Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  222  223  224   ..

 

 

Финансовые рынки: понятие, сущность, виды

Финансовые рынки: понятие, сущность, виды

Министерство образования и науки РФ

Необходимо отметить, что приведенные показатели, а также показатели, характеризующие уровень достижения стратегических целей ФСФР России, не являются прямыми показателями деятельности ФСФР России и выступают общими индикаторами уровня развития финансовых рынков. Значения указанных показателей зависят от множества макроэкономических факторов, проводимой государственной политики в области развития финансовых рынков и защиты инвестиций, а также от действия других министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минфина России, Банка России, Федеральной налоговой службы, правоохранительных органов и т.д.) и судебной системы России [18].

Таблица 1.3.1 Расходные обязательства и формирование доходов

Из этого вытекает первая стратегическая цель ФСФР России

Из этого вытекает третья стратегическая цель ФСФР России –обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования, включая негосударственные пенсионные фонды ипенсионные накопления граждан [18].

Таким образом, целями государственного регулирования являются: обеспечение становления и развития эффективного финансового рынка, обеспечение его стабильности, поддержание законности и установленного порядка работы, разработка стратегии дальнейшего развития рынка.


2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

2.1 Расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков в 2004-2008гг.

Для обеспечения становления и развития эффективного финансового рынка, который должен стать одним из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, необходимо проведение государственной политики в области финансовых рынков, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля. Показателями, характеризующими выполнение этих задач, являются (все рассчитываемые показатели приведены в Приложении 3):

· соотношение объема финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке, и объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. Показатель рассчитывается в % по формуле:

П=ОПР/ОИОК*100%(2.1.)

где ОПР - суммарный объем финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке в течение календарного года;

ОИОК -объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий по состоянию за отчетный год.

В 2005 году наблюдался наиболее высокий темп роста соотношения объема финансовых ресурсов и объема инвестиций в основной капитал, равный 139%. В последующие годы рост показателя был менее динамичным - порядка 120-110%, но с тенденцией на дальнейшее увеличение.

В2004-2008гг. заметно возросла роль финансового рынка в экономике. Одним из важнейших международных показателей, иллюстрирующих такую роль, является:

· соотношение капитализации рынка ценных бумаг и объемов ВВП. Показатель рассчитывается в % по формуле:

П=К/ВВП*100% (2.2)

где ВВП - валовой внутренний продукт за отчетный год по данным Федеральной службы государственной статистики;

К - капитализация фондового рынка на последнюю дату отчетного года.

Этот показатель фактически измеряет пропорцию, в которой движение материального богатства государства отражается в стоимости финансовых активов. Также он отчасти свидетельствует об уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка по отношению к «реальной экономике» косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства.

На протяжении длительного времени (1997 – 2004 годы) соотношение капитализации фондового рынка и ВВП не превышало 20%. В соответствии с Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации 2006-2008г. в 2009 году соотношение капитализации к ВВП должно было составить 70 %, но уже в 2007 году этот целевой показатель был превышен. Капитализация рынка акций на конец 2007 года составила 32,3 трлн. рублей при объеме ВВП почти 33 трлн. рублей. Таким образом, впервые в истории российского финансового рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную приблизилось к 100 процентам [2].

Показатели, которые будут рассмотрены ниже, выступают общими индикаторами уровня развития финансовых рынков. Значения указанных показателей зависят от множества макроэкономических факторов, проводимой государственной политики в области развития финансовых рынков и защиты инвестиций, а также от действия других министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минфина России, Банка России, Федеральной налоговой службы, правоохранительных органов и т.д.) и судебной системы России.

· Прирост количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке (отношение к базе – значению на 2004 год):

П=(ЧФЛИт /ЧФЛИ2004 -1)*100% (2.3)

где ЧФЛИ2004 - количество физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке по состоянию на последнюю отчетную дату базового (2004) года,

ЧФЛИ2004 =3 557 064;

ЧФЛИт - количество физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке по состоянию на последнюю отчетную дату отчетного календарного года.

С 2007 по 2008 г. прирост количества физических лиц инвестирующих накопления на фондовом рынке увеличился на 2% (с 8 до 10%), что является положительным явлением для национального рынка ценных бумаг.

Индекс транспарентности российских компаний.

Показатель исследования ежегодно публикуется международным рейтинговым и информационным агентством Standard and Poor's «Исследование информационной прозрачности российских компаний».

В 2008 г индекс вырос до 56 % по сравнению с 54,6 % в 2007 г. Такие данные приводятся в исследовании, опубликованном 13.11.2008 Standard & Poor’s [19].

Для формирования централизованной учетно-расчетной инфраструктуры, необходимо использование следующего показателя:

· Доля российских фондовых бирж в совокупном биржевом обороте российских акций по итогам отчетного года:

П=БОРБ/(БОРБ+БОИБ)*100% (2.4)

где БОРБ – совокупный стоимостной объем всех сделок, совершенных на фондовых биржах Российской Федерации с акциями российских эмитентов (выраженный в долларах США) за отчетный год;

БОИБ – совокупный объем всех сделок, совершенных с акциями российских эмитентов (выраженный в долларах США) на рынках Лондонской фондовой биржи, фондовых биржах США и Германии за отчетный год.

Рис. 2.1.1. Доля российских фондовых бирж в совокупном биржевом обороте российских акций по итогам отчетного года.

Динамика данного показателя представлена на рис. 2.1.1. Превышение уровня 75% является нерациональным с точки зрения необходимости присутствия российских ценных бумаг на мировых рынках.

