Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  221  222  223   ..

 

 

Финансовые ресурсы. Финансовая система страны

Финансовые ресурсы. Финансовая система страны

Московский институт права


2. Финансовая система страны

Обратимся к учебнику "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором говорится, что финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: Система финансов в целом — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Понятие "система финансов" является развитием более общего понятия "финансы" в широком смысле. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения. Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, дается следующее определение: финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. Проходя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию. Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Финансовые звенья — это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы. Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений — финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с другом.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: в целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

1) государственных и муниципальных финансов;

2) финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис. 2.

В учебнике "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева говорится, что финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.(Рис.3 ) В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений. Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы(государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств). Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, в составе финансовой системы РФ выделяются две важнейшие части: централизованные и децентрализованные финансы.

Снова обратимся к учебнику "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором говорится, что основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и по внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: государственные и муниципальные финансы:

• бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов федераций, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов);

• целевые внебюджетные фонды;

• государственный кредит.

Обратимся к учебнику "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором так же говорится, что централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, не выделяется отдельно государственный кредит, там говорится, что централизованные публичные финансы —объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: в настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себя три автономных звена:

• республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;

• бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, так же говорится, что действующая бюджетная система РФ — трехуровневая. Бюджеты — финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий. В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты — местными органами самоуправления.

Обратимся к учебнику "Финансы", выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором так же говорится, что Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня. Бюджеты субъектов Российской Федерации включают: (а) 21 бюджет республик в составе Российской Федерации; (б) 6 бюджетов краев; (в) 49 бюджетов областей (г) бюджет автономной области; (д) 10 бюджетов автономных округов; (е) бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включают: (а) 1867 бюджетов районов; (б) 1091 бюджет городов; (в) 329 бюджетов городских районов и округов; (г) 1922 бюджета поселков городского типа; (д) 24 444 бюджета сельских администраций. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: по признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы:

• внебюджетные фонды социального назначения;

• внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера.

Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения.

По данным учебника выпущенного под ред. Профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило широкое развитие в России. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Очевидно, что в условиях рыночной экономики, тесной взаимосвязи реализации денежно-кредитной и финансовой политики, традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено и в широком, современном его понимании включать и систему Центрального банка.

Обратимся к учебнику "Финансы", выпущенному, под редакцией В.В. Ковалева, в котором так же в качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты которые обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как (а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и (б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов. Государственные и муниципальные займы — это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств. В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: (а) бюджетные учреждения; (б) государственные и муниципальные унитарные предприятия; (в) российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; (г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: финансы хозяйствующих субъектов:

• коммерческие предприятия и организации;

• финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

• некоммерческие организации.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности — относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время существенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

• финансы коммерческих предприятий и организаций;

* финансы некоммерческих организаций.

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств. Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институциональной форме —как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка: децентрализованные финансы Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некомерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства. Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ. В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.). Выполнение этих принципов определяет, стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

Обратимся к учебнику "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором говорится, что среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы. Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: общее управление финансами осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные проработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам (с теоретических позиций название явно неудачное, так как бюджет, налоги — все это относится к финансам). Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйственное законодательство) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов. Для контроля над выполнением финансового законодательства со стороны представительных органов власти организован специальный контрольный орган — Счетная палата РФ, председатель которой назначается Государственной Думой на шесть лет. Сфера деятельности Счетной палаты — контроль над федеральной собственностью и федеральными финансовыми средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ. Наряду с Федеральным Собранием регламентация деятельности финансовой системы осуществляется непосредственно Президентом — в форме указов, многие из которых имеют важное значение в регулировании финансовых отношений, особенно в сфере налогов. Правительство также издает постановления и распоряжения, создающие нормативную базу управления финансами. Таким образом, на основе законов, указов Президента и постановлений Правительства реализуется финансовая политика и создается нормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. № 273. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, В целях усиления координации деятельности с Министерством по налогам и сборам Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации их руководители входят в состав коллегии Министерства финансов. Российской Федерации. Право создавать департаменты в центральном аппарате министерства предоставлено Министру финансов РФ. Важнейшими структурными подразделениями Министерства финансов РФ являются департаменты:

• налоговой политики;

• межбюджетных отношений;

• оборонного комплекса и правоохранительных органов;

• макроэкономической политики и банковской деятельности;

• управления государственным внутренним долгом;

• управления государственным внешним долгом;

• международных финансовых организаций;

• отраслевого финансирования и ряд других.

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех налогов и обязательных платежей.

