацию; осуществляет заправку автомобилей ГСМ и др.

Контроль на предприятии основывается на процессе, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дела по выполнению планов работ и о ходе решения задач. Каждый функциональный руководитель осуществляет контроль текущей деятельности на своем участке, и общий контроль осуществляется директором предприятия. Таким образом, ошибки выявляются до того, как они навредят достижению целей всего предприятия.

Контроль начинается до решения управленческих задач, т.е. до начала работ и является предварительным. На этой стадии осуществляется анализ результативности разработанных правил и процедур, а также выявление оптимального варианта будущего производственного процесса. Здесь анализируются человеческие, материальные и финансовые ресурсы. Далее осуществляется текущий контроль от начала хозяйственной операции до момента достижения требуемого результата. Его целью является вовремя обнаружить отклонение от намеченных планов и инструкций, чтобы не допустить серьезных ошибок или сбоев в деятельности организации. И последний заключительный контроль – контроль результатов решенных уже задач. Он выполняет две основные функции: а) дает руководству информацию, необходимую для планирования видов деятельности, подобных или отличных от сделанной работы, б) способствует мотивации (поощрения за выполненную работу).

Бухгалтерский учет и отчетность на предприятии осуществляется службой бухгалтерского учета и отчетности, которая подчинена главному бухгалтеру предприятия.

Для улучшения качества принятия управленческих решений и для повышения эффективности производства предприятие использует персональные электронно-вычислительные машины и современные информационные технологии, которые выражаются в современных программных продуктах (например, «1С-Предприятие», «Консультант+»).

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Организация службы маркетинга

Составной частью управления маркетингом является его организация. Она включает:

- определение структуры управления маркетингом;

- подбор и расстановку кадров в соответствии с выбранной структурой управления;

- установление прав и обязанностей сотрудников службы управления маркетингом;

- создание необходимых условий для нормальной работы сотрудников, занятых решением маркетинговых задач;

- установление необходимого взаимодействия между отделами службы управления маркетингом и другими отделами управления предприятием.

Служба управления маркетингом – совокупность всех работников, занимающихся решением маркетинговых проблем, сосредоточенных в соответствующих подразделениях, находящихся в непосредственном подчинении вице-президента по маркетингу или маркетинг-директора.

В зависимости от видов продукции, объемов производства, емкости рынка возможны различные варианты служб маркетинга: организация по функциям, по видам товаров, по рынкам, по территориям. Нашему предприятию присущ вариант организации маркетинга по функциям.

В ОАО «Сантиз» отсутствует отдельная структура управления маркетингом. Управлением маркетингом осуществляется директором предприятия. С этой целью он изучает рынок сбыта работ и услуг, осуществляет поиск новых поставщиков материалов и новых заказчиков, кроме того, занимается укреплением связей с организациями, с которыми уже налажены экономические отношения, и проводит широкую рекламу выполняемых организацией видов работ и услуг.

3.2. Характеристика товарного рынка

Товар, который предлагает потребителям ОАО «Сантиз» - услуги, а именно строительно-монтажные работы. Услуга – объект продажи в виде действий, результатом которых является тот или иной полезный эффект. Товарный рынок – рынок конкретных товаров, сходных по производственным или потребительским признакам. Конъюнктура товарного рынка – условия продажи товара на рынке, проявляющиеся в соотношении спроса и предложения товара, уровне рыночных цен.

Экономическая конъюнктура товарного рынка складывается из основных показателей: спроса, предложения и цены на данный товар.

Спрос – общественная или личностная потребность в материальных благах и услугах, в средствах производства и предметах потребления.

Спрос выделяют: нерегулярный (как правило основанный на сезонной, почасовой и т.п. потребности), нерациональный (на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны), отрицательный (когда большая часть рынка недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, чтобы его избежать), падающий (явление постоянное), платежеспособный (спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами покупателей), скрытый (возникает, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут удовлетворить с помощью тех товаров и услуг, которые имеются на рынке).

