Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  553  554  555   ..

 

 

Маркетинговые коммуникации в сфере туризма на примере г. Трускавец

Маркетинговые коммуникации в сфере туризма на примере г. Трускавец

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Средство распространения рекламы Рекламодатель Преимущества Недостатки
Ежедневные газеты.

Розничная торговля;

Своевременность;

кратковременность (незначительное количество вторичных читателей);

Журналы

Розничная торговля;

Высокое качество воспроизведения рекламы;

Высокая стоимость размещения рекламы;

Телефонные справочники

Розничная торговля;

Близость рекламодателя к потребителю. Низкая степень воздействия на потенциального потребителя.
Почтовая реклама

Розничная торговля;

Персональное обращение к аудитории;

Высокие затраты на 1000 рекламных контактов.
Радио

Розничная торговля;

Массовость;

Невысокая степень избирательности;

Телевидение

Розничная торговля;

Широта охвата;

Высокая стоимость производства и размещения рекламы;

Наружная реклама

Розничная торговля;

Высокая частота повторных контактов;

Невысокая избирательность аудитории;

Выставки Предприятия, предлагающие любые виды продукции и услуг.

Возможность представить новый товар и изучить на него спрос;

Ограниченная аудитория.
Средства по стимулированию сбыта Характеристика Комментарии
Образцы товара Это предложение товара потребителям бесплатно или на пробу. Образцы могут разносить по принципу "в каждую дверь", рассылать по почте, раздавать в магазине, прилагать к другому товару. Считается самым эффективным и дорогим способом представления товара.
Купоны Это сертификаты, дающие потребителю право на оговоренную экономию при покупке конкретного товара. Купоны можно рассылать по почте, прилагать к другим товарам, включать в рекламные объявления.

Могут быть эффективными для стимулирования сбыта:

Упаковки по льготной цене

Предложение потребителю определенной экономии против обычной цены товара. Информацию о них помещают на этикетке или на упаковке товара. Это может быть:

Эффективный способ стимулировать кратковременный рост сбыта товара (эффективнее купонов).
Премия Это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Данный способ эффективен для фирм, которые расширяют свой ассортимент и предлагают новый товар. Во-вторых, потребитель любит получать подарки (особенно от фирм, распространяющих марочные товары).
Сувениры Небольшие подарки клиентам: ручки, календари, блокноты и т. п. Призваны напоминать клиенту о фирме, ее товарах.
Экспозиции и демонстрации товара в местах продажи Представление товара, фирменных знаков на месте продажи: на окнах магазина, на прилавках, на стендах. Обычно данные материалы поставляются производителями. Стимулируют импульсивные покупки.
Конкурсы Потребители должны что-то представить на конкурс, например, куплет, прогноз, предложение и т. п. Представленные материалы оценивает специальное жюри и отбирает лучшее из них. Победа на конкурсе обеспечивается знаниями и навыками. Конкурс позволяет получить денежный приз, путевку и т. п.
Лотереи Лотерея требует, чтобы потребители заявили о своем участии в розыгрыше. Победитель определяется случаем из множества, не требуется от участника специальных знаний. Целесообразно использовать в почтовой рекламе.
Предельный срок Предложение может оставаться в силе только до определенного момента, побуждает клиента быстро принять решение. Очень важна своевременная доставка рекламного обращения.
Альтернатива по принципу "да"-"нет"

Клиент выбирает между положительным и отрицательным ответом. На его выбор влияет:

Многовариантный выбор Предложение со множеством вариантов основывается на желании облегчить клиенту выбор и предложить ему разнообразные комбинации, чтобы увеличить вероятность удовлетворения его индивидуальных потребностей.
Отрицательный ответ Фирма автоматически посылает товары клиенту, если он до истечения определенного срока не присылает по почте отрицательный ответ.
Бесплатное вступление в клуб Член клуба обязуется в определенные сроки покупать определенное количество товара, а фирма предоставляет клиенту каталоги, скидки, призы и т. п.
Привлечение "клиента-друга" Клиенту, который только что приобрел товар, предлагают за вознаграждение заинтересовать в покупке одного из своих знакомых.
Этапы продажи. Характеристика.
Встреча потенциального покупателя. С первых минут следует создать благоприятную атмосферу, показать, что клиенту рады.
Установление с ним контакта. Начать разговор, охотно рассказывать об интересующих клиента товарах, фирмах и шире - на интересующие клиента темы.
Выявление потребностей данного потребителя Из отдельных фраз клиента и помощью дополнительных вопросов определить какой товар, с какими характеристиками нужен клиенту.
Показ товара. Здесь следует чередовать весомые аргументы с менее значительными, делать акцент на выгодах, которые получает клиент от покупке этого товара.
Знакомство с товаром покупателя.
Стимулирование к покупке товара.

Можно использовать:

Непосредственная продажа товара и оформление покупке. Быстро и качественно совершить оформление покупки; возможно использование элементов стимулирования сбыта (например сувениры); пригласить клиента еще раз посетить фирму.

2.3 Оценка потенциальных возможностей курорта Трускавец

В среднем 81% опрошенных болели в течение года. Среди заболеваний, от которых чаще всего страдает сельское население, преобладают: сердечнососудистые заболевания - 55%, другие неинфекционные заболевания - 48%, травмы, повреждения - 11%, онкологические заболевания - 4%, пищевое отравление - 3%, гепатит - 2% , туберкулез - 1%, менингит - 0,8%, дифтерия - 0,6%.

Примерно в каждом четвертом случае больные не получили необходимой помощи, медикаментов или оборудования.

Карпатский регион обладает разнообразными природными ресурсами - 39%, рекреационными - 30%, водными - 21% и минерально-сырьевыми - 10%. Регион занимает четвертое место в Украине по общему объему природно-ресурсного потенциала и по величине потенциала на 1 человека населения. Регион относится к территории, которая имеют невысокое климатическое увлажнения и энергетические ресурсы.

Географическое положение, историческое, архитектурное и культурное достояние областей Карпатского региона Украины, уникальные климатические условия, бальнеологические и грязевые ресурсы, мощность курортов позволяет значительно увеличить объем курортно – туристических услуг, до минимума свести сезонную зависимость в работе предприятий отрасли. Таких уникальных мест для отдыха, лечения и оздоровления в Украине мало. Туризм в областях Карпатского региона Украины - одна из важных форм привлечения валютных средств в бюджет республики. По сравнению с аналогичным периодом 1990 г., оборот туристических услуг уменьшился на 27,9%. Анализ структуры объемов услуг показывает: инвестиции в развитие туристического бизнеса в Украине находятся на стадии планирования и занимают 1,4 общего объема предоставленных услуг. Успешная хозяйственная интеграция региона путем возрождения свободного предпринимательства, формирование современной рекреационной отрасли с учетом энерго- и водоснабжения будут способствовать ускорению оборачиваемости инвестиционного капитала и, как результат, укреплению украинской государственности.

Практика экономически развитых стран показывает, что по мере усложнения производства и насыщения различных рынков товарами растет спрос на различные виды услуг.

В среде рекреационной деятельности интенсивно формируются также рынки услуг и маркетинг услуг, под которым понимают процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на проявление специфических особенностей рекреационного продукта и потребностей потребителей. Основным рекреационным ресурсом г.Трускавец является "Нафтуся" - слабоминерализованная вода с высоким содержанием органических веществ нефтяного происхождения. Она способствует отхождению мелких камней и солей из почек, желчегонных путей, предотвращает камнеобразованию, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, обмен веществ, в частности у больных диабетом, восстанавливает печеночные клетки, выводит из организма радионуклиды, шлаки. Благодаря иммуномодулирующему действию, "Нафтуся" повышает защитные силы организма, предупреждает онкологические заболевания.

