Саранский завод «Резинотехника» был акционирован 30 октября 1992г. и преобразован в акционерное общество открытого типа «Саранский завод «Резинотехника». Уставный капитал общества объявлен в размере 226359,2 тыс. рублей. Он представляет собой оценку имущества завода по остаточной стоимости на 1992 г., хотя реальная рыночная стоимость этого имущества даже тогда во много раз превышала указанную сумму. Общество выпустило следующие виды акций:
а) обыкновенные - 273037 шт., или 96,5% от общего числа;
б) привилегированные - 9912 шт., или 3,5% от общего числа.
Номинальная стоимость обыкновенных и привилегированных акций составляет 800 рублей. Объявленные акции размещены среди акционеров. Из табл. 2.1. видно, что самым крупным акционером является Российская федерация в лице Российского фонда федерального имущества, владеющего практически блокировочным пакетом в размере 23,5% от уставного капитала общества. Однако, наибольшая доля в уставном капитале в настоящее время принадлежит непосредственно трудовому коллективу - 44,3%; акции размещены среди 3,5 тысяч работающих в обществе акционеров.
В 1999 г. выплачены дивиденды по результатам работы за 1998 г. из расчета 10 рублей на одну обыкновенную и привилегированную акцию. Общая сумма дивидендов на 1998 г. составила 2829490 рублей. По акциям, принадлежащим государству было выплачено 665020 рублей
По итогам работы за третий квартал 1999 г. общество производило выплату промежуточных дивидендов в размере 2829490 рублей (по 10 рублей на одну обыкновенную и привилегированную акцию). По акциям, принадлежащим государству, было выплачено 665020 рублей.
Таблица 3.1
Структура корпоративного капитала ОАО «Саранский завод «Резинотехника»
Акционеры
Количество обыкновенных акций, шт.
Количество привилегированных акций, шт.
Номинальная стоимость акций, руб.
Удельный вес,
%
Российская Федерация в лице Российского фонда федерального имущества
56590
9912
53201600
23,5
Акционеры - работники общества
125352
0
100281600
44,3
Акционеры, не являющиеся работниками
91095
0
72876000
32,2
Всего акций
273037
9912
226359200
100
ОАО «Саранский завод «Резинотехника» считается одним из наиболее конкурентоспособных предприятий в своей отрасли по Российской Федерации (среди 26 крупнейших производителей аналогичной продукции). Ему удается сохранять свои старые хозяйственные связи как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами. Несмотря на резкое сокращение государственной поддержки, предприятие имеет положительное сальдо доходов и расходов.
Выпуск товарной продукции и услуг за 1999 г. составил 63727 тыс.руб. По сравнению с 1998 г. объём производства в сопоставимых ценах увеличился на 10%. За 1999 г. увеличился выпуск ремней приводных клиновых, ремней вентиляторных, рукавов, формовых и неформовых РТИ. В тоже время, сократился на 6,4 % выпуск резины товарной, ковров автомобильных на 14,7% и клея на 17,4% (табл.2.2.)
По итогам работы общества в 1999 г. по объёмным показателям среди родственных предприятий Российской Федерации общество вышло на 4 место, в т.ч.:
- по рукавам - 1-е место;
- по ремням и неформовым РТИ - 2-е место;
- формовые РТИ - 3-е место.
Таблица 3.2
Показатели производства основных видов продукции ОАО «Саранский завод «Резинотехника»
Вид продукции
Ед. измерения
Произведено
Темпы роста, %
1998г.
1999г.
Ремни приводные клиновые
тыс. шт
2580,2
2994,6
116,1
Ремни вентиляторные
тыс. шт.
1447,9
1692,5
116,9
Рукава-всего
тыс. п.м.
11728,4
12330,4
105,1
Формовые РТИ
т
2008.1
2137,4
106,4
Неформовые РТИ
т
1502,5
1528
101.7
Резина товарная
т
1172,7
1098
93,6
Техпластины
т
2654,3
2837,9
106,9
Ковры автомобильные
т
1099,1
937,5
85,3
Ковры диэлектрические
т
238,7
249,1
104,4
Трубка резиновая
т
229.1
251,5
109,8
Клей резиновый
т
670,4
554.6
82,7
Изолента
тыс.бухг
671,0
801,4
119,4
Шланги гнутые
тыс. шт
1178,1
1833,9
103,1
Прочая продукция
-
-
174,2
Проведенный анализ показал, что весь прирост объёма производства получен за счёт увеличения производительности труда, которая составила 116^4% к отчету 1998 г.
Финансовый кризис августа 1998 г. и вызванный им резкий рост на импортную продукцию позволил ОАО «Саранский завод «Резинотехника» расширить рынки сбыта своей продукции, что по сравнению с 1998 г. привело к увеличению объема отгруженной продукции на 51,7%, а объем реализованной продукции увеличился на 52,7%.
Проведенное нами исследование позволило выявить значительную недозагрузку производственных мощностей. Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции при достигнутом и намеченном уровне техники, технологии, форм организации труда и производства с учётом прогрессивных норм трудовых затрат и в условиях наиболее эффективного использования всех средств производства.