Спрос на наш товар регулируется потребностью предприятий и организаций региона в проведении данных работ. Спрос на строительно-монтажные работы Общества платежеспособный и его можно охарактеризовать как нерегулярный, поскольку потребность в данных работах существует непостоянно, в зависимости от качества выполняемых предприятием работ, цен на его услуги, природно-климатических условий и т.д.

Предложение – целенаправленное действие продавца, убеждающего покупателя приобрести товар. Предложение товара, сделанное по инициативе продавца, называют инициативным. Предложение товаров Общества состоит из различных видов строительно-монтажных работ.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Цены на работы, оказываемые Обществом, являются преимущественно фиксированными.

Сегментация рынка - разделение рынка на отдельные сегменты по какому-либо признаку (тип валюты, страна, регион, отрасль, однородные группы потребителей, группы индивидуальных потребителей, выделенных по социальным признакам, платежеспособности, мотивам, культуре, религиозным традициям и т.д.). Сегментация рынка включает разделение общего рынка на отдельные и идентифицируемые подгруппы, каждая из которых может иметь свои собственные специфические требования к товару (услуге) и каждая из которых, вероятно, будет демонстрировать различные привычки и характеристики.

Выбор метода сегментации связан с потребностями в товаре, использованием товара и отношением к товару. Для выбора метода сегментации анализируются переменные сегментации. Различают переменные сегментации на потребительских рынках и промышленных рынках.

На промышленных рынках переменными сегментации являются вид отрасли, спецификация продукции, частота поставок, требуемая скорость оборота, географическое положени6е рынка сбыта, конечное использование товара.

ОАО «Сантиз» реализует целевой маркетинг, так как его товар (строительно-монтажные работы) предназначен для определенного круга потребителей, т.е. потребителей, нуждающихся в данных услугах. Таким образом, подход к сегментированию рынка на нашем предприятии основан по принципу спецификации продукции. Спецификация нашей продукции является основной переменной для сегментации рынка осуществляемых работ (иначе говоря, производимых товаров).

Основным потребителем услуг нашего предприятия является НРУПТН «Дружба». Доля ему оказанных работ в общем объеме всех выполненных работ предприятия за 2003 год составляет 70,9%. Вторым по величине потребителем являлся КУП ЖКХ – 18,5%.

Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за год. Емкость рынка строительно-монтажных работ по нашему предприятию за последний 2003 год сложилась из объема выполненных работ и составила в суммарном выражении 1103,9 млн.руб.

Конкуренция – состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья.

В настоящее время единственным конкурентом для Общества по основному виду строительно-монтажных работ (изоляционные работы) в Витебской области является только предприятие ОАО «Белтеплоизоляция», которое занимает достаточно устойчивые позиции в регионе. Доля нашего предприятия на товарном рынке изоляционных работ региона составляет 7,0%.

При прогнозировании рынка выделяют долго-, средне- и краткосрочные прогнозы развития рынка. Долгосрочные – более чем на 5 лет. Методически долгосрочное прогнозирование представляет собой работу с вторичной информацией различной степени агрегации. При практическом использовании результатов долгосрочного прогнозирования важно учитывать существующие рациональные нормы потребления на отдельные товары. Специфической задачей среднесрочного (на 2-5 лет) развития рынка является проведение исследований, обосновывающих возможности разработки новых перспективных товаров. Краткосрочные прогнозы – развитие рынка товаров в период до 2-х лет – выявляют отношение к тем или иным товарам и определить основные объемы производства отдельных ассортиментных групп и позиций.

Прогнозирование товарного рынка в ОАО «Сантиз» построено на основании производственной программы, которая включает в себя увеличение объемов строительно-монтажных работ по их видам: сантехнических, электромонтажных, пусконаладочных, отделочных. Этот прогноз краткосрочный - на 1 год.

3.3. Товарная политика

Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.

Товарный ассортимент продукции Общества состоит из перечня услуг, которые оно оказывает:

- земляные работы;

- работы по устройству наружных инженерных сетей;

- работы по устройству внутренних инженерных систем;

- работы по возведению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;

- работы по защите конструкций и инженерных систем;

- работы по отделке конструкций.

