Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  640  641  642   ..

 

 

Проблемы государственного регулирования валютного рынка

Проблемы государственного регулирования валютного рынка

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Итак, проанализировав период с 2005 по 2009 гг., видим, что результаты регулирования валютного рынка и система контроля в эти годы разнообразные, то положительные, то отрицательные. За 5 лет было принято огромное количество решений, указов, чтобы улучшить операции на валютном рынке и уменьшить связанные с ними риски. Очевидно, что валютный контроль должен отвечать тенденциям развития экономики.


1.2 Проблемы государственного регулирования валютного рынка РФ в условиях финансового кризиса и пути их решения

Мировой экономический кризис 2007-2008 гг. оказал огромное (существенное) влияние на валютную политику России, из-за чего произошли изменения в её реализации и приняты новые задачи для формулирования перспектив.

24 октября 2008 года (пятница) сообщалось, что Центробанк РФ за минувшую неделю мог потратить около 13 млрд долларов из золотовалютных резервов на валютные интервенции с целью не допустить падения рубля к бивалютной корзине.

Газета «Ведомости» от 30 октября утверждала, что средства, которые правительство и ЦБ направляют в адрес банков, последние тратят в значительной мере на покупку валюты, «провоцируя ослабление рубля и заставляя население панически скупать доллары, ещё больше понижая стоимость национальной валюты».

В конце октября 2008 сообщалось, что за неделю по 24 октября резервы Центробанка уменьшились на $31 млрд до $484,7 млрд; за четыре недели они упали на $78,1 млрд, что было вызвано курсовой переоценкой резервов (за счёт падения курса евро к доллару) и валютными интервенциями ЦБ.[

Утром 11 ноября 2008 года на ММВБ произошло значительное снижение курса рубля по отношению к бивалютной корзине.

Редакционная статья в газете «Ведомости» от 13 ноября 2008 года писала, что население и рыночные игроки восприняли слова председателя ЦБ, сказанные им 10 ноября (о «повышении гибкости валютного курса с некоторой тенденцией к ослаблению рубля»), «как сигнал к действию: теперь даже самые стойкие сторонники рубля запасаются долларами».

19 ноября 2008 года председатель ЦБ С. Игнатьев сообщил Госдуме: «На 1 ноября 2008 года объём золотовалютных резервов в Российской Федерации составил 484,6 миллиарда долларов США. За сентябрь и октябрь золотовалютные резервы снизились на 97,6 миллиарда долларов.» Из названной суммы 57,5 миллиарда долларов были потрачены на валютном рынке с целью поддержания курса рубля.

После очередного снижения курса рубля 5 декабря 2008 года относительно бивалютной корзины на 1 %, что связывалось с удешевлением основой статьи российского экспорта — нефти (цены на марку Urals 5 декабря снизились до четырехлетнего минимума — $36 за баррель), участники рынка ожидали от ЦБ более резкой девальвации уже в начале 2009 года[104].

«Официально говорилось, что акцент при реализации этой политики будет направлен на стабильность финансовой системы страны».[8] А практически, мы можем сказать, что вся работа регулирования валютного рынка была направлена на недопущение масштабного снижения валютного курса.

