Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  338  339  340   ..

 

 

Конкурентные стратегии общеобразовательных учреждений

Конкурентные стратегии общеобразовательных учреждений

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1. Сущность стратегического управления

1.2. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений

1.3. Управление реализацией стратегии

1.4. Стратегии деятельности образовательных учреждений в условиях конкуренции

1.5. Основы стратегического маркетинга образовательного учреждения

2. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НОУ «ПЕРЕКРЕСТОК»

2.1. Общая характеристика системы менеджмента организации

2.2. Анализ внутренних факторов развития организации

2.2.1. Анализ объемов предоставления услуг

2.2.2. Анализ трудовых ресурсов

2.2.3. Анализ использования основных средств

2.2.4. Анализ себестоимости услуг

2.3. Финансовый анализ деятельности организации

2.4. Анализ внешней макросреды

2.5. Анализ потребителей и спроса на образовательные услуги

2.6. Анализ конкурентной среды организации

2.7. Оценка позиций НОУ «Перекресток» на рынке образовательных услуг

2.8. Корреляционно-регрессионный анализ объема предоставления образовательных услуг

3. ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НОУ «ПЕРЕКРЕСТОК»

3.1. Обоснование конкурентной стратегии

3.2. Обоснование создания службы маркетинга

3.3. Внедрение стратегии диверсификации оказываемых образовательных услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

1.1. Сущность стратегического управления


Выведение на рынок Рост Зрелость, насыщение Упадок
Товар Предложить базовый товар Предложить усовершенствованные варианты товара, сервис и гарантии Производить разнообразную номенклатуру торговой марки и ее моделей Прекратить производство слабых товаров
Цена Цена, равная издержкам плюс фиксиро-ванная прибыль Цена, позволяющая проникнуть на рынок Цена, позволяющая дать достойный отпор конкурентам Сниженная цена
Распространение Сформировать избирательное распространение Сформировать интенсивное распространение Сформировать более интенсивное распространение Действовать избирательно : отказываться от неприбыль-ных каналов распростра-нения
Реклама Добиться ознакомления с товаром первых приверженцев и дилеров Добиться ознакомления с товаром и интереса к нему массового рынка Подчеркивать отличия и преимущества торговой марки Сократить рекламу до уровня, необходимого для сохранения консерва-тивных приверженцев
Стимулирование сбыта Использовать интенсивные меры по сти-мулированию сбыта, чтобы заинтересовать покупателей Сократить мероприятия по стимулированию сбыта, пожиная плоды растущего покупательского спроса Увеличить меры по стимулиро-ванию сбыта, чтобы стимули-ровать пере-ключение поку-пателей на свою торговую марку Сократить мероприятия по стимули-рованию сбыта до мини-мального уровня

1.5. Основы стратегического маркетинга образовательного учреждения


2.2.1. Анализ объемов предоставления услуг

Этапы реализации стратегии Результаты
1 2
1. Концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях

1. Анализ финансов и выделение ресурсов на реализацию стратегии.

2. Создание жизнеспособной системы управления образовательными учреждениями.

1. Формирование стратегического видения высшего руководства.

3. Достижение стратегических ориентиров на основе поставленных целей и критериев управления

1. Учебный центр.

2.2.2. Анализ трудовых ресурсов

Год

Объем реализации продукции в текущих ценах,

Объем реализации продукции в сопоставимых ценах,

Абсо-

Темп прироста,

2002 248903 248903 - - -
2003 371773 316007 67104 127,0 27,0
2004 544398 407210 91203 135,9 35,9
2006 525677 346022 -61188 85,0 -15,0
2006 603215 349413 3391 101,0 1,0
Итого: 100510

Категория

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Среднесписочная численность сотрудников 23 24 26 28 32
В том числе управленческий персонал 4 4 5 5 6
Норма управляемости 5,7 5 4,2 4,6 5,3
Показатель