Существует четыре основных этапа жизненного цикла товара: выход на рынок, рост, зрелость, спад. Иногда рассматривается этап насыщения.

На этапе выхода на рынок предприятие организует производство товара и выходит с ним на рынок. Она поставляет лишь ограниченное число товаров, поскольку рынок не готов к восприятию различных модификаций товара. На этапе роста товар отвечает требованиям покупателей, совершаются повторные покупки, объемы продаж значительно растут. К этому времени на рынке увеличивается число конкурентов, что приводит к усилиям конкурентной борьбы за позиции на рынке. На этапе зрелости объем продаж некоторое время еще незначительно увеличивается, затем стабилизируется примерно на одном и том же уровне, и наконец несколько уменьшается. Выделяют три стадии этапа зрелости: растущая зрелость, стабильная зрелость, снижающаяся зрелость. Далее следует этап спада – существенно сокращаются объемы продаж и уменьшается прибыль от реализации данного товара.

Товар ОАО «Сантиз» в настоящее время находится на стадии стабильной зрелости, так как объем продаж увеличивается незначительно, например за октябрь 2003 года составил – 66,0 млн.руб., за ноябрь 2003 года – 94,5 млн.руб., а за декабрь 82,3 млн.руб. Этап выхода на рынок пришелся на август 2001 года в момент создания Коммунального унитарного производственного предприятия «Новолоцдревстрой» на базе имущества Коммунального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Качество продукции определяется как совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. По международному стандарту ИСО 8402-86, качество продукции (услуги) – совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Уровень качества обеспечивается управлением качества. Управление качеством – совокупность методов, включающая контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и их реализацию на всех этапах производства, хранения, транспортировки, монтажа и эксплуатации продукции. Уровень качества продукции (выполнения работ) в Обществе постоянно повышается.

Конкурентоспособность продукции – это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение потребителем на рынке в сравнении с аналогичными товарами конкурентов. Товар Общества конкурирует с аналогичными видами товаров на высоком уровне. Потребителями продукции являются предприятия региона, основными из которых являются ОАО «Нафтан», НРУПТН «Дружба», ОАО трест № 16 г.Новополоцка, КУП ЖКХ.

3.4. Ценовая политика

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая политика обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик. Процесс ценообразования на предприятии состоит из следующих этапов:

- постановка цели (задачи) ценообразования;

- определение уровня спроса на продукцию данного вида;

- оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;

- анализ цен и товаров конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

- расчет исходной цены изделия;

- учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;

- установление окончательной цены.

Существует множество методов установления цен на продукцию: метод по затратам, метод с ориентацией на спрос, с ориентацией на уровень конкуренции, методы для новых товаров, методы установления цен в рамках одного ассортимента товара, контрактные цены.

Однако наше предприятие не использует ни один из указанных методов. Цены на услуги, оказываемые Обществом, складываются на основании базовых цен уровня 1991 года с применением индексов цен на строительно-монтажные работы. Индекс цен в декабре 2003 года по отношению к декабрю 2002 года составил 1,002. Таким образом, цены на виды работ фактически остаются фиксированными. В 1991 году использовался метод установления цен по затратам.

3.5. Товародвижение и сбыт

Товародвижение – деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.

Товародвижение включает: транспортировку, обработку заказов, упаковку, получение и обработку товаров, поддержание запасов, складирование, любую форму информации о товаре или услуге, распределение и сбыт продукции.

Сбыт – это разнообразная деятельность, посредством которой продавец общается с покупателем. Сбытом может заниматься производитель, в случаях прямых контактов с конечным потребителем, или посредник.

Сбыт продукции Общества осуществляется в момент самого производства. Служба сбыта как таковая на предприятии не предусмотрена. Продукция к потребителям поступает в момент окончанием работ, т.е. используется прямой канал распределения. На нашем предприятии имеется отдел материально-технического обеспечения, который выполняет функцию управления складированием запасов материалов, необходимых для выполнения работ. Для хранения запасов материалов на предприятии имеется склад. В качестве товаросопроводительной документации выступают акты выполненных работ. Издержки товародвижения нулевые. Все затраты слагаются из затрат на производство продукции.

