Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  443  444  445   ..

 

 

Развитие малого бизнеса 5

Развитие малого бизнеса 5

СОДЕРЖАНИЕ

3. Пути совершенствования развития малого бизнеса

3.1 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления

В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.

Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера. Также проблемой малого предпринимательства является не правильное управление бизнесом, принятия решений, кадровая политика.

Любой вид предпринимательства требует довольно гибкого управления и постоянного поиска новых решений, технологий и рынков сбыта. Одной из основных проблем, с которыми сталкивается владелец небольшого предприятия, является совершенствование малого бизнеса на всех этапах его развития.

Если первоначально небольшое предприятие, которое было создано частным предпринимателем, может управлять «стихийными методами», то, при увеличении количества сотрудников или объемов заказов, необходимо проводить мероприятия, направленные на совершенствование малого бизнеса. Одним из главных недостатков многих малых предприятий является отсутствие чёткого планирования финансовых показателей. Несмотря на то, что многие частные предприниматели имеют соответствующее образование, необходимое для проведения работ по планированию бизнеса.

Еще одним направлением совершенствования малого бизнеса является применение новых технологий производства. Многие владельцы малых предприятий вынуждены приобретать устаревшее оборудования, которое используется до тех пор, пока оно не придет в полную негодность. К сожалению, деньги на покупку или модернизацию оборудования для своего бизнеса может выделять далеко не каждый предприниматель, что плачевно сказывается на продукции, которая производится малым предприятием.

Совершенствование малого бизнесатакже должно затрагивать кадровую политику. Если на первоначальном этапе развития предприятия можно нанять работников, рассказав о вашем бизнесе знакомым, то в процессе расширения малого бизнеса необходимо обратиться в кадровое агентство или разместить объявления в сети Интернет о поиске «рабочей силы». Возможно, стоит создать некий костяк профессионалов, которые будут заниматься развитием бизнеса, а остальных сотрудников нанимать временно при наличии необходимых заказов.

Одним из важнейших этапов совершенствования малого бизнеса является распределение полномочий. Владелец малого предприятия физически не может решать все проблемы, которые возникают при управлении предприятием. Часть работы, например, составление и сдачу бухгалтерской отчетности, можно поручить другому малому предприятию, специализирующемуся на предоставлении услуг аутсорсинга, которое гораздо быстрее и качественнее справится с этой задачей.

Каждый владелец малого предприятия рассчитывает на то, что его бизнес значительно расширится и, возможно, превратиться в огромную корпорацию, которая будет приносить солидный доход. Единственным правильным направлением развития предприятия является постоянное совершенствование малого бизнеса и применение новых технологий, как при производстве продукции, или предоставлении услуг, так и при управлении предприятием.

Пути преодоления проблем малого бизнеса в Казахстане:

- создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

- реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

- реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

- оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

- упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.

- снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

- поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;

- интенсификацию инвестиционных процессов;

- стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

3.2 Основные меры государства, направленные на создание условий для бизнеса

1. Введение моратория на проверки малого и среднего бизнеса;

2. Выделение 4 млрд. долл. США на поддержку казахстанского бизнеса ввиду сокращения возможностей банков второго уровня по кредитованию экономики;

3. Разработка нового Налогового кодекса, предусматривающего кардинальное снижение налогового бремени на не сырьевые сектора экономики и упрощение налогового администрирования;

4. Проведение административной реформы, основной целью которой является устранения возможностей для коррупции со стороны недобросовестных чиновников;

5. Снижение административных барьеров;

6. Привлечение ассоциаций предпринимателей к законотворческой деятельности, касающейся интересов бизнеса;

7. Реализация программы «30 корпоративных лидеров», в рамках которой оказывается государственная поддержка прорывным проектам, которые, в свою очередь, создадут вокруг себя сотни малых и средних предприятий;

8. Улучшение, доработка закона «О конкуренции», создание профильного Агентства;

9. Совершенствование закона «О государственных закупках», использование ресурса государственных закупок для развития отечественного машиностроения;

10. Совершенствование центров поддержки предпринимательства и других объектов инфраструктуры;

11. Учебно-методологическое и информационное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства, более расширено.

12. Политическая воля – особое внимание проблемам предпринимательства со стороны Главы государства и Премьер-министра Республики Казахстан.

13. Реализация Стратегического плана 2020 года – «Дорожная карта бизнеса – 2020».

Подробнее о «Дорожной карте бизнеса – 2020»

В «Дорожной карте бизнеса 2020» Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев говорил: «Ядром диверсификации будет предпринимательство. Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации.

Именно предприниматели, являются движущей силой модернизации экономики.

В этой связи поручаю Правительству с 2010 года обеспечить введение единой бюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах.

Предлагаю назвать ее «Дорожная карта бизнеса – 2020».

Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса.

Использование средств этой программы должно осуществляться по следующим направлениям:

– субсидирование процентной ставки по кредитам;

– частичное гарантирование кредитов малому и среднему бизнесу;

- сервисная поддержка ведения бизнеса;

– переподготовка кадров и повышение квалификации, молодежная практика и социальные рабочие места.

«Дорожная карта бизнеса – 2020» открывает новые возможности, как для предпринимательства, так и для банков и инвесторов по финансированию несырьевых проектов.

Правительство совместно с акимами должно разработать в рамках трехлетнего бюджета общие лимиты финансирования в разбивке по годам, основанные на расчетах экономического потенциала каждого региона. Эти средства передаются регионам.

Акимы будут нести полную ответственность за проекты МСБ финансируемые по программе.

