Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  580  581  582   ..

 

 

Объемы производства и реализации продукции предприятия как результирующие экономические показат

Объемы производства и реализации продукции предприятия как результирующие экономические показат

Объемы производства и реализации продукции предприятия как результирующие экономические показатели деятельно­ сти предприятия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и значение производства продукции ……… …………….4

1.1. Определяющая роль производства продукции в удовлетворении потребностей общества ………………………………………………………….4

1.2. Экономическая сущность и общая характеристика продукции …..4

1.3. Производственная программа предприятия ………………………..6

Глава 2. Управление объемом производства и продаж на основе экономического анализа и их влияние на прибыль …………………………..8

2.1. Анализ производства продукции ……………………………………8

2.2. Анализ реализации продукции …………………………………….15

Задача 1 …………………………………………………………………..16

Контрольная работа № 2.…………………………………………...…...22

Заключение ………………………………………………………………30

Список литературы ……………………………………………………...32

Введение

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения
эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на
основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально
реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Экономический анализ деятельности субъектов хозяйствования обеспечивает выработку стратегию и тактику развития предприятия, обоснование планов и управленческих решений, осуществление контроля за их выполнением, выявление резервов повышения эффективности производства, оценку результатов деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Цель работы – выявить экономическую сущность и изучить характеристики объема производства и реализации продукции как ключевых показателей деятельности организации, отработать порядок расчета амортизации основных фондов тремя методами и освоить основные приемы экономического анализа, применив их к решению задач.

№1

Глава 1. Сущность и значение производства продукции

1.1. Определяющая роль производства продукции в удовлетворении потребностей общества

Производство – центральное звено экономики, в котором создается конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами.

Производственный процесс – это совокупность отдельных процессов, осуществляемых для получения из сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий орудий труда, предметов труда и потребления, а также его частей.

Производство занимается материализаций научных разработок, результатов открытий, изобретений, воспроизводством материальных и духовных благ. Определяющая роль производства продукции, товаров и услуг состоит в наиболее полном удовлетворении общества в целом высококачественными средствами производства, предметами потребления и другими экономическими благами жизнеобеспечения. Нормально развивающееся производство должно наращивать темпы изготовления продукции, повышать материальное благосостояние народа [5].

Потребности людей имеют тенденцию к возрастанию потребления продукции в количественном и качественном отношении, что подталкивает производство увеличивать объемы выпуска изделий, обладающих повышенными потребительскими свойствами. Таким образом, потребление стимулирует производство и весь воспроизводственный цикл, превращая простое производство в расширенное.

1.2. Экономическая сущность и общая характеристика продукции

Результат труда чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции).

Готовая продукция - это изделия промышленного предприятия, которые завершены производством, соответствуют государственным стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество и предназначены для реализации на сторону.

Полуфабрикаты - это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.

Незавершенное производство - это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции.

Продукты труда распадаются на средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары) [5].

Планирование и учет изготовления продукции осуществляется в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (производство труб - в т и м, тканей - м и кв.м ) [4].

Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента. Номенклатура - это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент - характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.

Объем продукции в стоимостном выражении определяется показателями:

- товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера);

- валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы;

- чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений;

- реализованная продукция - это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной покупателем в отчетном периоде.

1.3. Производственная программа предприятия

Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении на определенный период (год, квартал, месяц). Производственная программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности.

Предприятия промышленности формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей.

Производственная программа состоит из трех разделов [4]:

- план производства продукции в натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей;

- план производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;

- план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги.

Исходными данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия.

Глава 2. Управление объемом производства и продаж на основе экономического анализа и их влияние на прибыль

2.1. Анализ производства продукции

К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся [1]:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция [1-3].

Валовая продукция выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают
остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции
покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых,
плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения ее качества влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции. Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

,

Тпр = Тср – 100 .

Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции.

Ассортимент (номенклатура) – это определенная совокупность производимых продуктов разных по свойству, назначению и количеству.
Структура продукции (состав) – это соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятия должны учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

,

где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1 ,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.7) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

При использовании средних цен расчет производится по формуле

,

где Ц1 , Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,

VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации к унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения (удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес высшей категории качества, удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; удельный вес аттестованной продукции.)

Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из ее свойств: 1. Полезность (жирность молока и т.п.); 2. Надежность (долговечность); 3. Технологичность – эффективность конструкторских, технологических решений; 4. Эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и другие. Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема выпущенной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака.
Основными причинами понижения качества является: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству [3].

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

;

;

.

где Ц0 , Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 , С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности. После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0 :

Крит. = VВП1,0 : VВП0 ;

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):

,

где n – число суммируемых плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют: а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции; б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

2.2. Анализ реализации продукции

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг [1-3].

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1).

Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,

где РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.I , ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции за период.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 ,

где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Рис.1. Модель факторной системы объема реализации продукции

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Задача № 1.

Объект основных фондов стоимостью 415 тыс. руб. приобретается и начинает эксплуатироваться 01.01.2000 г. Нормативный срок эксплуатации составляет 6 лет. Выполнить расчет норм амортизации, амортизационных отчислений по годам и остаточной стоимости объекта по годам тремя методами начисления амортизации:

1. линейным;

2. уменьшаемого остатка;

3. методом суммы чисел лет срока полезного использования.

Кроме итоговой таблицы необходимо предста­вить в контрольной работе все проведенные расчеты.

РЕШЕНИЕ

Линейный метод

Норма амортизации (годовая)

На = 1/ 6х 100 = 16,67 %

Амортизация начисляется равномерно в течение 6 лет. Ежегодная амортизация составит

415000 х 16,67/ 100 = 69167 руб.

В связи с необходимостью округления и проведением расчета в целых рублях, считаем, что амортизация за первый – четвертый год будет равна 69167 руб, а за 5-6 годы – 69166 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец первого года, начало второго года

415000 – 69167 = 345833 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец второго года, начало третьего года

345833 – 69167 = 276666 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец третьего года, начало четвертого года

276666 – 69167 = 207499 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец четвертого года, начало пятого года

207499 – 69167 = 138332 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец пятого года, начало шестого года

138332 – 69166 = 69166 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец шестого года

69166 – 69166 = 0 руб.

Метод уменьшаемого остатка

Является ускоренным методом начисления амортизации, поэтому норма амортизации применяется с коэффициентом 2.

Норма амортизации (годовая)

На = 1/ 6х 100 х 2 = 33,34 %

Расчет амортизации осуществляется применительно к остаточной стоимости, а не к первоначальной, как в случае с линейным методом. При достижении остаточной стоимости величины 20% от первоначальной, осуществляется переход на линейный метод. Расчеты ведутся в целых рублях.

20 % от первоначальной стоимости объекта составляет 415000 х 20/ 100 = 83000 руб.

Амортизация за 1 год

415000 х 33,34/ 100 = 138361 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец первого года, начало второго года

415000 – 138361 = 276639 руб.

Амортизация за 2 год

276639 х 33,34/ 100 = 92231 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец второго года, начало третьего года

276639 – 92231 = 184408 руб.

Амортизация за 3 год

184408 х 33,34/ 100 = 61482 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец третьего года, начало четвертого года

184408 – 61482 = 122926 руб.

Амортизация за 4 год

122926 х 33,34/ 100 = 40984 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец четвертого года, начало пятого года

122926 – 40984 = 81942 руб.

К началу пятого года остаточная стоимость объекта составляет менее 20 % от его первоначальной стоимости (81942 меньше 83000 руб)., поэтому в остальные два года (пятый и шестой годы) применяется линейный метод.

Амортизация за 5 и 6 годы

Норма амортизации (годовая)

На = 1/ 2х 100 = 50 %

81492 х 50 / 100 = 40971 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец пятого года, начало шестого года

81492 – 40971 = 40971 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец шестого года

40971 – 40971 = 0 руб.

Метод суммы чисел лет срока полезного использования

1+ 2 + 3+ 4+ 5+ 6 = 21

Амортизация в любой год рассчитывается применительно к первоначальной стоимости объекта

Амортизация за 1 год

415000 х 6/21 = 118571 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец первого года, начало второго года

415000 – 118571 = 296429 руб.

Амортизация за 2 год

415000 х 5/21 = 98810 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец второго года, начало третьего года

296429 – 98810 = 197619 руб.

Амортизация за 3 год

415000 х 4/21 = 79048 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец третьего года, начало четвертого года

197619 – 79048 = 118571 руб.