Численность персонала

Удельный вес, %
2002 2003 2004 2005 2006 2002 2003 2004 2005 2006
Группы рабочих по возрасту, лет
до 20 1 1 1 1 1 4,3 4,2 3,8 3,6 3,1
от 20 до 30 10 11 12 14 15 43,5 45,8 46,2 50 46,9
от 30 до 40 8 8 10 10 12 34,8 33,3 38,5 35,7 37,5
от 40 до 50 3 3 2 2 3 13,1 12,5 7,7 7,1 9,4
от 50 до 60 1 1 1 1 1 4,3 4,2 3,8 3,6 3,1
Итого 23 24 26 28 32 100 100 100 100 100

2.2.3. Анализ использования основных средств

Показатель 2002 год

2003

2004

2005

2006 год Отклонение
2003-2004 2004-2005 2005-2006
Среднегодовая числен-ность сотрудников

23

24 26 28 32 2 2 4
В том числе преподавателей 19 20 21 23 26 1 2 3
Удельный вес преподавателей в общей численности 0,82 0,83 0,81 0,82 0,81 -0,02 0,01 -0,01
Отработано дней одним преподавателем за год 252 252 250 254 254 -2 4 -
Средняя продолжительность рабочего дня 8 8 7,8 8,2 8 -0,2 0,4 -0,4
Производство продукции, тыс. руб. 248,9 371,7 544,4 525,7 603,5

172,7

-18,7

77,8

Среднегодовая выработка одного сотрудника,

10,82

15,48 20,93 18,77 18,86

5,45

-2,16

0,09

Выработка преподавателя:

13,1 18,58 25,92 22,85 23,21 7,34 -3,07 0,36
среднедневная, руб. 51,98 73,76 103,69 89,98 91,37 29,93 -13,71 1,39
среднечасовая, руб. 6,49 9,22 13,29 10,97 11,42 4,07 -2,32 0,45

2.2.4. Анализ себестоимости услуг

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Стоимость основных фондов, руб. - - 42218 61687 73124
Фондоотдача, руб./руб. - - 12,895 8,522 8,249
Фондоемкость, руб./руб. - - 0,078 0,117 0,121
Фондорентабельность, % - - 119,61 64,94 57,85
Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Материальные затраты 33509 40779 - - -
Затраты на оплату труда 103304 161700 209150 210452 235607
Отчисления на социальные нужды 30991 52126 86100 86636 61125
Амортизация - - 3377 4935 5850
Прочие затраты 2445 3147 167070 147562 204119
Итого по элементам затрат 170250 257752 465697 449585 506701
Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Материальные затраты 0,135 0,110 - - -
Затраты на оплату труда 0,415 0,435 0,384 0,400 0,391
Отчисления на социальные нужды 0,125 0,140 0,158 0,165 0,101
Амортизация - - 0,006 0,009 0,010
Прочие затраты 0,010 0,008 0,307 0,281 0,338
Итого по элементам затрат 0,684 0,693 0,855 0,855 0,840
Показатель Норматив Год
2002 2003 2004 2005 2006
Коэффициент критической ликвидности ≥1 1,896 1,697 1,942 1,253 1,117
Коэффициент обеспеченности собственными средствами ≥0,1 0,456 0,411 0,485 0,202 0,204
Коэффициент абсолютной ликвидности ≥0,2 – 0,5 0,617 0,592 0,457 0,413 0,434
Коэффициент текущей ликвидности ≥2 8,713 8,667 6,672 3,178 2,961
Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Выручка от реализации продукции 248903 371773 544398 525677 603215
Себестоимость реализованных товаров 170250 257752 465697 449585 506701
Валовая прибыль 78653 114021 78701 76092 96514
Прибыль (убыток) от продаж 78653 114021 78701 76092 96514
Проценты к получению - - - - -
Проценты к уплате - - - - -
Прочие доходы - - - - -
Прочие расходы 245 289 28206 36032 40844
Прибыль (убыток) до налогообложения 78408 113732 50495 40060 55670
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 54885 86436 38376 30446 42309