В 2008 г. В г.Трускавец из государств ближнего и дальнего зарубежья оздоровлено 17065 больных, или, по сравнению с 2001 г., на 2389 больных больше. Больше всего за 2002 год оздоровилось жителей республики Беларусь - 6615 человек, из России - 3636 человек, из Германии -1418 чел. Одним из главных факторов эффективной организации рекреационной деятельности является внедрение маркетингового анализа, системного исследования рынка приспособления Трускавца до потребительских нужд населения. Администрация санаториев, отделы маркетинга здравниц работают над вопросами реализации путевок, включая страны ближнего и дальнего зарубежья, используя в основном средства массовой информации (радио, телевидение, Internet, журналы, газеты), участвуют в отечественных и международных выставках-ярмарках.

Экономический анализ выполнения плана прибыли здравницами Трускавца показывает, что одно из условий успешного использования рекреационных ресурсов - обеспечение таких функций здравницами, обеспечивающие устойчивую прибыль. При таких условиях в структуре рыночной системы главным координатором эффективной рекреационной деятельности здравниц являются цены на предоставляемые услуги. Цены на услуги и работы следует рассчитывать с учетом требований рыночной экономики, ориентируясь при этом не только на покрытие расходов, но и на цену, которая сложилась на рынке санаторно-курортных услуг, на спрос населения в услугах и т.д. При этом применяется повышение цен на путевки в комнатах с улучшенными условиями проживания и максимально снижаются цены на путевки в комнатах с частичными условиями, что фактически не связано со схемами лечения и эффективностью рекреационной воздействия на больных. В то же время используются положительные эффекты конкуренции: желание предприятия к снижению затрат на путевки и повышения качества предоставления рекреационных услуг, формирование рынка постоянных потребителей рекреационных ресурсов и обусловленное этим рост конкурентоспособности, достижение стабильного состояния предприятия на рекреационном рынке.

Исследование рекреационных систем и условий эффективного их использования в условиях Украины показывает, что рекреационные ресурсы и связанная с ними территориальная организация агропромышленного производства все больше включаются в деятельность общества как ее важные социально-экономические и культурно-этнические элементы.

По сравнению с 1980 годом количество санаториев и пансионатов с лечением увеличилось в 1,4 раза, баз отдыха - почти в 3 раза, туристических баз больше чем в 5 раз. Одновременно в 1,8 раза уменьшилось количество санаториев-профилакториев. Лагерь отдыха функционировали ранее как летние пионерские лагеря и были на содержании различных учреждений. Существующие в регионе рекреационные объекты подчинены различным министерствам, ведомствам, организациям, что затрудняет процесс управления рекреационной сферой как единственной отраслью.

Большинство учреждений санаторно-курортного профиля принадлежат профсоюзам, координацию которых осуществляют Трускавецкое, Прикарпатское и Закарпатское территориальные управления. Процесс разгосударствления и приватизации повлиял также на акционирование рекреационных объектов, передачи их в аренду трудовым коллективам. Примером этого может быть Трускавецкий санаторий "Днепр-Бескид", который перешел в собственность трудового коллектива. Это дало ощутимые результаты в процессе обслуживания рекреантов, развиваются связи с другими странами на основе лечения и отдыха. В Украине стоимость акционерного капитала за 1 полугодие 2009 г. достигла 156,6 млрд. грн., что составляет примерно 25% ВВП. Банковские инвестиции в экономике не превышают 20% ВВП. Такой уровень частного капитала в стране с рыночной экономикой не обеспечит надлежащих темпов экономического роста. Если до 1990 г. почти половина бюджета страны направлялась на инвестирование производства, то теперь на это направление выделяется не более 10-12% бюджетных средств.

В течение 1992 - 1995 годов наблюдался своеобразный всплеск на рынке туристических услуг благодаря созданию большого количества предпринимательских структур, основная деятельность которых сводилась к отправке туристических групп за рубеж.