Объем биржевой торговли акциями на российских биржах в 2007 году составил 31,4 трлн. рублей, то есть так же приблизился к уровню ВВП. Во многом такой рост был обусловлен расширением российскими компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке. Это, в свою очередь, в еще большей степени сказалось на показателях рыночной капитализации.

· Доля внебиржевых сделок, совершенных профессиональными участниками, по отношению к суммарному объему биржевых и внебиржевых сделок, совершенных профессиональными участниками:

П=ОВБС/ОС*100% (2.5.)

где ОВБС - суммарный объем всех сделок, совершенных профессиональными участниками рынка ценных бумаг на внебиржевом рынке за отчетный год;

ОС - суммарный объем всех сделок, совершенных профессиональными участниками рынка ценных бумаг на внебиржевом и биржевом рынках за отчетный год.

В период 2004-2008 гг. произошло значительное понижение значения данного показателя (со 114, 4 до 75%), следовательно, можно предположить, что и в дальнейшем доля внебиржевых сделок будет уменьшатся.

· Количество выпусков корпоративных эмиссионных ценных бумаг, прошедших публичное размещение в течение отчетного года.

Количество выпусков корпоративных ценных бумаг в значительной степени зависит от внутренней и внешней конъюнктуры финансовых рынков, а также от конкретных потребностей компаний в привлечении внешних финансовых ресурсов. Показатель рассчитывается как общее число выпусков акций и облигаций, которые были размещены российским эмитентами в течение отчетного года путем открытой подписки по данным отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. В 2007 году стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций по отношению к ВВП выросла до 3,7%. В качестве основного показателя, характеризующего стабильность рынка, используется показатель:

· Волатильность российского рынка акций:


П=СО/СА*100% (2.6.)

где СО – стандартное отклонение (квадратный корень из дисперсии) ряда значений индекса ММВБ на конец каждого торгового дня отчетного года;

СА – среднее арифметическое ряда значений индекса ММВБ на конец каждого торгового дня отчетного года.

Рис. 2.1.2. Волатильность российского рынка акций

Уровень волатильности (=10) (коэффициента вариации фондового индекса) характерен для наиболее устойчивых национальных рынков, кроме США. Дальнейшее снижение волатильности рынка не рационально без адекватного роста надежности инвестиций в российские ценные бумаги (достижения уровня надежности, характерного для инструментов США).

Таким образом, в нашей стране за исследуемый период 2004-2008гг. произошло значительное понижение значения данного показателя (с 19,8 до 14%, рис.2.1.2), что имеет положительное значение для устойчивости национального рынка.

· Доля стоимости чистых активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов под управлением 10 крупнейших управляющих компаний в процентах от общей стоимости чистых активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов:


П=СЧАои10 /СЧАои *100% (2.7.)

где СЧАои10 – сумма стоимостей чистых активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов под управлением 10 крупнейших по объему находящихся под управлением активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов;

СЧАои – сумма стоимостей чистых активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов по данным отчетности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов по состоянию на последнюю отчетную дату календарного года.

Показатель разработан, исходя из необходимости достижения в среднесрочной перспективе показателя 50%. Данное значение показателя характеризует низкий уровень концентрации активов под управлением крупнейших управляющих компаний, а значит, высокий уровень конкуренции на этом секторе рынка. В 2007 году соотношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов к ВВП увеличилось до 5% .

· Объем чистого притока средств в открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды по итогам года, в процентах от общей стоимости чистых активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов на начало периода:

П=(Поиои )/СЧАои *100% (2.8.)

где Пои – прирост имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, в результате выдачи инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов;

Уои – уменьшение имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, в результате погашения или обмена инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов;

СЧАои – сумма стоимостей чистых активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов по данным представляемой в ФСФР России отчетности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов по состоянию на последнюю отчетную дату предшествующего календарного года.

Проанализировав динамику данного показателя в 2004-2008гг., можно сделать выводы, что происходит стабильное увеличение объема чистого притока средств в открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды (в размере от 20 до 22%).

По итогам 2007 года пайщиками паевых инвестиционных фондов являлись более 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12 процентов, причем число паевых фондов увеличилось более чем на 50 процентов. Указанная пропорция между ростом численности пайщиков и паевых фондов свидетельствует о повышении конкуренции со стороны управляющих фондами за инвесторов и об опережающем расширении видов инструментов коллективного инвестирования. Это обеспечивает потенциально высокую емкость рынка таких услуг в России. На конец 2007 года в России действовало 1030 паевых инвестиционных фондов по сравнению с 642 фондами в 2006 году.

Исследуемые показатели сформулированы исходя из принципов четкости, простоты в понимании и использовании, сравнимости, экономической целесообразности, контролируемости и проверяемости.

Рассмотрев основные показатели функционирования финансовых рынков в 2004-2008гг., можно сделать следующие выводы. В исследуемый период наблюдалось значительное увеличение капитализации фондового рынка. Так, по объему капитализации на данный момент российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира, а соотношение капитализации к ВВП превысило 75%, что свидетельствует о высоком уровне развития рыночных принципов функционирования экономики [18]. Исследование информационной прозрачности выявило позитивную тенденцию в течение последних четырех лет - индекс транспарентности крупнейших российских компаний S&P повысился до 56 % по сравнению с 46% в 2004г. Также повысилось количество физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке, значительно вырос объем чистого притока средств в открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды по итогам года и понизилось значение показателя волатильности, что имеет положительное значение для устойчивости национального рынка.

