Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях
Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КООПЕРАЦИИ
Кафедра
бухгалтерского
учета
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Тема: Бухгалтерский
учет и отчетность
в бюджетных организациях
Дипломник:
Фадеева (Шмакова)
Надежда Евгеньевна УС6
– 337 – 97, 1 поток, 5
группа
Научный
руководитель:
К.Э.Н., ст.
преподаватель
Чувикова Вера
Васильевна
Допущено
к защите:
зав. кафедрой
бухгалтерского
учета Бархатов
Анатолий Петрович
__________________
Москва – 2001
Содержание
Введение 5
Глава
1. Организация
бухгалтерского
учета в
бюджетных организациях. 7
1.1.
Основы организации
бухгалтерского
учета в бюджетных
организациях. 7
1.2.
Единство системы
бюджетного
учета. 12
1.3.
Баланс и План
счетов бухгалтерского
учета исполнения
смет доходов
и расходов
организаций,
состоящих на
бюджете. 14
1.4.
Мемориально-ордерная
и журнально-ордерная
формы ведения бухгалтерского
учета. 20
1.5.
Первичные
учетные документы
и документооборот
бюджетного
учреждения.
Регистры
бухгалтерского
учета. 24
Глава
2. Особенности
ведения бухгалтерского
учета в учреждениях
непроизводственной
сферы. 27
2.1.
Общая характеристика
бюджетного
учреждения. 27
2.2.
Учет денежных
средств и расчетов
в Департаменте
Народного
Образования. 29
2.2.1.
Учет операций
по расчетному
счету. 29
2.2.2.
Формы безналичных
расчетов и их
учет. 30
2.2.3.
Учет кассовых
операций. 32
2.2.4.
Учет расчетов
с поставщиками
и подрядчиками. 34
2.2.5.
Учет расчетов
с подотчетными
лицами. 35
2.2.6.
Учет расчетов
с разными дебиторами
и кредиторами. 36
2.3.
Учет оплаты
труда в Департаменте
Народного
Образования. 38
2.3.1.
Виды, формы и
система оплаты
труда, порядок
ее начисления. 38
2.3.2.
Аналитический
учет оплаты
труда. 41
2.3.3.
Синтетический
учет оплаты
труда. 43
2.3.4. Учет расчетов
по социальному
страхованию
и обеспечению. 45
2.4.
Учет основных
средств в
Департаменте
Народного
Образования. 46
2.4.1.
Задачи, состав
и оценка основных
средств. 46
2.4.2. Документальное
оформление
движения основных
средств. 48
2.4.3. Аналитический
учет основных
средств. 49
2.4.4.
Синтетический
учет наличия
и движения
основных средств. 50
2.4.5.
Учет износа,
ремонта и выбытия
основных средств. 53
2.4.6.
Инвентаризация
основных средств. 54
2.5.
Учет материальных
запасов в
Департаменте
Народного
Образования. 55
2.5.1.
Задачи и организация
учета материалов. 55
2.5.2.
Классификация
и оценка материальных
запасов. 56
2.5.3.
Документальное
оформление
поступления
и расходования
материалов. 58
2.5.4.
Учет материалов
на складах и
в бухгалтерии. 60
2.5.5.
Синтетический
и аналитический
учет материалов. 61
2.5.6.
Особенности
учета малоценных
предметов. 64
2.5.7.
Инвентаризация
материальных
запасов. 66
Глава
3. Бухгалтерская
отчетность
Департамента
Народного
Образования. 67
3.1.
Виды и назначение
отчетности,
порядок ее
составления. 67
3.2.
Состав бухгалтерской
отчетности. 69
3.3.
Баланс исполнения
сметы доходов
и расходов,
отчет об исполнении
сметы доходов
и расходов по
бюджетным
средствам. 70
Заключение 77
Литература 78
Введение
К бюджетным
относятся
организации,
основная деятельность
которых полностью
или частично
финансируется
за счет средств
бюджета на
основе смет
доходов и расходов
(бюджетной
сметы). Обязательным
условием является
открытие
финансирование
по смете и ведение
бухгалтерского
учета и отчетности
в порядке,
предусмотренном
для бюджетных
организаций.
Особенности
бухгалтерского
учета в учреждениях
непроизводственной
сферы определяются
законодательством
о бюджетном
устройстве
и бюджетном
процессе, Инструкцией
по бухгалтерскому
учету в бюджетных
учреждениях
и организациях,
утвержденной
Приказом Министерства
финансов РФ
от 30.12.99 г. №107н и
зарегистрированной
в Минюсте России
28.01.00 г., регистрационный
№2064 т другими
нормативными
документами,
содержащими
указания по
учету и отражению
в балансе операций
организаций
и учреждений,
состоящих на
бюджете.
К особенностям
бухгалтерского
учета в бюджетных
организациях
относят:
организацию
учета в разрезе
статей бюджетной
классификации;
контроль
исполнения
сметы расходов;
выделение
в учете кассовых
и фактических
расходов;
отраслевые
особенности
учета в учреждениях
бюджетной
сферы (образование,
здравоохранение).
