Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  285  286  287   ..

 

 

МБП

МБП

. Задачи учета МБП.


1.1 Понятие МБП.


В процессе своей хозяйственной деятельности каждая организация приобретает и использует большое количество предметов, которые учитываются не в составе основных средств, а в составе средств в обороте. Такие предметы в бухгалтерском учете принято называть малоценными и быстро изнашивающимися предметами (МБП) .

Основными критериями, служащими для отнесения того или иного предмета к МБП, является срок его службы и стоимость приобретения. МБП это средства труда, которые как и оснсвные средства, многократно участвуют в производственном процессе и включаются в затраты на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) частями по мере износа.

Прежде всего, необходимо отметить, что в составе МБП учитываются предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости (такие предметы называют быстроизнашивающимися).

Другим критерием отнесения к МБП предметов, используемых в организации, является верхний предел стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, определяющий необходимость отнесения того или иного предмета к МБП или к основным средствам.

Данный предел устанавливается централизовано для всех организаций Министерством Финансов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 45 Положентя о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 года N 170 и Указом Президента РФ от 8 мая 1996 года N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой иплатежной дисциплины.", к МБП следует относить имущество предел стоимости которого не превышает 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Транспортные средства независимо от их стоимости, относятся к категории основных средств.


1.2 Задачи учета МБП.


Бухгалтерия предприятия при учете МБП обязана обеспечить:

- их своевременное и полное оприходование и расчеты с поставщиками

- контроль за сохранностью МБП по материально ответственным лицам и в местах их эксплуатации

- выявление фактической себестоимости по приобретенным МБП

- контроль за соблюдением нормативных сроков их службы

- правильное и точное включение в издержки производства затрат, связанных с использованием МБП

- своевременное и правильное оформление пришедших в негодность (изношенных), испорченных или утерянных инструментов, производственной одежды и обуви, форменной одежды и хозяйственного инвентаря.


2. Учет МБП.


2.1 Классификация МБП.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету МБП от 18 октября 1979 года N 166, учет МБП ведется в организации как правило по следующим группам:

- инструменты и приспособления общего назначения - режущий, абразивный, слесарно-монтажный и подобный им инструмент, измерительные приборы и приспособления, которые имеют универсальное применение и употребляются при изготовлении различных видов продукции;

- специальные инструменты и специальные приспособления-инструменты, штампы, пресс-формы и подобные им предметы, используемые для выполнения только одного индивидуального заказа или производства определенных изделий (изготовление деталий и узлов, сборка и испытание изделий в целом и т. д.);

- сменное оборудование - многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам (фондам) и другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валики (рабочие и опорные), фурмы воздушные, мульды различного назначения, желоба для разливки и заливки металла, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т. п.;

- технологическая тара - тара, многократно используемая непосредственно в технологическом процессе (контейнеры для транспортировки отдельных деталей, поддоны и т. п.);

- производственный инвентарь - предметы производственного назначения, которые создают условия для осуществления и облегчения технологических операций, - рабочие столы, верстаки, оборудование, способствующее охране труда,шкафы,стеллажи,лари, тумбочки и т. п.;

- хозяйственный инвентарь - конторская и другая мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы, портьры и т. п.), вешалки, гардеробы, телефонные аппараты, противопожарный инвентарь и т. д.;

- специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления - комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы и т. п.;

- постельные пренадлежности - матрацы, подушки, одеяла, простыни, наволочки, полотенца и т. п. (за исключением постельных пренадлежностей гостиниц, которые относятся к основным средствам, независимо от стоимости);

- прочие МБП - столовая посуда и столовые пренадлежности, инвентарь для специально-культурных мероприятий, спортивный и туристский инвентарь, брезент и др.

Это основная классификация МБП, в пределах этих групп организации могут устанавливать более детализированную группировку предметов.

Также МБП могут разделять на предметы на складе и в эксплуатации. Существуют и другие классификации МБП.


2.2. Требования предъявляемые к учету МБП.