На ОАО «Саранский завод «Резинотехника» производственные мощности используются не в полную силу (табл. 2.3.). Наиболее интенсивно используется оборудование для производства шлангов гнутых - на 91,7% от максимальной мощности, ремней вентиляторных - ва 85,1% и ремней приводных клиновых - на 79,6%.
Таблица 3.3
Объёмы использования производственных мощностей ОАО «Саранский завод «Резинотехника»
Основные виды продукции
% от максимальной мощности
Шланги гнутые
91,7
Ремни вентиляторные
85,1
Ремни приводные клиновые
79,6
Резина товарная
75,2
Ковры автомобильные
72,1
Рукава
56,5
Клей резиновый
50,5
Формовые РТИ
40,3
Техпластины
39,2
Трубка резиновая
38,7
Неформовые РТИ
23,5
Основными причинами сложившейся ситуации является частые изменения номенклатуры и ассортимента продукции. Вследствие этого происходит увеличение трудоемкости изделий. Отрицательное влияние оказало также невыполнение плана технического перевооружения и проведения организационно-технических мероприятий и реконструкции производства. Важнейшие финансовые показатели, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность общества, приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.4
Важнейшие финансовые показатели ОАО «Саранский завод «Резинотехника» за 1998-1999 г.г.
Показатели
1999г.
1998 г.
Экономия (-), перерасход (+)
Тыс. руб.
На 1 руб. объема продаж, коп.
Тыс.руб.
На 1 руб. объема продаж, коп.
Реализация (объем продаж)
694971,0
-
492460,0
-
-
Себестоимость
560011,0
80,6
385050,0
78,2
+166113
Оплата труда
43303,0
6,2
36580,0
7,4
-8333
Отчисления на социальные нужды
15303,0
2,2
13737,0
2,8
-4087
Амортизация
14309,0
2.1
15358,0
3,1
-7374
Доходы до налогообложения
62045,0
8,9
41735,0
8,5
-3181
Налоги
42422,0
6,1
29113,0
5,9
-
Процент налоговых отчислений от доходов
68,4
-
69,8
-
-
Объем продаж в 1999 г. составил 694971 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 1998 годом на 202511 тыс. руб., вследствие чего произошло увеличение дохода на 48.7%. рост дохода обеспечен за счет повышения производительности труда и сокращения доли затрат по оплате труда и затрат на социальные нужды в общем объеме продаж. Экономия составила 12420 тыс. руб., амортизационных отчислений сэкономлено на 7374 тыс. руб., в то же время себестоимость реализованной продукции возросла на 16613 тыс. руб. за счет удорожания материальных ресурсов. Следует отметить, что налоги составляют около 70% всего дохода. Как показывают исследования современных экономистов, для обеспечения расширенного воспроизводства при финансировании инвестиционной деятельности предприятия только рыночными источниками, необходимо соблюдение условия, чтобы совокупная налоговая ставка не превышала 20%, при превышении этой ставки на 5% предприятие фактически способно осуществлять лишь простое воспроизводство. Чрезмерный уровень налоговых платежей не позволяет предприятию нормально работать и развиваться. В связи с этим общество находится в крайне напряженном финансовом положении. Предприятие не в состоянии своевременно рассчитываться с бюджетом.
Финансовое состояние предприятия за период с 1997 г. по 1999 г. может быть проанализировано по данным, представленным в табл. 2.5.
Таблица 3.5
Показатели динамики финансового состояния ОАО «Саранский завод «Резинотехника» тыс. руб.
Показатели
1997г.
1998г.
1999г.
Реализация товарной продукции
405431,0
492460,0
694971,0
Прибыль от реализации товарной продукции
304,60
27425,0
40167,0
Прибыль от прочей реализации
25,0
857,0
161,0
Доходы от внереализационной деятельности
17,0
146,0
523.0
Себестоимость товарной продукции
327901,0
407470,0
580535,0
Балансовая прибыль
24107,0
19899,0
25448,0
Рентабельность (%)
16,68
25,47
28,9
Чистая прибыль
24052,0
19338,0
24048.0
Анализ важнейших финансовых показателей, представленных в табл. 3.5., показывает, что в 1999 г. по сравнению с 1997 г. и 1998 г. прибыль от реализации возросла, а прибыль от прочей реализации резко снизилась. Доходы от внереализационной деятельности значительно увеличились. Это вызвано тем, что доходы, в основном, образовались за счёт курсовой разницы, которая составила 453 тыс. руб. за отчётный период. Себестоимость каждый год росла, так как в 1998 г. по сравнению с предыдущим годом затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 2% или на 1,84 коп. Определяющим фактором роста значения этого показателя стало сохранение в течение 1999 г. уровня цен на резинотехнические изделия практически на прежнем уровне при том, что цены на материальные ресурсы возросли в среднем на 20-30%, а на некоторые виды сырья рост цен выше.