После ускоренного роста экономики в 2007 году благодаря дешевым денежным ресурсам (легкому доступу к мировым рынкам долга в начале года и дополнительным расходам федерального бюджета в конце года, что помогло поддержать высокие темпы роста) в текущем году рост в России замедляется. В середине 2008 г. снижение темпов роста частично было вызвано эффектом высокой базы сравнения (в середине 2007 г. отмечался очень динамичный рост), а в августе - ухудшением конъюнктуры денежных рынков. Экономисты понижают предварительный прогноз роста экономики на будущий год (в 2008 г. во многом благодаря инерции рост, как мы полагаем, составит около 7,3%)[9] до 5,5% или даже ниже, если кредитный кризис продлится еще дольше. При определенных условиях возможны и более высокие темпы роста. Учитывая решимость правительства увеличить бюджетные расходы в 2009 г. с целью поддержки финансовых рынков, шансов на замедление инфляции все меньше. Расходы на оборону также поднимутся как следствие изменения политических настроений после конфликта с Грузией. Хотя на данном этапе было неясно, какой дополнительный объем денежных средств правительство направит на расходы, шансы того, что в будущем году инфляция будет меньше 10%, казались менее реалистичными (но все же они есть). Возникает вопрос: что могут сделать власти для ограничения оттока капитала и стимулирования экономического роста. Другими словами, может ли российское правительство найти способы снова стимулировать экономический рост. России необходимо фундаментально изменить макроэкономическую политику и вновь сконцентрировать внимание на необходимости как можно быстрее снизить инфляцию. Это позволит автоматически решить многие проблемы на денежных рынках. Таким образом, бюджетная политика должна быть менее стимулирующей. Помимо этого, в будущем может быть необходимо осуществить девальвацию рубля - в идеале Банк России должен позволить свободное колебание валютного курса. В сложившихся условиях возможно снижение курса рубля приблизительно на 10%, что может стать хорошим подспорьем для отечественной обрабатывающей промышленности. В последние годы, когда цены на нефть расли и в Россию приходил капитал, курс рубля повышался. Теперь же на фоне падения цен на нефть и оттока капитала эффективный обменный курс рубля, похоже, не находится на устойчивом уровне. Чрезвычайно важно как можно скорее умерить бюджетные расходы (предпочтительно даже сократить некоторые расточительные статьи, способствовавшие ускорению инфляции в последнее время) и стимулировать банки и компании к возврату внешних займов. После этого Банк России может протестировать валютный рынок, чтобы посмотреть, в каком направлении пойдет курс рубля.

Анализируя результаты проводимой российским Правительством долговой политики, можно отметить, что в последние годы в этой сфере достигнуты значительные результаты. В первую очередь этому поспособствовало сохранение высоких цен на нефть и приток капитала. Это позволило в период с 2005 по 2007 г. израсходовать на погашение внешней задолженности Российской Федерации около 1,3 трлн рублей из средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, что помогло сократить обязательства по государственному внешнему долгу, ослабив процентную нагрузку на бюджеты будущих периодов, и уменьшить зависимость российского бюджета от обязательств перед иностранными кредиторами. Автор отмечает, что в целом долговая стратегия Правительства Российской Федерации в последние годы показала себя как взвешенная система мер по преодолению долгового «наследия» 90-х гг. прошлого столетия, с одной стороны, и нацеленная на создание «запаса прочности» на перспективу, с другой. В то же время, по мнению автора, в настоящее время назрела необходимость разработки долгосрочной государственной долговой стратегии, что позволило бы раскрыть инвестиционный потенциал государственного долга и «оживить» рынок государственных ценных бумаг приходом новых инвесторов.

Курс национальной валюты в РФ регулируется государством.

Методы регулирования валютного курса:

1. Котировка - это стоимость единицы одной валюты (называемой базовой), выраженная в единицах другой валюты (называемой контрвалютой или котируемой). В обозначении торгуемой пары валют (например, USD/CHF) базовая валюта записывается первой, котируемая - второй. Котировка состоит из двух цифр. Первая цифра - бид (цена, по которой клиент может продать базовую валюту), вторая - аск (Ask или Offer) - цена, по которой клиент может купить базовую валюту за котируемую. Разница между этими курсами называется спрэдом (spread). Размер спрэда зависит от рассматриваемой пары валют, от суммы сделки и состояния рынка.

Минимальное измерение котировки называется пунктом (Point, Pips). Разные инструменты (пары валют) котируются с разной точностью, т.е. с разным количеством десятичных знаков в котировке. Большинство валют котируются с точностью до 0,0001, некоторые, например иена и ее кроссы, - с точностью до 0,01.

1.1 Прямая котировка - количество национальной валюты за одну единицу иностранной.