Амортизация за 4 год

415000 х 3/21 = 59286 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец четвертого года, начало пятого года

118571 – 58286 = 59285 руб.

Амортизация за 5 год

415000 х 2/21 = 39524 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец пятого года, начало шестого года

59285 – 39524 = 19761 руб.

Амортизация за 6 год

415000 х 1/21 = 19761 руб.

Остаточная стоимость объекта на конец шестого года

19761 – 19761 = 0 руб.

Таблица 1.

Результаты расчета амортизации основных фондов тремя методами

Руб.

Дата

Амортизация

Линейный метод

Метод уменьшаемого остатка

Метод суммы чисел лет СПИ

1 год

69167

138361

118571

2 год

69167

92231

98810

3 год

69167

61482

79048

4 год

69167

40984

59286

5 год

69166

40971

39524

6 год

69166

40971

19761

итого

415000

415000

415000

Достоинством линейного метода является простота расчетов, т.к. амортизация одинакова в любой год, однако при этом не учитывается снижение производительности оборудования и невозможность ускоренного начисления амортизации.

Метод уменьшаемого остатка и метод суммы чисел лет срока полезного использования относятся к ускоренным методам начисления амортизации, что обеспечивает в первые годы начисление амортизации в гораздо большем размере, чем во второй половине срока полезного использования. При методе уменьшаемого остатка амортизация снижается более резко, чем при методе суммы чисел лет срока полезного использования, при этом необходимо контролировать остаточную стоимость.

Таблица 2.

Результаты расчета амортизации и остаточной стоимости основных фондов

Руб.

Дата

Остаточная стоимость

Линейный метод

Метод уменьшаемого остатка

Метод суммы чисел лет

01.01.2000

415000

415000

415000

01.01.2001

345833

276639

296429

01.01.2002

276666

184408

197619

01.01.2003

207499

122926

118571

01.01.2004

138332

81942

59285

01.01.2005

69166

40971

19761

01.01.2006

0

0

0

Расчет остаточной стоимости основных средств показывает, что при линейном методе снижение остаточной стоимости происходит линейно, при методе уменьшаемого остатка в первые годы снижение стоимости очень заметное, а в конце срока – замедляется, а при методе суммы числе лет срока полезного использования достигается заметное снижение остаточной стоимости в течение всего СПИ.

№2

Одной из наиболее важных задач, решаемых в ходе прове­дения анализа результатов деятельности предприятия, является оценка влияния факторов, отражаемых соответствующими фак­торными показателями, на результирующие. При этом под фак­торами понимаются те существенные обстоятельства, которые оказывают влияние на значение результирующего показателя и соотносятся с последним как причины и следствие. Соответст­венно, изменение значений каждого из факторных показателей, отражающих тот или иной фактор, по сравнению со значениями предшествующего периода (или отклонение фактически достиг­нутых значений от планировавшихся) ведет к изменению значе­ния результирующего показателя.

Задача №1.

Требуется оценить влияние на изменение сред­негодовой выработки одного рабочего в отчетном году по срав­нению с базисным изменения следующих факторов: средней про­должительности рабочего дня (П), среднечасовой выработки од­ного рабочего (Вчас) и среднего количества дней, отработанных одним рабочим (Д). Средняя продолжительность рабочего дня и среднее количество дней, отработанных одним рабочим за год, были получены с использованием следующих данных учета на предприятии: среднесписочная численность рабочих за год, общее количество человеко-дней и человеко-часов, отработанных всеми рабочими за год. Задача должна быть решена способом цепных подстановок.

РЕШЕНИЕ

По данным приложения 4

средняя про­должительность рабочего дня (П)

Пбаз = 5 час

Потч = 5 час

среднечасовая выработка од­ного рабочего (Вчас)

Вчасбаз = 85 руб/час

Вчасотч = 89 руб/ час

Среднее количество дней, отработанных одним рабочим (Д)

Дбаз = 230 дней

Дотч = 230 дней

Выработка среднегодовая = Д х П х Вчас

Выработка среднегодовая баз = 230 х 5 х 85 = 97750 руб.

Выработка среднегодовая отчет = 230 х 5 х 89 = 102350 руб.

На изменение среднегодовой выработки влияет только изменение часовой выработки, т.к. ни продолжительность рабочего дня, ни среднее количество дней, отработанных одним рабочим не изменилось.