Хорошо поставленный
бухгалтерский
учет позволяет
не только выявить
скрытые резервы,
обнаруживать
нарушение
режима экономии
плановой и
финансово-бюджетной
дисциплины,
но и предупреждать
и вовремя устранять
возможные
потери и необоснованные
затраты.
Совершенствование
бухгалтерского
учета, усиление
его контрольных
функций за
финансовой
и хозяйственной
деятельностью
организации
– основа укрепления
финансово-бюджетной
дисциплины.
Осуществляя
сплошное и
непрерывное
отражение всех
операций, связанных
с исполнением
сметы расходов
по бюджету,
бухгалтерский
учет позволяет
не только
систематически
сопоставлять
их с утвержденными
нормативами
и сметами, но
и устанавливать
причины отклонений
фактических
расходов от
утвержденных
нормативов
и смет, выявлять
наиболее
целесообразные
нормы расходов
и повышать
уровень бюджетного
и сметного
планирования
в целом. Чем
точнее учет,
тем выше качество
планирования.
Используя
информацию
бухгалтерского
учета, руководители
учреждений
могут оперативно
принимать меры,
по устранению
просчетов и
отклонений
от утвержденных
нормативов
в ходе хозяйственной
и финансовой
деятельности.
С помощью
бухгалтерского
учета в каждом
учреждении
устанавливаются
систематическое
наблюдение
за сохранностью
средств, контроль
за их рациональным
использованием.
По данным
бухгалтерского
учета можно
вскрыть факты
бесхозяйственности,
расточительства,
излишеств в
использовании
бюджетных
средств, принять
меры к сбережению
живого и овеществленного
труда.
Следовательно,
бухгалтерский
учет – это важнейшее
звено системы
управления
учреждениями
непроизводственной
сферы.
Все вышеизложенное
подтверждает
актуальность
темы настоящей
работы, предопределило
ее цель и задачи.
Целью дипломной
работы является
изучение особенностей
бухгалтерского
учета в бюджетных
организациях.
Для достижения
поставленной
цели были определены
следующие
задачи:
изучить
по нормативным
материалам
и данным литературы
основы ведения
бухгалтерского
учета в бюджетных
организациях
на современном
этапе;
проанализировать
отдельные
аспекты учета
хозяйственных
средств в
учреждениях
непроизводственной
сферы;
охарактеризовать
бюджетное
учреждение-базу
выполнения
практической
части.
Практическая
часть настоящей
дипломной
работы выполнена
на базе Департамента
Народного
Образования.
В работе использован
отчетный материал
за 2000 год.
Глава
1. Организация
бухгалтерского
учета в бюджетных организациях.
1.1.Основы
организации
бухгалтерского
учета в бюджетных
организациях.
Организация
и ведение
бухгалтерского
учета в бюджетных
организациях
регулируется
Федеральным
законом "О
бухгалтерском
учете" от 21 ноября
1996 года №129-ФЗ (с
изменениями
и дополнениями
от 23 июля 1998 года)
и Инструкцией
по бухгалтерскому
учету учреждений
и организаций,
состоящих на
бюджете, утвержденной
Приказом Министерства
финансов РФ
от 30 декабря
1999 года №107н.
На бюджетные
учреждения
не распространяются:
Положение
по ведению
бухгалтерского
учета и бухгалтерской
отчетности
в РФ (приказ
Минфина России
от 29 июля 1998 г. №34н);
ПБУ
1/98 "Учетная
политика
организации"
(приказ Минфина
России от 09 декабря
1998 года №60н);
ПБУ
5/98 "Учет материально-производственных
запасов" (приказ
Минфина России
от 15 июня 1999 года
№25н);
ПБУ
9/99 "Доходы организации"
в части признания
доходов от
предпринимательской
и иной деятельности
(приказ Минфина
России от 06 мая
1999 года №32н);
ПБУ
10/99 "Расходы
организации"
(приказ Минфина
России от 06 мая
1999 года №33н).
Однако на
них распространяются
общие требования
о порядке составления
бухгалтерской
и статистической
отчетности,
а также о порядке
уплаты налогов
и других отчислений.
В соответствии
с законом "О
бухгалтерском
учете" основными
правилами
ведения бухгалтерского
учета являются
следующие:
бухгалтерский
учет имущества,
обязательств
и хозяйственных
операций организаций
ведется в валюте
РФ – в рублях;
имущество,
являющееся
собственностью
организаций,
учитывается
обособленно
от имущества
других юридических
лиц, находящегося
у данной организации;
бухгалтерский
учет ведется
организацией
непрерывно
с момента ее
регистрации
до ликвидации
или реорганизации;
все
хозяйственные
операции и
результаты
инвентаризации
подлежат
своевременной
регистрации
на счетах
бухгалтерского
учета без каких-либо
пропусков или
изъятий;
основанием
для записи в
учетных регистрах
являются первичные
учетные документы,
которые должны
составляться
в момент совершения
хозяйственной
операции или
непосредственно
после ее окончания
и содержать
обязательные
реквизиты;
организация
ведет бухгалтерский
учет имущества,
обязательств
и хозяйственных
операций путем
двойной записи
на взаимосвязанных
счетах бухгалтерского
учета, включенных
в рабочий План
счетов бухгалтерского
учета. Данные
аналитического
учета должны
соответствовать
оборотам и
остаткам по
счетам синтетического
учета;
текущие
затраты на
производство
продукции и
капитальные
вложения учитываются
раздельно.