1.2 Обратная котировка - количество иностранной валюты за единицу национальной.

Использование прямой и обратной котировок имеет историческое обоснование. Основной мировой резервной валютой является американский доллар, поэтому для большинства валют используются котировки USD/JPY, USD/CHF, т.е. доллар, является базовой валютой.

По мнению некоторых аналитиков, если бы не этот фактор, рубль был бы дешевле процентов на 10-20. Но вряд ли государство откажется от поддержки рубля в ближайшее время. Другое дело, что сопротивляться мировому давлению дорого и трудно, поэтому, например, в конце 2008 года Центробанк потихоньку «опускал» рубль, но не по отношению к доллару, а по отношению к евро. Вроде бы и народ в большинстве своем на курс евро/рубль не смотрит, и рубль дешевеет по отношению к бивалютной корзине, а значит, меньше надо тратить золотовалютных резервов на его поддержание. Поскольку мировой кризис только набирает силу, резервы эти нам еще понадобятся. Такое плавное обесценивание рубля нельзя назвать девальвацией в том понимании, которое было в 1998 году. Большинство людей называют девальвацией резкое (мгновенное и сильное, на 30-50%) обесценивание денег. А такой сценарий правительство не допустит, уверяют премьер-министр, министр финансов и бизнесмены тоже. Пока нет оснований не верить: многие ждали резких скачков курса, но за последние несколько лет их и не припомнишь. Вместо этого правительство и ЦБ постепенно стараются плавно приблизиться к справедливому, рыночному курсу рубля.

Но, конечно, многое зависит от нефти. При ее цене $30-40 за баррель в скором времени поддерживать валюту, как и экономику, станет просто нечем. При должной поддержке и «режиме экономии» рубль может застыть на определенный период в узком коридоре по отношению к доллару и евро, а раз так, можно пользоваться рублевыми инвестиционными продуктами: вкладами, облигациями и др. Ведь если по среднесрочным рублевым депозитам вы получите до 15-16% годовых, то вклады в евро и долларах вряд ли принесут больше 12-13%.[10]

Пытаясь поддержать национальную валюту, Центробанк использует не только прямые, но и косвенные способы. Например, в короткое время повысил ставку рефинансирования с 10,5% до 13%. Это сделано во многом для того, чтобы заставить банки повышать процентную ставку по рублевым депозитам и тем самым стимулировать население нести в них деньги. (Напомню, что налог на доход по депозитам равен нулю, если ставка по ним не выше ставки рефинансирования, и составляет 35% от суммы прибыли по процентам, ее превышающим. Так что, если ваш рублевый депозит приносит не более 13% годовых, делиться с государством не придется.) Даже Сбербанк повысил ставки по депозитам на 1-2,5%, столкнувшись с оттоком вкладов. Подняли ставки и крупнейшие частные банки. А население все равно никому не верит. Несмотря на государственные гарантии по вкладам до 700 000 руб. россияне выводят деньги из рублевых депозитов и покупают на них наличную американскую валюту или открывают долларовые депозиты. Уровень оттока рублевых вкладов и количество купленных долларов бьют многолетние рекорды. «Помогают» здесь и банки, которые на имеющиеся и заемные рубли покупают доллары, тем самым взвинчивая их цену. Центробанк уже пригрозил, что откажет особо рьяным валютным банкам-спекулянтам в дальнейшей поддержке, и пообещал им надзор прокуратуры.

В итоге, российский рубль имел в начале лета 2008 года большое преимущество - огромные государственные золотовалютные резервы, которые могли обеспечить его стабильность на короткий период времени. Но стремительное падение цен на нефть, металлы и прочее сырье (основные статьи российского экспорта и поступления денег в госбюджет) выявило слабость российской экономики: несбалансированную структуру, низкий уровень диверсификации бюджетных доходов, зависимость от внешнего заемного капитала. Это оказалось слабой стороной рубля и вынудило Правительство РФ с лета постепенно снижать курс рубля к бивалютной корзине ценой интервенций на валютном рынке. Действия властей позволили избежать резкой девальвации рубля ценой существенного снижения объема золотовалютных резервов. Поэтому пока цены на нефть снижаются, а сейчас они снова на уровне $40 за баррель, российский рубль будет находиться под серьезным давлением и постепенно снижаться к основным мировым валютам.