3.6. Продвижение товара

Реклама – целенаправленное воздействие на потребителя с помощью средств информации для продвижения товаров на рынке сбыта. Целью рекламы является реализовать товар по установленной цене. Для нашего предприятия реклама преследует поиск новых покупателей для строительно-монтажных работ. Рекламы бывают:

- товарная – призвана стимулировать продажу отдельных товаров;

- институциональная – направлена в основном на создание имиджа фирмы;

- сравнительная – призвана дать сопоставление основных параметров двух или более товаров;

- конкурентная – обеспечивает показ преимуществ товаров фирмы по сравнению с аналогичными товарами конкурирующих фирм;

- другая.

Реклама оказываемых услуг ОАО «Сантиз» является товарной, так как целью ее является предложение потенциальным покупателям оказания определенных тех или иных услуг. Затраты на ее проведения слагаются из информирования покупателей продукции о выполняемых Обществом услугах в средствах массой информации. Для видов деятельности нашего предприятия реклама неэффективна, так как в регионе на рынке имеется достаточно большое количество предприятий, занимающихся строительно-монтажными работами с налаженными экономическими связями с потенциальными потребителями. И фактически продвижение товара к потребителю на ОАО «Сантиз» основано на личных коммуникационных связях.

Основные приемы стимулирования сбыта: реклама, паблисити, персональные продажи, стимулирование продаж.

Средствами стимулирования сбыта являются прямые отправления товаропотребителю, торговые выставки и демонстрации, статьи в печати, витрины в магазинах, пресс-конференции и др. Стимулирование сбыта может касаться покупателей, продавцов, посредников.

Стимулирование покупателей означает предложение коммерческой выгоды тем, кто приобретает товар, бесплатное распространение образцов, замена купленного товара при обнаружении неисправности и др. Стимулирование продавцов означает различные виды поощрения продавцов. Стимулирование посредников направлено на побуждение посредников продавать товар с максимальной энергией - предоставление им права скидок с продажной цены, передача в бесплатное пользование и т.д.

В ОАО «Сантиз» присущи такие приемы стимулирование сбыта как реклама и стимулирование покупателей.

Для совершенствования системы спроса и стимулирования сбыта продукции ОАО «Сантиз» я предлагаю учесть человеческий фактор, т.е. привлечь высококвалифицированных специалистов для работы на предприятии с целью повышения качества работ, наладить коммуникационные связи с новыми заказчиками, а также расширить виды рекламы: разместить рекламу в Internet, создать телевизионный рекламный ролик, и применить прямую почтовую рекламу путем рассылки рекламных сообщений возможным деловым партнерам.

Так как в ОАО «Сантиз» отсутствует отдел маркетинга, за рекламную деятельность, как и за все текущее руководство деятельностью предприятия, несет ответственность директор.

4. ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, выход на рынок и достижение коммерческого успеха. По содержанию инновации делятся на:

- производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов;

- управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;

- информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно-новом уровне.

Наше предприятие осуществляет производственную (технологическую) инновационную деятельность.

Для осуществления строительно-монтажных работ ОАО «Сантиз» применяет современные строительно-отделочные материалы, которые при их эксплуатации позволяют уменьшить теплоотдачу зданий и сооружений, увеличить пластичность железобетонных конструкций, повысить коррозионную стойкость металлоконструкций за счет применения лакокрасочных материалов, устойчивых к агрессивным средам. Применение современных строительно-монтажных инструментов позволяет производить работы на уровне европейского качества.

Изоляционные работы выполняются экологически чистыми материалами минерального происхождения, которые увеличивают срок службы теплоизоляции в 2 раза по сравнению с ранее применявшимися материалами, а также имеющими более высокие теплопроводящие характеристики.

При возведении монолитных железобетонных и бетонных конструкций используются пластификаторы и гидрофубизаторы, которые позволяют снизить затраты материалов при выполнении работ, увеличить срок службы возводимых конструкций и повысить их влагоустойчивость.

