1.9.
Маркетинговое исследование. Часть 1. Маркетинговая информация
117
1.10.
Маркетинговое исследование. Часть 2.
Маркетинговый анализ и прогнозирование 129
Выводы 145
Решения тренировочных заданий 147
Итоговый тест 168
Толковый словарь 170
Рекомендуемая литература 176
Введение
Рынок - сложное явление,
развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной
иерархически построенной структурой. Рынок вовлекает в свою сферу миллионы
юридических и физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. На рынке
перемещается как в экономическом, так и в географическом пространстве огромная
масса разнообразных товаров, обмениваемых на деньги. Для того чтобы разобраться
в действии рыночного механизма, понять, что сулит предпринимателю рыночная
ситуация - выгоду или разорение, необходимо обеспечить
"прозрачность" (информативность) рынка и предсказуемость его
развития. Предприниматель заинтересован в ограничении стихийности рыночных процессов,
в том, чтобы рынок был упорядочен, а рыночные операции базировались на
определенных научных принципах, которые позволили бы оптимизировать затраты и
планировать соответствующую прибыль.
Еще в начале XX в. были
разработаны основы науки, показывающей, каким образом надо управлять рыночной
деятельностью, чтобы с меньшим риском добиться максимальных результатов, как регулировать
некоторые рыночные процессы, чтобы обеспечить себе преимущество на рынке, и
как, наконец, нужно изучать рынок, чтобы не действовать методом проб и ошибок,
а представлять себе четкую перспективу действий. Эта наука и отрасль прикладной
деятельности получили название маркетинга.
Маркетинг быстро завоевал
прочные позиции во всем мире, где функционировала рыночная экономика.
Существует большое число научно-практических публикаций по маркетингу, ведущие
университеты всего мира выпускают тысячи специалистов по маркетингу. Существует
множество маркетинговых служб, маркетинговых и консалтинговых фирм. На
маркетинг ежегодно во всех развитых странах тратятся миллиарды долларов,
большинство предпринимателей понимают, что экономия на маркетинге обернется
неисчислимыми убытками. Основная масса предпринимателей и менеджеров считают,
что маркетинг органически неотделим от бизнеса и незаменим в условиях
конкуренции.
Маркетинг не противоречит
стремлению к социальной справедливости, поскольку его основной принцип -
ориентация на потребности. Маркетинг уважает и защищает права потребителя. Современный маркетинг (так называемыйсоциально-этический) требует учитывать интересы всего общества, в
частности в области охраны окружающей среды. Одновременно маркетинг является
системой защиты продавца и покупателя, государственного поощрения производства
и торговли.
Предлагаемое пособие
исходит из тезиса, что знание основ маркетинга необходимо любому экономисту,
менеджеру н предпринимателю в какой бы области
бизнеса они ни работали. Знание маркетинга полезно и государственным
чиновникам, контролирующим экономику. Пособие охватывает все основные проблемы
маркетинга и подготавливает учащегося к практической деятельности в данной
сфере. В пособии обобщен богатый опыт зарубежного и отечественного маркетинга, использован широкий перечень
научно-практической литературы, а также собственные исследования авторов.
1. Основной текст
1.1. Сущность и цели маркетинга.
Организация маркетинга
1.1.1. Сущность и понятие маркетинга
Теория маркетинга была
создана в Америке в 10-е - 20-е гг. ХХ в. Маркетинг возник как реакция на
негативные проявления бурно развивающегося "дикого" рынка:
чрезмерную стихийность, непредсказуемость развития, неупорядоченную конкуренцию
с тягой к вседозволенности, стремлением производителя
диктовать свою волю потребителю тенденциями к
росту монополизации и т.п., грозившими серьезнымиэкономическими и
социальными потрясениями. Создатели теории, получившей,название маркетинга, исходили из тезиса, что человечество не нашло лучшего
механизма распределения, чем рынок. Необходимо найти способ смягчить
отрицательные проявления действия рыночного
механизма, подчинить производство и распределение интересам
потребителя.
Маркетинг (от английского
market - рынок) - система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности,
направленной на эффективное, доведение товаров от
сферы производства до сферы потребления. Цель маркетинга - удовлетворение потребностей покупателя и за
счет этого получение прибыли продавцом. На цивилизованном рынке складывается
механизм, который
обусловливает получение прибыли удовлетворением
спроса. Предприниматель, стремящийся увеличить свою прибыль, должен стимулировать спрос и
привести производственно-сбытовую программу в
соответствие с интересами потребителей.
Маркетинг - любая деятельность,
направленная на доведение товара от сферы производства
до сферы потребления, т.е.
по удовлетворению потребностей в соответствии с покупательским
спросом.
Маркетинг вписывается в
рыночный механизм, позволяя оптимизировать взаимный поиск продавца и
покупателя, стимулировать спрос, использовать в качестве регулятора рыночных
процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентировать производство на
интересы рынка. Тем самым маркетинг снижает степень стихийности развития
рынка. Он формирует систему изучения и прогнозирования рынка обеспечивая его ''прозрачность" и
предсказуемость развития.
Современная концепция
маркетинга заключается в ориентации предпринимателя
на потребителя.
Производить и продавать
все, что пользуется спросом и может быть продано, - вот главный принцип маркетинга.
Маркетинговая
деятельность может быть представлена в форме постоянно
возобновляющегося маркетингового
цикла. Любая маркетинговая деятельность начинается с
информационно-аналитического исследования, на основе которого осуществляется
стратегическое и текущее планирование, разрабатывается программа создания и
вывода на рынок нового товара, формируются каналы движения товара от
производителя до потребителя с участием торговых посредников (дистрибьюторов),
организуется рекламная кампания и осуществляются другие действия по
продвижению товара на рынок, наконец, на заключительном этапе оценивается
эффективность маркетинговых мероприятий (рис. 1.1).
Существует отраслевая
дифференциация маркетинга, которая, сохраняя единство его целей и принципов,
позволяет решать специфические задачи, присущие каждой отрасли экономики и
сфере социальной жизни. Естественно, сказываются особенности продукта, создаваемого
в отрасли, и форм его потребления.
Рис. 1.1.
Этапы маркетингового цикла
Можно назвать следующие отраслевые
виды маркетинга:
• производственный маркетинг (в том
числе промышленный, строительный, аграрный), главными целями которого являются:
поиск рынка сбыта, оценка его емкости, обоснование
производственно-инвестиционной программы, разработка нового продукта,
соответствующего по своим качественным признакам требованиям потребителей,
самосертификация и оценка конкурентоспособности продукта;
• торгово-сбытовой маркетинг, к главным целям которого относятся: дистрибьюция и формирование канала товародвижения,
организация сбыта и продажи товаров, перемещение и складирование товаров(логистика),
изучение и прогнозирование покупательского спроса, создание системы торгового
и послеторгового сервиса;
• маркетинг сферы услуг, где сочетаются цели производственного
и торгового маркетинга (поскольку производство, продажа и потребление услуг
концентрируются во времени и в пространстве), но в то же время имеется своя
специфика (нематериальность услуг, неспособность услуг к хранению и т.п.);
• маркетинг интеллектуального продукта
(в том числе маркетинг информационного продукта и информационных технологий), когда продукт может иметь
нематериальную форму и используются особые формы его реализации и сервиса;
• международный маркетинг, предметом которого является
внешнеэкономическая деятельность;
• маркетинг финансово-кредитного
продукта и страхового дела, а также маркетинг ценных бумаг, продуктом которого являются
различные формы биржевой и финансовой деятельности.