Показатель Норма Год
2002 2003 2004 2005 2006
Рентабельность активов ≥20% 120,3 127,91 97,83 50,42 49,04
Чистая рентабельность активов ≥13% 156,8 142,04 74,35 38,32 40,21
Рентабельность собственного капитала ≥20% 163,2 153,08 107,95 61,37 64,33
Рентабельность продаж ≥20% 21,85 20,59 9,28 7,62 6,77
Чистая рентабельность продаж ≥13% 14,05 13,25 7,05 5,79 7,01
Рентабельность производства ≥10% 23,59 24,12 10,84 8,91 8,06
Факторы среды Характер влияния на организацию Возможная реакция организации

Рост экономики страны.

Возможность привлечения долгосрочных кредитов. Планирование необходимости в дополнительных средствах.
Увеличение цены на энергоресурсы. Ухудшение показателей деятельности предприятия. Внедрение энергосберегающих технологий, экономия.
Установление высоких ставок отчислений в курирующее министерство. Уменьшение притока денежных средств и инновационной активности.

Конструктивный диалог с органами власти.

Усиление влияния министерства на стратегические планы предприятия. Вложение средств в сферы с меньшей нормой прибыли, но более значимых для экономики республики в целом.

Конструктивный диалог с органами власти.

Увеличение уровня доходов населения.

Возможность для повышения цены.

Планирование и обоснование повышения цены.

Благоприятный имидж фирмы. Увеличение количества обучающихся. Поддержание имиджа, применение PR-техноло-гий.
Постоянный рост количества краж в РМЭ. Вероятность утраты иму-щества. Усиление охраны и ответственности, страхование.
Снижение уровня рождаемости с 1986 года. Снижение количества обучающихся, усиление конкуренции. Усиление маркетинговой деятельности. Переориентация на другие сегменты.
Возможность наладить контакт с аналогичными предприятиями в других городах. Выгодный обмен опытом. Работа по поддержанию старых связей и установлению новых.
Формулировка проблемы Оценка
значимости возможности решения

1. Наличие сильных конкурентов

10

7

Организации Год создания Основные направления деятельности Количество занятых
Негосударственное образовательное учреждение «Перекресток» 2000 Осуществление образовательных услуг 32
Молодежная образовательная организация «Молодежная корпорация» 2002 32
Учебно-методический центр «Лидер» 2003 20
Образовательный центр «Деловые шаги» 2002 25
Негосударственное образовательное учреждение ВПО 2000 42
Организации Доля рынка, %
НОУ «Перекресток» 15
МОО «Молодежная корпорация» 28
УМЦ «Лидер» 20
ОЦ «Деловые шаги» 25
НОУ ВПО 12

2.7. Оценка позиций

Факторы Балльные оценки
НОУ "Перекресток" Конкуренты
ОЦ «Деловые шаги» МОО «Молодежная корпорация»
1 2 3 4
1. Услуга
Качество 7 5 8
Уникальность, отсутствие аналогов 6 4 7
Период обучения 6 6 6
Сумма балов 19 15 21
Средний балл 6,33 5 7
2. Цена
Цена 5 6 4
Условия платежа 6 6 6
Соотношение цена/качество 5 5 6
Сумма балов 16 17 16
Средний балл 5,33 5,67 5,33
3. Каналы сбыта продукции
Степень охвата рынка 7 6 8
Удобство обучения для учеников 7 6 7
Сумма балов 14 12 15
Средний балл 7 6 7,5
4. Продвижение услуг на рынке
Реклама 8 7 8
Упоминвние в СМИ 6 7 5
Сумма балов 14 14 13
Средний балл 7 7 6,5
Итого сумма баллов 63 58 65
Средний балл 6,3 5,8 6,5
Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны
1. Производ-ство

1. Не полная загрузка производственных мощностей.

1. Моральный и физический износ оборудования.

2. Персонал

1. Высокая квалификация сотрудников.