Применение кремнийорганических покрытий наружных и внутренних инженерных систем позволяет гарантировать полное отсутствие внешней коррозии трубопроводов до 10 лет и сократить ежегодные затраты на текущий ремонт трубопроводов. При устройстве канализационных систем используются пластмассовые трубы.

Техническая база производства нашему предприятию (которое реорганизовано из МКУПП «Новополоцксерсисстрой») передана КУПП «Новополоцкдревстрой» в августе 2001 года. Оборудование и машины заменены на 30%. В ближайшие 5 лет Обществом планируется обновить машины и оборудование на 60%.

Обществом планируется расширение видов строительно-монтажных работ путем получения лицензий на новые виды деятельности.

Инвестиции – вложения капитала (капитальные вложения) в любом виде в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли и (или) социального эффекта. В зависимости от объекта инвестиций могут выступать в форме прямых инвестиций, непосредственно вкладываемых в создание нового производственного оборудования, лицензии, недвижимость, и портфельных инвестиций, представляющих собой помещение средств в ценные бумаги.

По направлениям использования инвестиции:

– в новое строительство – представляет собой строительство новых предприятий на вновь осваиваемых площадях;

- расширение действующих предприятий – сооружение вторых и последующих очередей, введение в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функционирующих основных и вспомогательных цехов и производств;

- реконструкция – осуществляемое в процессе деятельности предприятия частичное либо полное переустройство производства без строительства новых или расширения действующих цехов;

- техническое перевооружение действующего предприятия – представляет собой повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации, модернизации изношенного оборудования.

Предприятие осуществляет инвестиционную деятельность в виде капитальных вложений в новое оборудование (прямые инвестиции) и производит техническое перевооружение действующего предприятия в виде применения современных технологий и замены старого оборудования и машин на новые, а также расширение действующего предприятия в виде введения новых видов строительно-монтажных работ.

Источниками инвестиций могут быть собственные финансовые ресурсы, заемные финансовые средства, привлеченные финансовые средства, денежные средства, централизуемые объединениями предприятий, средства госбюджета, иностранные инвестиции.

Источниками инвестиционных вложений в ОАО «Сантиз» являются собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы – прибыль, амортизационные отчисления, и т.д.

Инвестиционная деятельность предприятия имеет вид инвестиционной стратегии, которая представляет собой разработку и обоснование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Инвестиционная стратегия Общества разработана на ближайшие 5 лет. При оценке эффективности инвестиционных вложений предприятие исходит из сроков окупаемости проектов, так как замена оборудования и расширение видов деятельности существенно увеличат доходность предприятия при оказании строительно-монтажных работ.

5. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Стратегия в общем понятии характеризует выбор цели хозяйствования, основных направлений и подходов к ее реализации.

Стратегическим управлением называют ситуационный анализ - анализ состояния предприятия и ее отношения с внешним миром. Стратегическое управление означает долгосрочное планирование и прогнозирование спроса, опирающееся на исследование рынка, товара, покупателей. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года. Стратегическое управление включает в себя несколько стратегий: управление ценами, товарами, управления издержками предприятия, управления инновационным развитием, внешнеэкономической деятельностью и с этой целью предприятие разрабатывает маркетинговую программу, которая определяет направления стратегий:

- товарная стратегия - включает в себя определение основной товарной стратегии (дифференциация, диверсификация, вертикальная интеграция, узкая специализация), а также маркетинговые характеристики товаров предприятия;

- ценовая стратегия - разрабатываются уровни цен на единицу товара; цены конкурентов; соотношение уровня цен товаров с уровнем цен конкурентных фирм на данном сегменте рынка; выбранная тактика ценовой политики; соответствие цены новизне и качеству товара, сервисной политике и обслуживанию, престижу торговой марки вашей фирмы и др;

- стратегия управления издержками предусматривает разработку путей снижения затрат на производство и сбыт продукции и максимизации прибыли, использование энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;

- стратегия инновационного развития предусматривает стратегию вложений в мощности, в потенциал предприятия, в стратегию развития предприятия;

- стратегия управлением внешнеэкономической деятельности направлена на разработку направлений выхода на внешний рынок продукции предприятия.