Министерство государственного имущества РФ также имеет непосредственное отношение к сфере финансов. Оно призвано, эффективно управляя государственным имуществом, обеспечивать значительную часть доходов бюджета. Осуществляя программу приватизации, министерство способствует также экономии государственных расходов на дотации неэффективным государственным предприятиям. Кроме того, реализация части национального богатства на открытых аукционах является дополнительным источником поступления средств в бюджет.

Федеральная комиссия по ценным бумагам регулирует финансовый рынок, деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка, способствует переливу капитала в более эффективные секторы экономики и тем самым развитию доходной базы бюджета.

Система Центрального банка Российской Федерации является важнейшим органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Одновременно она выполняет регулирующие и контрольные функции по отношению ко всем коммерческим банкам и кредитным организациям.

Непосредственное управление финансами в коммерческих и некоммерческих организациях осуществляют финансовые (бухгалтерские) службы этих предприятий

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, говорится, что к ним относятся комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, финансово-контрольный аппарат Администрации Президента РФ, Министерство финансов РФ и подведомственные ему федеральные службы (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Финансовая служба страхового надзора, Финансовая служба финансово-бюджетного надзора), Федеральная таможенная служба, Минэкономразвития России. На уровне субъектов Федераций функционируют комиссии по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и финансовые институты исполнительных органов, аналогичные федеральным. На местах действуют подобные финансовые институты управления. У хозяйствующих субъектов вопросами финансов занимается финансово-бухгалтерская служба. В домашнем хозяйстве финансовыми потоками регулируют либо глава данного коллектива, либо специально выделенный член домохозяйства.

Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера). В процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные средства (агрегаты): наличные деньги (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах, в кредитных учреждениях, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов. Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое. По сложности различают односторонние, двусторонни и многосторонние денежные потоки. В односторонних потоках денежные средства идут в одном направлении. Сводный финансовый баланс Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды — бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов — около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.


Выводы

Проанализировав источники литературы, можно сделать следующие выводы:

В учебнике для вузов выпущенному под ред. Профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти ( Москва: Юрайт, 2004г.) тема "финансовые ресурсы" рассмотрена на примере финансовых ресурсов предприятия, приведена схема их формирования, раскрыто понятие финансовых ресурсов в целом и описываются различные виды деятельности, которые опосредствуются денежными потоками.

В учебнике "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева понятие финансовых ресурсов раскрыто и приведены источники формирования финансовых ресурсов субъектов финансовых отношений.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка очень подробно рассмотрено понятие финансовые ресурсы, раскрыт процесс их возникновения в процессе расширенного воспроизводства, раскрыто специфическое содержание финансовых ресурсов.

В учебнике для вузов выпущенному под ред. Профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти ( Москва: Юрайт, 2004г.) приведена схема (рис.2) финансовой системы страны, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:1) государственных и муниципальных финансов;2) финансов хозяйствующих субъектов, т.е. в нем не рассматриваются финансы домашних хозяйств. Государственные и муниципальные финансы представлены бюджетной системой, целевыми внебюджетными фондами; государственным кредитом. Раскрыто устройство бюджета. В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделены сферы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций. Рассмотрено управление финансами, приведены важнейшие структурные подразделения Министерства финансов РФ.

В учебнике "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева говорится, что финансовая система может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления и приведена схема. (рис.3) Централизованные финансы представлены бюджетной системой, и также государственным и муниципальным кредитом. среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций, особое значение имеют финансы финансовых посредников, финансы домохозяйств так же имеют значительную роль.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка очень подробно рассмотрено понятие финансовой системы, даны определения финансовой категории, финансового звена, сферы. Не выделяется отдельно государственный кредит, там говорится, что централизованные публичные финансы —объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некомерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства. Управление финансовыми звеньями и сферами осуществляется специальными институтами (на различных уровнях государственной власти, у хозяйствующих субъектов, в домашнем хозяйстве). Дано понятие денежных фондов и потоков. Сводный финансовый баланс.


Рисунок 1 Общая схема финансовых ресурсов предприятия

Рисунок 2по учебнику "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева


Рисунок 3. Подсистемы и звенья системы финансов (По данным учебника выпущенного под ред. про-фессора М.В. Ром


Список используемой литературы

1. "Финансы" учебник под редакцией доктора экономических наук, профессора В.В. Ковалева, 2-е издание, переработанное и дополненное, М:.ТК Велби, издательство Проспект, 2007г.

2. "Финансы" учебник для студентов вузов, под редакцией Г.Б.Поляка, 3-е издание переработанное и дополненное, М:.ЮНИТИ-ДАНА, 2008г.

3. "Финансы" учебник для вузов, под редакцией профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти, М:.Юрайт-М, 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  221  222  223   ..