4600 = 4600

Таким образом, увеличение среднегодовой выработки на 4600 руб. произошло за счет увеличения часовой выработки рабочего с 85 до 89 руб/ час.

Задача №2.

С использованием способа абсолютных разниц необходимо оценить влияние изменения в отчетном году по срав­нению с базисным пяти факторов - среднечасовой выработки од­ного рабочего (Вчас), среднего количества дней, отработанных одним рабочим за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П), среднесписочной численности всех работающих на предприятии (Чобщ) и удельного веса рабочих в общей численно­сти работающих - на_ изменение объема производства.

Средне­списочная численность работающих рассчитана на основе дан­ных учета использования рабочего времени за год; удельный вес рабочих в общей численности работающих - как отношение среднесписочной численности рабочих (Чраб) к среднесписочной численности работающих (Чра б) за период; среднее количество дней, отработанных одним рабочим - с использованием значений общего числа человеко-дней, отработанных всеми рабочими, и среднесписочной численности рабочих; средняя продолжитель­ность рабочего дня - с использованием данных об общем количе­стве человеко-часов, отработанных за год всеми рабочими, и зна­чений среднесписочной численности рабочих и среднего количе­ства дней, отработанных одним рабочим за год; среднечасовая выработка одного рабочего - с использованием значений годово­го объема производства, среднесписочной численности рабочих, среднего количества дней, отработанных одним рабочим за год, и средней продолжительности рабочего дня.

РЕШЕНИЕ

- объем производства

Чобщ - среднесписочная численность всех работающих на предприятии

- удельный вес рабочих в общей численно­сти работающих

Д - среднее количество дней, отработанных одним рабочим за год

П- средняя продолжительность рабочего дня

В час - среднечасовая выработка од­ного рабочего

По данным приложения 4

Среднесписочная численность всех работающих на предприятии

Чобщбаз = 20 чел

Чобщотч = 17 чел

удельный вес рабочих в общей численно­сти работающих рассчитан по формуле

= Чраб/ Ч общ

баз = 16/20 = 0,8

отчет = 16/ 17 = 0,94118

Д - среднее количество дней, отработанных одним рабочим за год

Дбаз = 230 дней

Дотч = 230 дней

средняя про­должительность рабочего дня (П)

Пбаз = 5 час

Потч = 5 час

среднечасовая выработка од­ного рабочего (Вчас)

Вчасбаз = 85 руб/час

Вчасотч = 89 руб/ час

баз= 1564000 руб.

отч = 1637606 руб.

= отч - баз

= 73606 руб.

Влияние изменения среднесписочной численности всех работающих на предприятии на объем производства

За счет снижения общей численности работающих объем производства снизился на 234600 руб.

Влияние изменения удельного веса рабочих в среднесписочной численности всех работающих на предприятии на объем производства

= 234606 руб.

За счет роста удельного веса рабочих в общей численности работающих объем производства увеличился на 234606 руб.

Влияние изменения числа дней работы

Дотч = Д баз = 230 дней, поэтому данный фактор влияния на изменение объема производства не оказывает

Влияние изменения продолжительности рабочего дня

Потч =Пбаз = 5 час, поэтому данный фактор влияния на изменение объема производства не оказывает.

Влияние изменения часовой выработки рабочего

Рост часовой выработки на 4 руб в час. Обеспечивает рост объема производства на 73600 руб.

Проверка

-234600 + 234606 + 73600 = +73606 руб.

Таким образом, рост удельного веса рабочих и рост часовой выработки приводит к росту объем производства, а снижение общей численности вызывает снижение объема производства. Суммарное влияние факторов обеспечивает рост объема производства на 73606 руб.

Задача №3.

Необходимо оценить влияние изменения суммы материальных затрат на производство продукции (МЗ) и материалоотдачи (МО) на изменение объема производства в отчетном году по сравнению с базисным. Оценку следует произвести с ис­пользованием интегрального способа с равным распределением неразложенного остатка.

РЕШЕНИЕ

, где

МЗ – сумма материальных затрат на производство продукции

МО – материалоотдача

По данным прил. 4

МЗбаз = 0,8 млн. руб.

МЗотч = 1,1 млн. руб.

Из решения задачи 2

Qбаз = 1,564 млн. руб.

Qотч = 1,638 млн. руб.

Материалоотдача рассчитана по формуле

МО = Q/МЗ

МОбаз = 1,955 руб/руб

МОотч = 1, 4887 руб/ руб.