На основании исследования данных показателей можно сделать выводы, что в 2004-2008 году заметно возросла роль рынка ценных бумаг в экономике и повысилась эффективность функционирования финансовых рынков.

Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что в ближайшем будущем ожидается дальнейшее успешное развитие финансовых рынков, но в сентябре 2008г. сложилась кризисная ситуация на национальном рынке. Поэтому для того, чтобы данное исследование было логически завершенным, необходимо рассмотреть, как финансовый кризис отразился на функционировании финансовых рынков в России.

2.2 Влияние мирового финансового кризиса на функционирование финансовых рынков в России

Национальные финансовые рынки не могут существовать изолированно от мирового финансового рынка. Прежде всего, процессы глобализации мировой экономики обуславливают открытие национальных финансовых рынков для зарубежного капитала (в виде прямых и портфельных инвестиций), объемы поступления которого в значительной степени зависят от процентных ставок, устойчивости курса национальной валюты, различного рода рисков, а также макроэкономических параметров развития конкретной страны. Перечисленные факторы традиционно относятся к категории фундаментальных экономических показателей, выступающих в качестве базовых ориентиров для международных инвесторов. Но на состояние национальных финансовых рынков помимо фундаментальных показателей развития экономики конкретной страны оказывает влияние и состояние мировой экономики и мировых финансовых рынков. В этом случае неудивительно, что мировой финансовый кризис в значительной мере повлиял на состояние финансовых рынков нашей страны.

Непосредственной причиной мирового финансового кризиса большинство современных изданий называют излишне рискованные операции коммерческих банков и отсутствие надлежащего эффективного контроля за ними со стороны центральных банков и правительств разных стран, прежде всего США, но в том числе и России. Так, известный американский финансист Джордж Сорос утверждал еще задолго до появления кризиса, что «финансовые рынки не являются рациональными и саморегулирующимися структурами, ибо они есть структуры неполноценные, склонные к "экономическим пузырям", и потому нуждаются в "настройке" со стороны властей» [20].

Россия относится к категории развивающихся экономик, а особенностями развивающихся экономик являются высокие риски, неизменно сопутствующие периоду становления и высоким темпам роста, и недостаток собственных ресурсов для развития. Именно по этой причине развивающиеся экономики привлекают «внешние» средства. Высокие цены на сырье обеспечивали значительный рост аккумулируемых государством ресурсов (в виде валютных резервов и фондов), которые размещались за рубежом – для контроля денежного предложения и инфляции в условиях неразвитых финансовых рынков и банковской системы. Тем временем, корпорации и банки активно осуществляли заимствования на внешних рынках, привлекая средства для наращивания экономической активности.

Летом 2008г. валютные резервы России в 4раза превышали резервы США и Великобритании. В то же время российский бизнес активно наращивал внешние долги, получая базовые деньги для инвестиций в Лондоне, Нью-Йорке, и Франкфурте, то есть где угодно, но не внутри страны. В конце 2007г. индикатор «Внешний долг банков и корпораций/денежная масса России» составлял более 70%. Помимо этого в страну вливались деньги нерезидентов (одна треть сделок на рынке акций ММВБ в 2007г.) [15, c.10].

Безусловно, кредит - необходимая поддержка развития любого бизнеса, и было бы неразумно требовать от российских компаний не прибегать к внешним займам, но стремительная динамика корпоративного долга превысила все ожидания: на начало 2005года корпоративный внешний долг составлял немногим более 100млрд. долларов, к середине 2006года едва перевалил за 200млрд., но уже к середине 2007г. приблизился к 350млрд.долларов, а к середине 2008г. вплотную подошел к 500млрд. долларов [12, c.35] (см. на рис.2.2.1.):

Рис.2.2.1. Динамика внешнего долга корпоративного сектора

В результате были построены два независимых контура движения финансовых ресурсов: государственные средства направлялись на внешние рынки, а банки и корпорации активно привлекали средства за рубежом.

Впервые эта модель сложилась в 1995г- 1998гг., будучи основанной на долларизации экономики (Россия – крупнейший в мире потребитель наличных долларов), эксцессивном наращивании государственного долга, свободной игре нерезидентов на внутреннем рынке акций и внебиржевых срочных сделках с валютой.

В 2000-2008гг. эта модель была восстановлена второй раз. При дефицитности инвестиций в экономике денежные власти и Минфин направляли профициты бюджета и платежного баланса как «избыточную ликвидность» за рубеж, в доллары США, фунты стерлингов, евро. Чтобы покрыть провал в инвестициях крупнейшие российские корпорации и банки стали наращивать внешний долг в тех же валютах. Данная конструкция позволила увеличить темпы роста экономики за счет внешних инвестиций и расширения банковского кредитования, но могла стабильно функционировать лишь в краткосрочном периоде и только при крайне благоприятных обстоятельствах. Последнее предполагало сохранение цен на сырье на высоком уровне и постоянное расширение внешнего финансирования частного сектора. Однако внешние условия изменились. Банковские кредиты нефинансовому сектору по состоянию на 1 сентября 2008 г. превысили депозиты предприятий и населения на 3.5 трлн. руб. (140 млрд. долл.). С начала финансового кризиса (август 2007 г.) дефицит внутренних сбережений возрос на 2.2 трлн. руб. Денежные власти оказались заложниками внешних рисков и неразвитой внутренней системы рефинансирования. Итог - чрезмерная зависимость российского финансового сектора от нерезидентов, его способность вместо смягчения негатива, идущего с западных рынков, наоборот, его двукратно усилить (нижняя точка индекса Доу-Джонса- минус 20% к началу 2008г., индекса РТС – минус 45%). Такое бедственное состояние удивительно при фундаментальном здоровье бюджета [15, c.10-11].