1. Оплата труда ниже, чем у конкурентов.

3. Маркетинг

1. Возможность выхода на рынок с новым товаром.

1. Отсутствие функции маркетинга на предприятии.

4. Инновации

1. Планирование нововведений.

5. Финансы

1. Положительные тенденции в изменении финансовых показателей.

1. Неудовлетворительная структура баланса.

6. Организация

1. Рациональная оргструктура.

1. Отсутствие опыта работы у руководства.

ВОЗМОЖНОСТИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Рост экономики

1. Не полная загрузка производственных мощностей и площадей

УГРОЗЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Установление высоких налоговых ставок

1. Катастрофический износ фондов

Годы Квартал y х1 х2 х3 х4
2002 I 59890 82,3 59,8 67,8 7,8
II 61578 82,5 60,7 68,2 7,9
III 62098 82,7 60,9 68,4 8,5
IV 62311 82,8 61,2 68,9 8,4
2003 I 78921 83,2 61,8 68,4 8,7
II 82345 83,3 62,0 69,2 8,8
III 91780 83,0 62,5 69,1 8,2
IV 93456 82,9 62,9 69,3 7,8
2004 I 112789 82,5 57,8 70,4 7,2
II 123008 82,0 50,3 79,8 6,8
III 135817 81,7 45,6 82,3 6,6
IV 138901 81,5 44,9 85,6 6,4
2005 I 134559 81,9 45,0 85,4 4,0
II 134822 82,4 46,1 85,5 3,8
III 137011 81,8 46,7 85,8 3,3
IV 137190 82,3 46,8 85,3 3,4

2006

I 142560 82,0 45,8 83,9 2,9
II 148912 81,4 46,7 84,5 3,2
III 152340 81,6 47,1 83,8 2,8
IV 156702 81,2 46,9 83,1 2,9
y x1 x2 x3 x4
y 1
x1 -0,78652 1
x2 -0,91185 0,852248 1
x3 0,927861 -0,80128 -0,98423 1
x4 -0,87308 0,754715 0,865478 -0,88824 1
Элементы миссии Цель
1. Основные направления деятельности Удовлетворение общественных потребностей в образовательных услугах
2. Рабочие принципы во внешней среде Связи с представителями внешней среды основаны на принципах честности, взаимовыгодности и бесконфликтности.
3. Культура организации

Создание и поддержание хорошего психологического климата в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  338  339  340   ..

 

Цель Характер целей
1. Обновление основных производственных фондов Стратегическая, функционирование, производственно-техническая, количественная, основная.
2. Создание кадрового резерва (возможно из учеников) Стратегическая, функционирование, организа-ционная, кадровая, качественная, основная.
3. Создание функции маркетинга Оперативная, развитие, организационная, маркетинговая, качественная, основная.
4. Сохранение имиджа Тактическая, функционирование, рыночная, маркетинговая, качественная, основная.
5. Освоение новых видов деятельности Тактическая, развитие, организационно-техническая, производственно-технологическая, побочная.
6. Компьютеризация Оперативная, функционирование, техническая, технологическая, количественная, побочная.
7. Увеличение доли рынка (числа обучающихся) Оперативная, функционирование, рыночная, мар-кетинговая, количественная, основная.
8. Ремонт здания (трубопроводов, крыши) Оперативная, функционирование, организационно-техническая, технологическая, качественная, основная.
9. Проведение рекламной кампании и PR-акций Оперативная, функционирование, рыночная, маркетинговая, сбытовая, качественная, основная.
10. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости Стратегическая, функционирования, экономическая, финансовая, количественная, основная.
11. Обеспечение приемлемого уровня оплаты труда Оперативная, функционирования, социальная, кадровая, количественная, основная.
12. Поддержание хорошего производственного и психологического климата Оперативная, функционирование, организационно-социальная, кадровая, качественная, основная.
13. Формирование эффективного менеджмента Тактическая, функционирование, организационная, кадровая, качественная, побочная.