Для обеспечения
полного и
своевременного
поступления
доходов и
использования
средств бюджета
по целевому
назначению
требуется
правильная
организация
бухгалтерского
учета исполнения
бюджета.
Бухгалтерский
учет исполнения
бюджета и смет
расходов бюджетных
учреждений
называется
бюджетным
учетом.
Объектами
бюджетного
учета являются:
доходы
и расходы бюджета;
материальные
ценности бюджетных
организаций;
денежная
наличность,
хранящаяся
в банках;
средства
в расчетах
между бюджетами;
фонды
и резервы,
создаваемые
в бюджетах в
процессе их
исполнения.
Бюджетный
учет, выступая
как средство
контроля за
исполнением
бюджета, содействует
рациональному
использованию
национального
дохода в целях
расширенного
воспроизводства,
соблюдению
необходимых
пропорций в
развитии отраслей
народного
хозяйства,
точному исполнению
утвержденного
бюджета.
К задачам
бюджетного
учета относят:
соблюдение
бюджетно-финансовой
дисциплины
и строжайшего
режима экономии
в расходовании
средств;
мобилизация
средств в бюджет
и выявление
дополнительных
доходов;
охрана
имущества.
Бюджетный
учет ведется
в соответствии
с существующим
в стране бюджетным
устройством.
Организационное
построение
бюджетной
системы РФ
определено
законом РФ "Об
основах бюджетного
устройства
и бюджетного
процесса в РФ"
от 10 октября
1991 года №1734-1 (с изменениями
и дополнениями
от 05 ноября 1994
года, 31 июля 1995
года, 10 июля 1996
года).
Бюджетная
система представляет
собой основанную
на экономических
отношениях
и юридических
нормах совокупность
республиканского
бюджета РФ,
республиканских
бюджетов
национально-государственных
и административно-территориальных
образований
России. Составление
бюджета производится
в соответствии
с прогнозами
и программами
социально-экономического
развития территорий.
В бюджетную
систему РФ в
качестве
самостоятельных
частей включаются:
федеральный
бюджет РФ;
республиканские
бюджеты республик
в составе РФ;
краевые,
областные
бюджеты в составе
краев и областей;
городские
бюджеты городов
Москвы и Санкт-Петербурга;
областной
бюджет автономной
области;
окружные
бюджеты округов;
городские
бюджеты городов;
районные
бюджеты районов;
районные
бюджеты в районах
городов;
бюджеты
поселков и
сельских населенных
пунктов.
Такое построение
бюджетной
системы, когда
всем местным
администрациям
предоставлено
право иметь
свой бюджет,
способствует
наиболее полному
учету источников
формирования
бюджетных
средств и их
рациональному
использованию.
Единство
бюджетной
системы обеспечивается
общей правовой
базой, использованием
единых бюджетных
классификаций,
форм бюджетной
документации,
предоставлением
необходимой
статистической
и бюджетной
информации
с одного уровня
бюджетной
системы на
другой для
составления
консолидированного
бюджета РФ и
территорий,
согласованными
принципами
бюджетного
процесса, единой
денежной системой.
Единство
бюджетной
системы РФ
достигается
взаимодействием
бюджетов всех
уровней, осуществляемым
через использование
регулирующих
доходных источников,
созданием
целевых и
региональных
бюджетных
фондов, их частичным
перераспределением,
а также через
единую социально-экономическую,
в т.ч. налоговую
политику.
В ходе исполнения
бюджета необходимо
точно в определенные
сроки и в установленных
суммах мобилизовать
запланированные
доходы и произвести
предусмотренные
расходы. Непосредственное
исполнение
бюджета возложено
на Федеральное
казначейство
РФ, которое
создано в
соответствии
с указом Президента
РФ "О Федеральном
казначействе"
от 08 декабря
1992 года №1556. На органы
казначейства
возложено
решение следующих
задач:
сбор,
обработка и
анализ информации
о государственных
(федеральных)
внебюджетных
фондах, а также
о состоянии
бюджетной
системы РФ;
организация,
осуществление
и контроль за
исполнением
республиканского
бюджета РФ,
управление
доходами и
расходами
этого бюджета
на счетах
казначейства,
в банках исходя
из принципа
единства кассы;
осуществление
краткосрочного
прогнозирования
объемов государственных
финансовых
ресурсов, а
также оперативное
управление
этими ресурсами
в пределах
установленных
на соответствующий
период государственных
расходов;
регулирование
финансовых
отношений
между республиканским
бюджетом РФ
и государственными
внебюджетными
фондами, финансовое
исполнение
этих фондов,
контроль за
поступлением
и использованием