Не смотря на кризисное развитие отечественной экономики, в ОАО «Саранский завод «Резинотехника» наблюдается ежегодный рост рентабельности. Рост значения этого важнейшего показателя, характеризующего финансовый результат деятельности предприятия, увеличился с 16,68% в 1997 г. до 28,9% в 1999 г. Повышение рентабельности обусловлено влиянием двух факторов: ростом себестоимости продукции и отпускных цен на нее. На изменение рентабельности реализованной продукции отрицательное влияние роста себестоимости было более значительным, а положительное действие роста отпускных цен на продукцию - меньшим по величине.
Чистая прибыль в 1998 г. по сравнению с 1997 г. резко сократилась из-за названного выше финансового кризиса. Не смотря на это, в 1999 г. данный показатель возрос и достиг значения, равного значению данного показателя в 1997 г., и составил, в среднем, 24050 тыс. руб. Сумма чистой прибыли очень важна, так как за счёт нее создаются следующие фонды: накопления, потребления (на индивидуальное и коллективное потребление), а также резервный фонд. Часть прибыли может быть использована и на пополнение собственных средств, в том числе направляемых на инвестиционные нужды.
Провести оценку финансового положения ОАО «Саранский завод «Резинотехника» можно на основе данных, приведённых в табл. 3.6.
Коэффициент покрытия инвестиций остается на одном и том же уровне в течение двух последних лет и составляет 2,2. Он превышает норму, равную, примерно, 0,9. Это говорит о том, что у предприятия в общей сумме активов за 1998 г. и 1999 г. находится высокая доля собственного капитала и заемных средств.
Анализ финансового состояния ОАО «Саранский завод «Резинотехника» по состоянию на 1 января каждого года проводился на основе следующих показателей, значения которых представлены в табл. 3.7.
· коэффициента текущей ликвидности, характеризующего общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;
· коэффициента обеспеченности собственными средствами, характеризующего наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;
· коэффициента восстановления (утраты) платёжеспособности, характеризующего наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платёжеспособность в течение определённого периода.
Проведённые нами расчеты показывают, что значения коэффициента текущей ликвидности менее 2, а коэффициента восстановления платёжеспособности менее 1, то есть значения обоих показателей ниже нормативного значения. Это говорит о том, что предприятие можно отнести к группе неплатёжеспособных. Более того, с нашей точки зрения, ОАО «Саранский завод «Резинотехника» является непривлекательным для инвестирования. Это подтверждается и практикой. Достаточно сказать, что за являющийся достаточно финансово успешным 1999 г. так и не удалось привлечь дополнительно заемный капитал, а рыночная стоимость акций номинальной стоимостью 800 руб. составляет 40 руб. В связи этим в процессе финансирования инвестиционной деятельности ОАО «Саранский завод «Резинотехника» приходится рассчитывать исключительно на внутренние источники.
Конкурентоспособность предприятия во многом обусловливается состоянием внешней среды. Анализ среды необходимо начать с изучения макроокружения организации.
Анализ среды бизнеса необходимо начать с изучения макроокружения организации.
Основные факторы макроокружения и их проявление представлены в табл. 3.8.
Таблица 3.8
Факторы макроокружения предприятия
Факторы
Состояние фактора
Тенденция развития
Характер влияния на организацию («-» - отрицательное, «+» - положительное)
1
2
3
4
1. Экономические
Средний, около 3% в месяц
Возможно увеличение
«-» - обесценивание денежных средств и других накоплений завода «-» - возрастание процентных ставок по кредитам
«-» - невыгодность долгосрочных инвестиций
1.1 Уровень инфляции
1.2 Дефицит гос. бюджета
Небольшой
Возможно значительное увеличение в связи с сокращением доходов и ростом военных расходов
«-» - сокращение или прекращение государственной финансовой поддержки
1.3 Доходы населения
В 1998г. снизились на 15,6% по сравнению с 1997г.