= 73606 руб.= 0,074 млн. руб.

Изменение объема производства за счет изменения материальных затрат

Рост материальных затрат на 0,3 млн.руб. приводит к росту объему производства на 0,5165 млн. руб.

Изменение объема производства за счет изменения материалоотдачи

Снижение материалоотдачи с 1,955 руб/руб до 1,4887 руб/ руб приводит к снижению объема производства на 0,443 млн. руб.

Проверка совместного влияния факторов

0,5165 – 0,443 = 0,0735 млн. руб. = 0,074 млн. руб.

Таким образом, факторы материальные затраты и материалоотдача действуют на изменение объем производства разнонаправленно: за счет роста материальных затрат объем производства возрастает, а за счет снижения материалоотдачи – объем производства снижается, общее изменение составляет 0,074 млн. руб. – рост объема производства.

Задача №4.

Оценить влияние изменения в отчетном году по сравнению с базисным доли активной части основных фондов в общей стоимости основных фондов и фондоотдачи активной час­ти основных фондов на изменение фондоотдачи основных фондов. В Приложении 4 приведены данные о среднегодовой балан­совой стоимости основных фондов в целом (ОФ) и активной час­ти основных фондов (ОФакт) на предприятии. Задачу следует ре­шить интегральным способом с пропорциональным распределе­нием неразложенного остатка.

РЕШЕНИЕ

Q = Фообщ х ОФ общ

Где ФО общ – фондоотдача основных фондов, руб/руб

ФО акт – фондоотдача активной части основных фондов, руб/руб

- доля активной части основных фондов в общей стоимости ОФ

Q – объем производства, млн..руб.

ОФ общ – стоимость основных фондов, млн. руб.

ОФ акт - стоимость активной части основных фондов, млн. руб.

По данным прил.4

ОФ общбаз = 6,4 млн. руб.

ОФ актбаз = 3,9 млн. руб.

ОФ общотч = 7,3 млн. руб.

ОФ акт отч = 4,2 млн. руб.

В соответствии с расчетами

баз =0,6094

отч = 0,5753

ФО общбаз = 1,564/6,4 = 0,24438 руб/руб

ФОобщотч = 1,638/ 7,3 = 0,22433 руб/руб.

ФОактбаз= 0,401 руб/руб

ФОактотч = 0,39 руб/руб.

Изменение фондоотдачи активной части основных фондов 0,39 – 0,401 = - 0,011 руб/руб.

Изменение фондоотдачи 0,22433 – 0,24438 = - 0,02 руб/руб.

Изменение удельного веса активной части основных фондов 0,5753 – 0,6094 = - 0,0341

Изменение фондоотдачи за счет фондоотдачи активной части основных фондов

= - 0,0065773 руб/руб

Изменение фондоотдачи за счет удельного веса активной части основных средств

= - 0,01342 руб/руб

Каждый из рассмотренных факторов снижает фондоотдачу основных средств, общая фондоотдача основных средств в целом снижается.

Совместное влияние факторов

- 0,0065773 + (- 0,01342) = - 0,02 руб/руб.

Изменение фондоотдачи 0,22433 – 0,24438 = - 0,02 руб/руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Производство – центральное звено экономики, в котором создается конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами. Продукты труда классифицируются на средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары).

Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении на определенный период (год, квартал, месяц). Производственная программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности.

Предприятия промышленности формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей.

Производственная программа состоит из трех разделов: план производства продукции в натуральном выражении; план производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции; план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.

К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Повышению прибыли организации способствуют:

1. рост объема производства;

2. повышение качества и выпуск конкурентоспособной продукции;

3. улучшение ассортимента и структуры товарной продукции;

4. снижение брака;

5. мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

Решение поставленных задач и реализации этих мероприятий позволяет управлять объемом производства и продаж, повышать прибыль и рентабельность деятельности организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.
- М., Финансы и статистика, 1998, - 415с.

2. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предпри­ятия: Учебник.- М.: 2000.- 424 с.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предпри­ятия: 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: ИП "Экоперепектива", 2005. - 498с.

4. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): Учебник
/И.В. Сергеев, И,И. Веретенникова.- 3-е изд., перераб. и доп..- М: Велби, Проспект, 2005,- 552 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  580  581  582   ..