Кроме того, существует
маркетинг некоторых специфических рынков, в частности рынка труда и рынка
образования. Приемы и методы маркетинга распространяются и на нерыночные
сферы, например политическую жизнь, социальные отношения, искусство и культуру
и т.п.
Различаются три уровня
маркетинга. Первый - микромаркетинг, т.е. рыночная деятельность
отдельного предприятия (фирмы, компании), в том числе внутренний маркетинг
- организация деятельности персонала собственной маркетинговой службы и
внешний маркетинг -доведение товара до потребителя, организация связей с
клиентами и торговыми посредниками, изучение рынка; второй - макромаркетинг,
т.е. участие государственных учреждений, отраслевых и региональных структур
в управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности в рыночной
сфере; третий - глобальный, илимеждународный,
маркетинг - деятельность на внешнем, мировом рынке, внешняя торговля
(особая форма - мегамаркетинг, т.е.
деятельность транснациональных компаний по проникновению на рынок какой-либо
страны).
1.1.2. Цели маркетинга, его роль в бизнесе
Каковы цели маркетинга?
Общая цель заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение спроса
потребителей, предъявляемого на рынке, и за счет этого получить максимально
возможную прибыль. К глобальным целям маркетинга как составной части рыночного
механизма относятся следующие требования:
• сделать рынок упорядоченным (подчиняющимся определенным
правилам), "прозрачным"
(позволяющим оценивать его состояние, параметры и тенденции развития) и
предсказуемым (обеспечивающим возможность прогнозировать его изменения);
• ограничить стихийность рынка путем регулирования некоторых
рыночных процессов;
• сделать конкуренцию упорядоченной, подчиняющейся
определенным ограничениям, исключить возможность недобросовестной конкуренции;
• подчинить производство и торговлю требованиям рынка, т.е.
интересам потребителя;
• разработать и внедрить в рыночную деятельность принципы
научно обоснованной технологии товародвижения и распределения (дистрибьюции);
• обеспечить высокую эффективность рекламной и другой
маркетинговой деятельности по влиянию на рынок и формированию привлекательного
образа товара в представлении потенциальных и фактических покупателей.
Каждая фирма, выступая на
рынке, разрабатывает свою систему целей (древо целей), которая закладывается в
основу маркетинговой стратегии. Выделяются конечные цели (обычно это или
захват некоторой доли рынка, или сбыт какого-то объема товара, или получение
определенной суммы прибыли), а также промежуточные цели. Достижение первых
(как, вероятно, заметил читатель, связанных между собой) обусловливает
развитие фирмы, ее коммерческий успех, место, которое она займет на рынке.
Вторые - представляют собой средства, обеспечивающие возможность осуществления
конечных целей.
Маркетинг - активная
форма предпринимательской деятельности. Конечно, маркетинг предполагает, что
предприниматель должен поступиться частицей своего рыночного суверенитета, но
он снижает уровень риска, позволяет использовать коллективно накопленный опыт
и, в конечном счете, дает определенные гарантии успеха.
Роль маркетинга в бизнесе показана на
рис. 1.2.
Рис. 1.2. Место маркетинга в рыночных
взаимоотношениях "предприниматель - клиент"
Роль маркетинга в бизнесе
определяется тем, что маркетинг раскрывает потенциальные возможности
производства и сбыта товара, разрабатывает оптимальную товарную политику,
определяет направления конкурентной борьбы и завоевания рынка, предлагает
набор инструментов для стимулирования спроса, создает эффективную систему
товародвижения, позволяет изучить и спрогнозировать
состояние и развитие рынка. Как известно, исторически, по мере концентрации и
специализации производства, предприниматель все более отдалялся от потребителя и строил свою производственную программу
не слишком эффективным методом проб и ошибок. Маркетинг поставил взаимоотношения
производителя и потребителя на научную основу, играя роль звена, соединяющего
предпринимателя и потребителя. В этом взаимоотношении обе стороны получают
выгоду: предприниматель - прибыль, потребитель - товар, посредством которого он
удовлетворяет свою потребность.
Маркетинг - наука, изучающая, какие товары и в каком количестве следует
производить, как выгоднее и быстрее сбыть (продать) товар с меньшим риском,
оптимальными затратами и максимально возможной прибылью.
Однако роль маркетинга в
конкретном бизнесе и отношение к нему предпринимателя в немалой степени зависят
оттого, на каком рынке выступает предприятие. Например, на рынке продавца, где
предложение отстает от спроса и производитель осуществляет диктат чад потребителем,
предприниматель заинтересован в маркетинге значительно меньше, чем нарынке
покупателя, где предложение опережает спрос и продавец ищет покупателя.
1.1.3. Функции маркетинга и принципы его
организации
Каким образом реализуются цели
маркетинга? Маркетинг осуществляет определенный набор функций, которые
позволяют фирме выполнять полный цикл маркетинговой деятельности. Функции маркетинга
группируются по пяти блокам ( рис. 1.3).
Блок 1.
Планово-исследовательские, контрольные и организационные
функции: 1.1 -
маркетинговое исследование (сбор и анализ информации) прогнозирование рынка);
1.2 - разработка маркетинговой стратегии; 1.3 -
составление плана и бюджета маркетинга, разработка оперативной программы маркетинговых мероприятий; 1.4 -
маркетинговый контроллинг;
1.5 - организация маркетинга.
Блок 2. Функции формирования рынка и
ценообразования: 2.1
-поиск и раздел
рынка сбыта; 2.2 - сегментация рынка; 2.3 - разработка нового товара или
модернизация старого; 2.4 - тестирование рынка, самосертификация товаров; 2.5 -
разработка ЖЦТ; 2.6 - разработка и осуществление
ценовой стратегии маркетинга; 2.7 - разработка и защита марки товара.
Блок 3. Функции регулирования рынка: 3.1 - стимулирование спроса и предложения; 3.2 -
регулирование товарных запасов; 3.3 - регулирование цен.
Блок 4. Функции товародвижения и дистрибьюции: 4.1 -
выбор дистрибьюторов (торговых посредников), формирование и эксплуатация
каналов товародвижения; 4.2 - организация сбыта и продажи товаров; 4.3 -
управление перемещением и складированием товаров (логистика); 4.4 - научная
организация торгового процесса; 4.5 - организация франчайзинга, лизинга и
факторинга.
Блок 5. Функции управления продвижением товаров: 5.1 - организация рекламной деятельности; 5.2 -
организация каналов маркетинговых коммуникаций; 5.3 - организация конкурентной
борьбы; 5.4 -научная организация сервиса.
Таким образом, можно
сформулировать функциональное определение маркетинга, которое складывается из
управленческой деятельности, процессов регулирования некоторых рыночных
процессов и изучения рынка.
Маркетинг - система управления рыночной деятельностью, регулирования
рыночных процессов и изучения рынка.
Важная роль в маркетинге
принадлежит государственной деятельности и общественным формам воздействия.
Государство выступает гарантом прав участников рыночного процесса,
осуществляет арбитраж и судебную защиту, издает законы и другие акты,
касающиеся рыночной деятельности, занимается макрорегулированием некоторых
рыночных процессов, контролирует качество товаров и соблюдение правил торговли,
обеспечивает экологическую защиту и т.д.
Потребители могут объединиться в
общества защиты собственных прав. Это движение, получившее название
консьюмеризма (от английского consumer -
потребитель), обладает значительным влиянием. Его должно поддерживать
государство (еще в 1985 г. ООН приняла резолюцию о защите интересов
потребителей). В России действуют Закон о защите прав потребителей и
другие акты, поддерживающие консьюмеристское движение. Формы его деятельности
разнообразны: юридическая защита потребителей, консультации, публикации о
случаях нарушений потребительских прав, независимая сертификация товаров,
пикетирование магазинов и т.д.