При стратегическом управлении ОАО «Сантиз» осуществляется разработка четырех из указанных направлений, кроме стратегии управления внешнеэкономической деятельностью. Стратегическое управление ОАО «Сантиз» осуществляется путем разработки стратегической программы на каждый год (оперативное управление) в виде бизнес-плана, в котором определяются основные направления деятельности предприятия на год, изучаются рынки сбыта продукции и основные конкуренты, приводятся показатели деятельности предприятия за прошедший период и разрабатывается программа развития предприятия.

6. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Объем производства продукции (работ, услуг)

Таблица 1

Объем производства продукции

Наименование разделов или вопросов практики Срок прохождения практики

Непосредственный руководитель на предприятии

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 02.02.2003

Главный инженер

2. Характеристика системы управления предприятием 03.02.-05.02.2003

Главный инженер

3. Организация и анализ маркетинговой деятельности 06.02.-12.02.2003

Начальник ОМТС

4. Технический уровень и инновационная деятельность предприятия 13.02.-16.02.2003

Начальник ПТО

5. Стратегическое управление на предприятии 17.02.2003

Начальник ОМТС

6. Основные показатели финансовой деятельности предприятия 18.02.-19.02.2003

Главный бухгалтер

Подведение итогов практики

20.02.2003

Ведущий экономист ПТО

годы в сопоставимых ценах 1991 года, млн.руб. в действующих ценах, млн.руб.
2001 0,4 259,1
2002 1,4 1210,6
2003 1,3 1103,9

2. Объем выпуска продукции в натуральном выражении не ведется

3. Среднесписочная численность ППП

Таблица 2

Среднесписочная численность ППП

2001 2002 Динамика по сравн. с прошлым годом 2003 Динамика по сравн. с прошлым годом
Всего, чел. 110 103 -7 108 +5
В том числе рабочих 85 79 -6 81 +2

4. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОФср )

Показатели движения ОПФ: Коэффициент обновления ОФ (Коб ), Коэффициент выбытия ОФ (Квыб ), Коэффициент износа ОФ (Кизнос ), Коэффициент годности (Кгод )

ОФср = ОФнач.г. +(сумма ОФ введ * nмес. польз. ) /12 –

- (сумма ОФвыб . (12 – nмес.польз. )) / 12 (1)

Коб = ОФ введенные за год/ОФ на конец года (2)

Квыб = ОФ выбывшие / ОФ на начало года (3)

Кизнос = сумма износа/ стоимость ОФ (4)

Кгод = (ОФ на нач.года – износ) / ОФ нач.года (5)

Таблица 3

Показатели движения ОПФ

годы 2001 2002 2003
ОФср , млн.руб. 1299,9 1893,3 2587,8
Коб 0,45 0,31 0,23
Квыб 0,002 0,021 0,017
Кизнос 0,14 0,15 0,10
Кгод 0,8 0,8 0,9

5. Среднегодовая стоимость оборотных средств (Об.Сср. )

Показатели оборачиваемости оборотных средств: Коэффициент оборачиваемости (Коб ), Коэффициент закрепления средств в обороте (Кзакр ), Продолжительность оборота (Тоб ),

Об.Сср. = Об.Снач.года. / 2 + Об.Скон.года / 2 (6)

Коборач =Объем реализации/ Об.Сср. (7)

Кзакр =Об.Сср / Объем реализации (8)

Тоб =количество дней в периоде / Коб , (9)

количество дней в периоде равно условно 360

Таблица 4

Показатели оборачиваемости оборотных средств

годы 2001 2002 2003
Об.Сср. , млн.руб. 2288,1 1425,4 2002,9
Коборач 0,11 0,85 0,55
Кзакр. 8,8 1,2 1,8
Тоб 3272,7 423,5 654,5