При рассмотрении причин финансового кризиса, можно выделить следующие тенденции:

· Глобальный кризис ликвидности начался с фактического закрытия мировых рынков для большинства российских заемщиков, начавшегося с августа 2007 г. Причем главной причиной нестабильности являлся не отток капитала из России, который в принципе продолжается до сих пор, а резкое сокращение притока иностранного капитала в страну. Для многих банков и корпораций начались сложности с рефинансированием прошлых долгов.

· Высокая инфляция привела к сокращению сбережений населения. По итогам 2008 г. объем недополученных розничных депозитов в результате высокой инфляции и отрицательных реальных процентных ставок оцениваются в 440 млрд. руб., что вполне сопоставимо с чистым притоком иностранного капитала в банковскую систему.

· Определенную роль сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка. Нормативно-правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по рынку ценных бумаг, регулирование в данной сфере, применяемое в Российской Федерации, по ряду положений лишь частично соответствует принципам этой организации. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски операций с ценными бумагами в России.

· Денежно-кредитная политика в 2008 г. была значительно ужесточена, в результате этого наблюдались такие явления, как рост процентных ставок, снижение денежного предложения, падение уровня ликвидности. Доля наиболее ликвидных активов (денежных средств в кассах банков, счетов в Банке России и вложений в ОБР) составила на 01.09.2008 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени 2007 г. составлял 4.9%, летом 2004 г. этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь несколько крупнейших банков.

· Активное привлечение ресурсов отдельными банками на внешних рынках и направление их на кредитование нефинансового сектора, использование ценных бумаг в качестве залогов и низкий уровень управления рисками.

Чтобы проанализировать влияние кризиса на финансовые рынки, необходимо рассмотреть динамику основных показателей развития рынков за последние 2года (источник статистических данных - рейтинговое агентство «Банковское дело» [17, с.17-22] ).

В августе 2008года наблюдалось снижение капитализации фондового рынка с 1275 млрд. руб. до 1097млрд. руб., или на 14 %. Падение фондового рынка продолжалось и в сентябре. Меры монетарных властей по поддержке фондового рынка в сентябре-октябре привели к росту котировок акций в отдельные дни, но в целом капитализация фондового рынка продолжила снижение. По состоянию на 20.10.2008 капитализация фондового рынка составила 432 млрд. руб. На фондовом рынке сохраняется высокая волатильность, а его капитализация по сравнению с июнем 2008года упала почти в 4раза. Также в августе вложения банков в ценные бумаги уменьшились на 2,4%, в том числе и долговые обязательства – на 0,9, в долевые ценные бумаги – на 13,2% (табл. 2.2.1.); наблюдалось сокращение вложений банков в долговые обязательства РФ (с 498млрд до 449млрд. рублей, или на 9,8%), субъектов РФ и местных органов власти (с 149,5 млрд. до 147,4 млрд.руб. , или на 1,4%), российских предприятий(с 401 млрд.руб. до 393 млрд. руб., или на 2,2%). Вследствие снижения цен на многие ценные бумаги на финансовых рынках отрицательная переоценка портфеля ценных бумаг по состоянию на 01.09.2008 достигла 51,5 млрд.руб.


Таблица 2.2.1. Динамика вложений в ценные бумаги и рыночных рисков

2005г. 2006г. 2007г. 2008г.

2009г.

Объем исполняемых расходных обязательств, в тыс. руб. 232748,5 785135,0 826874,0 895078,0 959687,0
Объем поступлений в бюджетную систему, в тыс. руб. - - 289000,0 356100,0 381600,0
Показатель 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.07.08 01.08.08 01.09.08
Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд.руб. 1400,1 1745,4 2250,6 2348 2374 2318
Доля ценных бумаг в активах, % 14,4 12,5 11,2 10,2 10,2 9,6
Вложения в долговые обязательства, млрд.руб. 998,0 1251,4 1541,4 1609 1664 1649
1 2 3 4 5 6 7
Вложения в долевые ценные бумаги, млрд.руб. 127,1 185 316,3 291 267,4 232
Рыночный риск к капиталу, % 33,6 45,1 38,7 40,4 39,3 36,8

Негативное воздействие на состояние фондового рынка таких фундаментальных факторов, как мировой финансовый кризис, резкое снижение цен на нефть, отток капитала из России, достаточно велико, и меры монетарных властей пока не могут компенсировать влияние этих факторов.

Банковский сектор демонстрировал неплохие показатели роста активов, капитала, кредитов, депозитов юридических лиц. В октябре отдельные банки столкнулись с паникой среди вкладчиков. Монетарные власти предпринимали в августе-октябре значительные усилия по поддержке банковского сектора, включая предоставление финансовой помощи в виде депозитов и субординированных кредитов, к тому же была существенно повышена гарантия по банковским вкладам. Темпы роста активов банковского сектора в августе 2008 г. достигли 3,2% (табл. 2.2.2),что заметно выше, чем в июле (1 %). Капитал банковского сектора в августе 2008 г. вырос на 2,8% (в июле - на 1,5%). Темпы роста капитала традиционно отставали от темпов роста активов. Достаточность капитала банковского сектора вновь снизилась (с 14,6 до 14,5%). В структуре капитала по итогам августа увеличилась доля уставного капитала с 26,9 до 27,4%. А вот доля прибыли и фондов несколько сократилась (с 41,9 до 41,8%). Таким образом, увеличение капитала банковского сектора в августе происходило в основном за счет внешних источников (уставный капитал, субординированные кредиты).

