Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  175  176  177   ..

 

 

Бухгалтерский учет на МП

Бухгалтерский учет на МП


Схема1

Активные счета

Дебет

Кредит

Сальдо (остаток) хозяйственных средств на начало месяца

Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение

Хозяйственные операции, вызывающие (+) увеличение

Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц

Сумма хозяйственных операций составит оборот

Сальдо (остаток) на конец месяца равно сальдо на начало месяца + оборот по дебету - оборот по кредиту

Схема2

Пассивные счета

Дебет

Кредит

Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение

Сальдо (остаток) источников хозяйственных средств на начало месяца

Хозяйственные операции, вызывающие (+) увеличение

Сумма хозяйственных операций составит оборот

Сумма хозяйственных операций составит оборот

Сальдо (остаток) на конец месяца равно сальдо на начало месяца + оборот по кредиту - оборот по дебету

Раздел

Наименование счета

Номер счета

Группируемые счета

1

2

3

4

Основные средства и иные внеоборотные активы

Основные средства

01

01, 03, 04

Износ основных средств

02

02, 05

Капитальные вложения

08

08

Производственные запасы

Материалы

10

07, 10, 11, 12, 15, 16

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

19

19

Затраты на производство

Основное производство

20

20, 21,23,25, 26, 28, 30, 44

Готовая продукция, товары и реализация

Товары

41

40,41

Реализация

46

45, 46, 47, 48

Денежные средства

Касса

50

Расчетный счет

51

Валютный счет

52

Специальные счета

55

55, 56, 57

Финансовые вложения

58

06, 58

Расчеты

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60

63

Расчеты бюджетом

68

67, 68

Расчеты по страхованию

69

65, 69

Расчеты по оплате труда

70

70

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76

61,62,63,64,71,

Финансовые результаты и

Прибыли и убытки

80

80, 81

использование прибыли

Уставный капитал

85

Капитал и резервы

Добавочный

87

Нераспределенная прибыль

88

86, 88, 89

Кредиты банка и

Кредиты и другие

90

92, 93, 94, 95, 96



№ п/п

Дата и № документа

Содержание операций

Сумма, руб

Счета бухгалтерского учета

01

10 «Материалы»

50

51

85

90 «Краткосрочные кредиты банка»

60

70

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начальное сальдо

100 000

50 000

-

20 000

-

1000

-

29 000

-

60 000

-

20 000

10 000

10 000

1.

3.01

Получено в кассу с расчетного счета

10 000

10 000

2

4.01

Оплачена задолжен- ность постав-щикам за счет кредитов

5 000

5000

5000

3

4.01

Поступили материалы от поставщиков

20 000

20 000

20 000

4

5.01

Выдана зарплата работникам

10 000

10 000

10 000

Оборот

45 000

-

-

20 000

-

10 000

10 000

-

10 000

-

-

5000

5000

20 000

10 000

-

Конечное сальдо

50 000

-

40 000

-

1000

-

29 000

-

60 000

-

25 000

-

25 000

-

-

Баланс (начальный)

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс. руб.

1. Основные средства

50 000

1. Уставный капитал

60 000

2. Материалы

20 000

2. Кредиты банка

20 000

3. Касса

1 000

3. Расчеты с поставщиками

10 000

4. Расчетный счет

29 000

4. Расчеты по оплате труда

. 10000

Баланс

100 000

Баланс

100 000

10 000 руб.

Активный счет

Счет «Основные средства»

Пассивный счет

Счет «Уставной капитал»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо 50 000

Сальдо 60 000

Оборот -

Оборот -

Оборот

Оборот -

Сальдо 50 000

Сальдо 60 000

Счет «Материалы»

Счет «Краткосрочные кредиты»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо 20 000

Сальдо 20 000

3) 20 000

2) 5 000

Оборот 20 000

Оборот

Оборот 5 000

Сальдо 40 000

Сальдо 25 000

Счет «Касса»

Счет «Расчеты с поставщиками»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо 1 000

Сальдо 10 000

1) 10 000

4) 10 000

2) 5 000

3) 20 000

Оборот 10 000

Оборот 10 000

Оборот 5 000

Оборот 20 000

Сальдо 1 000

Сальдо 25 000

Счет «Расчетный счет»

Счет «Расчеты по оплате труда»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо 29 000

Сальдо 10 000

1) 10 000

4) 10 000

Оборот -

Оборот 10 000

Оборот 10 000

Оборот -

Сальдо 19 000

Сальдо

Дебет счета «Расчеты с поставщиками» ,

Кредит счета «Краткосрочные кредиты» )

Дебет счета «Материалы»

Кредит счета «Расчеты с поставщиками»

Дебет счета «Расчеты по оплате труда»

Кредит счета «Касса»

Баланс (конечный)

Актив

Сумма, руб.

Пассив

Сумма, руб

1. Основные средства

50000

1. Уставный капитал

60 000

2. Материалы

40000

2. Кредиты банка

25 000

З.Касса

1000

3. Расчеты с поставщиками

25 000

4. Расчетный счет

19000

4. Растем по оплате труда

-

Баланс

110000

Баланс

110 000

При автоматизации бухгалтерского учета используются различные программы. Рынок бухгалтерских программ насыщен сравнительно недорогими, но достаточно мощными программами (особенно для малых и средних предприятий).

В программе «1С: Бухгалтерия» существуют два вида типовых операций: обычные и особый вид операций «документы и расчеты». Последние операции формируют проводки не в момент ввода, а в момент расчета, т. е. при изменении алгоритма такой операции или при изменении внешних данных проводки будут перестроены автоматически.