Классический вариант туристического рынка предполагает оптимальную структуру потоков: например, на 3-х иностранных туристов, въезжающих в страну, должно приходиться 1 отечественный, выезжающий. При такой структуре туризм является экономически выгодным. У нас, в основном благодаря новым формированием, такая структура была искажена до крайности: принимали 1 иностранного туриста, а более 10 своих отправляли за границу. Внутренний туризм, ориентированный на отечественного потребителя, фактически выпал из поля зрения туристических структур. Необходимо отметить, что временный всплеск активности на региональном туристическом рынке начинает угасать: на нем остались наиболее сильные фирмы. Большинство фирм не выдержали конкуренции, но основная причина спада туризма в стране - низкая платежеспособность населения вследствие экономического кризиса, который действует в течение последнего года. Анализ состояния рекреационного рынка рекреационных услуг показывает, что он находится на начальной стадии формирования на пути к европейским стандартам. Поэтому ключевым вопросом сегодня является не увеличение количества объектов (хотя это тоже важно), а налаживания конкурентоспособного рынка услуг с использованием существующей рекреационной базы, которая тоже требует постоянного совершенствования. Вместе с потребностями в санаторно-курортном лечении на базе минеральных вод спрос на рекреационные услуги в регионе составляет не менее 6 млн. человек. В то же время суммарная емкость рекреационных объектов региона в 8 - 10 раз меньше, чем в аналогичных регионах за рубежом. Не соответствуют международным стандартам условия сервиса в рекреационных учреждениях, отсталой является система инфраструктурного обеспечения. Ориентированную оценку потенциальных возможностей Карпат можно получить также путем сопоставления с близкими по природным особенностям зарубежными регионами - аналогами, которые интенсивно используются в рекреационных целях. Например, Альпийский регион площадью 180 тыс. кв.км, где рекреационная загруженность оценивается как предельная, ежегодно принимает 40 млн. отдыхающих и свыше 60 млн. туристов, которые осуществляют в Альпы однодневные поездки. В разгар сезона здесь ежедневно находится 10 млн. туристов и 2 млн. экскурсантов выходного дня. В Карпатском регионе предельные для этого показатели перспективной рекреационной емкости составляют:

· Одноразовое количество - 2,2 млн. чел;

· Годовое количество - 8 млн. чел. туристов и отдыхающих;

· Экскурсантов и туристов выходного дня - около 12 млн. чел.

В настоящее время, учитывая неподготовленность территории к повышению рекреационных нагрузок, отсутствие специализированной инфраструктуры и низкую экологическую культуру населения, фактическая рекреационная емкость Карпатского региона не должна превышать 50% от перспективной. Достигнутые показатели обслуживания рекреантов ниже возможных в 3 - 4 раза. Таким образом, резервы освоения рекреационного потенциала Карпат вполне достаточными для обеспечения перспективного развития рекреационного комплекса в экологически допустимых пределах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях насыщенного рынка, успешность маркетинговых коммуникаций является одной из главных гарантий процветания бизнеса. К управлению системой маркетинговых коммуникаций необходимо подходить системно, точно так же как к управлению финансами или логистикой. Широко распространенная политика точечных маркетинговых мероприятий, как правило, не позволяет достичь результатов, которые бы в значительной степени удовлетворяли потребностям среднего и крупного бизнеса. В последние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга увеличилась роль маркетинговых коммуникаций. В настоящее время эти два понятия стали не отделимы друг от друга, так как современный маркетинг требует гораздо большего, чем создать товар, удовлетворяющий потребности клиента, назначить на него подходящую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмам необходимо осуществлять коммуникацию со своими клиентами, информировать о своих товарах, делать приобретение их выгодным. Особые характеристики услуг требуют дополнительных знаний, их маркетинга, маркетинговых коммуникаций.