Таблица 2.2.2.Динамика активов и капитала банковского сектора

Показатель 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.07.08 01.08.08 01.09.08
Активы, млрд. руб. 9696,2 13963,5 20125,1 23058,7 23282 24033
Капитал, млрд. руб. 1241,8 1692,7 2671,5 2984 3023 3108
Достаточность капитала, % 16,0 14,9 15,5 14,8 14,6 14,5
Доля банков с иностранным участием свыше 50%:

-в активах

банковского

сектора

8,3 12,1 17,2 18,6 - -
-в капитале банковского сектора 9,3 12,7 15,7 18,4 - -

В августе 2008г. средства клиентов выросли на 4% (после сокращения в июле на 0,7%). Заметно увеличились депозиты юридических лиц (на 8%), а вклады физических лиц увеличились на 2,2%. Сумма выпущенных банком облигаций практически не изменилась, а сумма банковских векселей и акцептов снизилась на 3,5% (табл. 2.2.3). Привлеченные межбанковские кредиты практически остались на том же уровне, причем доля в них от банков-нерезидентов оставалась очень высокой (77,4%). В этот период ликвидность банковского сектора ухудшилась.

Таблица 2.2.3. Динамика привлеченных ресурсов

Показатель 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.07.08 01.08.08 01.09.08
Средства клиентов всего, млрд. руб. 5960,5 8626,2 12252,3 14078 13975 14540

В том числе:

-депозиты юрид. лиц

1271,1

2146,7

3520

4307

4465

4821

-депозиты физ. лиц 2761,2 3809,7 5159,2 5771 5850 5978
-средства организаций на расч. счетах 1694,4 2399,8 3232,9 3518 3201 3264
Выпущенные банками облигации, млрд.руб. 67,3 168,3 290,2 362 378 382
Банковские векселя и акцепты, млрд.руб. 614,5 790,5 822,2 890 864 834
1 2 3 4 5 6 7
Межбанковские кредиты, млрд.руб. 1086,4 1730,5 2807,4 3322 3602 3616
Межбанковские кредиты от банков-нерезидентов, млрд.руб. 784 1364,8 2136,1 2505 2718 2799
Кредиты Банка России, млрд.руб. 20 14 34 50 65 159,4

В октябре 2008г. Банк России кардинально снизил нормативы обязательных резервных требований к банкам, установив их по всем видам привлеченных ресурсов на уровне 0,5%. По оценкам ЦБ РФ эта мера позволит дать банковскому сектору дополнительную ликвидность в размере 100млрд. рублей. Также в октябре по инициативе правительства был принят пакет законов, направленные на стабилизацию финансового и денежного рынков. Предусматривается, в частности, предоставление банковской системе 950млрд. руб. в форме субординированного кредита сроком на 5лет; предоставление Банком России беззалоговых кредитов кредитным организациям до 6месяцев; государственная гарантия возмещения вкладов физических лиц в коммерческих банках в объеме до 700тыс. рублей на 100%.

Таким образом, проанализировав динамику показателей современного состояния финансовых рынков, можно сделать выводы, что мировой кризис значительно повлиял на функционирование финансовых рынков в России. Как выяснилось, критическое состояние финансового сектора в нашей стране обусловлено не только лишь мировым кризисом - на отечественных финансовых рынках существовало и до него множество проблем, к проявлению которых в данный момент поспособствовал кризис. В таком случае, необходимо рассмотрение путей совершенствования финансовых рынков и возможные изменения в результате осуществления поставленных задач.

2.3 Пути совершенствования финансовых рынков

При исследовании в данной курсовой работе основ функционирования финансовых рынков и проблем, возникающих на них, становится возможной разработка путей совершенствования рынков.

Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. А для этого необходимо осуществление следующей задачи:

· повышение емкости и прозрачности российского финансового рынка. Для этого потребуется внедрить механизмы, обеспечивающие участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширить спектр производных финансовых инструментов и укрепить нормативно-правовую базу срочного рынка; создать возможности для секьюритизации широкого круга активов; повысить уровень информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на российском финансовом рынке.

Определенную роль в развернувшемся финансовом кризисе сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка. По оценке Международной организации комиссий по рынку ценных бумаг, регулирование в данной сфере, применяемое в Российской Федерации, по ряду положений лишь частично соответствует принципам этой организации. Поэтому в нашей стране необходимо:

· развитие и повышение эффективности рыночной инфраструктуры. Для этого потребуется принять следующие меры:

- развитие организованного финансового рынка и консолидация биржевой, инфраструктуры. Характерной чертой российского финансового рынка являются существенные объемы внебиржевого рынка, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых внутри брокеров. В этой связи актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, а организованного рынка в целом, независимо от того в какой форме он существует.

-Обеспечение четких правовых норм формирования и капитализации клиринговой организации российского финансового рынка. Одной из основных причин недостаточной капитализации российского финансового рынка являются недостатки клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка, что создает высокие риски в процессе клиринга и расчетов по сделкам с финансовыми активами. Необходимо создать условия для повышения надежности системы клиринга и расчетов на финансовом рынке и организованном товарном рынке, а также внедрения международных стандартов функционирования этой системы.

-Развитие учетных институтов. Основной задачей развития учетных институтов является снижение рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги, и сокращение сроков проведения операций по счетам депо (лицевым счетам). Необходимо принять меры, направленные на увеличение устойчивости и надежности учетных институтов и повышение прозрачности деятельности регистраторов и депозитариев.