Консьюмеризм - организованное движение населения, поддерживаемое
государством, в защиту и за расширение прав потребителей.
Широкий набор функций
маркетинга, многие из которых отличаются сложностью и трудоемкостью,
предъявляет серьезные требования к организации маркетинговой службы. Анализ
деятельности ряда зарубежных фирм доказывает, что встречающиеся неудачи на
рынке в значительной мере обусловлены слабой организацией маркетинговых служб,
отсутствием информационно-аналитической системы маркетингового исследования.
Маркетинговая служба - административно-управленческое подразделение
фирмы, выполняющее полный или ограниченный набор маркетинговых функций.
В основе деятельности
маркетинговой службы лежат следующие требования: научность, т.е.
соблюдение требований теории маркетинга и теории менеджмента; мобильность,
т.е. неотложное выполнение принятых решений; гибкость, т.е. способность
оперативно менять тактику и стратегию маркетинга в соответствии с изменениями
рыночной ситуации; маневренность, т.е. умение адекватно реагировать на
неопределенность внешней среды, адаптироваться к изменчивости условий и
действию случайных факторов, находить слабые места конкурентов,
перераспределять собственные ресурсы, определять приоритеты и т.п.; настойчивость,
т.е. неуклонное проведение в жизнь намеченных планов, доведение до конца
начатых переговоров, умение отстаивать свою позицию; демократичность,
т.е. сочетание дружеских благосклонных отношений между начальником и
подчиненными с жесткой требовательностью, воспитание чувства лояльности к
"своему" предприятию; исполнительская дисциплина, т.е.
обязанность выполнять намеченную программу в установленные сроки.
Численность и состав
маркетинговой службы, набор ее функций и степень автономности во многом зависят
от типа и размера фирмы, ее специализации. Крупные предприятия, с широким
ассортиментом продукции, многочисленными связями с поставщиками, торговыми
посредниками и клиентами, финансовыми учреждениями и т.д. не могут обойтись
без крупной, глубоко структурированной и иерархически построенной,
маркетинговой службы. Средние предприятия создают более скромную по
численности, но тоже достаточно жестко структурированную службу (хотя и
допускают совмещение функций). Малые фирмы редко создают самостоятельную
маркетинговую службу, обычно эти обязанности возлагаются на кого-либо из
работников по совместительству. Зарубежный опыт подсказывает целесообразность
объединения малых фирм в ассоциации, которые могли бы брать на себя и
выполнение маркетинговых функций.
Однако не всегда даже
крупным фирмам выгодно выполнять полный цикл маркетинговой деятельности,
особенно разработку стратегии и выполнение маркетинговых исследований, а также
проведение рекламной кампании, требующих использования особо квалифицированных
специалистов, значительных затрат, специального оборудования и т.п. В
зарубежном маркетинге широко распространена практика обращения к специализированным
маркетинговым, консалтинговым и рекламным фирмам, работающим на коммерческой
основе. Кроме того, необходимую им макроинформацию о рынке маркетинговые службы
могут приобретать у некоторых государственных органов ( в частности у
Госкомстата) и научных организаций.
Структурно маркетинговые
подразделения создаются по одному из двух принципов: матричному или
функциональному (иногда в их комбинации). Матричный - заключается в
создании подразделений маркетинга по одному из трех признаков (или их комбинации):
географическому, когда каждое подразделение осуществляет полный маркетинговый
цикл в одном или нескольких регионах (географических зонах); рыночному,
когда каждое из подразделений ведет работу среди определенных групп
потребителей; товарному, когда каждое подразделение занимается
доведением до потребителя одного определенного товара.
На рис. 1.4 показан
пример матричной схемы организации маркетинга.
Рис. 1.4. Матричная комбинированная
схема организации маркетинга
Организация маркетинга по
функциональному признаку проявляется в создании единой службы маркетинга,
каждое из подразделений которой отвечает за осуществление одной или нескольких
функций маркетинга ( рис. 1.5).
Рис. 1.5. Функциональная схема
организации маркетинга
Во главе службы
маркетинга стоит ответственный руководитель (вице-президент фирмы по
маркетингу, маркетинг-директор и т.п.), который координирует деятельность
подразделений службы маркетинга между собой и другими службами фирмы,
утверждает план и бюджет маркетинга, дает задания сотрудникам и контролирует их
деятельность.
Хотя строгих стандартов
организации маркетинга не существует, структуры маркетинговой службы бывают
двух типов: жесткие (механистические) и мягкие (организмические). Круг
обязанностей работников структуры жесткого типа четко определен контрактом, в
мягких структурах обязанности работников определяются примерно и подчинены
обстоятельствам.
Тренировочные задания
Ответ/Решение
1.
Сформулируйте цели маркетинга
промышленной, торговой или иной фирмы (по Вашему выбору), выступающей на
рынке товара N (выберите наиболее известный Вам
товар), и разработайте перечень конкретных задач маркетинга данной фирмы на
определенную перспективу. Одновременно дайте краткую характеристику рынку
(монопольный, конкурентный, рынок продавца или рынок покупателя), определите
масштаб операций (объем товарооборота) и долю данной фирмы на этом рынке.
2. На основе блок-схемы функций
маркетинга разработайте перечень конкретных функций каждого блока для
определенной промышленной, торговой или иной фирмы (по Вашему выбору) в
зависимости от выдвинутых Вами задач. Одновременно покажите взаимодействие
маркетинга фирмы с государственными структурами и консьюмерист-ским
движением. В какой форме реализуются права продавца и обеспечиваются (данной
фирмой) права покупателя, соблюдаются ли фирмой принципы
социально-этического маркетинга, связаны ли с этим дополнительные затраты?
Каким образом они компенсируются?
3. Разработайте схему организации
маркетинговой службы крупной или средней фирмы (любой отрасли) по одному из
организационных типов (матричному, функциональному или комбинированному).
Опишите функции каждого подразделения маркетинговой службы и функции ее
руководителя по координации их деятельности (для выбранного Вами типа и
размера фирмы и ее позиции на рынке). Составьте схему структуры фирмы,
выделите маркетинговые подразделения, покажите их связи и потоки информации.
Тест
1. Какое из определений маркетинга
правильное ?
а) государственное управление
производством и торговлей;
б) финансовый и экономический
потенциал фирмы;
в) деятельность, направленная на
удовлетворение потребности.
2. Что такое консьюмеризм ?
а) общественное движение в защиту
прав потребителей;
б) государственные органы контроля за
качеством товаров;
г) совокупность потребителей.
3. Входит ли в функции маркетинга (да, нет):
а) борьба с инфляцией;
б) разработка демографической
политики;
в) реклама ?
4. В чем сущность концепции маркетинга ?
а) в ориентации на нужды и требования
производства;
б) в ориентации на указания
государственных органов;
в) в ориентации на требования рынка,
т.е. нужды потребителя.
5. Матричный принцип организации маркетинга заключается:
а) в использовании математических
матриц;
б) в построении подразделений
маркетинга по ряду признаков;
в) в применений стратегических матриц
маркетинга.
6. Какова главная цель производственного
маркетинга ?
а) обоснование
производственно-инновационной программы и
разработка нового продукта с учетом емкости рынка;
б) создание технологического проекта
нового товара;
в) обеспечение сохранности товаров на
фабричном складе.
7. В чем Вы видите роль маркетинга в
бизнесе ?
а) в должности вице-президента по
маркетингу;
б) в упорядочении рыночных отношений,
снижении уровня стихийности рынка, обеспечении его "прозрачности" и
предсказуемости;
в) в подчинении торговли интересам
производства.
8. Что такое микромаркетинг ?