6. Уровень, структура и динамика затрат на производство

Таблица 5

Затраты на производство продукции

Затраты/годы 2001 2002 Динамика по срав.с прошл. годом 2003 Динамика по срав.с прошл. годом
Общая себестоимость млн.руб. 212,9 931,8 718,9 1150,2 218,4
Материальные затраты, млн.руб. 85,1 352,5 267,4 409,2 56,7
Расходы на оплату труда, млн.руб. 62,9 296,9 234,0 408,5 111,9
Амортизация ОФ, млн.руб. 14,6 48,4 33,8 68,0 19,6
Отчисления на социальное страхование, млн.руб. 22,2 107,9 85,7 148,7 40,8
Прочие (в том числе налоги из себестоимости), млн.руб. 28,1 126,1 98,0 115,8 -10,3
Затраты на 1 руб. продукции (затраты / выпуск), руб. 0,8 1,0 0,2 1,0 0

7. Рентабельность

Рентабельность продаж = прибыль / выручка от реализации *100 (10)

Рентабельность продукции = прибыль / себестоимость продукции *100 (11)

Рентабельность ОПФ = прибыль / ОПФ *100 (12)

Рентабельность Об.С = прибыль / Об.С *100 (13)

Рентабельность производства = прибыль / (ОПФ + Об.С норм. ) *100 (14)

Таблица 6

Рентабельность

годы 2001 2002 2003
Рентабельность продаж, % 6,2 4,5 7,5
Рентабельность продукции, % 47,0 11,0 9,0
Рентабельность ОПФ, % 7,7 5,4 4,0
Рентабельность Об.С, % 4,4 7,2 5,2
Рентабельность производства, % 2,8 3,1 2,3

7. Показатели финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

Коэффициент текущей ликвидности (К тек.лик.):

К тек.лик. = (денежные средства + ценные бумаги + дебиторская задолженность) / краткосрочные обязательства (15)

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (К об.с.):

К об.с. = текущие активы / краткосрочные обязательства (16)

Таблица 7

Финансовое состояние и финансовая устойчивость

годы 2001 2002 2003
К тек.лик. (норм.1,2) 0,9 1,4 1,7
К об.с. (норм.0,15) -0,7 -0,03 0,26
Прибыль, млн.руб. 100,1 102,4 103,6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период прохождения производственной практики на предприятии ОАО «Сантиз» изучены основные методы организации производства и реализации продукции путем изучения отчетных данных и нормативных материалов. Основной продукцией предприятия являются строительно-монтажные работы.

Управление предприятием строится по принципу подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Управление маркетингом осуществляется путем изучения рынков сбыта, спроса и предложения продукции, изучением каналов товародвижения, предприятие осуществляет целевой маркетинг. Основным потребителем услуг в 2003 году являлся НРУПТН «Дружба», главным конкурентом по основной деятельности (изоляционные работы) - ОАО «Белтеплоизоляция».

Инновационная деятельность предприятия направлена на применение в процессе производства нового оборудования, сырья и материалов. Инвестиционная деятельность непосредственно связана с инновационной, поскольку предприятие осуществляет капительные вложения в новое оборудование. Кроме того, применяет современные технологии и осуществляет замену оборудования.

Объем выпуска продукции постоянно увеличивается, однако только в 2003 году структура баланса является удовлетворительной.

Дальнейшая перспектива работы предприятия основана на расширении видов строительно-монтажных работ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. 3-е изд. – М.:1996.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.:1992.

3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов. М.:1998.

4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник для ВУЗов. 2-е изд., доп. - М.:1998.

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перер. и доп. – Мн.: 1998.

6. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: 1996.

7. Акулич И.Л. Маркетинг. Учебник. И.П.Акулич – 2-е изд., перер. и доп. – Мн.: 2002.

8. Евдокимов, Ф.И., Гавва В.М. Азбука маркетинга. Учебное пособие. Д.: 1998.

9. Ивуть Р.Б., Пилипук Н.Н. Бизнес-план предприятия. Учебное пособие. Мн.: 2000;

10. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. Мн.: 2002.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  275  276  277   ..