|
|
|
содержание ..
338
339
340 ..
Конкурентные стратегии общеобразовательных учреждений
Конкурентные стратегии общеобразовательных учреждений
|
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Сущность стратегического управления
1.2. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений
1.3. Управление реализацией стратегии
1.4. Стратегии деятельности образовательных учреждений в условиях конкуренции
1.5. Основы стратегического маркетинга образовательного учреждения
2. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НОУ «ПЕРЕКРЕСТОК»
2.1. Общая характеристика системы менеджмента организации
2.2. Анализ внутренних факторов развития организации
2.2.1. Анализ объемов предоставления услуг
2.2.2. Анализ трудовых ресурсов
2.2.3. Анализ использования основных средств
2.2.4. Анализ себестоимости услуг
2.3. Финансовый анализ деятельности организации
2.4. Анализ внешней макросреды
2.5. Анализ потребителей и спроса на образовательные услуги
2.6. Анализ конкурентной среды организации
2.7. Оценка позиций НОУ «Перекресток» на рынке образовательных услуг
2.8. Корреляционно-регрессионный анализ объема предоставления образовательных услуг
3. ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НОУ «ПЕРЕКРЕСТОК»
3.1. Обоснование конкурентной стратегии
3.2. Обоснование создания службы маркетинга
3.3. Внедрение стратегии диверсификации оказываемых образовательных услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
1.1. Сущность стратегического управления
Выведение на рынок |
Рост |
Зрелость, насыщение |
Упадок |
Товар |
Предложить базовый товар |
Предложить усовершенствованные варианты товара, сервис и гарантии |
Производить разнообразную номенклатуру торговой марки и ее моделей |
Прекратить производство слабых товаров |
Цена |
Цена, равная издержкам плюс фиксиро-ванная прибыль |
Цена, позволяющая проникнуть на рынок |
Цена, позволяющая дать достойный отпор конкурентам |
Сниженная цена |
Распространение |
Сформировать избирательное распространение |
Сформировать интенсивное распространение |
Сформировать более интенсивное распространение |
Действовать избирательно : отказываться от неприбыль-ных каналов распростра-нения |
Реклама |
Добиться ознакомления с товаром первых приверженцев и дилеров |
Добиться ознакомления с товаром и интереса к нему массового рынка |
Подчеркивать отличия и преимущества торговой марки |
Сократить рекламу до уровня, необходимого для сохранения консерва-тивных приверженцев |
Стимулирование сбыта |
Использовать интенсивные меры по сти-мулированию сбыта, чтобы заинтересовать покупателей |
Сократить мероприятия по стимулированию сбыта, пожиная плоды растущего покупательского спроса |
Увеличить меры по стимулиро-ванию сбыта, чтобы стимули-ровать пере-ключение поку-пателей на свою торговую марку |
Сократить мероприятия по стимули-рованию сбыта до мини-мального уровня |
Этапы реализации стратегии |
Результаты |
1 |
2 |
1. Концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях |
1. Анализ финансов и выделение ресурсов на реализацию стратегии.
|
2. Создание жизнеспособной системы управления образовательными учреждениями. |
1. Формирование стратегического видения высшего руководства.
|
3. Достижение стратегических ориентиров на основе поставленных целей и критериев управления |
1. Учебный центр.
|
Год |
|
Объем реализации продукции в текущих ценах,
|
Объем реализации продукции в сопоставимых ценах,
|
Абсо-
|
|
Темп прироста,
|
2002 |
248903 |
248903 |
- |
- |
- |
2003 |
371773 |
316007 |
67104 |
127,0 |
27,0 |
2004 |
544398 |
407210 |
91203 |
135,9 |
35,9 |
2006 |
525677 |
346022 |
-61188 |
85,0 |
-15,0 |
2006 |
603215 |
349413 |
3391 |
101,0 |
1,0 |
Итого: |
100510 |
2.2.2. Анализ трудовых ресурсов
Категория
|
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Среднесписочная численность сотрудников |
23 |
24 |
26 |
28 |
32 |
В том числе управленческий персонал |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
Норма управляемости |
5,7 |
5 |
4,2 |
4,6 |
5,3 |
Показатель |
Численность персонала
|
Удельный вес, % |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Группы рабочих по возрасту, лет |
до 20 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4,3 |
4,2 |
3,8 |
3,6 |
3,1 |
от 20 до 30 |
10 |
11 |
12 |
14 |
15 |
43,5 |
45,8 |
46,2 |
50 |
46,9 |
от 30 до 40 |
8 |
8 |
10 |
10 |
12 |