Поручаю Правительству передать СПК местным исполнительным органам, которым предстоит на деле стать региональными корпорациями по развитию бизнеса».

Заключение

Как видно из рассмотренного выше материала правительство в меру своих возможностей (времени и капитала) старается создать для предпринимателей благоприятную общественно-политическую среду. На этом пути уже преодолены некоторые преграды, однако основные сложности ожидают впереди.

Подводя итог, можно выделить несколько основных вопросов, которые удалось рассмотреть в рамках данной работы: выяснены основные причины возникновения безработицы в РК, выяснено состояние малого бизнеса в нашей стране на сегодняшний день и также удалось выявить несколько основных преград, которые тормозят развитие данного сектора экономики. На основе полученных данных можно с определенной долей уверенности сказать, что при дальнейшей поддерживающей политике государства в области малого и среднего бизнеса уровень безработицы должен стремительно упасть вниз. А это также значит, что снизится зависимость экономики Казахстана от добычи минеральных ресурсов, от его стоимости на международных рынках.

Анализируя некоторые приведенные статистические данные в этой работе можно сказать о активности государства и предрасположенности населения к малому бизнесу. Но несмотря на это развитие малого бизнеса в нашей республике по-прежнему остается проблематичным. Прежде всего, я думаю, дело в самих предпринимателях. Более половины всех предпринимателей не имеют даже профессионально-технического образования. Такое положение наблюдается среди предпринимателей и в целом по республике. В массовом сознании населения утверждается мнение о всеобщей доступности малого бизнеса и пока нет стремления к предпринимательскому образованию.

Теперь о роли государства. Как отмечают сами предприниматели, неэффективность участия государства в сфере малого бизнеса объясняется многими обстоятельствами. Сложна и дорогостояща государственная система регистрации, лицензирования и сертификации. Наличие многочисленных государственных, ведомственных, муниципальных и общественных контролирующих органов(только по Бишкеку их более пятнадцати видов), бессистемные и бесконечные проверки никак не способствуют нормальной работе малого предприятия. Проверки нередко заканчиваются откровенными поборами предпринимателей.

В республике все еще нет завершенной государственной программы по малому бизнесу, которая должна учитывать переработку всех сырьевых ресурсов в республике, равномерное распределение предприятий малого бизнеса в нашей республике. Например, животноводство в республике присутствует повсеместно, следовательно, есть сырье для мясоперерабатывающих предприятий, для переработки молока, по выделке и переработке шкур, по очистке и первичной переработке шерсти, по

использованию крови животных, по переработке костей животных и т.д. Этого в республике нет. Нет и равномерного размещения предприятий по переработке животноводческого сырья. Наверное, в каждом районе должно быть по нескольку малых предприятий по переработке мяса и молока, одно-два по переработке шкур и шерсти… Пока же в районах действуют несколько колбасных цехов, испытывающих постоянные трудности с мясообеспечением, но нет ни одного предприятия по переработке молока, шкур, шерсти, а кровь и кости животных просто выбрасываются. Государственный фонд по поддержки малого и среднего бизнеса, созданный по воле президента республики, осуществляет выборочную финансовую поддержку тех или иных предприятий. К сожалению усилий фонда совершенно недостаточно, поскольку средства у него ограничены. Также я думаю, что для предпринимателей нужна эффективная система государственная защита и правовое регулирование работы субъектов малого бизнеса.

Во всех развитых государствах общественность осознает важность формирования сферы малого бизнеса и всеми доступными способами участвует в этом процессе, оказывает поддержку. Создаются общественные фонды и движения. Образуются обучающие предпринимателей центры, действуют лоббирующие организации. Партийные и профсоюзные организации тесно сотрудничают с предпринимателями. Именно общественность является наиболее эффективной сферой поддержки, оказывающей влияние на государственную власть и муниципальное руководство, формируя мировоззрение населения, поднимая престиж предпринимательства. У нас же общественность никак не участвует в процессе становления малого бизнеса.

Библиография

1. Бейсенов С. Рынок труда // Экономика и жизнь - 1992 г. - № 3.

2. Путеводитель для предпринимателя: справочник. – Астана: Агентство РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству, 2002.

3. Голодец О. Критическая ситуация на региональных рынках труда // Вопросы экономики - 1997 г. - № 2.

4. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 2000.

5. Прикладная экономика: Учеб. пособие для учащихся старших классов. Г.Т. Шапиро, Г.Г. Доусон, Г. Энтел. – Алматы: «Junior Achievement», 1997.

6. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991. Введение и гл. 1, с. -15.

7. Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс . ,1997 -М.,1997

8. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики . 1996 . -№7 . - С.38-41.

9. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997 . -№1 .-С.15-21.

10. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996

11. Иващенко А. А. Товарная биржа. - М., 1991.

12. Карлоф Б. Деловая стратегия. -М., 1991, с. 121-125.

13. Котлер Ф. Основы маркетинга. -М„ 1990, с. 339-405, 468-473, 477-479.

14. Курс экономики : Учебник . Основы предпринимательства . - М.,1997

15. Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Прак­тическая философия бизнесмена. -М., 1990.

16. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1984, т. III, гл. Ш, с. 53—73.

17. Паловкин П.,Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства . Вестник МГУ , сер.6, Экономика . 1996 . - №2. -С.3-15.

18. Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь . 1996 . -№34 . -С.1-3.

19. Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 1982 с. 184-194,211-225.

20. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. М., гл. 1, с. 11-50.

21. Хоскинг А. Среда предпринимательства . Курс предпринимательства . -М. , 1993 . - С.22-25


[1] Хизрич Р, Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991, с. 20.

[2] См. Там же

[3]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  443  444  445   ..