Падение продолжится
«-» - сокращение платежеспособного спроса
1.4 Обесценивание национальной валюты
Почти в 5 раз за последние 9 месяцев
Обесценивание продолжится
«-» - резкая удорожание импортного сырья и оборудования,
«+» - увеличение доходов за счет экспорта
1.5 Рост уровня безработицы
Официальный уровень по Мордовии -4,1%, неофициальный значительно выше
Продолжится рост
«+» - возможность найма высококвалифицированного персонала
1.6 Предполагаемое снижение налоговых ставок
Предполагается снизить НДС с 20 до 15%, налог на прибыль - с 35 до 30%
Снижение
«+» - получение дополнительных доходов
2. Политические
Государство провозгласило поддержку отечественного производителя
Будет развиваться
«+» - снижение конкуренции со стороны импортных товаров
«-» - усиление конкуренции на внутреннем рынке
2.1 Ориентация на поддержку отечественного товаропроизводителя
2.2 Ориентация на повышение оборонного потенциала страны
Государство стремится укрепить оборонный потенциал
Будет развиваться
«+» - возможность получения оборонного заказа
2.3 Государственное регулирование экономики
Провозглашена необходимость более глубокого регулирования рыночной экономики
Будет развиваться
«+» - снижение тарифов на газ, электричество и ж/д перевозки
Продолжение таблицы 3.8
1
2
3
4
2.4 Борьба за власть
Обострение политической борьбы на кануне выборов
Обострение продолжится
«-» - возможны социальные потрясения на предприятии
2.5 Угроза военного конфликта на территории России
Проявляются слабые сигналы в виде роста экстремистских и националистических настроений
Возможен рост
«-» - возможны социальные потрясения на предприятии и разрыв традиционных связей с потребителями и поставщиками
3. Международные
Незначительные признаки на фоне обострения международных отношений
Возможно дальнейшее развитие в связи с конфликтом в Югославии
«-» - потеря доступа на рынки многих стран мира «-» - невозможность получения импортного сырья и оборудования
3.1 Возможность введения международных санкций
3.2 Возможность международного конфликта
Обострение международных отношений
Напряженность возрастает
«-» - потеря доступа на рынки некоторых стран
«-» - трудности с получением импортного сырья и оборудования
3.3 Сотрудничество со странами СНГ
Снятие торговых барьеров
Сотрудничество будет расширяться
«+» - расширение рынка сбыта продукции завода
4.Технологические
Появление новых материалов, оборудования, технологий
Процесс НТП протекает непрерывно
«+» - повышение эффективности за счет внедрения результатов НТП,
«-» - моральное старение действующей технологии, «-» - появление на рынке более конкурентоспособной продукции
4.1 НТП в сфере производства
4.2 НТП в социальной сфере
Рост уровня потребностей населения
Процесс НТП протекает непрерывно
«+» - возможность дифференциации с целью удовлетворения новых потребностей, «-» - ухудшение сбыта некоторых товаров в связи с их моральным старением
5. Социальные
Рост недовольства населения и обострение социальных проблем
Возможно дальнейшее усиление недовольства
«-» - снижение трудовой дисциплины и мотивационных стимулов к труду, «-» - возможность социальных потрясений
5.1 Отношение к сложившимся условиям жизни
Анализ макроокружения предприятия позволяет выявить критические факторы и установить угрозы и возможности. К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на предприятие, относятся экономические (факторы 1.1, 1.3, 1.4), политические (факторы 2.1, 2.3), технологические (факторы 4.1, 4.2) и международные (фактор 3.3). К угрозам следует отнести ожидание высоких темпов инфляции, снижение доходов потребителей, резкое подорожание импортного сырья и оборудования, появление новых технологий. К возможностям можно отнести курс государства на поддержку отечественного производителя, увеличение доходов от экспорта, снижение тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки, а также расширение межгосударственного сотрудничества внутри СНГ.
Анализ макроокружения предприятия необходимо дополнить анализом среды непосредственного окружения (табл. 2.9).
Анализируя данные табл. 3.9, можно констатировать, что перед предприятием возникли угрозы, связанные с сокращением спроса на продукцию предприятия, с неплатежами потребителей, с удорожанием сырья и материалов и высоким уровнем конкурентной борьбы. Одновременно с этим можно отметить открывающиеся перед ним возможности, которые определяются возможностью расширения экспорта продукции в страны СНГ и выходом на внешний рынок через зарубежных партнеров.
Таблица 3.9
Факторы непосредственного окружения ОАО С.З.Р.Т.
Факторы
Проявление
Влияние на организацию
1
2
3
1. Потребители
Снижение спроса и неплатежи
Наличие платежеспособного спроса
Низкий спрос
Задержки с оплатой за уже поставленную продукцию и снижение объема заказов. Возможность расширения объемов производства Трудности с реализацией продукции на экспорт
1.1 Потребители на внутреннем рынке
1.2 Потребители из стран СНГ
1.3 Потребители из стран дальнего зарубежья
2. Поставщики
Полная зависимость от поставщика пара Саранской ТЭЦ-2 и увеличение долга за энергоносители
Удорожание сырья и материалов
Высокие ставки % за кредит
Увеличение себестоимости продукции
Увеличение доли сырья и материалов в себестоимости до 67% (на 1.01.98г.)
Нет финансовых ресурсов на внедрение новых проектов
2.1 Поставщики энергоносителей
2.2 Поставщики сырья и материалов
2.3 Поставщики финансовых ресурсов
3. Конкуренты
Высокий уровень конкуренции как на внешнем так и на внутреннем рынке. Ценовой характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке
Трудности со сбытом продукции. Сложности с повышением цен на реализуемую продукцию
4. Международные партнеры
Заинтересованность некоторых международных партнеров в реализации продукции завода под собственной торговой маркой
Возможность расширения объемов производства
В дополнение к анализу макроокружения и среды непосредственного воздействия необходимо провести анализ внутренней среды предприятия с целью выявления его сильных и слабых сторон. Результаты анализа отражены в табл. 2.10.
Таблица 3.10
Сильные и слабые стороны предприятия
Аспект среды
Сильные стороны
Слабые стороны
1
2
3
1. Производство
Возможность увеличения объемов производства за счет более полной загрузки мощностей
Наличие пустующих производственных помещений
Международная система качества ИСО-9000.
Восприимчивость к новым разработкам.