а) маркетинг в малом бизнесе;
б) отдельное подразделение
маркетинговой службы;
в) маркетинговая деятельность
отдельной фирмы.
9. В чем заключается роль государства в
маркетинге ?
а) в существовании государственных
предприятий;
б) в централизованном планировании
экономики;
в) в издании законов, упорядочивающих
и регулирующих рыночные отношения, в гарантиях прав продавцов и покупателей.
10. Что собой представляет маркетинговая
фирма ?
а) фирма, которая на коммерческих
основах выполняет для любого предприятия маркетинговые исследования и т.д.;
б) фирма, функционирующая на
принципах маркетинга;
в) фирма, имеющая в своем составе
маркетинговую службу.
1.2. Окружающая среда маркетинга и
сегментирование рынка
1.2.1. Окружающая среда маркетинга
Маркетинг фирмы
испытывает влияние комплекса сил и факторов, действие которых необходимо
учитывать: к некоторым нужно адаптироваться, а другие - использовать в качестве
инструментов регулирования некоторых рыночных процессов.
Окружающая среда
маркетинга - совокупность сил и факторов, оказывающих влияние на
маркетинговую деятельность фирмы и ее результаты.
Силы и факторы,
воздействующие на маркетинг конкретной фирмы, можно подразделить на две группы.
В первую входят силы, созданные самой фирмой и находящиеся под полным ее
контролем, а также силы возникшие независимо от нее, но вступающие с ней в тесные
отношения, в той или иной степени зависящие от нее и контролируемые ею. Этот
комплекс сил и факторов носит название микросреды маркетинга. Она
включает внутренние силы фирмы: контингент работников, организационную
структуру, маркетинговую службу, а также внешние силы, непосредственно
связанные с фирмой, - поставщиков, торговых посредников, клиентов
(потребителей), конкурентов, финансово-кредитные учреждения, обслуживающие
фирму, общества защиты прав потребителей (или общественное мнение как таковое).
Вторая группа, которая
называется макросредой маркетинга, включает силы и факторы, которые
носят глобальный характер, т.е. действуют на рынок в целом, в том числе на
данную фирму. Они непосредственно с фирмой не связаны и потому относятся к
категории неконтролируемых факторов. Однако фирме необходимо учитывать
их влияние, часто достаточно сильное, к которому необходимо приспособиться,
адаптироваться.
Макросреда
маркетинга - совокупность глобальных сил и факторов действующих в масштабах
всего рынка и потому оказывающих влияние на отдельно взятую конкретную фирму.
Макросреда охватывает
социально-демографические факторы (в маркетинге товаров производственного назначения их соответственно замещают
факторы численности, состава и размера или мощности предприятий-потребителей),
экономические факторы, природно-экономические условия, уровень развития науки
и техники, политико-правовые факторы, культурно-образовательный уровень
населения, информационная среда (средства массовой информации).
Схема на рис. 2.1
отражает положение маркетинга фирмы относительно внешних сил и факторов.
Рис. 2.1. Окружающая среда маркетинга
Рассмотрим, каким образом
факторы и силы микросреды и макросреды маркетинга влияют на маркетинговую
деятельность и ее результаты. Определенные силы и факторы микросреды полностью
контролируются фирмой. В первую очередь к ним относятся внутренние силы: структурно-функциональная организация
фирмы и ее маркетинговой
службы, человеческий фактор - квалификация наемных работников, их заинтересованность в успехе фирмы на рынке,
образование, талант, опытность и деловые качества
руководства фирмы (владельца, менеджера и т.д.). В число такого рода факторов
входит и отношение
руководства фирмы к маркетингу. Диапазон взглядов руководства
на маркетинг велик: от придания маркетинговой службе статуса всего лишь
консультанта до признания ее ведущей роли в определении
политики и стратегии фирмы. Успех маркетинговых действий,
как показывает опыт, во многом зависит от умения правильно сформировать маркетинговую службу, от подбора личного
состава ее руководящих и исполнительных подразделений, координации их деятельности, формирования
иерархических межличностных отношений соподчиненности и сотрудничества,
налаживания постоянного обучения и переобучения кадров маркетинговых служб.
Необходимо обеспечить высокую
корпоративную культуру маркетинга, т.е. систему духовных ценностей, норм и правил
работы, чувство
самостоятельности, инициативы и исполнительской ответственности. высокий кругозор, хорошее экономическое и
специальное образование, владение методами
моделирования и прогнозирования рыночных процессов, компьютерную грамотность, отсутствие проявлений "маркетинговой близорукости". Этим последним термином обычно называют ограниченные взгляды на маркетинг, непонимание
его возможностей, ориентацию только на ближайшие
цели, на кратковременную
выгоду, упрощение ситуации на рынке, неумение видеть перспективу
развития. Остальная часть сил и факторов микросреды маркетинга лишь до
некоторой степени поддаются контролю со стороны фирмы, одни -сильнее, другие - слабее. В частности, выбор поставщиков и
дистрибьюторов осуществляется на основе соблюдения
интересов фирмы, хотя и поставщики и торговые посредники остаются вполне
самостоятельными и независимыми. Правда, в заключаемых с ними контрактах могут
быть предусмотрены некоторые формы взаимодействия с поставщиками и
дистрибьюторами и контроля над ними (конвенциональные каналы
товародвижения, вертикальные маркетинговые системы, см. раздел 1.7). От
добросовестности поставщика сырья и материалов зависит ритмичная и качественная
работа производственного предприятия, а следовательно, и его сбытовая маркетинговая деятельность. От равномерности поставки готовых
товаров и соблюдения согласованного ассортимента зависит выполнение обязательств
фирм-дистрибьюторов перед потребителями. Опыт и квалификация торгового
посредника проявляются в умении найти подходящую клиентуру и полностью
реализовать товар.
Наиболее независимо в
маркетинговой микросреде ведет себя клиент. Он меньше других поддается контролю
со стороны фирмы-производителя. Клиент платит деньги за товар в соответствии с
согласованными условиями качества и цены. Однако в распоряжении фирмы-продавца
существует набор инструментов прямого и косвенного воздействия на поведение
клиента-потребителя
(см. раздел 1.3).
В известной степени фирма
может влиять на общественное мнение и консьюмеристское
движение, если идет им навстречу и удовлетворяет их требования. Практически
вне контроля остаются конкуренты - важный элемент микросреды маркетинга. Фирма
старается отслеживать и прогнозировать действия конкурента и, по возможности,
упреждать их на основе антиконкурентной стратегии.
В отличие от микросреды
практически все факторы и силы макросреды маркетинга относятся к числу
неконтролируемых. Характер и сила их воздействия на маркетинг фирмы зависят от
специфики деятельности фирмы и других конкретных обстоятельств. Необходимость
адаптации к макросреде обусловливает задачи постоянного и глубокого изучения
этих факторов.
На потребительском рынке
исключительно важное значение имеет оценка влияния демографических
факторов: численность населения и темпы его изменения определяют число и
динамику потребителей; распределение населения по доходу активно влияет на
процесс формирования спроса и его структуры; половозрастной состав населения
связан с дифференциацией потребления. Число, состав, динамика и жизненный цикл
семей оказывают влияние на формирование спроса на товары общесемейного
потребления (мебель, аудио- и видеотехника, предметы хозяйственного и бытового
назначения и т.п.). Спрос на эти товары зависит также от уровня урбанизации,
обеспеченности населения жильем, типа и размера жилищ. Территориальное
распределение спроса в значительной степени зависит от расселения жителей. На
эти процессы воздействуют экономические факторы: цены, доход и т.д.
