Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  57  58  59   ..

 

 

Сущность и функции цен 3

Сущность и функции цен 3

Бутакова М.М.

Конспект лекций и тексты для чтения

«Ценообразование в рыночной экономике»

1.1. Сущность и функции цен

1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов

2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка

2.2. Эластичность спроса по цене

(1)
(3)

2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары

Факторы, понижающие эластичность спроса по цене Факторы, повышающие эластичность спроса по цене
Уникальность товара, отсутствие аналогов Существование множества товаров субститутов
Потребителю не известны товары субституты Потребителю хорошо известны товары субституты
Потребителю сложно сравнить качество различных субститутов, цена выступает символом качества товара Потребитель может легко сравнить качество различных субститутов
Затраты потребителя на приобретение товара значительно меньше его дохода или совокупных расходов Затраты потребителя на приобретение товара занимают значительную долю в его совокупных расходах
Потребитель может разделить затраты на приобретение товара с кем-либо, товар приобретается для коллективного использования Потребитель приобретает товар для индивидуального использования
Товар поддерживает спрос на продукцию фирмы Товар инициирует спрос на продукцию фирмы
Предметы необходимости (настоятельность потребности в товаре) Предметы роскоши
Краткосрочная реакция (невозможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос) Долгосрочная реакция (возможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос)
Потребитель не имеет возможности долго хранить товар Товар может храниться длительное время, не требует значительных дополнительных затрат на хранение

2.4. Эластичность спроса по доходам

Классификация методов изучения поведения покупателей

(4)

3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках

3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей

4.1. Виды цен

Тип оцениваемых параметров Условия проведения эксперимента
Без контроля со стороны экспериментатора При контроле со стороны экспериментатора
Фактические покупки Исследование агрегированных данных о продажах Эксперименты в магазинах
Изучение панельных данных Эксперименты в лабораторных условиях
Анализ данных, полученных при обследовании магазинов
Предпочтения и намерения Прямой опрос покупателей Анализ имитационных покупок
Исследование готовности совершить покупку
Параметрическое позиционирование

4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара

Основание для классификации Виды цен

1. Стадия товародвижения

1.1. Оптовые (отпускные)

2. Государственное воздействие

2.1. Свободные

3. Вид товара

3.1. Цены товаров или услуг

4. Способ установления, фиксации

4.1. Твердые

5. Способ получения информации об уровне цены

5.1. Публикуемые

6. Фактор времени

6.1. Текущие

7. Вид рынка

7.1. Цены товарных аукционов

8. Территория действия

8.1. Мировые

4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации

Расходы, связанные с производством и реализацией Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС
Оптовая цена предприятия без НДС (цена производителя)
Отпускная цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)

4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне

4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени

(5)
(6)
(7)
pi (8)

5.1. Цели и методы государственного регулирования цен

5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования

5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен

6_1.1. Определение цены при заключении договора

6_1.2. Изменение цены после заключения договора

6_1.3. Цена в отдельных видах договоров

6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен

6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен

6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж

6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом

7.1. Классификация затрат для целей ценообразования

7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ

7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара

8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен

Ji (9)

8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат

(12)
(13)
(14)
(15)
(16)

8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров

(17)
(18)