Ремонтно-механический цех способен производить сложное нестандартное оборудование
1. Большая энергоемкость и материалоемкость
2. старевшая технология и оборудование
3. Наличие вредных производств
4. Широкая номенклатура
2. Кадры
Высококвалифицированный персонал
Своя база профессиональной подготовки
Неэффективная система стимулирования труда
Низкая мотивация к повышению качества продукции
3.НИОКР
Наличие хорошей материальной базы для ведения НИОКР
Дефицит денежных средств и дорогой кредит
Ориентация НИОКР на текущие нужды производства
4. Маркетинг
Хорошо организована служба маркетинга
Эффективные каналы распространения и продвижения
Ценовые преимущества на внешнем рынке
Высокие затраты на создание имиджа за рубежом
Трудности с оперативным обслуживанием клиентов
5. Организация
Компетентное руководство
Автоматизированная система управления
Современные методы управления
Сравнительно простая организационная структура
Высокая централизация
Не отлажен механизм управления после реструктуризации цехов и отделов
Не определены миссия и цели
6. Финансы
Увеличение доли денежных средств в расчетах с потребителями
Возможности бартера
1.Инфляционное обесценивание накоплений (прибыли, амортизации и др.)
2.Нехватка оборотных средств
3.Ограниченные инвестиционные возможности
С помощью табл. 2.10 и на основе результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности можно определить ряд причин кризисного состояния на предприятии, а именно:
- увеличение дебиторской задолженности;
- увеличение кредиторской задолженности;
- снижение прибыли;
- снижение оборачиваемости;
Таблица 3.11
Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия
Возможности
Сильные стороны
1
2
1.
Направление политики правительства на поддержку отечественного товаропроизводителя
1.
Возможность увеличения объемов производства
2
Расширение возможностей экспорта в страны СНГ
2.
Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов
3
.
Регулирование цен на продукцию естественных монополий
3.
Эффективно работающая служба маркетинга
4.
Возможность выхода на внешний рынок через зарубежных партнеров
4.
Ценовые преимущества
5.
Современная система управления
Угрозы
Слабые стороны
1
2
1.
Угроза высоких темпов инфляции
1.
Большая энергоемкость и материалоемкость
2.
Снижение доходов потребителей
2.
Устаревшая технология и оборудование
3.
Подорожание импортного сырья и оборудования
3.
Предприятие не имеет достаточных инвестиционных возможностей
4.
Неплатежи
4.
Нехватка оборотных средств
5.
Снижение курса национальной валюты
5.
Отсутствие четких целей с стратегий развития
6.
Сложности с привлечением финансовых ресурсов
6
Низкая мотивация персонала
7.
Повышение цен на сырье и материалы
7.
Нехватка опыта по работе на рынках дальнего зарубежья
8.
Высокий уровень конкуренции
9.
Нестабильность в обществе
- снижение рентабельности;
- высокий уровень конкуренции;
- снижение платежеспособного спроса;
- повышение себестоимости продукции в связи с удорожанием сырья и материалов;
- нехватка финансовых ресурсов для инвестиций;
- устаревшая технология и оборудование.
С помощью логического анализа эти причины можно ранжировать и выделить из них две наиболее существенные, которые следует отнести к разряду стратегических проблем предприятия, так как через решения этих проблем можно устранить все оставшиеся причины кризиса. К этим проблемам относятся - проблема снижения прибыли и проблема обострения конкуренции. Через решение проблемы прибыли можно нейтрализовать такие негативные факторы, как снижение рентабельности, нехватка финансовых ресурсов и устаревшая технология и оборудование. Соответственно через решение проблемы обострения конкуренции можно устранить оставшиеся причины кризиса.
На основе вышеизложенного можно определить две стратегические цели антикризисного управления предприятием:
1. повышение прибыли,
2. усиление конкурентной позиции.
Для поиска путей достижения этих целей необходимо провести более подробный анализ позиций предприятия на рынке РТИ.
ОАО «Саранский завод «Резинотехника» неуклонно улучшает свою позицию на рынке РТИ России (рис. 2.1).
Рис 3.1 Положение предприятия на рынке РТИ России.
Как видно на рисунке 2.1 предприятие увеличило свою долю рынка РТИ с 7,1% в 1996 году до 9,6% в 1998 году.
Динамика общего объема выпуска товарной продукции резинотехнической отрасли и основных видов РТИ представлена в табл. 2.12. Объемы товарной продукции даны в действующих ценах и приведены с учетом деноминации.
Как видно из табл. 2.12 лишь в производстве рукавов наблюдается устойчивый рост, по неформовым РТИ ситуация практически не меняется, а по остальным видам заметен спад.
На основе вышеуказанной информации, используя матрицу бостонской консультативной группы, произведем оценку позиции предприятия на рынке РТИ (рис. 2.2).
Таблица 3.12
Динамика общего объема товарной продукции и ее основных видов по отрасли
№
1996
1997
Изменение (+,-)
1998
Изменение (+,-)
Изменение за три года (+,-)
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Объем товарной продукции (тыс. руб.)
3772368
4422446
+650128
4237223
-185223
+464855
2.
Ремни приводные (тыс. шт.)
1 1033
10364
-669
10361
-3
-672
3.
Ремни вентиляторные (тыс. шт.)
13217
10062
-3155
9295
-767
-3922
4,
Рукава(тыс. м.)