В сфере услуг, кроме традиционных решений (назначение цены на услугу, продумывание каналов сбыта и информирование потребителей о наличии такой услуги на рынке), разрабатываться процесс обслуживания потребителей; мотивируется персонал на качественную услугу; создается материальная среда, где будет происходить процесс обслуживания. Соответственно, при разработке коммуникационной стратеги необходимо проинформировать потребителей о том, чем товар фирмы (процесс обслуживания; персонал, задействованный в обслуживании; среда обслуживания) отличается от аналогичных товаров конкурентов. В этом заключается специфика разработки коммуникационной стратегии в маркетинге услуг.

Туризм является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей. Не случайно его называют феноменом XX века. Сфера туризма должна иметь непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами. Поэтому каждая туристическая компания неизбежно начинает играть роль источника коммуникации и генератора всех средств продвижения информации об услугах на рынки. Современные туристские фирмы управляют сложной системой маркетинговых связей. Фирма имеет коммуникационное отношение со своими посредниками, потребителями и различными представителями общественности.

Наиболее действенным видом маркетинговых коммуникаций в сфере туризма, на мой взгляд, является мероприятия по формированию общественного мнения. Порой, средства вложенные в рекламу не оправдывают себя, в отличие от PR. Мероприятия по формированию общественного мнения являются не только более доступным инструментом, но и формируют надежный имидж компании в глазах у потребителя, что более важно в данной ситуации на рынке. Большинство руководителей небольших туристских фирм уверены, что PR им не под силу, и поэтому они остаются небольшими, тогда как другие предприниматели используют инструменты коммуникаций интегрировано и продолжают увеличивать свою долю на рынке. В процессе выбора рекламного агентства необходимо обращать внимание на последовательность разработки системы коммуникаций, которую вам пытаются предложить. Помните, что эффективность управления вашей маркетинговой функцией определяется не по количеству вырезок из газет и телевизионных эфиров, а исключительно по динамике целевых показателей — тех величин, изменения которых вы планировали достичь, утверждая рекламный бюджет.

ВЫВОДЫ

1. Значительной проблемой является отсутствие нормальной инфраструктуры, что может значительно притормозить развитие туристического рынка на Украине. Около 90% мест для размещения туристов относятся к постройкам еще советских времен. А большинство заявленных проектов отелей не будут реализованы в ближайшем будущем из-за экономических условий. Большинство туристов, посещающих Украину, преимущественно из Венгрии, Польши, Германии и США. В среднем, иностранный турист проводит в Украине 4 дня, в результате чего тратит в стране около $ 600 за одну поездку. Уровень загруженности курортов на период праздников был сопоставим с уровнем прошлого года. Недозагруженными оказались только те отели, у которых цены были изначально существенно завышены. В среднем же в гривне стоимость отдыха поднялась на 10-15%, но, учитывая девальвацию национальной валюты, это несущественный показатель.

2. Формой маркетинговых коммуникаций является прямой маркетинг, или продвижение. По некоторым оценкам, он может воздействовать на потенциальных клиентов более эффективно, чем реклама через печатные издания. Число откликов только по рекламе за отпускной сезон в г. Трускавец

2007 года составило 64%. Для размещения посетителей среди украинских туристических объектов свои услуги предлагают более 1 300 гостиниц, мотелей, кемпингов, туристических центров, и около 3000 рекреационных объектов. Украина считает, что эти рекреационные центры (санатории, курорты, грязелечение и др.) в первую очередь позиционируются в качестве туристических объектов, а уже затем — в качестве лечебно-профилактических учреждений.

3. Приоритетным видом туристической деятельности в течение 2009 года являлся внутренний туризм, на который приходился 51% туристов, что отличается от аналогичного периода 2008 года, когда на внутренний туризм приходилось 44% туристов, на выездной туризм — 43%, на въездной — 13%.