Деньги, которые люди планируют хранить больше трех месяцев, целесообразно диверсифицировать (рубли, евро, доллары) и разместить на депозитные счета в надежных банках - до 700 000 руб. (или в эквиваленте) на каждый банк. Любителям рискованных операций, планирующим инвестировать с горизонтом более одного года, стоит рассмотреть возможность инвестирования в акции российских «голубых фишек».

Голубые фишки (англ. Bluechips) — акции или ценные бумаги наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями получаемых доходов и выплачиваемых дивидендов. Сам термин "голубая фишка" пришел на фондовый рынок из казино - фишки этого цвета обладают наибольшей стоимостью в игре.[11]

По состоянию на 01.07.2010 в результате проведенных мероприятий валютного контроля выявлено 19 случаев нарушения валютного законодательства, составлено 25 протоколов об административном правонарушении., в том числе по статье 15.25 КоАП РФ – 18; по статье 19.7 КоАП РФ – 7, которые направлены в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и судебные органы для вынесения Постановлений.

Основными нарушениями, выявленными налоговыми органами области являются:

1. Нарушение п.3 ст. 23 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», связанного с представлением резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам (инструкция ЦБР от 01.06.2004 №258-П).

2. Нарушение ст.20 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», связанного с нарушением единых правил оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (инструкция ЦБР от 15.06.2004 №117-И).

3. Нарушение п.7 ст.12 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п.4 Правил представления резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 28.12.22005 №819), связанного с нарушением сроков представления резидентами нарушением срока отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

По итогам деятельности управления при осуществлении функций по валютному контролю в 1 полугодии 2010 года общее количество проведенных мероприятий в части осуществления валютного контроля составило 69 проверки.

Кроме того, сотрудниками управления было проведено 27 проверок сообщений, имеющих признаки нарушений норм валютного законодательства, но впоследствии не подтвердившихся.

По результатам проведенных ТУ проверочных мероприятий и поступивших от агентов валютного контроля протоколов, в 1 полугодии 2010 года было возбуждено 64 дела об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ:

· 2 дела - возбуждено по результатам плановых проверочных мероприятий;

· 54 дела - по результатам проверочных мероприятий по поступившим материалам Банка, представляемых в рамках соглашения об информационном взаимодействии;

· 8 дел - по поступившим протоколам от органов ФНС и ФТС.

Основной массив выявленных сотрудниками управления и агентами валютного контроля нарушений приходится на ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях, в 1 полугодии 2010 года было вынесено:

· 59 постановлений о назначении административного наказания за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в результате чего привлечено к административной ответственности более 20 юридических и 7 должностных лиц.

· 3 постановления о прекращении производства.

По результатам осуществления проверочных мероприятий по валютному контролю, территориальным управлением в 1 полугодии 2010 года в рамках ст.15.25 КоАП РФ было наложено штрафных санкций на общую сумму 1570,54 тыс.руб., фактически взыскано 1250,93 тыс.руб.

Число административных дел по привлечению недобросовестных лиц к ответственности за неисполнение или несвоевременное исполнение законных требований должностных лиц управления при осуществлении ими функций по валютному контролю в 1 полугодии 2010 года составило 14 протоколов, в том числе:

- 8 протоколов (по ст.20.25 КоАП РФ) за несвоевременную оплату наложенного штрафа;

- 6 протоколов за непредставление затребованной в рамках административного производства информации и документов (по ст.19.5, 19.7 КоАП РФ).