Специфика макросреды маркетинга производственных и массовых потребителей
заключается в том, что в качестве потребительской единицы выступает не
отдельный индивид или семья, а производственное
предприятие, государственная организация, учреждение социально-бытового или
научно-учебного типа и т.д. Поэтому место демографической среды занимает
совокупность предприятий и учреждений со своей численностью, отраслевой и
организационной структурой, типом, размером, мощностью и т.п.
Формирование потребностей
происходит под сильным влиянием факторовкультурно-образовательной
среды. Маркетинговые мероприятия должны учитывать исторические,
религиозные, этнические традиции, а также культурно-образовательный уровень
потребителей. В зависимости от реалий данной среды сильно различаются шкала моральных
и материальных ценностей потребителей и иерархия потребностей.
Научно-техническая
среда создает
предпосылки для совершенствования производства и распределения товаров,
обновления их потребительских свойств и появления качественно новых товаров.
Кроме того, она влияет на территорию и практику маркетинга, позволяет внедрять
прогрессивные методы сбыта и торговли, способствует полной компьютеризации
маркетинговой деятельности, использованию экономико-математических методов
моделирования и управления перемещением и складированием товаров
(торгово-сбытовая логистика) и т.д.
Природно-географическая
и климатическая среда
определяет состояние и размещение сырьевого потенциала, доступность сырьевой
базы, протяженность транспортных артерий, влияет на развитие сельского
хозяйства, имеет косвенную связь с демографическими данными (расселение
населения, его плотность, миграционные процессы). Расходы на сохранение и
восстановление экологической среды влекут за собой удорожание товаров, но
являются необходимым компонентом современного маркетинга.
Многие стороны
маркетинговой деятельности зависят от политической среды:
законодательной деятельности государства в рыночной сфере, от принципов и
методов налогообложения, порядка ценообразования, государственной политики в
области регулирования рыночных процессов, от развития системы государственной
стандартизации и сертификации, контроля за качеством товаров и порядком торговли,
от юридической защищенности бизнеса и потребителей.
Информативная среда оказывает значительное влияние на
маркетинговые процессы. Она представляет общественное мнение, служит
источником сведений, необходимых маркетингу, но в то же время является
проводником рекламы. Факторы и силы окружающей среды маркетинга фирмы необходимо
тщательно и глубоко изучать, устанавливать и моделировать характер и степень их
влияния на рыночную деятельность. Это позволит регулировать действие одних
факторов и адаптироваться к влиянию остальных с тем, чтобы максимально усилить
позитивное и свести до минимума негативное влияние.
Рынок товаров характеризуется
неоднородностью (гетерогенностью). Его отличают
разнообразие экономических и социальных условий,
структурные различия совокупности потребителей. Большинству
предпринимателей невыгодно выступать на таком рынке, это приводит к деконцентрации маркетинговых усилий, распылению средств и ресурсов. Предприниматель приходит к
выводу о желательности выделения
на рынке более однородных (гомогенных), а главное
- привлекательных участков рынка, которые называются сегментами.
Сегмент рынка - однородная совокупность потребителей,
одинаково реагирующих на потребительские
свойства предлагаемого товара или на
предпринимаемые маркетинговые усилия.
В чем проявляется признак
однородности сегмента? В реакции потребителей на.
товар или на какое-то маркетинговое действие. Например, подростки охотно
приобретают товары "молодежной", иногда
экстравагантной моды, а зрелые покупатели предпочитают более солидную" одежду и другие товары. На рост цен
по-разному реагируют
бедные и обеспеченные слои населения и т.д.
Фирма выбирает тот
сегмент рынка, где ожидает встретить менее
ожесточенную конкуренцию или даже полное отсутствие конкурентов, а также лучшие условия продажи товара
(например, прибыль превышает среднюю норму прибыли
на рынке). Наиболее привлекательным считается сегмент, в котором сосредоточена
примерно 1/5 часть потребителей, предъявляющих
спрос на 4/5 товаров, предлагаемых фирмой (т.е.
проявилось действие так называемого закона Парето,
или правила 20-80).
Сегментирование (сегментация) рынка - процесс разделения совокупности потребителей на однородные группы по заранее
определенным критериям.
К сегментация прибегают как крупные, так и средние фирмы. Малые фирмы обычно довольствуются более
узкими участками рынка,
называемыми рыночными нишами.
Рыночная ниша - малый участок рынка, где небольшая фирма благодаря своему уникальному
(оригинальному) товару или уникальной (оригинальной) форме обслуживания потребителей не
имеет сильных конкурентов и может рассчитывать на
коммерческий успех.
Возможен вариант, когда
более сильные потенциальные конкуренты сочли этот участок рынка
неперспективным для себя и не стоящим внимания. В этом случае фирма занимает
нишу беспрепятственно.
В процессе сегментации
учитываются товарная специализация фирмы, ее размер
и производственно-сбытовой (или торговый) потенциал, масштаб операций на
рынке, конъюнктура рынка и т.п.
Известны три условия
эффективной сегментации (их сформулировал известный английский экономистА.Хоскинг):
• измеримость, т.е. возможность измерить отличительные
черты и границы выделяемой группы потребителей;
• доступность, т.е. возможность использовать
собственный канал товародвижения (см. раздел 1.7) и применяемые фирмой методы
продвижения товаров (см. раздел 1.8);
• выгодность, т.е. достаточно большой размер
сегмента (его рыночная емкость) или наличие тенденций к росту (расширению) для
того, чтобы обеспечить сбыт на текущий период и на длительную перспективу.
оправдать расходы и гарантировать получение прибыли.
В процессе сегментации
используются четыре признака: географический, демографический,
психографический и поведенческий.
Географический заключается в том, что фирма
выбирает для своей деятельности один или несколько регионов, где для нее складываются
наиболее благоприятные условия. На выбор региона влияет ряд факторов: наличие
развитой торговой инфраструктуры, расстояние от места
производства иди складирования товаров, объем и структура спроса, уровень цен
и инфляции, плотность заселения, природно-климатические условия и, естественно,
наличие и мощность конкурентов.
Территория России,
занимающая более 17 млн. км2 делится на
9 крупных экономических районов, объединяющих 79 субъектов Федерации, которые
включают 1863 административных района, 1086 городов и 2048 поселков городского
типа, где на 1 января 1994 г. проживало 148 млн. чел.,
в том числе 73% в городских поселениях и 27% -в сельской местности.
Некоторое представление
об экономических различиях регионов, которое может быть принято во внимание в
процессе сегментирования, дает их распределение по размеру товарооборота на
душу населения (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Распределение
регионов РФ по товарообороту
на душу населения в 1993 г.
Группы регионов по размеру товарооборота
на душу населения (в процентах к среднему по РФ)
Число регионов
Свыше 120
12
От 120 до 100
12
От 100 до 80
25
От 80 до 60
21
От 60 и менее
3
ИТОГО
79
Источник: Российский статистический
ежегодник. 1994: Статистический сборник /
Госкомстат России. - М., 1994. - С. 542-544.
Демографический принцип сегментации заключается в
том, что отбираются определенные половозрастные и социальные группы населения,
на которые фирма предполагает ориентироваться: мужчины или женщины в
определенном возрасте, принадлежащие к определенной группе населения по доходу
и т.д. При сегментации по демографическому принципу можно также использовать
другие признаки: размер, состав и возраст семьи, некоторые миграционные
процессы, жилищные условия и т.д. Например, объем и структура спроса на товары
индивидуального потребления (продукты питания, одежда, обувь и т.п.) зависят от
численности населения, его половозрастного состава, а спрос на товары
общесемейного потребления (мебель, телевизоры, электробытовые товары и т.п.) -
от числа семей, их размера, типа жилья и т.д. Важной предпосылкой сегментации
является анализ демографических данных. В качестве иллюстрации приведем табл.