41399
45231
+3832
46091
+860
+4692
5.
Формовые РТИ (тн.)
25143
24707
-436
19556
-5151
-5581
6.
Неформовые РТИ (тн.)
13668
15556
+1888
13896
-1660
+228
Несмотря на то, что предприятие занимает 2 и 3 места по отрасли в производстве формовых РТИ, ремней приводных и вентиляторных, темпы роста рынка этих изделий имеют отрицательное значение и поэтому непривлекательны для инвестиций.
На основе анализа матрицы БКГ можно сделать вывод, что наиболее предпочтительное направление развития предприятия — рукавное производство. Поэтому стратегия, направленная на развитие рукавного производства является наиболее перспективной.
На наш взгляд следует до минимума свести отгрузку готовой продукции по взаимозачету и бартеру, что позволит увеличить поступления денег на расчетный счет, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению платежеспособности предприятия и улучшению его финансового положения в целом.
Рис. 3.2. Матрица БКГ
Благополучие и успех предприятия зависят от конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции, которое обеспечивается внедрением новых прогрессивных технологий, сырья и материалов.
В условиях жесткой конкуренции можно выжить, только выпуская необходимую, качественную, недорогую продукцию. Выпуск бракованной продукции ведет к потери рынков сбыта, потребитель уходит к более надежному партнеру.
Качество резинотехнических изделий зависит от качества резиновых смесей, которое в свою очередь зависит от качества каучуков, ингредиентов входящих в ее состав. Сложно и не всегда возможно иметь постоянных добросовестных поставщиков при огромнейшем ассортименте, поскольку лихорадит всю промышленность России. Наличие годного сырья в необходимых количествах является одним из решений проблем ОАО "Резинотехника".
В связи с необходимостью расширения ассортимента выпускаемой продукции, учитывая желание потребителя по производству РТИ со специальными, специфическими характеристиками, технологическим подразделением ЦЗЛ совместно с технологами подготовительного и конфекционных цехов, кураторов КТО за период 1998 - 1999 гг. отработано около 30 шифров резиновых смесей, в том числе:
для неформовой техники:
7-ИРП 1298; 51-5003; 57-5005; 57-5044; 57-2003;
для формовых РТИ:
С-509; ИРП-1293; 7-2-20-3; Я-151-6т; 5660т; 68т;
для рукавного производства:
КС, СС - для рукавов с цветным наружным слоем по ГОСТ 9356-75;
888, 673 - для топливно-раздаточных колонок;
2017; 57-9027 - для рукавов по ТУ 38 105261-82;
Кз-390-50; 51-1552-50 - для рукавов метрополитена;
для изделий медицинского назначения: 342-5;
для рентгенозащитной пластины РЗ;
для комплектации стиральных машин: 924; 429; 63;
для бандажей - 9200 и т. д.
С целью улучшения качества выпускаемой продукции, усовершенствования технологических процессов в конфекционных цехах проводилась работа по совершенствованию существующей рецептуры.
Исследованы, изучены 45 новых видов сырья и материалов. В результате чего внедрены в производство смола "Пиропласт-2", смола ФТО, перодакс 14/40, вулканокс GRPD, модификаторы РУ-НП, РУ-Д, РУ-К, полиамидный наполнитель и др. Внедрение каучука СКЭПТ-ЭНЬ (Э-2) позволило заменить дефицитные импортные каучуки дутрал СО 054,554 в резиновых смесях 2655, 7018, 1524, а каучуков "Нитроэласт" - расширить сырьевую базу бутадиен-нитрильных каучуков.
Основной составляющей конкурентоспособности продукции является ее качество. На заводе ОАО «Саранский завод «Резинотехника» применяют систему показателей, характеризующих качество выпускаемой на предприятии продукции, которая включает две группы: единичные показатели и обобщающие показатели.
Номенклатура единичных показателей довольно разнообразна и все они различны в зависимости от вида выпускаемой продукции. На заводе ОАО «Саранский завод «Резинотехника» используются следующие единичные показатели: назначения, экономичного использования, надежности, эстетические, технологичности, стандартизации и унификации, экологические, безопасности.
Рассмотрим эти показатели более подробно. Так, показатели назначения характеризуют свойства продукции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Например, на заводе выпускаются резиновые смеси маслобензиностойкие и азоностойкие.
Для экономичного использования сырья, материалов, топлива и энергии существуют нормы расходов. Эти нормы делятся на индивидуальные (на каждую отдельную деталь) и среднегрупповые. При сокращении потерь (межоперационных, на усадку, на анализ, на шприцивание, на колондрование, при разогреве и др.) получается более экономичное использование сырья, материалов, топлива и энергии.
Надежность резинотехнических изделий характеризуется: стойкостью к воздействию азона, жиров, масел; к воздействию температуры; прочностными характеристиками; остаточной деформацией.
Эстетические показатели применительно к продукции завода - это фактура и цвет прорезиненной ткани.