Делая вывод к данному параграфу, можно сказать, что в условиях мирового экономического кризиса, затронувшего и Россию, совершенствование государственного контроля за осуществлением валютных операций приобрело особую актуальность.В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю Росфиннадзор и его территориальные органы в 2009 году решали задачи по выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Особое внимание было уделено повышению эффективности методов контроля. Надо сказать, что положительные результаты в значительной степени достигались благодаря взаимодействию с Банком России, а также агентами валютного контроля: ФНС России, ФТС России и коммерческими банками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор курсовой работы рассмотрел и проанализировал все поставленные перед ним задачи и пришел к следующим выводам:

1. Развитие международных экономических отношений, и в первую очередь торговли, обусловило становление мировой валютно-финансовой системы. Вместе с ней развивалась и система валютного регулирования и валютного контроля.

До формирования Парижской валютной системы (в 1867 г.) применялись в основном экономические, реже — административные меры валютного контроля. Они были направлены прежде всего не на ограничения движения валюты между странами, а на экономическое стимулирование ввоза и невывоза капитала.

При выборе режима валютного регулирования и контроля государства монетарные власти исходят из общих задач, стоящих перед экономикой страны. В общем случае валютное регулирование имеет главной целью предоставление правительству механизма эффективного управления курсом национальной валюты.

2. Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных ресурсов, по степени организованности.

Срочная торговля в последние годы является важнейшим сегментом развития финансовых рынков. Быстрому развитию срочных рынков способствует существующее непостоянство и быстрая изменчивость цен товаров и финансовых инструментов.

Валютноезаконодательство охватывает валютные операции, связанные с движениемкапиталов, внешней торговлей, кредитованием, международным туризмом, выплатойрепараций и др.

Валютное законодательство развитых стран мира обязывает своих экспортеровсдавать валютную выручку или депонировать ее в специальных банках,осуществляет регламентацию деятельности валютных рынков. Банки этих страндолжны брать разрешение на предоставление иностранным заемщикам долгосрочныхили краткосрочных валютных средств в национальной валюте. Валютноезаконодательство предусматривает установление режима валютных счетов, лимитоввывоза валюты и т. д.

3. Процесс валютного регулирования представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на: создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного регулирования и валютного контроля; установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке; установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций; регламентацию международных расчетов т .д.

4. Анализ периода в 5 лет помог увидеть, что в законодательство валютного регулирования были внесены дополнительные изменения. В частности, дополнен перечень разрешенных операций с иностранной валютой между резидентами, внесены изменения в порядок ввоза в РФ физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме. О есть валютное законодательство в России последнее десятилетие в своем развитии претерпевало изменения в сторону либерализации. На момент зарождения системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ существующие регулирование и контроль можно было охарактеризовать принципом "все, что не разрешено, то запрещено". В настоящее время, наоборот, применим принцип "все, что не запрещено, то разрешено". Столь кардинальные изменения произошли не единовременно, а постепенно, путем внесения корректив в правовое регулирование валютных отношений.

5.Валютное законодательство должно учитывать новые явления и тенденции в экономике, вызванные мировым финансовым кризисом. Поэтому Россия рассмотрела возможность использования таких инструментов, как: изменение порядка осуществления валютного контроля за трансграничными переводами валюты РФ между резидентами; создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях, а также принятия ряда мер валютного регулирования; установление дополнительных требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России.

В целях совершенствования системы контроля за соблюдением валютного законодательства Росфиннадзор повышает степень автоматизации процессов структурирования, систематизации, хранения и обработки информации. Помимо создания единой базы данных в качестве важнейшей составной части информационной системы Росфиннадзора эти мероприятия включают в себя внедрение программного продукта, позволяющего проводить анализ всей поступающей информации. Данное программное обеспечение поможет осуществлять аналитическую работу с информацией, содержащейся в базе данных Росфиннадзора по валютному контролю, с целью выявления типовых ситуаций, тенденций, а также прогнозирования в валютной сфере и принятия оптимальных управленческих решений.