2.2 и 2.3.
Таблица 2.2 Распределение населения
РФ по возрасту в 1994 г.
В том числе со среднедушевым доходом в месяц, тыс. руб.
до 40,0
4,6
40,1-60,0
7,8
60,1-120,0
27,0
120,1-180,0
20,6
180,1-300,0
22,1
300,1-480,0
11,9
480,1 и выше
6,2
Третьим принципом
сегментации является психографический, согласно которому потребители
группируются по следующим признакам: принадлежность к определенной социальной
группе (классу), тип личности, образ жизни, моральные принципы и т.п. Например,
у класса предпринимателей и менеджеров в иерархии потребностей первоочередное
место занимают те, которые связаны с престижем, социальным статусом, с
комфортными условиями работы и быта и т.д. От психологического типа личности
зависит эффективность рекламы и методов стимулирования спроса. Моральный кодекс
и уровень дохода предопределяют характер потребностей в сфере отдыха и
развлечений.
Четвертым принципом
сегментации является группировка потребителей по поведенческому признаку.
Среди потребителей выявляются группы, определенным образом реагирующие на
маркетинговые мероприятия. Например, разные группы населения в различные сроки
признают новый товар. Неодинаково реагируют покупатели на цену и качество
товара. Формируются когорты покупателей - приверженцев определенной фирмы или
конкретной товарной марки. Для выявления подобных групп проводятся специальные
выборочные обследования и опросы.
Иногда сегментация может
быть комбинированной. Например, деление рынка по географическому
принципу может сочетаться с демографическим, а в каждом таком субсегменте
можно выделять группы по поведенческому и психографическому признакам, т.е.
используется метод "матрешки". Приведем графический пример
комбинации признаков (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Комбинация признаков в
сегментации (принцип "матрешки")
Таким образом, отказ от
функционирования на всем рынке и выбор для сбыта / продажи своих товаров
отдельного сегмента дает фирме следующие преимущества:
а) возможность сосредоточить свои
ресурсы и маркетинговые усилия на сравнительно узком участке рынка и за счет
этого обеспечить интенсивное воздействие на потребителей;
б) относительно слабая конкуренция в
пределах сегмента позволяет фирме укрепиться на рынке и получить признание со
стороны как потребителей, так и дистрибьюторов, что обеспечивает фирме
определенный имидж;
в) коммерческий успех в сегменте
способствует накапливанию ресурсов, в том числе инвестиционных фондов, за счет
чего фирма может расширить свое присутствие на рынке и перейти от сегментацион-ной стратегии к стратегии множественной
сегментации, т.е. выбора не одного, а нескольких сегментов.
Тренировочные задания
1. Какие географические сегменты выберут среднее предприятие с
производственно-сбытовой мощностью в 3 млн. ед. в
год и малое предприятие с мощностью в 500 тыс. ед.?
2.
Фирма планирует выпускать наручные часы. Для проведения сегментации рынка
использованы четыре признака с двумя градациями каждый: возраст (дети,
взрослые), пол (мужской, женский), доход (высокий, низкий), род занятий,
точнее, тип труда (умственный, физический).
Определите число сегментов с учетом "стирания"
границ между неразличимыми группами. 3. По данным следующей таблицы: Информация
о сегментах рынка
маркетолог фирмы должен выбрать один из
сегментов по критерию максимума размера сбыта. Примечание. Ожидаемый объем
сбыта рассчитывается по формуле: размер рынка * интенсивность потребления *
доля рынка.
Маркетинг - плановый
процесс. Вся деятельность маркетинговых служб осуществляется в соответствии с
плановыми заданиями, разработанными на основе научных принципов планирования и
соответствующего анализа состояния и развития рынка. Маркетинговое
планирование базируется на стратегии фирмы,
которая основывается на результатах маркетингового исследования и необходимости
достижения поставленных целей.
Стратегия маркетинга
(от лат. strategia)
- комплекс базовых решений и принципов,
вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей и
направленных на достижение генеральной цели фирмы.
Выдвижение целей - это
сложный процесс, требующий увязки различных элементов маркетинга, четкого
понимания границы между желаемым и возможным, уяснения последовательности
действий. Для этого строится иерархическое и структурированное древо целей;
в его основе - главная, генеральная цель, из которой выводятся цели второй и
последующих очередей. Анализ древа целей позволяет выделить наиболее важные,
приоритетные направления и сосредоточить на них основные силы маркетинга, чтобы
не распылять силы и средства при достижении главной цели.
В древе целей заложены
три принципа классификации: по повременным целям, т.е. долгосрочные
цели являются основой выдвижения краткосрочных, а последние определяют набор
краткосрочных оперативных целей; по функциональным целям, т.е. из целей
фирмы (генеральной и основных) вытекают цели маркетинговых подразделений
(частные); по сочетанию повременных и функциональных целей.
Обычно в качестве
генеральной стратегической цели выдвигают: рост доли рынка данной фирмы или
полный захват рынка (экспансионистские цели), выпуск и сбыт нового товара
(инновационные цели), получение определенной прибыли (финансово-экономические
цели).
Существует множество
вариантов стратегического выбора. В разработке
стратегии, конечно, очень важно использовать накопленный
опыт, но не должно быть шаблона. Ограниченный размер пособия не позволяет дать полный обзор применявшихся
стратегий, и мы отсылаем читателя к соответствующей
литературе. Одной из распространенных стратегий маркетинга является
стратегия роста фирмы. Она имеет два
направления: интенсивного роста за счет приемов агрессивного маркетинга - захвата новых позиций на
рынке в результате осуществления инновационной политики и политики
совершенствования методов сбыта/торговли, сервиса,
активной рекламы и т.д., и интеграционного роста - установления мягкого
или жесткого контроля над поставщиками (регрессивная интеграция),
дистрибьюторами (прогрессивная интеграция), конкурентами
(горизонтальная интеграция). С) формах и методах интеграции подробнее
будет рассказано далее, в теме, посвященной дистрибьюции.
Большинство фирм
придерживаются сегментационной стратегии, т.е.
концентрируют свои усилия на одном или нескольких сегментах рынка. Это позволяет выдвинуть некоторые приоритеты
(новый товар, новые формы торговли и т.п.) и
сконцентрировать на них свои усилия, избегая распыления средств. Сегментация
сочетается со стратегией диверсификации, которая открывает перед фирмой
возможность маневра, наиболее эффективного использования накопленного потенциала. .
Диверсификация (от лат. diversus -
разный и facere - делать) - отказ доминанты одного
продукта в производстве и продаже (или одной формы распределения) и переход
на широкую номенклатуру товаров (или множественность форм распределения).
Диверсификация - антипод
узкой специализации. Ориентация на диверсификацию производства и торговли ведет
к образованию сложных комплексов, имеющих целью
извлечение выгоды от комбинации различных производств и форм распределения.
Отказываясь от принципа концентрации усилий на одном продукте или канале
сбыта, диверсификационная стратегия снижает степень
риска и непредсказуемость рыночной ситуации, способствует укреплению надежности фирмы, обеспечивает
дополнительную гарантию стабильности развития. Именно поэтому диверсификация
считается одной из наиболее перспективных тенденций в маркетинге. Однако фирма
должна соблюдать чувство меры, поскольку чрезмерная и беспорядочная
диверсификация ведет к распылению средств и ресурсов и ставит под угрозу
состояние финансов фирмы.