34,8 |
33,3 |
38,5 |
35,7 |
37,5 |
от 40 до 50 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13,1 |
12,5 |
7,7 |
7,1 |
9,4 |
от 50 до 60 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4,3 |
4,2 |
3,8 |
3,6 |
3,1 |
Итого |
23 |
24 |
26 |
28 |
32 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Показатель |
2002 год |
2003
|
2004
|
2005
|
2006 год |
Отклонение |
2003-2004 |
2004-2005 |
2005-2006 |
Среднегодовая числен-ность сотрудников |
23
|
24 |
26 |
28 |
32 |
2 |
2 |
4 |
В том числе преподавателей |
19 |
20 |
21 |
23 |
26 |
1 |
2 |
3 |
Удельный вес преподавателей в общей численности |
0,82 |
0,83 |
0,81 |
0,82 |
0,81 |
-0,02 |
0,01 |
-0,01 |
Отработано дней одним преподавателем за год |
252 |
252 |
250 |
254 |
254 |
-2 |
4 |
- |
Средняя продолжительность рабочего дня |
8 |
8 |
7,8 |
8,2 |
8 |
-0,2 |
0,4 |
-0,4 |
Производство продукции, тыс. руб. |
248,9 |
371,7 |
544,4 |
525,7 |
603,5 |
172,7
|
-18,7
|
77,8
|
Среднегодовая выработка одного сотрудника,
|
10,82
|
15,48 |
20,93 |
18,77 |
18,86 |
5,45
|
-2,16
|
0,09
|
Выработка преподавателя:
|
13,1 |
18,58 |
25,92 |
22,85 |
23,21 |
7,34 |
-3,07 |
0,36 |
среднедневная, руб. |
51,98 |
73,76 |
103,69 |
89,98 |
91,37 |
29,93 |
-13,71 |
1,39 |
среднечасовая, руб. |
6,49 |
9,22 |
13,29 |
10,97 |
11,42 |
4,07 |
-2,32 |
0,45 |
2.2.3. Анализ использования основных средств
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Стоимость основных фондов, руб. |
- |
- |
42218 |
61687 |
73124 |
Фондоотдача, руб./руб. |
- |
- |
12,895 |
8,522 |
8,249 |
Фондоемкость, руб./руб. |
- |
- |
0,078 |
0,117 |
0,121 |
Фондорентабельность, % |
- |
- |
119,61 |
64,94 |
57,85 |
2.2.4. Анализ себестоимости услуг
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Материальные затраты |
33509 |
40779 |
- |
- |
- |
Затраты на оплату труда |
103304 |
161700 |
209150 |
210452 |
235607 |
Отчисления на социальные нужды |
30991 |
52126 |
86100 |
86636 |
61125 |
Амортизация |
- |
- |
3377 |
4935 |
5850 |
Прочие затраты |
2445 |
3147 |
167070 |
147562 |
204119 |
Итого по элементам затрат |
170250 |
257752 |
465697 |
449585 |
506701 |
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Материальные затраты |
0,135 |
0,110 |
- |
- |
- |
Затраты на оплату труда |
0,415 |
0,435 |
0,384 |
0,400 |
0,391 |
Отчисления на социальные нужды |
0,125 |
0,140 |
0,158 |
0,165 |
0,101 |
Амортизация |
- |
- |
0,006 |
0,009 |
0,010 |
Прочие затраты |
0,010 |
0,008 |
0,307 |
0,281 |
0,338 |
Итого по элементам затрат |
0,684 |
0,693 |
0,855 |
0,855 |
0,840 |
Показатель |
Норматив |
Год |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Коэффициент критической ликвидности |
≥1 |
1,896 |
1,697 |
1,942 |
1,253 |
1,117 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
≥0,1 |
0,456 |
0,411 |
0,485 |
0,202 |
0,204 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
≥0,2 – 0,5 |
0,617 |
0,592 |
0,457 |
0,413 |
0,434 |
Коэффициент текущей ликвидности |
≥2 |
8,713 |
8,667 |
6,672 |
3,178 |
2,961 |
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Выручка от реализации продукции |
248903 |
371773 |
544398 |
525677 |
603215 |
Себестоимость реализованных товаров |
170250 |
257752 |
465697 |
449585 |
506701 |
Валовая прибыль |
78653 |
114021 |
78701 |
76092 |
96514 |
Прибыль (убыток) от продаж |
78653 |
114021 |
78701 |
76092 |
96514 |
Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие доходы |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие расходы |
245 |
289 |
28206 |
36032 |
40844 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
78408 |
113732 |
50495 |
40060 |
55670 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
54885 |
86436 |
38376 |
30446 |
42309 |
Показатель |
Норма |
Год |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Рентабельность активов |
≥20% |
120,3 |
127,91 |
97,83 |
50,42 |
49,04 |
Чистая рентабельность активов |
≥13% |
156,8 |
142,04 |
74,35 |
38,32 |
40,21 |
Рентабельность собственного капитала |
≥20% |
163,2 |
153,08 |
107,95 |
61,37 |
64,33 |
Рентабельность продаж |
≥20% |
21,85 |
20,59 |
9,28 |
7,62 |
6,77 |
Чистая рентабельность продаж |
≥13% |
14,05 |
13,25 |
7,05 |
5,79 |
7,01 |
Рентабельность производства |
≥10% |
23,59 |
24,12 |
10,84 |
8,91 |
8,06 |
Факторы среды |
Характер влияния на организацию |
Возможная реакция организации |
Рост экономики страны.