Если говорить в целом, то деятельность Росфиннадзора в части валютного контроля в 2010 году ориентирована на совершенствование методов осуществления валютного контроля, дальнейшее развитие взаимоотношений с Банком России и агентами валютного контроля и выработку новых, отвечающих тенденциям развития экономики, подходов к осуществлению проверочных мероприятий.


Список использованных источников

1. Перевод с английского, Альпина Паблишер Валюта и денежный рынок. Курс для начинающих. - М.: 2006

2. Архипова А. И. Экономика. - М.: 1998 – 840 с.

3. Баринов Э. А. Хмыз О. В, Рынки: валютные и ценных бумаг. - М.: Экзамен, 2004 – 608 с.

4. Бункина М. К. Семенов Л. М., Основы валютных отношений. - М.: Юрайт, 2006 – 192 с.

5. Головин М.Ю. Новые вызовы кредитно-денежной политики России в условиях финансовой глобализации// Россия в мировой экономике и международных отношениях, Мировое развитие выпуск 5. – М.: МЭМО РАН, 2009 – 131 с.

6. Виноградов Д.В. Финансово-денежная экономика: учебное пособие/ Виноградов Д.В. Дорошенко М.Е.; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2009 – 864 с.

7. Киреев А.П. Международная экономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. – М.: Международные отношения, 2001 – 488 с.

8. Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. - М., ИНФРА-М.: 2004 – 432 с.

9. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник, издание 2-е. – М.: Издательство РАГС, 2005 – 829 с.

10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: ИНФРА-М, 2003 – 983 с.

11. Платонова И.Н. Валютный рынок и валютное регулирование. - М.: БЕК, 1996

12. Платонова Н. А. Шумаев В. А., Бушуева И. В., Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. - М.: АЛЬФА-М, ИНФРА-М, 2008 – 656 с.

13. Руководство по подготовке и оформлению ов, контрольных, курсовых и дипломных работ. – М.: РИО РТА, 2004.– 98 с.

14. Свиридов О.Ю. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005 – 304 с.

15. «Википедия – свободная энциклопедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: WideWeb. URL: http://ru.wikipedia.org/

16. «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс]. Режим доступа: WideWeb. URL: http://www.estimation.ru/


Приложение 1

1. По сфере распространения:

· международный валютный рынок;

· внутренний валютный рынок.

2. По отношению к валютным ограничениям

· свободный валютный рынок;

· несвободный валютный рынок.

3. По видам применяемых валютных курсов:

· рынок с одним режимом;

· рынок с двойным.

4. По степени организованности:

· биржевой валютный;

· внебиржевой валютный рынок.

5. При классификации валютных рынков следует выделить рынки:

· евровалют;

· еврооблигаций;

· евродепозитов;

· еврокредитов;

· «черный».


[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь — М.: Инфра-М, 2006

[2] Под ред. проф. Химичевой Н.И. Финансовое право: Учебник. - М.: 1995 - с. 455

[3] Тосунян .Г.А. Банковское право РФ. Особенная часть: В, 2т.: Учебник.- М.:Юристъ,2001. – с. 373

[4] Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст. 2

[5] http://www.akdi.ru/econom/program/33.htm

[6] Клиринг - система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Различают межбанковский клиринг (расчеты между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц данной страны) и международный валютный клиринг (расчеты во внешней торговле и других формах экономических отношений между странами, осуществляемые на основе международных платежных соглашений). ( «Словарь финансовых терминов»)

[7] http://www.mpp.co.ua/newsp/0002.html

[8] Головин М.Ю. Новые вызовы кридитно-денежной политики России в условиях финансовой глобализации // Россия в мировой экономике и международных отношениях, Мировое развитие выпуск 5. – М.: ИМЭМО РАН, 2009.

[9] Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения» - №11(11), ноябрь, 2008

[10] «Центр оценки и консалтинга Санкт - Петербурга", 2008

[11]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  640  641  642   ..