К показателям технологичности относятся показатели трудоемкости и материалоемкости. Снижение трудоемкости на заводе осуществляется за счет перспективных способов обработки деталей и механизации технологических процессов. Материалоемкость РТИ снизить без ущерба для качества, выпускаемой продукции невозможно, так как определенная деталь имеет заданный вес и норму расхода сырья и материалов на нее, при сокращении которых изделие будет получаться деформированным, бракованным.
Для того чтобы изделия, выпускаемые заводом, были безопасны в применении, вся продукция так или иначе связанная с жизнь и здоровьем человека, например, рукава, ремни вентиляторные и приводные, клеенка медицинская, лодки, шланги гнутые радиаторные, формовые РТИ, лицевая часть шлем-маски и некоторые другие изделия сертифицируются.
При всем многообразии используемых на заводе единичных показателей, на ОАО «Резинотехника» используются и обобщающие показатели, которые позволяют оценить уровень качества продукции независимо от ее вида и назначения, а также эти показатели позволяют сравнить деятельность различных предприятий в области качества. Эти показатели являются более эффективными для оценки качества выпускаемой продукции, чем единичные.
Обобщающие показатели могут рассчитываться как в целом по заводу, так и по отдельным структурным подразделениям. К обобщающим показателям относятся: обновление продукции в процентах к общему объему выпуска продукции; удельный вес продукции, отправленной на экспорт в объеме товарной продукции; процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления; количество принятых рекламаций; количество актов о браке; удельный вес потерь от брака в себестоимости товарной продукции.
Динамика данных показателей качества продукции за 1997 - 1999 гг. приведена в табл. 3.13.
Таблица 3.13
Уровень качества продукции, выпускаемой в ОАО "Резинотехника"
Показатели
1998 г.
1999 г.
1. Обновление продукции в процентах к общему объему выпуска продукции, %
0,50
0,60
2. Удельный вес продукции, отправленной на экспорт в объеме товарной продукции, %
8,40
5,80
3. Процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления, %
98,54
99,49
4. Количество принятых рекламаций, шт.
10
14
5. Количество актов о браке, шт.
1786
1950
6. Удельный вес потерь от брака в себестоимости товарной продукции, %
0,15
0,17
Как показывают данные табл. 2.18. уровень обновления продукции увеличился всего на 0,1 %. Но даже это указывает на тенденцию увеличения доли новой продукции в общем объеме выпуска продукции, а средний процент обновления продукции в общем объеме выпуска продукции за рассматриваемый период (с учетом того, что в 1996 году обновление продукции составило 0,3 %) составил 0,46 %. '
Удельный вес экспортной продукции в общем объеме товарной продукции небольшой - в 1999 году он составил всего 5,8 %, что на 2,6 % меньше предыдущего периода. Следует отметить, что объем продукции выпускаемой на эскорт не уменьшился, а остался таким же. Уменьшилось только процентное соотношение продукции отправленной на экспорт в объеме товарной продукции, в связи с увеличением объема выпуска последней.
Показатель удельного веса экспортной продукции в общем объеме товарной продукции играет ведущую роль при оценке не только качества продукции, но и ее конкурентоспособности. Основными странами-экспортерами продукции ОАО "Резинотехника" являются государства СНГ (в основном Белоруссия) и Монголия. В Монголию завод поставляет резиновые смеси, а в Белоруссию резиновые смеси и рукава. Для успешного осуществления внешнеэкономической деятельности и достижения высоких показателей в области качества и конкурентоспособности продукции необходимо добиваться не только существенного увеличения данного показателя, но и развивать сотрудничество с высокоразвитыми странами.
За последнее время ухудшилось качество продукции, выпускаемой заводом, увеличились претензии письменного и устного характера. Так, в 1999 году количество принятых рекламаций составило 14 штук. Причем, претензии предъявляются потребителями как в Саранске, так и за его пределами. Таким образом, завод приобретает имидж бракодела. Выпуск бракованных РТИ продолжается, что приводит к потере рынков сбыта.
Количество актов о браке в 1999 году увеличилось на 164 и составило 1950 штук. Удельный вес потерь от брака возрос на 0,02 % по сравнению с 1998 годом.
Возникновение брака связано с низким качеством поступающего сырья, материалов, комплектующих изделий, с устаревшим оборудованием, а также с заменой необходимых по технологии материалов, сырья, комплектующих изделий на аналоги более низкого качества из-за финансовых трудностей и трудностей в материально-техническом снабжении.
Потребитель продукции, находящийся в тех же жестких экономических условиях, приобретая продукцию завода, должен быть уверен в ее качестве, и поэтому требует сертификаты: соответствия, гигиенические или заключения.