|
Возможность привлечения долгосрочных кредитов. |
Планирование необходимости в дополнительных средствах. |
Увеличение цены на энергоресурсы. |
Ухудшение показателей деятельности предприятия. |
Внедрение энергосберегающих технологий, экономия. |
Установление высоких ставок отчислений в курирующее министерство. |
Уменьшение притока денежных средств и инновационной активности. |
Конструктивный диалог с органами власти.
|
Усиление влияния министерства на стратегические планы предприятия. |
Вложение средств в сферы с меньшей нормой прибыли, но более значимых для экономики республики в целом. |
Конструктивный диалог с органами власти.
|
Увеличение уровня доходов населения. |
Возможность для повышения цены.
|
Планирование и обоснование повышения цены.
|
Благоприятный имидж фирмы. |
Увеличение количества обучающихся. |
Поддержание имиджа, применение PR-техноло-гий. |
Постоянный рост количества краж в РМЭ. |
Вероятность утраты иму-щества. |
Усиление охраны и ответственности, страхование. |
Снижение уровня рождаемости с 1986 года. |
Снижение количества обучающихся, усиление конкуренции. |
Усиление маркетинговой деятельности. Переориентация на другие сегменты. |
Возможность наладить контакт с аналогичными предприятиями в других городах. |
Выгодный обмен опытом. |
Работа по поддержанию старых связей и установлению новых. |
Формулировка проблемы |
Оценка |
значимости |
возможности решения |
1. Наличие сильных конкурентов
|
10
|
7
|
Организации |
Год создания |
Основные направления деятельности |
Количество занятых |
Негосударственное образовательное учреждение «Перекресток» |
2000 |
Осуществление образовательных услуг |
32 |
Молодежная образовательная организация «Молодежная корпорация» |
2002 |
32 |
Учебно-методический центр «Лидер» |
2003 |
20 |
Образовательный центр «Деловые шаги» |
2002 |
25 |
Негосударственное образовательное учреждение ВПО |
2000 |
42 |
Организации |
Доля рынка, % |
НОУ «Перекресток» |
15 |
МОО «Молодежная корпорация» |
28 |
УМЦ «Лидер» |
20 |
ОЦ «Деловые шаги» |
25 |
НОУ ВПО |
12 |
Факторы |
Балльные оценки |
НОУ "Перекресток" |
Конкуренты |
ОЦ «Деловые шаги» |
МОО «Молодежная корпорация» |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Услуга |
Качество |
7 |
5 |
8 |
Уникальность, отсутствие аналогов |
6 |
4 |
7 |
Период обучения |
6 |
6 |
6 |
Сумма балов |
19 |
15 |
21 |
Средний балл |
6,33 |
5 |
7 |
2. Цена |
Цена |
5 |
6 |
4 |
Условия платежа |
6 |
6 |
6 |
Соотношение цена/качество |
5 |
5 |
6 |
Сумма балов |
16 |
17 |
16 |
Средний балл |
5,33 |
5,67 |
5,33 |
3. Каналы сбыта продукции |
Степень охвата рынка |
7 |
6 |
8 |
Удобство обучения для учеников |
7 |
6 |
7 |
Сумма балов |
14 |
12 |
15 |
Средний балл |
7 |
6 |
7,5 |
4. Продвижение услуг на рынке |
Реклама |
8 |
7 |
8 |
Упоминвние в СМИ |
6 |
7 |
5 |
Сумма балов |
14 |
14 |
13 |
Средний балл |
7 |
7 |
6,5 |
Итого сумма баллов |
63 |
58 |
65 |
Средний балл |
6,3 |
5,8 |
6,5 |
2.7. Оценка позиций
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Производ-ство |
1. Не полная загрузка производственных мощностей.
|
1. Моральный и физический износ оборудования.
|
2. Персонал |
1. Высокая квалификация сотрудников.
|
1. Оплата труда ниже, чем у конкурентов.
|
3. Маркетинг |
1. Возможность выхода на рынок с новым товаром.
|
1. Отсутствие функции маркетинга на предприятии.
|
4. Инновации |
1. Планирование нововведений.