Указанные меры позволят повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, будут способствовать расширению круга инструментов, обращающихся на организованном рынке и снижению рисков.

Если рассматривать финансовые рынки в совокупности как единый рынок, обладающий общими чертами, характерными для его составных частей, то анализ недостатков финансового рынка необходимо осуществлять через изучение взаимодействия составляющих его сегментов. Таким образом, для этого потребуется:

· обеспечение взаимодействия сегментов финансового рынка для более эффективного функционирования рынка в целом. Взаимодействие участников, заимствование идей, инструментов и технологий обогатит все сегменты финансового рынка, приведет к увеличению количества и объемов проводимых сделок, а также повышению их эффективности. Так, например, банковский сектор финансового рынка все более нуждается в расширении выгодных предложений для своих активов и стремится к максимальной диверсификации вложений. С другой стороны, развивающиеся сегменты страдают от недостатка притока, прежде всего, долгосрочных инвестиций. Следовательно, данная мера приведет к совокупному развитию и устоявшихся сегментов, и тех сегментов, которые только начинает свое развитие.

Банковская отрасль в нашей стране развивается достаточно динамично, но проблем у банков еще достаточно много. Одна из важнейших - расширение ресурсной базы банковской системы. Важный источник ресурсов – внешний рынок - доступен преимущественно крупным банкам, поэтому весь объем международных кредитов приходится на 3 группы – банки с иностранным участием, государственные и крупные частные банки. Но можно укрепить ресурсную базу и других, более мелких банков. Например, источниками ресурсов могут стать: рынок капиталов, средства населения (жилищные накопительные вклады, сберегательные сертификаты), средства институциональных инвесторов (пенсионные накопления и страховые резервы) и долгосрочные ресурсы государственных фондов. Сегодня их объем достигает примерно 5трлн. руб., однако большая часть этих средств размещается за рубежом под более низкий процент, чем тот, по которому занимают наши банки и компании там. Поэтому становится необходимой:

· разработка эффективного механизма для размещения средств в финансовых институтах России. Например, участие государства в капиталах банка, долгосрочное рефинансирование, биржевой инфраструктуры и новых рынков. В результате кризисных явлений было принято значительное количество мер по совершенствованию банковской системы. К примеру, в октябре 2008г. Банк России предоставил государственную гарантию возмещения вкладов физических лиц в коммерческих банках в объеме до 700тыс. рублей на 100%.

В 2008 году условия развития мирового финансового рынка осложняются ухудшением его конъюнктуры, обострением кризисных процессов. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке явных зон влияния таких финансовых центров. В результате этого растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. Поэтому на данном этапе развития финансовых рынков необходимо:

· формирование в России самостоятельного финансового центра. Наличие самостоятельного финансового центра в нашей стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России самостоятельного финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

Задача создания в России самостоятельного финансового центра предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке, без чего невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов; повысить привлекательность долгосрочных инвестиций; расширить спектр инструментов, обращающихся на российском финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг; создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры. Таким образом, выполнение этой задачи связано с осуществлением следующей:

· формирование привлекательной системы налогообложения для участников финансового рынка. Действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства, законодательстве о рынке ценных бумаг и часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других финансовых центрах. Поэтому необходимо сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры.

Развитие эффективного финансового рынка невозможно без грамотного контроля со стороны государства. Поэтому одной из первоочередных задач является:

· совершенствование государственного регулирования на финансовом рынке. К тому же непосредственной причиной мирового финансового кризиса большинство современных изданий называют излишне рискованные операции коммерческих банков и отсутствие надлежащего эффективного контроля со стороны Центрального Банка и Правительства России.

Тем не менее, в условиях финансового кризиса, значительно повлиявшего на финансовые рынки, государством проводится значительное количество мер по стабилизации ситуации. К примеру, по Указу Президента РФ Дмитрия Медведева 17 октября 2008 года был учрежден Совет по развитию финансового рынка при Президенте России [3]. Идея создания в России межведомственного координационного органа существовала давно, поскольку сегодня финансовый рынок регулируют несколько структур: ЦБ, ФСФР и Минфин. Предполагается, что Совет будет оперативно анализировать сложные ситуации и вырабатывать предложения для действий ЦБ, ФСФР, Правительства, решать проблемы, связанные со стабилизацией финансового рынка в кризисные периоды, а также оценивать эффективность принимаемых чиновниками мер.

Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является:

· формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Для реализации данной задачи необходимо выполнение вышеприведенных мер, так как они в совокупности будут способствовать формированию положительного представления о российских финансовых рынках. Необходимо преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Таким образом, можно сделать выводы, что совершенствование финансового рынка является одним из самых важных направлений в политике государства, и от того, насколько правильными и адекватными будут действия правительства в ближайшее время, будет зависеть стабильность не только финансовых рынков, но и экономики в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании выполненной работы можно сделать следующие выводы.

Финансовым рынком называется рынок, на котором осуществляется взаимодействие экономических субъектов, предъявляющих спрос и осуществляющих предложение капитала. Данный вид рынка играет существенную роль в социально-экономическом развитии страны, так как реальная экономика и финансовый рынок значительно стимулируют друг друга. Чем выше темпы экономического развития, тем больше спрос на финансовые ресурсы (растет выпуск ценных бумаг, увеличиваются объемы заимствований). Чем больше приходит на финансовый рынок доступных инвестиций, тем энергичнее предприятия начинают развивать новые проекты, охотнее принимаются за реализацию долгосрочных программ, что положительно сказывается на экономическом развитии.