Бухгалтерский учет МБП должен обеспечить:

- контроль за сохранностью МБП в местах их хранения и эксплуатации;

- правильное и своевременное оформление документами операций по движению МБП;

- своевреьенное получение точных данных о наличии МБП;

- правильное исчисление суььы погашения стоимости предметов, находящихся в эксплуатации, и отнесение ее на себестоимость продукции, затраты непромышленных хозяйств, накладные расходы и т.п.;

Для правильной организации учета МБП необходимо:

- обеспечить условия для нормального их хранения на складах и функционирования в эксплуатации;

- размещать МБП в местах их хранения и эксплуатации таким образом, чтобы иметь возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия;

- установить круг лиц, на которых возлагается ответственность за приемку, хранение и отпуск предметов, за правильное и своевременное оформление этих операций; заключить в установленном порядке с соответствующими лицами письменные договоры о материальной ответственности;

- опредилить должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получуние, отпуск и списание МБП;

- установить четкую систему документооборота и строгий порядок оформления операций по движению этих предметов;

- проводить в надлежащие сроки в установленном порядке инвентаризации, а также контрольные выборочные проверкиналичия предметов на складах и в эксплуатации и своевременно отражать в бухгалтерском учете результаты инвентаризаций и проверок.


2.3. Оценка МБП.


Для обобщения информации о наличии и движении пренадлежащих предприятиюмалоциенных и быстроизнашивающихся предметов, хозяйственного инвентаря, инструментов и приспособлений общего и специального назначения предназначен счет 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов, утвержденной приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991года N 56, с учетом изменений внесенных приказом Минфина РФ от 28 декабря 1994 года N 173, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются на счете 12 по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, а также прчие самостоятельно изготовленные МБП учитываются на этом счете по фактической себестоимости их возведения (изготовления). Фактическая себестоимость, которая отаржается по дебету счета 12, складывается из стоимости по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке этих ценностей в организацию.

Счет 12 активный. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется по однородным группам в соответствии с группировкой, установленной в организации, с подразделением на предметы, находящиеся на складе, и предметы находящиеся в эксплуатации. С этой целью к счету 12 открывают следующие субсчета:

12/1- "МБП в запасе".

12/2- "МБП в эксплуатации".

12/3- "Временные нетитульные сооружения" и другие.

Фактическая себестоимость приобретения ( заготовления) малоценных и быстроизнашивающихся предметов складывается из стоимости по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке этих ценностей в организацию.

При учете малоценных и быстроизнашивающихся предметов по учетным ценам разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов". Этот счет предназначен для обобщения информации о раницах в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах. Сумма этих разниц списывается в дебет или кредит счета 16 со счета 15 "Заготовление и приобретение материалов".

2.4. Учет поступления МБП. Учет МБП на складе.

Документальное оформление и учет операций, связанных с поступлением МБП осуществляется в соответствии с Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденными письмом Минфина СССР от 30 апреля 1974 года N 103.

Согласно этому письму приемка и оприходование материалов и тары (под материалами), поступающих от поставщиков, оформляются соответствующими складами предприятия и стройки, как правило, путем составления приходных ордеров, выписываемых на основании расчетных и других сопроводительных документов поставщиков. Приходные ордера должны выписываться на фактическое количество ценностей. В случаях перевозки грузов автотранспортом приемка материалов, поступающих на рпедприятие (стройку), осуществляется на основании товарно-транспортной накладной, полученной от грузоотправителя. Поступление МБП на склад оформляется теми же первичными документами, что и поступление материалов, а именно - приходными ордерами формы N М-4, а при необходимости - актами приемки формы N М-7.

Формы первичной учетной документации утверждены постановлением Госкомстата СССР от 28 декабря 1989 года N 241. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.

Приходные ордера и приемные акты на опричодование материальных ценностей составляется в день их поступления. Приходные ордера выписываются на фактически принятое количество ценностей. При установлении несоответствия поступивших материалов их ассортименту, качеству и количеству, указанным в документах поставщика, составляется акт о приемке материалов (форма N М-7) в двух экземплярах.