Программа формирует необходимые бухгалтерские сводные регистры - сальдово-оборотные ведомости, журналы-ордера, "шахматки", журналы по счетам, анализ счета и т. д. - все те формы, которые необходимы бухгалтеру для расчета итоговых данных, формирующих бухгалтерскую отчетность. Разные виды отчетов можно подготовить с помощью различных параметров. Используя режим формирования произвольных отчетов, можно изменять существующие и создавать новые отчеты и справки как для внутреннего учета, так и для внешней отчетности.

В качестве примера использования программы «1С: Бухгалтерия» в приложении приводится обортно-сальдовая ведомость, «шахматка», анализ некоторых счетов и субсчетов.

Программа «1С: Бухгалтерия» способна работать при любых изменениях, вызванных законодательством. Бухгалтер может и сам вносить коррективы в План счетов, схемы проводок, перечень объектов аналитического учета, формы документов и регистров.

Рассмотренные выше формы бухгалтерского учета широко применялись/применяются в отечественной практике, однако переход на Международные стандарты учета и отчетности, условия рыночной экономики настоятельно требуют совершенствования используемых форм учета, в максимальной степени сохраняя положительные качества.

Федеральным законом1 и распоряжением Правительства Российской Федерации2 для малых предприятий установлены упрощенные процедура и формы отчетности.

1. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 14.06.95г. №88-Ф3.

2.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.10.94г. №1389р.


2.4.2 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Малые предприятия с численностью до 15 человек, подпадающие под действие Федерального закона № 222-ФЗ (принятого 29.12.95 г.), могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов устанавливается

Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации

Книга учета доходов и расходов предъявляется в налоговый орган при получении патента. В ней указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков.

Запись в книгу производится в хронологической последовательности хозяйственных операций на основе первичных документов. Пример заполнения Книги учета доходов и расходов представлен ниже:

I. Доходы и расходы

Форма № 0720320 с.

Регистрация

Сумма

п/п

Дата и номер первичного документа

Содержание операции

Доходы -всего

В том числе не принима-емые для расчета налога

Расходы -всего

В том числе не принима-емые для расчета налога

1

10.07,

п/п № 23

Поступила выручка за ремонтные услуги

40 000

2

30.08,

пут. лист № 8

Израсходован бензин по путевым листам

12000

3

01.09,

п/п № 67

Получено безвозмездно от АО "У"

25 000

4

04.09, авансовый отчет

Оприходованы и переданы сотрудникам материалы и комплекту-ющие

21 000

04.09, авансовый отчет

НДС, уплаченный по канцелярским товарам

4 200

5

10.09,

п/п № 561

Поступила выручка за консультаци

15 000

6

15.09,

авансовый отчет

Ремонт автомобиля

3 500


15.09, авансовый отчет

НДС за ремонт автомобиля

700

7

16.09, выписка банка

Услуги сторонних организаций

13 000

16.09, выписка банка

НДС за услуги

2 600

8

28.09, расчетная ведомость

№ 9

Начислена заработная плата

6 000

6 000

9

28.09, справка

Отчисления в страховые фонды

2 400

10

29.09,

акт

Приобретен и оприходован компьютер

5 100

5 100

29.09, акт

НДС за компьютер

1 200

1 200

11

30.09, справка

Амортизация основных средств

450

450

Итого за III квартал

80 000

72 150

12 750

Всего за год

80 000

72 150

12 750

II. Расчет совокупного дохода

Форма № 0720320 с.

Наименование показателя

Код стр.

1990 г.

I квартал

6 месяцев

9 месяцев

год

1

2

3

4

5

6

Валовая выручка

100

-

-

80 000

Расходы

110

59 400

Совокупный доход

120

20 600

Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Объектом обложения единым налогом организации являются совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.

Совокупный доход организации исчисляется как разность между валовой выручкой и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) без сумм начисленной оплаты труда.

Валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) и имущества, а также нереализационных доходов.

По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.


Заключение

В результате проделанной работы мною были усвоены понятия и правила организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях и получены практические навыки. В соответствии с действующим законодательством, МП могут осуществлять бухгалтерский учет по упрощенной системе:

1. Малые предприятия со среднесписочной численностью свыше 15 человек могут организовывать бухгалтерский учет по одной из двух форм учета:

- с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия (ведомости учета по форме с № В-1 по № В-9);

- простой форме – без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. (Книга учета хозяйственных операций)

Обе формы используют систему двойной записи, что отражено в примере.

2. Малые предприятия с численностью работающих до 15 человек могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. (учет ведется в Книге учета доходов и расходов без использования счетов и двойной записи.)

3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета повышает контрольное значение и облегчает ведение учета.

4. Необходимо совершенствовать используемые формы учета, в максимальной степени сохраняя положительные качества.


Список литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. — М.: Проспект, 1998.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 г. № 56 и рекомендованы для применения на территории управления Российской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства финансов РСФСР от 19.12.91 г. № 18-5, с изменениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.94 г. № 173, от 28.07.95 г. № 81 и от 17.02.97 г. № 15.

5. «О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности». Приказ Минфина РФ от 22.02.96 г. № 18.

6. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н.

7. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Федеральный закон от 29.12.95 г. № 222-ФЗ.

8. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник.-М.:Финансы и статистика, 1998.

9. Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет в малом предпринимательстве – М.:Финансы и статистика, 1997.

10 Кондаков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА – М, 2000.й