·
концентрическая диверсификация:
новый товар своим внешним видом напоминает прежнее изделие, однако обладает
рядом новых свойств или вообще имеет иные характеристики;
· горизонтальная диверсификация: на рынок выведены качественно новые
товары, однако рассчитанные на прежних клиентов и
на удовлетворение прежних потребностей, на более
высоком уровне;
· конгломератная диверсификация:
фирма выходит на совершенно новый рынок, выпуская
товар, который не имеет ничего общего со старым, либо переходит в другую
отрасль, рассчитывает на новых клиентов.
Выбор той или иной
стратегии зависит от размера фирмы. Если крупные фирмы придерживаются стратегии
множественной сегментации и ориентируются на ту или иную форму диверсификации,
то средние фирмы предпочитают одномерную (максимум двумерную) сегментацию и
ориентируются на принцип специализации, а малые фирмы часто выбирают путь
симбиоза с крупной фирмой. У средних и небольших фирм есть преимущество перед
крупными: они более гибки и легче приспосабливаются к колебаниям рынка. Поэтому
они охотно принимают концепцию пяти "пи"
(от англ. - р), состоящую из пяти управленческих
элементов:
people (люди,
человеческий фактор), product
(товар),
price (цена), place (место, т.е. товародвижение, распределение товара), promotion (продвижение, имеется в виду
формирование образа товара в представлениях потребителя). Стратегия, базирующаяся
на данной концепции, называется комплексным маркетингом, или маркетингом - микс. Ее суть заключается в том, что
управленческий комплекс маркетинга состоит из пяти элементов. Небольшой фирме
не обязательно использовать весь комплекс маркетинговых инструментов, она
может сосредоточиться на одном или нескольких, имея возможность выбора и
комбинации, концентрации на том направлении, на котором фирма располагает
преимуществами. В табл. 3.1 перечислены основные характеристики каждого
направления.
Итогом разработки товара
должно быть его позиционирование на рынке, т.е. обеспечение ему
конкурентоспособного места на рынке в соответствии с разработанной стратегией.
Для этого используется весь комплекс мер по продвижению товара.
Кадровый состав фирмы и дистрибьюторов
Имидж и квалификация менеджеров фирмы, дистри-бьюто-ров
и конкурентов Клиентура (психографические и поведенческие характеристики)
Свойства товара Качество и
конкурентоспособность Упаковка Ассортимент Марка Сбыт и продажа Торговое и
послепродажное обслуживание Товарная политика Разработка нового или
модифицированного товара
Ценовая политика Уровень и
структура цены Динамика цены и уценка Наценки, скидки, бонусы, льготы
Сегментация Диверсификация
Дистрибьюция Формирование каналов товародвижения Интеграция Логистика:
управление транспортировкой и складированием
Позиционирование товара Реклама
Коммуникационная система (прямой маркетинг и т.д.) Связи с общественностью
(public
relations, publicity) ФОССТИС Сервис
1.3.2. Выбор стратегии маркетинга
Выбор стратегии
маркетинга исходит из выдвинутых целей и опирается на изучение рыночной
ситуации и объективную оценку собственных возможностей фирмы в сравнении с
положением конкурента. Так, разработка стратегий регулирования спроса вытекает
из характеристики сложившегося типа спроса. В табл. 3.2 приводится классификация
стратегий регулирования спроса на разных этапах жизненного цикла товара (об
этапах этого цикла подробнее на стр. 63 - 64).
Таблица 3.2 Стратегии регулирования
спроса на этапах ЖЦТ
Виды спроса
Цели маркетинга
Тип стратегии
Инструменты маркетинга
Этапы ЖЦТ
Потенциальный (скрытый)
Развить в реальный, переориентировать
со старого товара на новый
Сезонные и праздничные распродажи,
гибкое изменение цены, специфический сервис, выездная и выносная торговля в
местах отдыха и туризма, целенаправленные рекламные кампании, сезонная
синхронизация поставок
На всех этапах
Полноценный
Стабилизировать спрос
Поддерживающий маркетинг
Мягкая, поддерживающая реклама,
широкодоступная цена, оперативная реакция на неустойчивость рынка,
распродажа неходовых товаров, постоянная оценка насыщенности рынка
Изощренная реклама, сверхвысокие
цены, специфический круг товаров суперкласса, суперсервис
На любом этапе
В зависимости от типа
спроса, выявленного в результате маркетингового исследования, и целей,
выдвинутых в процессе разработки стратегии, выбирается соответствующая
стратегия и определяются соответствующие инструменты маркетинга.
1.3.3. Стратегическое моделирование
Разработка маркетинговой
стратегии - сложный процесс, требующий проведения глубоких исследований
состояния и развития рынка, а также оценки позиции фирмы, которую она занимает
на рынке. Решается вопрос о поведении фирмы на рынке: стратегия атаки (расширение
операций на рынке, увеличение своей доли на рынке, дополнительные инвестиции);
стратегия обороны (сохранение занятых позиций, отказ от дальнейших
инвестиций); стратегия отступления (сокращение операций на рынке, уход с
рынка). Разрабатывается соответствующая модель поведения (маркетинговая
матрица).
Маркетинговая
стратегическая матрица - пространственная модель выбора фирмой определенной
стратегии, которая строится с помощью системы координат.
Матрица, или
стратегическая решетка, образуется по двум признакам (факторам)
пересечением координат, которые выражают количественные или качественные
характеристики признаков. В результате образуются поля (квадранты, стратегические
сектора), отражающие положение фирмы на рынке и позволяющие адекватно выбрать
стратегию.
Матричный метод был
предложен в 50-х гг. американским экономистом
И. Ансоффом, построившим матрицу возможностей по товарам/рынкам. в
которой в качестве координат он использовал характеристики товара и рынка
(старого или нового). В зависимости от комбинации характеристик факторов
рекомендовалась стратегия: старый товар на старом рынке - стратегия
проникновения на рынок, новый товар на старом рынке - стратегия
развития рынка, старый товар на новом рынке - инновационная
стратегия, новый товар на новом рынке -стратегия диверсификации.
Метод получил широкое
развитие. Пользуется известностью и матрица БКГ (Boston Consulting
Group), построенная по
двум факторам - темпам развития рынка (отрасли) и доле рынка, занимаемой
фирмой. Фирма, имеющая значительную долю рынка и выступающая на перспективном, быстроразвивающемся рынке, занимает позицию под шифром
"звезда", которая обеспечивает возможность наступательных операций
на рынке; эта же фирма, попавшая в условия неперспективного рынка, старается
сберечь свои ресурсы, сохранить место на рынке (позиция "дойная корова"); фирма, обладающая небольшой долей рынка,
попадая на перспективный рынок (позиция "трудный ребенок"), имеет возможность сохранить свои позиции и
обеспечить себя прибылью, а получив дополнительные ресурсы - перейти в позицию
"звезды"; такая же фирма, попав на малоперспективный рынок (позиция
"собака"), вынуждена будет уйти с рынка.
Матрица БКГ была принята
за образец многими маркетологами. Она постоянно
совершенствовалась и видоизменялась (в том числе и самой БКГ). В частности,
увеличивалось число полей (обычно до 9-16), что позволило давать долее
дифференцированные рекомендации. Так, в стратегии отступления выделялись:
немедленный уход с рынка, медленный уход, обеспечивающий получение прибыли,
сокращение доли на рынке до определенного минимума и т.д. В модель вводились
другие факторы, наконец, была осуществлена идея построения матрицы не по отдельным, нередко не самым важным
факторам, а по комплексу факторов. Для этой цели из
характеристик комплексов определялась многомерная средняя. Чаще всего выводилась
средняя балльная оценка значения каждого фактора (обычно экспертным путем):
где - средняя характеристика комплекса факторов;
Bi - балл, присваиваемый i-му фактору
в соответствии с его конкретной количественной или качественной характеристикой;
Fi-ранг, или "вес", каждого i-го фактора по степени его действия на результат,
присваиваемый экспертным путем.