9.1. Сущность затратного ценообразования

9.2. Калькулирование по полным затратам

(19)
Показатели Изделия Итого
1 2 3 4
1. Рыночная цена, руб. 39600 4320 4680 5400
2. Объем продаж, ожидаемый, штук 7000 8000 4000 1000 20000
3. Выручка от реализации, тыс. руб. 27720 34560 18720 5400 86400
4. Переменные расходы на единицу продукции, руб. всего 1883 1961 2011 2559
4.1. Материальные расходы 850 900 950 1100
4.2. Расходы на оплату труда 350 370 370 550
4.3. Прочие переменные расходы 683 691 691 909
5. Постоянные расходы, тыс. руб., всего 29500
6. Распределение постоянных расходов на единицу продукции, руб.
6.1. Пропорционально количеству изделий 1475 1475 1475 1475 29500
6.2. Пропорционально объему продаж 1352 1475 1598 1844 29500
6.3. Пропорционально заработной плате 1388 1467 1467 2181 29500
7.1. Совокупные удельные издержки, руб. 3358 3436 3486 4034
7.2. Совокупные удельные издержки, руб. 3235 3436 3609 4403
7.3. Совокупные удельные издержки, руб. 3271 3428 3478 4740
8.1. Цена товара (рентабельность 25% к совокупным издержкам), руб. 4188 4295 4358 5043
8.2. Цена товара (рентабельность 25% к совокупным издержкам), руб. 4043 4295 4511 5503
8.3. Цена товара (рентабельность 25% к совокупным издержкам), руб. 4089 4285 4348 5925

9.3. Калькулирование по сокращенным затратам

Показатели A B Итого
Рыночная цена, руб. 13000 13000
Объем продаж, единиц 100 100 200
Переменные затраты на выпуск, руб. 500000 1000000
Постоянные затраты, руб. 500000 500000
Совокупные издержки 1000000 1500000 2500000
Выручка, руб. 1300000 1300000 2600000
Прибыль 300000 -200000 100000

10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения

10.2. Методы параметрического ценообразования

Показатели Изделия
A B С
1. Рыночная цена изделия, руб. 770 715 880
2. Сырье и материалы, руб. 240 165 205
3. Заработная плата основных производственных рабочих, руб. 195 145 140
4. Прочие прямые затраты, руб. 45 35 115
5. Итого сокращенные затраты 480 345 460
6. Покрытие (валовая прибыль) 290 370 420
7. Рентабельность (стр.6:стр.5) % 60 107 91
8. Косвенные затраты 190 310 350
9. Всего затраты 670 655 810
10. Рентабельность ((стр.1-стр.9):стр.9) % 15 9 8,5
(20)
Pн (21)
(22)
Pн (23)
Pн (24)
Pн (25)

11.1. Сущность и виды торгов

11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения

12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы

(26)

12.2. Стратегии конкурентного ценообразования

12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования

12.4. Географические стратегии ценообразования

13.1. Классификация тактических приемов ценообразования

13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения

13.3. Психологические приемы тактики ценообразования

14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения

14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров

15.1. Состав и особенности сферы услуг

15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг

Особенности сферы услуг определяют особенности формирования цен и выбор методов их определения, а также выбор стратегии и политики предприятий в области ценообразования.

Особенности спроса и предложения в сфере услуг:

  • Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер, практически невзаимозаменяем.
  • Потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов (развитая сфера бытовых услуг позволяет высвободить время для развлечений, развитие туризма увеличивает спрос на услуги связи, общественного питания и др.).
  • Высокая общественная значимость социальных услуг (здравоохранение, образование, культура) определяет наличие льгот, дотаций, бесплатность предоставления отдельных услуг.
  • Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапливать, хранить услуги порождает необходимость регулирования тарифами интенсивности спроса во времени через гибкое ценообразование, дифференцированное ценообразование, использование механизмов скидок и надбавок. (Например, тарифы на услуги связи по времени суток и дням недели).
  • Дифференциацией тарифов невозможно полностью сгладить колебания интенсивности спроса на них во времени. Это порождает необходимость для организаций сферы услуг нести затраты на удовлетворение спроса в пиковые периоды, а также осуществлять затраты на меры по смещению спроса на внепиковое время. Уровни и структура затрат по удовлетворению спроса в пиковые периоды и в остальное время практически никогда не совпадают. При обосновании тарифа должна закладываться большая из величин прямых затрат.
  • В сфере услуг своеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений: чем меньшее место в услуге занимает вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять услуги разных организаций. В принципе, можно оценить качество услуг по пошиву одежды, ремонту обуви, ремонту помещений до их приобретения. Организации долгое время работающие на рынке этих услуг имеют возможность познакомить клиентов с результатами подобных услуг, оказанных ранее. Но оценить качество услуг организаций, предлагающих менее вещественные услуги, можно только после их получения. Поэтому организации, предлагающие подобные услуги обладают большей свободой в ценообразовании. Иногда клиенты не могут объективно оценить и сравнить качество услуг даже после их получения (услуги организаций культуры, здравоохранения, образования). Это является причиной следующей особенности ценообразования в сфере услуг.
  • Цена рассматривается покупателем как символ качества.
  • Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг и наличие в ряде случаев естественной монополии. При наличии естественной монополии возникает необходимость государственного регулирования рынка соответствующих услуг. Естественная монополия может возникнуть и в связи с ограниченностью рынка, когда экономически невыгодно создавать дополнительные предприятия. Данная характеристика не носит всеобщий характер и значительно изменяется в последние десятилетия. Либерализация дает мощный импульс развитию мобильных средств связи, прогрессу на авиатранспорте и т.д. Только за первые три года после демонополизации телекоммуникаций цены на эти услуги в США снизились на 12%, Австралии – на 15%, Японии – на 30%, Англии – на 42%.

Виды цен в сфере услуг

  • По стадиям движения товара – являясь по структуре оптовой ценой, она выполняет функции оптовой и розничной.
  • По степени свободы в ценообразовании – а) свободные тарифы, регулируемые чисто рыночными механизмами (бытовые услуги, услуги коммерческих банков, коммерческие образовательные и медицинские услуги), б) тарифы формально саморегулируемые участниками рынка (регулирование различными объединениями или соглашениями участников рынка, например на авиаперевозки) и в) тарифы, регулируемые государством. Государство осуществляет прямое регулирование тарифов на услуги транспорта, связи (в рамках регулирования естественных монополий) или дает возможность бесплатного получения услуг (здравоохранение, образование).
  • По способу расчета –
    • на единицу потребляемой услуги (билет в музей, в кино, театр).
    • интегральные как сумма цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги (ремонт жилья, бытовой техники, стоматология).
    • комплексные при реализации взаимодополняющих услуг (лечение в стационаре, туристско-экскурсионное обслуживание, банковское обслуживание, обслуживание покупателей программных продуктов).
    • цена по принципу абонемента – дает право пользования услугой в течение определенного периода без ограничения объема (проездной в общественном транспорте, водоснабжение).

Логика ценообразования на набор услуг – комплекс благ должен стоить для покупателя меньше, чем при покупке каждого из благ в отдельности. Набор услуг может быть неразбиваемым, если входящие в его состав услуги нельзя купить по отдельности (обычно используется фирмами предлагающими уникальную услугу в сочетании с традиционными), разбиваемым, если услуги можно приобрести как по отдельности так и в комплекте, причем цена комплекта ниже, чем сумма услуг при изолированном их приобретении).

Стратегии ценообразования:

  • широко распространено дифференцированное ценообразование;
  • двухчастные цены – установление цены на услугу, потребление одной части которой связано с необходимостью дополнительной оплаты другой части (парк атракционов).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  57  58  59   ..

 

Этапы Мероприятия Содержание работ
1. Сбор исходной информации 1.1. Оценка затрат
1.2. Уточнение финансовых целей предприятия
1.3. Определение потенциальных покупателей
1.4. Уточнение маркетинговой стратегии предприятия
1.5. Определение потенциальных конкурентов продукции предприятия
2. Стратегический анализ 2.1. Финансовый анализ деятельности предприятия
2.2. Сегментный анализ рынка
2.3. Анализ конкуренции предприятия в условиях конкретного рынка
2.4.Оценка влияния мер государственного регулирования на вопросы ценообразования
3. Формирование стратегии 3.1. Окончательная стратегия ценообразования