Стратегической целью развития туризма в Украине заключается в создании продукта, конкурентоспособного на мировом рынке, который может максимально удовлетворить туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексуни В.А., С.А. Митьков Маркетинговое исследование \ Маркетинг в России и за рубежом № 1 2005

2. Анурин В., И. Муромкина, Е. Евтушенко Маркетинговые исследования потребительского рынка. Уникальный отечественный опыт. Учебное пособие. СП.2005

3. Бартенев В. Прессный» рынок» // Практический маркетинг № 3 2007

4. А. Н. Назайкин «Эффективность рекламы в прессе», М.: «Мир рекламы, 2004.

5. Аржаных Е.В. Научная работа: разработка комплекса маркетинговых коммуникаций на примере гостиничного комплекса Holiday-Inn-Moscow – с.54-63, Москва, 2005

6. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес– Ростов н/Д: Феникс, 2003

7. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности – М.: Финансы и статистика, 2003

8. Исмаев Д.К., Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. – М.: «Academia», – 2004

9. Ковтунов И.Р. Научная работа: будущее туризма и компьютерные технологии – с.17, Москва, 2005

10. Медведева Н.Н. Реклама. – СПб.- «Дом книги», 2005

11. Профессиональный туризм: маркетинговая аналитическая работа в 5 частях, ч.2, ч.3 – М.:Моско – 2005

12. Семенова А.П. Искусство маркетинга, - М.: «Новое знание», 2004

13. Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России. – СПб: Питер, 2003

14. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф: «Айрис-прес», переиздание, – 2003

15. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. М.: «Knowledge» 2004

16. Хожемпо В.В. Курс лекций: «Маркетинг». – М.: РУДН/ред.им. Савченко, 2003

17. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/Под ред. В.С. Янкевича. - М.: Финансы и статистика, 2003.

18. Вестник РАТА. Тур 1. Январь-февраль, 2003

19. Воронцова М.Г. Современные технологии менеджмента в турбизнесе//Туристские фирмы, 2003 - №28

20. Гаврилов А.И. Туризм – гостеприимство и сервис, профессионализм кадров.//Туристские фирмы. №16 – 2003

21. Филип Котлер - Основы маркетинга Перевод с английского В.Б. Боброва Общая редакция и вступительная статья Е.М. Пеньковой. Москва Издательство «Прогресс» 1999 ББК 65.9 (7США) К73

22. Барчуков И.С., Нестеров А.А., Нестеров Е.В. Туризм: организация, управление, маркетинг. СПб., 2005.

23. Безрукова Н.Л., Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. М., 2005.

24. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично-ресторанные и развлека-тельные комплексы. М. -Воронеж, 2004.

25. Боуэн Дж., Котлер Ф., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М., 2005.

26. Бриггс С. Маркетинг в туризме. Киев, 2005.

27. Ворошилова Т.В. Туристский маркетинг. М., 2006.

28. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом. М., 2004.

29. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М., 2005.

30. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Мн., 2005.

31. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов. Мн., 2005.

32. Дурович А.П., Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме. Мн., 2003.

33. Ермилова Е.В., Леонова Г.Д. Практикум по дисциплинам «Маркетинг» и «Маркетинг в отраслях турбизнеса». Донецк, 2004.

34. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер, 2007.

35. Саак А.Э., Якименко М.В. Маркетинг в гостиничном и ресторанном бизнесе. Таганрог, 2005.

36. Скараманга В. П. Фирменный стиль в гостеприимстве. М., 2005.

37. Соловьева Т. А. Менеджмент и маркетинг в социально-культурной сфере и туризме. Хабаровск, 2004.

38. Экономика и организация туризма. Международный туризм.// Под ред. Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой, И.А. Рябовой. М., 2005.

39. Юликов Л.И. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2003.

40. Информационный портал по туризму www.travelgroup.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  553  554  555   ..

 

Реклама %

Печатная

15