С 1994 г. функционирует Испытательный Центр эластомерных материалов и резинотехнических изделий, созданный на базе испытательных подразделений двух отделов - ЦЗЛ и ОТК. Работниками Испытательного Центра совместно с представителем Центра Стандартизации и Метрологии РМ проведено свыше 2000 испытаний, выдан 191 протокол для получения сертификата соответствия на более чем 30 наименований основной резинотехнической продукции, в том числе на:
- рукава резиновые по ГОСТ 10362-76, ГОСТ 6286-73, ГОСТ 18698-79;
- ремни по ГОСТ 1284-2-89, ГОСТ 58-13-76;
- формовые детали по ОСТ 38 05208-88; ТУ 3805204-84, ОСТ 38 05361-84;
- неформовые детали по ТУ 38 005272-76;
- шланги по ТУ 75 06 008-29-91, ТУ 75 06 008-29-91;
- изделия медицинской техники по ГОСТ 3251-91, ГОСТ 3399-76;
- изделия специальной защиты по ГОСТ 12.04-166-85 и другие. Испытательным подразделением ЦЗЛ совместно с Центром Госсанэпидемнадзора РМ в настоящее время проводится работа по гигиенической оценке резиновых смесей и резинотехнических изделий с последующей выдачей гигиенического сертификата, гигиенического заключения. 14 наименований продукции завода уже прошли выше указанную процедуру, получены гигиенические сертификаты на судно подкладное ТР 20-417-97, пробку резиновую 4ц ТУ 38 006269-95, жгут кровоостанавливающий ТУ 38106002-95, коврики резиновые и резинотканевые ТУ 38 005272-76, кольца САМ ГОСТ 5228-89, прорезиненную ткань Т-15, трубки медицинские резиновые ГОСТ 3399-76, мебельную ленту ТУ 38105610-89, клеенку подкладочную резинотканевую ГОСТ 3251-91.
Гигиенические заключения получены на пробку резиновую для укупоривания лекарственных препаратов по ГОСТ 38006108-95, на полотно тканевое антистатическое по ТУ 38-106556-91, на камеры манжеты пневматические по ТУ 25-2012072-89, шланги поливные, сливные и комплектующие стиральных машин ТУ 2500-376-00152106-94. С Центром Госсанэпидемнадзора РМ согласовано 14 рецептов резиновых смесей для изделий соцкультбыта.
Таблица 3.14
Уровень цен предприятий-конкурентов на 2000 год, руб.
Номенклатура
ОАО "Резинотехника"
АО
"Балаковорезинотехика"
АО
"Узэмик", .Уфа
ЗАО
"Курскрезинотехника"
АО
"Кварт", г. Казань
АОЗТ
"Волжскрезинотехника"
Ремни приводные клиновые
16,05
21,13
15,89
28,80
30,05
29,30
Ремни вентиляторные
7,00
7,41
6,86
13,80
16,18
14,15
Рукава
19,00
25,05
26,40
24,50
21,60
20,78
Формовые РТИ
24,7
22,08
27,23
26,18
23,95
25,13
Неформовые РТИ
12,00
10,30
16,93
14,19
11,87
12,25
Для анализа ценовой конкурентоспособности предприятия и определения лидирующего положения предприятия по уровню цен, составим бальную таблицу оценки уровня цен по товарам аналогам. Высокая цена - 6 баллов, низкая - 1 балл и т.д. (табл. 2.15).
Таблица 3.15
Балльная оценка предприятий-конкурентов по уровню цен, балл
Номенклатура
ОАО
"Рези-
нотех-
ника"
АО
"Бала-
коворе-
зинотех-
ника"
АО
"Узэ-
мик",
г.Уфа
ЗАО
"Кур-
скре-
зино-
техника"
АО
"Кварт",
г. Казань
АОЗТ
"Волжск-
резино-
техника"
1
2
3
4
5
6
7
Ремни приводные клиновые
2
3
1
4
6
5
Ремни вентиляторные
2
3
1
4
6
5
Рукава
1
5
6
4
3
2
Формовые РТИ
3
1
6
5
2
4
Неформовые РТИ
3
1
6
5
2
4
Итого
11
13
20
22
19
20
Данные табл. 2. 15. свидетельствуют о том, что по уровню цен лидером является ОАО "Саранский завод "Резинотехника", вторую позицию занимает АО "Балаковорезинотехника", третью - АО "Кварт", четвертую - АО "Уземик" и АОЗТ "Волжскрезинотехника", пятую — ЗАО "Курскрезинотехника".
На основе проведенного анализа, мы пришли к выводу, что по уровню цен у ОАО "Саранский завод "Резинотехника" - наиболее благоприятное положение по отношению к конкурентам. Это дает возможность ему привлечь к себе потребителей продукции своих конкурентов. Следовательно, продукция предприятия является конкурентоспособной с точки зрения ее цены.
Итак, мы убедились, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей деятельности, и, следовательно нам необходимо знать как можно больше о его законах и специфике.
В России маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий и организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке.
Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Ведь даже крупным зарубежным компаниям не всегда под силу самостоятельно заниматься всеми маркетинговыми вопросами и им приходится обращаться к услугам исследовательских центров, рекламных агентств и т. д.
Все большее распространение маркетинг получает и как отдельная экономическая дисциплина в учебных заведениях. Следовательно, скоро наша страна получит много квалифицированных специалистов в этой интересной для работы области.
Мне кажется, что маркетинговый подход к делу вскоре поможет нашим предприятиям выйти из кризиса и твердо встать на ноги.
22. Литвиенко А.Н., Татьянченко М.А. Методические вопросы оценки экономической конкурентоспособности промышленной продукции //Приложение БИКИ.-1995.-№ 2.-С. 36-40.