|
5. Финансы |
1. Положительные тенденции в изменении финансовых показателей.
|
1. Неудовлетворительная структура баланса.
|
6. Организация |
1. Рациональная оргструктура.
|
1. Отсутствие опыта работы у руководства.
|
ВОЗМОЖНОСТИ |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
1. Рост экономики
|
1. Не полная загрузка производственных мощностей и площадей
|
УГРОЗЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1. Установление высоких налоговых ставок
|
1. Катастрофический износ фондов
|
Годы |
Квартал |
y |
х1
|
х2
|
х3
|
х4
|
2002 |
I |
59890 |
82,3 |
59,8 |
67,8 |
7,8 |
II |
61578 |
82,5 |
60,7 |
68,2 |
7,9 |
III |
62098 |
82,7 |
60,9 |
68,4 |
8,5 |
IV |
62311 |
82,8 |
61,2 |
68,9 |
8,4 |
2003 |
I |
78921 |
83,2 |
61,8 |
68,4 |
8,7 |
II |
82345 |
83,3 |
62,0 |
69,2 |
8,8 |
III |
91780 |
83,0 |
62,5 |
69,1 |
8,2 |
IV |
93456 |
82,9 |
62,9 |
69,3 |
7,8 |
2004 |
I |
112789 |
82,5 |
57,8 |
70,4 |
7,2 |
II |
123008 |
82,0 |
50,3 |
79,8 |
6,8 |
III |
135817 |
81,7 |
45,6 |
82,3 |
6,6 |
IV |
138901 |
81,5 |
44,9 |
85,6 |
6,4 |
2005 |
I |
134559 |
81,9 |
45,0 |
85,4 |
4,0 |
II |
134822 |
82,4 |
46,1 |
85,5 |
3,8 |
III |
137011 |
81,8 |
46,7 |
85,8 |
3,3 |
IV |
137190 |
82,3 |
46,8 |
85,3 |
3,4 |
2006
|
I |
142560 |
82,0 |
45,8 |
83,9 |
2,9 |
II |
148912 |
81,4 |
46,7 |
84,5 |
3,2 |
III |
152340 |
81,6 |
47,1 |
83,8 |
2,8 |
IV |
156702 |
81,2 |
46,9 |
83,1 |
2,9 |
y |
x1
|
x2
|
x3
|
x4
|
y |
1 |
x1
|
-0,78652 |
1 |
x2
|
-0,91185 |
0,852248 |
1 |
x3
|
0,927861 |
-0,80128 |
-0,98423 |
1 |
x4
|
-0,87308 |
0,754715 |
0,865478 |
-0,88824 |
1 |
Элементы миссии |
Цель |
1. Основные направления деятельности |
Удовлетворение общественных потребностей в образовательных услугах |
2. Рабочие принципы во внешней среде |
Связи с представителями внешней среды основаны на принципах честности, взаимовыгодности и бесконфликтности. |
3. Культура организации |
Создание и поддержание хорошего психологического климата в коллективе.
|
Цель |
Характер целей |
1. Обновление основных производственных фондов |
Стратегическая, функционирование, производственно-техническая, количественная, основная. |
2. Создание кадрового резерва (возможно из учеников) |
Стратегическая, функционирование, организа-ционная, кадровая, качественная, основная. |
3. Создание функции маркетинга |
Оперативная, развитие, организационная, маркетинговая, качественная, основная. |
4. Сохранение имиджа |
Тактическая, функционирование, рыночная, маркетинговая, качественная, основная. |
5. Освоение новых видов деятельности |
Тактическая, развитие, организационно-техническая, производственно-технологическая, побочная. |
6. Компьютеризация |
Оперативная, функционирование, техническая, технологическая, количественная, побочная. |
7. Увеличение доли рынка (числа обучающихся) |
Оперативная, функционирование, рыночная, мар-кетинговая, количественная, основная. |
8. Ремонт здания (трубопроводов, крыши) |
Оперативная, функционирование, организационно-техническая, технологическая, качественная, основная. |
9. Проведение рекламной кампании и PR-акций |
Оперативная, функционирование, рыночная, маркетинговая, сбытовая, качественная, основная. |
10. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости |
Стратегическая, функционирования, экономическая, финансовая, количественная, основная. |
11. Обеспечение приемлемого уровня оплаты труда |
Оперативная, функционирования, социальная, кадровая, количественная, основная. |
12. Поддержание хорошего производственного и психологического климата |
Оперативная, функционирование, организационно-социальная, кадровая, качественная, основная. |
13. Формирование эффективного менеджмента |
Тактическая, функционирование, организационная, кадровая, качественная, побочная. |
содержание ..
338
339
340 ..
|
|
| |
|
|