Примерно такая методика
использовалась консалтинговыми фирмамиШелл и Мак-Кинси (Shell & McKinsey). Приведем следующий алгоритм
(схему) построения стратегической матрицы (рис. 3.1). Обозначим комплекс
факторов рыночной ситуации символом А, а комплекс факторов
собственных возможностей фирмы - В, стратегию атаки - С 1, стратегию
обороны - С2, стратегию отступления - СЗ. Ограничимся
двумя качественными характеристиками факторов: благоприятная/сильная (1) и
неблагоприятная/слабая (2).
Фирма, попавшая по
комбинации факторов в квадрант а, может использовать наступательную стратегию с
низким уровнем риска (РН): фирмы, попавшие в
квадранты b и с, могут придерживаться оборонительной стратегии; в квадранте d не остается ничего другого как выбирать стратегию отступления, так как продолжение
операции связано с высоким уровнем риска (РВ).
Матричный способ является
составной частью анализа хозяйственного портфеля
фирмы(портфолио-анализ). В разработке маркетинговой
стратегии фирмы находит также применение U-образная
модель Портера, которая доказывает, что с помощью
концентрированных маркетинговых усилий фирма, занимающая небольшую долю на
рынке, может обеспечить себе не менее высокую эффективность инвестиций и
текущих затрат, чем крупная фирма.
1.3.4. Основные принципы маркетингового
планирования
План маркетинга - это
схема маркетинговой деятельности на определенную перспективу, обладающая своей
структурой и иерархи-ей, это ориентир, направляющий
и координирующий рыночную деятельность всех подразделений фирмы.
План маркетинга - документ, описывающий маркетинговые действия
на определенную перспективу, увязывающий потенциал фирмы с конкретными
задачами маркетинга и нацеленный на достижение стратегической цели.
Периодичность плана
бывает оперативной (краткосрочной), среднесрочной и
долгосрочной (перспективной). При этом обязательна увязка долгосрочных планов
с краткосрочными и оперативными. План маркетинга является составной частью
бизнес-плана и должен быть с ним увязан. Малые фирмы часто вообще не
составляют планов, ограничиваясь выдвижением целей своей деятельности. План
маркетинга увязывается с хозяйственным портфелем фирмы, и в частности с
портфелем заказов. Программа разработки товара, рассмотренная ранее,
органично входит в план маркетинга. Планом предусматривается раздел
"Опасности и возможности", включающий прогнозные оценки вариантов
(сценариев) ситуаций, которые могут возникнуть на рынке при реализации товара.
На основе плана разрабатывается конкретная программа маркетинговых
действий, разделы которой доводятся до каждого конкретного исполнителя. В план
маркетинга включаются контрольные цифры по каждому из ведущих
показателей плана. К основным показателям плана маркетинга относятся: доля
рынка, объем и структура сбыта/продажи товара (товарооборота), цены, количество
и состав дистрибьюторов и клиентов, инвестиции и срок их окупаемости,
издержки, валовая и чистая, прибыль, рентабельность и т.д.
Составление плана
предусматривает следующую последовательность: ситуационный анализ,
включающий моделирование и прогнозирование рыночных процессов и завершающийся
выдвижением целей: маркетинговый синтез, включающий оценку выдвинутых
целей и завершающийся принятием решений; стратегическое планирование,
тактическое планирование, программа маркетинга. Кроме того, в план
маркетинга входит его бюджет, т.е. совокупные расходы на осуществление
маркетинговой деятельности. Бюджет маркетинга разрабатывается в целом по фирме
и по каждому маркетинговому подразделению.
Существуют три подхода к
маркетинговому планированию: снизу вверх, когда каждое подразделение
маркетинговой службы самостоятельно разрабатывает план, а руководство сводит и
координирует соответствующие разделы; сверху вниз, когда план
разрабатывается централизованно и направляется конкретным исполнителям; цели
-вниз, план - наверх, когда руководство
разрабатывает и доводит до исполнителей только стратегические установки и
глобальные цели, а исполнители самостоятельно готовят плановые мероприятия (за
руководством остается функция сводки и координации).
Составным элементом
маркетингового планирования является контроллинг.
Он включает как собственно контрольные функции (оценку и анализ уровня
выполнения плана, аудиторские проверки маркетинговой деятельности и исполнения
бюджета маркетинга, характеристику ее эффективности и т.д.), так и процесс
постоянного отслеживания рыночной ситуации с целью гибкого внесения коррективов
в первоначальную программу маркетинговых действий.
Контроллинг (маркетинговый) - комплексная система оперативной оценки эффективности маркетинговой
деятельности с целью корректирования первоначальных планов с учетом изменения
рыночной ситуации.
Тренировочные задания
Ответ/Решение
1. На рынке выступают
три крупные фирмы: фирма А специализируется на одном товаре. Конкурентов не
имеет. Емкость рынка примерно соответствует производственно-сбытовому
потенциалу фирмы. Прибыль стабильна и достаточна; фирма В выступает на двух
рынках с различными товарами. Конкуренция умеренная. Дальнейшей перспективы
расширения доли рынка не имеется. Портфель заказов заполнен на 2/3. За счет
роста прибыли образовались значительные инвестиционные резервы; фирма С
выступает на восьми сегментах с различными товарами. На четырех из них идет
ожесточенная конкурентная борьба. Прибыль недостаточна для дальнейшего
развития дела. Четыре сегмента приносят прибыль, а другие четыре -убыток.
Оцените степень диверсификации в каждой фирме, внесите свои предложения по
разработке стратегии каждой фирмы.
2. Тестирование
параметров рыночной ситуации и собственных возможностей трех фирм дало
следующие результаты: фирма 1 имеет недостаточный (слабый) потенциал и выступает
на неперспективном рынке; фирма 2 обладает значительным (сильным)
потенциалом, но также выступает на неперспективном рынке; фирма 3 обладает
сильным потенциалом и выступает на развивающемся, перспективном рынке. На
основе приведенных фактов с помощью стратегической матрицы покажите позицию
фирм на рынке, оцените их риск и рекомендуйте каждой фирме соответствующую
стратегию поведения на рынке.
Тренировочные задания
Ответ/Решение
3. Разработайте план чистой прибыли и рентабельности от
реализации товаров на 6-й период времени. Используйте для этого следующие
данные:
а) прогноз товарооборота и
условно-постоянных издержек обращения (методом экстраполяции по линейной модели
трендаy=a+bt). Исходные данные приведены в таблице, в млн. руб.
б) в анализе выполнения плана,
коррекции плана в соответствии с изменениями рыночной ситуации, а также в
организации аудиторских проверок;
в) в организации маркетинговой службы
контроля.
1.4. Товарная
политика маркетинга фирмы
1.4.1. Понятие товара
Объектом рыночной деятельности является товар.
Главная цель продавца (производителя, торгового посредника) - продать товар,
удовлетворить спрос покупателя и в результате получить прибыль. Главная цель
потребителя - купить товар и в конечном результате удовлетворить собственные
потребности. Товар - важнейшая категория маркетинга.
Товаром называется продукт
человеческой или природной деятельности, а также услуга, обладающие полезными
свойствами и предназначенные для продажи
Продуктом могут быть материально-вещественные предметы
(изделие, сооружение, здание, земельный участок,
природное сырье, представитель растительного и животного мира и т.д.), а также
нематериальные формы результатов трудовой деятельности
(интеллектуальный продукт - идея, научное и художественное произведение,
патент, лицензия, информация и т.п., коммерческий продукт -предприятие, марка
товара, наименование и доброе имя фирмы и т.п.).