Дискуссионным является вопрос классификации финансовых рынков, так как в литературных источниках выделяются различные виды рынков в зависимости от обращающихся финансовых активов, инструментов и услуг. В процессе исследования выяснилось, что большинство авторов выделяют рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты и рынок золота.

При изучении деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам было выяснено, что основными направлениями деятельности данного органа исполнительной власти являются: развитие эффективного финансового рынка, обеспечение его стабильности, поддержание законности и установленного порядка работы и разработка стратегии дальнейшего развития рынка.

Рассмотрев основные показатели функционирования финансовых рынков в 2004-2008гг., можно сделать следующие выводы. В исследуемый период наблюдалось значительное увеличение капитализации фондового рынка. Так, по объему капитализации на данный момент российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире, а соотношение капитализации к ВВП превысило 75%, что свидетельствует о высоком уровне развития рыночных принципов функционирования экономики. Исследование информационной прозрачности выявило позитивную тенденцию в течение последних четырех лет - индекс транспарентности крупнейших российских компаний S&P повысился до 56 % по сравнению с 46% в 2004г. Также повысилось количество физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке, значительно вырос объем чистого притока средств в открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды по итогам года и понизилось значение показателя волатильности, что имеет положительное значение для устойчивости национального рынка. Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что в ближайшем будущем ожидается дальнейшее успешное развитие финансовых рынков, но в сентябре 2008г. сложилась кризисная ситуация на национальном рынке, что значительно отразилось на его показателях.

Как выяснилось, критическое состояние финансового сектора в нашей стране обусловлено не только лишь мировым кризисом - на отечественных финансовых рынках существовало и до него множество проблем, к проявлению которых в данный момент поспособствовал кризис.

С начала финансового кризиса дефицит внутренних сбережений возрос на 2.2 трлн. руб. Денежные власти оказались заложниками внешних рисков и неразвитой внутренней системы рефинансирования. Банковские кредиты нефинансовому сектору по состоянию на 1 сентября 2008 г. превысили депозиты предприятий и населения на 3.5 трлн. руб. (140 млрд. долл.), наблюдалось снижение капитализации фондового рынка с 1275 млрд. руб. до 1097млрд. руб., или на 14 %.

При анализе проблем, возникающих на финансовых рынках, были сформулированы следующие пути совершенствования:

· повышение емкости и прозрачности российского финансового рынка;

· развитие и повышение эффективности рыночной инфраструктуры;

· обеспечение взаимодействия сегментов финансового рынка для более эффективного функционирования рынка в целом;

· разработка эффективного механизма для размещения средств в финансовых институтах России

· формирование в России самостоятельного финансового центра;

· создание привлекательной системы налогообложения для участников финансового рынка;

· совершенствование государственного регулирования;

· формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка в глазах отечественных и зарубежных инвесторов.

Таким образом, приведенный выше комплекс мер позволит решить основные проблемы, возникающие на финансовых рынках, в том числе и улучшить их состояние в период кризисных явлений. От того, насколько правильным и своевременным будет выполнение данных задач в ближайшее время, будет зависеть стабильность не только финансовых рынков, но и экономики в целом.


ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам: Постановление Правительства от 30 июня 2004 г. N 317( в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.08.2005 N 501, от 20.03.2006 N 148, от 14.12.2006 N 767, от 10.03.2007 N 152).

2. Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы; плана мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы: Распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2006 г. N 793-р.

3. О совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 октября 2008г. N1489.

4. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. – СПб: Питер, 2000. – 752с. 5. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.- 416с.

6. Ковалев В.В. Финансы. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 634с.

7. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.В. Финансы и кредит. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -288с.

8. Полякова Е.В. Финансы и кредит. – Саратов: Издательство СГТУ, 2006. – 97с.

9. Романовский М.В, Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит. – М.: Юрайт-Издат, 2004. - 575с.

10. Чернова Е.Г. Финансы, деньги, кредит. – М.: Издательство Проспект, 2005. – 208с.

11. Азамбекова А.А. Взаимодействие как основа повышения эффективности финансового рынка // Деньги и кредит. – 2008. - №5. – С.58-61.

12.Алексашенко С.А. Кризис 2008: пора ставить диагноз //Вопросы экономики. – 2008. - №11. – С.25-38.

13.Банки и нефинансовый сектор экономики: Россия в контексте мирового опыта// Банковское дело. – 2008. - №10. – С.17-22.

14.Захаров А.В. Нестабильность мировых финансовых рынков: уроки и последствия для России // Деньги и кредит. – 2008. - №6. – С.16-19.

15.Миркин Я.М. Финансовый рынок - наш национальный проект // Банковское дело. – 2008. - №11.– С.8-11.

16.Моисеев С.В. Международный финансовый центр в России // РЦБ. – 2008. -№10. – С.42-45.

17.Текущая макроэкономическая ситуация в России и мире // Банковское дело. – 2008. - №11.– С.17-22.

18. http://www.fcsm.ru

19. http://www.prime-tass.ru

20. http://www.inopressa.ru


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Распределение средств ФСФР России

по целям, задачам и бюджетным целевым программам

Цели, задачи и наименования программы 2005 2006 2007 2008

2009

(планир.)

Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. %
Цель 1 . Защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке

225,1

67,2 406,9 54,6 385,5 51,5 394,4 56,1 458,3 57,1
Тактическая задача 1.1. Обеспечение прав инвесторов через повышение прозрачности эмитентов на фондовом рынке

25,5

7,6 49,5 6,6 48,0 6,4 51,4 7,3 59,4 7,4
Тактическая задача 1.2. Обеспечение защиты законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке через внедрение правоустанавливающих норм на рынке ценных бумаг и в области корпоративного права

18,7

5,6 55,3 7,4 49,1 6,6 49,6 7,1 55,6 6,9
Тактическая задача 1.3. Предупреждение нарушений законодательства на фондовом рынке

180,9

54,0 302,1 40,5 288,4 38,5 293,4 41,7 343,3 42,8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Цель 2. Содействие развитию финансового рынка и его инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка

23,5

7,0 156,3 21,0 131,5 17,6 132,1 18,8 148,1 18,5
Тактическая задача 2.1. Формирование централизованной учетно- расчетной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности организаторов торговли

5,5

1,6 72,0 9,7 22,1 3,0 22,8 3,2 25,3 3,2
Тактическая задача 2.2. Расширение возможностей диверсификации рисков 2,3 0,7 1,7 0,2 12,2 1,6 12,0 1,7 13,5 1,7
Тактическая задача 2.3. Развитие рынка доступного жилья. 5,7 1,7 37,1 5,0 39,6 5,3 39,3 5,6 44,8 5,6
Тактическая задача 2.4. Развитие рынка ипотечных ценных бумаг 4,2 1,3 19,3 2,6 32,3 4,3 34,1 4,9 38,4 4,8
Тактическая задача 2.5. Повышение стабильности российского финансового рынка. 5,8 1,7 26,2 3,5 25,3 3,4 23,9 3,4 26,1 3,3
Цель 3. Обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования, включая негосударственные пенсионные фонды и пенсионные накопления граждан 42,8 12,8 72,6 9,7 99,9 13,3 99,2 14,1 110,0 13,7
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Тактическая задача 3.1. Повышение эффективности накопительной части пенсионной системы (межведомственная задача ФСФР России и Минфина России) 5,3 1,6 4,3 0,6 4,9 0,7 5,8 0,8 6,8 0,8
Тактическая задача 3.2. Расширение использования механизмов негосударственного пенсионного обеспечения 4,1 1,2 6,9 0,9 15,2 2,0 14,5 2,1 16,1 2,0
Тактическая задача 3.3. Предотвращение нарушений законодательства о пенсионном обеспечении и пенсионном страховании 12,3 3,7 25,5 3,4 29,4 3,9 29,6 4,2 32,7 4,1
Тактическая задача 3.4. Создание условий для привлечения средств через инструменты рынка коллективных инвестиций 3,7 1,1 5,1 0,7 16,0 2,1 15,2 2,2 16,8 2,1
Тактическая задача 3.5. Предотвращение нарушений законодательства об инвестиционных фондах 17,4 5,2 30,8 4,1 34,4 4,6 34,1 4,9 37,6 4,7
Итого по программной деятельности 291,4 86,9 635,8 85,3 616,9 82,4 625,7 89 716,4 89,3
Непрограмная деятельность 43,8 13,1 109,7 14,7 131,9 17,6 77,2 11 86,0 10,7
Итого бюджет ФСФР 335,2 100 745,5 100 748,8 100 702,9 100 802,4 100

Приложение 2

Оценка платежей в федеральный бюджет

Вид платежа 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.

2009г.

(прогноз)

Государственная пошлина за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг (в тыс. рублей) 292780,5 281500 304000 328300 354600
Государственная пошлина за совершение регистрационных действий, связанных с паевыми инвестиционными фондами и с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг (в тыс. рублей) 4090,3 2200 3100 3400 3500
Государственная пошлина за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами территории Российской Федерации (в тыс. рублей) 666,0 100 100 100 100
Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации (в тыс. рублей) 3865,2 4400 2700 2500 2200
Прочие лицензионные сборы, зачисляемые в федеральный бюджет (в тыс. рублей) 245,2 - - - -
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг (в тыс. рублей) 28993,8 800 22300 21800 21200
Прочие доходы федерального бюджета от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 2068,9 - - - -
Итого: (в тыс. рублей) 332748,5 289000 332200 356100 381600

Приложение 3

Основные показатели

функционирования финансовых рынков в 2004-2008гг.

Показатели

ед.

2004

2005

2006

2007

2008

Целевое значение (срок достижения)
Соотношение объема финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке и объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий % 7,2 10 13 17 20 30 (2014)
Капитализация фондового рынка по отношению к ВВП % 40,9 62,7 65 67 80 100 (2015)
Прирост количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке (отношение к базе – значению на 2004 год, составляющему 3 557 064 физических лиц) % база 3 5 8 10 850 (2050)
Индекс транспарентности российских компаний % 46 50 53 54,6 56 65 (2010)
Доля российских фондовых бирж в совокупном биржевом обороте российских акций по итогам отчетного года % 25,1 46,9 50 60 70 75 (2009)
1 2 3 4 5 6 7 8
Доля внебиржевых сделок, совершенных профессиональными участниками, по отношению к суммарному объему биржевых и внебиржевых сделок, совершенных профессиональными участниками % - 114,4 92 80 75 10 (2020)
Количество выпусков корпоративных эмиссионных ценных бумаг, прошедших публичное размещение в течение отчетного года Ед. 108 167 175 190 200 не применимо
Волатильность российского рынка акций % н/д 19,8 18 16 14 10 (2011)
Доля стоимости чистых активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов под управлением 10 крупнейших управляющих компаний в процентах от общей стоимости чистых активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов % 80 78 70 65 60 50 (2015)
Объем чистого притока средств в открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды по итогам года, в процентах от общей стоимости чистых активов открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов на начало периода % 22 21,4 20 20 21 -

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  222  223  224   ..